Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Зачем Путин всё это делает? Послесловие к статье 12.02.2020 12303 Время на чтение 4 минуты В моей статье «Преддверие учреждения опричнины, или Зачем Путин всё это делает?» некоторых смутило упоминание опричнины в заголовке, и критика, которую я прочитал и услышал, касалась именно опричнины. Один из действующих политиков даже обозвал меня «консервативным романтиком». Возможно, так оно по большому счёту и есть - не знаю насчёт романтика, но консервативный точно. Но в данном случае сказать я хотел нечто совершенно реалистичное. Тезисно, собственно, следующее. Смысл конституционной реформы Путина в части изменения конфигурации Верховной власти до сих пор непонятен, хотя вовсю развернулось обсуждение поправок. В близких к власти телеграмм-каналах и в соцсетях вовсю обсуждается тема оппозиции путинской реформе со стороны значительной части элиты, считающей, что Путин расшатывает сложившуюся Систему, а это грозит политической дестабилизацией. И это похоже на правду. Похоже, цель Путина если не сломать, то дестабилизировать Систему. И вот тут-то и возникает законный вопрос: зачем он всё это делает. И я, собственно, предлагаю для понимания процесса аналогию с отъездом царя Иоанна Васильевича Грозного в Александровскую слободу из Москвы , что чуть позже привело к учреждению опричнины. Путинская конституционная реформа мне напоминает отъезд в Александровскую слободу. В обществе сложилась парадоксальная ситуация: народ относится к Путину как к царю, а элита - только как к первому среди равных. Элита стремится сохранить выстроенную Систему, которая гарантирует ей пребывание у власти. Больше того, многие высшие сановники, разными способами проникшие во власть, уже постарели и хотят успеть до своей смерти продвинуть на высшие посты в государстве собственных детей. А это уже грозит повторением застоя. Помните: сын генерала никогда не станет маршалом, потому что у маршала есть свои дети. Элита хочет, чтобы Путин (или назначенный им преемник) продолжал выступать гарантом межклановой стабильности и главноуговаривающим. Народ ждёт от Путина, как от Царя и Отца, заботы о себе и справедливости, ограждения от алчной элиты, наживающейся на недрах, принадлежащих всем, занимающейся откровенным казнокрадством. Противоречие неизбежно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/12/za...

отв. ред. Д. С. Лихачев Летописный свод Лицевой Летописный свод Лицевой – свод XVI в., самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной истории: 1) Хронограф ГИМ (Музейск. собр., 358); 2) Хронограф БАН (17.17.9); 3) Хронограф ГПБ (F.IV.151). Русская история, изложенная в семи томах, начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (окончание утеряно, но, по-видимому, было доведено до 1568 г.); 4) Голицынский том (ГПБ, F.IV.225); 5) Лаптевский том (ГПБ, F.IV.233); 6, 7) два тома Древнего летописца (БАН, 31.7.30, т. 1, 2); 8) Шумиловский том (ГПБ, F.IV.232); 9) Синодальная летопись (ГИМ, Синод. собр., 962); 10) Царственная книга (ГИМ, Синод. собр., 149). Том, содержавший начальную русскую историю, не сохранился. Л. с. Л. создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568–1576 гг. в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Л. с. Л. соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Однако около 1575 г. подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533–1568 гг.) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. Таким образом, Грозный старался оправдать кровавые расправы над непокорным боярством. Редактирование Л. с. Л. проводилось в период обострения внутриклассовой политической борьбы и последовавших новых казней. По неизвестным причинам работа над Л. с. Л. не была завершена: миниатюры последней части свода выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены, отредактированный текст был переписан не полностью; бумага свода была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе и использовалась в 1576 г. при печатании Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Разделы портала «Азбука веры» Чехов А.