Иждивением купцов оплачивались все постройки, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих, все повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, утвердил общежительный устав и был для сестер пастырем и отцом, заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Ему даны были по благодати Божией умилительный дар слова и дар прозорливости. Будучи 45 лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его жизнь, подточили силы. Спустя некоторое время он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 (21) сентября 1655 г. в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

http://pravicon.com/info-3956

В 1922 году из храма изъяли церковные ценности. Церковь прекратила действовать в первой половине 1930-х годов, после ареста и ссылки священника Николая Преображенского. В 1937 году был разобран иконостас, а в помещении устроен склад. За это время церковь осталось достаточно крепкой, были утеряны лишь малые главки на храмовой части. В 2004 году Спасовский храм был передан общине Знаменского монастыря. И через год в нем возобновились богослужения. До настоящего времени производятся реставрационные работы. Использован материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006. Деревянная церковь Рождества Христова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, «строение попово и мирское», впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 г.г. В длину с трапезной и папертью церковь, большинство прихожан которой в то время составляли казаки Александровской слободы, имела «4 сажени, а поперек 2 сажени с третью», а «округ той церкви кладбище огорожено вновь». Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII ст. - в писцовых и переписных книгах 1646 и 1678 г.г., окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. В писцовой и межевой книге стольника Тихона Камынина за 1691-1693 г.г. даётся наиболее полное описание храма: «Церковь Рождества Христова, что в козачьей Александровской слободе древяная ветхая, да предел Владимерские Богородицы. А в той церкви Царские Двери, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою, и с папертью 4 сажени, поперег 2 сажени с третью. И круг той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 17 сажен, по заподной стороне 14 сажен, а длину по южной стороне 28 сажен бес трети, по северной 26 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, на юг 5 сажен, на север 8 сажен, на запод 29 сажен. Да той же церкви на церковной земле поп Козма Суфимов, у него дворовый человек Матвейко Волынцев, у него 2 сына Гришка тринатцати, а Лешка двенатцати лет, место дьяконово, место пономарёво, место просвирницыно…».

http://sobory.ru/article/?object=07286

http://ok.ru/ekskursovod/topic/63025565562261 Появление первой церкви всегда было важным событием в истории села, поселка или города - именно тогда это поселение получало официальное признание. Так было и в Ново-Александровской слободе, получившей в 1842 г. статус уездного города и новое название - Мелитополь. Первоначально здесь был построен в 1816 г. прихожанами молитвенный дом; потом в 1830 г. построен был настоящий собор, каменный с деревянным куполом. Храм рос вместе с городом, в 1857 г. он распространен пристройкой двух приделов на средства почетного гражданина Н. Кроткого, при пособии прихожан. Главный престол - во имя святого благоверного князя Александра Невского, а остальные два - в честь Покрова Божьей Матери и во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1861 г. храм получил имя: он был освящен как православный собор Александра Невского. В 1870 г. построена каменная колокольня. Причт: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1300 р. и 120 десятин земли. Настоятель живет в собственном доме, один из псаломщиков в церковном, а прочие члены причта - в наемных квартирах на средства собора. Приход: город Мелитополь, где между православными живут католики, лютеране, меннониты, армяно-григориане, евреи, караимы и татары, и две пригородные слободы - Кизияр и Песчаная, населенные малоросами. Прихожан 2 649 + 2 236=4 885. Духоборцев 7 + 9. Молокан 9 + 9. Главное занятие прихожан - земледелие; но они же имеют сады и виноградники. Состояние их достаточное. Домовая церковь - в здании реального училища, освященная 12 февраля 1875 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Причт: священник и псаломщик. Прихожане: учащиеся и служащие в училище. Их 94 + 94. Духоборцев 5 + 2. Из мелитопольского духовенства: протоиерей окончил курс в семинарии со званием студента, а оба священника - воспитанниками. О некоторых сторонах жизни собора рассказывают так называемые клировые ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. На пожелтевших от времени страницах, исписанных порой не очень разборчивым почерком, собраны сведения о том, когда был построен собор, какие здания и земельные владения ему принадлежали, характеристики священнослужителей и другая информация. Эти данные собирала Таврическая духовная консистория — учреждение, управлявшее церквями и осуществлявшее суд над священно-служителями.

