Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Проворный народный ум изобрел и достойный символ ревностного служения опричников: «они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, – пишет Карамзин, – в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию». Когда в 1565 в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение далось ему страшным напряжением воли. Вот портрет царя, каким его знали до этого знаменательного дня: Иван был «велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное». Подвижнический характер имела вся личная жизнь царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке Александровской слободы. Шумную и суетную Москву царь не любил, наезжая туда «не на великое время». В Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была монастырем в миру. Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его братию, а себя Иван называл «игуменом всея Руси». (Царь не раз хотел постричься, и последний раз, после смерти сына в 1581, лишь единодушная мольба приближенных предотвратила осуществление этого намерения.) Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иван не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел – заплатили мне злом за добро, ненавистью – за любовь». Второй раз приводим мы изречение Ивана, теперь уже с полным правом говоря – воистину так!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видяще велие смиренномудрие твое, дивимся, святче Божий: преуспевая бо в подвизех, вящще жаждал еси духовнаго назидания. Сего ради обитель свою на время оставил еси, и со святыми отцы пребывати вожделел еси. Обаче, вновь в обитель возвратился еси на радость братии и людем. К тебе убо и мы прибегающе, сице глаголем: Радуйся, ища разума духовнаго к пустынным отцем притекший; радуйся, лжеименный разум века сего несумненно отвергший. Радуйся, многая в пустынных местех благая и душеполезная сокровища стяжавый; радуйся, аки богомудрая пчела от труждающихся тамо отец сладость иноческую собравый. Радуйся, туюжде сладость в землю Александровскую сохранно принесший; радуйся, зде обитель благоуспешно насадивший и сторицею возрастивший. Радуйся, равноангельскаго жития достигнути сподобивыйся; радуйся, в иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся. Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю; радуйся, жаждущих духовный напоителю. Радуйся, вертограда церковнаго крине благовонный; радуйся, проповеди евангельския глас богопросвещенный. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 6 Проповедник неленостный православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, преподобне, мирския и духовныя управляя. Прихождаше же в Александрову слободу потребы ради монастырския, многочастне в Успенском монастыре тоя слободы инокинь посещал еси, душевне и телесне их укрепляя, да поют благодарственно благих Подателю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия земли Александровстей просвещение совершенных твоих добродетелей, изрядный угодниче Христов. Сего ради сестры обители Успенския, преклоньше колена, согласно моляху тя, дабы и им был еси пастырем. Ты же, зряху веру их, восприял еси их во свою паству духовную и был еси им учитель благочестивый и праведный. Сопричти и нас Богом собранному твоему стаду, со умилением зовущих: Радуйся, светильниче веры и добродетелей учителю; радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю. Радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый; радуйся, спастися хотящим усердно послуживый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

На колокольне старинный, шведский колокол весом около 30 пудов. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных Петром I для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Варгуниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коей, по преданию, была шведская кирка. Метрические записи имеются при церкви с 1750 года. Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 гг. при здешней церкви был один священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 105 руб. 45 коп. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфорового завода причт стал получать из заводской конторы 147 руб. 32 коп. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возрасло до 179 руб. 97 коп. Когда устроен был в 1825 г. Александровский чугунный завод, причт стал от этого завода получать 114 руб. 28 коп.; кроме этого, пользовался от завода экипажем с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви и причта жалованье причту фарфоровому прекратилось. В 1802 году вследствие указа о наделе причтов землею общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого, причт пользуется 97 руб. 44 коп. в год, т. е. процентами с капитала в 2430 руб. Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфорового завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4-й куплен у вдовы священника Алексеева. Приход составляют рабочие на фарфоровом и на других соседних заводах. Прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., муж. пола 989 и жен. 984. В приходе существуют две школы: приходская, с курсом первоначального обучения, и техническая, для обучения мастеровых. Крестный ход бывает 20 июля вокруг селения, в память холеры 1848 года.

