Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю о Закхее. Преподобного Павла Фивейского 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , О Закхее , Преподобного Павла Фивейского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крещения Господня Церковь вступает во время подготовки к Великому Посту. Завтра мы услышим Евангелие о Закхее, а затем будет Неделя мытаря и фарисея, и прозвучит первое великопостное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На предстоящей неделе — праздники преподобных отцов, которые просияли в подвиге покаяния и поста: таких, как Антоний Великий, Макарий Великий и Евфимий Великий; как святители Кирилл и Афанасий Александрийские, связанные с подвигом преподобничества; как преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия, игумена Радонежского, и как преподобный Максим Исповедник. Сегодня память преподобного Павла Фивейского, который является отцом православного монашества. Он жил в IV веке. Когда начались гонения на Церковь Христову при императоре Декии, он бежал в пустыню Фиваидскую, которая находится в Египте, и, поселившись в пещере у скалы, в течение более чем девяноста лет жил в уединении, никем не знаемый, кроме Бога. Он питался пищею, которую ему приносили вороны (это были хлеб и финики), и одевался листьями пальмового дерева. О жизни Павла Фивейского стало известно от другого столпа монашества — преподобного Антония Великого, которому было откровение от Бога после дивных подвигов в пустыне. Когда преподобному Антонию пришел помысел, что нет, наверное, никого, кто был бы выше его в подвиге подвижничества, Господь сказал ему: «Антоний, ты не знаешь человека по имени Павел, который выше тебя. Он живет в глубине пустыни. Иди и узнай, что это за человек». Преподобный Антоний отправился в глубь пустыни, и ангел-хранитель помог ему найти подвижника, который вышел из пещеры, когда Антоний к ней приблизился, и назвал его по имени. Они обнялись, и между ними произошла длительная, благодатная беседа о тайнах жизни, о тайне Бога и человека, во время которой к ним прилетал ворон и приносил хлеб, чтобы подкрепить их телесные силы.

http://moral.ru/слово-в-неделю-о-закхее-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вознесенский женский монастырь в Кремле Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории. Плач Евдокии Московский Кремль. Вознесенский монастырь Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг. Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

http://pravoslavie.ru/775.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Афанасий Великий Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие Краткая биографическая справка: АфанасийВеликий, епископ Александрийский (ок.295–373) [греч] – святой, память 18 января. Авторитетнейший богослов и церковный деятель своего времени. Был одним из близких к епископу Александру людей и сопровождал его на Никейский собор; после смерти Александра в течение 45 лет, до самой смерти, был епископом Александрии, но значительную часть этого срока А.В. вынужден был провести в изгнании, – пять раз он оставлял кафедру и возвращался на нее. Главным делом А.В., величайшей его заслугой перед Церковью  была борьба с арианской ересью. А.В. рассматривал божественность Иисуса Христа как основу христианской веры. Это не было отвлеченным знанием, но имело в высшей степени практическое значение, – от этого зависело спасение и обожение христианина.  Арианство разрушало эту доктрину, ибо нельзя обожиться без Бога. Другое важнейшее дело А.В. – посредничество между церковной иерархией и монашеством. В самом А.В. уживался епископ и аскет. Он. был в дружбе с Антонием Великим и Пахомием Великим, людьми, которых называют отцами монашества. Его характер как писателя сформировали прежде всего богословские споры его времени и пребывание в египетской пустыне у Антония Великого.  А.В. по праву считается первым агиографом. Созданное им " Житие св. Антония " оказало огромное влияние на распространение монашеских идеалов, на дальнейшее развитие этого жанра, а также во многом и на всю мировую литературу.

