В 1820-х гг. на средства благодетеля александровского купца Михаила Матвеева Каленова был произведен полный ремонт Сретенской церкви, в ходе которого ветхая деревянная крыша была перекрыта железом и выкрашена. В 1858 году от сильного пожара, вызванного ударом молнии, загорелись тесовые крыши келейного корпуса, а от них — больничные кельи и церковь. В отчете писалось: «Сретенская больничная церковь, находящаяся в связи с больничным корпусом монахинских келий обгорела – глава, купол и крыша до свода разрушены, а внутренность повреждена… Примыкающие к Сретенской церкви, отдельно от главного корпуса, две каменные келии сгорели до сводов, а деревянные над ними и деревянные не в дальнем расстоянии от них сгорели совершенно». К счастью, алтаря церкви и каменного престола пожар не коснулся: на нем еще долго сохранялся антиминс, выданный 16 декабря 1831 года епископом Владимирским Парфением. После пожара к 1860 году по проекту епархиального архитектора Н. Артлебена каменный больничный корпус был построен заново, уже как отдельное здание от келейного корпуса. Восточные каменные кельи уже не восстанавливали. Церковь была отремонтирована полностью, при этом дверь в нее, ведшая ранее прямо из больничных келий, заложена. В 1923 году Сретенская церковь, вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. Затем здание церкви долгое время арендовал молокозавод. К 1990-м годам в ней была устроена экспозиция музея, посвященная революции 1905 года. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы сестрам возрожденной обители. После проведения ремонтно-реставрационных работ и воссоздания храмового убранства в декабре 1995 года Сретенская церковь была заново освящена Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием. В 2004 году установлен новый резной иконостас с иконами, написанными насельницами монастыря. http://alexandrov-obitel.ru/?page_id=566 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2013 году в России был выпущен почтовый блок , посвященный 500-летию Александровской слободы. На марке почтового блока изображены церковь Распятия Христова и Троицкий собор . На полях блока - ансамбль Александровского кремля XVI века: слева - надвратная церковь Феодора Стратилата , справа - Покровская церковь , Сретенская церковь и Успенский собор .

http://sobory.ru/article/?object=02085

Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе. В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др. Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963). Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре. Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).

http://pravenc.ru/text/77518.html

В XIX веке благоустройство монастыря было продолжено. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре был устроен детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека. В 1922 году обитель была закрыта, а ее храмы и постройки переданы под хозяйственные нужды. На территории монастыря попеременно размещались детский дом для беспризорников, общежитие, турбаза. В годы войны Стефановская и Троицкая церкви были разобраны на кирпичи для строительства аэродрома. В 1993 году в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 году стал самостоятельным монастырем. В 2004 году монастырь обрел статус ставропигиального. За эти годы были восстановлены из руин храм преподобного Стефана, надвратный храм преподобного Сергия, храм святых апостолов Петра и Павла. Постепенно была благоукрашена территория, восстанавлены корпуса, а также проведены раскопки на месте Троицкого храма, но восстановить его оказалось невозможным. В 2005 году по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего обитель, в архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря был включен приходской храм Махрищской слободы преподобного Сергия, находящийся у стен обители. В мае 2006 года началась реставрация разрушенного храма, завершившаяся осенью 2009 года. Восстановленный в его прежнем историческом облике храм преподобного Сергия Радонежского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящен по имя Святой Живоначальной Троицы. Так возродившаяся Троицкая обитель вновь обрела свой главный престол. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/1247299.ht...

