Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 июля 2024 года 18. Понедельник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Аллилуия. Начало Петрова поста. Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Никанора Морозкина, архим. Перервинского . Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2024 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 20 и 22 июня. В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина . На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Здесь не лишним считаем заметить, что многие исторические лица в начале поприща жизни, частной или общественной, бывали загадкой для себя и для других, колеблясь в своих желаниях и намерениях. Впоследствии они тем искренне покорялись во всем воле Божией и тем непреткновеннее проходили путь жизни, указанный им Промыслом, чем более прежде колебались в выборе образа жизни. История жизни митр. Гавриила представляет новый поразительный опыт в этом роде. Божественный Промысел, избравший его в свое орудие, не допустил, чтобы светильник сей оставался под спудом, и потому вел его к возвышению, кажется, прямо вопреки воли его и намерениям. И мы с самого же начала видим, что скромное желание Петрова, несмотря на долговременность оного, не исполнилось. В марте 1754 года, вместо просфирнического места, он определен справщиком или старшим корректором в Московскую синодальную типографию, состоявшую под одним ведомством с академией 19 . Исправление сей должности имело в то время немалое значение, пролагая путь к высшим должностям. Но для Петрова оно полезно было тем, что доставило ему удобство познакомиться поближе с правилами русского и славянского языка, по случаю перепечатывания в то время Библии 20 . Среди занятий корректурою, он не переставал упражняться в чтении других полезных книг и посещать храм Божий, к коему он привязан был сердцем с младых лет до самой смерти. В следующем, однако же, 1758 году, Петров из справщиков типографии переведен был, наконец 23 , в Троицко-Сергиеву или лаврскую семинарию учителем риторики, когда настоятелем лавры был известный проповедник Гедеон Криновский , знавший уже Петрова и внутренне убежденный, что истинное призвание его – иночество. Назначение на училищную службу было для Петрова решительным склонением и приготовлением к иночеству, с коим почти неразрывно была соединена тогда должность наставника 24 . При выборе каждого в учители, кроме других достоинств, имели тогда в виду расположение к монашеству и даже брали иногда обещание с поступающего на должность, что он пострижется в монашество 25 : так было и с Петровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Тульского уезду села Арлова иерей Никита Афонасьев, у него жена Мавра Федотова, дьячек села Арлова Николай Павлов, жена ево Федора Никитина; Одуевского уезду села Левенскаго иерей Игнатей Матвеев, жена ево Мария Семионова, сын их Ефим. Прихожане: того ж села госпожи генеральши Агрепены Алексеевой дочери Карабановой; той же госпожи деревни Лапиной (л. 52 об.). 6) 2, лл. 57–61. Села Устья церковь Святого Великомученика Егория. 1 . Тоя церкви иерей Ефим Афанасьев (36), жена ево Марфа Сергеева (36), дети их – Степан (12), Филип (4), Семион (двух месяцов). Вдова Евдакея Никитина (75), вдова Пелагея Петрова (42), сын ее дьячек Иван Гаврилов (16). На исповеди были (л. 57): Одоевского уезду села Башева иерей Григорий Афонасьев. Прихожане: генерала Василья Ивановича Чулкова крестьяне. 7) 3, лл. 62–76. Села Архангельского, что на Холохольне, церковь Святого Архистратига Михаила. 1 . Тоя церкви иерей Федор Алексеев (50), жена ево Дария Елиозарова (46), дети их – Петр (20), жена ево Настасия Петрова (19), Евдокея (16). 2 . Диакон Петр Алексеев (40), жена ево Федосья Прохорова (27), дети их – Дмитрей (6), Федосия (4), Иван (1). 3 . Дьячек Никифор Ларионов (58), жена ево Мария Мелетиева (48), дети их – Анна (20), Симеон (19). Пономарь Филип Семенов (20), жена ево Анна Савельева (18), Иван (18), Василей (14), Федор (12), Анна (9) – Семеновы дети. Означенной церкви приходские люди: вотчины генерал аншефа действительнаго камаргера и ковалера Василья Ивановича Чулкова прикащик Иван Григорьев (74), жена ево Праскевия Петрова (49), дети их – Тихон (21), Дария (15), Петр (14), Ефимия (12), Иван (10), Борис (4). 8) 4, лл. 77–92. Крапивенскаго уезду Окологороднаго стану села Троицкаго Красногорья тож церковь Живоначальныя Троицы. 