Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

http://pravoslavie.ru/1441.html

Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на подачи коса белужья. Да по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова, отпущено домовым конюхом, которые были на Воронеже, белуга. Июня в 13 день, во вторник Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья без масла: Папошник. 3 пирога копытцами с соком. Пирог круглой сладкой. Пирог косой с соком. Пирог долгой с рыжики. Пирог долгой с луком. Каша тертая с соком. Грибы печеные. Рыжики печеные. Чернослив со пшеном. Кисель клюковной. Редка. Ботвенье салатное с луком. Грибы холодные под хреном. Грибы вареные тяпаные с луком. Грибы вареные маленькие с соком. Грибы вареные свежие. Шти с соком. Горох хлебаной. Лапша кислая. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Казначею с началною братиею: огурцы, шти с соком, горох хлебаной, грибы тяпаные, пироги, папошники. Священникам и братье тож, кроме огурцов и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих. Июня в 14 день, в среду вторые недели Петрова поста Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья без масла, а кушанья подано тож, что и во вторник вторые же недели. Казначею с началною братиею: шти с соком, горох хлебаной, грибы тяпаные; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье тож, кроме пирогов и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих, да дворян елчан 12 человек, домовых сенежских и лебедянских крестьян 6 человек. Июня в 15 день, в четверток вторые недели Петрова поста Для празднества Ионы, митрополита московского и всея России чудотворца, святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов на троицкое дело. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи в патоке. Пирошки маленькие с телесы. Линь да карась на сковороде из живых. Кисель холодной с сытою. Кисель гарячей с патокой. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Пирожек телной из живых тел. Кружек телной свежей. Звено белой рыбицы паровое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст великий февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Вруцелето 4. Евдокии во понедельник 4 недели поста. 40 мученик во вторник 5 недели поста. Алексия в среду 6 недели поста. благовещение в четверток великий. пасха Христова марта 28. преполовение априллиа 21. Георгия в пяток 4 недели по пасце. вознесение маиа 6. Иоанна богослова в субботу 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 16. петров мясопуст маиа 23. петрова поста 5 недель, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст великий февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 3 поста. 40 мученик в понедельник 5 недели поста. Алексия во вторник 6 недели поста. благовещение в среду великую. пасха Христова марта 29. преполовение априллиа 22. Георгия в четверток 4 недели по пасце. вознесение маиа 7. Иоанна богослова в пяток 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 17. петров мясопуст маиа 24. петрова поста 5 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ З ] Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 5 недель, и 6 дней. триодь починается ианнуария 20. мясопуст февруария 3. неделя сыропустная февруария 10. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 3 недели поста. 40 мученик в неделю 4-ю поста. Алексия в понедельник 6 недели поста. благовещение во вторник великий. пасха Христова марта 30. Георгия в среду 4 недели по пасце, преполовения. Иоанна богослова в четверток 6 недели по пасце, вознесения. пятьдесятница маиа 18. петров мясопуст маиа 25. петрова поста 4 недели, и 6 дней. Петра в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. своим единением и общением с этой церковью, как своей главой и матерью; что всем христианам безусловно необходимо согласоваться с ней и зависеть от нее, и как от главы своей и источника 410 ; – что она есть церковь величайшая из всех и древнейшая из всех 411 . Несмотря на то, что в творениях св. Иринея есть несколько выражений, довольно сильно говорящих в пользу величия римской церкви, утверждаем, что св. отец не признавал А) ни Петрова главенства, ни Б) римского. А) Не признавал Петрова главенства . а) Прежде всего, такого свидетельства, будто Христос установил в Петре и кафедре его первенство, для утверждения и сохранения в Церкви своей единства веры и общения, – такого свидетельства в творениях Иринея нет: это произвольный вывод, сделанный римскими богословами, из слов св. отца, что с римской церковью все христиане должны согласоваться или сноситься 412 , – вывод именно произвольный, как будет показано при разборе этих слов св. отца. б) Петра св. отец называет славнейшим апостолом? Это правда 413 : но называет точно так же, как и Павла: «славнейшими двумя апостолами, Петром и Павлом " 414 . И Петра св. отец не отличает от Павла там, где говорит