Да будут все едино//ЖМП. 1994. 4. С. 136). Выработанные документы были представлены на рассмотрение и утверждение священноначалия Поместных Православных Церквей и Древних Восточных Церквей, но в результате согласие с документами высказали только К-польский и Румынский Патриархаты. В РПЦ изучение предложений Смешанной комиссии осуществлялось синодальной Богословской комиссией (1994-1997). По ее рекомендации Архиерейский Собор в 1997 г. постановил, что «заявление не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между правосл. Церковью и Древними Восточными Церквами, т. к. содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В связи с этим выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточноправославной традиции». Поскольку результаты богословских собеседований с Древними Восточными Церквами не удовлетворили большинство правосл. и Восточных Церквей, было решено возобновить работу Смешанной комиссии по диалогу. 1-е заседание обновленной комиссии состоялось в марте 2005 г. в Шамбези и было посвящено предварительному обсуждению тем и перспектив диалога. С Римско-католической Церковью В 1961 г. I Всеправославное совещание поставило вопрос и о взаимоотношениях с Римско-католической Церковью. В частности, было признано полезным изучение положительных и отрицательных моментов в отношениях между Церквами по вопросам о вере, об управлении, о церковной деятельности (особенно о пропаганде, о прозелитизме, об унии), а также установление отношений в духе христ. любви. В 1963 г. Предстоятели автокефальных правосл. Церквей получили письма от кард. Беа, руководителя Секретариата по христианскому единству Римско-католической Церкви, с предложением направить правосл. наблюдателей на 2-ю сессию II Ватиканского Собора. Это послужило поводом для созыва II Всеправославного совещания, к-рое должно было обсудить это предложение и в целом определить отношение правосл.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Проведенный уполномоченным по делам религий по Москве опрос выяснил: несмотря на то что почти все епископы по требованию властей осудили обращения Якунина и Эшлимана, часть священнослужителей положительно оценила их выступления (по итогам «изучения настроений церковников» некоторых священников уполномоченный охарактеризовал как «активных единомышленников антисоветской группы Левитина-Эшлимана»), выступая за частичное выполнение их требований. Так, прот. В. Шпиллер охарактеризовал деятельность Якунина и Эшлимана как «провокационную», предложил в целях противодействия их выступлениям разработать новый вариант положения о приходах, потому что иначе может возникнуть угроза церковному единству. В 1971 г. свящ. Георгий Петухов, настоятель Богоявленского храма в Коломне, отправил открытое письмо участникам Архиерейского Собора 1971 г. с просьбой отменить приходскую реформу 1961 г. В 1976 г. получил распространение доклад заштатного свящ. Сергия Желудкова на имя патриарха Московского и всея Руси Пимена о правовой дискриминации в пенсионном обеспечении церковных работников. В 1978 г. в самиздате вышел альбом «Разрушенные и оскверненные храмы», где указывалось, в частности, что в Москве из 520 дореволюционных церквей для служб открыты ок. 40, сохранили свой архитектурный облик и реставрированы ок. 100, остальные церкви перестроены или уничтожены. Альбом был переиздан в 1980 г. в изд-ве «Посев» во Франкфурте-на-Майне. В 1979 г. в изданиях Кестонского института (Лондон) и в «Вестнике Русского христианского движения» 130, 131) были опубликованы секретные документы, полученные из СССР: отчет о работе СДР, написанный зам. председателя СДР В. Г. Фуровым для членов ЦК КПСС («Доклад Фурова»), и ок. 20 справок о «доверительных беседах» сотрудников СДР с иерархами РПЦ, среди к-рых особое место занимали беседы уполномоченного Плеханова с патриархом Пименом. В 1979 г. против правозащитницы Т. Н. Щипковой, выпускавшей самиздатский правосл. ж. «Община», было сфабриковано уголовное дело: ее обвинили в избиении 20-летнего дружинника.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Власти не смогли закрыть приходы в Тулуне Иркутской области, в Сучане (Партизанске) и на станции Лазо Приморской области – из-за сопротивления верующих. Чудесным образом после отставки Хрущева удавалось и открывать приходы в таких неожиданных местах как Комсомольск-на-Амуре (именно чудесным образом и благодаря «белым платочкам» - бабушкам). Усилиями владыки Вениамина в Иркутско-Читинской епархии среди духовенства было больше чем где-либо в СССР молодых людей до 40 лет.  «Православная энциклопедия» в статье об Иркутской епархии характеризует владыку Вениамина (Новицкого) таким образом: « Стремился к независимости епархиального управления от светской власти. Владыка проводил самостоятельную кадровую политику, подвергал критике государственную атеистическую пропаганду, выступал с инициативой пересмотра навязанной Церкви государством в 1961 г. реформы приходского управления… Уполномоченные Совета по делам РПЦ по Иркутской области неоднократно предлагали своему руководству перевести архиепископа Вениамина в другую епархию». Уполномоченные по делам религий, эти невольные историки Церкви советских времен, сообщали подробности о жизни владыки Вениамина и свидетельствовали о его духовном, молитвенном и активном образе жизни. «…Архиепископ Вениамин за полтора года исповедовался 30 раз» - писал недовольный частотой архиерейской исповеди уполномоченный И.Житов в своих отчетах в 1959 году. «Архиепископ Вениамин ежедневно молится в церкви с 9 часов до 12 часов, завтракает и с 1 часу дня работает в кабинете. Иногда сам служит в качестве священника с диаконом. Много справляет архиерейских церковных служб. Глядя на него, служащие епархиального управления и собора стали посещать церковную службу ежедневно. В соборе установлен микрофон и усилители, возгласы, чтение и пение слышны всюду во всех уголках собора. Сам молится усердно, любит пение хора, укрепляет хор, подбирает протодиаконов, обставляет службу торжественно. ... Редко слушает радио, мало читает газет и журналов, избегает суждений на темы внутренней и международной жизни Советского Союза» - сообщалось Житовым.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

