Но и сень Петрова не бяше ли подобие тела Петрова, и таковую же имеяше данную себе от Бога целебную силу, какову и сам Петр, якоже о том в Деяниях Апостольских повествуется, идеже писано есть: яко и на стогны износити недужныя, и полагати на постелях и на одрех, да грядущу Петру, поне сень его осенит некоего от них 223 ? Что же и ныне есть икона Петрова и коего-либо от святых? Несть ли яко сень тела его, ею-же и цельбам бывати не невозможно по вере верующих? Что же в Соборнике Великом Московском печатном, в слове еже в понедельник второй недели великого поста чтется, такожде и во многосложном Свитце пишется о иконе пречистой Девы Богородицы, яже во дни ея, в церкви от святых апостол Петра и Иоанна в Лиде созданной, на столпе невидимою рукою изобразися. Зри о том в книге оной на листе 341 и 367; такожде и в книге Минеи Четии, Киевской печатной, месяца июня в 26 день, на листе 177 на обороте. Еще же и в житии святой первомученицы Феклы, яже бе ученица святого апостола Павла, пишется, яко жрец идольский больной от иконы ея прият исцеление. Зри о том, месяца сентября в 24 день, на листе 103. От сих истинных церковных повествований яве показуется, яко в первенствующей церкви от Христа Господа и от Апостол святых предано есть иконное церквам украшение и благочестное тех почитание. К сему же да прочтет изволяяй слово святого Афанасия о иконе Христовой, в Вирите от жидов поруганной и прободенной, кровь источившей: кое слово зри в Прологе, месяца октября, в 11 день; и в Минеи Четии печатной, тогоже месяца и дня, лист 179 на обороте и 180. Еще же да воспомянется и сие, яко святой великомученице Екатерине, прежде крещения ея, духовный старец дал бяше икону пречистой Девы Богородицы, имущия Божественного младенца во объятиях, и повеле молиться к ней: и сподобися Екатерина дивного видения, и перстень от Христа Господа во обручение прият чувственно. Зри о том ноября месяца в 24 день 224 . В Лимонаре святейшего Софрониа патриарха Иерусалимского, в главе 180, пишется, яко некий великий в добродетелях старец авва Иоанн отшельник, в пределах села Сехуста, отстоящем от Иерусалима яко двадесять поприщ, живый, имеяше в келлии своей икону пречистой Девы Богородицы: и егда хотяше негде отъити в дальний путь, или в пустыню далече, или во Иерусалим поклониться святым местам, и богоприемному гробу, и целовать животворящий крест, или в Синайскую гору молитвы ради, иногда же к святым мученикам, отстоящим далече от Иерусалима, любяше бо старец добропобедные мученики; и овогда в Ефес ко гробу святого Иоанна Богослова, иногда же к святому Феодору в Евханту, овогда же ко святой Фекле по Исаврию Селевкийскую, иногда же к святому Сергию в Сарафас, овогда к тому, иногда же к иному святому хождаше. Исходя убо из келлии, устрояше кандило пред иконою, и возжигаше е, и помолився исхождаше; возвращался же от пути, обреташе кандило не угасшо, аще и долго умедлеваше в пути. Овогда бо месяц, овогда же два месяца умедлити ему случашеся, кандило же единаче горящо обреташе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тундры покрываются сплошным ягодным ковром, к ягодам слетаются миллионы птиц, сбегаются стада оленей. Если бы солнце не изменяло своего положения к тундрам, они в несколько лет покрылись бы богатою растительностью, превратились бы в тучные пастбища, застроились бы городами. То же самое и с нашей жизнью. Если бы любовь и правда Христова были в ней не случайными гостями, скрашивали ее не редкими проблесками, а были в ней основным законом, постоянною движущею силою, незакатное солнце светлой радости сияло бы над миром, сердце человека стало бы Царством Бога. Да приидет, Господи, к нам Царствие Твое! Послесловие. Священник Григорий Петров и его книга В ряду известных духовных писателей XX века имя протоиерея Григория Спиридоновича Петрова (1868-1925) стоит на видном месте. И это место за ним закреплено, прежде всего, книгой " Евангелие как основа жизни " , выпущенной в свет впервые в 1898 году и в последующее десятилетие выдержавшей 20 изданий! Такого огромного спроса на одну церковную книгу в те годы среди читателей не наблюдалось. А ведь русскому обществу тогда предлагалось много разных основ жизни, и на роль учителей стремились попасть разного рода бессовестные освободители, поверенные мировой закулисы, а также сектанты. В книге же священника Григория Петрова указан единственно незамутненный и приснотекущий источник жизни - Святое Евангелие, благовествование Самого Подателя жизни - нашего Господа Иисуса Христа. Только в этом источнике черпаются здоровые жизненные силы - духовные, нравственные, физические, и пребывание в евангельской истине делает существование человека полноценным и целесообразным. Не пресекается и не стареет этот источник, и благодать его останется, доколе земля будет стоять. Казалось бы, простая истина, и не отцом Григорием открыта. Но привлекательность его книги как раз в том и состоит, что она сильным и вдохновенным словом напоминала православным людям о том спасительном пути, по которому им только и следует идти. И люди по достоинству оценили книгу