После досрочного освобождения в 1936 году ему запретили селиться ближе 101-го километра от Москвы, поэтому Барановский поступил на работу в Александровский музей и занялся памятниками Александровской слободы, консультировал реставраторов в Троице-Сергиевой лавре. Ежедневно в 17.30 он был обязан отмечаться у уполномоченного в Александрове, но рискуя свободой, все-таки с первой электричкой выезжал в Москву, чтобы тайком фотографировать разбиравшийся на Красной площади Казанский собор и завершать его обмеры, — и успевал вовремя возвращаться. В войну он вновь занимался сохранением памятников культуры, страдающих от военных и оборонных действий, в частности провел неотложные противоаварийные работы по спасению Дмитриевского собора во Владимире. Мировым эталоном реставрации является восстановление Пятницкого собора в Чернигове (XII век), которое велось под руководством Барановского в 1944-1945 годах. В Чернигов он вошел с освобождавшими город войсками — на месте собора лежала груда кирпичей. И реставратор дошел до секретаря ЦК КП Украины, требуя посреди всеобщей разрухи… приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление специального кирпича — плинфы. И добился своего! Наиболее известной страницей в жизни Петра Дмитриевича стала борьба за собор Василия Блаженного, который собирались снести, чтобы не мешал парадам. Об этом сложили немало легенд: как он закрылся в соборе и предложил взрывать его вместе с собой или как грозил самоубийством в случае сноса памятника и т. п. По свидетельству его учеников, это все преувеличения — в реальности Барановский ходил по инстанциям, писал — даже Сталину; с Кагановичем имел разговор на повышенных тонах. Последнее, видимо, и послужило причиной ареста — но храм остался цел. Жена Барановского вспоминала потом, что перед отправкой мужа по этапу им разрешили краткое свидание, и первый вопрос, который тот ей задал, был о соборе Василия Блаженного. В конце жизни Петр Барановский дал толчок общественной борьбе за историческую Москву, создав первый в стране молодежный реставрационный клуб «Родина» (во времена хрущевских гонений старосты закрывающихся церквей обращались туда за помощью, и Барановский с сотрудниками старались отстоять храм) и написав устав для Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры; из этого движения вышли многие активисты церковного возрождения, до которого он сам не дожил — скончался в 1984 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

профессор В. М. Кириллин Образ равноапостольного великого князя Владимира в древнерусских гомилиях заслуженный профессор МГУ, профессор МДА А. С. Соболев На чем может основываться продуктивное сотрудничество православных богословов и естествоиспытателей профессор И. С. Дмитриев (СПбГУ, Музей Д. И. Менделеева) Наука в конфессиональных контекстах преподаватель МДА, доц. ПСТГУ иерей О. Мумриков Православная традиция и экологическая проблематика 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Второе пленарное заседание преподаватель Первушин М. В. К вопросу миссионерской методологии святых Кирилла и Мефодия в житиях равноапостольских братьев профессор архимандрит Макарий (Веретенников) Из истории русской церковной иерархии XV века. иерей Константин Костромин (СПбДА) Международные христианские связи Киевской Руси в эпоху Крещения Руси: характер и масштаб архимандрит Сильвестр (Стойчев) (КДА) Украинские жития святого князя Владимира XVI-XVIII вв. доцент игумен Дионисий (Шленов) Симеон Новый Богослов в русской средневековой книжности и духовной культуре преподаватель МДА иеромонахТаврион (Смыков) Откровение Мефодия Патарского и формирование христианской эсхатологии на Руси 11 октября, пятница 10:00. Третье пленарное заседание профессор протоиерей Владислав Цыпин Влияние церковного устава святого Владимира на древнерусское право профессор А. М. Пентковский Литургическая традиция Русской Церкви XI века и её особенности доцент Кузенков П. В. Цивилизационный выбор Руси: Византия, Запад и Халифат в эпоху св. Владимира доцент Квливидзе Н. В. Программа росписи Покровского собора Александровской слободы преподаватель Афанасьева Н. Е. «Сборник о подвижничестве иноков” собрания Оптиной Пустыни как памятник славянской письменности 18-19 вв. преподаватель Ковшов М. В. Проблема центра богословия св. Ап. Павла с точки зрения русской православной библеистики 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Четвёртое пленарное заседание профессор Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) Духовно-учебная помощь России Поместным Церквам как свидетельство единства Православной Церкви (вторая половина XIX - начало XX в.)

http://e-vestnik.ru/db/konferenziya_1025...

