Дом свой новый Ксения отдала Прасковье Антоновой — вдове, которая раньше снимала у них с мужем комнаты. Попросила её только пускать в дом нищих и бездомных на ночлег. Раздала Ксения и деньги, и имущество. Осталась ни с чем. Родня мужа заволновалась, что дом и состояние покойного Андрея Фёдоровича разбазариваются. Назначили даже специальную комиссию, чтобы признать, что молодая вдова помешалась с горя. Комиссия с Ксенией Григорьевной поговорила и... убедилась, что она совершенно нормальная! Да, вдова Андрея Петрова не сошла с ума, как считали многие. Просто она перестала быть госпожой Ксенией Петровой, а стала юродивой. Кто такие юродивые? Юродивые, которых еще называют блаженными, — это люди, которые вдруг начинают вести себя необычно. Они отказываются от всего, что имеют, терпят невзгоды и поругания, нарушают все правила, говорят правду — в том числе и неприятную — в лицо всем, включая царей. За это их могут ругать, презирать, даже бить, но юродивые на это внимания не обращают. Они живут другой жизнью. Иногда — хуже нищих. Носят лохмотья, ходят босые, мёрзнут и голодают, кто-то надевает на себя тяжёлые вериги — железные цепи и пояса... Их часто принимают за сумасшедших, но они совсем не сумасшедшие. Ведь как человек сходит с ума? От болезни или от тяжелого горя, потрясения он вдруг перестает понимать, что с ним происходит, не может контролировать, что делает и говорит. У юродивых всё совершенно по-другому. Они свободно, добровольно выбирают свой путь. Если в действиях и словах настоящих сумасшедших нет никакого смысла, то в том, что делают юродивые — в каждом их слове, в каждом поступке, — всегда есть смысл. Юродивые молятся за всех людей, даже самых грешных, спасаются сами и спасают других. Непривычным языком и поступками юродивый доносит до всех, кто его окружает, кто к нему приходит, что-то очень важное. И оно обязательно связано с верой в Бога. Ведь юродивых не зря называют ещё «юродивые ради Христа». Всё, что они делают, направлено на то, чтобы послужить Богу и ближнему.

http://foma.ru/ksenija-peterburgskaja-ch...

Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу) Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу) В кон. 30-х гг. ХХ в. (до 1940) К. работал в Мистре над расчисткой фресок ц. Пресв. Богородицы Перивлепты. В 1940 г. он написал кн. «Древние люди Востока» и сделал к ней 11 иллюстраций (изд. в 1945). Во время второй мировой войны К. не имел нормальных условий для работы, испытывал значительные материальные трудности, даже был вынужден продать свой дом. В 1942 г. он начал расписывать вост. часть ц. Капникарея, стремясь к тому, чтобы роспись по духу соответствовала архитектуре визант. храма. Впосл. наблюдается переход мастера от техники альфреско к клеевой живописи. Лит. сочинения, созданные в 40-х гг., посвящены героическим личностям прошлого («Мужи прославленные и забытые», 1942) или ужасам войны, которые он описывает символически, с помощью мифологических образов («Бог Конанос и его монастырь, называемый Потопление», 1943). Другая книга - «Таинственный сад» (1944) раскрывает духовное богатство Православия и содержит гл. обр. изображения святых. В первые послевоенные годы им создано много икон, в т. ч. для иконостасов церквей свт. Николая Чудотворца (1947-1949) и ап. Андрея Первозванного (1948), расположенных в афинском районе Като-Патисия. Одновременно с церковной живописью в визант. стиле К. продолжал создавать реалистические портреты (напр., архиеп. Афинского Дамаскина, 1949). В 1947 г. он написал «Житие и подвижничество преподобного отца нашего Марка Отшельника из Афин» (с 12 миниатюрами) и «Жизнь и житие Блеза Паскаля, Христа ради юродивого». Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру) Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру) Наиболее активный творческий период К.- 50-е гг. ХХ в.: он создал много икон (напр., в 1955 - более 70), расписывал храмы: в 1948 г.- вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (вост. стена над апсидой), в 1950 г.- ап. Андрея Первозванного в Като-Патисии и вмц. Варвары в Эгалео (сев. и зап. стены), в 1953-1954 гг. продолжил росписи Капникареи.

