В истории любого христианского государства есть святые правители. Нелегко, наверное, человеку, который облечен властью, оставаться не только глубоко верующим, но и глубоко благочестивым. Одним из таких людей был благоверный князь Андрей Боголюбский. Однажды, читая житие Христа ради юродивого Андрея, князь прочитал про явление Пресвятой Богородицы во влахернском храме. Не смог этот горячий почитатель Приснодевы пройти мимо этих строк, пожелал он установить праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построил он в честь этого праздника прекрасный храм Покрова на Нерли . С тех пор и доныне этот праздник — один из самых любимых на Руси. В годы радости русский народ благодарит Богородицу за то, что Она простирает Свой покров над нашей землей, в годы лихолетья мы молимся, чтобы Ее покров защитил нас от невзгод, «да тихое и мирное житие проживем во благочестии и чистоте». Настоящее время в России нельзя назвать лихолетьем, но и спокойным его тоже не назовешь. Время скорбное, прежде всего тем, что мы являемся свидетелями окончательной смерти села — этого источника пропитания для всей страны. Есть в Ивановской глубинке село Милюково. Селом его можно назвать лишь по обычаю — населенный пункт сельского типа с храмом — село, без храма — деревня. В Милюково жилым остался один дом, кроме него — сторожка, в которой живет священник. Удивительный священник служит в Покровском храме с. Милюково. Отец Михаил с матушкой не имеют своих детей, но растят двоих деток из детского дома. Все свои силы этот священник отдает своему храму. И люди, видя его любовь к храму, к прихожанам, едут помолиться туда. Едут из райцентра, хотя там есть свой храм, едут из крупного села неподалеку, частыми бывают гости из столицы. Если бы не этот самоотверженный пастырь — вряд ли бы сохранился этот храм, разделил бы участь многих других, стоящих с провалившейся крышей, заросших кустарником и деревцами. Молитва и самоотверженное служение пастыря спасли приход, но не смогли возродить село. Многие села ожидает та же участь, а без села наша страна станет зависимой от продовольственных поставок извне еще больше, нежели сейчас. А зависимая страна — слабая страна. Поэтому нам, как никогда ранее, нужна помощь Пресвятой Богородицы. Да покроет Пречистая Дева нас Своим честным омофором, отгонит все козни диавольские и научит нас жить так, чтобы не стали мы, русские, лишь частью общемировой истории, потерявшие страну, национальность, даже самоназвание. Сами, без помощи Богородицы, мы уже не сможем справиться.

http://pravmir.ru/padenie-imperii-svyash...

Ради Христа, скажи мне, продаешь ли ты сии венцы? Хотя сам я и не могу купить их, но подожди меня немного, я пойду и скажу моему господину, – он заплатит тебе за сии венцы, сколько ты пожелаешь. Юноша же, просияв лицом, сказал ему: – Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты принес мне золото всего мира, я не продал бы ни тебе, никому другому, ни одного цветка из сих венцов, потому что сии венцы составлены из небесных Христовых сокровищ, а не из украшений суетного мира. Ими увенчиваются те, кто поборает тех черных эфиопов. Если ты хочешь получить – и даже не один, а все три венца, – то вступи в единоборство с тем черным эфиопом и, когда победишь его, возьмешь от меня все венки, которые ты видишь. Услышав сие, Андрей исполнился решимости и сказал юноше: – Поверь мне, что я сделаю сказанное тобою, только научи меня хитростям его. Юноша сказал: – А разве ты не знаешь, в чем заключается его ловкость? Не эфиопы ли страшны и грозны по виду? – а между тем они слабы силами. Не бойся же его громадного роста и страшного взгляда: он слаб и гнил как подгнившая трава! Укрепляя сими речами Андрея, прекрасный юноша стал учить его, как бороться с эфиопом. Он говорил: – Когда эфиоп тебя схватит и начнет бороться с тобою, ты не бойся, но схватись с ним крестообразно, и – узришь помощь Божию. После сего блаженный выступил вперед и сильным голосом крикнул эфиопу: – Выходи на борьбу! Устрашая и грозя, эфиоп подошел, схватил Андрея и в продолжение весьма долгого времени переворачивал Андрея то в ту, то в другую сторону. Эфиопы стали рукоплескать, а одетые в белые ризы как будто побледнели, потому что они боялись, как бы сей эфиоп не ударил Андрея о землю. Андрей был уже одолеваем эфиопом, но, оправившись, крестообразно устремился на него. Бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и при падении ударился лбом о камень и закричал: «Горе, горе!» Одетые же в светлые одежды пришли в великую радость. Они подняли Андрея на своих руках кверху, стали лобызать его и торжествовали его победу над эфиопом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

