Только не допустите этих автокефалистов, пацюков этих, националистов. То действительно пацюки, я такого и слова-то ещё не чув, надо запомнить: «Геть, нацюки-пацюки, с Донбассу». Вот молодцы их встречают луганчане, не то что дончане спят. Там похлеще дело стоит, получше немножко, чем у нас, во славу Божию. Вот, всё рассказал, всё объяснил. Просьба еще наперед: кто после Петрова дня свадьбу затевает, не тяните до Успенского поста. Сразу после Петрова дня думайте венчаться, свадьбу играть. А то потом в Успенский пост начинается, бегают: «Ой, венчать, ой, мы вам сто гривен дадим, венчайте!» Да мне и пятисот, и тысячи не нужно твоих этих несчастных «мазеповцев» — не положено уже. Так что, если кто думает это дело в наше трудное время творить, пораньше, после Петрова дня сразу. После Петрова дня и крестим деток до Успенского поста, и венчаем народ Божий. А потом уже, через месяц, будем готовиться к Успенскому посту; по милости Божией, пост Пресвятой Девы Марии будем мы совершать. А там уже и осень, там уже и зима приближается. Петра и Павла — пол-лета нет уже. Всё объяснил я вам, всё рассказал. Понятно всё, вопросы какие будут ко мне? — Можно ли снимать крестик, когда купаешься? — А чего будет болтаться на твоём теле? Купаешься — сняла крестик, помыла, и шнурочек помыла, и цепочку, и содой почистила, у кого серебряная цепочка, чтоб черная не ходила. Самая лучшая — хлебная сода, намочила цепочку хорошо, хлебной содой потёрла, вымыла водичкой — чистенькая. Крестик чистенький, аккуратненький, да и всё, и надела на себя. А как же, конечно. - Можно поклониться мощам великомученицы Варвары во Владимирском соборе в Киеве? - Да, поругана, осквернена великая русская наша святыня за наши грехи. Не положено ходить сейчас туда, только лишь поскорбеть, и всё. Проходя мимо Владимирского собора, помолись, перекрестись и заплачь, поскорби: «Господи, за наши грехи, за наш этот национализм, за сатанизм этот страждут и святая великомученица Варвара, и священномученик Макарий». Только поскорбеть.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Были также крестные ходы от градских соборов и церквей в Софийский собор. 1. Сентября 7 дня, на память св. Иоанна архиепископа от всех церквей в придельную церковь св. Иоанна Предтечи. 2. В неделю пред воздвижением после вечерни крестный ход от шести соборов в Софийский собор, и отсюда в Спасо-Преображенскую церковь на Ильину улицу 315 . 3. Августа 15 дня, после утреннего пения, приходили со крестами в Софийский собор от всех градских церквей в отдельности. 4. В неделю 5 великого поста, по установлению праздновать явление Тихвинской иконы Богоматери о принесении ее в Новгород 1618 года марта в 1 день, по заключении с Шведами Столбовского мира, крестный ход от всех церквей 316 . 5. В неделю 1 по пятидесятнице всех святых крестный ход от шести соборов был, подобно как и в неделю пред воздвижением. 6. В пяток 2 недели Петрова поста от шести же соборов на праздник св. Никиты, епископа новгородского, установленный по особенному усердию Новгородцев. Некоторые из прежних крестных ходов остаются и доныне. Таковы напр. 1. В день Преполовения, по совершении литургии и освящении воды на Волхове, около Кремля, по малому земляному валу, куда приносится и из Знаменского собора чудотворная икона Богоматери с особенным из оного препровождением. 2. Мая в 9 день в Николаевский Дворищский собор, по случаю храмового празднества в оном соборе. 3. В первый пяток Петрова поста в Хутынский монастырь преподобного Варлаама, по случаю выпавшего, по предсказанию угодником сим, необычайного в сие время снега. 4. В первый пяток после Петрова дня в Антониев монастырь, на память обретения мощей преподобного Антония Римлянина. 5. После Петрова дня в первый воскресный день около Софийской стороны, по большому земляному валу. 6. Июля в 20 день, в Ильинскую церковь , что в Славной улице на Торговой стороне. 7. После сего праздника, в первый воскресный день из Софийского и Знаменского соборов на Торговой стороне по большому земляному валу, около всей половине города. 8. Августа в 6 день, к церкви Преображения Господня, что на Ильине улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

