« Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западно-европейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике» (из книги " Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог " , издание Госцентра по учету использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. - Владимир, 1996, стр. 226) . Об освящении Благовещенского храма патриархом Филаретом в 1642 году свидетельствует сохранившийся антиминс из толстого русского холста, в котором зашиты были в пяти местах святые мощи. На антиминсе имеется надпись: «Освятися алтарь великаго Бога и спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения, на память святыя мученицы Варвары и преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина, Великимъ Государемъ святейшимъ Филаретомъ патриархомъ Московскимъ и всея Руси при державе благовернаго и христолюбиваго Государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца и при благородномъ царевиче Алексие Михайловиче всея Руси лета 7140 Декабря въ 4-й день». Св. антиминс, на котором в XIX веке совершалось богослужение, также древний, на холсте же, но печатный; он освящен в 1690 году преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским и Юрьевским. На антиминсе имеется надпись: «Жертвенникъ Божественный и священный совершися чрезъ святое Божественное Священнодействие, освященъ Божетсвенною Благодатию Всесвятаго и Животворящаго Духа. Сие жебысть при державе Благочестивейшихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и при великомъ Господине Киръ-Адриане, Архиепископе Московскомъ и всея Руси и всехъ северныхъ странъ патриархе. Лета 7207 месяца Марта въ 10 день. Имеетъ власть священнодействовати въ храме Благовещения Пресвятыя Богородицы; священнодействованъ Преосвященнымъ Илариономъ, митрополитомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ».

http://sobory.ru/article/?object=02778

Вновь лишившись приходского храма, жители Александровской слободы «поспешно» достроили в 1770 г. трапезную часть нового каменного храма, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, почитаемый ельчанами, образ которой занял на нём подобающее место. Строительство храма было завершено в необычайно короткие для того времени сроки. Освящение главного престола его во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 г. На рубеже XVIII-XIX в.в. к храму была пристроена каменная колокольня. Но и этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет. О том, каким был в то время Христорождественский храм, можно судить по архивным чертежам 1842 г., когда намечалась его перестройка. Церковь представляла собой характерный для Ельца XVIII в. конструктивный тип приходского храма «восьмерик на четверике» с пониженной полукруглой апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. Окна нижнего яруса храмовой части украшали барочные наличники. В верхнем ярусе - наличники простой формы и расположенные парами угловые пилястры. Восьмерик венчался высоким куполом со световым барабаном. Трапезная, где находился дополнительный престол, имела два окна с северной стороны и четыре с южной. Окна были оформлены простыми наличниками. Композиционно храм был близок к другим приходским храмам Ельца, выстроенным к этому времени. Однако конструктивной особенностью оформления его храмовой части было отсутствие на фасаде декоративного перехода от четверика к восьмерику в виде треугольного (как у Введенской церкви) или полуциркульного (как у Преображенской церкви) фронтона-тимпана. Такое решение возвращает нас к более древним памятникам - Талицкой церкви или старой Покровской в Ельце. Судя по изображениям храмовой главки и завершения, имевших упрощённый вид, храм на рубеже XVIII-XIX вв. потерял свое барочное оформление в виде наличников на восьмерике и световой главке. Тогда же, видимо, была выстроена и колокольня с мощным шпилем, но уже в классическом стиле. Нижний же ярус храма имел барочные наличники, характерные для середины XVIII в. и не сохранившиеся к настоящему времени ни на одном из храмов Ельца, за исключением вскрытых при реставрации фрагментов таких наличников на четверике Преображенской церкви. Дальнейшие перестройки середины XIX в. не сохранили от древнего храма ни одного фрагмента.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители - палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: " Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды " ... Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью " жидовствующих " , которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем " верных " , а остальным " земским " еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина – касимовского царя Семена Бекбулатовича... Был в этом " разделении полномочий " и особый мистический смысл. Даруя Семену титул " великого князя всея Руси " , а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: " Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь – все же я, и никто не в силах это изменить " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/de...

