23 авг. 1948 г. определен быть епископом Хабаровским и Владивостокским. Архиерейскую хиротонию Г., состоявшуюся 29 авг. в Троице-Сергиевой лавре, возглавил Патриарх Алексий I . 9 июня 1949 г. Г. было поручено временное управление Курской епархией с освобождением от управления Хабаровской епархией. 11 авг. 1949 г. назначен еп. Вологодским и Череповецким. Стараниями Г. в Вологодской епархии было создано ЕУ, введена система постоянных окладов клирикам, организовано духовное окормление верующих в населенных пунктах, где отсутствовали приходы. Во время усиления антирелиг. кампании (см. ст. Хрущёв Н. С.) в Вологодской епархии не был закрыт ни один приход, в апр. 1956 г. Г. ходатайствовал об открытии еще 21 храма. По поручению Свящ. Синода Г. временно управлял Кировской (май - сент. 1951), Архангельской (янв.-июль 1953) и Ижевской (1958) епархиями. 27 июля 1959 г. переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. 25 февр. 1960 г. возведен в сан архиепископа. 15 сент. того же года назначен архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке, 23 дек. 1966 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени. При управлении епархией, включавшей территории Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана, архиерей противодействовал закрытию храмов, часто посещая приходы и стараясь быстро замещать священнические вакансии. Несмотря на жесткое давление со стороны уполномоченных Совета по делам религий, Г. удавалось отстаивать интересы общин и приходов. Летом 1965 г. совместно с др. архиереями Г. подписал составленное архиеп. Ермогеном (Голубевым) заявление на имя Патриарха Алексия I, в к-ром предлагалось пересмотреть решение Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшее настоятелей права самостоятельного управления приходами. Г. ежедневно совершал литургию в домовом храме ЕУ, по воскресным и праздничным дням служил и проповедовал в соборах и храмах епархии. В 1966 г., во время землетрясения в Ташкенте, Г. постоянно служил в Успенском кафедральном соборе, проповедовал и утешал прихожан. По описаниям современников, Г. был прост в общении, вел строгую иноческую жизнь, был нестяжателен, почти все личные деньги направлял на помощь малоимущим. Большую духовную поддержку архиерею оказывал духовник Ташкентской епархии архим. Борис (Холчев) .

http://pravenc.ru/text/161307.html

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных. Архиерейское служение 25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI) ), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. 1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках. С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

http://pravenc.ru/text/389389.html

24 июня 1968 года назначен членом делегации РПЦ на IV Ассамблею Всемирного Совета Церквей. Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов. Начиная с 1956 года владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение. 15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда . В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября 1985 года в 4 часа утра последовала кончина. За время пребывания в больнице владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души. 23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митр. Ленинградский Антоний, митр. Минский Филарет и митр. Ростовский Владимир. Митр. Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова. На отпевании присутствовал зам. уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ленинграду и области Н.Н. Киров. Погребен архиеп. Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: " Покоится в своем родном городе на берегах Невы " . Отношение к владыке Василию не было однозначным в разных кругах: в то время как на Западе кто-то считал его «красным» по причине его принадлежности к Московскому Патриархату, в Советском Союзе его побаивались как «опасного белоэмигранта» , который был «себе на уме» в том, что ему представлялось «полезным» для Русской Церкви. Так, во время консультации архиереев и Поместного собора Русской Церкви 28 мая – 2 июня 1971 г. (избравшего патриарха Пимена и снявшего анафемы со старообрядцев), архиепископ Василий оказался единственным, кто заявил о необходимости тайного голосования в целях придания законности процедуре . Были также попытки помешать вл. Василию говорить, в частности, с помощью отравленного букета цветов . Он равно обличал и Устав о приходских советах, принятый в 1961 г., который был, по его мнению, антиканоничным и разрушительным для Церкви. Он также публично выступал против нарушения прав верующих в СССР. Отмежевался от осуждения А. Солженицына , напечатанного митр. Серафимом (Никитиным) в газете " Правда " . Направил телеграмму на имя Брежнева с протестом против ареста священника Д. Дудко .