1 . Иерей Иаков Ильин вдов (69), дети ево – диакон Василий (35), Иоаким (17), у диакона Василия жена Грипена Иосифова (31), их дети – Мария (16), Григорей (12), Иоан (6), Сергей (4), дьячек Тимофей Яковлев (19), жена ево Мавра Петрова (21), у него, Тимофея, родные сестры Анисья (10), Матрона (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. Т. 1. С. 335). Однако восстановление Петрова в сане в то время уже не могло произойти по причине вступления его во второй, не венчанный, гражданский брак. В конце 1920 г. эмигрировал в Сербию, потом переехал во Францию. В 1923 г. закончил перевод своей книги «Страна болот: Финляндские впечатления» (М., 1910) на сербский язык, вышла под названием «Задари живота»(«Созидатели жизни»). Получив большую популярность, переведена на болгарский язык. В 1925 г. опубликована в Болгарии уже после смерти автора «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»), выдержала 14 изданий. В 1928 г. ее перевели на турецкий язык. В Турции книга переиздавалась 16 разот 12 до 25 тыс. экземпляров. В 2004 г. издана в РФ, см.: Петров Г.С. Страна болот: Финляндские впечатления. М., 1910; Он же. Финляндия, страна белых лилий/Авт. вступ. ст. и пер. М.А. Витухновская. СПб., 2004. О Г.С. Петровесм.: Петров Г.С. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию.СПб., 1908; Преображенский И.В. Новый и традиционный духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев, Кронштадтский. СПб., 1902; Руманов А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Биографияи история ссылки в монастырь. М., 1907; Фирсов С.Л. Священник Григорий Спиридонович Петров//Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века: Тезисы докладов и сообщений науч. конф. С.-Петербург. 19–20 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 208–211; Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. С. 334–335; Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни»//Родина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С Петрова дня - красное лето, зелен покос, зарница хлеб зарит; На Петров день и солнышко играет; Женское лето по Петров день (потом забот вдвое - покос); С Петрова дня и барашка в лоб (разговение после поста); Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, Илья Пророк три приволок (удлинение ночи); Петр-Павел час убавил, Илья Пророк - два уволок (короче день); Придет Петрок - отщипнет листок, придет Илья - отщипнет два; Строй косы и серпы к Петрову дню, так будешь мужик; Петровки холодные - год голодный; Если за неделю до Петрова дня помочит - с хлебом будешь; На св. Петра один дождь - урожай не дурной, два дождя - хороший, три - богатый; Цветы и овощи пересаживай и подсаживай до Петров-Павлов, позже - беспрокло; До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые)... (Продолжение следует) «В Пошехонском в Ярославской губ. (...) так объясняют причину охлаждения речных вод: «Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет». (С. Максимов ). - «К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги. Здесь, де, говорят поселяне, сладимая яства в цветах для скотинки». (И.Сахаров ). 6 ок­тяб­ря - за­ча­тие, 7 июля - рож­де­ство, 11 сен­тяб­ря - усек­но­ве­ние гла­вы, 20 ян­ва­ря - Со­бор Иоан­на Кре­сти­те­ля в свя­зи с празд­ни­ком Кре­ще­ния Господня, 9 мар­та - пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние его гла­вы, 7 июня - тре­тье об­ре­те­ние его гла­вы, 25 ок­тяб­ря - празд­ник пе­ре­не­се­ния его пра­вой ру­ки с Маль­ты в Гат­чи­ну Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

Уже первыми строками из приведенной цитаты о. Светлов свидетельствует, что это был за призыв Гр. Петрова, которым проникнуты были все его сочинения. Это призыв к обновлению жизни личной, семейной, общественной, государственной и мировой, во всей полноте ее земных форм. Следовательно, здесь имеется в виду не вся жизнь, которою живет православный христианин, а только ее внешняя сторона. Внутренняя же — сердечная, духовная и благодатная сторона жизни, которая является сущностью Царства Божия, — здесь в виду не имеется. Иначе сказать, по словам о. Светлова, Гр. Петров призывает во всех своих сочинениях к обновлению или земному счастью все человечество. Но о небесном счастье Царства Христова, о Божественной радости нашего благодатного единения со Христом через Православную Церковь, Гр. Петров не говорит. Настоящий его призыв исходит из представления о русском обществе, как состоящем из людей без высших небесных интересов, — подобных бессловесным тварям, не имеющим ни разума, ни благодати, ни стремления к вечному спасению и райскому блаженству чрез единение с Богом, Ангелами и всеми святыми. Но таким недостатком призыв Гр. Петрова не ограничивается. Он указывает, что обновление жизни во всей полноте ее земных форм должно произойти силою Евангелия. Выходит, что Гр. Петров, по свидетельству о. Светлова, имел односторонний и извращенный взгляд на Евангелие, которое будто является средством для приобретения человечеством только одного — земного счастья в мировом масштабе. Значит, Гр. Петров не смотрел на Евангелие, как на данное нам от Господа нашего Иисуса Христа средство к стяжанию вечного спасения, т. е. блаженства нескончаемого небесного Царства Христова, к которому мы должны всецело устремляться. Характеризуя такими чертами сочинения Гр. Петрова, о. Светлов показывает, что Гр. Петров мыслит Царство Божие материалистически, ибо говорит только о благах земной жизни, будто за ее пределами, да и здесь, на земле, не существует для нас Божественной радости от благодатного единения со Христом; будто человек есть z??? ????????? — общественное животное. Но вместе с этим о. Светлов выявляет и свои собственные убеждения и настроения, ублажая их в лице Гр. Петрова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

