Как было положено, вопрос был рассмотрен в Совете по делам РПЦ. Хотя Совет не был в восторге от кандидатуры архимандрита Пимена, политическая конъюнктура того времени еще не позволяла грубо вмешиваться в вопросы архиерейских назначений. Хиротонию в викарные епископы Одесской епархии решено было совершить в Одессе 17 ноября 1957 года, но вскоре патриарх начал просить Совет разрешить перевести епископа Пимена викарием в Москву. Епископ Пимен получает сложные послушания: он возглавляет хозяйственное управление, а затем становится управляющим делами Московской Патриархии. Именно митрополит Пимен сделал доклад о реформе приходского управления на Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года. В своем выступлении на Соборе патриарх Алексий I сказал, что «умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых». В этих словах была справедливость: патриарх знал, что многие священники вместо окормления паствы занимаются строительством, хозяйством… Сам митрополит Пимен позднее в своем кругу, говоря о приходской реформе, призывал «вытащить этот ржавый гвоздь из тела Церкви». В 1961 году он стал митрополитом Ленинградским, оставив ключевую должность управляющего делами Патриархии. Приехав в город на Неве, он написал: «Пусть в град Великого Петра Придет лишь радость и надежда, Не тронет моего одра, Ни клеветник, ни злой невежда». Три патриарха: Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий 9 октября 1963 года митрополит Пимен был назначен на Крутицкую кафедру и с возвращением в Москву вновь стал ближайшим помощником патриарха Алексия I. Стареющий патриарх постепенно передавал бразды церковного правления: внутренние дела – митрополиту Пимену, внешние – митрополиту Никодиму.

http://pravoslavie.ru/36227.html

…Во времена Хрущева проповедь официально не запрещалась и кое-где теплилась; нельзя было только говорить циклы проповедей. Но она раздражала предержащие власти, и они этого от священников не скрывали, потому смельчаков было весьма мало. Проповедовали только инициативные священники, вроде отца Всеволода Шпиллера, — ну, а я за его спиной. И еще было несколько священников, но в основном все молчали. Что касается общей исповеди, она просто была необходима. В Николо-Кузнецком храме, например, Великим постом по воскресным дням, а в особенности в Великий четверг, причащалось от тысячи до полутора тысяч человек, вне поста в воскресные дни — по 100–120 человек. Как в этом случае обойтись без общей исповеди?! Поначалу при больших скоплениях причащающихся исповедь в храме проводил сам отец Всеволод; я внимательно вслушивался, а потом и сам проводил общие исповеди. …Очень тяжелым для Церкви было следующее событие: под давлением властей Архиерейским совещанием 1961 г. было принято постановление, противоречащее не только церковным канонам, но и духу и букве самого Евангелия. Никчемность пастыря в Евангелии выражена определением Христа: наемник (Ин 10:12). Постановлением же 1961 года, пастыри как раз и ставились в разряд “наемников”. Парадоксально, что по конституции священник мог быть избран, положим, депутатом; закон не запрещал подобных избраний. Синод же принял положение, что священник даже своей общиной не мог быть избран в приходской совет. Он только нанимался церковным советом для совершения богослужения и исполнения церковных треб. Теперь для того, чтобы отстранить неугодного священника от служения, не нужно было никаких канонических причин и постановлений: просто староста мог не выдать облачения (такие случаи были). Эту ситуацию отец Всеволод Шпиллер конфиденциально назвал незаконным узаконением беззакония. Этого, разумеется, не мог не заметить и сам Патриарх Алексий (Симанский), богослов и юрист (кстати, по этому поводу мы иногда в семинарии шутили: государством правит семинарист, а Русской Церковью — юрист). И, как я знаю, такой курьез и несуразность служили красноречивейшим свидетельством того, что принято все не добровольно, а под нажимом и давлением, а стало быть — недолговечно. Не знаю, сами ли власти обеспокоились таким оборотом дел и решили узаконить беззаконие соборным решением. Однако, имея перед глазами неожиданный оборот дел, вызванный рапортом митрополита Григория, они не захотели пустить все на самотек и ждать приговора епископата. Для властей чрезвычайно важно было, чтобы затеваемое мероприятие было беспроигрышным, и поэтому они вызвали некоего светски и богословски образованного батюшку и дали ему поручение — в письменном виде представить исчерпывающую характеристику всех потенциалов РПЦ 4 .

http://pravmir.ru/tserkov-i-ateistichesk...

