Вот некоторые примеры терпения времен турецкого владычества: Спрашивали турка: – Что такое райя? – А это, – отвечал он, – то же, что и трава: чем больше ее косишь, тем больше растет. Или второй пример: Спрашивали райю: – Что вообще вы обязаны отдавать аге? А райя отвечает: – Нет времени перечислять все, что обязаны отдавать, но можем сказать, чего не отдаем. – Что? – Душу. Этот весьма характерный ответ раскрывает глубинный жизненный опыт сербского народа, обретенный в терпении и страдании Бога ради и души своей ради. Единственно боголикая душа не может и не должна отдаваться в жертву. Здесь выразительно раскрывается не только «природная» душа серба, но и, прежде всего, христианская душа его: «Терпи душа Бога ради». Или, согласно другой пословице: « Претерпевший спасен, во всяком случае блажен». Ибо: «Кого Бог любит, того и наказывает» и «Кто претерпел до конца, спасен будет». Тяжелые испытания и страдания выучили серба и утвердили его в вере в Бога и в справедливость Божию. Это широко известная вера серба в справедливую судьбу Божию, которая миром правит, и потому сербский народ в своих справедливых и несправедливых, заслуженных и незаслуженных страданиях и мучениях всегда смотрел в горние выси, в небо, на Судьбодателя и Правдодателя Бога, на Его вечную и последнюю Справедливость. Эта сербская вера в Божию справедливость, то есть до предела вера в Христа Распятого, но и Воскресшего, выражена лучше всего и лаконичнее всего в известном стихотворении Алексы Шантича «Мы знаем судьбу» (о котором по праву сказано, что это «сонет сербского народа»): «Мы путь свой знаем – путь Богочеловека». А еще в стихах Петра Негоша: «Страдание есть креста добродетель, а надежда связывает душу с небом… Крест нести нам суждено, воскресения не бывает без смерти». ПЕЧАЛЬНЫЙ НАРОД Указанные характерные особенности сербского народа лучше всего выражаются в сербской народной поэзии, лирической и эпической, но более в последней. Народная поэзия – самое полное выражение души и характера сербского народа.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

У Кипры родилась от Антипатра дочь того же имени, на которой впоследствии женился Алекса Гелкий, сын Алексы, и от которой он также имел дочь Кипру. Братья же Антипатра, Ирод и Александр, умерли бездетными. У казненного царем Иродом Александра были от дочери каппадокийского царя Архелая сыновья Александр и Тигран. Последний стал царем Армении и умер бездетным после обвинений, возведенных на него в Риме. У Александра же родился сын, прозванный в честь дяди своего Тиграном. Нерон сделал его царем Армении, и у него родился сын Александр. Последний женился на Иотапе, дочери коммагенского царя Антиоха, и был провозглашен Веспасианом царем киликийского острова. Все потомство Александра сейчас же при рождении оставляло старинные иудейские обычаи и жило по образцу греков. Остальные дочери царя Ирода умерли бездетными. А так как перечисленные мною потомки Ирода были еще в живых в то время, когда Агриппа Великий овладел престолом, то мне остается теперь рассказать, какие превратности судьбы постигли Агриппу и как он, преодолев их, сумел добиться величайшего почета и власти. Глава 6 1. Незадолго до смерти царя Ирода Великого Агриппа жил в Риме, где очень сдружился со своим сверстником Друзом, сыном императора Тиберия 1146 . Вместе с тем он сблизился также с Антониею, женою Друза Великого (т.е. старшего) 1147 . Антония очень ценила мать Агриппы, Беренику, и хотела вывести в люди также сына ее. Будучи по характеру своему человеком широким и в высшей степени щедрым, Агриппа, однако, сдерживал себя в этом отношении, пока была жива его мать, так как боялся возбудить ее гнев. Когда же Береника умерла и он стал самостоятелен, Агриппа растратил свои средства отчасти постоянными ежедневными кутежами, отчасти путем той расточительности, с которою он раздавал деньги. Наиболее значительные суммы пошли в карманы императорских вольноотпущенников 1148 , так как Агриппа рассчитывал на их поддержку. Вскоре он впал в такую бедность, что не мог долее жить в Риме. Кроме того и Тиберий запретил друзьям своего [недавно] скончавшегося сына показываться ему, чтобы вид их не вызывал в нем горестных воспоминаний о покойном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девушки совершали малое паломничество перед выходом замуж, чтобы брак оказался счастливым, а старцы и старицы – ради спасения душ. Перед тем как выйти в путь, мы три дня постились, затем к этому посту добавалялось еще и трехдневное говение в монастырях, а на седьмой день причащались мы Святых Таин в той обители, в которой бы оказались. Многие из нас шли босыми, как бы шествуя на Гроб Христов, а по дороге пели мы церковные и духовные песнопения. Кто–то нам дивился, кто–то – ужасался [букв.: для кого–то мы были чудом, а для кого–то – чудовищами, – Ред.]