После домашнего воспитания 12-ти лет он отдан был для обучения в Московскую академию, где учился с отличным успехом. По окончании академического курса он жил у своего отца, а потом занял должность корректора синодальной типографии. За ревностное прохождение должности хотели наградить Петрова, назначив его учителем пиитики в академии, но он отказался от этого места, не желая принять монашества. Однако начальство не хотело отказаться от даровитого Петрова; в 1758 году Петров переведён был в лаврскую семинарию учителем риторики. Назначение на училищную службу было решительным склонением Петрова к монашеству. Вместе с определением в учители велено было, по старанию лаврского архимандрита Гедеона, постричь Петрова в монахи. Нο и на этот раз он от монашества уклонился, рискуя лишиться места. Когда последовал указ о пострижении Петрова с объявлением, что отговоркам внимать не будут, он увидел необходимость покориться воле начальства. Пострижен он был в Петербурге в 1758 году и наречён Гавриилом. Вскоре затем он был определён ректором семинарии, учителем богословия и наместником лавры. Гавриил на первых же порах своей служебной деятельности заявил себя ревностным исполнителем своих обязанностей и строгой подвижнической жизнью. Обычно утром он ходил к утрени, после утрени готовился к классу; затем, в семь часов ходил в класс, в девять часов заходил в лаврскую канцелярию для решения дел, отсюда – в церковь к литургии, потом опять в класс и затем к вечерне. После вечерни обедал и вместе ужинал, кушая кашицу с сухарями. Сам ведя строгую жизнь, Гавриил и от братии обители требовал строгого исполнения своих обязанностей, что возбуждало в некоторых из подчинённых ему в лавре неудовольствие. В 1761 году Гавриил определён был ректором Московской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. Своей учёной деятельностью и строгой жизнью Гавриил сделался известным многим лицам и в 1763 году, по предложению Потёмкина, бывшего в Синод за обер-прокурорским столом, избран был во епископа тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

е. единоличную верховную власть; что слова: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, означают не какую-либо часть стада Христова, но все стадо, всю Христову Церковь , к которой принадлежат и сами апостолы; что обращение Господа с этими словами к одному Петру, в присутствии прочих апостолов, указывает на исключительное превосходство Петра перед прочими апостолами; что следовательно этими словами: паси овцы моя, паси агнцы моя, обращенными к одному Петру, Господь даровал ему власть, которую прежде словами: на семъ камени созижду Церковь мою... И дам ти ключи..., ему обетовал – верховную единоличную власть не только над всей Церковью, но и над самими апостолами. По суду римских богословов, смысл этих слов: паси овцы моя, паси агнцы моя, так ясен, что их объяснять можно и должно исключительно только в смысле главенства Петрова, – что такое толкование есть единственно истинное и несомненное, единственно возможное и необходимое. § 17. 2) Опровержение этого доказательства Но таково ли это толкование на самом деле? Необходимо ли изъяснить эти слова Христа Спасителя Петру только в смысле Петрова главенства? И нельзя ли, не должно ли изъяснять в смысле Петрова первенства или апостольства? – и А) прямой смысл слов, и Б) связь речи, в которой стоят они, и В) параллельные места Писания, им соответствующие, показывают, что их не только можно, но и должно объяснять в смысле апостольства или первенства Петрова, что толкование в смысле главенства не есть ни единственно возможное и необходимое, ни истинное. § 18. А) Опровержение – на основании прямого смысла слов Ограничиваясь прямым смыслом рассматриваемых Господних слов и определяя его со строжайшей точностью так, чтобы к истинному значению слов ничего не прибавить и не убавить, нужно ответить на два вопроса: необходимо ли думать, что а) словами: паси, паси, паси, Господь предоставил Петру именно верховную единоличную власть; а б) словами: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, Господь предоставил Петру верховную власть именно над всей Церковью и даже самими апостолами? Но на основании прямого смысла слов не необходимо думать, что – а) Слова: паси ( βσκε) паси ( πομαινε) паси ( βσκε), означают верховную единоличную власть пастырства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