11 июня 1959 г. епископом Курским и Белгородским стал Леонид (Поляков) . Благодаря ему приходская жизнь в Курске получила ощутимый импульс к развитию, он сумел укрепить кадры духовенства. Еп. Леонид служил в кафедральном соборе каждый воскресный и праздничный день, по будням присутствовал на всех службах. Заметно увеличилась посещаемость архиерейских служб. Число церквей в епархии продолжало сокращаться. Если в 1955 г. в Курской обл. числилось 154 прихода, в Белгородской обл.- 132, то в 1964 г. насчитывалось 117 приходов в Курской обл. и 98 - в Белгородской обл., из них с янв. 1960 по июль 1963 г. было закрыто в Курской обл. 35 общин, в Белгородской обл.- 33 храма. 14 мая 1960 г. Володин получил рекомендацию Совета по делам РПЦ об изучении «вопроса о возможностях постепенного, но значительного сокращения количества действующих церквей». В итоге в 1960 г. было упразднено 17 церквей, в защиту каждого из приходов в адрес уполномоченного поступали ходатайства. В 1961 г. в Курске были закрыты 3 церкви из 9: Михайловская, Нижне-Троицкая и Успенская. Этому предшествовало проведение в янв.-февр. 1961 г. собраний на предприятиях и в учреждениях города, посвященных закрытию указанных храмов. В 1962 г. в Белгороде был закрыт кафедральный Преображенский собор, после чего по благословению патриарха статус 2-го кафедрального храма Курской епархии получила Николаевская кладбищенская ц. в Белгороде (Иоасафовский собор). В 1959 г. сельсоветы Курской обл. запретили священникам обходить дома верующих. Упразднение церквей вызвало многочисленные протесты со стороны правосл. курян. Сократилось число духовенства: 1 янв. 1955 г. в Курской обл. числилось 177 священнослужителей (из них 163 священника), 1 янв. 1964 г.- 113 священнослужителей (103 священника). Несмотря на стремительные темпы ликвидации приходов, Курская обл. оставалась в числе регионов с устойчивыми высокими церковными доходами: если в 1955 г. доходы общин составили 5890 тыс. р., то в 1959 г.- 8513 тыс. р., притом что налог на свечное производство был увеличен с 4,5 млн р. в 1957 г. почти до 100 млн р. в 1959 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В тот же день, 4 апреля, предстоятель РПЦ посетил подворья Оптиной пустыни и Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии, Князь-Владимирский собор, церковь Владмирской иконы Божией Матери, Воскресенский Новодевичий монастырь. Затем Патриарх Кирилл направился на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где совершил литию на могиле митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). После литии была также возглашена «Вечная память» митрополитам Антонию (Мельникову) и Иоанну (Снычеву), чьи могилы находятся на этом же кладбище. Митрополит Никодим (Ротов, 1929-1978) — выдающийся иерарх РПЦ. С 1963 года — до конца жизни возглавлял Ленинградскую епархию; в 1960-1972 гг. председатель Отдела внешних церковных сношений; с 1974 года - Патриарший экзарх Западной Европы. Первой архиерейской хиротонией, которую возглавил владыка Никодим, стало рукоположение в 1961 году во епископа Таллинского архимандрита Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси. В 1969 года митрополит Никодим совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева, с наречением имени Кирилл; 7 апреля того же года он же рукоположил инока Кирилла во иеродиакона, а 1 июня — во иеромонаха. 14 марта 1976 года владыка Никодим возглавил хиротонию архимандрита Кирилла во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Вечером в субботу Патриарх возглавил воскресне всенощное бдение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Предстоятелю РПЦ сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, епископ Петергофский Маркелл, наместник Александро-Невской обители архимандрит Назарий (Лавриненко), духовенство Санкт-Петербурга, насельники монастыря в священном сане. В соборе собрались несколько тысяч богомольцев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 2011 г. в ОВЦС проходят регулярные экспертные встречи по экологической проблематике. Богословское и научное понимание современных экологических вызовов и ответа на них было сформулировано в документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», принятом в 2013 г. Архиерейским собором РПЦ. Сотрудник ОВЦС назвал основные направления, в которых развивается экологическая мысль экспертов от РПЦ: это образование и экологическое просвещение, внедрение современных экологичных технологий в строительстве церковных зданий, в хозяйстве монастырей и подворий, охранные мероприятия и т.д. Он подчеркнул, что необходимо изучать опыт зарубежных и российских христиан иных конфессий. Таким опытом поделился Владимир Самойлов, руководитель Экспертного совета Консультативного совета глав протестантских церквей России. Он отметил, что впервые представители евангельских церквей СССР подняли экологическую тему еще в 1961 г., в выступлении на сессии Всемирного совета церквей. С тех пор протестанты не оставляют экологическую проблематику, которая нуждается в глубоком богословском осмыслении. Так, документ «Позиция протестантских церквей России по вопросам экологии» (2009 г.) написан с позиций экотеологии – новой области богословия, которая исходит из взаимозависимости всех частей экосистемы и из Божьего поручения человеку «возделывать сад», т.е. не только сохранять, но и улучшать природу, изучая ее. Сейчас к экотеологии добавилась технотеология, которая ставит свои вопросы. В целом же теологическая мысль не успевает за динамикой экологических проблем, не предлагает «пророческих осмыслений», считает В.Самойлов. Архимандрит Зосима (Шевчук, Владимирская епархия) поделился опытом апробации недавно составленного общецерковного «Чина краткого молебного пения о сохранении творения Божия». Он считает, что это молитвословие должно звучать в каждом храме РПЦ и подобных чинов должно быть больше. Архимандрит представил богословское сообщение о соотношении антропологии и экологии. По его словам, ни антропоцентризм, ни биоцентризм не могут предложить выхода из экологического кризиса. А вот христианская антропология, разработанная еще святыми отцами древней Церкви, которая предлагает путь покаяния, отказ от гедонизма, говорит об ответственности человека за природу как врученный Богом дар, дает надежду на спасение от гибели природы и человека. Примером реализации  этих принципов о. Зосима считает Афон, где «дух аскетизма соседствует с разумным использованием даров природы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 29 марта 1961 г. М. исполнял обязанности временного управляющего Тамбовской и Мичуринской епархией в помощь тяжело больному архиеп. Иоасафу (Журманову) . 13 июня того же года в Симферополе возглавил отпевание и организовал, несмотря на сопротивление местных властей, всенародные похороны почившего Симферопольского и Крымского архиеп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) , с к-рым поддерживал при его жизни доверительные дружеские отношения. 8 авг. того же года, после ухода архиеп. Иоасафа на покой, М. был утвержден епископом Тамбовским и Мичуринским. Он установил себе очень скромную зарплату, жил в маленьком доме. Часто объезжал храмы епархии, старался помочь приходам с малыми доходами, восстановил 4 из 6 ранее существовавших благочиннических округов; несмотря на сопротивление уполномоченного Совета по делам РПЦ, решительно увольнял со службы недостойных священников. 16 нояб. 1962 г. назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В начале архиерейского служения М. в Ставрополе произошло закрытие властями кафедрального Крестовоздвиженского собора при упраздненной в 1960 г. Ставропольской ДС (на старом архиерейском подворье). Новым кафедральным собором Ставрополя стал в 1963 г. возвращенный Церкви Андреевский храм, благоустройство которого потребовало больших усилий, т. к. власти передали здание в плохом состоянии. В 1965 г. в Кисловодске местные власти, несмотря на протесты верующих, отобрали здание Пантелеимоновской ц., взамен было выделено неприспособленное к совершению богослужений помещение в отдаленной части города. Прихожане передали протест в высшие гос. инстанции, «кисловодское дело» обсуждалось в переписке патриарха Алексия I с руководством Совета по делам РПЦ (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1945-1970. М., 2010. Т. 2: 1954-1970. С. 532-538). М. занимался решением проблемы: успокаивал верующих, добился от местных властей проведения качественного ремонта нового здания Пантелеимоновского храма. В условиях продолжавшейся антицерковной кампании М. был вынужден прекратить поддерживать мон-ри денежными переводами и продуктовыми посылками, ему также пришлось соглашаться на снятие властями с должностей священнослужителей, хотя он прямо называл подобные действия «незаконными репрессиями». Тем не менее М. старался компенсировать негативные последствия вмешательства советских властей в церковную жизнь. В частности, чтобы не допустить закрытия 18 храмов, оставшихся без священников, М. направлял туда на праздничные службы заштатных иереев или священников из соседних приходов. Также он принимал меры к тому, чтобы уволенные священники получили места в др. епархиях.