. Как–то раз летом свирепствовала жестокая засуха. Все вокруг пожухло и увяло. Когда отправлялись мы в наше паломничество на Фрушку Гору, крестьяне просили нас, чтобы в монастырях мы помолились о дожде. И мы это сделали. В каждой обители священники, откликаясь на нашу просьбу, охотно служили молебен о ниспослании дождя. И вот когда добрались мы до Шишатовца, пошел такой обильный дождь, какого только душа желала. В Чуруге приписали это нашему паломничеству и молитвам. И авторитет нашего братства сильно вырос. Да будет слава Богу, подающему и забирающему». Игумен Сретенского [монастыря] отец Афанасий рассказал, как под влиянием Богомольческого движения ушел в монахи. В его селе Бресница богомольчество начало возрастать после Первой мipoboй войны. Окрепло оно, в частности, благодаря трудам отца Алексы Тодоровича, который [сам] жил точно так же, как и учил людей. Серба трудно увлечь красивыми словами без добрых дел – равно как и пестрыми банкнотами без золотого обеспечения. Сербский народ чувствует себя одиноким в этом новом государстве, в Югославии. Всё для него даже в его собственном доме стало каким–то чужим, кроме Православной Церкви, которая только и хранит сербское имя, святыни и традиции, а также и национальное знамя с крестом. Поэтому, думаю, ошибаются те священники, которые свысока смотрят на это народное движение: ведь оно знаменует собой порыв к Богу народа–мученика, обособленного, непонятого и заброшенного своей интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Общепринятым временем создания рукописи считается нач. XII в. Более узкая датировка обосновывается исследователями по-разному. Обычно это временной промежуток между 1103 и 1117 гг. Еще К. Е. Невоструев предположил, что слова «на благословение Пресвятей… Богородице» указывают на предназначение рукописи как вклада князя-храмоздателя, т. е. связаны с датой освящения новгородской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы на Городище, в которой она продолжала находиться к моменту своего последнего поновления в 1551 г. Окончание работ ассоциировалось с последним годом правления кн. Мстислава Владимировича в Новгороде. По мнению Л. П. Жуковской, рукопись могла быть написана еще на рубеже XI и XII вв., точнее между 1095 и 1117 гг. (Мстиславово Евангелие. 1997. С. 675). Большинство исследователей придерживаются мнения, что М. Е. было переписано в Новгороде и там же украшено миниатюрами, хотя Жуковская считает, что лингвистические особенности языка и технологические данные Евангелия не принадлежат к новгородской культуре нач. XII в. (Там же. С. 675-676). Н. Н. Лисовой, сопоставляя упоминаемые в записях М. Е. подвижные дни памяти церковного года с пасхалией на нач. XII в., предложил сузить дату до 1117 г. Именно на этот год приходится совпадение в день 17 марта 2 праздников: памяти прп. Алексия, человека Божия (и возможного небесного покровителя писца Алексы), с воспоминанием «великого труса» и воскрешения Лазаря, о чем известно из приписки писца. Учитывая совпадение Лазаревой субботы с 17 марта, а Пасхи - с Благовещением Пресв. Богородицы, 25 марта (Кириопасха), исследователь вычисляет 2 возможные даты написания текста М. Е.: 1106 и 1117 гг., из к-рых выбирает вторую, привлекая сведения об обстоятельствах позднего периода княжения кн. Мстислава Владимировича в Новгороде ( Лисовой Н. Н. К датировке Мстиславова Евангелия//Мстиславово Евангелие. 1997. С. 710-717). Уханова, обратившись к истории создания и бытования М. Е., а также к истории отношений между Киевом и Новгородом, Византией и Др. Русью, предлагает в качестве верхней даты (завершения всех работ по окладу) 1113 г., когда в Новгороде правил кн. Мстислав Владимирович, в Киеве великим князем был поставлен его двоюродный дядя Святополк (Михаил) Изяславич, а отношения между Византией и Др. Русью позволили Наславу ехать в К-поль ради заказа драгоценных эмалей. Анализируя состав месяцеслова М. Е., его уникальный набор праздников, исследовательница поддерживает гипотезы Лисового о создании текста М. Е. ок. 1106 г. и возможном путешествии Наслава в К-поль вместе с игум. Даниилом в 1106-1108 гг. ( Уханова. 2006. С. 13-23).

