Одновременно встал вопрос о главе Церкви. Временно с 1948 до 1951 г. Церковь возглавлял архиепископ Белостоцкий и Бельский Тимофей (Шретер). После покаянного письма митрополита Дионисия Патриарху Московскому Алексию было восстановлено с ним каноническое общение и оставлен титул митрополита. Но, поскольку РПЦ не считала канонически правильным и возможным вмешиваться во внутренние дела Польской Церкви, в том числе и относительно избрания ее главы, митрополит Дионисий не был избран предстоятелем Церкви. Этот вопрос решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь. Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951–1961). Его преемниками были митрополит Тимофей (Шретер, 1961–1962), временно управляющий Церковью архиепископ Георгий (Корянистов, 1962–1965), митрополит Стефан (Рудык, 1965–1969), митрополит Василий (Дорошкевич, 1970–1998). В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. — Люблинско-Холмская. После Второй мировой войны в Польской народной республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но, во-первых, в более мягкой форме, а, во-вторых, в решении спорных вопросов предпочтение отдавалось Католической Церкви. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания. Современное отношение государства и Церкви определяется «Уставом об отношении государства к автокефальной Польской Православной Церкви», подписанным 4 июля 1991 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

18 апреля 1961 года, под жестоким давлением Совета по делам РПЦ, Священным Синодом было принято постановление об отстранения священнослужителей от хозяйственных дел в приходах. Несогласие со столь радикальной реформой приходского управления многих видных иерархов потребовало дополнительного утверждения ее на Архиерейском Соборе . В соответствии с действовавшим законодательством, отдельное решение должен был принять и каждый приход, что носило в целом формальный характер. Одновременно с реформой был произведен так называемый «единовременный учет». Проверялось не только количество церковных зданий, их площадь и другие габариты и даже не только количество совершаемых треб, но все, вплоть до того, сколько людей посещает храм в дни церковных праздников. Так, например, данными единовременного учета 1961 года было установлено, что в Костромской области разовое посещение церквей в дни больших религиозных праздников составляет около 22 тысяч человек . По данным уполномоченного Совета по г. Москве в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1959 года в Москве функционировали 36 церквей, в которых совершались две литургии в 8 и 10 часов утра. Количество посетивших церкви в этот день составляло примерно 90-100 тысяч человек, подавляющее большинство (90-95 %) присутствующих составляли женщины и только 5-10 % было мужчин престарелого возраста . Как отмечал в 1962 году уполномоченный Совета по Тульской области, на церковных службах присутствовали, как правило, женщины пожилого возраста. Их было до 85 %. Мужчин пожилого возраста было 10 %, молодых людей – не более 5 %, детей почти не было . При проведении единовременного учета «было выявлено много бездействующих церквей, неиспользуемых молитвенных зданий, затухающих приходов. Совет принял меры по ликвидации практики субсидий таким приходам со стороны более сильных религиозных объединений и Патриархии, что повлекло прекращение их деятельности. На местах разобрались с каждым религиозным обществом. В соответствии с законом, общественные здания, захваченные церковниками в период войны, были возвращены их прежним владельцам и превращены в учреждения культуры, школы. Многие слабые и распавшиеся религиозные объединения сняты с регистрации. Материальная база православия заметно сузилась». (Такими словами докладывал в ЦК КПСС В. Фуров, заместитель председателя совета по делам религий, рапортуя об итогах перестройки церковного управления) .