http://bogoslov.ru/person/2598920

Сортировать по Исключить новости Именины в июне, православные праздники в июне На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. 1 июня, 2011 На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Чьи именины в июне? Какие православные праздники проходят в июне? Подробный список всех женских и мужских имён по датам Вы можете увидеть в данной статье! Именины в июне (как назвать мальчиков и девочек в июне) Именины в июне: 1 — Александр, Анастасия, Антон, Валентин, Василий, Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Ипполит, Корнилий, Максим, Матвей, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Сергей. 2 — Александр, Алексей, Иван, Иосиф, Никита, Тимофей. 3 — Андрей, Елена, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор. 4 — Владимир, Даниил, Захар, Иван, Макар, Михаил, Павел, Софья, Федор, Яков. 5 — Афанасий, Евфросиния, Леонтий, Мария, Михаил. 6 — Григорий, Иван, Ксения, Никита, Семен, Степан, Федор. 7 — Елена, Иван, Иннокентий, Федор. 8 — Александр, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар. 9 — Анастасия, Давид, Иван, Иона, Леонид, Леонтий, Нил, Петр, Федора, Ферапонт. 10 — Денис, Дмитрий, Елена, Захар, Игнатий, Макар, Никита, Николай, Павел, Петр, Софрон. 11 — Александр, Андрей, Иван, Константин, Лука, Мария, Фаина, Федот, Феодосия. 12 — Василий. 13 — Борис, Николай, Поликарп, Роман, Филипп, Христина. 14 — Валериан, Василий, Вера, Гавриил, Давид, Денис, Иван, Павел, Харитон. 15 — Иван, Никифор. 16 — Афанасий, Денис, Дмитрий, Лукьян, Михаил, Павел, Юлиан. 17 -Иван, Мария, Марфа, Мефодий, Митрофан, Назар, Петр, София. 18 — Игорь, Иона, Константин, Леонид, Марк, Михаил, Никандр, Николай, Петр, Федор. 19 — Виссарион, Георгий, Иларион, Иона, Сусанна, Фекла.

http://pravmir.ru/imeniny-v-iyune/

Учение о Троице и каппадокийцы Л. П. Карсавин. Святые отцы и учителя Церкви 1. Афанасий Великий не дожил до торжества Православия, может быть, потому, что сам был живым его торжеством. Умирая (373 г.) он, вопреки раздиравшим Церковь схизмам, которые продолжались и после смерти Валента (378 г.), мог с надеждой смотреть на ближайшее будущее. Омиусианство усиливалось и приобретало все больше сторонников. И было уже ясно, что спор между омиусианами и омоусианами превращается в спор о словах: сам Афанасий чувствовал уверенность в том, что омиусиане в конце концов примут Никейский Символ. Вместе с тем выросло молодое поколение никейцев. Галатия и Каппадокия во время борьбы за единосущие выдвинули видных ариан (Астерия, Эвномия), Маркелла и Фотина, но и главу омиусиан — Василия Анкирского. Здесь сохранились и знаменитые школы (стр. 89, 74, 124) и память о св. Григории Чудотворце. Евстафий Севастийский насадил здесь монашество; и его дело продолжил ученик его Василий Великий. Св. Василий и брат его св. Григорий Нисский родились в старой христианской семье в Неокесарии, сохранившей память о гонениях Диоклитиана и о св. Григории. Их друг св. Григорий Назианзский, или Богослов, был сыном назианзского епископа. Они учились в Кесарии, в Константинополе, где во второй половине IV в. Темиотий комментировал Аристотеля и Платона, в Афинах, где уже подготовлялся падающий на IV в. последний расцвет новоплатонизма. Все они изучали Оригена и являлись горячими, хотя и не слепыми, поклонниками великого александрийца. Василий и Григорий Богослов составили даже из его трудов хрестоматию под названием «Ори-геново Добротолюбие» (ριγνους Φιλοκαλα)43. Но они сумели оценить и Плотина, которым уверенно и безбоязненно пользовались; знали, конечно, и учеников его: Порфиря (ум. ок. 300 г.), Амелия (ок. 250), Ямвлиха (ум. ок. 350 г.): близкий к ним в учении о Троице, но еретичествующий в Христологии Аполлинарий Леоди-кийский написал подробное опровержение трактата Порфирия против христиан. К «каппадокийцам» же следует причислить и Амфилохия Иконийского (с 373 г.), друга Василия. С глубоким и разносторонним образованием «каппадокийцы» сочетали тяготение к монашеству. Св. Василий посетил славных отшельников Египта, Сирии и Мессопотамии, виделся позже (ок. 370 г.) со св. Ефремом Сирином и оставил монашескую жизнь лишь для того, чтобы выступить на защиту Православия (360 г.) и был посвященным в епископы (370 г.). Он является одним из основоположников восточного монашества, живущего и доныне по его «уставу».