http://pravenc.ru/text/Чуб.html

С данного момента настоятель не состоит и членом приходского Совета» . 18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Архиерейский Собор, который установил новую организацию приходского управления. Проводилась реформа как вынужденная мера в тяжелые для Церкви дни, когда гонения на нее резко усилились. Выставлено было требование привести «Положение об управлении РПЦ» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и НК РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей, как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. То, что после издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем гражданам одинаковые права, постановление это вступило в противоречие с основным законом государства, игнорировалось . В результате реформы приходского управления сложилась ненормальная ситуация, когда настоятели приходов, лишившиеся всякой возможности вмешательства в хозяйственные дела общин, оказались в положении наемных лиц у церковного совета (исполнительного органа общины), состоявшего из мирян, причем зачастую далеко не религиозных. Власть же епархиального архиерея над приходами минимизировалась до такой степени, что после снятия с регистрации назначенного им настоятеля приходы становились подведомственны только государственному регистрирующему органу. Архиерей, подписывая Указ о назначении священнослужителя, должен был согласовывать его не только с уполномоченным, но и с исполнительным органом прихода. В некоторых указах даже была такая формулировка: «по договоренности с Исполнительным органом вышеозначенного храма» . Священнослужители, кроме того, должны были подписывать с исполнительным органом трудовой договор, в котором могли быть следующие пункты: «За совершение церковных служб в Храме, а также за причащение больных на дому, Священник лично не получает никаких вознаграждений от прихожан. За нарушение вышеизложенного Священник несет персональную ответственность» . «Исполнительный орган предоставляет временно, для ночлега во время богослужений жилую площадь в задней части церковной сторожки, за чистотой и отоплением в которой следит сам о. диакон» .

