Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. 18 апр. было подготовлено постановление Свящ. Синода (Синод заседал не в полном составе), в к-ром разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с др. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве приходом и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, к-рый нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление Свящ. Синода незамедлительно стало проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказали архиепископы Ташкентский Ермоген (Голубев) , временно уволенный от управления епархией, Винницкий Симон (Ивановский) , Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , епископы Новосибирский Донат (Щёголев) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Несогласие с решением Синода РПЦ выражали не только рус. архиереи, но и зарубежные правосл. епископы, Болгарский Патриарх Кирилл в послании Патриарху Алексию I, в частности, писал, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения. Подготовка Архиерейского Собора, призванного, по замыслу гос. власти, утвердить решение Синода, велась под жестким контролем Совета по делам РПЦ, о чем свидетельствуют дневниковые записи Патриарха Алексия. Для мн. участников Собора его открытие явилось неожиданностью, т. к. архиереи были приглашены в лавру на празднование памяти прп. Сергия Радонежского . Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений, на Собор не пригласили, архиеп. Ермоген (Голубев), явившийся без приглашения, не был допущен на заседание как не управляющий кафедрой. В повестке дня Собора было 4 вопроса: об увеличении числа постоянных членов Свящ. Синода; об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , касающихся раздела 4-го - «О приходах»; о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей ; об участии РПЦ во Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира, работавшем в Праге 13-18 июня 1961 г. (см. Пражское христианское движение в защиту мира ).

http://pravenc.ru/text/76504.html

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” 19 . 29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного 20 . Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки. В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам. Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области — “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

К. участвовал в подготовке постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», к-рое упрощало порядок закрытия молитвенных зданий. Такие решения принимались теперь не Советами министров союзных республик, а нижестоящими органами власти - областными и краевыми исполкомами при согласовании с Советом по делам РПЦ. В постановлении также указывалось на необходимость «восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности», что подразумевало отстранение духовенства от руководства приходами. В тот же день Совет министров утвердил разработанную К. «Инструкцию о применении законодательства о культах», которая вводила новые ограничения приходской деятельности (запрет на организацию паломнических поездок, экскурсий, кружков, на проведение детских и жен. собраний, на оказание верующим санаторной и лечебной помощи и т. п.). Районные и городские власти получили право на запрещение колокольного звона. При местных советах создавались общественные комиссии по наблюдению за исполнением законодательства о культах, к-рые активно вмешивались в жизнь приходов. В марте-апр. 1961 г. К. дважды вызывал к себе патриарха и находившихся в Москве членов Синода. Ссылаясь на несоответствие действующего «Положения об управлении Русской Православной Церкви» нормам постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О религиозных объединениях» , К. требовал от Московской Патриархии коренным образом изменить принципы приходского управления, передав его от настоятеля «исполнительному органу» - церковным советам, в к-рые власти могли продвигать своих людей; старосты церквей также часто назначались при участии органов власти. Т. о., клирики оказывались в положении бесправных служащих, нанятых для «исполнения религиозных потребностей». Патриарх и Синод были вынуждены принять постановление о проведении приходской реформы; оно было утверждено Архиерейским Собором РПЦ 18 июля 1961 г. Собор также одобрил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). К. активно содействовал этому решению, к-рое не могло быть принято без одобрения высшего партийного руководства. В докладной записке в ЦК КПСС К. объяснял необходимость вступления РПЦ в ВСЦ, «чтобы через него более эффективно воздействовать на христианское общественное мнение за рубежом». В нояб.-дек. того же года делегация Московской Патриархии впервые участвовала в работе 3-й Ассамблеи ВСЦ в Дели. Представители РПЦ, налаживая в структурах ВСЦ диалог с зарубежными христианами, вынуждены были ориентироваться на внешнеполитические цели Советского гос-ва, однако всегда проявляли твердость в вопросах веры и догматического учения.