http://sobory.ru/article/?object=34534

К указанным чисто природным удобствам села Казаков нужно еще прибавить, что в двух верстах от него находится станция того же имени Юго-Восточных жел. дорог, ведущих от Орла к узловой станции Грязи. Вблизи станции Казаков через р. Воргол перекинут железно-дорожный мост, редкий по своей величине и высоте среди подобных-же мостов. С полотна железной дороги и особенно с моста открывается живописный чисто-швейцарский вид имения г. Варгунина, которое амфитеатром расположено на берегу реки. Земли, на которой теперь лежит с. Казаки и которой владеют местные жители, принадлежали некогда казакам Елецкой Александровской слободы, имеющим здесь свои выселки с церковью во имя Великомученика Георгия, как это значится в старинной выписи на земельные казацкие владения 1692-93 г.г. Здесь прямо сказано, что «оные казаки пользовались сеном около лесу Хомутова … и по реке по Варглу и по Хомутцу», а между владельцами перечисляются такие фамилии казаков, которые особенно распространены среди теперешних жителей с. Казаков. Что теперешняя земля крестьян с. Казаков со всеми угодьями когда-то принадлежала казакам Александровской Елецкой слободы, всего яснее доказывается земельными планами, общими для жителей Александровской слободы и с. Казаков, и участием крестьян слободы Александровской во владении мельницею в с. Казаках на р. Воргле. Отсюда ясно, что с. Казаки сначала было простыми казачьими хуторами или выселками из Елецкой Александровской слободы, а потом с течением времени казаки переименовались в крестьян-однодворцев, поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников. Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом: в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого мужского монастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы. На это есть ясные указания даже в документах, сохранившихся с 1780 года в церковной ризнице с. Казаков. На копиях метрических книг, выдававшихся из Елецкого Духовного Правления, писалось в заглавном листе так: « 1780 года  Генваря  дня книга, книга выданная из Елецкого Духовного Правления г. Ельца Александровской слободы Георгиевской церкви». В 1782 г. написано гораздо определение: г. Ельца Александровской слободы на р. Воргле …» а с 1786 года в той же копии уже начали писать: «Елецкой округи с. Казаков Георгиевской церкви …». Все это с достаточною определенностью говорит за первоначальное происхождение села и его названия.

http://sobory.ru/article/?object=17261

Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры. После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник " Александровская Слобода " , находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности. Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в.) и торжественные " злаченые " Новгородские двери (1336 г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса " аки птица свободная " .

http://sobory.ru/article/?object=00080

Благочинный, протоиерей соборной церкви г. Инсара, Иоанн Иосифович Щепотин Причты церквей г. Инсара и сел: Верхней Вязеры, Арбузовки, Козловки, Засечной Слободы, Ямской Слободы, Паева, Адашева, Потижской Слободы, Потижского Острога, Липлейки, Старых Верхис, Новых Верхис, Кашаева, Трехсвятского, Сиалеевской Пятины, Языковой Пятины, Хитрова, Рыскина (Николаевская церковь ) Г. Инсар Благочинный, священник села Иссы, Василий Александрович Александровский Причт сел: Иссы, Долгорукова, Бутурлина, Никольской Пестровки, Муравьевки, Инсары, Украинцева, Симанки, Палаевки, Бестужева, Костыляй, Любятина, Знаменский Пестровки, Могиловки, Болдова, Ключищ, Починок, Сипягина, Николаевки Ст. Исса Причты сел: Ускляй, Акшенаса Ст. Архангельско-Голицин., Саранск. у. Причт с. Рузаевки Ст. Рузаевка Мск. Каз. ж.д. Благочинный, протоиерей с. Токмова, Василий Иларионович Масловский Причты сел: Токмова, Сиалеевского Майдана, Старого Ишенева, Унуйского Майдана, Старокорсаковского Майдана, Куликовки Г. Инсар Причты сел: Пушкина, Нагаева, Шувар, Нового Сучкина, Никольской Саловки, Шайгова, Старосивильского Майдана, Тиризморги Ст. Шуваровская, Инсарск. у. Причты сел: Ключарева, Сузгарья Г. Саранск Причты сел: Новошишкеевской, Слободы, Заштатного города Шишкеева, Огарева, Воскресенской Саловки, Тепловки Ст. Шишкеевская, Инсарск. у. Причт села Спасского Ст. Исса, Инс. у. Благочинный, священник села Рязановки Иоанн Петрович Ягодинский Ст. Шувары Причты сел: Лемдяйского Майдана, Николаевки, Кулдыма, Вертелима, Новой Федоровки, Старой Федоровки Ст. Шувары, чрез Лемдяйско-Майданское вол. правл. Причты сел: Ново-Троичкого (Сучкина), Мельцан, Шигонь, Ингеняр-Пятины, Конопати, Олферьевки, Лемдяй Ст. Шишкеев, чрез Сучкинское волостн. правление Причт села Болотникова Г. Саранск, чрез Ново-Акшинск. вол. правление III. Керенский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Керенск. цер. Ник. Алекс. Любимов Г. Керенск Причты церквей г. Керенска и сел: Рахмановки, Васильевки, Архангельского, Котла, Коповки, Маркина, Каргалей, Бутурлина, Кармалейки, Козлейки, Лундана, Дуракова, Татарской Лаки, Нагорной Лаки, Выборного, Шелдаиса, Луки, Ртищева

