Рожнова Борского р-на, свящ. Василий Жарков из с. Гремячева Кулебакского р-на, а также тесно связанный в прошлом с катакомбниками свящ. Николай Братанов, настоятель прихода в с. Каменка Пильнинского р-на. Поскольку в Горьковской обл. незарегистрированные правосл. общины получили широкое распространение и совершались несанкционированные паломничества к многочисленным св. местам, Совет по делам РПЦ потребовал от уполномоченного по Горьковской обл. активизировать выполнение постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Однако 29 мая 1963 г. на заседании Совета было отмечено, что в Горьковской обл. антирелиг. работа не проведена в достаточном объеме. 18 апр. 1961 г. под давлением властей Синод принял постановление о мерах по улучшению приходской жизни и по приведению ее в соответствие с законом «О религиозных объединениях в СССР», утвержденным 18 июля 1961 г. Архиерейским Собором. Реализация «приходской реформы» сопровождалась принятием жестких мер со стороны властей по отношению к тем клирикам, к-рые медлили с выполнением новых требований. Двадцатки принимали решения об «отказе общины от содержания настоятеля», после чего настоятеля, как правило, снимали с регистрации, иногда закрывали приход, т. к. уполномоченный нового настоятеля не регистрировал. По такой схеме был закрыт в кон. 1963 г. храм в с. Егорьевском Княгининского р-на, где более 2 лет уполномоченный не регистрировал настоятеля. В нач. 1964 г. был закрыт храм в с. Кремёнки Дивеевского р-на. Его настоятель прот. Владимир Октаев в 1962 г. был снят с регистрации, его судили за неуплату налогов, позже оправдали, но на прежнем приходе он уже не восстановился. В 1964 г. закрыли храмы в с. Папулове Большемурашкинского р-на и в с. Пахотный Усад Починковского р-на. Настоятель последнего прихода свящ. Алексий Баннов был снят с регистрации в 1962 г. под предлогом вмешательства в работу двадцатки. Нового священника уполномоченный не регистрировал, позже закрыл храм из-за длительного отсутствия служб.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

21 мая 1959 г. с переводом митр. Гурия на Минскую кафедру И. был назначен епископом Днепропетровским и Запорожским. С 14 авг. 1961 г. епископ Винницкий и Брацлавский, с янв. 1962 г. также временно управлял Хмельницкой епархией. Архиерейское служение И. пришлось на время гонений на Церковь в правление Н. С. Хрущёва . Впосл. Калужский архиеп. Ермоген (Голубев) в приложении к своему ставшему широко известным открытому письму на имя Патриарха Алексия I подверг критике действия И. как архиерея: «Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского, принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи через непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее 40 приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор» ( Ермоген (Голубев). 1967. С. 73). Однако подобная ситуация в то время была характерна практически для всех епархий. Весной 1962 г. И. сопровождал Патриарха Алексия I во время визита в Югославию, Болгарию и Румынию. 25 февр. 1964 г. возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения креста на клобуке. 30 марта того же года назначен митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим экзархом Украины и постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. На назначении И. на киевскую кафедру особо настаивало руководство Совета по делам РПЦ (с 1965 - Совет по делам религий ), в связи с чем 2 апр. Патриарх Алексий I известил в письме председателя Совета В. А. Куроедова : «Преосвященный Иоасаф - хорошо Вам известный и, что очень важно, преданный Вам, таким образом, оказался наиболее приемлемым кандидатом. И мы на его кандидатуре остановились» (ГАРФ. Д. 530. Л. 16). В окт. того же года И. возглавлял делегацию РПЦ в Чехословакии на торжествах по случаю интронизации митр. Пражского и всея Чехословакии Дорофея (Георгиевича) . С февр. по май 1965 г. временно управлял Луганской епархией. В окт.-нояб. того же года был во главе делегации РПЦ на торжествах в Армении по случаю 10-летия патриаршего служения Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена I .