http://pravenc.ru/text/2462307.html

связям РПЦ при Свящ. Синоде митр. Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова) , постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во ВСЦ одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г. В 1961 г. на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели РПЦ стала его полноправным членом. Примеру Русской Церкви последовали и др. участники Совещания 1948 г. Следует отметить, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжелом положении. Руководитель СССР Н. С. Хрущёв , с одной стороны, начал новые гонения на Церковь внутри страны, а с другой - сделал попытку расширить взаимодействие с различными гос-вами мира, используя для этих целей и Церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на Церковь со стороны гос-ва. На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому гос-ву в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на 3-й Ассамблее было сделано «Заявление» правосл. участников, в к-ром четко изложено правосл. видение христ. единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь - это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделенной церкви, из которых происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому» (Там же. С. 248-249). В 1975 г. на 5-й Ассамблее ВСЦ в Найроби православные решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на 6-й Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители правосл. Церквей выступили против использования т. н. инклюзивного языка - именования Бога в жен. роде.

http://pravenc.ru/text/155520.html

С нояб. 1950 г. исполнял в течение неск. месяцев обязанности управляющего делами Берлинской епархии РПЦ. В июне-авг. 1953 г. вновь временно исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, одновременно был настоятелем кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Берлине. В мае 1955 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 нояб. 1956 г. член Хозяйственного управления МП, одновременно являлся благочинным подворий Поместных Православных Церквей в Москве, позднее был благочинным храмов Москворецкого благочиния. С кон. 1958 г. 10 месяцев был благочинным храмов Германской епархии. В марте 1961 г. назначен на должность благочинного патриарших приходов в Финляндии, стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 15 июля 1961 г. Свящ. Синод РПЦ определил прот. М. Зёрнова по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита назначить епископом Подольским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности зам. председателя ОВЦС. 26 июля того же года он принял монашеский постриг с именем Киприан в честь свт. Киприана, митр. Московского. Архиерейскую хиротонию 6 авг. 1961 г. в Трапезном храме ТСЛ возглавил патриарх Алексий I. 14 ноября 1961 г. К. был назначен управляющим делами МП, постоянным членом Свящ. Синода по должности с наименованием его епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 29 нояб. 1962 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Финляндии, ему было поручено архипастырское наблюдение за Японским благочинием. 3 авг. 1963 г. назначен помощником Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова ; † 10 авг. 1963) в управлении приходами Московской патриаршей области с возведением в сан архиепископа. В нач. 60-х гг. XX в. К. считался одним из наиболее влиятельных членов Свящ. Синода. Во время проходившей в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании он немало сделал, чтобы уменьшить ущерб, причиняемый Церкви действиями советских властей. К нему часто обращались с просьбами о помощи в защите приходов, к-рым грозила ликвидация. Иногда его советы помогали уберечь храм от закрытия. Так, узнав о требовании представителя властей закрыть одну из 3 действующих в Костроме церквей, К. предложил заявить о согласии упразднить соборный храм с переносом собора в другой, но с тем, чтобы провести там ремонт, к-рый в свою очередь следовало затянуть до окончания кампании по закрытию храмов. В результате все 3 церкви в Костроме были сохранены. К. старался быстро устроить на приход священнослужителей, оказавшихся за штатом после закрытия храмов. После введения властями репрессивно высокого налога на средства, получаемые приходом, К. добился от председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова разрешения на реформирование денежного содержания приходских священнослужителей. Вместо прежней системы получения части приходского дохода священники стали получать ежемесячную зарплату в установленном размере.