С., в состав к-рого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия Патриархом Московским и всея Руси. После кончины Патриарха Сергия 21-23 нояб. 1944 г. состоялся А. С., в к-ром участвовало уже 50 епископов РПЦ. Задачей Собора была подготовка к созыву Поместного Собора для избрания Патриарха. Поместный Собор, состоявшийся 31 янв.- 2 февр. 1945 г., избрал Святейшим Патриархом митр. Ленинградского Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви». В «Положении» сказано: «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев и председательствует на Соборе», о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву Поместного Собора» (I 7). «Положение» т. о. впервые вводит законодательное различение 2 инстанций высшей церковной власти: Поместный Собор и А. С., не предусматривая при этом периодичности в их созыве. На основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви» А. С. созывались в 1961, 1971 и 1988 гг. (два последних Собора для подготовки предстоявших Поместных Соборов). Поместный Собор, состоявшийся с 6 по 9 июля 1988 г., принял Устав об управлении Русской Православной Церкви. Высшими органами церковной власти и управления в соответствии с Уставом являются Поместный Собор, А. С. и Свящ. Синод во главе с Патриархом, при этом Устав ставит А. С. в подчиненное положение по отношению к Поместному Собору, к-рый созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Свящ. Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. В его состав входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне (II 2). В период между Поместными Соборами полнотой высшей церковной власти обладает А. С. (III 2). В соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви в редакции 1988 г. очередные и внеочередные А.

http://pravenc.ru/text/Архиерейский ...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Смысловое содержание приходской административной системы в 1961 г. и его изменение в 1988 г. В статье кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова прослеживается путь системы приходского управления от состояния упадка, причиной которого стали изменения в церковном законодательстве о приходских общинах, принятые на Архиерейском соборе в 1961 году, к восстановлению канонической ее формы в новом Уставе об Управлении Русской Православной Церкви в 1988 году. Статья Основополагающим для канонического устройства и жизненно важным документом для Русской Православной Церкви стал утвержденный на Поместном соборе в 1988 г. Устав об управлении Русской Православной Церковью, принятый вместо существовавшего до этого времени Положения об управлении Русской Православной Церкви 1945 года с внесенными в 1961 году изменениями в части приходского управления. Именно эти структурные изменения в управлении приходом, утвержденные затем на Поместном Соборе 1971 года, уже в 1988 году характеризовались как «не содержащие в достаточной степени общепринятых в православии законов», которые «не давали ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высшей иерархии, так и рядовых священнослужителей и верующих» . Принятый Поместным собором в 1988 году Устав в XV главе п.2 отменял принятые на Архиерейском соборе в 1961 году поправки . Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками.

