И после стольких безмерных благодеяний будет у нас еще и ропот?! О Боже мой, презри нашу неблагодарность и отверзи наш ум, дабы мы познали, что даровало нам Твое Отеческое сердце, и воздали хоть малое благодарение, чтобы обрести прощение и милость. 6 Что же до святого Ангела, о котором ты пишешь мне, знай, что да, он, получив повеление от Господа, не прибавляет что-либо, не отнимает, но, пребывая вблизи человека, просвещает его, наблюдает за ним, избавляет его от опасностей и защищает от диавола, как видим мы и в житии святого Андрея, Христа ради юродивого, где Ангел сражался с диаволом, чтобы защитить повинного монаха. Прочти и увидишь. Ангел дается человеку как старший брат, который ближе к Богу и, имея дерзновение, молится о своем младшем брате. И человек просит его как своего старшего брата, чтобы он защищал его и молился о нем, как имеющий дерзновение к Богу. Сколько раз он шепчет на ухо нашей душе: «Не делай этого», или: «Делай то», или: «Будь внимателен здесь!». Это случается часто с теми, у кого открыты очи души. Не забывай евангельской притчи о садовнике и бесплодной смоковнице: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,– не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее 622 . Садовник изображает святого Ангела, пекущегося о человеке, доколе он не принесет плода и не спасется. В Патерике много написано о промышлении Ангела в отношении человека. Ангелов видели плачущими в то время, когда люди, которых они охраняли, грешили. Помысли, как они молились о них! Слезы их говорят об их любви и сострадании к человеку. 7 Возлюбленные чада мои о Господе, любовь Господня да сохранит вас в душевном и телесном здравии. О, поистине, сколь достойно печали, когда чадо живет в отцовском доме, пользуется всеми благами, вкушает все удовольствия жизни и не признает своего отца, и если даже какое малое внимание и уделяет ему, то все равно не чувствует богатства его любви и заботы, но, напротив, воспоминание об отце оказывается чем-то недостойным его мысли и внимания!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

К югу от Кирилло-Афанасиевского собора в 1753 г. была построена и 22 янв. 1754 г. валдайским архим. Дамаскином (Аскаронским) освящена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (типа восьмерик на четверике) с трапезной. С востока к храму примыкала сильно выступающая 6-гранная апсида, с запада - паперть, над к-рой возвышалась 8-гранная колокольня с высоким граненым куполом и со шпилем. Декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1775 г. к северу от монастырского собора был построен 2-этажный каменный настоятельский корпус, в 80-х гг. XIX в. к западу от Покровской ц. возведен одноэтажный братский корпус. В 1807 г. вместо прежней, деревянной ограды была выстроена каменная с угловыми башнями. По проекту с.-петербургского архит. Д. Висконти в 1831 г. был реконструирован братский келейный корпус, расположенный к югу от Покровской ц.: надстроен 2-й этаж, фасады оформлены в стиле позднего классицизма; в 1835 г. к кельям пристроены каменная конюшня и ледник, каменная баня. В XIX в. при Н. П. м. существовал колокольный завод. От св. ворот обители открывался «великолепный вид на Новгород» ( Муравьёв. 1846. Ч. 2. С. 241). За р. М. Волховец на территории приписной Ситецкой обители находился небольшой каменный храм во имя блж. Андрея, Христа ради юродивого (2-я пол. XIV в.). При настоятеле (1863-1869) игум. Димитрии древние фрески в этой церкви были закрашены. В кон. XIX в. акад. В. В. Суслов безуспешно пытался смыть краску. К нач. XX в. в Андреевском храме находилась икона св. Фотия с надписью: «Помяни, Господи, священноархимандрита Фотия во Царствии Твоем». До 1838 г. икона, принадлежавшая архим. Фотию (Спасскому), хранилась в новгородском Юрьевом мон-ре. По преданию, имп. Николай I Павлович при посещении Юрьевой обители решил, что «Фотий заживо написал себя образом»; царь повелел эту икону немедленно «вынести... вон, как недостойную быть в храме Божием» ( Слезскинский. 1901. С. 711-712). Богослужения в Андреевской ц. совершались раз в году - 2 окт. При этом храме располагались монастырский скотный двор (1845), конюшня, погреб и гумно.