После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв). 11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата. 15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата. В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви. 24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений. После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

После перехода в Патриаршую юрисдикцию Д. был назначен 1 марта 1948 г. настоятелем Николаевского собора в Нью-Йорке и управляющим делами Патриаршего Экзархата в Сев. Америке. Принимал участие в созыве и работе всех 4 съездов духовенства и мирян Экзархата. В 1948 г. Д. стал также благочинным приходов в вост. штатах США, оставаясь в этой должности до кончины. Летом того же года Д. вместе с Патриаршим экзархом архиеп. Алеутским и Североамериканским Макарием (Ильинским) участвовал в Совещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. Вернувшись в США, он посетил мн. города и ун-ты, в к-рых читал лекции, устраивал фотовыставки и показывал фильм о юбилейных торжествах. В 1952 г. Д. за понесенные труды был награжден Патриархом Московским Алексием I митрой. В 1955 г. Д. снова был гостем МП в составе делегации амер. духовенства РПЦ. Весной 1958 г. Д. был временно командирован в Брюссель для служения в Никольском храме, вскоре из-за болезни был вынужден вернуться в Нью-Йорк, где был прооперирован. Только по истечении года Д. смог приступить к пастырской деятельности. 9 сент. 1960 г. за ревностную церковную службу в Американском Экзархате МП и во внимание к церковным заслугам перед Матерью-Церковью Д. был удостоен награждения Патриаршим крестом и орденом РПЦ св. кн. Владимира 1-й степени. В 1960 г. Д. был направлен в г. Элизабет (шт. Нью-Джерси) исполняющим обязанности настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла. По настойчивой просьбе прихода он был назначен его настоятелем. Заботясь о благолепии и процветании прихода, пастырь при участии митр. Иоанна (Вендланда) , Патриаршего экзарха в Сев. и Юж. Америке, заложил в июне 1965 г. фундамент нового храма. В 1961 г. был делегатом от РПЦ на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия). В 1963 г. посетил юбилейные торжества РПЦ в Москве по случаю 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия I. Д. перевел с церковнославянского на англ. язык Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста и Молитвослов, изданные в США большим тиражом.

http://pravenc.ru/text/171895.html

В период архиерейства Н. в Рязани продолжалось восстановление интерьеров кафедрального собора во имя св. князей Бориса и Глеба. В течение 8 лет Н. лично руководил работами по реставрации и росписи собора, по окончании к-рых в 1958 г. преподнес патриарху Алексию I фотоальбом интерьеров рязанского соборного храма. Патриарх сделал в этом альбоме запись, выразил «свою радость по поводу благолепия собора и благословил всех, кто потрудился в святом деле его обновления» ( Харьюзов Н., прот. С. 42). Особое внимание Н. уделял архиерейскому хору, просматривая и утверждая представленный ему регентом список песнопений, неукоснительно следя за хором, чтобы пение звучало всегда молитвенно и благозвучно. Благодаря этому все песнопения при нем были выдержаны в строгом, чисто церковном стиле. Последние годы управления Н. Рязанской епархией пришлись на время антицерковной кампании, начатой по инициативе Н. С. Хрущёва . В 1958 г. был резко увеличен налог на производство церковных свечей на епархиальных свечных заводах, что имело целью значительно уменьшить церковные бюджеты. Однако в Рязанской епархии в 1958-1959 гг. удалось удержать доход на прежнем уровне. Это было достигнуто как за счет снижения себестоимости производства свечей, так и повышения цен на них. В результате ожидавшегося властями ослабления финансового положения Церкви в Рязанской обл. не произошло. В 1961 г. был усилен контроль Совета по делам РПЦ за финансово-хозяйственной деятельностью Церкви, усилилось и адм. давление. В приказном порядке епархиальные органы управления заставляли понижать розничные цены на свечи, просфоры и требы. По требованию уполномоченного по делам РПЦ в Рязанской обл. С. И. Ножкина в епархии были вдвое сокращены выплаты на зарплату священнослужителям. В июле 1961 г. Н. был вынужден доложить патриарху Алексию I, что отчисления епархии на нужды Патриархии будут снижены с 20% до 5-10% (с 180 тыс. до 70 тыс. р.). В 1961 г. реальный доход Рязанской епархии впервые упал по сравнению с предшествующим годом. Однако уже с 1962 г. доходы епархии вновь стали расти.