http://pravenc.ru/text/578094.html

После устранения в окт. 1964 г. от власти Хрущёва в церковных кругах возникли определенные надежды на отмену навязанной Церкви реформы приходского управления. Летом (по др. данным, весной) 1965 г. Е. взял на себя составление документа, под к-рым поставили подписи еще 9 архиереев: архиепископы Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) , Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский) , Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) , Пензенский и Саранский Феодосий (Погорский) , Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) , Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил (Огородников) , Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк) , епископы Рижский и Латвийский Никон (Фомичёв) , Черниговский и Нежинский Нестор (Тугай) (впосл. архиеп. Григорий и еп. Нестор сообщили о снятии своих подписей). В заявлении на имя Патриарха Алексия говорилось, что утвержденные Архиерейским Собором 1961 г. изменения оказались в противоречии как с канонической структурой Церкви, так и с гражданским законодательством и внесли в приходскую жизнь еще больше нестроений, чем было прежде. Подписавшие документ архиереи призывали Патриарха срочно изыскать пути к исправлению сложившегося положения путем созыва Поместного или Архиерейского Собора, а до того - специальным патриаршим разъяснением, согласованным с Советом по делам РПЦ, способствовать восстановлению законных прав духовенства в приходских собраниях. При сборе подписей Е. ссылался на полученное им патриаршее благословение. Однако к моменту, когда заявление было подано, стало ясно, что Советское гос-во не склонно смягчать свою позицию во взаимоотношении с Церковью. Появление заявления, текст к-рого стал широко известен, могло иметь негативные последствия для Церкви в целом. 5 авг. 1965 г. Патриарх Алексий I в резолюции просил Свящ. Синод вызвать Е. и указать ему на незаконность организации некой группы архиереев. Одновременно было высказано мнение, что решение Архиерейского Собора 1961 г. «вошло в жизнь, не вызывая в настоящее время каких-либо осложнений и возражений». 2 сент. Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) зачитал Е. резолюцию Патриарха и предложил отказаться от своего заявления. 3 сент. в письме к членам Свящ. Синода Е. взял на себя ответственность за инициативу и текст заявления, признавая как обоснованность своих действий, так и их ошибочность. Е. просил у Патриарха прощения за написание заявления от имени «группы архиереев» и заявил, что намерен «во избежание всяких кривотолков» показать его подлинник председателю Совета по делам РПЦ Куроедову.

http://pravenc.ru/text/190191.html

После кончины в 1966 г. прп. Севастиана совершил по нему заупокойную литургию, впоследствии всегда по приезде в Караганду приходил на могилу старца. И. тайно посещал место мученической кончины Верненского еп. сщмч. Пимена (Белоликова ; 1918), могилы преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова) , убитых в Аксайском скиту в 1921 г. Архиерейское служение И. на Алма-Атинской кафедре пришлось на время притеснений Церкви со стороны Советского гос-ва. В 1961 г. в епархии было 85 приходов, из которых к 1970 г. осталось только 46. На священников и на архиерея накладывались повышенные, непосильные для них налоги. И. избегал прямого конфликта с властями, демонстрировал мягкость в общении с уполномоченным Совета по делам религии, но при необходимости стойко защищал свой клир, добивался отмены решений о снятии священников с регистрации; брал на себя ответственность за неуплату приходами части налогов. По отзывам уполномоченного Совета по делам религии, И. «упустил из-под своего контроля епархиальные финансовые органы, углубляясь в дела «духовные», создав сильные церковные хоры, стремясь омолодить кадры членов «двадцатки» и снять ограничения с колокольного звона... Проявляет усердие в архиерейских службах, проводит их, несмотря на возраст, регулярно... Проповеди произносит выразительно, с подъемом. Весьма умело уводит паству от решения острых политических и социальных задач, убеждая слушателей, что в мире нет ничего лучше Христа». 4 апр. 1967 г. был вызван к участию в летней сессии Свящ. Синода РПЦ. 25 февр. 1968 г. возведен в сан митрополита. Был участником Поместного Собора РПЦ 1971 г. И. обсуждался в числе возможных кандидатов на выборах нового Патриарха, однако отказался выставлять свою кандидатуру, сославшись на преклонный возраст и отсутствие богословского образования. Поддержал на Соборе в частном общении с Брюссельским архиеп. Василием (Кривошеиным) его предложение об отмене принятого под нажимом властей решения Архиерейского Собора 18 июля 1961 г. о передаче управления хозяйственной жизнью приходов в ведение мирских лиц. Как один из старейших архиереев, участвовал в интронизации Патриарха Пимена . Награждался орденом св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1968) степени; был удостоен права ношения 2 панагий (1972). Отпевание И. 7 сент. 1975 г. возглавил Ташкентский архиеп. Варфоломей (Гондаровский) . Был похоронен на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим предшественником митр. исп. Николаем (Могилёвским) .