П. Остров Сахалин (из путевых заметок) " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 285w, 200w, 100w " sizes=" (max-width: 100px) 100vw, 100px " title=" Остров Сахалин (из путевых заметок) " > Оглавление I. Г. Николаевск-на-Амуре. – Пароход «Байкал». – Мыс Пронге и вход в Лиман. – Сахалин полуостров. – Лаперуз, Браутон, Крузенштерн и Невельской. – Японские исследователи. – Мыс Джаоре. – Татарский берег. – Де-Кастри. II. Краткая география. – Прибытие в Северный Сахалин. – Пожар. – Пристань. – В Слободке. – Обед у г. Л. – Знакомства. – Ген. Кононович. – Приезд генерал-губернатора. – Обед и иллюминация. III. Перепись. – Содержание статистических карточек. – О чем я спрашивал, и как отвечали мне. – Изба и ее жильцы. – Мнения ссыльных о переписи. IV. Река Дуйка. – Александровская долина. – Слободка Александровка. – Бродяга Красивый. – Александровский пост. – Его прошлое. – Юрты. – Сахалинский Париж. V. Александровская ссыльнокаторжная тюрьма. – Общие камеры. – Кандальные. – Золотая Ручка. – Отхожие места. – Майдан. – Каторжные работы в Александровске. – Прислуга. – Мастерские. VI. Рассказ Егора VII. Маяк. – Корсаковское. – Коллекция д-ра П. И. Супруненко. – Метеорологическая станция. – Климат Александровского округа. – Ново-Михайловка. – Потемкин. – Экс-палач Терский. – Красный Яр. – Бутаково. VIII. Река Аркай. – Арковский кордон. – Первое, Второе и Третье Арково. – Арковская долина. – Селения по западному побережью: Мгачи, Танги, Хоэ, Трамбаус, Виахты и Ванги. – Туннель. – Кабельный домик. – Дуэ. – Казармы для семейных. – Дуйская тюрьма. – Каменноугольные копи. – Воеводская тюрьма. – Прикованные к тачкам. IX. Тымь, или Тыми. – Лейт. Бошняк. – Поляков. – Верхний Армудан. – Нижний Армудан. – Дербинское. – Прогулка по Тыми. – Усково. – Цыгане. – Прогулка по тайге. – Воскресенское. Х. Рыковское. – Здешняя тюрьма. – Метеорологическая станция М. Н. Галкина-Враского. – Палево. – Микрюков. – Вальзы и Лонгари. – Мало-Тымово. – Андрее-Ивановское.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Историко-этнографический очерк А. А. Титова В одной из самых отдалённых волостей Ростовского уезда «Новоселко-Пеньковской» находится бывшая казённая деревня «Нагая слобода». Она расположена на границе Владимирской губернии и близ Угличского уезда, в 35 верстах от Ростова. Деревня эта, довольно большая, числится в Рославлевском приходе и лежит при прудах. Название своё деревня получила от прежних владельцев Нагих. Подтверждается это писцовой книгой начала XVII века, находившейся в собрании Ростовского купца П.В. Хлебникова. По словам рукописи, это был выселок, образовавшийся в конце XVI века из древней родовой вотчины Нагих, находящейся в Александровском уезде, Владимирской губернии, где при уцелевшей древней церкви погребены многие представители рода Нагих. В 2-х верстах от Нагой слободы находится исток реки Сары, берущей начало в Сарском болоте. Река эта близ деревни течёт ручьем, песчаным крутоберегом, посреди открытой пологой местности и состоит из многих родников. Вода в этих родниках летом холодна как лёд и зимой не мёрзнет. В этой местности летом бывают большие гулянья, и сохранился обычай окачиваться с молитвами в известные дни водой из вышеупомянутых родников, а на береговых кустах развешивают обыкновенно куски холста, полотенца, ленты, платки и шейные крестики. Все это указывает на то, что аборигены этих мест, любившие селиться при реках и озёрах, боготворили их. Остаток этого религиозного поклонения или чествования сохранился и до ныне в простом народе, который, как известно, ставит над колодезями и родниками в селениях навесы с иконами внутри, а на дно родников бросает медные крестики и монеты. В версте от с.Рославлева, прихода «Нагой слободы», сохранились еще следы городца. Это большой конусообразный холм, около версты в окружности, шагов 80 в длину на площади вершины, шагов 50 поперек. Городец этот на юг покат и отлог, на восток круче, а на запад и север почти отвесный. Высота холма доходит саженей на 40–45 по вертикальной линии. С юга, у подошвы городца, остатки бывшего в старину пруда, обратившегося ныне в болото, на северо-западе заросшее и поросшее ельником озеро, а на северо-востоке также заросшее озеро или пруд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

XXXVI. Лихолетье Ещё в октябре 1609 года, когда Скопин занял Александровскую слободу, пришло известие о том, что король польский Сигизмунд прибыл под Смоленск и осадил его. Предстояла неизбежная война с Польшей. Сигизмунд рассчитал, что это время всеобщего шатания и раздоров в Московском государстве было самым подходящим для исполнения заветных желаний Польши и Рима, ополячения и окатоличения Москвы, и он объявил ей войну. Что именно эти причины заставили его поднять оружие, это он сам подтвердил в своём письме к папе Павлу V от 30 октября 1610 года. „Хотя я не сомневаюсь, – писал он, – что вашему святейшеству известны причины, побудившие меня объявить войну Московскому государству, но здесь будет уместно повторить их вкратце для того, чтобы окончательно выяснить их. Причины эти следующие: распространение истинной христианской веры и польза моего государства, неприкосновенность моих