http://pravenc.ru/text/2566024.html

В 1961 г. были сняты с регистрации 29 церквей, в т. ч. городские храмы: Вознесенский в Воложине, Варваринский в Слуцке, Николаевский в Ст. Дорогах, Николаевский на Козыревском кладбище в Минске. Несмотря на протесты правящих архиереев, был закрыт архиерейский Казанский Крестовый храм возле Дома правительства в Минске, в том же году храм был снесен. В 1963 г. из-за недопущения властями набора учащихся прекратились занятия в Минской ДС. 23 апр. 1963 г. в ответ на массовые жалобы белорусского духовенства в Москву СД РПЦ констатировал, что уполномоченный по Минской обл. Логвиненко практиковал созыв совещаний руководителей религ. об-в и духовенства и давал им указания, регламентирующие церковные службы, порядок совершения религ. обрядов и сборы пожертвований в молитвенных помещениях, тем самым допуская вмешательство во внутрицерковные дела, что противоречит законодательству. В 1962-1964 гг. в Минской обл. закрыли еще 41 церковь. Т. о., с янв. 1960 по янв. 1965 г. число зарегистрированных общин РПЦ в регионе уменьшилось с 226 до 53. В 1965 г. были закрыты еще 3 храма, остались действовать 50 приходов в Минске и Минской обл., это число почти не менялось до 1988 г. Всего за 1958-1964 гг. на территории Белоруссии были закрыты ок. 500 храмов, количество зарегистрированных правосл. общин сократилось с 968 до 420. Большинство из них (320) располагалось в зап. областях Белоруссии. Число священников в этот период сократилось с 742 до 431 чел. В последующее время число приходов в Белоруссии продолжало сокращаться, к 1978 г. действовали 369 приходов. Кампания по закрытию храмов включала практику уничтожения церковных зданий. В 1961 г. была взорвана Благовещенская ц. в Витебске, XII в., один из старейших храмов Белоруссии. В 1962 г. из 280 недействующих церквей в республике гос-во использовало 61 здание, подлежали сносу ввиду невозможности использования 88 здания, не использовались из-за ветхости 38 зданий. Верующие пытались защитить храмы. В 1961 г. в Воложине неск. сот жителей города препятствовали разрушению Вознесенского храма. Сопротивление закрытию храмов было оказано в деревнях Б. Лысица, Мясота Минской обл., в дер. Сукневичи Гродненской обл., в др. местах. В дер. Глазовка Буда-Кошелёвского р-на Гомельской обл. при закрытии храма между жителями и милицией завязалась драка. Аресты были проведены при закрытии Николаевской ц. в Бресте.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Церковь во имя блж. Ксении Петербургской в пос. Юрты. Фотография. Нач. XXI в. После архиеп. Ювеналия на Иркутскую кафедру взошел архиеп. Палладий (Шерстенников ; 1949-1958). Он стремился увеличить число храмов и обеспечить их образованным духовенством. В 40-50-х гг. XX в. в Иркутской епархии действовал 31 храм. 9 июня 1949 г. архиеп. Палладию было поручено управление Хабаровской епархией (в Амурской обл., Хабаровском и Приморском краях и в Якутской АССР действовали 11 приходов; др. дальневост. регионы: Камчатская, Магаданская и Сахалинская области - до 1985 не имели правосл. приходов). В нач. 50-х гг. XX в. в Якутской АССР и в Хабаровском крае имелось по 2 прихода, в Амурской обл.- 4, в Приморском крае - 5 приходов. В 1949-1988 гг. Иркутские архиепископы управляли территорией площадью ок. 4 млн кв. км с весьма малым количеством и неравномерным распределением храмов (большинство находилось в Иркутской обл.). В 1955 г. архиеп. Палладий командировал 2 священников на Сахалин и Камчатку для организации приходов, но это действие было пресечено Советом по делам РПЦ. По благословению Патриарха Алексия I архиеп. Палладий в 1956 г. безрезультатно пытался добиться у гражданской власти разрешения на открытие в Иркутске семинарии. При архиеп. Палладии клир и миряне епархии участвовали в гос. займах для восстановления и развития народного хозяйства. Денежные отчисления из средств причта и из приходских касс постоянно возрастали: в 1949 г. они составили 81 825 р., в 1950 г.