http://drevo-info.ru/articles/13330.html

Митрополит Волоколамский Иларион. Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС — Тогда почему Соборы не созывались более 1000 лет? — Семь Вселенских соборов, состоявшихся в IV-VIII bekax, сформулировали догматы Церкви и оформили ее канонический корпус. Благодаря этим основополагающим документам Церковь успешно осуществляет свою миссию на протяжении многих веков. За прошедшие с VII Bceлehckoro собора 787 года 13 столетий созывались многочисленные архиерейские соборы различного масштаба и представительности. Но в силу объективных исторических причин они не представляли всей полноты православной церкви. Теперь речь идет о возобновлении соборных механизмов на всеправославном уровне, призванных отвечать на актуальные вопросы жизни православия. — Почему не состоялся Собор в 1960-е годы, когда он начал готовиться? Что помешало? — В процессе подготовки Собора выявились достаточно серьезные расхождения между позициями Церквей. Для нахождения по ним консенсуса, а именно этим принципом до сих пор руководствовался и продолжает руководствоваться предсоборный процесс, потребовалось длительное время. Это было даже промыслительно, поскольку прошедшие годы отодвинули некоторые проблемы на второй план, зато выявили новые и более глубокие вопросы, ответы на которые предстоит дать Всеправославному собору. Беседовал Павел Коробов 17 марта 2014 Православный мир Цифры Кто и где исповедует православие 260 млн 380 тысяч человек в мире исповедуют православие 10 стран с наибольшим по численности православным населением: Россия, Эфиопия, Украина, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, Белоруссия, Египет, Грузия 14 поместных православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии 3 страны — Россия (101 млн 405 тысяч православных жителей), Украина (34 млн 850 тысяч православных) и Белоруссия (5 млн 900 тысячправославных) — входят в каноническую территорию РПЦ МП. Православное население этих государств составляет 54,7% от численности православных верующих по всему миру.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов Настоящая статья посвящена исследованию философс­кого аспекта разногласий между Православной Церковью и Древ­ними Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Рассматрива­ется влияние концепций общей и частной природ (сущностей) на христологические доктриныι халкидонитов и дохалкидонитов со­ответственно, и показывает, что выбор той или иной христологической формулы практически полностью зависит от исполь­зуемой концепции природы. Статья «Блаженны миротворцы, ибо они будут  наречены сынами Божиими» (Матф.5:9) Введение Как известно, по причине отвержения Халкидонского собора большинство коптов, сирийцев, восточных армян и эфиопов отделилось от Православной Церкви. За многие века, прошедшие со времени этого печального раскола, неоднократно предпринимались попытки посредством диалога и установления мира уврачевать эту больную рану. Однако они, к сожалению, не имели успеха. Новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. На Всеправославном совещании на острове Родос (1961) было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей. В результате имевших место в течение трёх десятилетий консультаций и переговоров было выработано «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Древними Восточными Церквами (Шамбези, Швейцария, 23–28 сент. 1990), в котором декларировалось отсутствие догматических расхождений в области христологии. Однако Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. по результатам обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994–1997), приветствовав «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках» .

http://bogoslov.ru/article/4657128

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Антоний (Блум), митр. Профессиональные интересы: Апологетическое (основное) богословие Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Митрополит Антоний (Блум) - родился 19 июня (6 июня) 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы (у отца были шотландские корни), по материнской линии — племянник знаменитого композитора Александра Скрябина. Детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья была вынуждена эмигрировать и в 1923 году поселилась во Франции. В 14-летнем возрасте Андрей прочёл Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом РСХД, был прихожанином Трёхсвятительского подворья в Париже. По завершении курса школы поступил в Сорбонну и окончил там биологический и медицинский факультеты (1938). В 1939 году тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939—1940), затем работал врачом в Париже. Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления. 17 апреля 1943 года был пострижен в монашество с именем Антоний, иеродиакон — с 27 октября 1948 года. С 14 ноября 1948 года — иеромонах, рукоположение совершил митрополит Серафим (Лукьянов). Направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англикано-православного Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия (1948—1950). С 1 сентября 1950 года по 4 августа 2003 года — настоятель Успенской церкви Патриаршего прихода в Лондоне, с 7 января 1954 года — игумен, с 9 мая 1956 года — архимандрит. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию возглавил митрополит Николай (Ерёмин) в храме Трёхсвятительского подворья в Париже. В 1961 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.

