Директор комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга отметил, что в год празднования знаменательной даты выставка напомнит о далеком славном времени, когда дружины великого военачальника от стен Новгородского кремля шли на защиту родной земли. Было зачитано приветствие директора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой. «Иконописное искусство сыграло важную роль в развитии культуры нашей страны и повлияло на развитие многих исторических событий. Герои — защитники Отечества уходили с иконой в бой, и именно вера в силу иконы порой приводила к триумфальной победе», — сказано, в частности, в тексте приветствия. Помимо копий новгородских икон на выставку были принесены предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры . Хранитель Роман Катаев отметил, что в экспозиции представлены старинные иконы святого Александра Невского, одна из них, редкая, изображает великого князя в одежде схимника. Копии икон выполнены в размер оригинала, на деревянной основе, в технике печати по левкасу. Техника ультрафиолетовой печати впервые применяется в России. Среди цифровых копий — икона апостолов Петра и Павла XI века, самая ранняя из известных древнерусских икон; древнейшая русская подписная икона святого Николая Чудотворца 1294 года мастера Алексы Петрова из церкви святителя Николы на Липне, иконы Покрова Богоматери конца XIV столетия из Зверина монастыря, святых Кирилла и Афанасия Александрийских, Леонтия Ростовского конца XV века из Мало-Кириллова монастыря. В экспозиции можно увидеть фрагменты иконостасов новгородских храмов, включающие иконы праздничного и деисусного рядов. К лучшим произведениям XV века — времени наивысшего расцвета новгородской художественной культуры — принадлежат иконы праздничного чина из Успенской церкви на Волотовом поле: образы Сретения, Преображения и воскрешение Лазаря. Среди редких сюжетов — икона середины — второй половины XV столетия «Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы " Богоматерь Знамение " )». Среди экспонатов из древлехранилища Александро-Невской лавры — антиминс XVIII века, священническое облачение, хоругви, две иконы святого Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5788350...

Особую популярность получили иконы с Д. в искусстве Новгорода и Пскова. Один из ранних примеров - псковская икона «Илия Пророк с житием» (XIII в., ГТГ), где на верхнем поле представлен 7-фигурный поясной Д. На иконе свт. Николая («Никола Липный») мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ) представлен поясной апостольский Д. с архангелами, в центре которого - этимасия; на псковской иконе «Рождество Богоматери» (XV в., музей П. Д. Корина, ГТГ) - поясной чин с архангелами, Богоматерью и свт. Николаем по сторонам от Спасителя; на иконе северных писем «Свт. Николай» (нач. XVI в., ГРМ) - 5-фигурный поясной Д. с Нерукотворным образом Спасителя в центре; на иконе «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» (1565, ГРМ) - 7-фигурная фронтальная композиция с поясными изображениями Спасителя, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По аналогии с деисусной композицией в искусстве Рус. Севера XVI-XVII вв. получило распространение изображение избранных святых в позах молитвенного предстояния со свт. Николаем в среднике (напр., икона «Св. Анастасия Римляныня с избранными святыми», XVII в., ПИАМ). Лит.: Кирпичников А. И. Деисус на Востоке и Западе и его лит. параллели//ЖМНП. 1893. 11. С. 1-26; Walter C. Further Notes on the Deesis//REB. 1970. T. 28. P. 161-187; idem. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. С. 95-106; idem. A New Look at the Byzantine Sanctuary Battier//Литургия, архитектура и искусство визант. мира/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 95-106; Лазарев В. Н. Два новых памятника рус. станковой живописи XII-XIII вв.: К истории иконостаса// Он же. Рус. средневек. живопись: Ст. и исслед. М., 1970. С. 128-139; Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерус. высоких иконостасов//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 41-56; он же. Исторические основы древнерус. высокого иконостаса//Там же. С. 57-72; Grigoridou L. L " image de la Déisis Royale dans une fresque du XIVe siècle a Castoria//Actes du XIVe Congrès intern.