молодого батюшки. Известен был отец Григорий и как яркий проповедник слова Божия. Его проповеди собирали множество народа, и их сравнивали по силе с проповедями Кронштадтского светильника, о. Иоанна Сергиева. О них даже вышла книга (см.: И. В. Преображенский. Новый и традиционный духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев, Кронштадтский. Спб., 1902). Все это говорит о большой популярности протоиерея Григория Петрова в те годы его деятельности. К сожалению, позднее, после избрания о. Григория во вторую Государственную думу в 1907 г., в его жизни наступило печальное время увлечения политикой, и, не прислушавшись к предостережениям Синода, он лишился священного сана. И только в 1918 г. решением Священного Поместного Собора Российской Церкви Григорий Петров был восстановлен в сане. Затем он эмигрировал, жил и служил в Сербии, потом в Париже, где и скончался в 1925 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2218...

Власть же совершать рукоположения епископов принадлежит уже исключительно митрополитам, а власть рукоположения митрополитов – патриархам и примасам. «..Каждому митрополиту вручена такая власть, (potestas ista committitur), что он имеет право посвящать (jus habeant ordinandi) в своей провинции…» 68 . Поэтому о jus ordinandi, в действительности, справедливо говорить как о «привилегии» и discretio potestatis начальствующих иерархов, «облеченных образом Петра». Полнота благодати священства, свойственная епископскому служению, изливается, образно говоря, с вершины «иерархической пирамиды», на которой находятся предстоятели (rectores) поместных Церквей на митрополитов провинций, а через них на епископов, начальствующих в городах. Подводя итог вышеизложенному сформулируем краткие заключительные тезисы: 1) В своих проповедях, письмах и декретах свт. Лев излагал теорию Петрова первенства, используя яркую, впечатляющую риторику. Но, по существу, ничего нового, чего не высказывали его предшественники, или иные латинские богословы, он в нее не внес; 2) Теория Петрова первенства в устах св. Льва звучала как богословское обоснование принципа патриаршей власти. Исходя из обстоятельств своего времени, св. Лев развивал ее в двух направлениях. В проповедях и декретах, обращенных к епископам, клиру и народу своей патриаршей области–Запада– он подчеркивал принцип не только первенства авторитета, но и патриаршей юрисдикции преемника Петра. В отношениях с Востоком идею Петрова первенства св. Лев развивал в сочетании с настойчивым призывом сохранять права и привилегии иных патриархов и митрополитов так, как они были установлены Никейским собором и древними обычаями Церкви. Тем не менее, в вероучительных и, вообще, теоретических вопросах, которые обсуждались на соборах, мнение Римского епископа имело особый вес в силу принадлежащего ему primatus auctoritatae. Первенство авторитета означало то, что суждения Римского епископа нельзя было игнорировать, но не то, что они – безошибочны и с ними следовало соглашаться без всяких поправок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Венчание накануне Рождественского поста — можно ли его совершать? Это вопрос, который имеет четкий ответ для православного человека. Таинство Венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Единственный вариант, когда из этого правила может быть сделано исключение, это особое указание правящиего архиерея. Можно ли делать свадьбу в Рождественский пост Ответ на вопрос, можно ли делать свадьбу в Рождественский пост, отрицательный. Дело в том, что Таинство Венчания по Уставу Православной Церкви не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Запрет на совершение Таинства совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет супружеские (интимные) отношения, а именно — во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и накануне больших праздников. Можно ли расписываться в Рождественский пост О том, можно ли расписываться в Рождественский пост, в Православной Церкви нет четких правил. Таинству Брака всегда должна предшествовать гражданская регистрация брака, а вот само Венчание не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Безусловно, пара может «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше испросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, что будет лучше. Зачатие в Рождественский пост О том, можно ли беременеть в Рождественский пост и будет ли зачатие в Рождественский пост греховным, ходит много споров среди православных христиан. Причина в том, что запрет на совершение Таинства венчания совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет интимных отношений между супругами, а именно во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками. Но ребенок, зачатый в Рождественский пост, — такое же дитя Бога, как любой другой, — любимое, долгожданное, достойное спасения. То, что такой ребенок нежеланен Господу, — опасное суеверие, которое ни один настоящий христианин не должен пускать в свое сердце. Подготовка к Причащению в Рождественский пост

http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-2013...