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

Поэтому неудивительно встретить в летописи известие, что новгородцы изгнали Димитрия Александровича по совету с посадником своим Михаилом и послали в Тверь сына посадникова и лучших бояр звать Ярослава к себе на стол: вспомним, что и прежде Ярослав был позван в Новгород вследствие желания меньших людей, которые так сильно после того противились Александру. Ряд новгородцев с Ярославом дошел до нас во всей полноте в двух грамотах; новгородцы называют предложенные князю условия древними, быть может, они были предложены впервые Всеволоду, внуку Мономахову; внесено также в условия, чтобы поступки Невского нег повторялись, несмотря на то, новгородцы недолго нажили в мире и с новым князем. Первая размолвка произошла по поводу псковичей, которые посадили у себя князем Довмонта литовского, тогда как прежде сидел у них сын Ярославов Святослав; в 1266 году Ярослав пришел в Новгород с полками низовыми, чтоб идти на псковичей и Довмонта, уже славного подвигами своими за Русскую землю; новгородцы воспротивились этому походу и сказали князю: «Прежде переведайся с нами, а потом уже поезжай во Псков». Ярослав отослал полки свои назад. Наместником Ярославовым в Новгороде сидел племянник его, Юрий Андреевич, но в 1269 году приходил туда сам великий князь и стал жаловаться: «Мужи мои и братья мои и ваши побиты в войне с немцами»: князь складывал всю вину на трех граждан – Жирослава Давыдовича, Михаила Мишинича и Юрия Сбыславича, желая лишить их волостей. Но новгородцы были за них; князь в сердцах собрался выехать из города: жители стали кланяться ему: «Князь! перестань сердиться на Жирослава, Михайла и Юрия и от нас не езди», потому что мир с немцами был еще непрочен. Ярослав не послушался и уехал; но они послали за ним владыку и лучших мужей и воротили его с Бронниц; чтоб угодить ему, выбрали тысяцкого Ратибора Клуксовича по его воле, а посадником на место Михаила Федоровича, умершего в 1268 году, был избран тогда же еще сын известного Анании, Павша. Новгородцы хотели мира с Ярославом из страха перед немцами только, и когда этот страх прошел, то в следующем же 1270 году встал мятеж в городе: начали выгонять князя, собрали вече на Ярославовом дворе, убили приятеля княжеского Ивапка, а другие приятели Ярославовы, и между ними тысяцкий Ратибор, скрылись к князю на Городище; новгородцы разграбили их домы, хоромы разнесли, а к князю послали грамоту с жалобою, что отнят Волхов гогольными ловцами, а поле отнято заячьими ловцами, взят двор Алексы Морткинича, взято серебро на Никифоре Манускиниче, на Романе Болдыжевиче, на Варфоломее; кроме того, выводятся иноземцы, которые живут в Новгороде, Ярослав, несмотря на все свои старания, должен был выехать, и новгородцы послали за Димитрием Александровичем, но ошиблись в расчете: Димитрий отказался ехать к ним, сказавши: «Не хочу взять стола перед дядею».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