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

На церковных усадебных землях строились дома (в 1880 году числится 21 дом, 1890 году — 27 домов), в которых жили люди разных сословий — с них причт получал арендных денег до 40 руб. в год. Причт при церкви состоял из священника и дьякона на должности помощника, они проживали в собственных деревянных домах. На содержание причта жалованья не поступало, хотя обеспечение его было неплохим, так как священно-служители получали доход в виде процентов от ценных бумаг, облигаций и казначейских билетов банков – Нижегородского Николаевского городского и Нижегородского Александровского дворянского. Неплохо была налажена церковная бухгалтерия. С 1872 года ежегодно составляется опись церковного имущества. В церкви велась приходно-расходная книга, хранились копии с метрических книг, а также копии из циркулярных предписаний Епархиального начальства с 1847 года. Государственные облигации и денежные средства хранились церковным старостой в специальном месте под замком и под печатью священника. Причём 25 % дохода от торговли свечами выделялось на содержание духовного учебного заведения Нижегородской епархии. Церковнослужители и прихожане не жалели средств на украшение храма, приобретение различной утвари и имущества, что способствовало тому, что церковь стала одной из самых красивых и почитаемых. На Нижегородской ярмарке приобретались церковные раритеты, и делалось это на средства попечителей и прихожан храма. Главной святыней храма являлась икона Владимирской Божией Матери, написанная в 1688 году. Икона была облачена в старинную вызолоченную серебряную ризу весом чуть более трёх фунтов. Особенной чеканной работой отличался большой серебряный венец Богоматери с жемчужным возглавием. В храме имелась и другая святыня — образ Тихвинской Божией Матери 1738 года — дар жителя Нижней слободы В.Г. Пугина. Эта икона также имела массивный позолоченный серебряный оклад, украшенный девятью большими каменьями и жемчугом. Привлекала внимание и другая реликвия — литой серебряный с позолотой напрестольный крест, в котором, судя по надписям на нём, имелись частицы мощей трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также семи русских православных чудотворцев и святой великомученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=19308

После революции 1917 г. храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 г. с него сбили колокола, которые отправили на переплавку, а в 1937 г. закрыли окончательно. В конце 1930-х г.г. сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 г. в здании размещалось одно из управлений Главмосстроя. В 1992 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В праздник Вознесения Господня, 3 июня 1992 г., был освящен главный престол. Над росписями трудились художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы выполнены иконописцем Сергеем Федоровым. В 2016-2018 г.г. в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы на этом объекте были проведены реставрационные работы, а именно: В 2016 г.: ремонт и реставрация крыши, подкровельного карниза; устройство отсечной гидроизоляции; реставрация белокаменного цоколя; устройство системы водостока. В 2017 г. завершались работы по ремонту и реставрации кровли и завершений храма, выполнялись — по воссозданию оконных заполнений и металлических решеток, ремонтные работы в интерьере храма, устройство отмостки и дренажной системы. В 2018 г. проводились ремонт и реставрация кровли колокольни и апсиды храма, устройство системы водоотведения, реставрация каменных полов. Все реставрационные работы в 2018 г. были полностью завершены. http://www.fedmp.ru Храм в честь Вознесения Господня на Б. Никитской ул. (с начала тридцатых годов XIX в. именуемый также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами), впервые упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена «на месте древней» царем Федором Иоанновичем в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. О начальном периоде истории храма в рукописи Александровского, хранящейся в ГИМе, говорится: «Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади. Упоминается в Царственной книге под 1548г. Погодные записи идут с 1625 г. В 1629 г. была деревянная и сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Работами в Александровой слободе руководили присланные из Москвы подьячие Андрей Григорьев и Федор Дмитриев, трубники Большого дворца Сергей Лавров, Назар Кайдашев, Борис Болдырев и Даниил Востриков, Иван Стромилов, Леонтий Крылов и Василий Харитонов, Михаил и Денис Шатковы. С июня 1681 г. «по Государеву велению… велено строением Успенского девича монастыря ведать» дьяку Семену Кудрявцеву, находящемуся в Троице-Сергиевом монастыре». Множество «мастеровых людей» было занято на строительстве: работали каменщики и плотники из Москвы, Троицкого Сергиева монастыря, Ярославля, Суздаля, переславских, юрьевских, владимирских, суздальских и ростовских дворцовых сел, кузнецы Александровой слободы. Посадские Александровские люди и окрестные жители ломали белый, бутовой и дикий камень «из бугров», оставшихся от старых дворцовых построек, «творили» известь, делали кирпич. К трапезной части храма были пристроены белокаменные лестницы с крыльцами: с юга - «всхожее» шатровое крыльцо, с севера – крыльцо с проходными сенями, и третье - с запада под колокольней. Кровли до начала XIX в. были покрыты тесом, в окна вставлены слюдяные «окончины», а на 1 этаж - кованые решетки. Три дубовых креста на церкви были обиты железом. Пол в трапезной части церкви вымостили дубовым кирпичом и натерли воском. Для отопления сложили три украшенные белыми и зелеными изразцами печи. С запада пристроили характерную для XVII в. каменную колокольню: четырехъярусный четверик, над ним восьмигранник звона с шатровым верхом. На колокольне были размещены 9 колоколов и часы, которые назвали «боевыми русскими железными часами»: с исчислением времени по восходу и заходу солнца. При колокольне находилась келья для монахинь-часовщиц, следивших за ходом часов. В нижнем этаже под церковью были устроены трапезная, поварня и хлебная, а также кельи для работавших в них монахинь. После перестройки ок. 1682 г. церковь переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В построенном приделе разместилась ризница, т.к. в честь вмч. Феодора Стратилата был освящен отдельный, надвратный храм.