отцах её и учителях» 12 . Вследствие этого мысли статей сами по себе сухи и безжизненны, не облечены в плоть и кровь церковную. Обильные аналогии (в другом месте: «уподобления, образы, сравнения, дающие преобладание форме над идеей») здесь лишь смоковное листвие, прикрывающее скудость мысли 13 . Ведь, вот, протестантам казалось, что католики своим учением об иерархии, церковных таинствах, святых и проч., воздвигают преграду между Богом и людьми, так сказать, заслоняют Бога от людей. Протестанты отреклись от иерархии, таинств и святых, но результат получился противоположный ожидаемому: религиозное чувство, не получая пищи в церковной обрядности, иссякло, живая связь между Богом и людьми стала слабо ощущаться, отсюда – философские заблуждения – деизм и пантеизм, своим возникновением обязанные протестантству. Поистине лишь церковность дает жизнь христианскому учению. Из-за ложной приспособляемости о. Петров лишил свои наставления церковного духа, забывая, что церковность-то и есть наилучшая, веками выработанная, благодатию растворенная, божественная приспособляемость к людям» (стр. 768). Итак, по отзыву иером. Александра, статьи рассмотренного им сборника (недавно вышедшего вторым изданием) г. Петрова «лишены вовсе церковного характера». (Согласно с иеромонахом Александром высказываются и протоиерей Гобчанский и г. Козицкий). А, вот, иером. Михаилу «кажется», что статьи о. Петрова «стали теперь 14 бесконечно церковнее». Суждения о.о. иеромонахов настолько противоречивы, что одно исключает другое. По нашему мнению, и вопроса не может быть о том: чье же суждение правильно? Иеромонах Александр свое суждение утверждает на обстоятельном, беспристрастном разборе книги о. Петрова, а иеромонах Михаил о том, что ему «кажется», высказывается совершенно голословно 15 . Говорят (а в том числе и иеромонах Михаил), что самое большее, в чем обвиняют о. Петрова – это то, что он молчит о Церкви, игнорирует Церковь ; она для него не существует. Но он еще не сказал ничего, что было бы антицерковно и не православно, а «отсюда следует, что его беседы самое большее – нецерковны, а не антицерковны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Петрова Ксения Григорьевна; 1720/25 (?)-1791/96 (?), С.-Петербург), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Происхождение, время и место рождения К. П. неизвестны, биографические сведения противоречивы и легендарны. По преданию, К. П. прожила 71 год. Она тайно помогала строителям, возводившим на Смоленском кладбище каменный храм: по ночам носила кирпичи. Смоленская ц., недалеко от которой впоследствии и была погребена К. П., освящена 1 окт. 1790 г. Соответственно, вероятно, к этому времени К. П. была еще жива. Сохранилось прошение некоего дворянина, надворного советника Думашева, датированное 1797 г., в котором он благодарит имп. Павла I за проявленные к нему милости (пожалование средств на оплату долгов) и сообщает о предсказании на этот счет, сделанном К. П. в янв. 1766 г. По словам Думашева, святая указала, что в день его именин (11 янв.) члены его семьи будут плакать и молиться. На вопрос: «За что и отчего?» - К. П. сказала: «Царь заставит вас плакать от радости, и после еще много слез будет у вас». Все должно было случиться, когда «запоют Христос Воскресе». Учитывая, что имп. Павел I короновался в 1-й день Пасхи 1797 г., становится понятно, как воспринял предсказание блаженной автор упоминаемого документа. Думашев писал императору о К. П. в прошедшем времени, что позволяет предположить, что к 1797 г. она уже скончалась. Имя К. П. не встречается в кладбищенских книгах, к-рые регулярно велись, начиная с царствования имп. Павла I. Впрочем, в 1824 г., во время наводнения, Смоленское кладбище на неск. часов оказалось под водой, и старые кладбищенские книги были уничтожены. Неизвестно, к какому социальному слою по рождению принадлежала К. П. По преданию, легшему в основу жизнеописаний, она вышла замуж за певчего придворного хора Андрея Федоровича Петрова. Согласно приведенным в 1-й пол. 40-х гг. XIX в. материалам писателя-этнографа Е. П. Гребёнки, К. П. (называемая им Аксиньей Ивановной, а не Григорьевной) проживала с супругом на Петербургской стороне, на улице, получившей в 1789 г. имя Андрея Петрова, т. е. еще в годы жизни подвижницы (в 1877 переименована в Лахтинскую; участок 15-17 или угловой с Большим проспектом Петербургской стороны).

