Сребролюбие может сочетаться с внешними добродетелями, но это самообман. Цель добродетели – стяжание Духа Святого, а сердце сребролюбца находится в состоянии паралича и не может воспринять благодать Божию – незримый свет. Его внутренняя жизнь протекает на душевной, а не на духовной плоскости. Он может радоваться поездкам по святым местам, эмоционально переживать храмовую молитву, даже плакать от умиления, но дверь его сердца заперта для Христа. В Евангелии повествуется, как богатый юноша спросил у Христа как спастись. Господь ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной». Он призывал юношу к высшему апостольскому служению, но тот принял это как жестокий приговор: желание вечной жизни померкло, небесное сокровище было отвергнуто ради земного. Юноша думал, что он исполнил заповеди Священного Писания, но демон сребролюбия сделал его своим пленником. Перед ним стоял Тот, Кто воплощал в Себе истину, спасение и вечную жизнь, а сребролюбец выбрал идола, слепленного из праха земли. Господь некогда взывал к Адаму: «Где ты?», но Адам спрятался в кустах, желая укрыться от лица Божьего; Христос сказал юноше: «Следуй за Мной», но сребролюбец отвернулся от Него и, опустив голову, пошел прочь. Адам послушал змея и потерял Бога; а сребролюбец послушал демона и потерял вечную жизнь. Сребролюбец может отличаться такими добродетелями, как пост, продолжительная молитва, чтение Священного Писания, паломничество по святым местам, кротость в обращении с людьми, ласковость и т.д. Для него легче перечитать весь Псалтырь, чем совершить дело милосердия, которое потребовало бы от него затрат. Он прочитает Псалтырь, но поймет ли, что сказано там? Привьется ли к его душе благодать, когда в сердце стоит идол сребролюбия, как в языческом капище изображения Молоха и Ваала? В житии святого Андрея Царьградского юродивого повествуется о монахе, отличавшимся подвижнической жизнью, к которому приходило множество народа как к великому старцу для поучения. Но преподобный Андрей духовными очами увидел, что тело монаха обвито змеем, на котором написано «сребролюбие». Он обличил этого мнимого подвижника в его тайной страсти, ради которой тот совершал подвиги, принимая обильную милостыню от людей. Монах ужаснулся и раскаялся. Но чаще всего сребролюбцы ненавидят того, кто говорит им о гибельности их состояния: так голодная собака кусает руку того, кто пытается отнять у нее отравленный кусок мяса.