http://bogoslov.ru/person/193953

Закрыть Уполномоченными по делам РПЦ преимущественно были офицеры КГБ или отставные военные 18.12.2023 106 Государственно-церковные отношения в СССР Чем были обусловлены самые первые репрессии советской власти? В гостях студии Ивановского телевидения протоирей Аркадий Маковецкий – доктор церковной истории, руководитель миссионерского отдела Владимирской митрополии. Ведущий – доктор исторических наук, Алексей Федотов таймкоды 00:00 Церковно-государственные отношения в СССР • После революции 1917 года церковь была запланирована к полному уничтожению, в результате гонений и репрессий были созданы различные расколы и препятствия для канонической церкви. 03:49 Великая Отечественная война и изменения в отношениях • В начале войны митрополит Сергий обратился с патриотическим воззванием к духовенству и пастве, призывая к патриотизму и помощи армии. 06:05 Совет по делам Русской православной церкви и его роль • Совет по делам Русской православной церкви был создан для содействия церкви в возрождении после гонений. • После войны и смерти Сталина, курс на сокращение влияния церкви был возобновлен, и были закрыты храмы и монастыри. 07:58 Ограничения и репрессии в отношении церкви • После архиерейского собора 1961 года священники были отстранены от участия в хозяйственной деятельности приходов, что привело к ограничению их влияния на общество. • При Хрущеве курс на атеизм не отменялся, и многие храмы были закрыты по «аварийной причине». 12:14 Региональные уполномоченные совета по делам религии • Региональные уполномоченные совета по делам религии были военными в отставке или офицерами КГБ, компетентными в проведении политики партии. • В некоторых регионах уполномоченные были лояльными, в других - вредили церковной жизни. 16:57 Изменения в церковно-государственных отношениях • В 1988 году празднование тысячелетия Крещения Руси стало всенародным праздником, что привело к коренному изменению церковно-государственных отношений. • Были сняты контролирующие запреты на Таинства крещения и венчания, и люди стали креститься и венчаться в больших количествах.

http://ruskline.ru/video/2023/12/18/upol...

Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом), к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора. В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского). В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий. В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги большая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным. М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146. Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской/Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200. Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562614.html

18 апр. Синод был вынужден принять постановление о переходе управления финансово-хозяйственной деятельностью прихода от настоятеля к руководству приходского совета (обычно полностью подконтрольному местным властям). Л. крайне негативно воспринял происходящие перемены. Он писал: «Я чрезвычайно захвачен и угнетен крайне важными событиями в Церкви Русской, отнимающими у всех архиереев значительную часть их прав. Отныне подлинными хозяевами церкви будут только церковные советы и двадцатки, конечно в союзе с уполномоченными. Высшее и среднее духовенство останутся только наемными исполнителями богослужений, лишенными большей части власти в распоряжении церковными зданиями, имуществом и деньгами. Вы понимаете, конечно, что я не могу сейчас думать ни о чем другом...» Окончательное утверждение приходской реформы произошло на Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г., уже после кончины Л. в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Отпевание Л. в Симферополе возглавил Тамбовский и Мичуринский еп. Михаил ( Чуб ; впосл. архиепископ). На похоронах присутствовали все духовенство епархии и, вопреки стараниям властей, мн. тысячи верующих. Погребение было совершено на 1-м Симферопольском кладбище, справа от кладбищенского храма. Могила Л. вскоре стала местом паломничества. 22 нояб. 1995 г. он был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии. 18 марта 1996 г. были обретены его св. мощи и 20 марта перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Л.- один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Именем свт. Луки Крымского освящены 74 храма и часовни на территории Российской Федерации (в большинстве это церкви при больницах и иных медицинских или оздоровительных учреждениях). Из них в Москве и Московской обл. насчитывается 18 храмов и часовен во имя Л., в Крыму и г. Севастополе - 9, в населенных пунктах Красноярского края - 8.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010