- 118 850 р., в 1951 г.- 190 625 р. Иркутский архиеп. Вениамин (Новицкий ; 1958-1973) стремился к независимости епархиального управления от светской власти. Владыка проводил самостоятельную кадровую политику, подвергал критике гос. атеистическую пропаганду, выступал с инициативой пересмотра навязанной Церкви гос-вом в 1961 г. реформы приходского управления. В 1965 г. архиеп. Вениамин подписал переданное Патриарху Алексию I «Заявление» группы архиереев, в к-ром предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , касающиеся приходского управления. В 1970-1971 гг. архиеп. Вениамин обращался с таким предложением в предсоборную комиссию. Уполномоченные Совета по делам РПЦ по Иркутской обл. неоднократно предлагали своему руководству перевести архиеп. Вениамина в др. епархию.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Правосл. верующие принимали участие в правозащитном движении, однако для РПЦ в целом диссидентство не было массовым явлением. Взаимоотношения Д. и РПЦ оставались сложными: с одной стороны, протестные выступления Д. затрудняли проведение антицерковных мероприятий, ослабляли давление Советского гос-ва на Церковь, с др. стороны, осуждение советского режима, как правило, совмещалось у Д. с резкой и несправедливой критикой Московской Патриархии, что подрывало ее авторитет, смущало верующих, особенно из числа новообращенных, несло опасность для церковного единства. Правозащитная деятельность в СССР стала возможна в связи с изменениями в общественной жизни после смерти И. В. Сталина . При этом общее смягчение в правление Н. С. Хрущёва (1953-1964) политического режима, прекращение массовых репрессий, движение в сторону открытости советского общества совмещались с ужесточением адм. гонений на Церковь. Разнузданная антирелиг. пропаганда, массовое закрытие храмов и мон-рей, притеснение верующих вызывали протесты прежде всего со стороны священноначалия РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) неоднократно обращал внимание руководителей СССР на пагубность проводимой в стране антирелиг. политики. В февр. 1960 г. в выступлении Патриарха на Конференции советской общественности за разоружение прозвучал открытый упрек, что Церковь, на протяжении веков служившая нравственному становлению народа, ныне «испытывает нападки и порицания». В заключение речи Патриарх напомнил слова Христа, что «и врата адова не одолеют Церкви Его». Во всех епархиях духовные власти сопротивлялись массовому закрытию мон-рей и храмов. Так, напр., удалось отстоять намеченные к закрытию Почаевскую муж. лавру , Псково-Печерский муж. и Пюхтинский жен. мон-ри в честь Успения Пресв. Богородицы . Церковь, исходя из условий реального положения в СССР, была вынуждена придерживаться принципов лояльности по отношению к Советскому гос-ву и не могла открыто противостоять властям, активно вмешивавшимся в церковную жизнь. Так, Архиерейский Собор РПЦ 18 июля 1961 г. под давлением властей утвердил изменения в «Положении об управлении РПЦ», которые касались приходского управления и фактически отстраняли от него духовенство. Это оправдывалось приведением норм церковной жизни в соответствие с гражданским законодательством о религ. объединениях. Против реформы приходского управления решительно протестовали ряд архиереев, в т. ч. отстраненный тогда от управления епархией архиеп. Ташкентский Ермоген (Голубев) .

