– Желаешь ли всей душой трудиться для Меня? Андрей отвечал: – Желаю, Господи! Царь дал ему вкусить нечто весьма горькое и при сем сказал ему: – Таков скорбный путь работающих Мне в сем мире. После сего Он дал вкусить Андрею нечто белее снега и слаще манны. Вкусив, Андрей возвеселился и позабыл горечь первой снеди. И сказал ему царь: – Такова у Меня пища для служащих Мне и мужественно до конца претерпевающих. И ты мужественно соверши свой подвиг, как начал: ибо, перенесши в сей жизни немного страданий, ты будешь вечно пребывать в жизни нескончаемой. Пробудившись от сна, Андрей пришел к мысли, что виденная им первая пища – горька прообразует терпение в здешнем мире, а последняя – сладкая – жизнь вечную. После сего господин Андрея в продолжение четырех месяцев держал его при себе, а затем отпустил на свободу. Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Он ходил по городу «терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых [тот, которого] весь мир не был достоин» ( Евр.11:37–38 ). Одни надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его. Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он как юродивый бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток не вкушал хлеба, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее телесную его наготу. Уподобляясь во всем святому Симеону , Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел «где главы приклонити». Нищие прогоняли его от своих шалашей, а богачи не пускали на дворы жилищ своих. Когда же ему необходимо было уснуть и несколько успокоить свое измученное тело, он искал мусора, где лежат собаки, и располагался между ними. Но и псы не подпускали к себе раба Божия. Одни, кусая, отгоняли его от себя, другие же убегали от него сами. Никогда не засыпал он под кровлею, но всегда на холоде и зное, валяясь как Лазарь в гноище и грязи, попираемый людьми и животными. Так страдал добровольный мученик и так смеялся над всем миром юродивый: «потому что немудрое Божие премудрее человеков» 6268 ( 1Кор.1:25 ). И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Радуйся, мужу желаний духовных; Радуйся, делателю благий винограда небеснаго. Радуйся, плоды сладкие делания твоего Христу принесый; Радуйся, временными лишеньми богатство небесное стяжавый. Радуйся, изрядный праведнаго жития рачителю; Радуйся, преподобия и чистоты ревнителю. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче. Кондак 6 Проповедник был еси покаяния грешником и обличитель прозорливый беззаконий человеческих, Лаврентие преблаженне; слово бо твое многих ко спасению приведе и на путь исправления настави, их же с любовию обличал еси и к покаянию истинному призывал еси, Богу же учил еси воспевати: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, яко звезда пресветлая, во граде Калуге, угодниче Божий, и чудес благодатию согражданы твоя просветил еси и многия болящия преславно молитвами твоими исцелил еси, и вся верныя подвизал еси звати тебе: Радуйся, верующим врачу безмездный; Радуйся, молитвенниче всесильный ко Господу Богу. Радуйся, руце твои святыя цельбоподательно на недужныя полагавый; Радуйся, единым прикосновением к одежде твоей больным здравие подававый. Радуйся, яко чудотворения твоя юродством сокрыти тщался еси; Радуйся, яко тем искушения демонския победоносно отгнал еси. Радуйся, сострадательный и милостивый страждущим помощниче; Радуйся, любвеобильный и благосердный скорбящих утешителю. Радуйся, Богу всей душею твоею прилепивыйся; Радуйся, ближняя твоя зело возлюбивый. Радуйся, присно о обидящих тя молитвы возносивый; Радуйся, кротость совершенную себе усвоивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче. Кондак 7 Хотение присное имел еси, святе Лаврентие, да богоугодное и праведное житие твое от человек утаится. Темже всяко тщался еси от людей юродством сие сокрыти и радовался еси безчестиям и биениям, тебе наносимым, яко даром великим, присно зовый во смирении духа песнь Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новаго тя Андрея Цареградскаго познаем, Лаврентие блаженне, град Калугу дивным юродственным житием твоим просветившаго: дадеся бо тебе благодать от Бога помыслы человеческие познавати и согрешения тайные обличати, согражданом же твоим духовно светити и на стези покаяния и спасения тех приводити. О сем тебе восхваляюще, поем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

