Афанасий Великий



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Путеводитель по православной вере - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... тот сложил с себя воинское звание, но похвалил великую его веру ( см. : Мф. 8: 5–13; Лк. 7: 1–10 ) . Более того, первым христианином из язычников стал другой римский сотник Корнилий ( см. : Деян. 10: 1–33 ) , на примере которого Бог показал, что призывает к Себе и язычников. Допуская воинскую службу, Священное Писание допускает, стало быть, и главное назначение армии оберегать государство и его подданных от внутренних смут и нападений извне. С другой стороны, послушание государственным законам требует от подданных жертвовать собой для защиты государства и отечества. Не случайно святой Афанасий Великий говорит, что хотя христианское учение запрещает убийство, «но убивать врагов на поле законно и похвалы достойно» 147. Та же мысль у святого Василия Великого: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия» 148. О налогах же в пользу государства имеем самое недвусмысленное повеление Господа: отдавайте кесарево кесарю ( Мф. 22: 21 ) . Поэтому и апостол Павел увещевает христиан беспрекословно воздавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк ( Рим. 13: 7 ) · Итак, существование государства и ... далее ...
Именины в мае | Православные праздники в маеИскать в Источникеpravmir.ru
... древней грузинской династии Багратидов, она с 1178 г. являлась соправительницей своего отца Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: она отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии. Во время исторической битвы 1204 г. войско Тамары разбило коалицию мусульманских правителей, требовавших, чтобы Грузия отказалась от христианства. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа и скончалась в 1213 г. Ее память празднуется также в Неделю жен-мироносиц. Свт. Афанасий Великий 15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные ... далее ...
Выйти из тюрьмы своего "я" и... остаться одиноким ...Искать в Источникеpravmir.ru
... что не имеет бытия-самого-по-себе, но бытие дано ему Творцом, во многом обусловлен, увы, и грехопадением, впадением в зависимость от последствий грехопадения: смертности, уязвимости, законов наследственности, сил природы, давления общества и так далее. Но, тем не менее, человек не «слиян» ни с обществом, как учили марксисты-ленинисты, ни с природой, как то видится иным агностикам, ни с Богом, как трактуют пантеисты. Человек – образ Божий, но не тождественен Богу. Он рожден свободным и потому может стать и подобием Бога, в каком-то смысле равным Ему, в том смысле, в котором святитель Афанасий Великий говорил о вочеловечении Бога как о залоге обожения человека. Именно этому обожению человека так противится сатана: каждый грех по сути своей есть исковерканное, испорченное добро, и на важнейшем Богоданном свойстве, на личностности, в нас и паразитирует то, что мы называем «гордыней». Человек есть личность, и онтологическое одиночество, терзая его как следствие падения, становится во Христе одиночеством-спасением, одиночеством – свободно принятым и осознанным следованием за Христом во мрак гроба за светом Воскресения, одиночеством, принимаемым отныне не как проклятие, а как ... далее ...
Патриарх Кирилл: Принимая христианство, Русь ...Искать в Источникеpravmir.ru
... идут войны, скрещиваются интересы различных сил и центров влияния. Восточная Римская империя, крупнейшее христианское государство Средневековья, ставшее для русских источником Благовестия, тоже никак не может считаться только европейской державой. При том, что культурной основой Византии несомненно был греко-римский мир, и греческий язык был языком межнационального общения, она включала в себя пространства трех континентов. Антиохиец — Иоанн Златоуст; сириец — Иоанн Дамаскин; происходивший из земель Междуречья (территория современного Ирака) — Даниил Столпник; уроженец Египта Афанасий Великий; рожденный на европейском берегу Босфора Феодор Студит, как и многие другие были выходцами из разных частей света. Восточное христианство не разделяло между собой Европу, Азию и Африку, не стремилось к культурному обособлению какой-то якобы избранной, особо одаренной в культурном плане территории или группы народов, но несло христианские дары всем окрестным континентам. В этом проявлялся универсализм Византийской цивилизации. Когда мы говорим о цивилизациях как об особых культурно-исторических типах, обозначенных еще Николаем Яковлевичем Данилевским, на первое место ... далее ...
Против ПраксеяИскать в Источникеpravmir.ru
... лишь в IV в. Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) — характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже § 9) . Поэтому здесь слово “Дух” означает духовную природу Слова Божия. Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией) . Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий, не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан I, 14; II, 33; III, 15. — Святитель Афанасий Великий. Указ. соч. Т. II. С. 195, 305–306, 388–389. Возможный вариант перевода: ‘поскольку Один отличается от Другого образом Своего бытия’. Еще один вариант перевода: ‘поскольку Один от Другого отличается мерою’ (см. ниже противопоставление: часть — целое) . Другой вариант перевода: ‘Он боялся одного — солгать, [Он боялся также] Самого Себя как Творца истины и Самой Истины’. Еще один вариант: ‘Он боялся одного — солгать, что Сам Он одновременно есть Виновник ... далее ...