http://pravoslavie.ru/58188.html

Иконостас был устроен на возвышенном месте и украшен различного вида резьбой и позолотой. Состоял из двух местных икон на медных деках. Первая изображала Блаженного Василия Христа ради Юродивого Московского Чудотворца. Вторая Святую мученицу Софию. Эти два образа освещали два больших медных с посеребрением и позолотой светильника. Царские двери были резные, позолоченные с изображением на них Распятия Христова, а вверху изображено было всевидящее око в сиянии. Над местными образами имелись два позолоченных Херувима, а внизу их два резных позолоченных креста. При больших царских вратах повешены были две иконки изображающие Спасителя и Божью Матерь. Кроме этого стены украшали десять икон в золотых рамах: Поклонение волхвов Христу Спасителю; Путешествие Израильтян в пустыне; Возвращение Иисуса Христа в отрочестве с Иосифом и Матерью из Иерусалима; Страдания Спасителя; Рождество Христово; Мария Магдалина плачущая; Святая Великомученица Екатерина; Святой Апостол Фома; Поклонение волхвов Иисусу и Обращение Павла к Апостольству. Вот как описывал этот придел 23 апреля 1837 года Благочинный Лев Яровой: «Расположение частей сего иконостаса, превосходная живопись, отличная резьба и позолота делают красоту и благолепие не только сему храму, но и всей церкви». Этот иконостас был изготовлен по образцу Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, так что мог поразить своим богатством и красотой не только Благочинного, но и более сановитых священнослужителей. Что уж говорить о простом люде, который испытывал не одно только благоговение в такой сказочной церкви. Северный придел - в честь Андрея Стратилата был украшен четырьмя иконами работы В.Л. Боровиковского, подаренные Императором Александром I дочери наставника его - Анне Андреевне Самборской. В северных дверях находились образ Мученицы Александры, украшенный яхонтом и бриллиантами, и образ Благовещения - древней итальянской живописи. Последние две иконы находились в придворном храме Великой Княгини Александры Павловны в Уриме близ Песта.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Последние дни отца Феодосия и его смерть детально описал в своем дневнике отец Никодим: «Заболел старец, и я все время был занят с ним, и дневник писать некогда было, и так до смерти его 2 октября 1937 года. Так и после смерти старца как некому было показывать свой дневник, то я и прекратил писать его. Болезнь старца началась с простуды. В своей безмолвной каливке он писал жития святых ежедневно, по два часа в сутки. Комнатка-то его маленькая, и потолок в ней низкий, после полудня воздух в ней нагревается, и старцу становилось душно. Чтобы избегнуть этой духоты, старец открывал два окна, одно против другого, делал сквозняк и на этом сквозняке просиживал по два часа, от этого и простудился. Простуда перешла внутрь, и открылась болезнь в желудке, а затем перешла в грудь, под ложечку. И пред кончиной старец за час до смерти, по прочтении мною молитв ко причащению приставил уста свои ко мне и шепотом сказал: „Лобызаемся“, — и мы поцеловались в знак прощения. Благословляя меня, он сказал: „Господь да благословит тебя, чадо, и укрепит, и сохранит, и в крайней нужде поможет“. И кивком головы дал мне знак поторопить духовника, совершавшего Литургию, поскорей прийти, чтоб не опоздать до смерти причастить его. Спустя 12 минут с молитвой умной, по „Страннику“ (т. е. так, как советуется в книге „Откровенные рассказы странника духовному своему отцу“), он тихо скончался. В момент смерти я сидел с правой стороны старца, обняв левой рукой его сидячего, а правой слушал пульс его и молился с ним вместе, наблюдал, как, выдыхая из себя воздух, произносил он духом: „Помилуй мя“. И вдруг заметил я, что пульс у старца остановился. Взглянув на лицо его, я видел, как он три раза с паузами вздохнул и скончался у меня на руках. По Божию благоволению это случилось в день Воскресения Господа Иисуса Христа, 2 (15) октября 1937 года, на память святого блаженнаго Андрея, Христа ради юродивого, которому духом тайно он старался ревновать, одно время дерзнул и самим делом юродствовать. Много можно бы писать о старце, но мне, как ученику его, неприлично писать о старце своем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=270...

Третье рождение – день нашей смерти, когда мы рождаемся в жизнь вечную. Три рождения – три знаменательных события нашей жизни. Как тщательно мы готовимся к рождению человека в наш мир! Сколько забот, обсуждений, приготовлений! И какая радость, когда ребенок родится. К духовному рождению человека в Таинстве Крещения мы готовимся уже меньше. Но все же готовимся: ищем крестных, покупаем крестик, шьем крестильную рубашечку, иногда зовем гостей и устраиваем угощение. К третьему нашему рождению, к смерти, к рождению в вечную жизнь мы обычно не готовимся. Мы стараемся не думать об этом, как бы сознательно закрываем глаза на то, чего нельзя избежать. И когда смерть приходит, мы не готовы. Поэтому она нам так страшна, и поэтому приносит она нам столько горя. Если мы готовимся к рождению и крещению человека, то тем более мы должны готовиться к смерти. Для христианской мирной кончины нужно помнить о смертном часе и о том ключе в Царствие Небесное, который мы получили при Крещении. Ключ этот – это духовные таланты, которые даны каждому человеку Господом. Главные из этих талантов – вера, надежда и любовь. Чем больше мы их приумножим, тем радостнее будет для нас час кончины, день рождения в жизнь вечную. Христианской мирной безболезненной непостыдной кончины у Господа просим! 1/14 октября. Покров Божией Матери 1 Сегодня у нас большой праздник Божией Матери – праздник Покрова Божией Матери. Что это за праздник, откуда это его название? Покров, кров, покрывало. Когда холодно, мы ищем, чем бы покрыться. Когда начинает лить дождь, случается непогода, мы спешим укрыться под кров. Так же мы поступаем во время сильного зноя, когда нестерпимо палит солнце: стараемся найти какой либо покров, который бы нас защитил от палящих лучей. Покров – это защита. Праздник Покрова Божией Матери говорит нам, что наша защита от всяких бед, напастей и бурь житейского моря – Матерь Божия. В дни скорби и печали, в одиночестве и при всяких невзгодах будем бежать под Ее покров. Начало праздника Покрова связано с видением блаженного Андрея, Христа ради юродивого, во Влахернском храме в Константинополе. Однажды ночью за всенощной он молился там Богу и вдруг увидел, что в храм вошла Матерь Божия, а с Нею Иоанн Креститель, святой апостол Иоанн Богослов и много иных святых. Пречистая Дева подошла к амвону, преклонила колени и долго молилась, обливаясь слезами. Затем подошла к престолу и опять молилась за предстоящих в церкви людей. Потом Пречистая сняла с Себя бывшее на Ней покрывало (омофор) и с великой торжественностью распростерла его над народом, покрывая и защищая его. Затем видение исчезло. Но память о нем сохраняется, и доныне мы молимся Матери Божией: «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