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Как и в произведениях средневизант. и домонг. времени, на сохранившихся рус. иконах XIII - 1-й пол. XIV в. образ святителя в среднике окружен небольшого размера фигурами святых на полях, часто это св. врачи-«безмездники» Косма и Дамиан, целители (напр., их фигуры на полях иконы Н. из Новодевичьего мон-ря, кон. XII в., ГТГ), или фигуры меньшего размера в среднике рядом со святителем, как на упомянутой выше житийной иконе из погоста Озерёво (ГРМ). Среди святых, изображенных рядом с Н., могут быть покровители неск. заказчиков или семьи, напр. на упомянутой иконе XIII в. из Свято-Духова мон-ря, или представителей различных чинов святости, как, напр., на иконе мастера Алексы Петрова, написанной для Никольской ц. на о-ве Липно близ Новгорода (1294, НГОМЗ). В исполнении нек-рых икон проявляется обращение не столько к визант. образцам комниновского или палеологовского времени, сколько к образцам европейским - романским или даже готическим. Так, на упомянутой иконе из храма на Липне Н. представлен, по выражению Э. С. Смирновой, в «латинской» фелони ( Смирнова. 2011. С. 371), по мнению Е. В. Гладышевой - в облачении, напоминающем лат. казулу (аналог греч. фелони), под к-рой видно впереди богатое платье (подризник) с расшитыми золотом крестообразными узорами, с поручами, которым по цвету и украшениям аналогичны своеобразные «перевязи» на предплечьях (сопоставляются с орнаментальным клавом на правом рукаве хитона Спасителя, протягивающего Н. кодекс). На всех элементах одеяния с помощью имитации различных материалов (жемчуга, золотого шитья, ярких тканей, тонких узоров-вышивок) воспроизведен мотив креста или квадрифолия, как, напр., на нимбе святителя, на плаще-гиматии Иисуса Христа. В деталях (напр., подножия Христа и Богоматери, обрез Евангелия и свиток в руках Спасителя), в узорах и одеждах господствуют красный или багряный цвета, символизирующие царскую власть. В состав избранных святых на полях новгородских икон с образом Н. нередко включались образы св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (напр., на иконах XIII в. из Свято-Духова мон-ря и из храма на Липне); они часто изображались вместе на каменных иконках. Впосл. традиция их совместного изображения была воспринята в др. регионах - в Поволжье (икона XVI в., НГИАМЗ), на Русском Севере - киотная статуя Николы Можайского с живописными образами св. князей на створках (АМИИ). Часто в ряд святых включали образы св. жен-мучениц. Выбор образов святых для написания иконы может быть связан как с желанием заказчика иметь изображение соименного небесного покровителя, так и с намерением почтить память святого, на чей день поминовения пришлось то или иное знаменательное событие. Особую выразительность образу святителя на иконе мастера Алексы Петрова из храма на Липне придает такой прием, как взгляд, обращенный в сторону, в отличие от более ранних изображений, восходящих к визант. образцам, на к-рых взор святого устремлен на молящегося.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Главный памятник этого периода - икона свт. Николая Чудотворца со Христом и Богоматерью, с избранными святыми на полях мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ; см. разд. «Иконография» в ст. Николай, свт. Чудотворец) - свидетельствует об окончательной утрате связей с визант. традицией. Образ святого занимает всю поверхность доски крупного размера, что придает ему нек-рую тяжеловесность. Большое количество святых на полях представляет собой соборный образ Церкви. Плотное заполнение композиции, статичность и орнаментальность изображения, графичность и яркость близки народному творчеству. Ровно закрашенные плоскости, разделенные темными контурами, вызывающие ассоциации с поздними романскими и готическими витражами, свидетельствуют о западноевроп. влияниях. Эта икона связана с единственным сохранившимся памятником монументальной живописи - росписями ц. во имя свт. Николая Чудотворца Липенского мон-ря (между 1292 и 1299). Фрагменты сохранившихся фресок сосредоточены в основном в алтарной части и на стенах наоса, при этом композиции праздников занимали верхние части; напр., в тимпане вост. стены расположено «Сошествие Св. Духа на апостолов» - один из ранних примеров этого сюжета в пространстве алтаря, его сопоставление с расположенной ниже сценой «Преображение» можно найти только в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове. На стенах вимы хорошо читаются композиционно перекликающиеся сцены «Введение во храм» и «Сретение», а над проходом из алтаря в диаконник - фрагменты