http://bogoslov.ru/article/6027088

После приходской реформы 1961 г. (см. в ст. Архиерейский Собор РПЦ 18 июля 1961 г. ) уполномоченный активно вмешивался в жизнь приходов через исполнительные органы, заставляя их расторгать договоры с неугодными властям настоятелями (так было в Верее Наро-Фоминского р-на, в пос. Серебряные Пруды) или же без согласования со священноначалием сокращать штат и удалять из общин «лишних» священников (в ряде московских храмов). В основном из-за грубого вмешательства Трушина в деятельность церковных двадцаток в 1962 г. закрылись 8 церквей: в Чехове, в селах Тархово Клинского р-на, Спас-Косицы Наро-Фоминского р-на, Слотино Загорского р-на, Покровское Волоколамского р-на, в Шатуре Егорьевского р-на, в Стромыни Ногинского р-на, на погосте Николо-Перевоз Талдомского р-на. В Стромыни церковная двадцатка была снята с регистрации за незаконные ремонтные работы, пытавшийся обжаловать это решение настоятель прот. Андрей Усков вскоре также был снят с регистрации. В Спас-Косицах храм был закрыт под предлогом его «аварийного состояния». В 1963 г. были закрыты 6 церквей: в селах Спас-Темня Ленинского р-на, М. Карасёво Коломенского р-на, Б. Покровское Звенигородского р-на, Раменки Егорьевского р-на, Киясово Ступинского р-на, Зелёная Слобода Люберецкого (ныне Раменского) р-на. В Киясове перед закрытием храма настоятеля Попова сняли с регистрации фактически за борьбу против самоуправства местных властей и работу с молодежью. В Раменках арест священника стал поводом для упразднения прихода. В 1963 г. были осуждены за «антисоветскую агитацию и пропаганду» свящ. Григорий Краснюк из с. Раменки Егорьевского р-на и арестованный с ним семинарист Борис Иванченко. В том же году с должности благочинного Коломенского окр. был уволен прот. Николай Ковальский, активно препятствовавший попыткам закрытия церквей. К нач. 1965 г. в Московской обл. были зарегистрированы 179 священников и 32 диакона. В кон. 1963 г. был закрыт и в 1964 г. снесен кафедральный храм Крутицких митрополитов - Преображенский собор в Москве. Кафедрой Крутицкого митр. Пимена стал Успенский собор бывш. Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря , который в 1949-1964 гг. находился в ведении Хозяйственного управления Московской Патриархии. В Лопухинских палатах Новодевичьего мон-ря разместились епархиальное управление и резиденция Крутицкого митрополита. Секретарем епархиального управления при митр. Пимене (Извекове) являлся прот. Виктор Ипполитов († 2010), с 1966 г. служивший настоятелем Свято-Духовского храма на Даниловском кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В июне 1955 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Подготовил доклад «Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода». В нач. 1956 г., во время рождественского отпуска, помогал освобожденному из заключения архиеп. Мануилу (Лемешевскому; с февр. 1956 правящий архиерей Чебоксарской и Чувашской епархии) с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении «Чина архиерейского отпевания». 8 окт. 1956 г. пострижен в мантию с прежним именем и по истечении срока стипендиатства определен преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую ДС, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . С окт. 1957 г. по указу Патриарха Алексия I переведен в распоряжение архиеп. Мануила, стал его личным секретарем, был назначен на должность штатного священника Введенского кафедрального собора в Чебоксарах. Помогал архиеп. Мануилу в составлении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)», «Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.» и «Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г.». За участие в научной работе в марте 1959 г. Патриарх Алексий I наградил И. крестом с украшениями. С 1 сент. 1959 г. помощник инспектора и преподаватель гомилетики, сравнительного богословия и ВЗ Саратовской ДС (до ее закрытия в мае 1960). 15 сент. 1960 г. Куйбышевский архиеп. Мануил (Лемешевский; с февр. 1962 митрополит) назначил И. ключарем Покровского кафедрального собора в Куйбышеве (ныне Самара), 2 апр. 1961 г. И. возведен в сан игумена, 25 апр. 1964 г.- в сан архимандрита. И. продолжал обработку собранных митр. Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ в., систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр.

http://pravenc.ru/text/469546.html

Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец... не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова. Похороны архиепископа Луки, Симферополь, 1961 год. Фотография предоставлена архивом Издательского Совета РПЦ Мужество В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса. Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. На дышащего злобой и угрозами уполномоченного по делам религии никто не обращал внимания. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры функционеров отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»... Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://foma.ru/sviatitel-luka-professor-...