http://bogoslov.ru/article/3738150

Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как впосл. вспоминал архиеп. Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили митр. Алма-Атинский Иосиф (Чернов) , архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) , Уфимский Иов (Кресович) . А. п. с. подтвердило намерение принять на Поместном Соборе изменения 1961 г. В докладе митр. Никодима от имени Предсоборной Комиссии был предложен порядок избрания нового Предстоятеля РПЦ - открытое голосование по одному кандидату. «Осуществление этого предложения,- сказал митр. Никодим,- выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Против открытого голосования возражал архиеп. Василий (Кривошеин). Его мнение не было принято участниками А. п. с., утвердившими открытое голосование при избрании Патриарха. При обсуждении кандидатуры Патриарха выступившие на совещании высказались за митр. Крутицкого Пимена, имя к-рого в канун совещания называлось на приходских и епархиальных собраниях, созывавшихся для избрания членов Поместного Собора от клириков и мирян. В соответствии с предложением митр. Никодима на совещании решено было выдвинуть единственного кандидата в Патриарха Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Пимена, к-рого и избрал Поместный Собор 1971 г. На А. п. с. возникла полемика по вопросу о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . Митр. Никодим предложил дать в соборном постановлении жесткую характеристику деятелям РПЦЗ как раскольникам. Сурожский митр. Антоний (Блум) высказался за более мягкий подход, за то, чтобы постановление лишено было компрометирующей Собор политической окраски.

http://pravenc.ru/text/76526.html

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

Кроме вышеназванных храмов, под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в г. Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Самарканда, Красноводска, Мары. В результате бескомпромиссной позиции правящего архиерея влияние и авторитет РПЦ в Средней Азии значительно укрепились. «Подобная деятельность Ермогена не могла не привести к укреплению в республике позиций Церкви и духовенства, чего нельзя было допускать в современных условиях», – констатирует узбекский уполномоченный. Начинается последовательная травля, усиливается неприкрытое давление на руководство Церкви. В результате в 1960 году архиепископ Ермоген снят со Среднеазиатской кафедры и отправлен «в отпуск»... «Отпуск» затянулся на 1,5 года, и владыке пришлось писать лично Хрущеву, чтобы Совет перестал противиться его назначению на новую кафедру». 471 Этот «отпуск» владыка отбывал сначала в Белорусском Жировицком, а затем Одесском монастырях. Закончился он только в 1962 году, когда Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), который по всей видимости симпатизировал и покровительствовал гонимому подвижнику (о чем говорят и доклады уполномоченных), возводит его на Омскую кафедру. В 1961 году, когда подготавливалась к принятию новая радикальная реформа приходского управления, архиепископ Ермоген высказал свое несогласие с ее проектом, и поэтому, как епископ, от которого можно было ожидать возражений и критических выступлений, не был приглашен на Архиерейский Собор 18 июля 1961 года. Несмотря на это, владыка Ермоген все равно прибыл в Троице-Сергиеву лавру, но на заседания собора допущен не был. 13 июня 1962 года Высокопреосвященный архиепископ Ермоген был назначен управляющим Омско-Тюменской епархией. 472 По вступлении в должность и ознакомлении с делами в епархии архиепископ Ермоген посетил уполномоченного Совета. В личной беседе с ним владыка сообщил, что в вверенной ему епархии много беспорядков, но он приложит все силы, чтобы в рамках законодательства о культах упорядочить все дела. Также архипастырь выразил свое несогласие с существующей практикой контроля за деятельностью духовенства и Церкви в целом. Особое его возмущение вызывало то, что священнослужителям во всех вопросах приходилось зависеть от уполномоченного. (Доходило до того, что без разрешения уполномоченного заштатный клирик не имел права надеть в храме облачения, не говоря уже о совершении им богослужения. – Примеч. авт.). Владыка Ермоген заявил, что он не за дух закона о религиозных культах (т. е. не за содержание, которое можно толковать по-разному), а за букву (т. е. за прямой смысл толкования, толковать как написано) и что нужно добиться, чтобы декрет В. И. Ленина выполнялся неукоснительно. 473 Нужно отметить, что архиепископ Ермоген специально изучил сочинения классиков марксизма-ленинизма по вопросу религии и постоянно ссылался на них, тем самым показывая, как противоречит окружающая действительность их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010