http://pravenc.ru/text/578561.html

Кардинальные преобразования системы Д. ц. в Русской Церкви были проведены Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Высшим органом церковной власти стал Поместный Собор (его членами могли быть как архиереи, так и клирики и миряне). Была восстановлена должность Патриарха с присущим ей комплексом полномочий; Святейший Правительствующий Синод преобразован в Свящ. Синод; ликвидирована должность обер-прокурора. Наряду с Синодом предусматривалось создание Высшего Церковного Совета (ВЦС). Членами Синода могли быть только архиереи, тогда как в ВЦС входили епископы, клирики и миряне. На епархиальном уровне консистории заменены епархиальными советами и епархиальными судами, к-рые в свою очередь являлись постоянно действующими выборными органами епархиального собрания . Занимать должности членов этих епархиальных органов могли и клирики и миряне. Должность благочинного стала выборной, и при ней появились благочиннические собрания и благочиннические советы . Аналогичные изменения произошли и на уровне прихода, где предусматривался созыв приходского собрания и избрание им приходского совета и старосты; прихожане могли также представлять архиерею своего кандидата на должность приходского священника. Во время последовавших затем гонений на Церковь церковная орг-ция была почти полностью разрушена, и восстановление ее началось лишь в годы Великой Отечественной войны. В 1945 г. принято «Положение об управлении РПЦ», в к-ром помимо Поместного Собора предусмотрен созыв Собора архиереев. Упраздненными оказались должности членов ВЦС, т. к. в «Положении...» 1945 г. ничего не говорится о данном органе. «Положение...» различает должности постоянных и временных членов Свящ. Синода: первые являются членами Синода, поскольку занимают определенную кафедру, а вторые вызываются на полгода для участия в работе Синода. Были существенно расширены полномочия епархиальных архиереев. Единственным совещательным органом при них теперь мог быть епархиальный совет, членов к-рого назначал сам архиерей (причем только из числа духовенства). Он же назначал и благочинных, единолично управляющих благочинническими округами , а также настоятелей приходов, к-рые получили более широкие права по руководству приходом; выборная должность церковного старосты была сохранена. В 1961 г. Архиерейский Собор РПЦ под давлением гос-ва вынужден был перераспределить полномочия между настоятелем и старостой так, что полный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью прихода оказался в руках старосты и др. членов приходского совета, непременно из мирян. Д. ц. в РПЦ на современном этапе

http://pravenc.ru/text/178774.html

Они обратились с просьбой принять их в К-польский Патриархат, который выдвинул оскорбительное для них требование перекреститься. Антиохийский Патриархат согласился принять их, но не предпринял никаких офиц. действий. К приезду архиеп. Нестора община почти распалась, сохранился 1 приход ап. Павла в центре Коломбо. Архиеп. Нестор принял в дар храм и др. приходскую недвижимость. Юридическая передача храма была осуществлена 9 нояб. 1938 г., после чего архиеп. Нестор отправился в Харбин, оставив архим. Нафанаила в приходе ап. Павла. После отъезда Нестора иезуиты оспорили законность передачи прихода в суде, но в окт. 1939 г. суд признал передачу храма законной. Не удалась и попытка отобрать храм силой. Архиерейский синод РПЦЗ решил начать миссионерскую работу на Цейлоне и потребовал, чтобы игум. Филарет срочно выехал на остров. Предполагали, что численность общины может увеличиться за счет англиканской Церкви, среди членов которой наблюдалось сильное движение в сторону Православия, и католиков. Однако ошибки архим. Нафанаила привели к закрытию миссии. В 1948 г. архим. Андроник получил приглашение переехать в США. По мнению архимандрита, переезд должен был привлечь внимание правосл. Церквей к вопросу единения. 13 мая 1949 г., передав официально свой скит Сирийской Маланкарской Церкви с сохранением прав на него, архим. Андроник отправился из И. в США. Он скончался в 1958 г., так и не добившись прогресса в деле единения Церквей. С нач. 60-х гг. активизировались отношения между РПЦ и Сирийской Маланкарской Церковью. В 1961 г. И. посетила делегация во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) , к-рая провела неофиц. богословские собеседования с представителями этой Церкви. В 1967 г. СССР посетила офиц. делегация Сирийской Маланкарской Церкви. Следующие собеседования были проведены во время визита в И. делегации РПЦ во главе с архиеп. Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) в 1969 г. С этого времени представители Сирийской Маланкарской Церкви стали приезжать на обучение в духовные школы РПЦ.