владений и сохранение пограничных городов, которые неприятель собирался, по-видимому, разорить, пуская для этого в ход тайные козни, захват исконных владений королей польских, совершенный изменническим образом тираном Василием Ивановичем, наконец, тиранство стольких самозванцев, которые, будучи увлечены страстным желанием царствовать, выдавали себя за потомков великих князей московских, разоряли Россию, как завзятые разбойники, и усеяли её могилами своих жертв, угнетая в то же время подданных моего королевства и нарушая вместе с тем мои права на наследие великих князей московских». Папа одобрил побуждения Сигизмунда, благословил войну и послал ему нарамник и меч, как защитнику „истинной» веры. Сигизмунд решился отвоевать как можно больше областей у Московского государства и объединить под одной короной Польшу, Литву и Москву, и потом общими их силами добыть себе и Швецию. 16-го сентября 1610 года король Сигизмунд III с главными силами своими прибыл под Смоленск, и началась знаменитая осада сего города. Королевское войско окружило его несколькими отрядами. Во главе его были: сам Король, гетман Жолкевский, канцлер Сапега, Стадницкий, Потоцкий, Дорогостайский, Гонсевский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Гермоген (Добронравин Константин Петрович), еп. Псковский и Порховский Родился 21 февр.1820 года в С.-Петербургской епархии в семье священника Слободы Московской Славянки, Царскосельского уезда. Обучался в Александровском духовном училище и СПБ духовной семинарии. В 1845 г. окончил СПБ духовную академию со степенью магистра богословия, назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере – это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость. 24 окт.1846 г. рукоположен во священника и определен к С.-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание и все свое сердце к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего. Для характеристики этого служения, укажем на один случай, о котором он сам говорит в письме к сыну духовному, предлагая ему разные утешения в постигшей того скорби. Раз является к о. Константину неизвестный человек с узелком в руке и предлагает ему в дар много разных вещей священных из Иерусалима: тут были и просфора, и крестники перламутровые, и свеча пасхальная и пр. и пр. О. Константин с изумлением спрашивает: «чем я заслужил все это?» «Вот чем, ответил тот, когда я был в Иерусалиме, жена моя скончалась здесь, в Петербурге. Родные писали мне как Вы выносили ее, как хоронили, как безоговорочно совершали на могиле ее заупокойные молитвы; тяжело было мне на чужой стороне, но я утешался мыслью, что над ней Вы совершили все, чего требует долг христианский. Вот из чувства благодарности я и собрал для Вас палестинской святыни как можно больше, хотя лично доселе и не знал Вас». 3 Здесь, на службе кладбищенской, суждено было о. Константину понести и самому скорбь, горше которой в жизни священника и быть не может, – похоронить нежно любимую супругу. В том же письме он пишет: «Вы знали мою покойную жену, знали и то, какая крепкая любовь соединяла нас друг с другом и потому можете себе представить, чего стоило мне перенести разлуку с ней. А, зная это, Вы не станете дивиться тому, что по смерти ее, душа моя жила не столько здесь, на земле, сколько там, в жизни загробной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЛабОРАтория современного христианского искусства впервые прошла в России. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости ЛабОРАтория современного христианского искусства впервые прошла в России 19.07.2016 11:58 Версия для печати Александровская слобода – Сергиев Посад, 18 июля, Благовест-инфо. ЛабОРАтория современного христианского искусства состоялась 15-17 июля в Александровской слободе (Владимирская область) и в поселке Семхоз (Сергиев Посад, Московская область). Встречи художников и искусствоведов в подобном формате уже в течение двадцати лет проходят в Италии по инициативе ассоциации «Иль Бальо» (L’associazione “Il Baglio”, Палермо). В этом году Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» при содействии итальянского фонда «Христианская Россия» впервые провело ЛабОРАторию в России с участием представительной делегации из Италии. В 2014 г.