XV - нач. XVI в.; ныне в НГОМЗ), образ святителей Кирилла и Афанасия Александрийских и Леонтия Ростовского (кон. XV в.; ныне в НГОМЗ), икона Вознесения Господня (1543; ныне в НГОМЗ), «древняя» икона (40-е гг. XVI в. (?); ныне в ГТГ) «Собор св. отцов» - в верхней части, «Премудрость созда Себе дом» - в нижней части ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123). Среди «выдающихся... старинных по письму» икон указывался также образ блж. Андрея, Христа ради юродивого ( Слезскинский. 1901. С. 703). В мон-ре хранились старые выносные слюдяные фонари, позолоченный серебряный крест (1674), вложенный в приписной Ситецкий мон-рь строителем схим. Филаретом, а также 2 «древних креста, воздвизальный и напрестольный, в басменных окладах» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123, 124, 180, 188. Примеч. 100), медное посеребренное блюдо (1661) с изображением Благовещения Пресв. Богородицы (Там же. С. 252), митра (1704) с позолоченным серебряным верхом, горностаевой опушкой, изображениями Покрова Пресв. Богородицы и Деисуса (Там же. С. 265). В нач. XX в. путешественник, общавшийся с настоятелем игум. Вонифатием, видел в ризнице Н. П. м. жестяную коробку с серебряными «монетами восточными... даже IX века; толщиною оне в бумажный лист» ( Слезскинский. 1901. С. 706), вероятно араб. дирхамами. В 1916 г. Н. П. м. был обращен в жен. скит и приписан к жен. общежительному Саввинову Вишерскому монастырю . Во время первой мировой войны (1914-1918) по благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на территории Вишерской обители и Н. П. м. поселились эвакуированные насельницы рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря во главе с дочерьми Б. П. Мансурова , 1-й игуменией (с 1923 схиигумения) Сергией (Мансурова Екатерина Борисовна 1926) и мон. Иоанной (Мансурова Наталия Борисовна; † 1935). Указом патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) от 8/21 мая 1918 г. поселение рижских сестер в Н. П. м. было официально утверждено «с оставлением настоятельницею их игумении Сергии» (ЦВед.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

– Вы хорошо отметили в начале нашей беседы: неумны те люди, которые ругают и критикуют незнакомых. Так же и многие из нас: мы критикуем, критикуем, подвергаем осмеянию и насмешкам – в основном наших руководителей, политиков и т.д. Так мы находим некие «громоотводы», на которые направляем свой «праведный гнев». Это для нас видимые фигуры, чтобы было кого-то ругать персонально… – Я думаю, их нужно пожалеть, а за многих из них просто нужно молиться, потому что крест их очень тяжелый. Например, иерархи нашей Церкви несут за нас очень серьезное бремя. Тут в своей-то семье не справляешься, а какой размах ответственности в этом случае, подумать страшно! Одной женщине были как-то показаны разные кресты: и вот, она пыталась брать самый красивый и тяжелый, но безрезультатно (это был царский), потом пробовала другие кресты, но в конце концов нашла маленький деревянный. И это и оказался ее собственный крест! Православный наш народ всегда отличался юмором и находчивостью: «чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу». Святой Иоанн Златоуст пишет: «страны состоят из городов, города из домов, дома – из семей. Если случается раздор между мужем и женой, сразу начинается раздор в доме, потом – в городе, потом – беспорядки в мире». Но, как правильно отметил святитель Николай Сербский, причина всему – духовная. И духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире. Духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире А насчет того, что с «потусторонней силой» надо быть корректным, я всегда вспоминаю житие Христа ради юродивого Андрея. В славянском варианте житий прекрасно описано, как святой Андрей слышит соревнование ангела-хранителя и беса, которые борются за душу человека. Враг свое представляет, а ангел – свое. «Инок мой», – и бес приводит массу аргументов из дел человека. «Нет, он мой», – говорит ангел, приводя список добрых дел этого человека. И так и сыплют друг в друга цитатами, просто от зубов отлетают цитаты!.. И в житии сказано: «дивился святой, как борзо по Святому Писанию говорят бесы». Кстати, враг победил в этом состязании за душу, ангел-хранитель вынужден был с печалью отступить. И жаль стало святому Андрею человека, говорит он ему: «Смотри, какая борьба идет за души людские! Так что задумайся, кому ты служишь, когда так плохо поступаешь!» Увидел бес это и говорит святому: «Я знал, что ты не с добрыми намерениями слушаешь нас! Другого такого вредного во всем Царьграде нет, как ты!» А святой Андрей так душевно и по-доброму ему отвечает: «Слушай, не обижайся, но какая тебе от этого польза?» – «Да пользы никакой, но нас бьют там!» То есть у святого с бесом идет душевный разговор!.. Какою же рассудительностью обладали подвижники!..

