Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 ИЮЛЯ 1961 г. заседал в Троице-Сергиевой лавре , созван по инициативе гос. власти для утверждения решения о радикальном реформировании приходского управления в РПЦ, принятого Свящ. Синодом под давлением властей. Вытеснение клириков из руководства приходской жизнью было одним из направлений возобновившегося после прихода к власти в стране Н. С. Хрущёва активного наступления на Церковь. 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства по культам», в к-ром особое внимание обратил на то, что «вопреки советскому законодательству о культах, предоставлявшему право управления религиозными общинами органам, выбранным из числа самих верующих, церковнослужители сосредоточили все руководство приходами в своих руках и используют это в интересах укрепления и распространения религии». 21 февр. 1960 г. был снят с должности председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов , один из активных устроителей церковно-гос. отношений военного и послевоенного времени. Несмотря на попытки Патриарха Алексия I противодействовать усиливавшемуся давлению на Церковь со стороны гос-ва, 16 марта 1961 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за исполнением законодательства о культах», в к-ром подчеркивалась «необходимость восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о культах». В тот же день Совет по делам РПЦ совместно с Советом по делам религ. культов принял «Инструкцию по применению законодательства о культах». 31 марта 1961 г. в Совет по делам РПЦ были приглашены Святейший Патриарх и находившиеся в Москве постоянные члены Синода Крутицкий митр. Питирим (Свиридов) , Тульский архиеп. Пимен (Извеков) и Ярославский еп. Никодим (Ротов) . Председатель Совета В. А. Куроедов предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления, передав управление приходскими общинами от настоятеля «исполнительному органу», в к-рый не должны входить клирики храма. 17 апр. 1961 г. в Совете по делам РПЦ состоялась еще одна встреча по данному вопросу. В дневнике Патриарха Алексия за 1961 г. сохранилось краткое описание этой беседы: «4/17. Понедельник. Фомина неделя. В два часа с митрополитом Питиримом и архиепископом Пименом в Совете. Довольно бурное объяснение по поводу требования внести изменения в Положение об управлении Русской Православной Церкви ввиду сообщения, что Правительство обратило внимание на несоответствие некоторых пунктов Положения с параграфами Положения о церковных общинах от 8 апреля 1929 года. Мы выработали текст предложения на месте, не изменяя текста Положения, а только уточняя, согласно законам о Церкви, обязанности и права исполнительного органа приходов».

http://pravenc.ru/text/76504.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1961 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1961 г. Предпосылки Собор был созван по инициативе государственной власти СССР для утверждения решения о радикальном реформировании приходского управления. Вытеснение клириков из руководства приходской жизнью было одним из направлений возобновившейся после прихода к власти Н. С. Хрущёва борьбы безбожной власти с Церковью . 13 января 1960 года ЦК КПСС принял постановление " О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства по культам, " в котором особое внимание обратил на то, что: " вопреки советскому законодательству о культах, предоставлявшему право управления религиозными общинами органам, выбранным из числа самих верующих, церковнослужители сосредоточили все руководство приходами в своих руках и используют это в интересах укрепления и распространения религии. " 21 февраля того же года был снят с должности председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов , один из активных устроителей церковно-государственных отношений предыдущих лет. Несмотря на попытки патриарха Алексия I противодействовать усиливавшемуся давлению на Церковь, 16 марта 1961 года Совет Министров СССР принял постановление " Об усилении контроля за исполнением законодательства о культах, " в котором подчеркивалась " необходимость восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о культах. " В тот же день Совет по делам РПЦ совместно с Советом по делам религиозных культов принял " Инструкцию по применению законодательства о культах. " 31 марта 1961 года в Совет по делам РПЦ были приглашены патриарх Алексий и находившиеся в Москве постоянные члены Синода - митрополит Крутицкий Питирим (Свиридов) , архиепископ Тульский Пимен (Извеков) и епископ Ярославский Никодим (Ротов) . Председатель Совета В. А. Куроедов предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления, передав управление приходскими общинами от настоятеля " исполнительному органу, " в который не должны входить клирики храма. 17 апреля 1961 года в Совете по делам РПЦ состоялась еще одна встреча, в которой последовало " довольно бурное объяснение " по тому же вопросу и выработка текста предложения, которое избегало изменения слов действующего Положения об управлении Русской Православной Церкви .

