Но Промыслом Божиим готовилось для пустыни и светлое, благодатное время. В середине 17 столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой пустынью. Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, в настоятельство строителя иеромонаха Иоанникия (1768-1771), когда над Россией, как гром среди ясного неба, как попущенная Божиим Промыслом «встряска», пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей; историей засвидетельствовано множество случаев, когда после подобного всенародного моления грозная опасность отступала. Так было и в городе Александрове. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила. Такой крестный ход был впервые совершен еще преподобным Лукианом в 1654 году; тогда икона Богоматери тоже спасла жителей Александровой Слободы от подобного морового поветрия, когда преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им слободской женской иноческой обители. Позже стало обязательной священной традицией ежегодно совершать крестный ход с иконой в шестое воскресенье от первого дня Пасхи. Этот завет основателя обеих обителей ежегодно неукоснительно исполнялся и совершался в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же смертельная опасность заставила перенести его на время после Пасхи, и с тех пор он стал совершаться ежегодно в это время. Со временем, составился и чин этого крестного хода, который наиболее полно описывает краевед Н. С. Стромилов в своем исследовании истории Лукиановой пустыни 1875 года. «Чин крестного хода следующий: в субботу пятой седмицы по Пасхе игумения Успенской обители через посланную казначею или благочинную просит настоятеля Лукиановой пустыни отпустить икону Рождества Пресвятой Богородицы для посещения Александровского Успенского девичьего монастыря; со стороны строителя той пустыни всегда бывает на то согласие.

http://pravicon.com/info-105

После окончания МГИАИ Ю. Д. Рыков по распределению начал работать младшим научным сотрудником Отдела систем механизации делопроизводства и архивного дела НИИ Оргтехники Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Параллельно он поступил в заочную аспирантуру и в 1972 г. под научным руководством А. А. Зимина успешно защитил кандидатскую диссертацию . Защиту диссертации предварял переход Юрия Дмитриевича на работу в Отдел рукописей Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в 1971 г. Очень быстро он вошел в круг проблем, связанных с описанием рукописей. При участии Ю. Д. Рыкова выходили обзоры новых поступлений в «Записках отдела рукописей», выпуски 1-го тома «Рукописных собраний Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина» и формировались территориальные собрания . Именно в Отделе рукописей Юрий Дмитриевич стал первооткрывателем рукописных сокровищ. Он опубликовал ранее неизвестные акты Спасо-Прилуцкого монастыря XV в. , написал статью о деятельности вяземского книгописца Сидора в первой трети XVI в. , обнаружил второй список сборника с сочинениями прп. Максима Грека, его Житием и Сказанием о чудесах , считавшийся утраченным древний Солодовниковский список сочинений Зиновия Отенского , отрыл имя неизвестного писателя Петра Юродивого (XIX в.) , а совместно с А. А. Туриловым – Григория Философа (XI в.) . Одним из ключевых объектов исследования Юрия Дмитриевича стал синодик Московского Архангельского собора. Историк выступил с рядом статей, в которых анализировалось содержание записей синодика . Вместе с А. В. Кузьминым он длительное время готовил комментированное издание памятника, которое, будем надеяться, в ближайшее время увидит свет. Важным научным событием стало также подготовленное Ю. Д. Рыковым издание актов московского Новодевичьего монастыря . Летом 2003 г. Юрий Дмитриевич перешел трудиться в Отдел книговедения (позднее – Отдел книги и чтения) Российской государственной библиотеки. Работая здесь, он издал заметку про обнаруженный им фрагмент Летописца Еллинского и Римского , исследовал биографии дьяков XV–XVI вв. и городской статус Александровской слободы .