о них, как основателях римской церкви, а о римской церкви, как главной хранительнице истинного апостольского предания и учительнице всех верных 415 . По множеству указаний в творениях Иринея на послания св. Павла, он как-то виднее Петра, и приводится в подтверждение учения св. отца под именем то Павла 416 , то апостола Павла 417 , то просто – апостола 418 , то блаженного апостола 419 , то блаженного апостола Павла 420 ; а имя Петра кроме того, что приводится несравненно реже, вовсе не встречается с этим приложением – блаженный. в) Не раз св. отец касается исповедания Петрова: ты еси Христос Сын Бога живаго ( Мф. 16, 16 ), – и обетования Господня Петру: ты еси Петр, и на семъ камени.... (ст. 18); но нигде не объясняет этого места в смысле главенства; напротив, объяснения св. Иринея на эти слова нашего Господа св. Петру показывают, что Ириней вовсе чужд был этого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Может быть, на это послание указывает сам Климент в одном из своих сочинений. Так, уже во II веке мы встречаем если не всеобщее и постоянное, то, однако же, вовсе не колеблющееся признание Второго послания Петрова, по крайней мере – указания на него. Затем, это послание уже прямо приводится в писаниях отцов и учителей Церкви, и притом под именем апостола Петра, в III веке. Первым делает это известный Ориген . Основываясь на предании, Ориген не скрывает и сомнений в подлинности этого послания. Вероятно также, что на оба послания Петровы указывает современник Оригена Фирмилиан Кесарийский в письме к Киприану (75-е между письмами Киприана). В следующем, IV столетии Евсевий помещает это послание в состав соборных посланий, причисляя его, впрочем, к спорным книга 18 . Иероним в своем каталоге принимает это послание за подлинное, указывает, впрочем, на несогласное с его собственным суждение других, основывающееся на различии слога в этом послании от слога Первого послания Петрова. Наконец, Дидим Александрийский во всех почти местах своих сочинений, сохранившихся на греческом языке, приписывает это послание апостолу Петру, усвояя ему каноническое достоинство. Еще до конца IV века Второе послание Петрово получило определенное церковное признание как составная часть канона новозаветных священных книг. Относительно внутренних свойств послания второго Петрова нужно прежде всего заметить, что те отделения его, которые исключительно принадлежат этому посланию (гл. 1 и большая часть 3-й), по содержанию очевидно родственны первому посланию и очень сходны с ним; оно запечатлено теми же личными особенностями характера Петра, какие выражаются в первом послании. Что касается, в частности, различия языка и выражения во втором послании от языка и выражения первого послания, то оно частию не так значительно, частию совершенно сглаживается весьма заметным в частностях сходством выражений, при видимом в обоих посланиях восточнообразном изложении, частию, наконец, условливалось тем обстоятельством, что Петр, при простом своем образовании, едва ли мог сохранять определенную и неизменную печать слога во всех частностях и подробностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Интрига их были открыта, переписка захвачена и, под влиянием новых временщиков, князей Долгоруких, 28 мая 1728 г. состоялся в Верховном Тайном Совете, в Москве, такой приговор: «По осмотру явились писанный к княгине Волконской от отца ее Петра Бестужева, от матери Авдотьи 60 , от братьев Алексея и Михайлы 61 , от Егора Пашкова, от Семена Маврина, Аврама Петрова, Юрия Нелединского 62 , Исака Веселовского, Тимофея Кутузова 63 , Ивана Черкасова 64 и от прочих (письма), и потом письмом явилось, что они все делали партии и искали при дворе его императорского величества для собственной своей пользы делать интриги, и теми интригами причинить при дворе беспокойство, искали себе помочи через Венский двор у министра графа Рабутина, а именно: княгиня Волконская с братом Алексеем и с Абрамом Арапом, и для того имели переписки, и тако хотели вмешать постороннего государя в домовые его императорского величества дела. Того ради княгиню Волконскую сослать в дальний девичий монастырь; сенатору Нелединскому в Сенате у дел впредь не быть; Егору Пашкову, в Военной Коллегии у дел не быть же; Веселовского, который уже прежде за измену двоих братьев послан был в Гилянь, послать опять в Гилянь; Кутузова посадить на месяц в тюрьму и определить с умалением ранга одной степенью; шталмейстера Кречетникова 65 , отлучить от двора, написать в прапорщики; Черкасова, послать в Астрахань к провиантским делам. Имени Абрама Петрова, в числе наказанных, нет. Но Ганнибал не был и помилован; с него, напротив, началось также наказание как при князе Меншикове изгнание партизанов княгини Волконской: 23 мая 1728 г., т. е. за пять дней до общего постановления о виновных по этому делу, Верховный Тайный Совет переименовал