http://pravenc.ru/text/1841906.html

Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть – они, кажется, все были исправны. Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль. Сидел, говорит, я в доме моем, и взял меня дух, и поставил меня – в видении Божием – в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одну скважню 175 в стене. Муж, явившийся при сем, сказал мне: «Раскопай», – и я раскопал. Тот сказал: «Войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь!» Я вошел и увидел: на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетная гнушения 176 , и мужи израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке 177 . Что это такое? Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайном своем, говоря: не видит Господь 178 . Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением – рабство сим страстям. Таковы были израильтяне по сердцу!.. Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог, и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце. За то, говорит, что они предались нечистотам, говоря: не видит Бог . А Я вот есмь... не пощадит их око Мое, и не помилую 179 . Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными. Припомните в житии Андрея, Христа ради юродивого, как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздержание. Но святой Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри. В другой раз – шел кто-то, мужчина или женщина, не помню. На вид ничего худого не видно было, но открылись очи у святого Андрея, и он увидел Ангела, зажавшего себе нос. На вопрос, что это значит, Ангел сказал: нестерпимо зловоние блудной страсти, коей обладаемо сие лицо. А наружность ничего такого не представляла. В житии Евфимия Великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и богоугодным. Но когда он был при смерти, пришел другой старец и увидел, что бесы окружают одр его и с торжеством ожидают исхода души его...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И пока они так похвалялись, и блаженный там стоял и слушал, а белоризцы не знали, что отвечать, спустился с высоты прекрасный юноша, держа в руке три венца. Один из них был украшен чистым золотом и драгоценными камнями, а второй сиял крупным дорогим жемчугом, а третий, самый большой, был сплетен из всевозможных красных и белых цветов и неувядающих ветвей Божьего рая. Они испускали такое благоухание, что ум человеческий не в состоянии выразить. Видя это, Андрей стал тужить и терзаться, как бы ему заполучить хотя бы один из этих венцов. И, подойдя к тому, который был в обличье юноши, сказал ему: «Христа ради, продаешь ли их? Если я не смогу их купить, подожди немного, я схожу к моему господину, и он даст тебе столько золота, сколько пожелаешь». Юноша ответил ему с улыбкой: «Поверь мне, дорогой мой, что если даже ты принесешь мне золото всего мира, я не отдам тебе ни единого из этих цветков – ни тебе, ни кому другому, ни твоему мнимому господину. Ибо эти венцы не принадлежат этому суетному миру, как тебе кажется, это венцы Христовы из небесных сокровищниц, которыми венчаются те, кто побеждает этих черных. И если ты хочешь получить не один только, но все три, то иди и борись с этим черным эфиопом. И если победишь его, то не только эти, но и другие, лучше этих, какие только пожелаешь, получишь от меня». Услышав это, Андрей воодушевился и сказал ему: «Поверь мне, что я сделаю, как ты сказал. Только научи меня его уловкам». И говорит ему юноша: «А ты разве не знаком с его уловками? Ведь грозные и страшные эфиопы немощны. Не бойся же его огромного роста и страшного вида. Он, как гнилое растение, гнил и немощен». Укрепив такими словами молодца, прекрасный юноша обхватил его, как бы намереваясь бороться с ним, и стал учить, как ему противостоять эфиопу. И сказал ему на ухо: «Когда он схватит тебя и начнет тебя кружить – ибо я знаю это – ты не бойся, а зацепи его ногу – и узришь славу Божью». И тотчас вышел блаженный на борьбу и крикнул громким голосом: «Иди сюда, черномазый, поборемся с тобой!» Эфиоп подошел, грозно сопя и хрипя, схватил Андрея и начал его кружить и кружил долго. И стали эфиопы хлопать в ладоши, а белоризцы побледнели, думая, что сейчас ударит его черный о землю, так что у него глаза выскочат. Андрей же, кружась вокруг эфиопа, изловчившись, зацепил его ногу. И демон, падая, ударился лбом о камень и стал вопить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие говорят: — Я так боялся, что пройду через что-то, а в итоге этого не произошло. А я боялся, что пройду через