http://sobory.ru/article/?object=02084

Спустя некоторое время начала собираться к нему братия и составилась малая обитель из двенадцати иноков. Сам Дионисий обучал грамоте юного сына и, благодатию Божией, успевал отрок в изучении Священного Писания; с юных лет приучался он пред очами родительскими ко всем подвигам иноческой жизни, ибо благой пример ему подавал отец, труждаясь сам для братии, нося воду и дрова и приготовляя для них пищу, до исхода своей жизни. После его кончины братия довершила обитель и устроила в ней церковь Живоначальной Троицы. Мать блаженного Иллариона после разлуки с мужем своим, раздав имение нищим, постриглась также в девичьей обители и, потрудившись в ней многие годы, преставилась к Господу. Оставшись сирым, уже в возрасте юношеском, Илларион пожелал обрести себе опытного наставника для подвигов иноческих где-либо вдали от своей родины, чтобы не иметь препоны от своих присных. Он пришел в обитель святых отец Афанасия и Кирилла Александрийских на реке Мологе, за сорок верст от города Углича, и там, приняв благословение от игумена, пребывал три года в совершенном послушании, но, не терпя похвалы человеческой, пришел из сей обители в другу, Покрова Богоматери, устроенную близ Углича на самой Волге преподобным Паисием. Однако и там оставался не более года, потому что обратил на себя общее внимание высоким своим житием. Пришел он наконец в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую, и там, сошедшись с одним благочестивым крестьянином Симеоном, спрашивал его: «Где бы обрести место пустынное для подвигов безмолвия?» Случился тут и другой поселянин, по имени Марко, который принял участие в их духовной беседе, и пригласил странника в дом свой за восемь поприщ от слободы Александровской. «Ты ищешь пустынного места, - сказал ему Марко, - вот недалеко от нас, за тридцать верст от Переславля есть пустынь, где издавна поставлена церковь во имя Рождества Богоматери, перенесённая из села Игнатьева, потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму чудным знамением от Своей иконы. Церковь сия запустела от нашествия Литвы, ибо священник в то время удалился и доселе его нет». «Часто я ходил в церковь, - присовокупил благочестивый поселянин, - молился со слезами пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы даровала мне на месте том жителя доброго и нам бы спастись под его руководством».