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Каждому Бог дал некий дар как призвание, и человек должен послужить Божественному о нём Промыслу, чтобы на деле показать Богу свою благодарность 66 . Через эту благодарность он спасается милостью Божией. Бог принимает эту благодарность как служение Себе, приходит и воздаёт за неё дарами, самый щедрый из которых – Его Царствие, Горнее Отечество. Главное для нас – это просвещать: чтобы нас не обманул мир, чтобы не увлекли земные вещи, чтобы не прилепиться к ним, не отяготиться заботами настоящего века, нуждами временной жизни, но прилепиться к Горнему, к Царствию Божию. Здесь на земле человек изменяется от болезней или от старости, от долгих лет жизни. Он рождается младенцем, потом становится ребёнком, юношей, растёт и в конце жизни отходит к Богу. С возрастом человек меняется, зреет и под конец падает на землю, как спелая смоква. Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде – и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели – и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист – и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих. Но если человек душевно впадёт во грех и будет валяться в грязи страстей, то его душа становится безобразной, грязной и начинает источать зловоние. Ангелы отходят от него, потому что не могут выносить смрада этой души. В «Житии» святого Андрея, Христа ради юродивого, 67 говорится, что он был человеком святым и бесстрастным, но, изображая из себя умалишённого, ходил по разным непотребным местам. Как-то раз зашёл он в некий дом, где обитали грешные женщины, и почувствовал отвратительный запах. Святой не мог там находиться, потому что был чист и чувствовал сильное отвращение. Он по-своему открыл этим женщинам, какое от них исходит зловоние по причине душевной и телесной нечистоты. А тем более отходят от человека, когда он ведёт невнимательную жизнь, Ангелы Божии и даже его Ангел Хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 15 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 16 июля Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652) Святой Филипп был митрополитом при царе Иване Грозном. Недолго он пробыл в своем священническом чине - его подвергли суду, а затем, Малюта Скуратов собственноручно убил его. Митрополит Филипп хотел мира и согласия в обществе, любви между людьми, поэтому обличал злостную политику Опричнины, публично не дал благословения Ивану Грозному. Митрополит Филипп   Мученика Иакинфа Римского   Благоверных князей Василия и Константина Ярославских   Святителя Василия, епископа Рязанского   Преподобных Анатолиев Печерских   Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских   Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского   Преподобного Никодима Кожеезерского   Православные праздники 17 июля Страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии Церковь чтит память святой царской семьи в день их убиения - 17 июля Царственные страстотерпцы: За что канонизирован император Николай II и его семья? Почему канонизирован Николай II? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Святая царица Александра Федоровна Романова: Афоризмы Джой. История царской собаки Дармштадт: Пьеса о раненом городе Храм, который строили святые: История русской церкви в Дармштадте, на родине двух православных святых Моя история: Романовы. Фоторепортаж с выставки «Православная Русь» Три книги о святых из династии Романовых Романовы Романовы Спецвыпуск «Романовы: 400 лет в истории»   Преподобного Андрея Рублева, иконописца Андрей Рублев - великий мастер своего времени. Им, совместно с Феофаном Греком, был расписан Благовещенский собор Московского Кремля. Его рукой написаны иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора  Троице-Сергиева  монастыря. Ему же принадлежит икона «Троица».