http://sobory.ru/article/?object=51692

В кон. XV в. прп. Даниил нек-рое время провел в обители, игуменом к-рой был его родственник, Иона (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 616). В 1540 г., после смерти прп. Даниила, свящ. Андрей начал собирать материалы к его биографии, чтобы составить Житие святого. Работу над ним свящ. Андрей продолжил в Москве, куда переехал в 1549/50 г., став царским духовником. Предания, связанные с П.-З. Н. м., к 1561 г. были включены им в «Книгу степенную» царского родословия (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 248-249). В 1-й пол. XVI в. интерес агиографов к Переславлю-Залесскому и его святыням не был случайным. Город входил в традиц. богомольный маршрут Московских вел. князей. Их поездки сопровождались посещением окрестных мон-рей Переславля-Залесского. Помимо вел. князей в обитель приезжали молиться и делать вклады сопровождавшие их родственники, бояре и служилые люди. Так, перед смертью 14 февр. 1521 г. угличский кн. Дмитрий Иванович Жилка завещал монастырю «селцо Микитино з деревнями на Оулече в Ванине слободе, что за Олешкою за Оупиным поместье» (ДДГ. 99. С. 410). Значение Переславля-Залесского и его обителей выросло в кон. 1-й четв. XVI в., когда Московский вел. кн. Василий III Иоаннович начал строительство новой резиденции - Александровской слободы ( Пуришев. 1970. С. 15). Традицию выезда на богомолье вел. кн. Василия III, духовником к-рого стал старец Мисаил (Сукин), продолжил его сын, царь Иоанн IV Васильевич Грозный, крестный сын прп. Даниила Переславского. В 60-х гг. XVI в. он начал в мон-ре строительство каменной крепости. Монашеская жизнь в обители не всегда отличалась благочестием. Это было связано с пострижением в монахи богатых вкладчиков, к-рые, оставаясь в мон-ре, иногда пытались сохранить черты светской жизни. Так, напр., поступал влиятельный старец Мисаил (Сукин), к-рый в окт. 1533 г. был вызван из Москвы в Волок Ламский по приказу умиравшего вел. кн. Василия III Иоанновича для сопровождения его при возвращении в столицу. В ночь на 4 дек. 1533 г. вместе с Московским митр. Даниилом Рязанцем он был участником пострижения монарха в монашество и свидетелем его кончины ( Кром М.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

