прп. Сергия Радонежского, на основании чего игум. Филарет в 1957 г. добился у митр. Иоанна (Соколова) придания Андреевскому храму статуса семинарского. Впоследствии у ректора ДС архим. Филарета происходили столкновения с общиной Андреевской ц. Как отмечал уполномоченный Совета по делам РПЦ В. Сухонин, с приходом в храм Филарета в качестве настоятеля между ним и приходом возник конфликт, в 1958 г. закончившийся «изгнанием всего старого церковного совета и назначением нового совета и нового старосты И. С. Отрощенко, по усмотрению настоятеля» (Там же. Д. 122. Л. 57). Назначенный «по усмотрению» Филарета староста стал активным участником закрытия Андреевской ц. в 1961 г., объявив при этом о своем переходе к «атеистическому мировоззрению». 1988-2013 гг. В июне 1988 г. Совет министров УССР принял решение о передаче РПЦ части территории Киево-Печерской лавры, в 1989 г. было получено разрешение на возрождение Киевской ДС. Первоначально семинария разместилась в 53-м корпусе лавры (ныне архиерейская гостиница). Ректором возрожденной школы стал прот. Петр Влодек, занимавший в 1988-1989 гг. должность управляющего делами Украинского Экзархата, а инспектором назначен наместник лавры архим. Елевферий (Диденко). В авг. 1989 г. прошли вступительные экзамены, по итогам к-рых в 1-й класс были зачислены 44 чел. Кроме того, из Одесской семинарии в Киев была переведена группа 2-го класса. Весной 1990 г. в распоряжение Церкви было передано неск. корпусов бывш. Гостиного двора лавры, 2 корпуса решено было использовать для нужд семинарии. 7 авг. 1991 г. прот. Петр Влодек был переведен на должность ректора Волынской ДС в Луцке, новым ректором Киевской ДС стал архим. Даниил (Чокалюк). В нач. мая 1992 г. в семинарии произошло разделение среди семинаристов и преподавателей, вызванное разным отношением к действиям митр. Филарета, при этом сторонники Филарета оказались в меньшинстве. После Харьковского Собора 27 мая 1992 г. архим. Даниил объявил о поддержке митр. Владимира лишь для того, чтобы беспрепятственно завладеть архивом семинарии (архив был тайно перевезен Даниилом в резиденцию Филарета).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский В воспоминаниях архиепископа Василия о Поместном Соборе 1971 года описан эпизод его беседы с архиепископом Вениамином (Новицким): «Далее мы разговорились о его записке в Предсоборную Комиссию. Архиепископ Вениамин сказал, что охотно даст её мне. “Если можете, вывезите её за границу. Пусть там знают, что здесь происходит. Можете её показывать другим, но ни в коем случае не печатайте, даже без моего имени. Догадаются! А посылать документы за границу — это у нас считается изменой Родине”». Владыка Василий получил эти документы и сдержал слово. Записка председателю Комиссии по подготовке Поместного Собора, написанная архиепископом Вениамином в 1970 году, с тремя приложениями, была впервые опубликована в Вестнике РСХД в 1977 году и лишь после кончины владыки Вениамина вместе со статьей в память о нём, которая приведена выше. Стоит привести эти документы целиком. В России они не известны и опубликованы впервые в книге «Церковь владыки Василия (Кривошеина)». Составитель книги А. Мусин (2004 г., издательство Братства во имя св. Князя Александра Невского). Приложение Записка Председателю комиссии по подготовке Поместного Собора Деянием Архиерейского Собора 1961 года была установлена схема управления приходами Русской Православной Церкви. Данной схемой разграничивались обязанности приходского клира и исполнительных органов прихода. Так как означенным деянием Архиерейского Собора изменялось «Положение об управлении» Русской Православной Церковью, принятое Поместным Собором РПЦ 1945 года и касающееся раздела IV — «О приходах», в решении Архиерейского Собора отмечается, что схема управления приходами устанавливается «впредь до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви». Имея в виду предстоящий Поместный Собор 1971 года, мною, в порядке предложения, представляется проект peдakцuu IV раздела «Положения об управлении Русской Православной Церкви» на благоусмотрение Комиссии по подготовке к Поместному Собору, возглавляемой Вашим Высокопреосвященством.