это. «Ты увидишь, с моим ребенком случится то-то и то-то!» — и ничего с ним не случилось. Наши помыслы могут свести нас с ума. Мы заболеваем от собственных мыслей. Поэтому давайте вложим светлые помыслы в свой ум, будем читать Евангелие и черпать оттуда надежду и дерзновение и говорить: «Бог не оставит меня! Мой ум не будет видеть всё в черном. Жизнь, она не черная — наступит и что-нибудь лучшее!» Живи радостью сегодняшнего дня и знай, что завтра Бог подаст тебе и чашу погорше, но потом опять придет и более сладкая. Те из вас, кто читал житие святого Андрея, юродивого Христа ради , помнят, что Бог вложил ему великую сладость в уста, и он забыл обо всех своих проблемах, а потом вложил ему великую горечь и сказал: — Такой будет твоя жизнь! И то, и другое. Жизнь не одномерна, то есть в ней не одна только радость и не одни скорби и печали. Прочитай книгу или посмотри фильм вместе с женой (мужем, детьми), сходи на прогулку, на Святую Литургию, на всенощное бдение. Преображает ли всё это тебя в душе? Это очень важно. Кто-то сказал мне: — Ты поп! — И что же мне делать? — сказал я. — Само по себе это ничего не значит. Другой сказал мне: — Ты говоришь замечательные вещи. — И что с того, если ты внутренне не преображаешься? Вы преображаетесь внутренне? Чтобы твоя жизнь не была лишена радости, надо, чтобы изменилась твоя душа Вы преображаетесь внутренне? Чтобы твоя жизнь не была лишена радости, надо, чтобы изменилась твоя душа, а не только шла перемена мыслей. Кто-то сказал мне: — Отче, я бываю на Святой Горе Афонской и знаю следующих старцев… — и начинает их перечислять. — Я был в Иерусалиме 16 раз! И у такого-то старца был, и у другого старца… Я сказал про себя: «И ты такой же, как я! Одна поверхностность». И что с того, что ты знаешь такого-то старца? Что? Если я спрошу твою жену, что она скажет мне о тебе? Вот в чем вопрос. Скажет ли она: «Мой муж вернулся с Афона словно ангел!» Вот в этом вопрос.

http://pravoslavie.ru/96472.html

СПб., 1908; Жизнь блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. М., 1912; Скрипиль М. О. Повесть о Соломонии//Старинная рус. повесть: Ст. и исслед. М.; Л., 1941. С. 197-215; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. М., 2008; Белоброва О. А., Власов А. Н. Житие Иоанна, Устюжского юродивого//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 268-269; он же. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995; Пигин А. В. Из истории рус. демонологии XVII в.: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исслед. и тексты. СПб., 1998; Баданин Д. Д., Биланчук Р. П., Наумов А. Н., Смирнов В. А., Суворов А. В., Шиловский М. Е. Никольская земля в истории Европейского Севера//Никольская старина: Ист. и этногр. очерки. Вологда, 2000. С. 40; Романова А. А. Чудеса о иконе Богоматери Пуховской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 246. А. Н. Власов Иконография И., сформировавшаяся не позднее сер.- 2-й пол. XVI в., продолжает рус. традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Андрея К-польского, Максима Московского, Исидора Ростовского и Прокопия Устюжского. Вместе с тем образ И., скончавшегося в ранней молодости, положил начало особому, впосл. популярному иконографическому типу - образу праведного отрока или юноши, прославившегося подвигом юродства, необычными обстоятельствами смерти или неожиданным явлением чудотворных мощей (близкие примеры - праведные Артемий Веркольский, Иаков Боровичский, Прокопий Устьянский и др.); он в свою очередь представлял собой вариант широко распространенного в рус. житийной лит-ре и искусстве позднего средневековья образа праведного мирянина-нищего (особенно на Севере, на Урале и в Сибири). Обладая самостоятельным значением, иконография И., как и посвященные ему агиографические тексты, была тесно связана с почитанием 1-го устюжского юродивого - блж. Прокопия, чему способствовали сходство подвигов этих святых, соседство посвященных им храмов и чудеса при их гробницах ( Сорокатый. 2003. С. 134).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Теперь обратимся подробнее к упомянутому выше монаху Николаю, турку. Явление его в скит было таинственно. Он пришел в Шамордино к старцу Амвросию в 1891 году и все ему рассказал о себе. Тот прислал его к отцу Анатолию (Зерцалову) . Молчаливый, смиренный, уже пожилой человек (за шестьдесят лет) начал в скиту подвижническую жизнь. Ни к кому не заходил, ни с кем не беседовал. «Мы все его как-то невольно любили», – сказал отец Варсонофий С.