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Сергий (Ларин). При еп. Сергии в Тюменской обл. закрыты приходы в с. Голышманове (ныне поселок Голышмановского р-на) и в с. Ильинка Казанского р-на. Несмотря на усиление антицерковной борьбы, в 1959 г. в Омской обл. число зарегистрированных крещений составило 9163 чел. (20% всех родившихся). Еп. Сергий сформировал при Крестовоздвиженском соборе архиерейский хор из профессиональных певцов Омской филармонии и учредил расширенные штаты служителей. В 1960 г. власти намеревались снести Никольский казачий собор, однако этому помешали протесты интеллигенции. 3 апр. 1961 г. еп. Сергий был переведен на Пермскую кафедру с возведением в сан архиепископа, временное управление Омской епархией было вновь поручено еп. Венедикту (Пляскину). В нач. лета 1961 г. патриарх Алексий I передал в дар Крестовоздвиженскому собору металлическое облачение на св. престол, которое находится там по сей день (в 2017 отреставрировано). Во 2-й пол. 1961 г. в Омской епархии были сняты с регистрации 5 священников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. И. А. Бутюгов выступал с предложением упразднить Омскую епархию. Пытаясь сохранить приход в с. Слобода-Бешкиль совр. Исетского р-на Тюменской обл., еп. Венедикт 25 нояб. 1961 г. освятил для него антиминс. 5 дек. власти отказали в прописке прот. В. Перепёлкину - клирику омской Никольской ц. 31 дек 1961 г. отказано в регистрации прот. Поликарпу Чернявскому. Архиерей благословлял сбор подписей верующих под обращениями к центральным властям с просьбами открыть храмы, что рассматривалось властями как «идеологическая диверсия». В этой связи было возбуждено уголовное дело, архиеп. Ермоген был привлечен к нему как свидетель. Уполномоченный Бутюгов отмечал, что архиерей «теоретически подготовлен, это опытный волк… он явно реакционер». 29 мая 1963 г. архиеп. Ермоген был назначен на Калужскую кафедру, Омскую епархию возглавил архиеп. Иларион (Прохоров). За недолгое время пребывания на Омской кафедре он успел совершить архипастырскую поездку в Тобольск. С июня по авг.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В нояб.-дек. 1960 г. Н. сопровождал в поездке патриарха Алексия I в Турцию, Грецию и страны Ближ. Востока. В ходе ее состоялись встречи с предстоятелями К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Элладской Церквей. Особо важное значение имели переговоры в Стамбуле с патриархом К-польским Афинагором I , на которых, в частности, обсуждалось проведение Всеправославного совещания на о-ве Родос (см. Совещания представителей Поместных Православных Церквей ) как этапа подготовки Всеправославного Собора , инициатором к-рого выступил К-польский Патриархат. Московский Патриархат согласился на участие своей делегации во Всеправославном совещании при условии приглашения на него представителей Православных Церквей социалистических гос-в - Болгарии, Чехословакии и Польши. На переговорах с патриархом Афинагором также обсуждались буд. вступление РПЦ в ВСЦ (К-польский Патриархат поддержал это решение) и возможное участие представителей Поместных Церквей в качестве наблюдателей в Ватиканском II Соборе Римско-католической Церкви (в этом вопросе мнения сторон разошлись: Московский Патриархат высказался против, а К-польский Патриархат - за участие своих представителей в католич. Соборе). В марте 1961 г. Н. вновь посетил штаб-квартиру ВСЦ в Женеве для окончательного согласования вопросов вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей. Руководство Совета заверило Н. в готовности принять новый «Базис» - зафиксированную в Уставе ВСЦ общую богословскую основу для Церквей-членов в соответствии с предложениями РПЦ. Прежний «Базис» ВСЦ, принятый в 1948 г., не имел тринитарного характера и не содержал упоминания о Свящ. Писании, что вызывало возражения со стороны Православных Церквей. Новая формулировка «Базиса», выработанная во время переговоров делегаций ВСЦ и РПЦ, определяла Всемирный Совет Церквей как «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Свящ. Писанию и стремящихся вместе исполнить общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». 30 марта того же года Синод РПЦ счел своевременным и желательным вступление РПЦ в ВСЦ, после чего патриарх Алексий I направил генеральному секретарю ВСЦ соответствующее послание. Вступление в ВСЦ обсуждалось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. Патриарх Алексий I в своем выступлении подчеркнул миссионерский характер такого решения, имеющего целью «явить западным христианам свет Православия». Н. выступил на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», в к-ром обосновал целесообразность вступления в ВСЦ после происшедших там под влиянием правосл. Церквей изменений. Соборным определением вступление Русской Церкви в ВСЦ было одобрено.