http://pravenc.ru/text/178554.html

Итак, мы видим, что нежелание РПЦЗ активно участвовать в экуменическом движении обусловлено не столько политикой холодной войны, сколько богословскими установками. Позиция Москвы была иной. Еще в 1959 году началась дискуссия о представителях РПЦ, которые посетят Второй Ватиканский собор . 27 апреля 1961 года Синод Московского Патриархата объявил, что подал заявку на членство в ВСЦ. Так продолжалась начатая в Эванстоне интеграция церквей из советского блока в ВСЦ. В ноябре 1961 года делегация Московского Патриархата прибыла в Нью-Дели на Третью ассамблею ВСЦ. Однако теперь РПЦЗ стала более открыто выступать против притязаний Москвы на «вселенскость» Русской Православной Церкви и говорить о советском контроле над Московским Патриархатом. В октябре 1961 года протоиерей Георгий Граббе выступил на экуменической встрече в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, и заявил, что «контролируемые Кремлем священнослужители не являются подлинными представителями русского православного народа» . Архимандрит Лазарь (Мур), который служил в Индии, был назначен официальным наблюдателем от РПЦЗ на Ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели . 31 марта 1962 года архимандрит Лазарь сообщил о своем несогласии с тем, что Ассамблея ВСЦ протестовала против жестокости португальцев во время военных действий в Анголе, игнорируя репрессии Н. Хрущева в СССР. Но в целом его мнение об Ассамблее было положительным: «Эта встреча людей с разными убеждениями помогает нам сосредоточиться на том, что положительно, а не отрицательно. У всех нас есть много общего во Христе, все мы разделяем Дух не от мира сего, все мы ищем высшую благодать для жизни и служения Богу и человеку... Нам следует больше благодарить Бога за труды инославных христиан. Если бы не их усердная и самоотверженная работа, мир действительно оказался бы в отчаянном положении» . Такое миротворческое отношение архимандрита Лазаря побудило митрополита Анастасия отправить протоиерея Георгия Романова в Нью-Дели, поскольку отец Лазарь, казалось, больше интересовался экуменизмом, чем наблюдением за «злонамеренной деятельностью прокоммунистов». Архимандрит Лазарь, тем не менее, присутствовал на Ассамблее в качестве официального наблюдателя и после представил свой доклад на заседании Архиерейского синода 13 июня 1962 года .