«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука. «Вредный Лука!» Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство). Но архиепископ умел и признавать свои ошибки... Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм... Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец... не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова. Похороны архиепископа Луки, Симферополь, 1961 год. Фотография предоставлена архивом Издательского Совета РПЦ Мужество В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса. Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после второй мировой войны. На Всеправославном совещании на о-ве Родос (1961) было принято решение начать обсуждение основных вопросов христ. жизни и вероучения правосл. и дохалкидонских Церквей. В ходе многочисленных неофиц. консультаций (Орхус, Дания, 1964; Бристоль, Великобритания, 1967; Женева, Швейцария, 1970 и др.) представители ААЦ сделали ряд докладов: «Доктрина о лице Иисуса Христа в Армянской Церкви», «Христология в литургической традиции Армянской Церкви», «Историко-богословское обозрение анафематствования Армянской Церковью IV Вселенского Собора». И хотя «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами (Шамбези, Швейцария, 23-28 сент. 1990) - важнейший документ, появившийся в результате 3 десятилетий переговоров,- констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. по результатам обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994-1997), приветствовав «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», принял, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Выразив надежду на то, что эти формулировки «будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции», Собор поручил синодальным структурам разработать план научных мероприятий, способных «содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)» (Архиерейский Собор РПЦ.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 30 янв. 1989 г. свящ. Стефан Евних был назначен настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране с поручением «миссионерской деятельности в странах и княжествах Ближнего Востока, где проживают православные ассирийцы». В 1955 г. он поступил в Московскую ДС, но вскоре был отчислен. В 1961 г. Стефан Евних как имеющий иран. подданство переехал на постоянное жительство в И. По прибытии был арестован властями по обвинению в коммунистической пропаганде и посажен в тюрьму. После освобождения отправлен в ссылку в Тебриз. В 1989 г. приехал с супругой в США, где был рукоположен во диакона, затем во иерея. Приходский совет Свято-Николаевского собора не признал Стефана Евниха настоятелем, и тогда новый настоятель снял с должностей старосту Александра Семендеева и всех членов приходского совета. На их место он назначил новых людей, с к-рыми по прошествии времени тоже вступил в конфликт. 4 окт. 1990 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ свящ. Стефан Евних был уволен за штат, но, несмотря на это, продолжал служить в храме. 13 дек. того же года Архиерейским Синодом РПЦЗ он был запрещен в служении. Решению Синода не подчинился и продолжал совершать богослужения вплоть до скоропостижной смерти в апр. 1992 г. Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) совершает богослужение в соборе свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Фотография. Сент. 1995 г. Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) совершает богослужение в соборе свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Фотография. Сент. 1995 г. К этому времени в Тегеране постепенно сформировалась группа постоянных прихожан из числа работавших в И. граждан России. В янв. 1995 г. для совершения рождественских богослужений и изучения положения дел в тегеранском приходе священноначалием РПЦ в И. был командирован заместитель председателя ОВЦС архим. Феофан (Ашурков ; впосл. архиепископ), к-рый совершил рождественские богослужения в Свято-Николаевском соборе, встретился с руководством Посольства РФ. Во время его визита прихожане передали офиц. обращение тегеранской общины на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о принятии их в лоно РПЦ. 22 февр. 1995 г. Свящ. Синод постановил: 1. Принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата; 2. Иером. Александра (Заркешева), сотрудника ОВЦС, направить в И. для прохождения пастырского служения в должности настоятеля Свято-Николаевского собора в Тегеране.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Еп. Николай (Кутепов). Фотография. После 1969 г. Еп. Николай (Кутепов). Фотография. После 1969 г. 14 авг. 1961 г. решением Синода РПЦ Н. был избран правящим епископом Мукачевской и Ужгородской епархии. Хиротонию 10 сент. того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов) . Главной целью служения на своей первой архиерейской кафедре Н. поставил «дальнейшее оправославливание приходов Мукачевско-Ужгородской епархии». Он последовательно проводил унификацию богослужения в закарпатских приходах, боролся с сохранявшимися униат. явлениями в богослужебной практике. Также Н. занимался упорядочением дисциплинарных и финансовых дел в епархии. Активность молодого архиерея вызывала недовольство местного уполномоченного по делам РПЦ, к-рый считал, что принимаемые Н. меры по налаживанию церковной жизни епархии «создают препятствия в успешном выполнении законодательства о культах по снижению религиозности в области». Уполномоченный сообщал в Москву мнение областных властей: «Дальнейшее пребывание еп. Николая правящим архиереем Мукачево-Ужгородским считаем нежелательным». 9 окт. 1963 г. Н. был назначен епископом Омским и Тюменским. К тому времени в обширной епархии, охватывавшей территорию 2 областей Зап. Сибири, оставалось всего 13 действующих церквей из 24 существовавших ранее: 5 - в Омской и 8 - в Тюменской областях. В нач. 1965 г. вопреки протестам верующих была закрыта Серафимовская ц. в с. Суерка Ялуторовского р-на Тюменской обл.- единственный храм, действовавший в сельской местности. Это был один из последних храмов, закрытых в стране в ходе антицерковной кампании, проводившейся по инициативе Н. С. Хрущёва , отстраненного от власти в окт. 1964 г. Одним из важных аспектов деятельности Н. в Омске был ремонт архиерейского дома, успешно проведенный вопреки сопротивлению уполномоченного Совета по делам религий и антирелиг. кампании в местной печати. Н. поставил перед собой задачу упорядочения богослужебной жизни в приходах.