http://sobory.ru/article/?object=00571

Уже при жизни К. почитался как чудотворец. В 1666 г., как рассказывает «Чудо о исцелении беснаго во обители Пресвятыя Богородицы» (Там же. Л. 8-8 об.), в Лукианову пуст. привезли тяжелобольного крестьянина Порфирия из «веси Белоезерово» близ г. Переславля-Залесского. Он оставался в обители неск. дней, игум. К. молился перед чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы, и больной получил исцеление. По молитвам подвижника исцелилась боярыня Мария, жена окольничего М. Т. Лихачёва, монахини Успенского мон-ря получали облегчения от различных недугов, о чем рассказывают многочисленные чудеса из «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...». Автор «Повести о основании Лукиановой пустыни...» высоко отзывался о проповедническом даре подвижника: «Сей мужъ благъ сый, и добр пасяше своя духовныя овцы и изряденъ проповди слова Божия» (Там же. Л. 35). После 1667 г. старец принял схиму. К. был погребен под алтарем Троицкого собора Успенского мон-ря. На каменном надгробии подвижника вырезали надпись: «Лета 7189/1681 августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися рабъ Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовникъ схииеромонахъ Корнилий» (Мон-ри, соборы и приходские церкви. 1906. Стб. 310). Память преподобного отмечена в синодике Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. 776. Л. 150 об.) под 1 нояб., в день его тезоименитства (память св. бессребреника Космы Азийского). В том же синодике перечислены книги из личной б-ки К.: «...книга Евангелие недлное, книга Труба, книга Маргарит, дв книги Потребник болшой да малой, Псалтирь толковая да дв с слдованием, книга Иоасафа царевича, книга Библея, книга Афанасия Великаго, книга Служебник, книга Часослов, книга Символъ» (Там же. Л. 113 об.). Ежегодно 11 авг. у надгробия подвижника служили панихиду. В монастырской описи 1918 г. упомянута «в алтаре Сергиевского храма шитая схима преп. Корнилия» (ГА Владимирской обл. Ф. 566. Оп. 3. Ед. хр. 12. Л. 11). В наст. время в экспозиции Александровского музея выставлена схима, схожая с описанной в 1918 г. Успенский мон-рь закрыли в 1923 г. В 1946 г. Троицкий собор обители был возвращен РПЦ как приходский храм. В день памяти К. богослужения в соборе возобновились. В 1984 г. К. канонизирован в Соборе Владимирских святых, установленном в 1982 г. В 1995 г. составлены Служба и Акафист святому. В мае того же года были обретены мощи К., в наст. время они открыто почивают в Троицком соборе.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Хотя моей специальностью была византийская и древнерусская живопись, я очень интересовалась и архитектурой. Будучи летом 1926 года в Александрове и подробно познакомившись с памятниками бывшей Александровской слободы Ивана Грозного, я была поражена западным порталом Успенского собора, не похожим на остальные порталы московского стиля и носившим явные следы декоративного итальянского искусства эпохи Возрождения, хотя и в московской интерпретации XVI века. Заинтересовавшись этим памятником, почти совершенно неизвестным в литературе, я начала усиленно заниматься как александровским порталом, так и порталами других современных ему храмов и весною 1927 года прочла в Академии доклад о влиянии итальянского декоративного искусства на некоторые русские памятники церковной архитектуры. После этого мне было предложено заняться выявлением на территории Средней России других архитектурных памятников, носящих следы влияния итальянского декоративного искусства эпохи Возрождения. Я была очень горда тем, что мои занятия в области архитектуры увенчались успехом, и с жаром принялась за изучение соответствующей литературы. Неожиданно я нашла упоминание о том, что среди памятников архитектуры Калужской губернии в селе Ильинском Перемышльского уезда имеется церковь Успения, носящая следы итальянских архитектурных влияний. Я, конечно, очень заинтересовалась тем, что представляется новый объект для изучения, и просила командировку, которая мне и была предоставлена. В 20-х числах июня 1927 года я отправилась в Москву, а оттуда в Калугу для выяснения предстоящего маршрута. Перед отъездом из Ленинграда я получила путевку на июль в Дом отдыха ЦЕКУБУ в Болшеве, куда я собиралась поехать после командировки в Калужскую губернию. Не помню, заходила ли я на Маросейку проездом через Москву. В Калужском художественном музее, где я получила исчерпывающие указания насчет проезда в село Ильинское, я слышала разговор о том, что в музее «Оптина пустынь» только что произошли большие аресты. Название «Оптина пустынь» прошло мимо моих ушей, ведь я была полна интереса только к итальянским архитектурным деталям и горела желанием как можно быстрее попасть в село Ильинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010