19/2 Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского, прп. 23/6 Артемия Веркольского, отрока 23/6 Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого 23/6 Параскевы Пириминской. сестры отрока Артемия Веркольского 24/7 Антония Дымского, прп. 24/7 Иакова Менюжского, Новгородского, отрока 24/7 Иоанна Власатого, Каргопольского, прп. 24/7 Иоанна Менюжского, Новгородского, отрока 24/7 Макария Менюжского, прп. 27/10 Корнилия Кожеезерского, игумена 27/10 Серапиона Кожеезерского, прп. 28/11 Германа Валаамского, прп., чудотворца 28/11 Ксенофонта Робейского, игумена 28/11 Сергия Валаамского, прп., чудотворца 29/12 Никандра (Никона) Псковского, пустынника, чудотворца 3-я Неделя по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых (3-е воскресенье после Святой Троицы) Андрея Новгородского, игумена Антония (Добрыни Андрейковича, Ядрейковича), Новгородского, архиепископа Геласия Новгородского, игумена, священномученика Германа Новгородского, епископа Германа Печенгского, Кольского, прмч. Гурия Печенгского, Кольского, прмч. Дионисия Новгородского, преподобного Иоакима Корсунянина, Новгородского, епископа Кирилла Новгородского, игумена Луки Жидяты, Новгородского, епископа Никона Новгородского, прп. Пимена Новгородского, архиепископа Прохора (Порфирия) Юрьегорского, Архангельского, прп. Июль 3/16 Василия Калики, Новгородского, архиепископа 3/16 Иоанна Яренгского, прп. 3/16 Лонгина Яренгского, Соловецкого, прп. 3/16 Никодима (Никиты) Кожеезерского, Хозьюгского, преп. 3/16 Филиппа II Московского и всея Руси митрополита (в миру Колычева Феодора), чудотворца 5/18 Афанасий Череповецкого, прп. 5/18 Феодосия Череповецкого, прп. 8/21 Прокопия Устианского, праведного, чудотворца 8/21 Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого 12/25 Арсения Новгородского, Христа ради юродивого 13/26 Антония Леохновского, игумена 17/30 Иринарха Соловецкого, игумена 17/30 Леонида Устьнедумского, иеромонаха 18/31 Леонтия Кариховского, Новгородского, прп. 27/9 Николая Кочанова Новгородского, Христа ради юродивого 27/9 Паисия Важского, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видние, паче надяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мсте, идже бывает паметь имени моего, святи мсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвтъ». Тмъ словесем надяся, въсхотх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа. И якоже тамо сущая народы въ церкве милостивно покрый, тако и нас гршных рабъ твоих покрый кровом крилу твоею, низлагающи съвты же и думы помышляющих на нь злая, и спаси ны по милости Сына твоего в сий вкъ и в будущий, и вся притекающая к теб съ страхом и врою, и надяся на тя, скорое наше заступление и помощь. Устави же ся таковый праздникъ праздновати мсяца октября въ 1 день, в память святаго апостола Анании, 55 в славу Отца и Сына и Святаго Духа. 48 Андрей – святой, Христа ради юродивый, жил, как полагают агиографы, во время правления византийского императора Льва Философа (866–912), а житие его написано современником Андрея Никифором. Андрей Юродивый был рабом богатого цареградского жителя Феогноста, выучился грамоте, после чего стал секретарем у своего господина, но считал своим призванием подвижническую жизнь. После ночного видения оставил мирские дела, принял вид юродивого и начал служить Богу. Умер около 936 г. в Константинополе. Однако И. И. Срезневский считает, что жизнь самого Андрея Юродивого и написание его жития следует относить к V–VII вв. Память 2 октября. 