581. Явление старцу Ангела с двумя сосудами, возвестившего, что награда дается соответственно трудам См. также: Ангел . Некий великий старец имел двух не всегда послушных ему учеников. Так как они часто смущали его, то он и решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там в это время ничего не делал по своей воле, но беспрекословно исполнял все, что ему велели. Через три недели он увидел некоего пришедшего к нему в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил малое количество масла. Старец сказал: “Отдай мне сосуд, полный масла.” Явившийся отвечал: “Нет, этого сделать нельзя, насколько ты потрудился, настолько я влил тебе масла.” И сказал старец: “Если и малое добро сделал человек, то и за него воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 931). 582. Видение святого Андрея-юродивого, в котором ему было показано, что вступивший в борьбу с демонами сподобляется венцов от Господа См. также: Венцы небесные ; Видение . Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью во время сна имел такое видение. Видел он себя на некоем месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую – Ангелы, и казалось, что и те и другие готовились к взаимной брани. Бесы из своей среды выдвинули великого и страшного исполина и предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собой. В это время сошел с Неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой – дорогим жемчугом, а третий сплетен из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что описать их невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя бы один из них, и, подойдя к юноше, попросил: “Не продашь ли ты мне эти венцы? Хотя сам я и не могу их купить, но скажу моему господину, и он даст тебе за них золота, сколько хочешь.” Юноша улыбнулся на эти слова Андрея и отвечал: “Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда бы я не дал тебе даже и одного цветка, потому что они не от этого суетного света и венчаются ими только те, кто этих черных, то есть бесов, побеждает. И если хочешь приобрести их, то ступай борись, тогда я тебе не один венец, а все три отдам.” После этого Андрей узрел себя борющимся с диаволом и победившим его. И видел Андрей, что за свою победу он был принят в общение с Ангелами, а от юноши получил те венцы и совет принять на себя подвиг юродства, с помощью которого ему легче будет побеждать демонов. После этого видения Андрей, действительно, явил непримиримую брань диаволу, подвигами юродства победил все его козни и уже самим делом сподобился тех венцов. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видние, паче надяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мсте, идже бывает паметь имени моего, святи мсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвтъ». Тмъ словесем надяся, въсхотх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа. И якоже тамо сущая народы въ церкве милостивно покрый, тако и нас гршных рабъ твоих покрый кровом крилу твоею, низлагающи съвты же и думы помышляющих на нь злая, и спаси ны по милости Сына твоего в сий вкъ и в будущий, и вся притекающая к теб съ страхом и врою, и надяся на тя, скорое наше заступление и помощь. Устави же ся таковый праздникъ праздновати мсяца октября въ 1 день, в память святаго апостола Анании, 55 в славу Отца и Сына и Святаго Духа. 48 Андрей – святой, Христа ради юродивый, жил, как полагают агиографы, во время правления византийского императора Льва Философа (866–912), а житие его написано современником Андрея Никифором. Андрей Юродивый был рабом богатого цареградского жителя Феогноста, выучился грамоте, после чего стал секретарем у своего господина, но считал своим призванием подвижническую жизнь. После ночного видения оставил мирские дела, принял вид юродивого и начал служить Богу. Умер около 936 г. в Константинополе. Однако И. И. Срезневский считает, что жизнь самого Андрея Юродивого и написание его жития следует относить к V–VII вв. Память 2 октября. 