http://drevo-info.ru/articles/24014.html

Наряду с отдаленными сельскими церквами власти пытались закрыть наиболее посещаемые храмы, напр. в с. Гребневе Щёлковского р-на, где церковь являлась местом паломничества благодаря чудотворной Гребневской иконе Божией Матери. В нач. 1962 г. был снят с прихода свящ. Димитрий Скуцкий, в апр. Щёлковский райсовет объявил о распаде церковной двадцатки и принял решение о закрытии храма. Однако СДРПЦ это решение отменил. 18 апр. 1961 г. под давлением властей Синод принял постановление о мерах по улучшению приходской жизни и по приведению его в соответствие с законом «О религиозных объединениях» в СССР. 18 июля 1961 г. Архиерейский Собор утвердил внесение изменений в 4-й раздел («Приходы») Положения об управлении РПЦ и утвердил журнальное постановление Синода от 18 апр. 1961 г. Реализация «приходской реформы» сопровождалась принятием жестких мер со стороны властей по отношению к тем клирикам, к-рые медлили с выполнением новых требований. В частности, был отправлен за штат и лишен регистрации настоятель Московского единоверческого прихода прот. А. Н. Десятов. Священноначалие, как правило, старалось защитить права духовенства, особенно в ситуациях конфликтов с церковными двадцатками. Стараясь немедленно реализовать «приходскую реформу» в Москве, Трушин дал указания исполнительным органам ряда церквей самовольно, без согласования с патриархом и настоятелями сократить «лишние штатные должности клириков». Так, в Воскресенском храме в Сокольниках двадцатка уволила находившегося в отпуске протодиак. Николая Тихонравова. За это решение патриарх Алексий I и новый управляющий делами М. е. еп. Киприан (Зёрнов) резко критиковали как церковного старосту, так и настоятеля прот. Андрея Расторгуева. Решения о сокращении штатов в 1961 г. приняли двадцатки Свято-Духовского храма на Даниловском кладбище, Преображенского храма на Преображенской пл. и Скорбященского храма на Калитниковском кладбище. Старосты названных храмов также получили выговоры от Патриархии. Трушин выступил с угрозами в адрес еп. Киприана и Д. А. Остапова , обвинив их в «недозволенных методах» по отношению к старостам и в «незаконных действиях». 30 нояб. 1961 г. Трушин направил письмо главе СДРПЦ В. А. Куроедову, в котором обвинял патриарха в нарушении Положения об управлении РПЦ. В письме от 6 дек. 1961 г. Трушин жаловался Куроедову, что патриарх принуждает общины принимать священнослужителей, хотя верующие должны сами нанимать или избирать служителя Церкви. Под угрозой снятия с должности настоятеля Николо-Кузнецкого прихода оказался в нач. 60-х гг. прот. Всеволод Шпиллер, к-рый пытался оспаривать полномочия старост (о. Всеволод ссылался на прозвучавшее на Архиерейском Соборе в 1961 заявление патриарха о том, что синодальное постановление 1961 нельзя понимать как «отменяющее» права настоятелей приходов, превращающее их в наемных работников, но как уточняющее права и обязанности настоятелей).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Поместный Собор РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. , на котором патриархом был избран митр. Алексий (Симанский), издал краткое «Положение об управлении Русской Православной Церкви» , которое заменило «Определения» Собора 1917-1918 гг. Между законодательными актами 2 Соборов существует преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, заключались в подчеркивании иерархичности церковного строя. Положение 1945 г. расширяло компетенцию патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля. Архиерейский Собор 18 июля 1961 г. пересмотрел Положение в части, касающейся приходского управления (клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, к-рое возлагалось исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами). Поместный Собор 1971 г. , который избрал патриархом Московским и всея Руси Крутицкого и Коломенского митр. Пимена (Извекова) , утвердил изменения, внесенные в Положение Архиерейским Собором 1961 г., а также вынес постановление об отмене клятв Большого Московского Собора 1667 г. на старые обряды. Поместный юбилейный Собор 1988 г. издал «Устав об управлении Русской Православной Церкви» - основной закон РПЦ, в к-ром регламентируются устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и мон-рей. Устав РПЦ заменил «Положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Поместный Собор РПЦ 7-8 июня 1990 г. избрал новым патриархом Ленинградского митр. Алексия II (Ридигера) . За время его патриаршества Архиерейские Соборы созывались в 1990, 1992 (дважды), 1994, 1997, 2004 и 2008 гг., а также был проведен Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 13-16 авг. 2000 г. , на котором был принят исправленный и дополненный «Устав Русской Православной Церкви». Одним из важнейших событий церковной жизни явилось дарование Украинской Православной Церкви (УПЦ) внутренней самостоятельности в 1990 г. томосом патриарха Алексия II, предстоятеля кириархальной Церкви. Архиерейские Соборы приняли ряд документов, регулирующих совр. вопросы жизни РПЦ, в т. ч. о правосл. миссии в совр. мире, о псевдохрист. сектах, язычестве и оккультизме, об отношении к межхрист. сотрудничеству в поисках единства (1994); «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , «Основные принципы отношения к инославию» (2000), «Положение о наградах» (2004), «Положение о церковном суде», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и изменения в Устав РПЦ, в основном связанные с состоявшимся в 2007 г. воссоединением РПЦ и Русской Православной Церкви за границей (2008).