49 Епифаний – знатный юноша, ученик св. Андрея, удостоившийся вместе с ним видения Пресвятой Богородицы. По мнению некоторых исследователей, Епифаний принял иночество, впоследствии стал константинопольским патриархом Полиевктом или Антонием III (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предсмертной своей беседе святой Андрей предсказал Епифанию между прочим: «по смерти отца твоего, ты примешь иноческий образ и, по перемене тобою имени в иночестве, пройдет слава о тебе и когда святая сия церковь (Константинопольская) овдовеет, Господь поставит тебя светильником, наставником и опытнейшим пастырем заблудших душ. Пойдешь и во исповедание имени Христова и со святыми будет наследие твое». Святой Андрей скончался 28 мая на 66 году подвига, точнее, всей жизни. Пред самой кончиной своей он в спальне Епифания молился с ним о всем мире и об Епифании и, разлучившись с ним, ушел в место под колоннадой (галереей) и там, возлегши на землю, скончался. Тотчас распространилось необычайное благоухание. Одна бедная женщина, жившая в хижине около того места, ощутив благоухание, пошла с огнем и нашла тело его, от которого истекало в обилии миро. Но когда она сказала об этом другим и пошла с ними опять на это место, то уже не обрелось тела святого, подобно тому, как не обретено тело святого Симеона юродивого в Емесе по кончине его; благоухание же ощущаемо было и пришедшими со вдовицей на то место. В XV веке существовал во имя св. Андрея Христа ради юродивого монастырь в Царьграде 5 . Когда жил святой Андрей в Константинополе? Есть об этом два мнения. Подвизался он в Константинополе или в царствование императора Льва Великого , иначе Макелла и Фракиянина и преемников его в V и в начале VI века, или при императоре Льве Мудром или Философе и преемнике его Константине, в конце IX и в X веке. Последнее мнение общепринято после того, как Яннинг в 1688 году издал житие святого Андрея в Деяниях Святых с предисловием, в котором представил доказательства этого своего мнения, но кратко и общо. На чем основывается первое мнение? Основанием его могут служить только два места в житии святого Андрея. 1. В самом начале жития говорится, что Андрей куплен протоспафарием Феогностом в царствование христолюбивого царя Льва Великого . Титул Великого принято усвоять Льву Макеллу, царствовавшему в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Душа святого Андрея затрепетала, и он очень сильно захотел получить эти божественные награды. Он спросил у Юноши, что ему нужно для этого сделать. Юноша ответил: «Не из суетного мира они, как ты подумал, но из сокровищ небесных, которыми увенчиваются победители эфиопов». И святой Андрей сразился с предводителем демонов и, «сцепившись с ним крестообразно», швырнул его о землю и победил его. После этого Юноша (а это был сам Христос) одел мальчику на голову венки и сказал: «Отныне ты наш друг и брат; а посему беги нагим в прекрасном ристании (состязании. – Прим. авт.), стань юродивым ради Меня, и Я сделаю тебя причастным многих благ в царствии Моем». Глава 3. Андрей, Христа ради юродивый Фактически подвиг юродства для блаженного Андрея был единственным выходом из создавшейся ситуации и в бытовом плане. Потому что, если мальчик захотел бы служить Господу иными путями – уйти в монастырь или попытаться стать пресвитером, вполне возможно, ему бы это не удалось из-за хозяев. Он был раб – живая собственность Феогноста, и Андрея могли никуда не пустить, по-житейски, чисто по-человечески сломав ему жизнь. И святой разыграл из себя сумасшедшего, который, по законам Византийской империи, освобождался от рабской повинности до своего выздоровления. Да, освобождался. Но какою дорогою ценою! После своего видения следующей ночью Андрей по окончании молитвы взял нож, отправился к колодезю и, сняв свой хитон, начал рубить его на мелкие кусочки, словно лунатик, произнося в смятении какие-то бессвязные звуки, пока не был услышан пробудившимся поваром, который, увидав случившееся, в ужасе позвал хозяев. Они же в великой печали стали рыдать над «обезумевшим» мальчиком. Так Андрей юродивый попал в психиатрическую лечебницу, которая в то время в Константинополе находилась в церкви святой мученицы Анастасии. Там его заключили в оковы и почти не давали есть. Люди почитали его бесноватым и говорили, что в него вселился злой дух. Но сам диавол знал, что против него восстает с Божьей помощью великий святой и всеми силами старался столкнуть Андрея с выбранного им пути. Однажды ночью, сидя в кандалах, блаженный молился. Ровно в полночь предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда Андрею помогло заступничество святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который явился со святыми Ангелами, начертал в воздухе знак креста и стал сечь нечестивцев. С тех пор святой Иоанн – возлюбленный ученик Господа – стал покровителем и защитником Андрея юродивого. И с тех пор блаженный Андрей начал вести практически беспрерывную духовную брань, живя на земле, как на небе…