http://sedmitza.ru/lib/text/9813462/

Православие существовало в здешнем крае издавна. По писцовым новгородским книгам местность по берегу Невы была занята в 16 веке православными, принадлежащими к «спасскому городенскому погосту», административным центром которого был Шлиссельбург, древний Орешек. Но это первоначальное православие исчезло здесь в 17 веке, во время шведских войн. Ко времени основания Петербурга, т. е. к началу 18 века, едва ли здесь оставались какие-либо памятники православной церкви. Она возникла здесь вновь уже при Петре Великом, который, заселяя здешние места разными русскими людьми, считал необходимым устроять для них часовни и церкви. Помещики, которым Петр и его преемники раздавали здешние земли, соревновали державным лицам в устроении церквей и учреждении погостов и приходов. Можно сказать, что почти все церкви петербургского уезда устроены или правительством или помещиками. Собственно прихожанами устроены церкви в Рыбацкой и в Усть-Ижоре, но и тут не обошлось без помощи от царственных особ. Православная здешняя паства сперва была в ведении Тиунской или Судной избы, потом подчинялась синодальной канцелярии, духовному правлению, а с 1742 года подчинена была петербургскому иерарху. За благочинием в здешних церквах наблюдали, преимущественно, священники и протоиереи столичные, вероятно потому, что сношения причтов с благочинным столичным были удобнее, чем с благочинным из духовенства сельского. Ныне в уезде до 12 приходов, подчиненных двум благочинным. 1) Церковь Смоленской Божией Матери в селе Смоленском Село Смоленское «тож пригородная слобода Смоленская», находится на левом берегу Невы, на 8 и 9 верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту, между стеклянным заводом и заводом Александровским механическим, известным под именем «Чугунного». Сперва церкви здесь не было. Жители были прихожанами фарфоровской Преображенской церкви, но молебны и многие другие требы у них правили монахи из Киновии. С начала 50 годов местность эта стала быстро заселяться и начальство Киновии испросило разрешение на устройство в селе часовни, которая в 1863 г. и устроена вчерне. Она была довольно большого размера, деревянная, на каменном фундаменте, и стояла среди слободы, подле шоссе. Тогда фарфоровский причт стал просить у епархиального начальства дозволения – отобрать от Киновии часовню и устроить в часовне храм. Разрешение было дано с тем, чтобы причт уплатил лавре деньги, в количестве 12 т. р. с., употребленные на постройку часовни. Деньги были уплачены, к часовне пристроен алтарь и паперть, а потом устроен храм, который и освящен 21 марта 1865 г., во имя Смоленской Божией Матери, наместником лавры, архимандритом Никанором.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

с. относится перестройка церкви-колокольни свт. Алексия, митр. Московского (с кон. XVII в. Голгофо-Распятская ц.), предпринятая, вероятно, после 1570 г. для размещения на ней колоколов, вывезенных Иоанном Грозным из Новгорода. При Иоанне Грозном была осуществлена стенопись Покровского собора. К 70-м гг. XVI в. относят и фрески шатра Троицкой ц.- единственный пример сюжетной росписи шатрового храма в XVI в. В 1569 г. Иоанн Грозный привез в А. с. из разоренной Твери медные врата и установил их на зап. портале Покровского собора (вероятно, они были выполнены в XIV в. для Спасо-Преображенского собора Твери). Др. медные врата XIV в., с золотой наводкой, т. н. Васильевские, вывезены им в А. с. из новгородского Софийского собора в 1570 г. и поставлены в юж. портал собора. 19 нояб. 1581 г. в А. с. от побоев, полученных во время ссоры с Иоанном Грозным, скончался царевич Иван. Это трагическое событие положило конец истории А. с. как постоянной царской резиденции. В Смутное время А. с. была разорена, но при царе Михаиле Феодоровиче вновь стала местом отдыха царского семейства при паломнических выездах. Новый период истории А. с. начался в 1649 г., когда прп. Лукиан Александровский положил начало жен. мон-рю на территории государева двора. В 1651 г. царь Алексей Михайлович передал обители Успенскую ц. и часть слободской земли для строительства келий. Так возник Александровский в честь Успения Божией Матери жен. мон-рь . Арх.: Некрасов А. И. Памятники Александровой слободы, их состояние и значение//ЦГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед. хр. 17. 1948 г. 369 л. Лит.: Ulfeldi Jacobi Legatio moscovitica, sive Hodopoericon Ruthenicum. Francofurti, 1607, 16272 [содержит гравюры с изображением А. с.]; Стромилов Н. С. Цесаревна Елисавета Петровна в Александровой слободе и Успенский девичий монастырь в то же время. М., 1874; он же. Царевна Марфа, сестра Петра Великого: Ист. биогр.//Александрова Слобода в XVII в. и Успенский девичий монастырь (1612-1699 гг.). Владимир, 1883; он же. Александрова слобода: Слобода до Грозного.