58 Лисовой Н.Н. Феномен А.Н. Муравьева и русско-иерусалимские отношения первой половины XIX в.//Православный Палестинский сборник. Вып. 103. М., 2005. С. 4–20. 61 Лорд Пальмерстон расценивал Лондонский трактат как достигнутое им «добровольное отречение России от исторического преобладания в Турции» (Полиевктов М.А. Николай I. Биография и обзор царствования. М., 1918. С. 176; То же//Русский Биографический словарь. Николай I – Новиков. М., 1998. С. 71). 64 Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде об отправлении духовного лица в Иерусалим от 13 июня 1842 г. 65 Лисовой Н.Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. К 150-летию РДМ в Иерусалиме (1847–1997). М., 1999. С. 36–51. 71 Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853–1856 гг. М., 2012; Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е – начало XX века. М., 2013; Анисимов О.В. Россия и Наполеон III: борьба за святые места Палестины. М., 2014. 77 За свою книгу «Босфор и новые очерки Константинополя» (СПб., 1832) К. М. Базили получил от императора Николая I бриллиантовый перстень. 81 Лисовой Н.Н. Русское присутствие в Святой Земле: учреждения, люди, наследие//Отечественная История. 2003. 3. С. 84; он же: Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. С. 109 и след. 82 Моцардо В.И. Великий князь Константин Николаевич Романов. М., 2004; Завьялова Л.В., Орлов К.В. Великий князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи. СПб., 2009; Вах К.А. Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. М., 2012. 83 Дмитриевский А.А. Памяти Б.П. Мансурова// Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. М., 2010. С. 51–63; Мансуров Б.П. Письма из путешествия по православному Востоку. 1857/Подг. к изд. и публ. К. А. Ваха и Алексы фон Виннинг. М., 2014. 85 Для поощрения и поддержки Общества правительство обязалось производить ему в течение двадцати лет помильную плату (около 1,5 млн. руб. в год), выдавать 64 тыс. руб. в год на ремонт судов и приобрести 6670 акций компании на сумму 2 млн. руб., причем, половина суммы была внесена немедленно (Иловайский С.И. Исторический очерк пятидесятилетия Русского Общества Пароходства и Торговли. Одесса, 1907. С. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

4 . ФЕОПЕМЕНТ родом грек, упоминается Нестором уже с 1039 г. при новом освящении Десятинной церкви. Но Киевский иерархический каталог и Коссов говорят, что сей митрополит освятил и Ярославову Софийскую церковь и на Златых Вратах Благовещенскую. Коссов прибытие его в Киев из Константинополя полагает около 1038, а Палинодия в 1039 г, следовательно, от патриарха Алексы Студита. Московский каталог считает его правления 12 лет; а кончину около 1049 г. Посему от кончины его до преемника остается промежутка около двух лет, в коих Палинодия по Помяннику Киевскому полагает митрополитом Кирилла, о котором однако же ни летописи, ни иерархические каталоги не упоминают. Но если не полагать Кирилла, то в два года, протекшие без избрания нового киевского митрополита, Ярослав имел какое-нибудь препятствие или затруднение в получении оного из Константинополя по прежнему обыкновению. Палинодия и Сильвестр Коссов, а за ними Никонова летопись и Киевский иерархический каталог 74 причиной сему почитают бывшую с греками у Ярослава войну, но война сия была еще за 6 лет до смерти Феопемпта и через три года при нем же кончилась миром, по свидетельству Несторову. Вероятнее можно заключить, что Ярослав видел какое-нибудь неудовольствие от присылавшихся дотоле из Константинополя греческих митрополитов и хотел освободить российскую иерархию от сей зависимости. Историограф Н.