http://pravoslavie.ru/97822.html

Пойдешь и во исповедание имени Христова, и со святыми будет наследие твое». – Пред самой кончиной св. Андрей в спальне Епифания молился с ним о всем мире и об Епифании и, разлучившись с ним, ушел в место под колониадой (галереей) и там, возлегши на землю, скончался. Тотчас распространилось необыкновенное благоухание. Одна бедная женщина, жившая в хижине около того места, ощутив благоухание, пошла с огнем и нашла тело его, из которого в обилии истекало миро. Но когда она сказала об этом другим и пошла с ними опять на это место, то уже не обрелось тела святого, подобно тому, как не обретено тело св. Симеона юродивого в Емесе по кончине его; благоухание же ощущаемо было и пришедшими со вдовицею на то место (Сергий, св. Андрей, стр. 5–8). Исследуя вопрос – когда жил св. Андрей и кто был Епифаний, его сопутник в подвижнической жизни, высокопр. Сергий внимательнейшим анализом греч. жития св. Андрея и рядом остроумных и замечательных исторических сопоставлений доказывает: 1) Св. Андрей юрод. жил и подвизался не в V или в начале в. (как полагали некоторые), а в X в. и начал свою подвижническую жизнь при импер. Льве Мудром (886–912 г.) как думал уже и первый издатель греч. жития св. Андрея, Яннинг, отпечатавший его в 1688 г. в ASS. (май, т. VI), хотя он и не представил тогда достаточных доказательств своего мнения. 2) Юноша Епифаний, который был другом св. Андрея и которому последний предсказал, что «он сделается святителем» – патр. Констаноп. св. Полиевкт (956–970 г.) или же – патр. Антоний Студит. III (974–978 г.), но, вероятнее, именно – св. Полиевкт, который будучи патриархом, имел утешение вместе с импер. Константином 957 г. принимать русскую великую княгиню Ольгу. 3) Явление Богоматери в храме Влахернском св. Андрею и Епифанию произошло, вероятно, во второй четверти X в., незадолго до кончины св. Андрея, последовавшей в 936 г. 4) Автор греч. жития св. Андрея, который называет себя Никифором, иереем великой церкви царствующего града (Констант.), именуемой Софией (Премудростью) Божией, лично знал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

15 августа Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557) 19 августа 20 августа Свт. Митрофана Воронежского 22 августа Апостола Матфея. Собор Соловецких святых 26 августа Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783) 28 августа 29 августа Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас. Сентябрь 2024 года. Церковные праздники в сентябре 3 сентября Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII) 8 сентября день Владимирской иконы Божьей Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.) 11 сентября 19 сентября Чудо Архистратига Михаила 21 сентября 22 сентября Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515) 27 сентября 30 сентября День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Октябрь 2024 года. Церковные праздники в октябре 8 октября Преподобного Сергия Радонежского 9 октября день Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 14 октября 15 октября Блаженного Андрея, Христа ради юродивого 18 октября Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, Московских и всея России чудотворцев 19 октября Апостола Фомы 26 октября Иверской иконы Божией Матери 28 октября Дмитриевская (Родительская) суббота — День поминовения усопших 30 октября Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Ноябрь 2024 года. Церковные праздники в ноябре 4 ноября Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г). 5 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября день Великомученика Дмитрия Солунского 9 ноября день преподобного Нестора Летописца 10 ноября Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Свт. Арсения, архиеп. Сербского (1266) 20 ноября Иконы Божией Матери Взыграние (1795) 21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-cerkovnyj...