http://sedmitza.ru/lib/text/443093/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Великие каппадокийцы А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Под этим именем прослыли в истории отцы второй половины IV в., завершившие формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Св. Троицы. Это были «земляки» — Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдаленными. Их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Аналогичные условия и результаты мы видим y нас в помещичьем классе около московского центра — губерний Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской. Чудо мировой известности русской литературы родилось тут, в этих дворянских гнездах, и в усвоении ими высот европейской культуры. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви — Каппадокийцев. Василий Великий (род. 329) — аристократ по плоти, a по фамильным преданиям героический слуга церкви. Его бабка Макрина в Диоклетианово гонение спасалась бегством в лесах. Отец был известный адвокат. Мать Эммелия — дочь мученика. Дядя — епископ. После домашнего образования с помощью нанимаемых учителей Василий посылался в Константинополь слушать уроки красноречия знаменитого на всю империю ритора Ливания. По тону своей религиозности Василий был аскет, как и родная сестра его Макрина. Но для Василия пустыня была только духовной школой и подготовкой. A желанной формой служения Христу и церкви было для него пастырство. Вероятно, он глубоко чувствовал живую правду слов великого апостола: «если кто епископства желает, доброго дела желает.» Но это не значит, что он «рвался в бой,» как, например, Афанасий Великий, на пылавших тогда напряженными битвами полях догматических сражений. По строю души своей он не был борцом. Он был осторожным и долготерпеливым эволюционистом. Но когда уже, двигаясь вперед, изменял свои догматико-богословские воззрения, то мужественно прерывал свою дружескую переписку со старыми друзьями. На светском, мирском поприще Василий, наоборот, естественно, без насилия над собой общался и делал нужные дела с чиновниками императора Валента, местным градоначальником Модестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435077/

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Комментарии Книга, известная в русской традиции под названием Псалтирь, в переводе Семидесяти толковников озаглавлена «Псалмы», а в еврейской традиции -«Книга Хвалений» или, реже, – «Книга Молитв». Порядок расположения гимнов в ней, по всей вероятности, складывался постепенно, по мере собирания псалмов и включения их в окончательный канон, в котором отражены два принципа подбора текстов: по именам писателей и исполнителей и по месту псалмов в богослужебном чине. Внутри сборника псалмы объединены в пять групп, что давало повод видеть в них аналогию с Пятикнижием. Пятикнижие – это обращение Бога к человеку, а Псалтирь – обращение человека к Богу. В еврейской Библии сто псалмов, а в греческом переводе несколько большее число их снабжено заголовками – надписаниями. В них говорится об авторах и исполнителях псалмов, о цели и поводе их написания, о способе и месте музыкального исполнения, о порядке пения, о музыкальных инструментах, о времени пения псалмов при богослужении, об их художественной форме и содержании. Некоторые надписания возникли, по-видимому, уже в христианскую эпоху. Несовпадение отдельных надписаний в еврейском и греческом варианте объясняется в одних случаях неточностями в переводе, дополнениями и пропусками, в других – своеобразием прочтения текста. Уже с первых веков христианства Псалтирь привлекала к себе совершенно особое, исключительное внимание святых отцов. Такие столпы христианской богословской мысли IV-V вв., как святители Афанасий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит Киррский и многие другие, составили пространные комментарии к тексту псалмов. В них применяются два способа истолкований: историко-грамматический («антиохийский»), приверженцами которого являются святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит Киррский, и аллегорический («александрийский»), более близкий архиепископу Александрии святителю Афанасию Великому . Первые из них раскрывают глубину прямого смысла слов, прилагая его и к жизни каждого человека, видят в тексте прообразы будущего; второй метод стремится выявить иносказание и таким путем дает возможность свободно соотносить псалмы с новозаветными событиями и жизнью Церкви, перенося образ врага из мира материального в мир духовный, так что враждебными силами оказываются не конкретные живые люди и народы, а духи злобы и те силы внутри человека, которые враждебны его душе, то есть гнездившиеся в нем страсти и пороки. С русским переводом этих комментариев читатель может ознакомиться в изданиях:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010