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская Православная Церковь Заграницей 1203. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Открытое письмо... от 17.10.1991 [протопр. А. Киселеву, прот. Д. Григорьеву, Ю. Н. Капустину, Г. А. Рару, Г. Е. Трапезникову о преодолении раскола между РПЦ и РПЦЗ]//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 47–50. 1204. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Соблазн разъединения//ЦиВр. 1991. 1. С. 1–2. О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ. 1205. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей: 26 апр. – 9 мая 1946 г.//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 28–32. 1206. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, окт. Воззвание. к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ: [О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 34–46. 1207. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Ответ протопр. Адриану Рымаренко на его «Открытое письмо митр. Николаю» [в Париже] по поводу брошюры профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола»//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 228–230. 1208. Положенский С., прот. «Протопресвитеру» Адриану Рымаренко: [Вокруг кн. профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола " ]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 230–232. Отклик на «Открытое письмо», адресованное митр. Корсун-скому Николаю (Еремину): споры по поводу каноничности и бла-годатности РПЦ и РПЦЗ. 1209. Рымаренко А., протопр. Открытое письмо представителю Московской Патриархии в Париже митр. Николаю [Еремину]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 227. Вокруг кн. профессора С. В. Троицого «О неправде карловацкого раскола». См. также 628. Агиография Общие вопросы агиологии 1210. Августин (Никитин) , архим. О почитании святых в Русской Православной Церкви: (Из истории русско-скандинавских церковных связей)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 246–261. 1211. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О святых завтрашнего дня/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 441–448. 1212. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви//АиО. 1999. 3(21). С. 186–193.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. 18 апр. было подготовлено постановление Свящ. Синода (Синод заседал не в полном составе), в к-ром разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с др. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве приходом и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, к-рый нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление Свящ. Синода незамедлительно стало проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказали архиепископы Ташкентский Ермоген (Голубев) , временно уволенный от управления епархией, Винницкий Симон (Ивановский) , Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , епископы Новосибирский Донат (Щёголев) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Несогласие с решением Синода РПЦ выражали не только рус. архиереи, но и зарубежные правосл. епископы, Болгарский Патриарх Кирилл в послании Патриарху Алексию I, в частности, писал, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения. Подготовка Архиерейского Собора, призванного, по замыслу гос. власти, утвердить решение Синода, велась под жестким контролем Совета по делам РПЦ, о чем свидетельствуют дневниковые записи Патриарха Алексия. Для мн. участников Собора его открытие явилось неожиданностью, т. к. архиереи были приглашены в лавру на празднование памяти прп. Сергия Радонежского . Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений, на Собор не пригласили, архиеп. Ермоген (Голубев), явившийся без приглашения, не был допущен на заседание как не управляющий кафедрой. В повестке дня Собора было 4 вопроса: об увеличении числа постоянных членов Свящ. Синода; об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , касающихся раздела 4-го - «О приходах»; о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей ; об участии РПЦ во Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира, работавшем в Праге 13-18 июня 1961 г. (см. Пражское христианское движение в защиту мира ).