И просто – и достаточно кощунственно! Как же быть теперь? Я укажу на два «конкретных» случая лишения сана: тифлисского священника железнодорожной церкви Ионы Брихничёва и священника Григория Петрова . Свящ. Иона Брихничёв в 1906 году издавал в Тифлисе журнал «Встань, спящий». В политическом отношении журнал был революционный, в религиозном отношении – совершенно церковный. В нём велась борьба не против «догматов», а против «существующего государственного строя». Никакой «ереси» в церковном смысле не было. О. Иона предан был суду «светскому». Суд приговорил его к году крепости и лишению сана. Дело свящ. Григория Петрова у всех в памяти. В молодости он писал по вопросам религиозным. Его книга «Евангелие как основа жизни» создала ему широкую популярность. Позже Григорий Петров стал почти светским публицистом – и выдвинут был на арену политической деятельности " кадетами». И Церковь , ничего не имевшая против религиозных писаний Григория Петрова, – начала «гонение» за либерализм политический, когда человек уже дожил до седых волос. Сослали в монастырь. Надеялись, что «не поедет». И тогда можно было бы «снять сан» за непослушание. He удалось! Поехал! Ну тогда – вернули и, кое-как наскоро оформив, сан всё же сняли. И Брихничёв – яркий революционер, и Григорий Петров – умеренный либерал, – оба они «лишены сана» не как «еретики», а как политические деятели. Теперь старый политический строй рухнул. Борцы за политическую свободу возвращены с почётом. Необходимо вернуть из «политической ссылки» – и священников. Их «выслали из сана». Над ними свершили акт политической мести. Надо ликвидировать это, не откладывая. И ликвидировать очень просто. Ещё проще, чем это было при самодержавии. Хотя и неизмеримо сложнее внутренне. При самодержавии – действовало «высочайшее повеление». Теперь должно быть со стороны Церкви раскаяние. Церковь должна сознать, что погрешила. Что все эти акты были не церковны, не религиозны. Она должна признать, что никакого духовного лишения сана не было – и снять запрещение – вернуть «лишённым сана» право свершать таинства и богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Все эти направления лжеименного разума начинались отрицанием воскресения мертвых, продолжали искажением апостольского учения о втором пришествии Иисуса Христа и отрицанием оного, а последовательно развиваясь этот гносис во второй апостольский период достиг окончательного развития в лжеучение, что Бог не являлся во плоти, в отрицании истинного вочеловечения Бога во Христе. Если Павел ( Деян. 20 ср. 2Сол. 2 ) только предсказывал это отступление от Церкви: то Иоанн, которому выпал жребий выдержать великую апостольскую борьбу во второй период, свидетельствует (1 1оан. 2, 18–19), что предсказанное теперь исполнилось; потому он ратует против отрицания вочеловечения Христа и в Евангелии и в посланиях 94 . II. Искажение сей истории Таков весь засвидетельствованный Новым Заветом и бывший таковым действительно общий исторический ход борьбы и противоборства в век апостольский. Отсюда уже сама собою открывается несостоятельность новейшего мнения Бауровой школы о проходящей чрез весь апостольский век борьбе мнимых направлений Петрова и Павлова (Petrinismus u. Paulinismus). По мнению этой школы, в век апостольский христианства в собственном смысле не было; была только жестокая борьба односторонних направлений Петрова и Павлова, – Петрова евионизма, с которым Павел, как апостол язычников, находился в непрестанной борьбе, хотя и сам не мог существенно возвыситься над евионизмом, и – Павлова универсализма. Христианство таким образом было в век апостольский чем-то только будущим. Лишь во 2-м веке, вследствие взаимного вразумления друг друга, благодаря мудрости и ревности неизвестных посредников, установилось между Павловою и Петровою Церковью то единство, которого достигнуть в век апостольский ни Павел со своим крутым характером, ни тем менее другие Апостолы не были в состояние, и только учению о Логосе, ложно приписанному евиониту Иоанну и явившемуся во 2-м столетии, христианство в собственном смысле обязано своим происхождением. При этом новая школа (хотя последователи ее совершенно несогласны в подробностях) различает в апостольском или лучше сказать послеапостольском веке три один за другим следующие периоды развития христианства: первый период характеризуется резким отделением и противоборством иудейско-христианского, так называемого евионитского направления и – направления Павлова; письменными памятниками этого периода Баурова школа считает с одной стороны (со стороны