http://pravenc.ru/text/389577.html

После второй мировой войны в нидерланд. обществе повысился интерес к рус. культуре и правосл. Церкви. Известность приобрели изданные еще в 1937 и 1940 гг. книги католика и византиноведа Петрюса Хендрикса «Русское христианство» и «Прекрасная Пасха», в к-рых автор описал свой опыт знакомства с русской правосл. культурой, полученный в ходе совершенных им до 1938 г. поездок в СССР. В книгах содержится лирическое описание правосл. обрядов и рус. церковной архитектуры и выражается сочувствие правосл. Церкви, существовавшей в трудных условиях советского гос-ва. В 1947 г. вышла книга протестант. теолога Йохана Феттера «Русские и их церковь» ( Rossum. 2006. P. 123). Пробудившийся интерес к рус. культуре способствовал переходу некоторых нидерландцев в Православие. В 50-х гг. XX в. иером. Дионисий крестил нидерландца Иоанна Хавемана. В 1958 г. в гараже возле своего дома в Зёйдхорне Иоанн построил маленькую часовню, к-рая была освящена во имя Всех святых. В 1959 г. Сергиевский еп. РПЦ Антоний (Блум ; впосл. митрополит Сурожский) рукоположил Иоанна во диаконы. Несколько человек присоединились к общине в Зёйдхорне, где службы совершались по-нидерландски. Первые годы часовня в Зёйдхорне была приписной к храму в Гааге. Иоанн Хаверман, будучи преподавателем в Гронингенском ун-те, продал дом в Зёйдхорне, купил дом в Гронингене и на 2-м его этаже устроил домовую церковь. В нояб. 1961 г. Корсунский митр. Николай (Ерёмин) рукоположил Иоанна во иереи, и он был назначен 2-м священником гаагской церкви с послушанием в гронингенской миссии. Многие его студенты приходили на правосл. службы и пели в хоре; некоторые приняли Православие. После смерти архиеп. Иоанна (Максимовича) в 1966 г. общины РПЦЗ в Н. оказались в изоляции, поскольку Архиерейский Синод РПЦЗ не был заинтересован в создании национальных православных Церквей. В 1969 г. община Иоанна Предтечи приобрела бывш. бенедиктинский мон-рь в центре Гааги, на следующий год была освящена монастырская церковь. В 1972 г. еп. Иаков (Аккерсдайк) подал прошение о принятии его вместе с представителями клира, монашествующими и мирянами в юрисдикцию РПЦ. Под управлением еп. Иакова в то время находились 3 прихода и мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Одновременно на территории Н. в юрисдикции Московского Патриархата были 2 общины еп. Роттердамского Дионисия (Лукина). Указом от 18 авг. 1972 г. еп. Дионисий был уволен на покой и назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Роттердаме, епископом Гаагским и Нидерландским стал Иаков (Аккерсдайк). Т. о. была учреждена ныне действующая Гаагская и Нидерландская епархия РПЦ. В июне 1979 г. еп. Иаков (Аккерсдайк) посетил СССР, где был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В последние месяцы 1965 г. на Е. усилилось давление местных властей. 24 нояб. Е. подал Патриарху Алексию I заявление, в к-ром сообщалось о письмах председателя Калужского облисполкома в Совет по делам РПЦ о нежелательности пребывания архиепископа в должности управляющего епархией. Отрицая инкриминируемые ему калужскими властями «противозаконные действия», Е. тем не менее в создавшемся положении счел невозможным дальнейшее пребывание на Калужской кафедре и просил о переводе в др. епархию. 25 нояб. решением Свящ. Синода Е. был освобожден от управления Калужской епархией и из-за отсутствия в тот момент вакантной кафедры уволен на покой с определением местом пребывания Жировицкого Успенского мон-ря. В связи с давлением на Церковь со стороны светских властей, крайне негативно воспринимавших активную общественную позицию Е., его назначение на новую архиерейскую кафедру не последовало. В 1966 г. Е. дважды передавал в адрес Патриарха Алексия I обращения по поводу того, что он находится на покое «вынужденно и необоснованно», и просил о назначении его на одну из освободившихся к тому времени архиерейских кафедр. 25 нояб. 1967 г. Е. обратился с заявлением к Патриарху Алексию, связав свое оставление за штатом с неприемлемым по церковным канонам и гражданским законам вмешательством Совета по делам религий в деятельность Патриархии, в частности в архиерейские назначения. В заявлении Е. также высказал мнение о неканоничности, на его взгляд, порядка поставления епископов путем назначения. О принципах соборного архиерейского поставления подробно говорилось и в составленной Е. записке «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества: (Историко-каноническая и юридическая справка)», к-рая, как и заявление Патриарху, была опубликована в «Вестнике РХСД» (Париж). Анализируя порядок формирования высшего церковного управления, Е. противопоставлял «Положению об управлении РПЦ», принятому на Поместном Соборе 1945 г. , определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , стоящие, на его взгляд, на более высоком каноническом уровне. В записке Е. вновь остановился на отрицательном значении для Церкви изменений, происшедших в приходском управлении в 1961 г., показав несостоятельность нового положения о приходах не только в каноническом плане, но и по гражданским законам. В заключение он писал о «печальном состоянии» РПЦ в год 50-летия восстановления Патриаршества, указывая, что «для жизни Церкви существенно необходимы свобода и независимость ее внутренней организации».