изображения «Крещение Господне». Образы в жертвеннике и на вост. стене диаконника соответствуют новгородской традиции росписей боковых апсид храмов домонг. периода. По сторонам Богоматери и св. Иоанна Предтечи расположены фигуры неизвестных святых в молитвенных позах, которых Царевская идентифицирует как праведных Иоакима и Анну (в жертвеннике) и как святых кн. Владимира Святославича - Крестителя Руси и кнг. Ольгу (в диаконнике), чьи изображения могут являться косвенным свидетельством интереса к почитанию древнерус. св. князей. Стилистически фрески ц. свт. Николая на Липне с их статичными композициями и несколько тяжеловесными фигурами еще сохраняют связь с памятниками домонг. времени.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Изображения К. и Д., вероятно, присутствовали на обороте иконы «Богоматерь «Знамение» - мц. Ульяна» (1-я пол. XIII в., Новгород, ГТГ - собрание П. Д. Корина); на верхнем поле представлены целители в мученических одеждах, один из них держит ларец, однако плохая сохранность не позволяет уверенно идентифицировать святых. Св. бессребреники Косма и Дамиан, Иаков Перский. Оборотная сторона иконы-таблетки «Введение во храм Пресв. Богородицы». Нач. XVI в. (НГОМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан, Иаков Перский. Оборотная сторона иконы-таблетки «Введение во храм Пресв. Богородицы». Нач. XVI в. (НГОМЗ) К. и Д. помещены также на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ; по пояс, средовеки, с ковчежцем в левой и со лжицей в правой руке у каждого из них). На новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с житием» с погоста Озерёво (1-я пол. XIV в., ГРМ) К. и Д. помещены в среднике, их фигуры меньше фигуры свт. Николая в 3 раза (фронтально в рост, средовеки, с красным свитком или футляром в левой руке). Вместе со свт. Николаем Чудотворцем К. и Д. представлены на новгородской иконе «Святые Косма, Николай Чудотворец, Дамиан и Параскева» (нач. XVI в., ГРМ). Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ВГИАХМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ВГИАХМЗ) С одним из самых почитаемых святых - со свт. Николаем Чудотворцем - К. и Д. изображались и на иконах, созданных в Сев.-Вост. Руси и на Русском Севере («Свт. Николай Зарайский, с Деисусом и избранными святыми на полях», кон. XV в., ВУИАХМЗ; «Свт. Николай, с избранными святыми на полях» с Ростово-Суздальской земли, нач. XVI в., ГТГ - собрание Корина; «Свт. Николай, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери», XVI в., МИИРК). В числе избранных святых К. и Д. присутствуют на иконах праздников (псковские иконы: «Воскресение - Сошествие во ад» из собрания Н. П. Лихачёва, посл. четв. XIV-XVI в., ГРМ; «Сошествие во ад», XV в., ПИАМ; «Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми», 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы И. З. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где И. З. изображен в рост в откосе окна, сюжет «Усекновение главы ап. Иакова» помещен на галерее храма. Композиция «Призвание апостолов Иоанна и Иакова» представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ И. З.- на сводах этого храма (1680). В иконописи были распространены изображения 12 апостолов, среди к-рых был И. З., на полях икон с разными сюжетами в среднике: «Спас Вседержитель, с апостолами» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - на левом поле полуфигура И. З. со свитком в руке; «Распятие, с апостолами» (XIV в., ГРМ), балканская икона «Деисус с этимасией и святыми на полях» (кон. XIV-XV в., ГТГ) - И. З. в медальоне; «Христос на троне, с апостолами» мастера Лонгина (1590, ризница монастыря Дечаны) - в рост, на поле иконы «Свт. Николай Чудотворец» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо следует отметить икону «Деисус и праздники», являющуюся своеобразным прообразом рус. «апостольских» Деисусов (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - после 7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов. Изображение И. З. представлено среди образов апостолов и мучеников на полях иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» (Успенский собор, ГММК, XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества Христова в Измайлове (Москва) ( Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда//Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова//Там же. С. 663-668). И. З. представлен среди избранных святых, как, напр., на 3-створчатом складне с изображениями «Богоматерь Неопалимая Купина» и «Погребение вмц. Екатерины» в среднике и святых на створках (XVI в., мон-рь вмц.