http://bogoslov.ru/article/5998370

Наиболее тяжелым для М. е. стал 1960 год, на который властями были запланированы самые масштабные «мероприятия по сокращению религиозной обрядности», предусматривавшие массовое закрытие церквей и снятие с регистрации «лишних» священников. В апр. 1960 г. уполномоченным СД РПЦ по Минской обл. стал А. И. Логвиненко, разработавший план по сокращению в 1960-1961 гг. в регионе 1/3 всех церквей. План был перевыполнен. Церковь Преображения Господня в Заславле. 1577 г. Фотография. 2009 г. Церковь Преображения Господня в Заславле. 1577 г. Фотография. 2009 г. В соответствии с указом Совета министров Белоруссии от 20 янв. 1960 г. территория Минской обл. увеличилась вдвое за счет присоединения части упраздненной Молодечненской обл. Число храмов в области в янв. 1960 г. возросло со 103 до 226. Уже на 1 мая 1960 г. в области числились 204 церкви: 137 приходских и 67 приписных. За 1960 г. в Минской обл. были сняты с регистрации 88 церквей (18 приходских и 70 приписных) и 17 об-в верующих без храмов, с временными молитвенными помещениями, т. е. закрыты 105 общин РПЦ. Этот показатель, когда за год закрыли половину всех действовавших храмов области, был рекордным для всего СССР. К 1961 г. остались действующими 123 храма (108 типовых церквей, 11 временных молитвенных помещений и 4 приписные церкви). Если прежде в большинстве случаев закрывали храмы, возобновленные во время войны или признанные аварийными, то к 60-м гг. появилась практика закрытия храмов «по просьбам трудящихся». Так, в 1960 г. были закрыты церковь бывшего мон-ря в с. М. Ляды Смолевичского р-на Минской обл. на основании того, что «колхозники не посещают церковь», и гомельский Петропавловский собор, несмотря на то что посещаемость этих храмов в праздничные дни достигала 3 тыс. чел. Церкви закрывали из-за «невыгодного соседства». В дер. Рабунь Вилейского р-на храм было решено передать средней школе для расширения учебной площади, т. к. церковь находилась рядом с ней, а соседство школы с церковью было признано несовместимым. В 1960 г. из ранее существовавших на территории Минской обл. 11 благочиний были упразднены 6: Клецкое, Радошковичское, Столбцовское, Княгининское, Воложинское, Борисовское. От временного управления М. е. был отстранен еп. Леонтий (Бондарь), т. к. он, по мнению уполномоченного СД РПЦ, представлял «западное крыло» - западнобелорус. духовенство, кроме того, он отказался сокращать количество проповедей и число архиерейских служб в епархии. Сняты с регистрации и лишены права служить в БССР благочинные: Петр Хрщанович и Григорий Мокрицкий.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Неблагоприятные последствия изменения приходского управления в результате решений Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. очень скоро проявились в церковной жизни Белоруссии. В 1961 г. в целях ослабления материальной базы Церкви уполномоченные СД РПЦ дали указания церковным советам пересмотреть в сторону снижения цены на свечи, доход от продажи к-рых составлял более половины дохода приходов, а также епархиальные взносы. В ряде приходов цены на свечи были снижены на 20-40%, а епархиальные взносы - на 30-50%. В этих условиях исполнительные органы отдельных приходов отказывались от «найма» священников, как это было, напр., в церкви в дер. Залесье Сморгонского р-на Гродненской обл., в церкви в Слониме и др. В одном из районов Гродненской обл. в 5 из 9 действующих церквей общины отказались от священников. После ухода священника и прекращения богослужений церковь обычно закрывали, религ. об-во снимали с регистрации. В 1962 г. СД РПЦ принял решение перевести священников на твердые оклады. После того как весной 1962 г. все правосл. духовенство в Белоруссии было переведено на твердые оклады, начался процесс снятия с регистрации тех священников, к-рые получали плату непосредственно от верующих, совершая требы без ведома исполнительных органов приходов. Священник в дер. Дубина Минской обл. в февр. 1963 г. был снят с регистрации, т. к. «лично брал с верующих плату за религиозные обряды, минуя церковный исполнительный орган, потому что не имел возможности прожить с семьей на получаемое из церкви жалование в сумме 45 рублей в месяц». Доходы духовенства по-прежнему облагались налогом по повышенной ставке. Поставленные в тяжелое экономическое положение, некоторые священники старались перейти на «более сильный» приход, либо уходили на пенсию или на гражданскую службу, поскольку приходские советы часто не могли обеспечить им даже минимальную оплату труда (30-50 р. в месяц). Вакантные места в бедных приходах не замещались, и религиозные общества снимались с регистрации. Такая политика имела долговременные последствия. В 1964-1965 гг., после отставки Н. С. Хрущёва , массовое закрытие церквей прекратилось, но сельские храмы продолжали закрывать из-за малочисленности прихожан, которые не могли содержать священника. Приход в пос. Б. Берестовица Гродненской обл. 2 дек. 1967 г. был снят с регистрации, поскольку церковь не действовала с 1963 г., когда ее настоятель ушел на пенсию, а назначенный на приход новый священник отказался занять это место из-за низкого дохода.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в 1-м ряду в центре), Каталикос – Патриарх всея Грузии Ефрем II (1-й в 1-м ряду), Святейший Патриарх Александрийский Кирилл VI (3-й в 1-м ряду), митрополит Никодим (Ротов) (3-й во 2-м ряду) с группой архиереев Фото из архива архиепископа Василия (Кривошеина) . 1960-е гг. Владыка многократно приезжал в Россию, служил в монастырях и храмах, участвовал в богословских конференциях духовных академий. За издание серии «Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова » постановлением Совета Ленинградской Духовной Академии от 6 октября 1964 года архиепископ Василий был удостоен степени доктора богословия. 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, ему был вручён докторский диплом. 28 мая 1971 года в Москве архиепископ Василий участвовал в Архиерейском предсоборном совещании РПЦ и высказался там за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 года, передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам. Он напомнил, что постановление нарушает каноны, по которым попечение обо всех церковных делах должен иметь епископ. На Поместном Соборе РПЦ, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, на котором был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), архиепископ Василий подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 года, и выступил против политизации «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира». Епископ Василий в библиотеке ЛДА. 1960-е гг. Владыку возмущало угнетённое положение РПЦ в СССР и политическое давление, оказываемое на неё органами власти. Вот что он писал на Афон иеродиакону Давиду в декабре 1975 года: « Церковь в России подлинная, духовно сильная Церковь, и русский народ в значительной части глубоко верующий благочестивый народ, но правительство, весь вообще советский режим враждебен вере, борется с Церковью, притесняет её. О какой свободе веры можно говорить, когда верующему негде купить Евангелие, Новый Завет , не говоря уже о Библии. Правда, Церковь может печатать их, но в ничтожном количестве сравнительно с миллионами верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010