http://pravoslavie.ru/138911.html

Но помимо этих второстепенных, обычных для Византии аспектов, «всемирное (παγκοσμιος) Воздвижение» Честного и Животворящего Креста имеет аспект непреходящий и существенный: освящение всего космоса божественной силой, явленной Крестом. Если Христос – новый Адам, то Крест Его – новое древо жизни, возвращающее падшему миру райское нетление. Воздвигаемый над землей, Крест охватывает своими концами все небо, прогоняет демонов и изливает благодать четырем концам вселенной (см.: Утреня, стихира 1-я, глас 8-й; канон, глас 6-й). Воздвижение Креста. Рисунок Л. А. Успенского В иконографии иногда встречается изображение Воздвижения Креста вместе с его обретением. Тогда в верхней части иконы изображен епископ, воздвигающий крест, а в нижней – св. Елена перед пещерой у подножия Голгофы с тремя крестами, только что открытыми. Но обычно сюжет ограничивается собственно Воздвижением. Самая простая композиция изображает епископа (свт. Макария Иерусалимского), стоящего на амвоне и поддерживающего руками большой крест. Это подлинный Крест Господень, который он показывает народу. По сторонам его поддерживают иподиаконы. Обычно тут же свв. Константин и Елена. Иногда император и его мать помещены справа от епископа, слева же изображено какое-либо чудо (исцеление больного или воскрешение мертвого), происшедшее силой крестной. Архитектура фона должна передавать базилику Воскресения, воздвигнутую Константином: здесь – сохраненный в иконографии отзвук древнего праздника «посвящения». Покров Пресвятой Богородицы Покров Богородицы. Новгород. Конец XVI в. Палаццо Лиони Монтанари. Виченца (Италия) Праздник Покрова (1 октября) был установлен в память явления Богоматери в Константинополе в X в. На Востоке этот праздник почти неизвестен. Русская же Церковь всегда с особой торжественностью праздновала Покров Божией Матери. В России ему посвящены многие храмы. Описание явления Пресвятой Богородицы находится в житии св. Андрея, Христа ради юродивого (†956) 261 . Это явление произошло во Влахернском храме, где хранились одежда, головной покров и часть пояса Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