http://pravenc.ru/text/200321.html

– Николы со Усохи (при этом храм вполне традиционных форм, так как присоединение к Москве для Пскова было не столь ощутимым в архитектурном отношении). Среди церквей с сохранившимися фрагментами стенописи следует упомянуть храм Успения в Мелётове (XV в.). Для Псковского региона характерны также бесстолпные храмы: Николы Каменноградского на Завеличье, Успенский во Гдове. Новгородской иконописной школе присущи: плоскостность, локальный цвет, частое применение красного фона, постепенное удлинение пропорций, некоторое изящество и декоративизм. Примером могут послужить образы святителя Николая Липенского мастера Алексы Петрова (ГАХМЗН), св. Георгий с житийными клеймами (ГРМ), “Молящиеся новгородцы” (ГАХМЗН) Илья Пророк (ГТГ), св. Георгий (ГРМ), Апостол Фома (ГРМ), Битва суздальцев с новгородцами (ГАХМЗН). В Новгороде же на рубеже XIV-XV вв. начинается опыт неканоничного изображения Пресвятой Троицы в виде старца, отрока и голубя – так называемое “Отечество”. Объясняя это полемикой с антитринитарной ересью стригольников, мы не должны всё-таки пропустить здесь одной тонкости: в изображении Отчей Ипостаси использован крещатый нимб, как и у Спасителя (“…видевший Меня видел Отца…”/Иоанн: 14; 9/), то есть путь создания этой композиции несколько иной, чем более аллегорический путь западного искусства, хотя впоследствии они и сойдутся. Среди упомянутых храмовых росписей, помимо сохранившихся фрагментов живописи Феофана Грека, особое место занимают волотовские фрески, динамичные по характеру и напоминающие о палеологовском искусстве, находящем отражение и в иконе. Развивается в Новгороде и искусство малых форм. В то же время Псковская икона совершенно иная, чем новгородская. Ей (иконе, но не монументальной живописи) свойственны более напряжённые образы, лики святых проще, “народнее”, пропорции более приземистые, иконам присущ зеленовато-землистый колорит: Спас Елеазаровский (Псковский музей) Святитель Николай (ГТГ), несколько образов Сошествия во ад (ГРМ и Псковский музей), Мирожская икона Божией Матери Оранта (Псковский музей).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Образ свт. Николая в литург., погребальной и иконогр. традиции// Бугаевский. 2004. С. 413-438; она же. Типология древнерус. иконографии свт. Николая Мирликийского XI-XVI вв.// Бугаевский. 2011. С. 550-591; The Glory of Byzantium: Art and Culture of Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Гладышева Е. В. Иконогр. программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 161-170; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Корзухина Г. В., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы. СПб., 2003. С. 15, 188, 231-232; Бугаевский А. В., ред. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; он же, ред. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире: Сб. ст. М., 2011; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных колл. сев.-зап. региона России: Кат. выст./Авт.-сост.: А. А. Рыбаков. М., 2004; Панина Н. Л. Икона в миниатюрах «Жития Николая Чудотворца» XVI в.// Бугаевский. 2004. С. 477-492; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005; Лёвочкин И. В. Образ свт. Николая Мирликийского в рус. книжной миниатюре (по мат-лам НИОР РГБ)//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии/Отв. ред. и сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М., 2006. С. 150-158; Свт. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006; San Nicola: Splendori d " arte e d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006; Баччи М. Иконография свт. Николая: Итоги и перспективы исслед.// Бугаевский. 