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Настала кончина праведника. Он скончался в 1812 году, 28 июня. Перед смертью он предсказал нашествие французов. Глядя в сторону, откуда потом шел Наполеон, блаженный говорил: «Идут с горы, очень много, боюсь, уйду в Калугу, – но пропадут, исчезнут» ... Незадолго до смерти, праведнику пришлось перенести еще одну людскую обиду. Один неверующий помещик, возвращаясь с охоты и увидя Андрея, натравил на него собак, и потешался, как те рвали его ноги... Придя домой после этой травли, блаженный Андрей приложил к ранам тертой редьки и язвы зажили, а у того помещика вдруг заболели два сына-малютки, любимцы семьи, и умерли оба. Чувствуя приближение смерти, блаженный в Мещовском монастыре у настоятеля выпросил себе и место для погребения. Предсмертная его болезнь длилась более полугода и была очень тяжела. Образовались пролежни, язвы загноились и в них кишели черви, убирать их больной не давал... Исповедавшись, особоровавшись и приобщившись Св. Таин, блаженный Андрей скончался истинно-христианской кончиной на 68 году своей жизни, быв подражателем блаженному древнему Андрею, Христа ради юродивому. Блаженный Андрей роста был среднего, открытый лоб, продолговатое лицо, большие глаза, длинный нос, редкая с проседью борода, – а общий цвет лица смуглый. По кончине, лицо его сделалось светло-радостным. Погребение совершал Оптинский игумен Авраамий с братией Мещовского монастыря, всего городского и, в большем числе, окрестно-сельского духовенства. Громадная толпа народа, время, к тому же, было ярмарочное, провожала гроб до обители. Погребен блаженный Андрей в средней монастырской башне, на восток, там же хранится и его топорик. Память блаженного свято чтится Мещовцами и с каждым годом распространяется все далее и далее. После молебна пред образом Божией Матери «Всех скорбящих Радости», на могиле его служат часто панихиды, берут песок с могилы, а воду, «с топорика спущенную», и через это после молитвы пред тем образом и у могилы блаженного по вере получают исцеления. Вся та местность, где родился и жил блаженный во время холеры 1848 года, была сохранена его молитвами от эпидемии, а в 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Познавая себя, мы смиряемся. По мере преуспеяния в смирении очищаемся, привлекаем благодать Божию, которая отверзает духовные очи и дает дар видения духовного. Без такого, хотя бы начального прозрения в области жизни духовной, что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни? Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзает выразить в красках. История Церкви изобилует примерами высоких и особых степеней духовного прозрения. Вспомним преподобную Марию Египетскую. Она никогда не видела преподобного Зосиму, но назвала его по имени, засвидетельствовала, что знает его сан духовный, и велела ему передать игумену его монастыря, чтобы тот внимательнее смотрел за собой и братией, ибо им во многом надо исправиться. Вспомним преподобного Андрея, Христа ради юродивого, видевшего Покров Божией Матери во Влахерне. Он однажды встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, исповедовали ему свои грехи, давали деньги для раздачи нуждающимся. Проходя мимо, Андрей увидел, что этого инока обвивает страшный змей. Приблизившись, преподобный начал рассматривать змея и вверху, в воздухе, прочитал надпись: . Андрей увидел, а инок своей беды не видел. Таких примеров множество. Старец иеросхимонах Гавриил, один из наших отечественных подвижников, рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоко верующую крестьянку. Она предостерегала его и просила не вдаваться в это. С годами этой способности у него не стало, но она снова возникла, когда он стал иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии или души усопших и святых. Он понял, что способность зреть сокровенное дается человеку только за чистоту сердца. Поведав кое-что из открывавшегося ему, он с умилением говорил: . VII Вселенский Собор признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Опытно последовав Евангелию, святые имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что надлежит изобразить в иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся к исполнителям, мастерам, ремесленникам или иконникам, как их называли у нас на Руси.