http://pravenc.ru/text/190191.html

У многих, если не у большинства, архипастырей это решение вызывало тяжелые чувства. Навязанная Церкви реформа приходского управления, по замыслу ее действительных инициаторов, должна была привести к развалу приходской жизни и подорвать влияние Церкви в об-ве, чего опасались как участники А. С., так и все почти духовенство и сознательные миряне. Однако в сложившихся тогда условиях открытое неповиновение властям могло бы повлечь за собой разгром церковной орг-ции, появление при поддержке властей раскольнических группировок. Рисковать легальным статусом канонической Церкви священноначалие не могло, в этом оно следовало по пути, на к-рый Русская Церковь вступила в 1923 г. при Святейшем Патриархе Тихоне . Попытки неск. архиереев из зарубежных епархий РПЦ оспорить решение А. С. на Поместном Соборе 1971 г . не имели успеха, оно было отменено на Поместном Соборе 1988 г . в связи с принятием нового «Устава об управлении Русской Православной Церкви» . На А. С. Патриарх сказал также о необходимости увеличить число постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС для более оперативного решения вопросов высшего церковного управления. Решение об увеличении числа постоянных членов Синода было принято на заседании Синода от 16 марта 1961 г. и было вызвано, в числе проч., тем обстоятельством, что после освобождения от обязанностей председателя ОВЦС митр. Крутицкого Николая (Ярушевича), постоянного члена Свящ. Синода по занимаемой кафедре, и утверждения в этой должности архим. Никодима (Ротова), с возведением в сан епископа Подольского, викария Московской епархии, возникла необходимость закрепить за должностью председателя ОВЦС постоянное членство в Свящ. Синоде. Управляющий делами архиеп. Пимен (Извеков) на том же заседании Синода был переведен с Дмитровского вик-ства Московской епархии на самостоятельную Тульскую кафедру. Это решение было связано с исключительно широким кругом обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС, предполагавших постоянную рабочую связь со Святейшим Патриархом и высокое служебное положение. Доклад по этому вопросу на А. С. делал Крутицкий митр. Питирим, в прениях выступил Ленинградский митр. Гурий (Егоров) . А. С. утвердил решение Свящ. Синода, и такой состав Синода сохранился в последующие десятилетия.

http://pravenc.ru/text/76504.html

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010