А. Нилусу (которому пересказал и более подробно обо всем, что узнал в связи с монахом-турком). Старец Анатолий призвал как-то отца Павла (будущего старца Варсонофия) и сказал: «Знаешь ли ты, что у нас в скиту, по великой милости Божией, есть свой Андрей Христа ради юродивый?» – «Как это так, батюшка?» – «Да, есть у нас такой человек, который в теле ли, или не в теле – Бог знает, но был восхищен в небесные обители. Это наш “турок”. Я благословил ему прийти к тебе в келию, а ты его расспроси хорошенько да и запиши с его слов, что от него узнаешь. Только держи все это в тайне до его смерти». Отец Николай не умел говорить по-русски, но знал хорошо французский язык, и отец Павел, также знавший его, бывал у него переводчиком. «В летнюю лунную ночь, – передает речь отца Варсонофия С.А. Нилус, – зашел ко мне по послушанию этот раб Божий. Что это было за дивное сказание! Сердце мое трепетало от нечеловеческого прилива неизреченной радости... А речь лилась из уст Николая, и лицо его светлело и светлело, пока не стало прямо-таки сиять каким-то необычайным внутренним светом. И жутко мне было, и страшно, и по-неземному радостно. Что говорил он мне, все это найдете в житии преподобного Андрея Христа ради юродивого». Мы приведем ниже рассказ отца Николая, после того, как опишем по недостатку сведений кратко жизнь Оптинского Андрея Христа ради юродивого. Его имя было Юсуф Абдул-оглы. Он родился в Турции и был офицером турецкой армии. Каким-то образом, несомненно только, что по Божиему произволению, принял он всем сердцем правду Православия и решил оставить магометанскую веру, в которой возрос. Мало того, едва узнав новые для себя истины, он стал горячо их проповедовать, еще не будучи крещеным. Родные его, начальство, товарищи по полку изумились и пришли в негодование. Так как он упорно повторял свое, то его прозвали «гяуром», то есть чужим, неверным человеком, и стали гнать от себя. Родные отвернулись от него. Наконец его схватили, начали бить и терзать, причем даже вырезали ему ремни из спины. Его ждала смерть. Однако ему удалось бежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1162 г. Господь послал благоверному князю Андрею великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских — святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление Ростовских святителей началось несколько позже, но начало их народного почитания положил князь Андрей. В 1164 г. войска князя Андрея Боголюбского одолели давнего врага — Волжскую Болгарию. Победы православного русского народа были ознаменованы созданием литургических творений в Русской Церкви. По указанию святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу 1 августа (названное русским народом «медовым Спасом», когда в храмы приносили на освящение новый мед), в день победы над болгарами, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; воплощавший литургически веру православного народа в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой омофор. Праздник Покрова Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников, он является как бы литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, выраженных в песнопениях праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы — 2 июля. Это русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку; основанием для его установления явилось видение преподобному Андрею Христа ради юродивому Божией Матери, осенявшей верующих Своим омофором во Влахернском храме в Константинополе. Первым храмом, освященным в честь праздника, был храм Покрова на Нерли (1165 г.), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме р. Нерли так, чтобы князь мог видеть его из окон своего боголюбовского терема. К концу 1160-х годов относится попытка святого Андрея и епископа Ростовского Феодора просить Патриарха Константинопольского открыть вторую русскую Митрополичью кафедру во Владимире. Сохранилась грамота Патриарха Луки (Хризоверга) святому Андрею, касающаяся этого вопроса. Епископ Ростовский Феодор потерпел неудачу в попытке получить автономию Владимирской Церкви, так же как за несколько лет до него Митрополит Климент (Смолятич) — автокефалию Киевской Церкви. Судьба епископа Феодора сложилась трагически: в 1168 г. он был осужден по постановлению Митрополичьего суда и погиб в темнице. Намерение святого князя Андрея исполнилось лишь много лет спустя, когда святой Митрополит Максим перенес (около 1300 г.) Митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор кафедральным — первопрестольным храмом Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