М. К. приводит свидетельство Хр. Готл. Фризия из сочинения его о Киевском епископстве, ссылающегося на Головского, что Ярослав просил себе епископа у Папы Венедикта VIII и что сей папа прислал в Киев Святителя Алексия, родом болгарина, искусного в языках греческом и славянском; что сей Алексий основал новую Киевскую епископию и первый служил в Софийской церкви, но долго терпев от зависти греческого духовенства, наконец, выехал из России и скончался в Болгарии 75 . Но сие сказание сомнительно. Впрочем, какая бы ни была тому причина, а по смерти Феопемпта Ярослав не захотел уже просить у Константинопольского патриарха в Киев митрополита, и повелел своим епископам посвятить оного из россиян.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сергей 11 октября 2010, 21:57 Невоспитанный ребенок нежизнеспособен. Наказание важнейший инструмент воспитания, адаптации ребенка к взрослой жизни. ЮЮ запрещает воспитывать детей. Следовательно ЮЮ уничтожает наших детей. Если во дворе появится мужик с ружьем и начнет стрелять в песочницу, где играют дети, разве вы не остановите его всеми возможными способами? Даже если ваш собственный ребенок сидит дома? Та же ситуация. Все уже давно ясно! Родители и просто честные люди должны объединяться в общественные организации, цель которых будет противостоять Ювенальной Системе и ее проявлениям во всех сферах жизни. В одиночку, без поддержки трудно не спасовать перед наглыми социальщиками и ментами, выполняющими " установку " сверху. Психологически трудно решиться на поступок, когда ты один. А придется. Это война. Георгию, Татьяне и др. 11 октября 2010, 00:22 Здесь вы найдете межрегиональную общественную организацию и адреса, куда можно отправить письма против введения в России ЮЮ:http://blog.profamilia.ru/post/130. Сергей 10 октября 2010, 08:48 Невоспитанный ребенок нежизнеспособен. Наказание важнейший инструмент воспитания, адаптации ребенка к взрослой жизни. ЮЮ запрещает воспитывать детей. Следовательно ЮЮ уничтожает наших детей. Если во дворе появится мужик с ружьем и начнет стрелять в песочницу, где играют дети, разве вы не остановите его всеми возможными способами? Даже если ваш собственный ребенок сидит дома? Та же ситуация. Все уже давно ясно! Родители и просто честные люди должны объединяться в общественные организации, цель которых будет противостоять Ювенальной Системе и ее проявлениям во всех сферах жизни. В одиночку, без поддержки трудно не спасовать перед наглыми социальщиками и ментами, выполняющими " установку " сверху. Психологически трудно решиться на поступок, когда ты один. А придется. Это война. Алексей 10 октября 2010, 01:25 Мне кажется, до полного " вступления в силу " ювенальных нововведений достаточно далеко: Россия - страна патриархальная. Вот органам нечем заняться больше, как разбирать случаи порки нашкодивших чад ремешком... Посмотрите вокруг, в скольких семьях мужья жён по выходным лупят смертным боем! Милиция приезжает и говорит " Вот когда убьёт - будем разбираться, а пока - развлекайтесь " . И уезжает. А уж над усилиями работников ювенальных служб уж точно весь подъезд потешаться будет (очень понравился мне в этом плане комментарий Алексы).