http://pravenc.ru/text/76504.html

связям РПЦ при Свящ. Синоде митр. Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова) , постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во ВСЦ одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г. В 1961 г. на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели РПЦ стала его полноправным членом. Примеру Русской Церкви последовали и др. участники Совещания 1948 г. Следует отметить, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжелом положении. Руководитель СССР Н. С. Хрущёв , с одной стороны, начал новые гонения на Церковь внутри страны, а с другой - сделал попытку расширить взаимодействие с различными гос-вами мира, используя для этих целей и Церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на Церковь со стороны гос-ва. На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому гос-ву в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на 3-й Ассамблее было сделано «Заявление» правосл. участников, в к-ром четко изложено правосл. видение христ. единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь - это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделенной церкви, из которых происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому» (Там же. С. 248-249). В 1975 г. на 5-й Ассамблее ВСЦ в Найроби православные решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на 6-й Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители правосл. Церквей выступили против использования т. н. инклюзивного языка - именования Бога в жен. роде.

http://pravenc.ru/text/155520.html

С. 13-19; День Хиросимы//Там же. С. 46-48; К посещению РПЦ Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием VI//Там же. 9. С. 9-24; Ист. справка об Антиохийской Церкви//Там же. С. 75-77; К взаимоотношениям Русской и Эфиопской Церквей//Там же. 10. С. 14-26; Знаменательный юбилей: (К полувековому служению архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра в архиерейском сане)//Там же. 11. С. 13-16; Рижский кафедральный собор//Там же. С. 41-45; И перекуют мечи свои на орала...//Там же. 1960. 1. С. 49-50; Александро-Невский собор в Таллине//Там же. 3. С. 28-32; Пасха и мир//Там же. 4. С. 47-50; Апостол Японии архиеп. Николай (Касаткин)//Там же. 7. С. 43-58; «Гласник» 5 (журнал Сербской Правосл. Церкви)//Там же. С. 77-78; Правосл. Церковь в Японии: (Сотрудники архиеп. Николая)//Там же. 8. С. 58-68; Празднование Успения Божией Матери в обители Преподобного Сергия//Там же. 9. С. 6-7; От Эванстона к Нью-Дели: (Важный этап на пути к единству христиан)//Там же. 1961. 9. С. 49-56; Патр. Сербский Герман на торжествах в ТСЛ//Там же. 11. С. 34-38; РПЦ в 1961 г.//Там же. 1962. 1. С. 27-42; РПЦ и экуменическое движение//Там же. 5. С. 29-34; «Экумена», «Кафоличность» и совр. экуменизм//Там же. 7. С. 68-71; О II Ватиканском Соборе//Там же. 1963. 1. С. 72-76; Третий съезд духовенства и мирян Патриаршего Экзархата РПЦ в Америке//Там же. 4. С. 12-15; II Ватиканский Собор и совр. человечество//Там же. 5. С. 74-80; Визит протестантов Франции//Там же. 10. С. 37-40; К открытию 2-й сессии II Ватиканского Собора//Там же. 11. С. 46-53; РПЦ в 1963 г.//Там же. 1964. 2. С. 22-40 (совм. с прот. М. Стаднюком и др.); 2-я сессия Ватиканского Собора//Там же. С. 66-74; Сессия Исполнительного Комитета ВСЦ//Там же. 5. С. 36-42; 6. С. 47-54; После 3-й сессии II Ватиканского Собора//Там же. 1965. 1. С. 67-79; Святейший Патр. Тихон: (1865-1965)//Там же. 4. С. 16-24; Еще о II Ватиканском Соборе//Там же. 7. С. 68-73; К 65-летию д-ра В. А. Виссерт-Хуфта//Там же. 10. С. 46-50; Джон Мотт//Там же. 11. С. 53-60; После Ватиканского Собора//Там же.

http://pravenc.ru/text/1319870.html

К. участвовал в подготовке постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», к-рое упрощало порядок закрытия молитвенных зданий. Такие решения принимались теперь не Советами министров союзных республик, а нижестоящими органами власти - областными и краевыми исполкомами при согласовании с Советом по делам РПЦ. В постановлении также указывалось на необходимость «восстановления прав исполнительных органов церковных общин в части ведения финансово-хозяйственной деятельности», что подразумевало отстранение духовенства от руководства приходами. В тот же день Совет министров утвердил разработанную К. «Инструкцию о применении законодательства о культах», которая вводила новые ограничения приходской деятельности (запрет на организацию паломнических поездок, экскурсий, кружков, на проведение детских и жен. собраний, на оказание верующим санаторной и лечебной помощи и т. п.). Районные и городские власти получили право на запрещение колокольного звона. При местных советах создавались общественные комиссии по наблюдению за исполнением законодательства о культах, к-рые активно вмешивались в жизнь приходов. В марте-апр. 1961 г. К. дважды вызывал к себе патриарха и находившихся в Москве членов Синода. Ссылаясь на несоответствие действующего «Положения об управлении Русской Православной Церкви» нормам постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О религиозных объединениях» , К. требовал от Московской Патриархии коренным образом изменить принципы приходского управления, передав его от настоятеля «исполнительному органу» - церковным советам, в к-рые власти могли продвигать своих людей; старосты церквей также часто назначались при участии органов власти. Т. о., клирики оказывались в положении бесправных служащих, нанятых для «исполнения религиозных потребностей». Патриарх и Синод были вынуждены принять постановление о проведении приходской реформы; оно было утверждено Архиерейским Собором РПЦ 18 июля 1961 г. Собор также одобрил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). К. активно содействовал этому решению, к-рое не могло быть принято без одобрения высшего партийного руководства. В докладной записке в ЦК КПСС К. объяснял необходимость вступления РПЦ в ВСЦ, «чтобы через него более эффективно воздействовать на христианское общественное мнение за рубежом». В нояб.-дек. того же года делегация Московской Патриархии впервые участвовала в работе 3-й Ассамблеи ВСЦ в Дели. Представители РПЦ, налаживая в структурах ВСЦ диалог с зарубежными христианами, вынуждены были ориентироваться на внешнеполитические цели Советского гос-ва, однако всегда проявляли твердость в вопросах веры и догматического учения.

http://pravenc.ru/text/2462307.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010