от бомбардир-поручика 66 Абрама Петрова арапа в Тобольский гарнизон майором 67 . Заметим, кстати, что это же известие есть и у Пушкина, только с неверным добавлением, что Ганнибала послали измерять «Китайскую стену». Не китайскую стену строил Ганнибал, а был у проектирования крепости в городе Селенгинске, предполагавшемся к перенесении на новое место, по мысли графа Саввы Лукича Владиславича-Ратузинского, выходца боснийского, который, в 1702 г., приехал в Азов торговать деревянным маслом и хлопчатой бумагой; в 1711 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Действительно, два главных собора Луги – Воскресения Христова, использовавшийся в 1938–1941 гг. в качестве танцплощадки, и св. вмч. Екатерины, переданный после закрытия в 1934 г. под концертный зал – так и не были возвращены верующим. В августе 1943 г. о. И. Начис уехал из Луги в Порхов и новым благочинным был назначен прот, Михаил Образцов, которого 8 июня 1944 г., по указу митр. Ленинградского Алексия, на этом посту сменил священник Анатолий Голубев – родственник о. А. Журавлева, служивший в период оккупации в церкви Рождества Иоанна Предтечи с. Поддубье. В 1943 г. о. Анатолий был назначен Управлением Миссии к Лужской Ольгинской церкви, но, опасаясь разоблачения немцами его связи с партизанами, священник через полтора месяца вернулся в Поддубье 44 . Уже в конце 1941–42 гг. в окрестностях Луги возобновились богослужения в храмах сел Романщина, Смерди, Городец, Петрова Горка, Смешино, Торошковичи, Поддубье и др. К моменту же начала войны в округе по некоторым сведениям не была закрыта лишь одна церковь – свт. Николая в с. Заозерье. Ее, а также Покровскую церковь в с. Югостицы в период оккупации обслуживал священник Николай Воробьев, расстрелянный нацистами в январе 1944 г. за связь с партизанами. В это время от руки нацистов чуть не погиб и прот. Михаил Образцов, служивший в Успенской церкви с. Городец и с 16 августа 1941 г. в Воскресенской церкви с. Петрова Горка. Батюшка был арестован за связь с партизанами, помещен в луж-скую тюрьму и приговорен к смерти, но избежал ее благодаря неожиданному освобождению города партизанским отрядом. Это произошло 1/14 февраля, в день памяти преподобномученика Трифона Городецкого. В благодарность о. Михаил, всегда почитавший св. Трифона, остался до своей кончины в 1959 г. служить в храме с. Городец 45 . Особенно много храмов Лужского района в 1942–44 гг. обслуживал священник Василий Сергеев. До сентября 1941 г. он проживал в Стрельне под Ленинградом в собственном доме вместе с двумя монахинями и, оставшись на оккупированной территории в результате неожиданного захвата поселка немцами, переехал в село Торошко-вичи, где открыл местную Воскресенскую церковь . С 1942 г. о. Василий служил также в Тихвинском храме с. Романщина (с 1944 г. вместе с лужским диаконом Николаем Смирновым), а в 1944 г. обслуживал и церкви сел Югостицы, Заозерье, Петрова Горка, Выче-лобок и Тырково-Торошковичи 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда весть об открытии мощей св. угодника Тихона и о множестве богомольцев, идущих в г. Задонск к открытию св. мощей, достигла селения Хренового, Пелагея Петрова решилась идти пешком в г. Задонск для поклонения мощам новоявленного чудотворца, святителя Тихона, в надежде по молитвам угодника Божия получить исцеление. Она пришла в Задонск 11 августа, в пятницу, с крестьянками своего села — Екатериной Семеновной Катреповой и Марией Платоновной Началовой; но по многочисленному стечению народа они не могли пройти в церковь, где почивают нетленные мощи свт. Тихона. В следующие дни и 14-го числа, после открытия св. мощей, по той же причине, они не могли исполнить своего сердечного желания — приложиться к св. мощам угодника Божия. В этот день Пелагея Петрова пошла со своими спутницами в теплую монастырскую церковь, где находилось надгробие, под которым покоились нетленные останки до времени их торжественного открытия. На этом надгробии было изображение святителя, к которому прикладывались усердные богомольцы, — сначала к ножкам, а потом к ручкам. Следуя этому примеру, и Пелагея Петрова сначала приложилась к ножкам, а потом к ручкам, и вдруг, хотя и негромко, воскликнула: «Слава Тебе, Господи!» После этого первого возглашения она начала многократно повторять: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Радость и какой-то невольный страх объяли ее спутниц и других свидетелей этого чудесного исцеления, как явления спасительной силы Божией, по молитвам святого угодника. Спутницы Пелагеи Петровой от радости и страха не верили, что это та самая Пелагея, которая в продолжении трех лет не говорила ни слова. По выходе из церкви толпа любопытного народа окружила исцелившую и ее спутниц. При этом нашелся один человек, который уговорил исцелившую и ее спутниц явиться к Высокопреосвященному митрополиту Исидору, и сам представил их. Справедливость этого чудесного исцеления подтверждена под присягой, кроме исцелевшей, 14-ю человеками свидетелей. Получивши благословение Высокопреосвященного митрополита Исидора, Пелагея Петровна Журихина и ее спутницы приложились к самым св. мощам свт. Тихона. С того времени Журихина находится в совершенном здоровье и говорит совершенно свободно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