Св. Андрей неустанно направлял людей к покаянию, либо предупреждая их, либо говоря о каре, которая всегда настигает грешника. Проходя однажды по рынку мимо лотков с роскошными товарами, он воскликнул: «Солома и мусор!» В другой раз бродяги в шутку предложили ему красивые свежие фиги, выставленные в лавке огородника на рынке. Андрей стал жадно их есть, пока хозяин предавался отдыху. Когда торговец проснулся и застал юродивого, он схватил палку и избил его. Андрей не уклонялся от ударов, а позже сознался, что как он был побит за чревоугодие, так нераскаявшиеся грешники будут вечно нести кару Божию. Наделенный даром прозорливости, святой обличал лицемерную набожность тех, кто даже в церкви не оставлял мыслей о мирском или пел, побуждаемый тщеславием и похвалой. Он умел видеть бесов равнодушия, лености и уныния, которые наущали своих жертв уйти из церкви раньше окончания службы. В конце Великого поста он видел духовное состояние каждого: добродетельные были в тонких льняных одеждах, а грешники в одеждах, усеянных бесчисленными насекомыми. Но главные его заботы были о духовном воспитании Епифания – единственного, с кем он говорил как разумный человек. Андрей мудро обучал его борьбе с бесами, иногда позволял им искушать юношу, чтобы закалить в терпении и чтобы, пройдя через огонь испытаний, тот стал хлебом, достойным Христа. Святой просвещал его, рассказывая о тайнах творения, о духовном мире. Кроме этого, Андрей открыл ученику многое, не известное из Священного Писания, о том, что произойдет в конце мира. После страшных испытаний, нашествий и стихийных бедствий император ромеев возложит свой венец на Крест в Иерусалиме, после чего тот будет вознесен Ангелом на Небеса. Так закончится время христианской империи, созданной св. Константином. После этого Константинополь – а византийцы той поры считали, что стоять он будет вечно – будет поглощен волнами, как Вавилон (ср.: Откр 18, 21 ), а в Иерусалиме восстановится иудейское царство. Все поверят в антихриста, который будет править там единолично и преследовать христиан. Затем явится Христос, чтобы вести великую битву против антихриста, а когда победит, то поведет и его самого, и его воинство на Божий Суд. В это время протрубит труба, объявляя о воскресении мертвых. После Страшного Суда с четырех сторон света появятся четыре Ангела и по повелению Господа свернут небо (ср.: Ис 34,4 ). Вся вселенная обновится, появятся новые небеса и новая земля (ср.: Откр 21,1 ), под стать нетленным телам воскресших людей. Все станет тогда нетленным и вечным, и несказанное благоухание наполнит мир, освещенный светом невечерним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Симеона, составленное примерно в 40-е годы VII века святителем Леонтием, епископом Неаполя на Кипре, отчасти основывается на более раннем, ныне утраченном письменном источнике, однако вопрос о протографе по-прежнему остается открытым 290 . Я не стану здесь оценивать степени исторической достоверности этого памятника: в рамках нынешних рассуждений нам достаточно взглянуть на житие как на своего роду «икону», запечатлевшую наиболее характерные для православной традиции представления о юродивом Христа ради. Значительно большие сомнения вызывает фигура Андрея. Автором этого текста принято считать Никифора, пресвитера храма Айя-София в Константинополе, но когда он был написан – неясно 291 , и практически все исследователи склонны считать его не более, чем «агиографическим романом» 292 . Но даже если житие Андрея – чистый вымысел, оно также может рассматриваться в качестве «иконы». В России Андрей известен, главным образом в связи с праздником Покрова Пресвятой Богородицы (1 окрября) Симеон был монахом, Андрей – мирянином; но их объединяет то, что оба они совершали свой подвиг юродства в городах: Симеон в Эмесе, Андрей в Константинополе, и оба только казались сумасшедшими, а на самом деле были истинными юродивыми Христа ради. Насколько нам известно, первым Христа ради юродивым на Руси считается монах Киево-Печерской обители Исаак (XI век), чье сумасшествие было, скорее, настоящим, чем показным. Любопытно отметить, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн «Власатый» Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь. Все эти примеры подтверждают высказанную ранее мысль о том, что юродивый – всегда пришелец и чужак. Но тут может возникнуть вопрос: так неужели юродство – это особое призвание пришедшего в Православную церковь западного человека? Впрочем, я сам мог бы привести несколько подобных примеров из жизни британского православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010