http://pravenc.ru/text/2462129.html

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу. Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: " За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан " . Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2117...

Обличительным против Павла Давыдова митрополичьим посланием к климоуцкому дворнику, которое было прочитано публично „при полном собрании“, торжественным, по особому чину, отбытием Семена Петрова на поставление, с испрошением „прощения и благословения“ от собранных в церковь прихожан, наконец особою грамотою от Кирилла к климоуцкому обществу „о принятии“ новопоставленного попа, инок Павел надеялся прекратить в этом обществе разделение и вражду некоторых против нового попа, и даже против митрополии. Но Павел ошибся в расчете. Противники Семена Петрова и не думали смириться; напротив, обличительное против них послание митрополита к дворнику, публично прочитанное, только усилило их вражду и к попу, и к митрополии. Из их среды распространялись даже слухи, что Кирилл поставил Семена Петрова за деньги, а в день поставления Василий Осипов в насмешку назвал его но „владыкой“, а „лайдыкой“ (ленивым). Когда же новопоставленный поп, „отстояв уреченную службу“, явился „в свою парохию“, то Павел Давыдов с товарищами не только не приняли его, но и отправили в митрополию новый протест, новое письмо, состоявшее из трех же пунктов, как бы в соответствие присланной Кириллом на имя дворника обличительной против них грамоте. Отказываясь принять новопоставленного попа, они указывали в свое оправдание 1) то, что Кирилл поставил им попа, не примирившись с ними, а прямо в гневе на них, который ясно обнаружил в письме на имя дворника, публично прочитанном, 2) то, что он отверг предложенный ими способ избрания попа жребием, тогда как этот способ избрания освящен примером Апостолов и употребляем был самим митрополитом Амвросием, и 3) указывали на то, что Семен Петров сам желал и искал поповства, и значит Кирилл хотел удовлетворить его желание, а не желание общества. Все это, – и поведение Павла Давыдова с товарищами при поставлении попа Семена, и упорство их в непринятии поставленного попа, и новое письменное оправдание этого упорства, – все это привело инока Павла в крайнее негодование, и немедленно же по получении письма он сочинил от имени Кирилла грозный ответ. В нем отразилось очень ясно то неспокойное, раздраженное состояние духа, в какое приведен был Павел столь очевидным выражением со стороны липован пренебрежительного отношения не только к попам нового белокриницкого поставления, но и к самой белокриницкой митрополии, равно как явным обнаружением их притязаний на господство и над попами и над архиереями нового поставления. Павел не удержался в этом ответе даже от неприличных, бранных выражений, забывши, что писал от имени митрополита и унижал его самого этими выражениями. „Епистолия“ климоуцких „крамольников“ получена была 8 июня; а на другой день уже послана была сочиненная Павлом ответная на нее грамота. Вот что говорилось в этой грамоте „верховного Белокриницкого святителя климоуцкому почтенному жителю Павлу Давыдову с некоторыми малыми единомышленники“ 525 :