http://bogoslov.ru/article/2579719

Был поставлен и вопрос о переносе архиерейских останков с городского кладбища в усыпальницы собора. В городе действовали одесский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь и Архангело-Михайловский жен. мон-рь. При Пантелеимоновском мон-ре имелись церковный магазин и свечной завод. В годы оккупации были возобновлены храм в бывш. Успенском мон-ре, где сложилась приходская община, и Феодосиевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Балте. 15 июля 1945 г. в Одессе открылись 2-годичные пастырско-богословские курсы, учениками стали 11 чел., также были набраны 14 вольнослушателей. В 1946 г. курсы были преобразованы в Одесскую ДС, 1-й выпуск состоялся в 1947 г., в следующем году ускоренный семинарский курс окончили 7 чел. В 1948 г. семинария разместилась в Пантелеимоновском монастыре, насельники которого перешли сначала на Ильинское подворье (см. Одесский во имя святого Илии пророка мужской монастырь ), затем в Успенскую обитель, возобновленную в 1947 г. Ректором ДС в 1946 г. был назначен прот. Виктор Чемена, в 1947 г. его сменил прот. Евгений Дьяконов (до 1951). Позднее ректорами семинарии являлись: архим. Сергий (Петров; 1959-1961), архим. Антоний (Мельников; 1963-1965), архим. Владимир (Сабодан; 1965-1966), архим. Агафангел (Саввин; 1967-1975, 1993-1998 (в сане митрополита)). В 1945 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ, констатируя рост приходов в Одесской обл., писал: «Епархия... стала на путь организации молитвенных домов вне каких-либо расчетов и учета, именно, что ни поселок, то и молитвенный дом или уже существующий или предполагаемый к открытию, таким образом, по некоторым р-нам, выявилась такая картина: церквей и молитвенных домов 15, 19, 24, 29, что явно ненормально со всех точек зрения… Одесса насчитывает к данному моменту менее 400 тысяч жителей, располагает 23 действующими церквами» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 48-49). Отмечался приток верующих в храмы. Так, если за 9 месяцев 1944 г. в Одесской обл. было совершено 824 крещения, то за 3 месяца 1945 г.- 360 крещений. В 1946 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ характеризовал деятельность архиерея: «Сергий стремится всеми мерами сохранить количество церквей, открытых румынами и числящихся на учете действующими, хотя для этого и не хватает кадров священников. С этой целью он посвятил ряд диаконов и даже псаломщиков в священники. Много говорит о борьбе с Ватиканом и сектантами, пытаясь в ряде случаев обосновать этими мотивами… открытие новых церквей» (Там же. Л. 195-196). В 1946 г. еп. Сергий ходатайствовал об открытии правосл. церкви в здании одесского костела. В кон. 1946 г. епископ планировал организовать богослужения на укр. языке в греч. Троицкой ц. в Одессе.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