(изначально Покровский) Кованые Тверские и Васильевские врата Троицкого собора Фото Владимира Ештокина Привезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода. Святыни монастыря Фото Владимира Ештокина В Троицком соборе покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, духовника и устроителя обители. Также здесь находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. По преданию, ее привез из Москвы преподобный старец Лукиан. Фото Владимира Ештокина Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (1510-е гг.) (изначально Троицкая) Дворцовый храм Ивана Грозного. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Шатер — уникальная черта древнерусского зодчества. В качестве основного перекрытия храма шатер использовался с XIV века и был запрещен по указу патриарха Никона в середине XVII века. С тех пор шатровыми строили только колокольни. Стены Покровской церкви не всегда были белыми. Шведский путешественник Петрей де Ерлезунда описывал внешнее убранство собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». По легенде, в подвалах этой церкви Иван Грозный хранил свою знаменитую библиотеку, унаследованную от бабки, византийской принцессы Софьи Палеолог. Дорога До Александровской слободы удобно добираться по железной дороге. Если вы живете в Москве, Ростове или Ярославле — это отличный вариант для семейной поездки на выходные. Электрички из Москвы до Александрова отправляются с Ярославского вокзала примерно раз в час. Время в пути — чуть более двух часов. А если ехать на комфортном экспрессе, то добраться получится даже быстрее — всего за 1,5 часа. От вокзала Александрова до слободы ходят автобусы 4 и 7, выходить нужно на остановке «Музей». Станция Александров — крупнейшая на всем участке от Москвы до Ярославля. До Москвы — 112 км, до Ростова — 112 км, до Ярославля — 170 км. Станция обслуживает пригородные поезда на Ярославль, Дмитров, Поварово III, Киржач, Орехово-Зуево, Куровскую, а также на Иваново.

http://foma.ru/aleksandrovskaja-sloboda-...

В царствование Императрицы Екатерины II в честь св. Георгия Победоносца был утвержден высший военный орден Российской Империи (1769), присуждавшийся за особые заслуги на поле боя, и имевший девиз " За службу и храбрость " (в 2000 г. орден восстановлен как высшая военная награда России). Георгий Победоносец также считался покровителем русских монархистов, избравших в смутное революционное время 1905 г. использовавших его образ на нагрудном знаке крупнейшей черносотенной организации Союз Русского Народа. А ровно 100 лет назад, 23 апреля 1906 г. в органе СРН газете " Русское знамя " было впервые опубликовано стихотворение Льва Катанского " Молитва благодатному покровителю Союза Русского Народа Св. Великомученику и Победоносцу Георгию " , ставшее неофициальным гимном Союза. Сегодня день памяти выдающегося русского полководца князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского , скончавшегося 23 апреля 1610 г. Он родился 8 ноября 1586 г. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при Царе Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе Годунове подвергся опале, Скопин-Шуйский получил воспитание под руководством матери. Уже при Государе Борисе Годунове он был стольником, а при Царе Василии Шуйском, который приходился его родным дядей, князь стал близким к Престолу человеком. На военное поприще он вступил в 1606 г., с появлением разбойных отрядов Ивана Болотникова, которого 20-летний Скопин-Шуйский дважды разбил. Затем молодой князь показал себя талантливым военноначальником при освобождении Русской земли от иноземцев и помогавших им русских изменников. Выступив 14 апреля 1609 г. для спасения Престола, князь взял Орешек, Тверь и Торжок, очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил поляков 12 января 1610 г. снять осаду Троице-Сергиевой лавры. В марте он снял блокаду Москвы, которая ликованием встретила молодого полководца. По свидетельству современников, народ смотрел на Скопина-Шуйского, как на своего " спасителя " , " отца отечества " и даже предлагал ему царскую корону, от которой он решительно отказался.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/06/to...

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном. В 1744 году , в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского , в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского . Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен - казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. И Успенский собор во всей своей красе