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/Александровской ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Романенко Е. В. Житие преподобного Лукиана Александровского Прп. Лукиан (+ 8 сентября 1654 г.) был основателем мужской пустыни в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ныне деревня Лукьянцево Александровского района Владимирской области) и Александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря (ныне в городе Александрове Владимирской области). Он родился в начале 1600-х гг. в Галиче. Его родители Дмитрий и Варвара долго оставались бездетными и дали обет в случае рождения ребенка посвятить себя Богу. В 8-летнем возрасте Иларион (мирское имя преподобного) последовал за своим отцом, который, раздав имущество, удалился в лесную пустынь ради монашеских подвигов и принял постриг с именем Дионисий, впоследствии здесь возник монастырь в честь Св. Троицы. После смерти отца отрок Иларион перешел в обитель во имя свт. Афанасия, Патриарха Александрийского, на реке Мологе, а затем, через 3 года, — в угличский Паисиев Покровский монастырь, где прожил около года. Странствуя по стране, Иларион пришел в окрестности Александровской слободы близ Переславля Залесского. Житель деревни Авксентьево по имени Марк принял его в своем доме и рассказал о чудотворной иконе Рождества Богородицы, главной святыне храма, находящегося в месте, именуемом Псковитинова Рамень, в 10 верстах от Александровской слободы. После Смутного времени церковь стояла без кровли, но икона осталась неповрежденной. Иларион поселился рядом с храмом. Вскоре сюда пришел иеромонах вологодского Прилуцкого монастыря Феодосий, по прозвищу Поморец, и другие «прихожие старцы». В 1640 г. Феодосий постриг Илариона в монашество с именем Лукиан. Монахи покрыли церковь, приготовили лес для строительства келий. Однако архимандрит московского Андроникова монастыря Иосиф (Чеус), бывший также строителем Симеоновской обители на реке Сере близ Александровской слободы, приехав в пустынь, вывез строевой лес, монахов разогнал, а Лукиана под конвоем доставил в Москву. По доносу архимандрита Иосифа преподобного отправили на исправление в Чудов монастырь, где он исполнял тяжелые работы в хлебне и поварне. Его подвижническая жизнь обратила на себя внимание настоятеля обители архимандрита Кирилла. Когда в Москву прибыл монах архангельского Козьеручского монастыря Тихон, искавший настоятеля для своей обители, Кирилл рекомендовал Лукиана Патриарху Иосифу в качестве возможного игумена далекого монастыря. В 1645 г. Патриарх рукоположил Лукиана в иерея и благословил на настоятельство. Но в Архангельском крае преподобный пробыл недолго из-за конфликта с монахом Тихоном, который, вероятно, сам рассчитывал занять место настоятеля. Лукиан вернулся к покинутому и разоренному храму Рождества Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902881/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы (комментарий в зеркале СМИ) Белокаменная резьба западного портала Троицкого собора Александровской слободы. Начало XVI в. О фондах музея-заповедника «Александровская слобода» Музей-заповедник «Александровская слобода» расположен на территории Александровского кремля - старейшей загородной резиденции московских государей. Она навсегда вошла в российскую историю как знаменитая Александровская Слобода - опричная столица Ивана Грозного. Фондовые коллекции музея комплектовались в течение 80 лет. Они отражают яркую, самобытную историю и культуру средневековой Александровской Слободы - политического и культурного центра России XVI века. Они также дают представление о развитии русской провинции в XIX в. Коллекции, относящиеся к XX столетию, рассказывают о наиболее значимых событиях и явлениях века, отраженных в жизни среднерусского города. Коллекция изразцов и белого камня состоит в основном из предметов, обнаруженных при архитектурно-археологических исследованиях памятников Александровского кремля и его заповедной территории в 40-90-е годы нашего столетия. Разрозненные уникальные белокаменные детали дают некоторое представление о роскошном убранстве дворцовых построек Александровской Слободы. Белокаменные резные розетки украшали своды дворцовых палат. «Моллюски», изготовленные из того же материала, завершали резное украшение портала домового храма царя. Домовый храм великой княгини также отличался великолепным белокаменным узором, фрагменты которого хранятся в коллекции. В основном в коллекции представлены печные изразцы. К ним относятся: красноглинянные - XVI в., в том числе и поясковые; муравленые - XVII - XVIII вв., включающие, так называемые, изразцы «большой» и «малой» руки; полихромные - XVII - XVIII вв., «ценинные», из которых большей частью были сложены печи в Слободы. И поныне печи из изразцов XVII - XVIII вв. украшают музейные экспозиции. В коллекции есть и белые изразцы XVII - XIX вв. с эффектным синим рисунком. Среди них красуется довольно редкий экземпляр - подписной изразец.

http://sedmitza.ru/text/409814.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010