http://pravoslavie.ru/39375.html

Осколки натовского снаряда раздробили маленькое окошко над ванной, разорвали белые занавески и искромсали всю плитку, а один из них попал прямо в голову девочке. Отец влетел в ванную - Милица лежала без сознания в луже крови. Подхватив ее на руки, Жарко сбежал вниз по лестнице и повез дочку в ближайшую больницу... Утром маленькое сердце Милицы Ракич перестало биться. Ей было три года, три месяца и восемь дней. Милица была очень веселой, как многие дети, любила цветы и яркие краски. Накануне она нарисовала картинку - большие желтые и красные тюльпаны. И когда ее хоронили, то сверху на маленький белый гробик положили краски, тетрадку брата Алексы, которую она всю разукрасила, и любимую игрушку - белую кошечку. И еще теплое шелковое одеяльце, с которым девочка тоже никогда не расставалась. " Никто не может вернуть мне моего ребенка, но я хочу - хотя знаю, что это будет трудно, - чтобы те, кто виновен в этом преступлении, прямо или косвенно, были наказаны. Все равно когда " . Так заявил на суде Жарко Ракич. Милица и Анжела О возможной канонизации Милицы написали центральные белградские газеты, и журналисты зачастили в гости к Ракичам. Но в этом доме время, кажется, не лечит раны. - Это все я виноват, - в который раз повторяет постаревший Жарко, которому нет еще и пятидесяти. - Если бы не ушел, ничего бы не произошло... 11 апреля 2000 года, за шесть дней до первой годовщины трагедии, в семье Ракич родилась девочка, которой дали символическое имя - Анжела. Она очень похожа на свою сестренку. На фотографии не различить, где Милица, а где Анжела. Та же ангельская улыбка и большие глаза, тот же румянец на щеках и та же нарядная одежда в цветочках... Сосед-художник нарисовал и подарил Ракичам картину, на которой Алекса, Анжела и Милица изображены радостными, смеющимися. Над кроваткой Анжелы - изображение " Белого ангела " , символа и покровителя Сербии. Жизнь продолжается, девочка подрастает. Хотя родители еще не знают, когда утихнет в душе постоянная боль из-за Милицы, приглушающая радость от нового распускающегося цветка жизни...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

5. Царь, поняв из этого предложения отношение Антипатра к сиротам, пришел в сильное негодование; в нем уже зарождалось подозрение, что и отцы этих сирот пали жертвой козней Антипатра; он поэтому отверг его просьбу и осыпал его самого самыми жестокими упреками. Но впоследствии он все-таки поддался обольстительным речам Антипатра и дал ему в жены дочь Аристобула, а его сыну - дочь Ферора. 6. Насколько в данном случае была неотразима лесть Антипатра, можно судить по тому, что даже Саломея с подобными просьбами ничего не могла добиться у него. Эта его родная сестра, поддерживаемая всесильным заступничеством императрицы Юлии, хлопотала о разрешении ей выйти замуж за араба Силлая; но царь клялся, что будет ее считать своим злейшим врагом, если она не откажется от этой мысли. Против ее воли он выдал ее за своего друга Алексу, а ее дочерей он выдал: одну за сына Алексы, другую - за дядю Антипатра по материнской линии. Из дочерей Мариаммы одна была замужем за сыном его сестры, Антипатром, другая - за его братом, Фазаелем. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ Антипатр становится невыносимым; он едет в Рим с завещанием Ирода. - Ферор оставляет брата, чтобы не быть вынужденным покинуть свою жену. 1. Уничтожив таким образом виды сирот и устроив брачные союзы в своих личных интересах, Антипатр думал, что благополучно достиг уже гавани. К врожденной его злости прибавилась теперь самоуверенность, которая сделала его еще более невыносимым. Не будучи в состоянии свалить с себя всеобщую ненависть, он успокаивал себя тем, что сделался для всех страшным. Даже Ферор, видевший в нем будущего царя, усердно его поддерживал. Но в это же время женщины при дворе сплотились вместе и вызвали новые распри. Во главе их партии стояла жена Ферора, к которой, кроме ее матери и сестры, примкнула также мать Антипатра. Она вела себя во дворце так высокомерно, что дерзнула даже раз оскорбить двух дочерей царя. Последнему она вследствие этого сделалась в высшей степени ненавистной. Но хотя царь ее сильно ненавидел, она тем не менее при помощи своих союзниц могла властвовать над другими. Саломея была единственная, которая нарушала их гармонию: она донесла царю об их собраниях и внушила ему подозрение, что там злоумышляют против него. Как только те узнали об этом доносе и о негодовании царя, они прекратили открытые собрания и дружеские отношения между собой, а в присутствии царя притворялись даже враждебно настроенными друг против друга. В этой фальшивой игре участвовал также Антипатр, нанесший раз Ферору публичное оскорбление. Зато они отныне стали устраивать тайные собрания и ночные пирушки, а сознание, что они находятся под надзором, только укрепило их солидарность. Но от Саломеи ничто не осталось скрытым, и она обо всем доносила Ироду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1877...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010