Афанасий Великий



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Шестоднев в контексте Священного Предания | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... как преподобный Иустин (Попович) и иеромонах Серафим (Роуз) ? Иногда говорят, будто буквальное прочтение Шестоднева характерно для Святых Отцов, принадлежащих лишь антиохийской школе, а александрийское богословие, якобы, рассматривало первую главу Книги Бытия аллегорически. Но это мнение представляет собой распространённое заблуждение и не соответствует истине. Приведем суждение трёх наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Последовательность дней творения имеет глубокий смысл, показывая значение каждой отдельной вещи» [15, сc. 75, 76, 77]. Святитель Афанасий Великий: «Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая воедино воды, явил сушу и произвёл на ней различные плоды; в четвёртый сотворил Солнце и Луну и весь звёздный сонм; в пятый­ создал животных в море и птиц в воздухе, в шестой сотворил четвероногих, живущих на земле, и, наконец, человека» [16, т. 2, с. 287]. Святитель Кирилл Александрийский при толковании слов Спасителя: Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю ( Ин. 2, 19 ) пишет: «Неужели же, скажи мне, Ему потребовалось бы ... далее ...
Таинство Святых Страстей | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... склоняет голову, в то время как Иисус сперва склонил голову, после чего, когда Он того захотел и соблаговолил, предал дух. Это Он имел в виду, когда говорил: «Имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10: 18 ) . Святой Иоанн Дамаскин в своем каноне пишет: «Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть поведена приступи Владыце живота». Сказав Свои последние слова, Христос предал дух и исполнил замысел величайшего таинства превечной Божественной воли. Тем самым, Он «в немощи», как пишет апостол Павел, осуществил свою миссию, возродив и воссоздав нашу искаженную сущность. Афанасий Великий в своей речи, посвященной Крестным Страстям Господа, говорит нам следующее: «Он спустился, чтобы подготовить наш подъем, познал опыт рождения, чтобы мы смогли познать любовь Нерожденного (Отца) . Он стал немощным, чтобы мы обрели силу и сказали, как Павел: “Всего могу достичь посредством Иисуса Христа, укрепляющего меня”. Палачи отнимают у него кожаные хитоны, в которые мы облачились в лице Адама, чтобы вместо них мы облеклись в Христа. Он пострадал за нас, заботясь о том, чтобы мы не познали боли. Спаситель забрал у них “трость”, чтобы не только избавить нас от обмана ... далее ...
Вопросоответы к Фалласию. Вопрос LX. | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... существенно и совершенным образом пребывали во всецелом воплощаемом Сыне, не воплощаясь Сами, но Один благоволя, а Другой содействуя в Воплощении самодействующему Сыну. Слово пребывало разумным и живым, никем другим не постигаемое по сущности, кроме одного Отца и Духа, и ипостасно соединившись по Человеколюбию [Своему] с плотию”. — Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М., 1993. С. 186–187. См. у святителя Афанасия: “неоспоримо то, что, прежде век положенный в основание, был сокровен в предведении Отчего ума тот Господень Человек, Которого имел создать от Марии”. — Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С. 472. “Хорошо и полезно для всех верных, при том или другом предметах, побеседовать о каждом из них, и в отдельности друг от друга; представить объяснение и того, и другого, то есть — и то, что относится к тайне Святой Троицы, и то, что относится к догмату о Воплощении Христовом, потому что Слово является одним из Лиц Святой Троицы, Которое приняло на Себя человеческое естество и спасло наше человеческое смешение, хотя и представляя это различными и особыми понятиями, а также и предварительными пояснениями, дабы не произошло ... далее ...
Из истории Западного БогословияИскать в Источникеpravmir.ru
... вечными оковами, получили свободу (Толкование на Пс XLVIII. 22) . Хотя эта точка зрения святителя Амвросия на искупление отвергается некоторыми Восточными святыми Отцами (например, святителем Григорием Богословом) , ее, скорее, следует ставить в один ряд с теорией Божественной хитрости, или обмана диавола, встречающейся у святителя Иринея Лионского, Оригена, святителя Григория Нисского и других греческих Отцов 8. Кроме того, по учению святителя Амвросия, смерть Христа была удовлетворением справедливому Божественному приговору, вынесенному в раю всему человечеству. Как и святитель Афанасий Великий, святитель Амвросий полагает, что этот Божественный приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. Поэтому “Спаситель, чтобы в Своем Лице исполнить приговор за все человечество, принял смерть, чтобы удовлетворить этому приговору Он Сам стал за нас проклятием, чтобы (Божие) благословение поглотило проклятие, непорочность сменила бы грех, милость приговор. (Так) человек был восстановлен в своих прежних правах, и так было выполнено условие Божественного приговора” (О бегстве от мира VII. 44) . Одновременно смерть Христа была умилостивительной ... далее ...