резкого евионизма апостольского времени) Апокалипсис Иоанна (и отчасти какой-то первообраз нашего Евангелия от Матфея), с другой (со стороны одностороннего направления Павлова того же времени) большую часть послания к Римлянам, послание к Галатам и два послания к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Читая ее, легко заметить, что одной из основ мировоззрения Петрова является идеализм. Завет совершенства (Мф. 5:48) «является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации», ибо «для осуществления Царства Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца» . Мысль об осуществлении Царства Божия на земле — одна из основных в книге. «Одно лишь научное просвещение само по себе дает лишь дрессировку разуму, и если человек по своей природе хищная личность, то образование только изощряет ему зубы, оттачивает когти… Братская, любовная жизнь, Царство Божие на земле возможны, только их надо искать не где-нибудь вокруг, ни в чем-нибудь внешнем, а внутри себя, в своем сердце. Сердце же не область влияния науки, а царство религии» . Аналитики отмечали свойственный Петрову социодарвинизм, в некоторой степени даже материализм, его веру в прогресс наук, технологий и убеждение в необходимости нравственного переустройства общества и отдельной личности . Завершается книга ярким воззванием, которое наилучшим образом выражает главную идею, боль и заботу всей жизни Г. С. Петрова: «Если бы любовь и правда Христова были в ней не случайными гостями, скрашивали ее не редкими проблесками, а были в ней основным законом, постоянною движущею силою, незакатное солнце светлой радости сияло бы над миром, сердце человека стало бы Царством Бога. Да придет, Господи, к нам Царствие Твое!» . Можно было бы сказать, что евангельский идеал Петрова — гуманизм, но это не вполне так. Большинство книг, написанных им до снятия сана в 1908 году, посвящено прежде всего христианской идее: не гуманизм является высшим проявлением христианства, а христианство является высшим проявлением гуманизма. С момента знакомства в апреле 1899 года Горький не раз в письмах выражал свое восторженное восхищение священником. «…Один день со мной сюда явился Поссе, Жуковский и поп Петров — удивительный поп! Он посетит нас летом, и при виде его вы растаете от восхищения — заранее жалею вас» — писал Горький своим друзьям Л.

http://bogoslov.ru/article/6193256

Праздничная Пятидесятница проходила быстро, и вновь братия оказывалась на пороге поста. Неделя от Троицы до Петрова поста была сплошной. В Волоколамском монастыре во вторник, среду и пятницу за ужином подавали блины: одни пшеничные «с припекою», другие – гречневые с кашей и с молоком, кроме того, яйца всмятку и другие блюда. А на Соловках всю неделю ели яйца, рыбу и сыр (Устав. Л. 9 об.). На заговенье, то есть в воскресенье перед постом, в Волоколамском монастыре за обедом подавали перепечи ржаные (привозные), караваи битые (желающие меняли их на яйца), щи с яйцами и хороший ячневый квас, а на ужине монахи заговлялись лапшой, сырами, яйцами, пирогами (одни были с яйцом, другие с сыром) и ячневым квасом. Петров пост относится к числу трудных постов, его продолжительность может меняться от двух до четырех–пяти недель. В последнем случае он по сложности приближается к Великому посту. Тяжесть Петрова поста усугубляется тем, что проходит он в начале лета, когда овощей и ягод нового урожая еще нет, а старые уже съели за зиму. Единственными «витаминными» продуктами в это время оставались традиционная квашеная капуста и квас. Как некое послабление во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешалась рыба, но в это время года еще нет «доброй » хорошей рыбы (это легко можно заметить, сравнив рыбные блюда Рождественского и Петрова постов), поэтому братия довольствовалась в основном снетками и всякой сушеной рыбой. В понедельник, среду и пятницу на трапезе Волоколамского и Кирилловского монастырей варива не подавали. Братии предлагалось по половине мягкого хлеба, по блюду соленой капусты, толокно, борщ и ячневый квас. Если в этот день случался праздник какомунибудь святому со славословием, то разрешалось два варива с маслом: щи и «цыженый горох» или лапша, или капуста, кроме того, по чети калача, ячневый квас, а горох и капусту, при желании, можно было сменять на огурцы. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье ели рыбу и вариво с маслом, во вторник и четверг – один раз в день, как обычно, постом, а в субботу и воскресенье дважды: в обед и ужин. Ужин кирилловской братии состоял из щей, ячного кваса и братского хлеба. В Соловецком монастыре по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям постились так же, как и в Волоколамском, а вот в понедельник, среду и пятницу пост был не таким строгим: в понедельник разрешалось два варива и одно «ястие студеное», а в среду и пятницу, наоборот, одно вариво и два «студеных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