В своем послании Крузе и Таубе утверждали, что митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре с помощью веревки, а тело его было выброшено в Волгу . Фактически, они говорят о публичной казни митрополита, которую другие источники (за исключением, быть может, Андрея Курбкого) не подтверждают. Как известно, святые мощи святителя Филиппа были обретены в 1591 году нетленными в его гробу, покоившемся за алтарем Успенского храма Тверского Отроча монастыря, и, естественно, тело его в Волгу, которая в середине зимы покрыта толстым льдом, не выбрасывалось. Таубе и Крузе утверждают, что святителю Филиппу в год его сведения с митрополичьего престола было 79 лет, в то время как «Житие» святителя Филиппа называет годом его рождения 7015 от Сотворения мipa (1507 по Р.Х.), то есть в 7077 году (1568 по Р.Х.) ему было 62 года. Это значит, что Таубе и Крузе либо вообще в глаза не видели митрополита Филиппа, либо он имел вид на 17 лет старше своего возраста. Таубе и Крузе пишут, что поход на Новгород из Александровской Слободы Царь Иоанн Васильевич якобы начал 20 января 1569 года, 30 января был в Клину, а Митрополит Филипп опричниками якобы был задушен в феврале 1569 года! Из многочисленных материалов других достоверных источников известно, что этот поход Царь начал в середине декабря 1569 года, то есть на 11 месяцев позже! А умер митрополит Филипп, согласно «Житию», 23 декабря 1569 года, либо, как установила Церковь по Прологу 1659 года и по указу Царя Алексея Михайловича, 9 января 1570 года. Такая «достоверность» в датах передвижения опричного войска, к которому причисляли себя Таубе и Крузе, свидетельствует о том, что они не участвовали в этом походе, а информацию о нём получили много позже, не являлись очевидцами этих событий и потому путаются в датах. Таубе и Крузе путают и родовую фамилию святителя Филиппа, сообщая, что он то ли из Колычевых, то ли из Челядниных! Видимо, с 1667 года они проводили большую часть времени в русских войсках в Ливонии и не могли знать, что происходит в Москве, Клину, Твери, Новгороде, Пскове и других русских городах, а пользовались лишь слухами оттуда.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII-haчaлe XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х г.г. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 г. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ. Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 г. по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен «на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския». По свидетельству священника храма, в этот день «приходящему народу бывало великое утеснение». Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 г. был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 г. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Деятельность К. как духовника нескольких обителей была направлена на поддержку осуществлявшихся в сер. XVII в. богослужебных реформ. В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II К. и старцу Феофану было велено «Феодоровский девичь монастырь строить» и ввести там общежительный устав. В Феодоровской обители тогда находилось 150 монахинь. К. жаловался в приказ Большого дворца, что монахини не ходят к нему на исповедь, отказываются приобщаться Св. Христовых Таин, самовольно покидают обитель и подолгу живут в домах мирян, где молятся по старым, неисправленным книгам. В указе от 12 дек. 1667 г. патриарх велел непокорных монахинь отправлять в Успенский монастырь и держать их там «под крепким началом» (ГИМ ОПИ. Ф. 17 (Увар.). Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 61-64). Кроме того, К. был поручен благочинный надзор за приходской Троицкой ц. в Александровской слободе. Архим. Иосиф, настоятель Симеоновского мон-ря близ слободы, также просил К. взять обитель под свое начало, но он отказался. К. продолжал заботиться и о благополучии Лукиановой пуст. Царь Феодор Алексеевич дал пустыни 4 жалованные грамоты, пересказ которых представлен в Житии. Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., обители была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» (список от 13 фер. 1677: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 6 а. Ед. 32. Л. 1-2); по грамоте от 26 мая 1678 г., пустыни переходили 3 пустоши (Бекирево, Шадрино, Заглядкино) и мельница на р. М. Киржач; по грамоте от 2 июня 1680 г.- 17 пустошей; в 1681 г.- 14 пустошей (эти грамоты подтверждены 24 дек. 1685 царями Иоанном V и Петром I Алексеевичами ). В Летописи Лукиановой пуст. отмечено, что при К. в монастырской церкви появились 2 новых напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет на нек-ром расстоянии от мон-ря, настоятель построил часовню (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 44 об.- 45).