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Затем официальные встречи с экуменическими представителями ВСЦ стали частыми, и через три года, в декабре 1961 г., они привели к официальному принятию РПЦ в качестве члена ВСЦ ha III генеральной ассамблее в Дели. Как известно, этот процесс происходил под нажимом советской власти, по указанию которой Синод Московской Патриархии принял решение о вступлении в ВСЦ уже 30 марта 1961 года и сразу же послал заявление в Женеву 435 . Однако синодальное решение подлежало утверждению Архиерейским Собором, который был созван лишь 18 июля 1961 года 436 и постфактум его одобрил. 14 июня 1961 года, за месяц до Архиерейского Собора, Общехристианская конференция в защиту мира, проходившая в Праге, отправила ВСЦ приветственное послание, в котором говорилось: «Мы считаем объявленное уже вступление Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей одним из самых решительных событий в церковной истории» 437 . Стоит ли комментировать это предельно прозрачное высказывание? Но даже под экуменическим ярмом Русская Православная Церковь не раз выражала свое недовольство и несогласие с линией ВСЦ. После Бангкокской конференции на тему «Спасение сегодня» (январь 1973 г.) Синод Московской Патриархии во главе с Патриархом Пименом направил ВСЦ послание, заявляя в нем: «Прежде всего вызывает недоумение и большое сожаление то обстоятельство, что в «Письме к церквам» полностью отсутствует чрезвычайно важное, прежде всего с пастырской точки зрения, упоминание о той стороне процесса спасения, без которой самое понятие спасения утрачивает свой существенный смысл. Умалчивается о конечной цели спасения, то есть о вечной жизни в Боге, и не достаточно ясного указания на нравственное исправление и совершенствование как на необходимое условие для ее достижения». Далее, протестуя против почти исключительного подчеркивания «горизонтализма» в деле христианского спасения, Священный Синод РПЦ пишет: «Здесь не нашлось места для основного  — „вертикального» измерения, которое указывало бы на то, что спасение требует совершенствования личности как части общественного организма, призванной к борьбе с грехом в себе и вокруг себя, ради достижения полноты бытия в живом общении с Богом и в земных условиях, и в вечности». В синодальном послании проведена мысль, что «почти исключительное подчеркивание „горизонтализма» в деле спасения на многих христиан, которым дороги священные традиции Древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресшем — Божией силе и Божией премудрости (1Кор. 1:23-24), в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни казаться несовременными и утратить популярность» 438 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, главной темой которого был вопрос «о приходском управлении». При жестком давлении со стороны советской власти Собор принял антиконституционное, но выгодное для властей решение. Суть его заключалась в том, что «настоятель вместе с прочими клириками устранялись от участия в управлении приходом». После Собора началось вызванное властями массовое закрытие приходов и монастырей. Если в 1959 году РПЦ насчитывала 14000 приходов, то в 1961 году их стало около 8000. Если в 1958 году было 47 монастырей, то к середине 1960-х их осталось 16, а число монашествующих сократилось вдвое. После отставки Н.С. Хрущева в 1964 году к управлению страной пришло более трезвомыслящее руководство, которое прекратило массовое закрытие религиозных общин. Но противостояние в отношениях между Церковью и государством продолжалось до 1988 года. Церковь и государство после 1988 года Коренной перелом в отношениях между РПЦ и государством произошел в 1988 году в канун 1000-летия крещения Руси, когда состоялась встреча М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Синода РПЦ. Если к моменту созыва Юбилейного Поместного Собора 1988 года Церковь имела 22 монастыря, то с 1988 года стал наблюдаться существенный рост числа регистрируемых религиозных организаций, в том числе и монастырей РПЦ. В 1989 году было открыто девять новых монастырей. 1 октября 1990 года Верховный Совет СССР принял закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», вслед за ним и Верховный Совет РСФСР принял аналогичный закон на своей территории и отменил действие ранее принятых законов 1918 и 1929 годов . Стало возрождаться монашество и одновременно увеличиваться количество монастырей. Ко времени открытия Архиерейского Юбилейного собора 2000 года число монастырей составило уже около 545. В 2000 году был принят новый Устав РПЦ, где монастырям посвящена 12-я глава. В ней говорится, что «монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры».

http://pravoslavie.ru/30995.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010