49 Епифаний – знатный юноша, ученик св. Андрея, удостоившийся вместе с ним видения Пресвятой Богородицы. По мнению некоторых исследователей, Епифаний принял иночество, впоследствии стал константинопольским патриархом Полиевктом или Антонием III (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предсмертной своей беседе святой Андрей предсказал Епифанию между прочим: «по смерти отца твоего, ты примешь иноческий образ и, по перемене тобою имени в иночестве, пройдет слава о тебе и когда святая сия церковь (Константинопольская) овдовеет, Господь поставит тебя светильником, наставником и опытнейшим пастырем заблудших душ. Пойдешь и во исповедание имени Христова и со святыми будет наследие твое». Святой Андрей скончался 28 мая на 66 году подвига, точнее, всей жизни. Пред самой кончиной своей он в спальне Епифания молился с ним о всем мире и об Епифании и, разлучившись с ним, ушел в место под колоннадой (галереей) и там, возлегши на землю, скончался. Тотчас распространилось необычайное благоухание. Одна бедная женщина, жившая в хижине около того места, ощутив благоухание, пошла с огнем и нашла тело его, от которого истекало в обилии миро. Но когда она сказала об этом другим и пошла с ними опять на это место, то уже не обрелось тела святого, подобно тому, как не обретено тело святого Симеона юродивого в Емесе по кончине его; благоухание же ощущаемо было и пришедшими со вдовицей на то место. В XV веке существовал во имя св. Андрея Христа ради юродивого монастырь в Царьграде 5 . Когда жил святой Андрей в Константинополе? Есть об этом два мнения. Подвизался он в Константинополе или в царствование императора Льва Великого , иначе Макелла и Фракиянина и преемников его в V и в начале VI века, или при императоре Льве Мудром или Философе и преемнике его Константине, в конце IX и в X веке. Последнее мнение общепринято после того, как Яннинг в 1688 году издал житие святого Андрея в Деяниях Святых с предисловием, в котором представил доказательства этого своего мнения, но кратко и общо. На чем основывается первое мнение? Основанием его могут служить только два места в житии святого Андрея. 1. В самом начале жития говорится, что Андрей куплен протоспафарием Феогностом в царствование христолюбивого царя Льва Великого . Титул Великого принято усвоять Льву Макеллу, царствовавшему в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Душа святого Андрея затрепетала, и он очень сильно захотел получить эти божественные награды. Он спросил у Юноши, что ему нужно для этого сделать. Юноша ответил: «Не из суетного мира они, как ты подумал, но из сокровищ небесных, которыми увенчиваются победители эфиопов». И святой Андрей сразился с предводителем демонов и, «сцепившись с ним крестообразно», швырнул его о землю и победил его. После этого Юноша (а это был сам Христос) одел мальчику на голову венки и сказал: «Отныне ты наш друг и брат; а посему беги нагим в прекрасном ристании (состязании. – Прим. авт.), стань юродивым ради Меня, и Я сделаю тебя причастным многих благ в царствии Моем». Глава 3. Андрей, Христа ради юродивый Фактически подвиг юродства для блаженного Андрея был единственным выходом из создавшейся ситуации и в бытовом плане. Потому что, если мальчик захотел бы служить Господу иными путями – уйти в монастырь или попытаться стать пресвитером, вполне возможно, ему бы это не удалось из-за хозяев. Он был раб – живая собственность Феогноста, и Андрея могли никуда не пустить, по-житейски, чисто по-человечески сломав ему жизнь. И святой разыграл из себя сумасшедшего, который, по законам Византийской империи, освобождался от рабской повинности до своего выздоровления. Да, освобождался. Но какою дорогою ценою! После своего видения следующей ночью Андрей по окончании молитвы взял нож, отправился к колодезю и, сняв свой хитон, начал рубить его на мелкие кусочки, словно лунатик, произнося в смятении какие-то бессвязные звуки, пока не был услышан пробудившимся поваром, который, увидав случившееся, в ужасе позвал хозяев. Они же в великой печали стали рыдать над «обезумевшим» мальчиком. Так Андрей юродивый попал в психиатрическую лечебницу, которая в то время в Константинополе находилась в церкви святой мученицы Анастасии. Там его заключили в оковы и почти не давали есть. Люди почитали его бесноватым и говорили, что в него вселился злой дух. Но сам диавол знал, что против него восстает с Божьей помощью великий святой и всеми силами старался столкнуть Андрея с выбранного им пути. Однажды ночью, сидя в кандалах, блаженный молился. Ровно в полночь предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда Андрею помогло заступничество святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который явился со святыми Ангелами, начертал в воздухе знак креста и стал сечь нечестивцев. С тех пор святой Иоанн – возлюбленный ученик Господа – стал покровителем и защитником Андрея юродивого. И с тех пор блаженный Андрей начал вести практически беспрерывную духовную брань, живя на земле, как на небе…