http://bogoslov.ru/article/5023654

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Сопротивление духовенства реформе приходского управления 1961 года Реформа приходского управления, принятая на Архиерейском соборе 1961 года, негативно сказалась на всем строе приходской жизни. Принятая под нажимом властей, она была нацелена разрушить церковную жизнь и поспособствовать уничтожению Церкви. Каким было сопротивление прихожан этой реформе? Внесла ли деятельность верующих какой-либо вклад в изменение церковно-государственных отношений? Об этом непростом периоде для Русской Православной Церкви пишет кандидат богословия протоиерей Дмитрий Сазонов. Статья На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем 18-19 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре, было принято решение о внесении изменений в IV раздел «Положения об управлении Русской Православной Церкви». В соответствии с изменением «Положения об управлении» руководство хозяйственно-финансовой жизнью прихода должен был осуществлять исполнительный орган приходской общины верующих – двадцатка, на настоятеля и других священников прихода возлагалось только духовное руководство прихожанами. Фактически священник был поставлен в положение нанимаемого приходом лица, не имеющего прав и власти вмешиваться в действия исполнительного органа . Изменение положения о приходах оказало самое негативное влияние на церковную жизнь, в первую очередь, на структуру самого иерархического управления. Приходские организации, формально подчиняясь церковной власти, фактически стали подчиняться исполнительной местной власти, которая, в силу возложенных на нее государством полномочий и согласно новым инструкциям, осуществляла свой надзор и контроль над приходскими организациями. Реформой церковный народ, по замыслу партийных идеологов, на «законных» основаниях фактически был отделен от пастырей, что должно было способствовать разложению церковных структур и постепенной ликвидации церковной организации. 

http://bogoslov.ru/article/4786144

Так, в Костромской епархии на 01.01.1961 года было 77 священников и 3 диакона, а на 01.01.1962 года стало 70 священников и 5 диаконов . В Тульской области на 1 января 1961 года служили только 51 священник и 10 диаконов, действующих церквей имелось 32 . Большой вред духовной жизни приносила и частая смена управляющих епархиями. Так, в Костромской епархии в течение только 1961 года сменилось 4 архиерея: архиепископ Пимен, архиепископ Иоанн, епископ Донат и епископ Никодим. Уполномоченный по Костромской области в своем отчете писал об этом: «Пимен – выбыл из области в марте 1961 года, будучи одновременно управделами Московской Патриархии. Большую часть времени находился в Москве, Костромской областью интересовался мало, за пределы Костромы не выезжал. Иоанн – получив назначение от Патриархии к управлению епархии не приступал – ушел за штат. Донат – прибыл из Новосибирской области в мае 1961 года, уволен 15 июля 1961 года. Имел крупные неприятности в прежней епархии. Вел себя крайне осторожно, за пределы областного центра не выезжал, влияния на религиозную жизнь не оказывал. Никодим – зарегистрирован 12 августа 1961 года. С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» . 1) Итак, Архиерейский Собор 1961 года в очередной раз показал, как государственная власть делает попытки легализации своих непопулярных решений в глазах верующих масс с привлечением церковной иерархи. Инициированная советскими органами власти реорганизация приходского управления 1961 года стала очередным непопулярным решением, которое руководство Церкви объективно вынуждено было принять под мощным государственным давлением. 2) Церковные советы, ставшие полноправными хозяевами на приходах, зачастую комплектовались из людей неверующих, интеллектуально неполноценных, но в силу случая получивших возможность расхищать церковные средства и показывать свою «власть» над духовенством.

http://bogoslov.ru/article/3738150

Гавриил, архиепископ Монреальский и Канадский (Чемодаков Георгий Львович) Дата рождения: 2 июня 1961 г. Дата хиротонии: 7 июля 1996 г. Дата пострига: 1996 г. Страна: Канада Биография: Родился 2 июня 1961 г. в Сиднее, Австралия. В 1980 г. поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле , которую закончил в 1984 г. и в которой остался преподавателем русской культуры и иных предметов до 1989 г. В 1989 г. назначен келейником митрополита Виталия, а затем и епископа Манхэттенского Илариона. На этом послушании будущий владыка пребывал до 1996 г., когда он был пострижен в монашество. В пятое воскресенье Великого поста 1996 г. рукоположен архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром во иеродиаконы. В том же году, в праздник Входа Господня во Иерусалим, рукоположен митрополитом Виталием во иеромонахи. В праздник Рождества Иоанна Предтечи в 1996 г. хиротонисан во епископа Брисбенского, викария Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, но вскоре после этого был назначен на Манхэттенскую кафедру. В 2004 г. определен членом Предсоборной комиссии по устройству и проведению IV Всезарубежного Собора. 14 мая 2008 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ назначен управляющим Монреальской и Канадской епархией . Решением Архиерейского Собора РПЦЗ от 10-17 мая 2011 г. возведен в сан архиепископа. Епархия: Монреальская и Канадская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: bp_gabriel@yahoo.com Web-caйm: www.mcdiocese.com Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/113650.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010