При этом в свидетельстве не были указаны ни место, ни дата названной хиротонии, а также ошибочно был указан титул архиепископа Варлаама как «Волынский и Ровенский», тогда как Варлаам (Ильющенко) на самом деле с февраля 1990 г. носил титул архиепископа Симферопольского и Крымского. В документе, подписанном «митрополитом» Иоанном Боднарчуком, «архиепископом» Василием Боднарчуком и священниками Игорем Сас-Жураковским и Мироном Сас-Жураковским, отмечается, что они дали клятву держать имя «архиепископа Варлаама» в тайне до его смерти и что хиротония Василия была снята на видео водителем архиепископа Варлаама, который увез ее с собой, не оставив копии. Впоследствии в качестве доказательства в УАПЦ пытались предъявлять отрывки из какого-то некачественного видео, где кроме Иоанна Боднарчука невозможно было никого узнать, однако, как оказалось, даже это видео было с другой хиротонии, совершенной намного позже и не над Василием. В этой истории удивляет то, что если подписавшие этот документ действительно дали клятву держать имя «архиепископа Варлаама» в тайне до его смерти, то почему они этот факт засвидетельствовали лишь через четыре года после того, как тот умер, а не сразу после его кончины в сентябре 1990 г., когда в УАПЦ разразился громкий скандал из-за самозванства Чекалина и его участия в неканоническом поставлении иерархии УАПЦ? Весьма странным выглядит и то, что составлен документ был якобы за неделю до смерти Иоанна Боднарчука, которая последовала 9 ноября 1994 г., однако на самом документе стоит подпись еще и митрофорного протоиерея Мирона Сас-Жураковского, датированная «15 августа 1995 г.», т. е. девять месяцев спустя после того, как Боднарчук умер. В связи с этим остаются сомнения, действительно ли Иоанн поставил свою подпись под этим документом за неделю до смерти, или же она была поставлена вместо него позже? Тем более что в предыдущих своих заявлениях 1992 г. он заверял, что первую хиротонию УАПЦ они совершали вдвоем с Чекалиным. Следует отметить, что категорически отрицал участие архиепископа Варлаама (Ильющенко) в первых хиротониях УАПЦ и бывший Экзарх РПЦ в Украине митр. Филарет (Денисенко), который по этой самой причине при объединении с УАПЦ настаивал на перерукоположении ведущих иерархов «чекалинской преемственности» Владимира Романюка, Антония Масендича и Даниила Ковальчука . Отрицают версию об участии архиепископа Варлаама (Ильющенко) в хиротониях УАПЦ и письменные свидетельства водителя архиепископа Варлаама — Андрухова Николая Яковлевича (1943 г. р.) и архиерейского протодиакона Марущака Василия Анатольевича (1961 г. р.). Оба свидетеля нотариально заверили свои показания, в которых утверждают, что 30-31 марта и 1 апреля 1990 г. архиепископ Варлаам (Ильющенко) как правящий архиерей Симферопольской и Крымской епархии РПЦ не покидал пределы своей епархии и служил в эти дни в кафедральном соборе г. Симферополь. В частности, в показаниях водителя архиепископа Варлаама говорится следующее:

http://bogoslov.ru/article/6025766

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года Преосвященным Агафангелом (Преображенским), епископом Рижским и Митавским; в освящении участвовал о. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешёл русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнической эстонской общине. Первым настоятелем был протоиерей Алексей Аристов. 31 декабря 1917 года (ст. ст.) в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, которую возглавил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Александр (Паулус), который в 1936 году перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора. В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики К. Пятса. В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт. 3 сентября 1961 года в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера), которую возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В начале 1960-х годов власти планировали перестроить собор в планетарий (подобная судьба постигла Христорождественский кафедральный собор в Риге), однако он был спасён, согласно версии, распространявшейся в патриаршество Алексия II, но не имеющей документального подтверждения, будущим Патриархом в бытность его епископом Таллинским. По рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. «Вот обрадуются реваншисты в Германии, — сказал епископ Алексий, передавая свою записку уполномоченному Совета по делам РПЦ, — то, что они не сумели сделать, свершила советская власть». Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков; 5.10.1931, с. Лосятин Кременецкого р-на Тернопольской обл.- 16.03.2004, Киев), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). В сент. 1955 г. принят послушником в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру , в 1957 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы, 29 окт. 1958 г., пострижен в монашество с именем Иаков, 4 дек. того же года рукоположен во диакона, 19 нояб. 1961 г.- во иерея. В 1962 г. поступил в Ленинградскую ДА, по окончании к-рой в 1966 г. вернулся в Почаевскую лавру; в 1969 г. возведен в сан игумена. 8 авг. 1974 г. назначен наместником Почаевской лавры с возведением в архимандрита (до июля 1982). С дек. 1983 г. духовник Красногорского жен. мон-ря в г. Золотоноше Черкасской обл. 29 апр. 1985 г. назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы г. Черкассы, одновременно исполнял обязанности благочинного Черкасского благочиннического округа и духовника киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. монастыря. 14 дек. 1990 г. хиротонисан во епископа Почаевского, викария Тернопольской епархии, вновь назначен наместником Почаевской лавры. Выступил как активный сторонник автокефалии на Соборе УПЦ 1-3 нояб. 1991 г. Назначен 23 янв. 1992 г. предстоятелем УПЦ митрополитом Киевским Филаретом (см. Денисенко М. А.) на должность временно управляющего Тернопольской епархией вместо отстраненного за несогласие с его автокефалистским курсом епископа Тернопольского и Кременецкого Сергия (Генсицкого) (до 17 февр. 1992). На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. П. в числе немногих украинских архиереев высказался за предоставление автокефалии УПЦ. Оказался единственным архиереем УПЦ, поддержавшим митр. Филарета, который 14 апр. того же года отказался исполнить данные им на Архиерейском Соборе РПЦ клятвенные обещания сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ.