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии 22 мая 1877 года в Петрозаводске была заложена церковь во имя святой великомученицы Екатерины. В мае 2013 года, через 136 лет, храм возрождается после поджога. Деревянный Екатерининский храм пострадал от пожара в ночь с 12 на 13 мая 2012 года. После проведения экспертизы и подготовки проектно-сметной документации в июне прошлого года началось возрождение храма. Церковь будет восстановлена в первозданном виде. За минувшее лето специалисты ООО «Экситон» разобрали внешнюю обшивку, демонтировали колокольню и шатер, установили временную кровлю. Здание было проветрено и просушено. В октябре прошлого года в Петрозаводск прибыли специалисты реставрационно-строительной группы «ПГС II» произвели демонтаж крыльца и притвора, укрепили просевший фундамент, установили сруб и каркас колокольни, заменили сгоревшие детали сруба храмового здания. Реконструировать церковное здание специалисты планируют к концу лета этого года. Источник: Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии Расположена на небольшой возвышенности в центре православного Неглинского кладбища. Построена в 1877 году по проекту инженера Александровского завода М.И. Маркова, в честь столетия переименования императрицей Екатериной II Петрозаводской слободы в город. Городская Дума безвозмездно выделила для постройки лес; деньги на сооружение храма поступили от благотворителей. В течение последующей своей истории (до революции, в советское время и до наших дней) здание Екатерининской церкви использовалось только по своему прямому назначению. В 2012 году здание церкви пострадало от пожара, в настоящее время восстановлено. Церковь рублена из бревен. Состоит из расположенных на продольной оси восток-запад помещений алтаря, храмового четверика, трапезной и сеней-притвора. Алтарная апсида пятистенная, покрыта на 5 скатов и увенчана крестом. Наиболее высокий храмовый объем покрыт на 4 ската, завершается главкой на восьмигранном барабане с ложными окнами. Над трапезной возвышается шатровая колокольня на восьмериковом основании. На ярусе звона два арочных открытых проема, ориентированных на север и юг. Кровли церкви покрыты железом, главки с крестами имеют титановое покрытие, имитирующее позолоту. Главный вход с одномаршевой лестницей под двухскатным навесом на столбах ведет в сени-притвор. Стены снаружи обшиты тесом с выделением пилястр и завершены карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=09070

Казалось бы, после всех несчастий храм был бы забыт, к тому же на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась по иному. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил. Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье. Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 г.г., это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами. Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х г.г. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня. В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 г.г. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.

http://sobory.ru/article/?object=01007

Кроме того, архиепископы Новгородский и Казанский печатают свои грамоты, благословенные и носильные, красным воском, а митрополит печатает свои грамоты черным воском. Между тем митрополит есть высший иерарх Русской Церкви, есть глава архиепископам и епископам, и он-то не имеет преимущества пред архиепископами и епископами». Рассудив о всем этом, царь и отцы Собора вместе постановили и утвердили: впредь Русскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимом по примеру чудотворцев Петра и Алексия; равно печатать митрополиту грамоты благословенные, ставленые и носильные красным воском, с изображением на одной стороне печати Богоматери, а на другой — руки благословляющей и вокруг нее имени митрополита; также Новгородскому архиепископу носить белый клобук и печатать красным воском по прежнему обычаю, а Казанскому архиепископу только печатать красным воском. Это постановление Собора состоялось 2 февраля 1564 г. Само же избрание нового митрополита Собор произвел уже 24 числа того же месяца; избран был, а 5 марта и рукоположен в сан первосвятителя инок Чудова монастыря Афанасий, прежде бывший протоиерей Благовещенского собора (Андрей) и духовник государев . Имея в виду последнее обстоятельство, которое, вероятно, и было главною причиною избрания Афанасия, могли надеяться, что новый первосвятитель более других в состоянии будет действовать на Иоанна и пользоваться его расположением. Но не прошло года, как увидели, что таким надеждам не суждено оправдаться. Измена князя Андрея Курбского и некоторых других бояр, бежавших в Литву, и вскоре за тем последовавшие вторжения литовцев и крымцев в русские пределы до того усилили подозрительность в Иоанне, что он не считал себя безопасным в самой Москве, и 3 декабря со всем своим семейством и многими приближенными людьми, взяв с собою разные драгоценности, выехал из столицы неизвестно куда. Чрез месяц (3 генваря 1565 г.) из Александровской слободы он прислал митрополиту грамоту, в которой горько жаловался сначала на бояр вместе вообще с служилыми людьми за их постоянные измены и злоупотребления, потом на святителей и все духовенство — за то, что они, соединясь с боярами, вступаются за виновных, покрывают их своим ходатайством пред государем, и наконец объявлял, что, не могши более сносить многих изменных дел, он оставил свое государство и поехал поселиться там, где Бог укажет.

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010