http://pravoslavie.ru/97822.html

Очень важно отдавать себе отчет в том, что и литература Средневековья и поведение Средневековья чрезвычайно традиционны, они следуют той или иной традиции. Точно также русские юродивые следуют традиции, заложенной юродивыми византийскими, и, в первую очередь, Симеоном Эмесским и Андреем Юродивым. Например, Прокопий Устюжский в мороз, подобно Андрею Цареградскому, ложится спать с собаками, он греется от собак, и там есть такой момент, когда собаки уходят, он говорит, что насколько же я отвратителен, что даже собаки не хотят рядом со мной лежать. Или, допустим, когда юродивый собирает милостыню, а потом отдает ее нищим — это есть в Житиях древнего юродивого, но это повторяет Сольвычегодский юродивый Иван Самсонович, и причём это не просто, так сказать, бессознательное подражание определенным образцам, но служба Василию Блаженному говорит: уподобися премудре Василие всеми нравы и обычаи Симеону юродивому Христа ради. Но подражания образцам существуют не только в отношении византийских юродивых — гораздо в большей степени русским юродивым, более поздние юродивые подражают юродивым более ранним. Допустим, об Иоанне Устюжском агиограф пишет бывшему подражателю Блаженного Прокопия, то есть Прокопия устюжского. А кстати, Прокопий Устюжский был, судя по всему, немец. Прокопий Вятский подражает Андрею Цареградскому, Прокопий Устюжский — Василию Блаженному, Максим Московский именуется в службе не только последователем Андрея Юродивого или Симеона Эмесского, а говорится там: с юрод явися изволение отче и оному дивному Андрею последователь ревнитель быть дивному Симеону и вторым Твердисловом. Исидор Твердислов — юродивый, подвизавшийся на Руси, тоже бывший иностранцем из пряжских земель. Вторый Твердислов на Руси показася отче Максиме, покровенно тело им. Иоанн Большой Кабак просит похоронить его у Василия Блаженного, например, и так далее. То есть мы видим, что существуют понимание и осознание юродивыми себя в традиции, в юродской традиции. Это не такой вот взрыв какой-то пассионарный или не какая-то фантасмагория, появляющаяся из ниоткуда. Юродство имело на Руси и в Византии свою глубокую и долгую традицию. И эту традицию осознавали не только авторы Житий, но и сами юродивые.

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

– Не предай зверям душу, воздающую Тебе славу и честь! Потом снова возопил: – Святой Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне! И вот прогремел гром, явилось множество людей и предстал благообразный старец, имевший лицо светлее солнца, и с ним великое множество слуг. Грозно и строго сказал он находящимся с ним: – Затворите ворота, чтобы ни один из сих не убежал! Тотчас ворота затворили, и все эфиопы были схвачены. И услышал Андрей, как один бес тайно говорил своему товарищу: – Проклят тот час, в который мы соблазнились: ибо немилостив Иоанн и хочет жестоко мучить нас! Святой же Иоанн повелел пришедшим с ним людям, одетым в белые одежды, снять с шеи Андрея железные вериги. Затем стал за воротами и сказал: – Приводите эфиопов ко мне одного за другим. Привели первого беса и распростерли его на земле. Взяв веригу, Апостол согнул ее втрое и дал бесу сто ударов. Бес же как человек кричал: – Помилуй меня! После сего распростерли другого демона, и он также был подвергнут ударам; затем третьего – и тот получил столько же ударов. Удары же, коим Господь подверг бесов, были не призрачными, а действительными наказаниями, кои причиняют страдание бесовскому роду. Когда, таким образом, все эфиопы были наказаны, Иоанн сказал им: – Ступайте и покажите своему отцу, сатане, нанесенные вам раны – будет ли сие ему приятно! После того, как одетые в белые одежды ушли, и демоны исчезли, тот благолепный старец подошел к рабу Божию Андрею и, возложив на его шею вериги, сказал ему: – Ты видишь, как поспешил я к тебе на помощь: ибо я очень о тебе забочусь, потому что Бог поручил мне попечение о тебе. Итак, терпи: скоро ты будешь отпущен и будешь ходить по своей воле, как тебе будет угодно. – Господин мой, – сказал Андрей, – кто ты? Старец ответил: – Я тот, кто возлежал на персях Господних ( Иоан.13:22, 21:20 ). Сказав сие, он просиял