http://pravenc.ru/text/Панчук.html

И вот в 1948 году впервые было получено приглашение не просто участвовать в очередной конференции, но стать членом экуменической церкви. Далее события развивались следующим образом: 1948 г . — на Московском Совещании Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей по докладам протоиерея Г.Разумовского и архиепископа Серафима (Соболева) было решено не вступать в ВСЦ и не участвовать в экуменическом движении; 1961 г . — на заседании Священного Синода РПЦ по докладу известного экумениста и филокатолика митрополита Никодима (Ротова) было принято решение о вступлении в ВСЦ, и оно было одобрено на ближайшем Архиерейском Соборе; 1990-е годы — начались протесты против членства Православных Поместных Церквей в ВСЦ. Еще в 1987 году от участия в экуменическом движении отказалась Иерусалимская Церковь; в 1997 году вышла из ВСЦ Грузинская Церковь, а в Русской Церкви появились первые обращения от отдельных епархий, монастырей и групп клириков и мирян с призывом выйти из экуменических организаций; 1997 г . — на Архиерейском Соборе в ответ на протесты было решено отложить решение о выходе из ВСЦ до следующего Всеправославного Совещания; 1998 г . — состоялась Межправославная Встреча в Салониках (Греция), на которой было решено продолжать «православное участие» в экуменическом движении, несмотря на отмеченные участниками Встречи существенные недостатки в нем. Болгарская делегация покинула Встречу в Салониках и Болгарская Православная Церковь приняла решение о выходе из ВСЦ. Чтобы понять суть экуменизма и значение «православного участия» в этой всемирной акции по уничтожению Православия, прежде всего следует встать на более общую точку зрения, которой и придерживались участники Всеправославного Совещания 1948 г. Вкратце она сводится к следующему. XX столетие проходит под масонским девизом объединения человечества во всех сферах жизни: единое мировое правительство, единое экономическое пространство, единая «экуменическая церковь» и единое информационное пространство. В политическом отношении работа по созданию Мирового Правительства выразилась в создании разного рода организаций типа Лиги Наций и ООН. Протоиерей Георгий Разумавский в 1948 году говорил:

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями Предлагаем вниманию читателей статью иерея Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью. Иерей Тигрий Хачатрян – преподаватель Курской духовной семинарии, главный редактор нового богословского журнала « Микрокосмос », с текстами которого читатели портала уже имели возможность познакомиться. Статья В данной работе читателю предлагается перевод на русский язык заключительной части богословской монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви». Как известно, новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. На Всеправославном совещании на острове Родос в 1961 году было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей. Затем последовали официальные и неофициальные консультации между представителями Православных и Древних Восточных Церквей, результатом которых стало «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквями в Шамбези (Швейцария) 23-28 сентября 1990 года. Несмотря на то, что этот важный документ, появившийся в результате трех десятилетий переговоров, констатировал отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор РПЦ 1997 года после обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994 - 1997 гг.), приветствуя «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», решил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквями, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках».