Казалось бы, что страшного? В какой день, скажем совершать празднование прп. Сергию Радонежскому — 25 сентября старого стиля или 25 сентября нового стиля? На самом деле весьма важно. Как только мы переходим на так называемый исправленный новый стиль (а это и есть тот порядок богослужения, который приняли иные православные церкви, когда при сохранении Пасхалии службы Минеи отправляются по новому стилю), это приводит к ряду серьезных литургических нарушений. Некоторые из них лежат на поверхности. Возникает сразу проблема Петрова поста. Сколько дней продолжается этот пост? Год на год не приходится, потому что окончание Петрова поста всегда наступает 29 июня ст. ст., а вот начало его бывает на следующий день после Недели всех святых. То есть начало поста передвигается во времени, а окончание его стоит твердо, поэтому и продолжительность поста разнится год от года: чем более ранняя Пасха, там продолжительнее Петров пост. Самый короткий Петров пост продолжается 8 дней, самый длительный — 42 дня. Разница существенная, как видим. А теперь представим себе, что мы перешли на исправленный новый стиль. Когда будет начинаться Петров пост? Тогда же, когда и теперь, поскольку начало его всегда связано с Пасхой, а Пасхалию мы оставляем прежней. Когда он будет заканчиваться? На 13 суток раньше, чем теперь: 29 июня нового стиля. Получается, что продолжительность Петрова поста ежегодно будет уменьшаться на 13 дней, т. е. максимальная его продолжительность станет не 42 дня, а 29, а минимальная окажется отрицательным числом. Иначе говоря, может случиться так, что окончание петрова поста наступит прежде его начала, т. е. Петров пост исчезнет совершенно, а это уже является очень серьезным нарушением богослужебного круга. Но это не единственное затруднение. Возникают затруднения более регулярные. Впоследствии мы с вами будем говорить о так называемых Марковых главах Типикона. Это особые разделы богослужебного устава, которые предписывают образ совершения богослужения в дни совпадения некоторых праздников. Простейший пример — с так называемой Кириопасхой (случай совпадения праздников Пасхи и Благовещения Пресвятой Богородицы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Святые апостолы вверили служение епископства (римского) Лину... Третий от апостолов принял жребий епископства Климент... Шестым от апостолов поставлен Сикст... Двенадцатый от апостолов Елевферий» 260 ... -или: «Климент – третий из епископов, следовавших по порядку после Павла и Петра. Первый был Лин, а второй за ним Анаклит» (первый и второй по порядку после Павла и Петра) 261 ; а «Александр» прямо называется у Евсевия «пятым в порядке преемников Петра и Павла» 262 . Значит, по Евсевию, все римские епископы были преемниками не Петра только, но Петра и Павла апостолов, и значит, Петр был столько же епископом римским, сколько и Павел, или лучше – также не был епископом римским, как и Павел. Если допустить даже, что Евсевий видел в апостоле Петре именно епископа римского: то и отсюда в пользу римского главенства ничего не следует. В таком случае нужно будет допустить, что Евсевий видел в св. Петре епископа и антиохийского: хроника Евсевиева, по латинскому чтению, гласит именно, что «Петр апостол основал антиохийскую церковь , и там, приняв кафедру, занимал ее в продолжении 25 лет» 263 ; а в истории Евсевия «Игнатий» также называется «вторым после Петра епископом антиохийским " 264 , как и «Лин первым после Петра 265 , и Виктор тринадцатым от Петра римским епископом» 266 . Если потому римского епископа, как преемника Петрова, нужно признать главой Церкви: то и антиохийского, как такого же Петрова преемника. – б) Не приписывал никакого особенного значения римским епископам, преемникам Петра, по смерти его. Св. апостол Петр, по Евсевию, умер в Риме, – римский епископ есть потому преемник Петрова первенства и главенства? – Действительно, о смерти Петра в Риме Евсевий свидетельствует 267 . Но – α) Знаменитейший историк церковной древности отсюда не вывел заключения, какое вывели позднейшие западные богословы, что римский епископ есть потому преемник Петрова главенства и первенства. А такое заключение, как необходимое следствие, отсюда не вытекает: в Иерусалиме умер и сам Господь наш, Иисус