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По Покровской церкви проводились инженерно-геологические изыскания, в т.ч. по выявлению базовых причин замачивания и деформаций древних белокаменных подклетов. В 1990-х годах на Покровской церкви Александровой слободы известным ученым В.В. Кавельмахером (г. Москва) путем зондирования позднейшего штукатурного намета обнаружены остатки белокаменного портала необычайной красоты. Осторожное раскрытие сантиметр за сантиметром подтвердило научное открытие, - в работе над храмом принимали участие итальянские мастера эпохи Возрождения. Удалось более точно датировать памятник и этапы его строительства. Эта находка и другие открытия стали ключевыми для научной реконструции первоначального облика и последующих переделок, внесли весомый вклад в раскрытие и понимание истории Александровой слободы в целом (В.В. Кавельмахер. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЫ. Рукопись). Сам белокаменный портал музеефицирован и стал одновременно и частью интерьера и архитектурных конструкций храма и экспонатом. На востоке от Троицкого собора находится Покровская шатровая церковь. Основой здания стал небольшой домовый великокняжеский Троицкий храм на высоком подклете с глубокими сводчатыми подвалами. Как и все храмы Александровской слободы начала XVI в., он выстроен из кирпича и белого камня. Интересный в архитектурном исполнении приземистый кирпичный шатер, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов, был покрыт черепицей. Алтарь церкви и шатер в 70-е г.г. XVI в. расписали, замечательные фрески частично сохранились до наших дней. Белокаменные порталы при входе украшала изящная резьба. К храму примыкали дворцовые палаты с подвалами. В 1680 г., когда приходская Троицкая церковь осталась без священнослужителей, богослужение в ней не совершалось. По указанию Царя Феодора Алексеевича благословением Патриарха Иоакима она была передана в ведение Успенского девичья монастыря с повелением расширить алтарь, построить придел во имя великомученика Феодора Стратилата и теплую трапезную. В 1680-1681 г.г. велись большие строительные работы, как во всем монастыре, так и в Троицкой церкви, средства на которые – не менее 700 рублей – были пожалованы Царем «из своей Государевой казны».

http://sobory.ru/article/?object=02084

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк. 2006. Введенский спуск, на котором располагается Введенский храм, вёл от древних Данковских ворот елецкой крепости к мосту через речку Ельчик. Введенский приход города Ельца возник в конце XVI века из казаков Александровской слободы. По записям в " Елецкой явочной книге 1615-1616 гг. " , церковь значится как существующая. Находилась она тогда за пределами крепостных стен. Согласно летописным документам, " строена попом Леонтием " и была тогда деревянной. Обветшавшую церковь в середине XVIII столетия разобрали и стали строить каменную. К 1750 г. она была уже частично выстроена и согласно надписи на подпрестольном закладном кресте " освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году " . Из материала книги: " Земля Липецкая " . Изд-во Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики - 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище. В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