По кончине  преп. Иосифа Песнописца   (4 апреля) его другу было видение, как Дева неизреченной красоты и славы повелевала ликам святых принять душу Иосифа, воспевавшего их подвиги и подражавшего их жизни. Но особенно ярко покровительство Божией Матери роду христианскому было показано в дивном видении в Константинополе в середине Х-го века. Об этом так разсказывается в житии преп. Андрея, Христа ради юродивого: «Некогда, во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса, пришел туда блаж. Андрей с учеником своим Епифанием и одним из слуг его. В четвертый час ночи блаж. Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот. И когда они смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя, на подобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой Главе Своей, и держа его с великой торжественностью пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню, и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать Свою бывшим там. Жители Царьграда, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования; а Церковь Российская, с самого основания своего, установила праздник в воспоминание Покрова Пресвятой Богородицы, и доныне благоговейно воспевает: «Дева днесь предстоит во храме и с ликами Святых невидимо за нас молится Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пособия: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX b. дo noлobuhы XIII в. Казань, 1894. Житие Равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова, вып. 2–й)   Х ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Михаил Малеин, Преподобный Андрей, Христа ради Юродивый, Преподобный Василий Новый; Блаженный Симеон Метафраст, Святой Евфимий, Патриарх Константинопольский, Святой Петр Аргосский, Святой Климент Величский. 2. Константинополь, Вифиния (Юг Италии). 3. Жития: Преподобного Михаила Малеина, Преподобного Андрея Юродивого, Преподобного Василия Нового, Святого Евфимия, Патриарха Константинопольского. Творения: Блаженного Симеона Метафраста, Патриарха Николая Мистика, Петра Аргосского, Житие и творения Святого Климента Величского. 2 поколение: 1. Святой Афанасий Афонский, Преподобный Симеон Благоговейный, Преподобный Лука Элладский, Преподобный Фантин–Калабрийский (Фессалоникийский), Преподобный Павел Латрский. 2. Афон, Константинополь, Юг Италии (особенно Калабрия), Эллада. 3. Житие Преподобного Афанасия Афонского. Его Устав и другие творения. Поучения Преподобного Симеона Благоговейного (о нем см. в «Словах» Преподобного Симеона Нового Богослова), Жития: Преподобного Луки Элладского, Преподобного Фантина и других южноиталийских Подвижников. В Житии Преподобного Нила Россанского о Преподобном Павле Латрском. 3 поколение: 1. Преподобный Нил Россанский, Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный Афанасий Афонский, Преподобный Никон Метансит, Равноапостольная Ольга. 2. Афон, Юг Италии, Эллада, Константинополь, Русь. 3. Житие Преподобного Нила Россанского, Завещание Преподобного Афанасия Афонского и Творения Преподобного Никона Метансита; ранние «Слова» Преподобного Симеона Нового Богослова и его Житие. Пролог.   XI BEK 1 поколение: 1. Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобные Иоанн и Евфиний Афонские, Преподобный Симеон (инок Синайский), Преподобный Лазарь Галисийский. Равноапостольный Владимир, Преподобный Антоний Печерский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

С тех пор письменные сведения о Евергетидском монастыре встречаются крайне редко. В 1399 году Константинопольский патриарх Матфей I (1397–1410) в своем письме упоминает о нем в связи с тем, что монастырь располагал небольшим подворьем на острове Лемносе. В 1424 году, как сообщил некий русский паломник, он видел монастырь за крепостными стенами Константинополя, полностью разграбленным турецкими захватчиками, о которых уже упоминалось, а его монахи нашли пристанище на подворье святого Андрея Христа ради юродивого, располагавшемся внутри городской крепости. Монах Павел начал собирать и редактировать несколько великих сборников святоотеческих рукописных текстов еще задолго до основания своего монастыря и, очевидно, в нем довел свою работу до конца. Полагаю, уже тогда он смотрел далеко вперед, думая о приумножении духовного цветника монашества, этом чудесном обычае, впервые введенном в IV веке в «Апофтегмате». Благодаря широте взглядов и своему систематизированному методу ему удалось выполнить поистине гигантскую работу, которую в подзаголовке определил как собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов. В этом собрании сконцентрированы избранные выдержки из Отечников (Патериков), из жизни преподобных отцов и мучеников, истории из «Лавсаика» епископа Еленопольского Палладия, Антиоха Пандекта, как и из рукописей святых отцов Ефрема и Исаака Сириных , Варсонофия, Григория Двоеслова , Диадоха Фотики йского , Исаии, Кассиана, Максима Исповедника , Марка и других. Все содержание труда разбито на двести тем и делится на четыре книги по пятьдесят тем в каждой. Его труды оказались чрезвычайно успешными. Рукописное творение распространялось и с течением времени стало носить прозвание составителя «Благолюбивый» . Работа была принята с большой теплотой и интересом всеми, особенно верующими, поскольку ее страницы наполнены не только подвигами монахов, но и поучительными случаями из жизни обычных людей, показывающими, как сказал преподобный Никодим Святогорец , «превеликое бесстрастие, совершенное послушание, благоговейнейшее смирение, божественное различение, радостное терпение, богоподобное сострадание, душеполезное милосердие, неиссякаемую молитву, горячие слезы покаяния, правдивую исповедь, безупречную совесть, обожествленную любовь и прочие драгоценные сокровища добродетелей». Блаженнейший святогорец старец Гавриил Карульский 5 (ум. в 1968 г.) считал «Благолюбие» полезнейшим чтением для идущих по пути духовной жизни, а архиереям советовал читать еще и «Жития святых» для развития хорошего вкуса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010