Приспе день светлаго торжества,/людии Волынстии радуются,/и с ними вся Российская Церковь ликовствует/во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/всем возсия память/святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских:/святителя Стефана чуднаго,/иерархом Волынским первопрестольника,/и святаго благовернаго Ярополка,/блаженнаго страдальца Богомужнаго,/и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/и победоноснаго Феодора, Острожскаго князя Богодарованнаго,/и преподобнаго Иова, Почаевскаго присноблаженнаго,/ихже молитвами, Господи,/землю отеческую нашу в Православии и мире утверди/и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/и чудотворней иконе на горе Почаевстей/и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/Иулиании, блаженныя девы Ольшанския,/и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго. Ин тропарь, глас тойже Приспе день светлаго торжества, обитель Печерская радуется,/и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/всем возсия память преподобных и Богоносных отец Печерских,/от нихже волею Божиею изыдоша/первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ихже молитвами, Господи,/землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/Пречистую Матерь Свою Богородицу,/от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/в просвещение и спасение душ наших. Кондак, глас 8 Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли/похвальная восписуем вам, святии:/Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/Тем, яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/от всяких нас бед свободите,/да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарне:/радуйтеся, преславнии угодницы Божии и земли Волынския украшение. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.). 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.). 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.). Октябрь 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.). 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского (ок. 96 г.). 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых. 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 6 (19) октября. Апостола Фомы. 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота. 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г). 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев. 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери. 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана. 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.). 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери. 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

В 1869 г. был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже – в центре – в честь Воздвижения Креста Господня, справа – в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева – во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийского. На втором этаже, слева – во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа – в честь иконы Божьей Матери Тихвинской. Монастырь был окружен стеной, с трех сторон каменной, а с восточной стороны - деревянной, с башнями по углам. Высота стен достигала 2,4 м, а толщина 78 см. Северная стена была сделана при расширении на семь сажен территории монастыря, уступленная мужским Спасо-Преображенским монастырем, в последствии внесенная. Восточная стена сначала была перестроена, а затем также снесена. Таким образом, от старой ограды остались две стены – западная и южная. Башня и стена из красного кирпича. В плане башня представляет собой правильный восьмиугольник, перекрытый сомкнутым сводом. Раньше башня была оштукатурена. Монастырский двор, середину которого занимал храм, был обставлен со всех четырех сторон деревянными, на каменных фундаментах, корпусами жилых келий, с северной и восточной сторон в два ряда, а с западной и южной - в один. Всех корпусов внутри ограды было 26, причем, собственно монастырский только один – настоятельский, на западной стороне монастыря. В 1864 г. на втором этаже дома, отошедшего монастырю в 1860 г., была устроена домовая церковь во имя прп. Макария Египетского с приделом во имя свт. Василия. Расцвет монастырского хозяйства и увеличение количества сестер пришлись на 60-70 гг. XIX века при настоятельстве игуменьи Павлины. Была расширена и украшена великолепным иконостасом Крестовоздвиженская церковь. В 1893г. Крестовоздвиженский храм украсили стенной живописью. Этими работами храм довели до возможного совершенства. Он считался самым лучшим в городе. В середине 90-х гг. при настоятельнице Магдалине монастырь получил дом от почетного белевского гражданина Сорокина. В нем разместилось женское первоначальное одноклассное, а затем двухклассное училище, где девочек обучали сами монахини.

http://sobory.ru/article/?object=04682

В главе 96 между прочим сказано: «Спаси Господи и помилуй, иже повсюду в Православных сущих обители и Печерскую Лавру иже в Киеве, и прочия вся Русския монастыри». Первообразом этому Уставу, по всем вероятиям послужил список переведённый с Греческого на Славянский, где-нибудь в Болгарии; к этому заключению приводит нас одно место, где говорится: «Архимандрит да не изгонит из монастыря никого же, токмо аже будет Павлокианин (Ересь особенно укрепившаяся, как известно в Болгарии). Мы сличали этот Устав с древнейшим печатным, изданным под названием Церковного Ока в 1634 году в Москве и нашли в рукописном следующие разницы: в нем в числе так называемых Марковых глав недостает первых 52 глав, а храмовых глав нет вовсе (кроме одной под заглавием: «егда в коей обители два храма.» Но за то есть более 25 глав, которых нет ни в первопечатном Уставе, ни в последующих: главы эти все касаются иноческого жития. Но есть несколько и таких, которые имеют более общее значение. Такова например глава, заключающая в себе: послание Преподобного Отца нашего Никона о тайных книгах. Для ближайшего ознакомления с рассматриваемой нами рукописью выпишем Русских Святых, которые упоминаются в сем Уставе: «в последовании церковного собрания вселетнего.» Какие из Русских святых упоминаются в сем Уставе. Месяц сентябрь 19 числа новоявленных мученик Князя Федора и Давида, и Константина новых чудотворец 60 . 20 числа «в той же день Святых новых мученик исповедник великого Князя Михаила Черниговского и Боярина его Федора.» 61 25 преставление преподобного и Богоносного Отца нашего Игумена Сергия, обители Живоначальной Троицы. 62 Октябрь 1-го. В той же день Преподобного Отца нашего Савы иже над Вышерою рекою жившего нового чудотворца. 63 2-е. Память Святаго блаженного Андрея, иже Христа ради юродивого. 64 Ноябрь Преподобного Отца нашего Варлаама Хутынского Чудотворца Новгородского. 65 Декабрь 21. Иже во Святых Отца нашего Петра Митрополита нового чудотворца святейшна Метрополия роукыа. 66 В службе положенной по Уставу накануне Рождества сказано: «По отпусте же (вечерни) и есть литургия или несть, поют братия тропарь празднику, Слава и ныне кондак празднику; по окончании тропаря и кондака, абие канонарх став на среди церкви славить Царя, глаголя, всегласно сице:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери " Ломовская " (25 июня). Название иконы происходит от слова " разломанная " . По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери " Утоли моя печали " и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