2011. С. 296-317; Василаки М. Св. Николай в поствизант. иконописи: Критская школа//Там же. С. 418-425; Чоффари Д. Латинские источники до X в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Поэтому еще Святой Савва советовал сербам: «Берегитесь, чтобы вас не задушила этого света прелестная печаль (=жалость)… Посему всегда любите покаяние, исповедание грехов своих и плач над ними: любите смирение и праведность… чистую жизнь, Богу угодную». Подобный пример поучения и духовного опыта представляет также «Слово любви» деспота Стефана Сербского. Много поучительной печали и небесной ностальгии содержат также старые сербские записи и надписи, которые Л. Стоянович собрал, а М. Пантич Суреп столь творчески прокомментировал в своем печальном эссе «Когда живые завидовали мертвым». НАРОД ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И ДОБЛЕСТИ Во всех сербских эпических песнях, таким образом, достаточно печали, однако имеется и еще что-то, не менее сильно выраженное – и это дух свободы, доблесть и героизм, мужество и человечность. Еще старая народная пословица запечатлела истину: «Трудно врагу, если герой заплачет», а это касается прежде всего духа и характера сербской эпической поэзии, а также души серба вообще. Сербский народ искони был мужественным народом, что в своей многовековой борьбе за свободу показал и засвидетельствовал бесчисленное множество раз – «от Косова до нынешних дней». Стихи Негоша: «Гнев праведный – оружие справедливости» и « Но т и ранству стать нагой на шею, привести его к познанию справедливости – это самая святая человеческая обязанность» или стихи Алексы Шантича: «Народ этот умирать привык, в смерти своей чтобы найти избавление… Волы ярмо терпят, но не люди, Бог свободу даровал человеку» выразительно свидетельствуют о героическом и свободолюбивом характере сербского народа, от Милоша Обилича и Марка Королевича до Карагеоргия и воеводы Мишича. Это сербское рыцарство, не столько в духе западных рыцарей феодальной эпохи, сколько в духе раннехристианских «святых ратников», т.е. борцов за справедливость Божию и мучеников за «Крест Честной и свободу золотую», свидетельствует о том, что сербы никогда окончательно не становились «райей», не подвергались влиянию «райетинского духа», ибо эта «райя» умела подниматься «как из земли трава» и таким образом, когда потребуется, проявить свой дух свободолюбия, которым полны наши героические песни и который питал наши героические сражения против всех завоевателей и оккупаторов.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Благодаря дарениям деспота Стефана обитель процветала, но после османского завоевания Сербии, в 1454 г., была разрушена и оставалась в запустении до нач. XIX в. После освобождения от власти османов Крушеваца во время 1-го серб. восстания (1804-1813) храм и территорию Н. расчистили. Свящ. Богдан Милетич получил разрешение у тур. властей открыть в Н. храм для причащения верующих. Возможно, здесь причащались воины сербского вождя Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ). Современный облик церковь Н. получила в 1835 г., когда по поручению кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи ), во время правления митр. Белградского Петра (Йовановича) , при игум. Савве (Петровиче) и иером. Пахомии, на средства братьев Стояна и Алексы Симичей (согласно надписи над входом в церковь) она была восстановлена. Обновление церкви завершилось в день прор. Илии в 1836 г., когда в нее вложили антиминс. В штат Н. были назначены 2 священника и диакон. Впоследствии число священнослужителей возросло. В 1847 г. Н. получила право пользоваться окрестными лесными угодьями совместно с жителями села. В 1848 г. в Н. был устроен муж. мон-рь. Первым настоятелем стал Симеон (Теодорович), происходивший из г. Сараево, к-рый занялся строительством жилых корпусов (конаков) и формированием братии. К 1852 г. он построил жилые и хозяйственные корпуса, купил для обители луга и нивы, посадил виноградник и фруктовый сад, а также построил школу и стал в ней 1-м преподавателем (в этом здании школа находится до сих пор). Впосл. игум. Симеон был переведен в мон-рь Раваница . В XIX в. мон-рь владел многочисленными лесными угодьями, лугами и нивами, имел мельницы и трактир. Он не пострадал во время сербско-тур. войны, хотя военные действия проходили на его землях, а в конаках располагался серб. штаб. Большие владения стали причиной неск. имущественных конфликтов и вызвали смену игуменов, особенно в нач. ХХ в. Во время первой мировой войны, в 1915 г., болгары ограбили обитель и взяли в плен ее настоятеля о. Рафаила. После войны активная вырубка и частые пожары практически уничтожили монастырские леса.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010