http://bogoslov.ru/article/510783

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889, с. Середниково Московского у. Московской губ.- 5.04. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в крестьянской семье. После окончания двухгодичной учительской школы служил учителем церковноприходской школы в дер. Воронцово Рузского у. Московской губ. В 1909 г. сдал экстерном экзамены и получил специальное педагогическое образование. До мобилизации в 1915 г. в действующую армию преподавал в церковноприходских школах Московской губ. Во время первой мировой войны служил в армии в чине подпоручика, с 1918 г.- в Красной Армии, при штабе 15-й стрелковой Инзинской дивизии: переписчиком, потом делопроизводителем и помощником нач. штаба по хозчасти. Демобилизовавшись, в 1921-1923 гг. служил псаломщиком при храме в с. Ащерине. После того как в ходе коллективизации его хозяйство было конфисковано, переехал в пос. Иваново Рузского р-на, где стал заведующим школой. 22 янв. 1938 г. арестован по обвинению в активной контрреволюционной деятельности, помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Причиной ареста А. было служение при храме. Расстрелян по приговору от 8 марта 1938 г. Реабилитирован 8 июля 1961 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-65776. Рубрики: Ключевые слова: АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64632.html

Правовое положение Православной Церкви в КНР оставалось неопределенным. Получение Церковью юридического статуса связывалось кит. властями с переходом церковного управления к лицам, имеющим гражданство КНР. В связи с этим возник вопрос о дальнейшем пребывании русского духовенства в Китае. По рекомендации Совета по делам РПЦ в Московской Патриархии было принято решение о перемещении Пекинского архиеп. Виктора и Н. на архиерейские кафедры на территории СССР. При этом была неясна дальнейшая судьба их епархий. В мае 1955 г. Н. обратился с письмом к главе ОВЦС Крутицкому митр. Николаю (Ярушевичу): «Если моя епархия закрывается, прошу подтверждения сего указом, и указаний, кому я имею передать управление и имущество. Если она остается действующей, и только под влиянием постепенно свертывается, то и в этом отношении мне необходимо знать, как и что делать и как поступать со святынями, утварью и всем церковным имуществом». Однако вопросы о церковном имуществе и статусе Православной Церкви в Китае решались советским и кит. руководством без учета мнения Патриархии. С сент. того же года, когда стало ясно о согласии правительства СССР на требования КНР, Н. организовывал выезд священников своей епархии в Советский Союз с гарантированным предоставлением им иерейских и диаконских мест. Клирикам, не желавшим ехать в СССР, предоставлялось право эмигрировать в другие страны. 27 февр. 1956 г. Н. по распоряжению Московской Патриархии покинул Харбин и отбыл в Москву. 8 марта того же года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. 25 февр.1957 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. В период управления Н. Архангельской епархией советским руководством во главе с Н. С. Хрущёвым было начато очередное наступление на Церковь. Если за первые два года пребывания Н. на Архангельской кафедре число приходов в епархии выросло с 31 до 33, то в дальнейшем власти стали проводить массовое закрытие церквей. В результате в нач. 60-х гг. в епархии осталось лишь 18 зарегистрированных приходов, в т. ч. на территории входивших тогда в состав Архангельской епархии Мурманской обл. действовали 2 храма, Коми АССР - 1. Н. 16 марта 1961 г. переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, через 5 месяцев скончался. 18 авг. его отпевание возглавил Воронежский еп. Сергий (Петров ; впосл. митрополит). Н. был похоронен в ограде ростовского кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010