Христос, единая глава Церкви; римские богословы не выводят отсюда, однако же, заключений, что Иерусалимская церковь есть глава всех церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Широкие массы видели в лице Гр. Петрова пророка, пользовавшегося заслуженной славою, а в лице Н. Н. Иваненка — никому неизвестного старца, и обличение последнего было истолковано не в его пользу. Вскоре после возвращения Гр. Петрова из Палестины Святейший Синод сослал его в Череменецкий монастырь, Лужского уезда, Петербургской епархии, в надежде, что, вразумленный старцами, Петров откажется от своих заблуждений; когда же эта мера не достигла цели, то оказался вынужденным снять с него священный сан, после чего слава Петрова мгновенно померкла и о нем забыли. Слова Н. Н. Иваненка о способности диавола возводить людей на вершину человеческой славы и бессилии его удерживать их на ней, оправдались на примере Гр. Петрова поразительно быстро. С этого памятного вечера я всей душою прилепился к Н. Н. Иваненку, однако поддерживать общение с ним мог только письмами, так как на другой же день Николай Николаевич уехал из Киева в Боровский Пафнутиев монастырь, Калужской губернии, и я долгие месяцы спустя его не видел. Письма его были оригинальны и до того отличались по форме и содержанию от обычных, что я видел в них откровение и чрезвычайно дорожил ими. Но и эти драгоценные письма были похищены большевиками со всеми прочими моими вещами, и у меня остались о них только воспоминания. А между тем они являлись подлинными сокровищами духа и подлинным кладом. Иногда они были очень короткими и заключали в себе только одну фразу, какую-нибудь одну мысль и, получая ее, я невольно вздрагивал, до того необычайным казалось мне совпадение высказанной мысли с тем моментом в моей жизни, какой требовал именно этой мысли, являвшейся назиданием или предостережением; иногда, наоборот, письма были до того объемисты, что присылались в виде сшитых тетрадок… Иной раз между письмами следовали длительные промежутки, проходили недели и месяцы, в другой раз, наоборот, посылалось сразу несколько писем… И такая система не была случайной, как не было случайным и содержание посылаемых писем, всегда очень глубоких и в то же время чрезвычайно ясных. Эти письма еще более сблизили меня с Николаем Николаевичем, в котором я стал видеть своего духовного наставника и руководителя, и я всею душою стремился к нему в Боровский монастырь, не останавливаясь даже пред мыслью об отставке, если бы моя служба в Государственной канцелярии грозила мне разлукою с дивным старцем.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Миросозерцание о. Петрова, по изложению о. Светлова, таково. Обновление душ, к которому призывает Евангелие, искание царства Божия и правды его, есть единственное средство спасения от всех зол жизни, обновления внешней среды. Каждый человек, каждый народ и все человечество должны служить утверждению царства Божия через умножение любви и правды. И царство Божие, хотя медленно и незаметно, но неустанно все же растет. Отдельным поколениям не заметен этот прирост добра, но «история ярко отмечает его, свидетельствуя нам о величестве и могуществе Евангелия, как обновляющей силы в истории человечества». Однако «наступил ХХ-й век, а до устроения жизни людей по евангельскому учению куда как все еще далеко!» Христианство у нас только наружное. «Снаружи мы как будто и христиане, а попробуй нас царапнуть, как накладную мебель ногтем, и сейчас скажется язычник». Чтобы подвигнуть осуществление царства Божия, нужно воспитывать волю в духе евангельской любви и правды. А для этого нужно возвратить законное место Евангелию в семье и школе. Такова «сущность проповеди о. Петрова». Указав затем несколько дефектов в литературной деятельности о. Петрова, о. Светлов выступает в роли горячего ее апологета против обвинительной критики. 1 В этой последней он находит «все, начиная с обычной придирчивости и искажений до воплей о заграждении уст, и ничего для науки и даже православной веры». Вопреки обличителям о. Петрова, автор находит его слово и своевременным и уместным. Оно идет навстречу назревающей в нашей интеллигенции потребности видеть в христианстве не только религию личного совершенствования и загробного идеала, но и силу общественного прогресса, усовершенствования всей земной нашей жизни. Н. Н. Неплюев понимает царство Божие, как жизнь человеческую, основанную на согласии нашей воли с волей Божией, на любви к Богу. Царство Божие «не столько предмет мышления, сколько предмет воли, сердца, нравственная задача постепенного согласования всей нашей жизни с волею божественной, сначала личной внутренней жизни», а затем и всего того, что вне нас, «стройная организация жизни вне нас по образу и подобию царства Божия внутри нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010