http://pravenc.ru/text/2565990.html

20 мая 1964 г. назначен архиепископом Пермским и Соликамским. После устранения в окт. того же года от власти Хрущёва в церковных кругах возникли определенные надежды на возможность отмены принятой под давлением властей Архиерейским Собором РПЦ 18 июля 1961 г. реформы приходского управления, к-рая отстраняла духовенство от управления приходами. В нояб. 1964 г. состоялась встреча Л. с прибывшими в Пермь архиепископами Калужским Ермогеном (Голубевым) и Казанским Михаилом (Воскресенским) . Архиереи обсудили совместные действия по исправлению ситуации в управлении приходами. В 1965 г. Л. подписал составленное архиеп. Ермогеном т. н. Обращение десяти архиереев на имя патриарха Алексия I с предложением восстановить законные права духовенства в приходских собраниях. Выступление группы авторитетных архипастырей вызвало резко негативную реакцию со стороны Совета по делам РПЦ. Инициатор обращения архиеп. Ермоген был вынужден уйти на покой, в отношении др. архиереев власти ограничились строгим предупреждением, хотя Л. и отказался снять свою подпись под документом. В период архиерейства Л. укрепил финансово-хозяйственную жизнь Пермской епархии, принимал меры к реставрации кафедрального Свято-Троицкого собора Перми, где стал настоятелем. Сделал регулярными архиерейские службы в соборе по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Часто совершал поездки по приходам, многократно служил в Соликамске, Кунгуре, Чусовом. Был заботлив, но требователен к духовенству. Приглашал в епархию образованных людей из др. областей для возможного рукоположения во священники и дальнейшего служения. Был любим паствой за простоту и доступность в общении с прихожанами. С июля по окт. 1966 г. временно управлял Свердловской и Челябинской епархией. 8 окт. 1966 г. назначен архиепископом Рижским и Латвийским. В период долгого архиерейского служения Л. в Латвии количество приходов оставалось неизменным, тем не менее во мн. храмах в это время был сделан капитальный ремонт, проведено отопление. Особо Л. заботился о монашеских обителях - рижском Сергиевом во имя Св. Троицы жен. мон-ре и приписанной к нему Преображения Господня пуст. , ставших известными как духовные центры далеко за пределами епархии. По инициативе Л. духовником Преображенской пуст. стал почитаемый верующими по всей стране архим. Таврион (Батозский) . В пустыни были отремонтированы храмы, построены трапезная и гостевой дом; обитель привлекала паломников со всего СССР. 7 сент. 1979 г. Л. был возведен в сан митрополита. 20 авг. 1988 г. награжден правом ношения 2-й панагии.

http://pravenc.ru/text/2463441.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010