Чудо cвятого Спиридона Тримифунтского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души. Антон Соловьев Чудеса святого Спиридона Четвертый век нашей эры по праву можно считать золотым веком христианства. В 325 г. состоялся первый Вселенский собор, на котором был принят «Символ веры», кратко излагающий основные догматы православного вероучения. Этот век подарил нам множество святых и выдающихся богословов, среди которых - Николай Чудотворец, родоначальник монашества Антоний Великий, святой Афанасий Великий. Священнослужители в те годы были далеки от искушения властью и деньгами - ведь не прошло еще и двух веков, как приверженцев Христовой веры убивали за их убеждения. Молодая, но уже в полной мере осознавшая себя как реальная сила, способная нести свет и добро, христианская церковь и ее клир были образцом нравственных устоев для людей. Эта небольшая преамбула отнюдь не случайна. Ведь чтобы понять человека, тем более святого, необходимо проникнуться духом его времени. Итак, 343-й год от Рождества Христова. Остров Кипр, одна из жемчужин Византийского государства, нежился в ... далее ...
Андрей Солодков: «Где – спасение, а где – ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... Христом, апостольским преемством; преемники – епископы – есть живые носители Духа: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» ( 2 Тим. 1: 14 ) . В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это наследие Христа, рожденное в Духе: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2 Тим. 1: 6 ) . Дух Святой действует в Таинствах Церкви: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3: 5 ) . Святитель Афанасий Великий пишет: «Через приобщение Духа соделываемся мы причастниками Божественного естества» [34]. Святитель Ириней Лионский учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Святой Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос. «Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало, после сего, сделавшись Человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа» [35]. Ниспослание произошло во время Пятидесятницы, когда Дух Святой «новым образом излился на человечество по всей ... далее ...
Пасхальное послание Патриарха Кирилла — ...Искать в Источникеelitsy.ru
... грехов ( Еф. 1: 4-5; 7 ) . Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию. Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти) . Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке. Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи ( см. Лк. 12: 16-21 ) , когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, ... далее ...
4 июня - память II Вселенского Собора Пролог, ...Искать в Источникеzakonbozhiy.ru
... в наши дни необыкновенное воодушевление богословов IV века может показаться удивительным, но для отцов Церкви споры о том, как и во что верить, были равносильны исполнению воли Бога, благоволившего явить Себя людям. Здесь не могло быть праздным ни одно слово; для епископов, собравшихся в Константинополе, утверждение общих для всех христиан оснований учения о Боге было делом жизни. Это был уже Второй Собор в истории Церкви, созванный через пятьдесят с лишним лет после Первого, участниками которого были великие святые — Святитель Николай из Мир Ликийских, Спиридон Тримифунтский и Афанасий Великий. По представительству он был равен предыдущему — на нем присутствовали почитаемые всей Церковью Святители Григорий Богослов, брат Святителя Василия Великого Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский. Особенностью же этого Собора было то, что он получил признание как Вселенский не по составу участников — он охватывал Восточную часть Церкви — но в силу исключительной значимости принятых на нем решений. Что же заставило восточных богословов собраться спустя полвека после победы Православия на первом Вселенском Соборе? Поводом для беспокойства на этот раз послужило то, что ... далее ...
Святитель Спиридон ТримифунтскийИскать в Источникеchurch.ua
... ) . Из книги монахини Нектарии ( Мак-Лиз ) “Евлогите” …Будучи в епископском сане, Святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим, целью которого было определение основных истин Православной веры. Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор. Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось ... далее ...
Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, ...Искать в Источникеprihod.ru
... по слову преподобного Иустина Челийского, «всеми своими силами совершает одно: обезбоживает и обесчеловечивает человека» (прп. Иустин) Попович (, Философские пропасти) . И мы видим, в каком адском состоянии порой пребывает человек, утративший дарованное Творцом достоинство. Церковь же от имени Бога, неустанно возвещая людям великую радость ( Лк. 2: 10 ) о рождении Спасителя, призывает всякого земнородного уверовать и измениться к лучшему. Она предлагает путь восхождения: от богоискательства — к Богопознанию, от Богопознания — к Богообщению, от Богообщения — к Богоуподоблению. Святитель Афанасий Великий, живший в IV веке в Александрии, в потрясающих словах выразил цель пришествия в мир Спасителя: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Не по своей природе, а по Божественной благодати. Весь многовековой опыт Церкви свидетельствует: подлинное преображение, обожение совершается действием благодати посредством добровольного соработничества Бога и человека. И достигается оно трудом, в послушании Творцу, а не принятием диавольского искушения змия, предлагавшего нашим прародителям вкусить от древа познания добра и зла и тотчас стать как боги ( Быт. 3: 5 ) . Каждый, ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"