деревни Чебышевки помещицы вдовы Евдокеи Ивановой дочери Хрущевой дворовые люди; деревни Упской господина секунд моэора Александр Иванова сына Сатина дворовые люди и крестьяне; деревни Ворабьевки помещика Афонасья Иванова сына Кастюрина крестьяне. 28) 22 (опять 22, как и на листах 369–378 – М.Р.), лл. 379–390. Села Воронков церковь Святаго Николая Чюдотворца. 1 . Тоя ж церкви иерей Георгий Яковлев (48), жена ево Анна Андреева (48), дети их – Анисия (18), Мария (16), Симеон (15), Алимпиада (8), Иван (7); диякон Алексей Петров (36), жена ево Наталия Домианова (31), дети их – Григорей (5), Варвара (1). Приходские люди: деревни Карцовой помещика Алексея Васильева сына Заварзина дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещицы вдовы Ирины Лукиной дочери Радиловой дворовые люди и крестьяне; деревни Любогощи помещицы вдовы Марьи Ивановой дочери Сониной дворовые люди и крестьяне; той же деревни Любогощи прапорщик Михайла Пракофьев сын Ламиносов (60), жена ево Варвара Степанова (56), у него сноха Матрена Ермолаева (33), дети их (т. е. внуки Михайлы Прокофьевича Ломиносова – М.Р.) – Мавра (9), Прасковья (7), Василей (5), Наталья (1) и дворовые их люди и крестьяне; той же деревни однадворцы: Николай Пракофьев сын Ламиносов (50), жена ево Катерина Григорьева (34), дети их – Анна (15), Марья (2) и дворовые их люди; однадворец Михайла Дмитриев сын Плужников (50), жена ево Федора Яковлева (47), дети их – Сергей (15), Мартин (7), Устинья (2) и дворовые; однадворец Иван Алексеев сын Фларов (70), жена Агафья Калинина (56) и дворовые; однадворческая женка вдова Неонила Савельева (51), зять её Ефим Григорьев (30), жена ево Наталья Петрова (29), дети их – Марфа (8), Матрена (4), Прасковья (2); однадворец Леонтей Савастьянов сын Зуборев (48), жена ево Матрена Петрова (45), дети их – Тихон (21), жена ево Марфа Петрова (21) , у них сын Александр (1); однадворец Никита Нефедьев сын Ламиносов вдов (61), у него дети -Степан (26), Иван (21), Агафья (17); вдова Васса Михайлова (71) и дворовые их люди;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Игумения Владычнего монастыря г.Серпухова Алексия (Петрова) ЖМП 5 май 2014 /  15 мая 2014 г. Игумения Алексия (Петрова): Чаша не страдания, но благодати Владычний Введенский монастырь подмосковного Серпухова известен прежде всего почитанием чудотворного образа «Неупиваемая Чаша», празднование которого совершается 18 мая. Сюда ежедневно со всей России приезжают автобусы паломников — ­помолиться об исцелении страждущих от алкоголизма. Здесь помогают вернуться к здоровому образу жизни наркозависимым женщинам. Игумения Алексия (Петрова) руководит этим древним монастырем с момента его возрождения в 1995 году. — Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» даже у верующих людей в первую очередь ассоциируется с лечением от алкоголизма и наркомании. Только ли за этим едут молиться перед образом? — Конечно, нет. Богородица помогает всем, кто к ней обращается с разными просьбами. У нас даже были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов. Но все-таки главная просьба всех паломников — это исцеление от пьянства, а также от наркомании, табакокурения и игромании. — Не умаляет ли такое отношение к иконе почитания изображенной на ней Чаши причастия, основы ­образа? — Очень интересно, что листовка 1912 года «Сказание о явлении иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”» начинается не с самого сказания, а с объяснения иконографии этого образа. Это было сделано потому, что и до революции в народе ходило неправильное толкование. Говорили, к примеру, о «Чаше страдания». Однако Чаша, изображенная пред Богородицей, — это не «чаша страдания», а Чаша Божией благодати, Чаша причастия. Лично меня коробит нынешнее утилитарное отношение к иконам как к таблеткам — эта икона «от пьянства», та — «от желудка», третья — «от ног», «от головы». Некоторые паломники считают, что поставил свечку, приложился к иконе, заказал поминовение и этого достаточно. Этакое обрядоверие или даже «шаманство» в православии. Мы наблюдаем развитие духовной лености, нежелание молиться и прикладывать духовные усилия самостоятельно.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010