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Складень с изображением св. княгини Ольги Кураторы выставки – кандидаты искусствоведения Жанна Белик и Надежда  Герасименко рассказали о замысле экспозиции, которая состоит из пяти разделов. В первом собраны произведения, связанные с коронацией Николая II в 1896 г., и образы святых покровителей императорской семьи. Это, например, коронационная икона святителя Николая и святой мученицы царицы Александры, созданная в палехской мастерской Париловых; шитый образ тех же святых и святителя Алексия, митрополита Московского; складень с изображением св. княгини Ольги, подаренный царской семье жителями Царского села в честь рождения первенца. Уникальный экспонат, притягивающий всеобщее внимание, – последнее пасхальное яйцо Фаберже «Созвездие царевича», которое мастер не смог вручить заказчику на Пасху 1917 г.: этот праздник императорская семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского села. Ярко-голубая хрустальная небесная сфера на облаке представляет собой точную карту созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича Алексея. Пасхальное яйцо " Созвездие цесаревича " . Фото ЦМИАР  Второй раздел посвящен церковному прославлению целого ряда русских святых, которое происходило по инициативе и при личном участии Николая II. Открывает этот раздел одна из первых икон преп. Серафима Саровского – образ святого основан на трех прижизненных портретах, написание которых он сам благословил. В этом же разделе – большая фотография иконописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, наставника для которого выбрал сам преп .Серафим, явившись художнику во сне. Третий раздел составлен кураторами таким образом, чтобы показать стилистическое разнообразие иконописных памятников и ювелирного искусства этой эпохи: модерн здесь сочетается с традиционными изображениями, которые, в свою очередь, переживают «новое рождение» в связи с открытиями реставраторов, что позволило впервые увидеть древние памятники. Известный иконописец-реставратор В.П. Гурьянов был первым, кто увидел после расчистки «Троицу» Андрея Рублева – это не могло не отразиться на стиле его работ, которые представлены как в третьем, так и в четвертом разделе выставки, посвященном расцвету старообрядческого церковного искусства. Кураторы напоминают, что царский манифест о веротерпимости 1905 г. и распечатание алтарей старообрядческих храмов стимулировал новый творческий взлет в этом искусстве, ориентированном на старые образцы, но неизбежно подвергавшемся «веяниям времени». Среди икон этого раздела обращает на себя внимание образ «Вмч. Прокопий  и прав. Иов Многострадальный» с изображением храмов Рогожской слободы, а также икона благоверных князей Федора, Давида и Константина Ярославских, выполненная в 1911 г. для архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Беллавина), будущего патриарха Московского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

256. 271. 277. 280. 289. 323. 337. 369. 391. 434. 499. В них 119 престолов. 6. Пречистенского сорока 43 церкви: 30. 37. 42. 44. 60. 69. 78. 92. 94. 101. 110. 112. 115. 118. 125. 127. 128. 133. 134. 143. 154. 155. 162. 175. 181. 185. 186. 187. 199. 202. 209. 220. 227. 239. 257. 260. 301. 307. 311. 322. 329. 365. 532. В них 136 престолов. 7. Пригородных (т.е. находящихся за чертою Камер-Коллежского вала) 15 церквей: 62. 68. 122. 151. 252. 270. 318. 345. 366. 401. 435. 488. 519. 544. 554. В них 48 престолов. II. 2 бесприходные церкви с самостоятельными причтами: 71 и 223. В них 4 престола. III. 8 кладбищенских церквей: 283. 328. 332. 336. 339. 347. 358. 380. В них 27 престолов. IV. 2 единоверческие церкви: 274 и 326. В них 4 престола. V. 12 приписных (к соборным, приходским и кладби-щенским): 38 к 8; 66 к 58; 102 к 163; 106 к 18; 241 к 236; 244 к 271; 265 к 391; 281 к 279; 324 к 8; 333 к 326; 408 к 131; 509 к 339. В них 13 престолов. В. 102 монастырские церкви с 206 престолами. А именно: I. 54 церкви в мужских монастырях, с 114 престолами. В Даниловском, у Серпуховской заставы (осн. около 1282 г.), 3 церкви: 23. 225. 355. В них 10 престолов. 2. В Богоявленском, на Никольской (осн. в 1296 году), 2 церкви: 167 и 233. В них 9 престолов. 3. В Высокопетровском, на Петровке (осн. в XIV веке), 6 церквей: 148. 150. 152. 156. 237. 250. В них 8 престолов. В Чудовом, в Кремле (осн. около 1358 г.), 4 церкви: 13. 129. 130. 545. В них 7 престолов. В Спасо – Андрониковом, в Рогожской (осн. около 1360 г.), 5 церквей: 6. 29. 168. 306. 420. В них 11 престолов. В Симоновом, у Симоновской слободы (осн. в 1370 г.), 6 церквей: 5. 32. 109. 192. 346. 367. В них 11 престолов. В Никольском, на Никольской (осн. в XIV веке), 1 церковь : 219. В ней два престола. В Сретенском, на Лубянке (осн. в 1397 г.), 3 церк- ви: 3. 79. 114. В них 6 престолов. 9. В Златоустовском, между Маросейкой и Мясницкой (известен с 1412 года), 4 церкви: 98. 210. 235. 254. В них 6 престолов. В Новоспасском, за Таганкой (осн. в 1466 г.), 5 церквей: 65. 75. 104. 282. 294. В них 12 престолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010