http://pravicon.com/text-14

Ученик и последователь Павла Тимофей (1054 – позднее 1067 г.) – тот, кто преобразил первоначальную скромную обитель и сделал ее поистине прославленным монастырем Пресвятой Богородицы Евергетиды и потому рассматривается как его второй создатель и благодетель (ктитор). Он сам написал два устава, ктиторский и служебный. В ктиторском устанавливались правила организации и управления хозяйственной деятельностью, а в церковном – порядок проведения храмовых служб (эти документы хранятся в каталоге под номером 788 в Национальной афинской библиотеке, изданные А. Дмитриевским в Киеве в 1895 году). В них четко регламентируются задачи и деятельность обители и монашеская жизнь. В Евергетидском монастыре было три храма. Один в честь Спасителя, другой – апостолов и третий кладбищенский, где отпевали и совершались поминальные службы по усопшим братьям. Обширные пространства монастырских стен были расписаны на тему Успения Пресвятой Богородицы. Братия отмечала два главных праздника в году: Успение – 15 августа и День обновления 4 – 29 декабря. Достойна упоминания и монастырская библиотека. Она начала создаваться довольно рано, сразу после появления ктитора Павла, который передал братии свои собственные обширные собрания духовных назидательных текстов. А его последователь Тимофей организовал в обители мастерскую по переписке рукописей, в которой работали искусные каллиграфы. Он также заботился и о пополнении монастырской библиотеки большим количеством новых рукописных книг (тогда типографий еще не существовало), приобретении священной утвари, икон, мебели, как и обширных земельных угодий для обеспечения братства всем необходимым. Каждый день в установленное время нищие получали в монастыре питание и пособие. В нем работал и странноприимный дом, в котором была больница, где помощь оказывалась и бедным. У монастыря было свое подворье, посвященное преподобному Андрею Христа ради юродивому, расположенное внутри крепостных стен Константинополя, в его юго-западной части. Примерно в 1200 году в нем останавливался русский святой Антоний из Новгорода (ум. в 1238 г.) и работал над Молитвословом. На подворье хранилась трость преподобного Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

– Желаешь ли всей душой трудиться для Меня? Андрей отвечал: – Желаю, Господи! Царь дал ему вкусить нечто весьма горькое и при сем сказал ему: – Таков скорбный путь работающих Мне в сем мире. После сего Он дал вкусить Андрею нечто белее снега и слаще манны. Вкусив, Андрей возвеселился и позабыл горечь первой снеди. И сказал ему царь: – Такова у Меня пища для служащих Мне и мужественно до конца претерпевающих. И ты мужественно соверши свой подвиг, как начал: ибо, перенесши в сей жизни немного страданий, ты будешь вечно пребывать в жизни нескончаемой. Пробудившись от сна, Андрей пришел к мысли, что виденная им первая пища – горька прообразует терпение в здешнем мире, а последняя – сладкая – жизнь вечную. После сего господин Андрея в продолжение четырех месяцев держал его при себе, а затем отпустил на свободу. Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Он ходил по городу «терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых [тот, которого] весь мир не был достоин» ( Евр.11:37–38 ). Одни надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его. Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он как юродивый бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток не вкушал хлеба, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее телесную его наготу. Уподобляясь во всем святому Симеону , Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел «где главы приклонити». Нищие прогоняли его от своих шалашей, а богачи не пускали на дворы жилищ своих. Когда же ему необходимо было уснуть и несколько успокоить свое измученное тело, он искал мусора, где лежат собаки, и располагался между ними. Но и псы не подпускали к себе раба Божия. Одни, кусая, отгоняли его от себя, другие же убегали от него сами. Никогда не засыпал он под кровлею, но всегда на холоде и зное, валяясь как Лазарь в гноище и грязи, попираемый людьми и животными. Так страдал добровольный мученик и так смеялся над всем миром юродивый: «потому что немудрое Божие премудрее человеков» 6268 ( 1Кор.1:25 ). И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Радуйся, мужу желаний духовных; Радуйся, делателю благий винограда небеснаго. Радуйся, плоды сладкие делания твоего Христу принесый; Радуйся, временными лишеньми богатство небесное стяжавый. Радуйся, изрядный праведнаго жития рачителю; Радуйся, преподобия и чистоты ревнителю. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче. Кондак 6 Проповедник был еси покаяния грешником и обличитель прозорливый беззаконий человеческих, Лаврентие преблаженне; слово бо твое многих ко спасению приведе и на путь исправления настави, их же с любовию обличал еси и к покаянию истинному призывал еси, Богу же учил еси воспевати: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, яко звезда пресветлая, во граде Калуге, угодниче Божий, и чудес благодатию согражданы твоя просветил еси и многия болящия преславно молитвами твоими исцелил еси, и вся верныя подвизал еси звати тебе: Радуйся, верующим врачу безмездный; Радуйся, молитвенниче всесильный ко Господу Богу. Радуйся, руце твои святыя цельбоподательно на недужныя полагавый; Радуйся, единым прикосновением к одежде твоей больным здравие подававый. Радуйся, яко чудотворения твоя юродством сокрыти тщался еси; Радуйся, яко тем искушения демонския победоносно отгнал еси. Радуйся, сострадательный и милостивый страждущим помощниче; Радуйся, любвеобильный и благосердный скорбящих утешителю. Радуйся, Богу всей душею твоею прилепивыйся; Радуйся, ближняя твоя зело возлюбивый. Радуйся, присно о обидящих тя молитвы возносивый; Радуйся, кротость совершенную себе усвоивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче. Кондак 7 Хотение присное имел еси, святе Лаврентие, да богоугодное и праведное житие твое от человек утаится. Темже всяко тщался еси от людей юродством сие сокрыти и радовался еси безчестиям и биениям, тебе наносимым, яко даром великим, присно зовый во смирении духа песнь Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новаго тя Андрея Цареградскаго познаем, Лаврентие блаженне, град Калугу дивным юродственным житием твоим просветившаго: дадеся бо тебе благодать от Бога помыслы человеческие познавати и согрешения тайные обличати, согражданом же твоим духовно светити и на стези покаяния и спасения тех приводити. О сем тебе восхваляюще, поем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Погребение его собрало множество народу. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Рассказывали, что он явился во сне женщине, больной лихорадкой и дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке. Затем он велел ей идти молиться на его могиле. Женщина проснулась здоровой. Церковь празднует память блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого 10 октября. Преподобный Димитрий Прилуцкий Преподобный Димитрий Прилуцкий В 1368 г. в Вологодскую землю, убегая от людской славы и княжеских почестей, напутствованный Сергием Радонежским, пришёл преподобный Димитрий Прилуцкий. Он пришёл из Переславля-Залесского, где родился и где в течение 20 лет был игуменом основанного им Никольского монастыря. Димитрий и его ученик Пахомий принесли с собой большой восьмиконечный крест с 84 образами, вырезанными на кости, изготовленный в Киликии (сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике). Отшельники поселились в 30 км от Вологды, в лесу, на р. Леже, намереваясь вести уединённую жизнь. Но Богу было не угодно, чтобы свет свечи был скрыт под сосудом, и жители соседней Авнеги изгнали подвижников. В 1371 г. преподобный пришёл в Вологду. Избранное им место оказалось засеянным рожью, но владелец земли Илья с радостью отдал её под Вологодский монастырь и даже сам вытоптал колосящуюся ниву. 1 августа того же года был освящён деревянный храм Происхождения древ животворящего Креста Господня, вскоре были построены келейные и другие здания монастыря. Монастырь Вологды быстро умножился братьями и укрепился на пожертвования князя и других вологодцев. Но Димитрий принимал не всякое подаяние. Однажды, когда упомянутый землевладелец Илья принёс подаяние на монастырь, преподобный не принял его, кротко попросив того прежде накормить голодных домочадцев и слуг. Игумен нового монастыря зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе, под которым скрывал вериги. Димитрий по многу дней ничего не ел, кормил бедных, исцелял больных, защищал обижаемых. Его родной брат, обедневший купец, по благословению преподобного дважды ходил с товаром к языческим племенам Югры и Печоры и возвращался с большой прибылью; пойдя в третий раз вопреки запрещению брата, пропал без вести. Трапезничая с братией, Димитрий чудесно узнал о смерти в Москве князя Димитрия Донского.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010