как молния и скрылся от глаз юноши. Блаженный же Андрей прославил Бога за то, что Он послал ему на помощь возлюбленного ученика Своего. После явления святого Иоанна Богослова, разговора с ним и мучений, причиненных бесам, блаженный Андрей, будучи по-прежнему скован, лег, желая уснуть, – и в то же время пришел в восторженное состояние. Он увидал себя в царских палатах. На престоле в великой славе сидел Царь, Который подозвал Андрея к себе и спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, видение блаженного Андрея с точки зрения греческой Церкви представляло как бы продолжение " обычного Влахернского чуда " . Для наших же предков, как менее ухищренных и обладавших более непосредственный взглядом, самое большое значение по-видимому имело явление Пресвятой Девы с омофором в руках (в русской иконографии, помимо этого, существует и другой распространенный сюжет Покрова, в котором Божия Матерь запечатлена молящейся, с воздетыми кверху руками, по типу Оранты, омофор же поддерживают ангелы над Ее главою). Дата праздника - 1 октября - напрямую связана с памятью святого Андрея, Христа ради юродивого, которая совершается на следующий день, 2 октября. Полное чинопоследование празднования Покрова восходит к XII в. В нем ясно прослеживаются мотивы и переживания человека данной эпохи: прошения о " низложении гордыни и шатания и советов неправедных князей " и о противодействии " зачинающим рати " - междоусобные войны. Великие Четьи-Минеи святителя Макария содержат два Слова на Покров с цитатой из жития блаженного Андрея: " узре блаженный Андрей Святую Богородицу очивесть вельми сущю высоку пришедшю царскими враты со страшными слугами, в них же бяше честный Предтеча и громный сын (воанергес) обапола держащю ю, и инеи святци мнози в белах ризах идяху перед Нею, а друзии по Нею с песнеми духовными... И по молитве прииде ко алтарю, молящихся о стоящих людех тамо. Да егда ся отмоли, амафор Ея яко молнийно видения имея, еже на Пречистем Ея версе лежаще, отвивши от Себя пречистыма рукама Своима вземше, страшно же и велико суще, верху всех людей простре стоящих ту, еже на многы часы видеста святца (Андрей и Епифаний) верху людей прострено суще и сиа якоже иликтор (янтарь)... " Проложное Слово кратко комментирует русское происхождение праздника: " Торжествующе же сие, обновляем древле бывшее схождение Богородицы и чюдное видение Тоя " . Впрочем, это не становится основанием для национальной ограниченности. Это торжество всего христианского мира: " Богородица всему миру предивный Покров " , " приидите вси концы земли, честный Покров Божия Матере ублажим " , " Тебе вся земля дары приносит яко Царице Божии Мати... "

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть – они, кажется, все были исправны. Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль. " Сидел, – говорит, – я в доме моем... и взял меня... дух и поставил меня – в видении Божием – в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одну скважню в стене. Муж, явившийся при сем, сказал мне: ... раскопай, – и я раскопал. Тот сказал: войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь! Я вошел и увидел: на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетная гнушения... и мужи израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке» ( Иез. 8, 1, 3, 7–11 ). Что это такое? Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайном своем, говоря: «Не видит Господь». Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением – рабство сим страстям. Таковы были израильтяне по сердцу!.. Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце. «За то, – говорит, – что они предались нечистотам, говоря: ...не видит Бог . А Я вот есмь... не пощадит их око Мое, и не помилую» ( Иез. 9, 9–10 ). Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными. Припомните в житии Андрея, Христа ради юродивого, как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздержание. Но святой Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри. В другой раз – шел кто-то, мужчина или женщина, не помню. На вид ничего худого не видно было, но открылись очи у святого Андрея, и он увидел ангела, зажавшего себе нос. На вопрос, что это значит, ангел сказал: «Нестерпимо зловоние блудной страсти, коею обладаемо сие лицо». А наружность ничего такого не представляла. В житии Евфимия Великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и богоугодным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010