17. Житие Корнилия Выговского (в редакции Трифона Петрова) и Соборное послание выговцев к Феодосию Васильеву. XVIII в. (кон.). 8°, 216 л., поморский полуустав. (Друж. 182). 18. Сборник. XVIII в. (1-я треть, серед., 2-я пол.), 8е, 153 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит тропари и кондаки, стихиры и богородичны праздникам. Автограф выговского уставщика Трифона Петрова. (Друж. 836). 19. Сборник, составленный Мануилом Петровым на Выгу. XVIII в. (40–50-е гг.). 4°, 70 л., скоропись. Содержит сочинения выговских писателей, переписанные рукой Манула Петрова, в том числе слова приветственные, плачевные и надгробные, стих на тезоименитство Симеона Денисова. (Друж. 114) 20. «Дьяконовы ответы» (часть 1). XVIII в. (40–50-е гг.). 16°, 342 л., полуустав. Сочинение содержит 130 вопросов нижегородского епископа Питирима старообрядцам-поповцам и ответы на них дьякона Александра. Поморский список. (Друж. 135). 21. Сборник. XVIII в. (кон.). 4°, 49 л., скоропись. Содержит автограф «Исповедания с Богом во единой вере крещения святого...», выговского наставника Григория Ивановича Корнаева (Романовского). (Друж. 202). 22. «Книга о случаях последнего времени, Титин потрясает вельми». Сочинение Ивана Алексеева. XVIII в. (поел. четв.). 4°, 160 л., полуустав. Выговский список. (Друж. 1000). 23. «Житие Андрея Денисова», написанное выговским наставником Андреем Борисовым. XIX в. (1-я треть). 4°, 258 л., полуустав. (Друж. 757). 24. Риторика Феофана Прокоповича . XVIII в. (поел, четв.), 8°, 191 л., поморский полуустав. В приложении помещены слова Андрея Денисова «Сотове медовнии» и «О девстве» (Друж. 124). 25. Риторика Софрония Лихуды. XVIII в. (1-ячетв.), 4°, 607 л., поморский полуустав. С примерами, сочиненными Андреем Денисовым и его учениками. (Друж. 122). 26. Сборник слов Андрея Денисова. XIX в. (20-е гг.), 4е, 263 л., поморский полуустав. Содержит «Описание о отце Андреи Дионисиевиче вкратце», миниатюру с изображением Андрея Денисова и «слова» на разные темы (Друж. 501). 27. Сборник слов и посланий наставников Выга. XVIII в. (кон.) – XIX в. (нач.), 4°, 269 л., полуустав и скоропись. Содержит «Слово святым последним», Семена Денисова. (Друж. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Вместе с определением в учители, велено было, по старанию лаврского архимандрита Гедеона, бывшего в то время в С. Петербурге придворным проповедником и членом св. синода, постричь Петрова в монахи. Петров и на этот раз не хотел изменить принятому прежде намерению. Между тем и Гедеон решился достигнуть исполнения своего желания. По его настоянию, последовал второй указ о пострижении учителя Петрова. Вместе с этим указом Гедеон объявил от себя, «что уже отговоркам внимать не будут». Петров увидел, наконец, неизбежную необходимость покориться воле начальства, чрез которое, видимо, Промысел Божий указывал ему истинное его призвание. Вслед за изъявлением согласия, он был вызываем для пострижения в С. Петербург на Троицкое подворье. Чтоб избежать суеты и рассеянности, несовместных с приготовлением к иночеству, но казавшихся Петрову неизбежными при путешествии, он, в ответ на вызов, решился писать к настоятелю и просить, чтобы разрешено было постричь его на месте службы, в Троицко-Сергиевой лавре. Желание его на этот раз было исполнено; Гедеон выслал указ о пострижении его в лавре. Но Промысл судил Петрову быть постриженным в том граде, где было предназначено ему 30-летнее служение церкви и отечеству. Между тем как указ о пострижении Петрова в лавре был еще на пути, он, спустя несколько времени, опасаясь гнева, отправился в С. Петербург. Здесь-то на Троицком подворье (на Фонтанке), в домовой церкви, 28 июня 1758 года, он был пострижен на 29 году в монашество от архимандрита Гедеона и наречен Гавриилом, как бы в предзнаменование той силы и твердости, явил он в себе при содействии силы Божией 26 . Чрез день после сего, 30 июня он посвящен в иеродиакона, а 1 июля в домовой церкви на Карповке 27 в иеромонаха от Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова 28 . Глава II Возвращение Гавриила из С. Петербурга в Троицкую лавру и определение его ректором семинарии и наместником лавры. Усердные занятия его по сим должностям и отношение его к Платону Левшину и к Гедеону Криновскому . Назначение его в ректора Московской академии; занятие его учеными трудами; доброе мнение о нем светских и духовных сановников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010