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Все они были воинами и пострадали в г. Халкидоне. Отказавшись принести жертву идолам (при Максимиане), они были подвергнуты страшным мучениям. Свв. Памфамир и Памфалон скончались во время этих мучений, а св. Солохон, брошенный после истязаний, был взят тайно христианами в дом одной благочестивой вдовы и там предал Господу свою душу. Пр. Ebфpocuhiu, в мире Ebдokiu, великой княгини Московской, скончавшейся 7 июля 1407 г. См. 7 июля. См. От сего дня начинается пост свв. Апостолов, егда ключ пасхалии будет А. Петров пост начинается с понедельника после недели Всех Святых и его начало бывает между 17 мая и 20 июня; самый продолжительный период этого поста состоит из 6 недель, а самый короткий из 8 дней. – «В 1-й убо день (Петрова поста), сие есть, в понедельник, по памяти Всех Святых, аще несть празднуемого святого памяти, поем Аллилуиа на глас октоиха и троичны гласа, творяще и поклоны по чину святыя 40-цы. Глаголем же и кафизмы две обычные, третью на вечерни; такожде и часы с междочасием их, и изобразительная» (Уст., 51 гл.). «Аллилуия» же положено Уставом и 19 мая; а относительно прочих дней Петрова поста (подобно тому, как и о днях Успенского и Рождественского постов) в Уставе иногда (именно: 22, 27–31 мая, 1, 3, 5–7, 10, 15, 16, 20 и 22 июня) читаем: «Аллилуиа или тропарь»; этим указывается, что если в эти дни (когда они падают на период Петрова поста) не будет празднуемого святого памяти, предпразднства или попразднства, а также если эти дни не случатся в субботы или воскресенья, то на утрени поется вм. «Бог Господь», «Аллилуиа» и бывают поклоны (см. Устав 14 ноября). – В Петров пост Уставом (см. 33 гл.) полагается вкушать рыбу в субботы и недели; в понедельник, вторник и четверг вкушение рыбы полагается только тогда, когда случится праздник с великим славословием; в среду же и пяток – только в праздники с бдением и храмовые (см. также 226 пр. Номоканона при Большом Требнике). Петров пост установлен как для подражания примеру апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение ( Деян.13:1–3 ), так и для того, чтобы подвигом поста сделать и нас достойными сообщенных даров Святого Духа и утвердить их в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Константин Левин («Анна Каренина») приступает в своем имении к покосу, не дожидаясь Петрова дня, так как видит «не движимое ветром огромное серо-зеленое море луга» . Встреченный старик Фомич говорит ему: «По-нашему, до Петрова дня подождать. А вы раньше всегда косите. Что ж, Бог даст травы добрые. Скотине простор будет» . Далее — знаменитое, классическое описание косьбы, принадлежащее к лучшим страницам русской литературы. Следующий после Петрова большой пост — УСПЕНСКИЙ. Он длится с 1/14 по 15/28 августа и заканчивается в праздник УСПЕНИЯ (кончины) Богородицы. Успенский пост в народе назывался СПОЖИНКАМИ (или ГОСПОЖИНКАМИ), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово «спожинки» превратилось в «госпожинки» по созвучию со словом «госпоженка», как иногда называли Богоматерь. Если Бог был господь, то есть господин, то Богоматерь — госпожа. В «Преступлении и наказании» Достоевского мать Раскольникова пишет, что Лужин, жених дочери, «хочет сыграть свадьбу в нынешний мясоед (то есть время между Петровым и Успенским постом. — Ю.Ф .), а если не удастся, по крайности срока, то тотчас после госпожинок» . В «Былом и думах» А.И. Герцен передает такой разговор: «— Да ты что это, Анна Якимовна, больна, что ли, ничего не кушаешь? … — …да такс, по-старинномус, ха, ха, ха, теперь спажинки». Глава IV повести Л. Толстого «Семейное счастье» начинается с фразы: «Был Успенский пост, и потому никого в доме не удивило мое намерение — говеть в это время». Дело в том, что Успенский пост, или спожинки, соблюдался немногими, и говение в него не считалось обязательным. Только сильные душевные переживания героини «Семейного счастья» побудили ее к говению. Главный осенний праздник — ПОКРОВ (1/14 октября). История его восходит к 910 году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров — и произнесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В дохристианское время праздник знаменовал окончание всех работ по уборке урожая и наступление холодов.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010