http://sobory.ru/article/?object=03566

Несмотря на то что чудотворный образ долгое время находился в церкви без крыши, он остался «и от солнца и от дождя и слоты цел и... ничем не вредим» (Там же. Ед. хр. 16. Л. 12). Вскоре при храме возникла монашеская община: в 1640 г. в Псковитиново Раменье пришел из Димитриева Прилуцкого монастыря иером. Феодосий Поморец, к-рый постриг Илариона в монашество. С иером. Феодосием были некие «прихожие старцы», позже в общину поступил инок переславль-залесского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Филимон, уроженец соседней дер. Бекирево, рассказавший братии «как самовидец» о чудесах от иконы «Рождество Пресв. Богородицы». Монахи покрыли крышу храма, построили кельи. Однако настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря архим. Иосиф (Чеус), бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы, воспользовался тем, что община не имела офиц. статуса. Он вывез в свою обитель приготовленные для строительства бревна, насельников разогнал, а кельи сжег. Прп. Лукиана, закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал перед патриархом Иосифом, «аки бы не добре жительствует». Прп. Лукиан был сослан «под начал» в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех монастырь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. Ок. 1646 г. прп. Лукиан пришел в Псковитиново Раменье и предпринял новую попытку устроить обитель. Он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Однако после нападения разбойников на незащищенную пустынь и кончины от полученных ран мон. Матфея прп. Лукиан вернулся в Чудов монастырь. Здесь он познакомился с царским «истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой разрешить иером. Лукиану с братией жить при храме, «потому что около тое церкви верст по пяти и по шти и болше пусто, лесом поросло и болото, жилых сел и деревень нет, и впредь тут в приходе за пустотою быть некому» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

В 1806 г. был отремонтирован нижний храм (сделан теплым и расписан), а в 1843 г. – верхний, в котором Н.Д. Кузнецов написал новые иконы и сделал на стенах росписи. В 1862 г. епархиальный архитектор Г.И. Карпов начал возведение боковых приделов, освященных 29 января 1865 г. Образа в них исполнил В.Ф. Пасхин. Через два года была окончена новая отделка нижнего храма. В 1900 г. арх. Д.П. Рябов приступил к полной перестройке здания, сделав его из двухэтажного одноэтажным, но двусветным и с хорами, после чего внутри смогли поместиться 3000 человек, почти все население слободы. Были возведены шатровая колокольня и пять глав. Поначалу, 28 октября 1901 г. епископ Нарвский Никон освятил само обновленное здание, a 21 мая 1903 г. – левый придел апп. Петра и Павла. Большинство расходов по перестройке взял на себя староста, крестьянин Н.М. Слепушкин, бывший также литератором, автором „Досугов сельского жителя“. В 1912 г. в церкви была повешена бронзовая доска с именами павших при Цусиме матросов из Рыбацкой слободы. В 35 саж. от церкви возвышался гранитный обелиск, сооруженный в 1791 г. в память о патриотизме жителей в Русско-шведской войне. Неподалеку находилось приходское кладбище с церковью; в Петро-Славянке стояла деревянная часовня; в Усть-Славянке – каменная, выстроенная в 1861 г. (освящена 20 июля 1920 г. как церковь прор. Илии). В Петров день причт кропил святой водой дома в округе и служил в них молебны. Полвека (1839–1888 гг.) настоятелем церкви был прот. Николай Петрович Флоровский; последним перед революцией – прот. Николай Петрович Кулигин, в 1937 г. расстрелянный. Церковь закрыта в 1934 г. и в следующем году снесена – закладная доска сейчас находится в местном музее. Ныне на этом месте – сквер. В 1980-е гг. Рыбацкое застроено многоэтажными домами. В конце XX века создана инициативная группа по восстановлению храма. http://www.encspb.ru/object/2804678970?lc=ru Село Рыбацкое находится по Шлиссельбургскому тракту, на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга и в 6 от почтовой станции Усть-Ижоры. До 1829 г. оно называлось слободою Рыбною, а с 1829 г., до причисления его к Шлиссельбургскому участку, слободою Рыбацкою. До освобождения крестьян оно состояло в ведомстве Александровской мануфактуры. Рыбною слободою, Рыбацкою или селом Рыбацким оно названо потому, что населено рыбаками, вызванными в 1710 г. Петром Великим с берегов Оки, из замосковных дворцовых волостей.

http://sobory.ru/article/?object=35576

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010