Что есть истина? Бог есть истинаИскать в Источникеpravmir.ru
... Скорее, наоборот. Больше того, в советский период всё-таки отношения между людьми были лучше. А сейчас, когда христианство возрождается, то отношения, не сказать, чтобы они наполнены любовью, а скорее наоборот. Вот как Вы это видите, почему? — Дело вот в чем. Это вопрос, который действительно возникает в сознании очень многих: что происходит с мировой историей. Знаете, любопытнейшая совершенно вещь, что великие святые, которые жили в четвертом, пятом, в шестом, седьмом веках, то есть еще в первом тысячелетии, о чем говорили? Что уже не будет таких святых, какие есть вот в данную эпоху. Афанасий Великий (вы знаете, есть такие Великие, которых Церковь так называет) говорил: «Мир пришел от тьмы к свету». Он говорил о чем? Это было язычество и так далее. Пришел свет — христианство. «А идет и закончится от света к тьме». В чем вопрос? В чем причина? Вы знаете, происходит какое-то всё-таки вырождение человечества. Это я пытаюсь ответить. Вы знаете, возьмите, вот стоит дерево, дуб — несокрушимый, мощный. Кажется, никогда во веки веков он не упадет. Падает. Видимо, я думаю, человечество так же вырождается духовно, я уж не говорю физически, это мы все сами видим, психически — ... далее ...
Ереси в истории Церкви: от Оригена до Аполлинария ...Искать в Источникеpravmir.ru
... охлаждается, деградирует, облекается в тела, в плоть. Ориген, внеся в свою систему эти элементы платонизма, поставил под вопрос свое Православие. Хотя он претерпел гонения в 251–252 годах, а через полгода после пыток скончался. Его почитали как исповедника и мученика, его гробница долго посещалась. Вечность Оригена Многие вещи в богословии в то время были еще не разрешены, и богословие Оригена давало возможность для целого спектра пониманий. На что оно опиралась? Во-первых, Ориген еще не научился различать в Боге актов природы и актов воли, для него они совпадали. Позже это формулировали Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин. Ориген этого еще не знал. С другой стороны, главное, что двигало Оригеном — Вечность. Вечность — это высшая ценность. Бог вечен, поэтому мир, который мы наблюдаем во всем его многообразии, тоже вечен. Возникает вопрос: почему в многообразии мира происходит деградация? По мысли Оригена, оно происходит потому, что изначально сотворенное было равным для всех, и люди, и ангелы в какой-то момент утрачивают интерес к Богу, начинают постепенно остывать, отклоняться от Бога, облекаться в тело (что уже деградация) , а некоторые проваливаются еще ниже и становятся ... далее ...
Вода живая. Опыт истолкования библейского символа ...Искать в Источникеpravmir.ru
... и обеты не приносили никакой пользы и погибали напрасно. Посему говорит Бог: «Оставиша Мене источника жизни; и пошли и ископали себе кладенцы сокрушенные, богов, которые не имеют силы даровать жизнь чтителям их, потому что не имеют ее и сами»” 8. А между тем животворящий источник Божественной благодати для еврейского народа никогда не иссякал, питая и поддерживая его во все периоды ветхозаветной эпохи. Важно отметить и то, что под “потоком сладостей” ( см. Пс 35: 9 ) Святые Отцы нередко понимали не просто и не только божественную благодать. “Поток сладости есть Христос”, — пишет свт. Афанасий Великий 9. Авва же Исихий учит так: “По­ток сладости суть Христовы страдания. Поток: поелику производился среди зимы нашего греха, когда всякая добродетель, а особенно любовь к Богу от охлаждения была мертва Прилично сказать — сладости; ибо Христос весьма услаждался страданиями за нас” 10. Образ бурного водного потока, раскалывающего мертвенность безжизненной зимы, дабы даровать весеннюю радость воскресения всему сущему, кажется нам образом отнюдь не “южным”. Не пустыни Палестины и Египта видятся здесь, но вспоминаются снега наших “северных” зим. И тем более ярко, тем более объемно ... далее ...
Догмат о Пресвятой Троице | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... кроме верховного Бога, множество низших божеств — эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только оцин. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», — говорит святой Афанасий Великий[1]. Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком) . Святой Иоанн Дамаскин вкратце обобщает все, что было сказано древними отцами в подтверждение истины единобожия (монотеизма) . Он пишет: «Бог совершенен и не имеет недостатков и по благости, и по премудрости, и по силе, безначален, бесконечен, присносущ, неограничен и, словом сказать, совершенен по всему. Итак, если допустим многих богов, то необходимо будет признать различие между этими многими. Ибо если между ними нет никакого различия, то ... далее ...
3 новые проблемы богословия | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... богословие нам настолько знакомо, что мы думаем, что нам известно, что это такое. В наше время богословие делится на различные дисциплины: библейское богословие, триадология, пневматология, мариология, экклезиология и прочие. Мы думаем, что это такие категории богословия. И когда мы возвращаемся к отцам Церкви, то вспоминаем, что IV век – это эпоха дебатов по поводу учения о Святой Троице (триадологии) , что I Никейский собор в 325 году и I Константинопольский собор в 381 году выработали это богословие. А в последующие века шли споры по поводу христологии. Но это нонсенс, чепуха. Святой Афанасий Великий и его соратники не думали, что занимаются триадологией, что они собрались на Никейском соборе, чтобы вырабатывать богословие. Святой Кирилл Александрийский не проснулся однажды и не сказал: «Отлично, с Троицей разобрались, поехали теперь в христологию». Причина, по которой мы разделяем историю Церкви на такие категории, в том, что такие категории содержатся в наших догматических книжках: у нас есть глава, посвященная учению о Троице, затем идет глава по христологии и т. д. Но если мы берем святых отцов и читаем их историю через призму этих категорий, то мы рискуем ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"