http://religare.ru/2_96420.html

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=819

Второго октября, в день памяти святого, с именем которого связан один из любимейших церковных праздников русского народа – Покров Пресвятой Богородицы, владыка каллиграфическим полууставом заранее заготовил странную записку: «Зрите не ужасайтесь, ничему не удивляйтесь, что будет пройдет, а всякий найдет после трудов то, что в кармане обрящет. Пути Господни для человека неисповедимы, у каждого свой путь. Унывать не нужно, а что не понимаем, потерпим и, Бог даст, после узнаем. А за меня, дурачка, Господа и Пречистую Матерь Его молите. Аминь. Москва. Память блаженного Андрея, Христа ради юродивого» 425 . Шестнадцатого октября побывал на приеме у ординатора факультета терапевтической клиники доктора Лебедева в Московской Терапевтической Высшей Медицинской Школе (МТВМШ), который выдал епископу справку, подтверждающую наличие «резко выраженной истероневрастении». (Очень похоже, – и есть тому устное подтверждение, – что врач приходился необычному пациенту родственником, может быть, двоюродным братом; выданный документ озаглавлен в духе времени, но и несколько иронично: «Удостоверение».) Восемнадцатого октября (ст. ст.) вернулся в Нижний, в Печеры, может быть, даже служил в монастырском храме. В народе уже некоторое время замечали за владыкой кое-какие странности, то слово скажет чудное, то как бы приблаживать начнет за богослужением. В воскресенье, девятнадцатого числа, в день памяти протоиерея Иоанна Кронштадтского , епископ совершал литургию в обители. Местная «Нижегородская Коммуна» так описала впоследствии его поведение: «...Когда в обители шла архиерейская служба, присутствующие в храме стали замечать, что Варнава при совершении обрядов творит не то, что надо. Кадит не в определенное время, целует иконы не в то место, куда следует, и так далее» 426 . Вернувшись после литургии – в сопровождении нескольких лиц из причта – к себе на квартиру (расположенную в помещении надвратного храма), он за чашкой чая как-то неожиданно и обрывочно заговорил «о предстоящей новой поездке по небесному пути», потом вдруг оборвал речь и ушел в свою комнату.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Деревянный храм на Ширковом погосте сохранился и поныне, как и несколько напоминающий его по очертанию и конструкции деревянный столпообразный храм в Торжке. Пожар 1665 года полностью уничтожил все строения Ниловой Пустыни, но благодаря древней иконе мы узнаем о целиком утраченном, но очень выразительном облике еще деревянного монастыря. В ранних иконах Блаженного Василия, Московского юродивого Христа ради, можно рассмотреть некоторые городские реалии Москвы конца XVI - начала XVII века, например, архитектурные детали храма Покрова на Рву - Собора Василия Блаженного, исчезнувшие или измененные при дальнейших перестройках. В сопоставлении с письменными источниками, современными тем или иным иконам, фрескам, книжным миниатюрам, мы можем выявлять очень интересную «скрытую» историческую информацию, которая существенно обогащает наши знания и представления о прошлом. Гораздо реже историки обращают внимание на связь чтимых икон с духовно-державной идеологией России. Как правило, такие суждения относят к общим характеристикам державного пафоса той или иной эпохи, к «претензиям» Митрополитов и Великих Князей, Царей и Патриархов на тот или иной статус, духовно усваиваемый ими от Палестинского Иерусалима, от Константинополя или Первого Рима. Что же конкретно стоит за этими «претензиями», их духовный смысл, конкретное содержание и их обоснование чаще всего светских историков мало интересует. Пожалуй, единственным и весьма знаменательным исключением из этого научного «обычая» можно назвать великолепные работы замечательного русского ученого, заведующего Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Преподобного Андрея Рублева и преподавателя церковной археологии в Свято-Тихоновском Университете Олега Германовича Ульянова - «Наша национальная идея - это Рублевская «Троица»» и «Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы», очень кстати опубликованные на «Русской А другие церковные историки и светские специалисты по исторической иконографии, хотя и уделяют внимание Богословскому значению тех или иных икон в истории Российской государственности, устраняясь от «политики», стараются особенно не углубляться в идеологические аспекты.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010