  — Ап. от 70-ти Анании (I). Апостолы Апостолы   Первый епископ Дамаска. Крестил апостола Павла. Умер мученической смертью, проповедуя Слово Божье в городе Елевферополе. — Прп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Автор известных песнопений (кондаков), многие из которых до сих пор исполняются в Богослужениях. По преданию, получил красивый голос и поэтический дар в молитвах Пресвятой Богородице. — Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). ХИТОН ГОСПОДА: ОДЕЖДА СТРАДАНИЯ И СЛАВЫ Хитон Спасителя Как умирал Иисус Христос? Пророчества о Христе   По преданию грузинской церкви, после распятия Господня, раввин Элеазар получил хитон Иисуса и увез его в Грузию. Его сестра Сидония, взяв хитон в руки, тут же упала бездыханной. Сидонию похоронили вместе с хитоном. В IV веке грузинский царь Мариан решил построить на месте её могилы храм, но строители никак не могли поднять огромный столп кедра с могилы Сидонии. После молитвы святой Нины, явился Ангел Господень, поднял столп и указал место, где был скрыт хитон Господень. Впоследствии на этом месте был построен величественный собор Свети-Цховели, а Хитон Господень и Столп Животворящий почитаются чудотворными.   Православные праздники 15 октября — Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Суеверия Киприан, Иустина и Феоктист умерли мученической смертью, свидетельствуя о Христе, во время гонений при императоре Диоклетиане. — Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Блаженный Андрей Цареградский (X в.) Тема номера: «Юродивые» Юродивые   Согласно Житиям Блаженного Андрея, во время нашествия языческих войск на Константинополь, блаженного Андрея посетило видение Пресвятой Богородицы, простершей своё покрывало над молящимися христианами, после чего вражеские войска ушли. В память об этом событии установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы.   — Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Праведный воин Феодор Ушаков (ИНФОГРАФИКА) Святой Фёдор Ушаков: праведник в адмиральских погонах 100 главных фильмов: «Адмирал Ушаков»: выбор монахини Ольги (Гобзевой)

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Образ М. относится к числу наиболее ярких примеров иконографии русских Христа ради юродивых и вместе с иконографией блж. Василия Московского характеризует один из кульминационных моментов ее развития. Подвиг М. повлиял на агиографические характеристики др. святых этого чина, а изображения святого, оказавшегося 1-м из 3 блаженных, прославившихся в Москве и получивших общерус. почитание, во многом предвосхитили дальнейшее развитие рус. иконографии юродивых. Вместе с иконами блж. Исидора Ростовского и отчасти блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских образы М. иллюстрируют важнейший этап процесса формирования иконографии юродивого как нищего-нагоходца, финалом к-рого стало возникновение в 80-х гг. XVI в. изображений блж. Василия Московского, очень часто составлявшего пару с М. (см.: Василий Блаженный. Иконография//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 128-131). Кроме принадлежности к одному чину святости и сонму Московских чудотворцев, а также того, что их погребения расположены по соседству - на Красной пл. и Варварке, этих святых объединяют иконографические признаки: оба полностью или почти полностью обнажены (М. обычно изображали только в набедренной повязке, Василия - нагим, лишь изредка в повязке или с платом в руке), их изможденные фигуры ассоциируются с наготой Адама до грехопадения или обликом великих аскетов древности - преподобных Онуфрия Великого, Макария Египетского и др. Со 2-й пол. XVII в., когда блж. Василия стали все чаще изображать в повязке, подобие этих блаженных друг другу стало почти полным. Представленные вместе, они свидетельствовали об аскетической природе подвига юродства и пророческом служении рус. блаженных как духовных преемников блж. Андрея К-польского. Появление в кон. XVI в. вместе с изображениями М. и блж. Василия образа 3-го столичного блаженного - Иоанна Большого Колпака (Иоанн, блж., Христа ради юродивый. Иконография//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 342-350), способствовало превращению иконографии столичных юродивых в уникальный изобразительный комплекс, к-рый, дополняя иконографию Московских чудотворцев, показывал разные грани специфического типа святости, игравшего значительную роль в религ. жизни России позднего средневековья и Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010