http://pravenc.ru/text/64482.html

Царствование Ивана IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью оно обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга. Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иван Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» – корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся, – часть их со временем возвращалась в «земщину» (т. е. к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к «опричнине» присоединялись новые территории и города. Т. о., возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга. Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было строено по типу иноческой обители – палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1822 г. В приходских деревнях Семотинке и Авксентьевке находятся деревянные часовни, время и повод построения коих неизвестны. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: процентов с причтового капитала 65 руб. 50 коп., доходы от служб и требоисправлений 282 руб., от мирских сборов 75 руб., от земли 143 руб. – всего около 565 руб. 50 коп. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1.5 дес., пахотной 25 дес. 2048 кв. саж. и сенокосной 6 дес. 44 саж. Приход состоит из села Старой слободы и деревень: Авксентьева, Татьянина, Семотинки, Весок, Красной Рощи и Хохряковки, в коих по клировым ведомостям числится 449 душ муж. пола и 495 жен. В селе есть церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Основание деревянного храма в составе загородной усадьбы датируется второй половиной XIII века. Изначально здешний храм был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца. Здесь во времена Переяславского княжества находилась летняя резиденция Переславских князей. Удобна она была как для летнего отдыха, так и для осенних охот. Усадьба находилась на выгодном географическом положении, а именно на перекрёстке дорог, ведущих в Переславль-Залесский, в Дмитров, Москву, Суздаль и Владимир. Загородная усадьба потеряла своё главное значение в нач. XVI века, когда в декабре 1513 года царский великокняжеский усадебный двор, состоящих из терема, деревянного храма и прочих хозяйственных построек, официально переместился в образованную Новую Александровскую Слободу, на месте которой позже возник Александровский Успенский женский монастырь. Сами же усадебные постройки, со временем обветшали и были разобраны. Ныне от них ни осталось и следа. В те годы здесь числились две деревянные церкви. По переписным книгам 1675 года в дворцовом селе Старая Слобода находятся 2 деревянных " рубленых клецки " церкви - ветхая (упоминается в документах 1628 года) в честь Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи с деревянной колокольней на которой из 3-х колоколов два были пожертвованы царём Иоанном Васильевичем.

http://sobory.ru/article/?object=03537

Церковь является архитектурной доминантой застройки ул. Вольная и представляет собой характерный для Петрозаводска конца XIX века деревянный храм, выполненный в традициях провинциального классицизма. По благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила 6 декабря 2013 года совершен чин малого освящения церкви Святой Великомученицы Екатерины в городе Петрозаводске. Здание церкви является объектом культурного наследия регионального значения. Церковь построена в 1877 году по проекту инженера Александровского завода М.И. Маркова в честь столетия переименования императрицей Екатериной II Петрозаводской слободы в город. Городская Дума безвозмездно выделила для постройки лес, деньги на сооружение храма поступили от благотворителей. В течение последующей своей истории (до революции, в советское время и до наших дней) здание Екатерининской церкви использовалось только по своему прямому назначению. В ночь с 12 на13 мая 2012 года деревянный храм серьезно пострадал от пожара. В течение полутора лет осуществлялись работы по восстановлению церкви. За лето 2012 года с помощью специалистов ООО «Экситон» была разобрана обшивка здания, демонтированы обгоревшие конструкции, установлена временная кровля. Здание было проветрено и просушено. Проект реставрации церкви выполнен карельскими архитекторами-реставраторами Т.И. Вахромеевой и В.Г. Копниным. Средства на оплату проектно-сметной документации в сумме 1,2 млн. рублей были выделены из республиканского бюджета. Все остальные работы оплачивались за счет прихода церкви и благотворительных средств, для чего был создан специальный фонд. Общая сумма затрат составила около 20 млн. рублей. Ремонтно-реставрационные работы на здании церкви проводили специалисты-реставраторы из Санкт-Петербурга (реставрационно-строительная организация «ПГС II»). На сегодняшний день основные реставрационные работы завершены, но по информации настоятеля храма отца Андрея Верещагина, дел еще предстоит немало. Необходимо подвести коммуникации, построить котельную, благоустроить территорию вокруг церкви и кладбище, а самое главное – выполнить реставрацию иконостаса, который пострадал от влаги и перепада температур при хранении. Только после этого будет совершено Великое освящение церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09070

Радуйся, подмосковныя Троицкия слободы чадо Богоизбранное; радуйся, родителей благочестивых — Игнатия и Евдокии — утешение Богодарованное. Радуйся, купеческаго наследия отца твоего отвержение благоразумное; радуйся, яко уподобился еси купцу, ищущему бисера умнаго. Радуйся, небеснаго отечества пламенне возжелевый; радуйся, благое иго Христово от детства на себе восприемый. Радуйся, от юности твоея всем сердцем и мыслию Бога возлюбивый; радуйся, любве ради Божия дом отеческий оставивый. Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый; радуйся, ангелом Его выну хранимый. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 3 Сила Божия укрепляше тя, славне Корнилие, егда мир отвергнув, иноческое житие восприял еси. Вселився в пустынь Флорищеву, скорое преуспеяние в подвизех благочестия показал еси, многия тамо своим любомудрым житием в посте и молитве, неустанном труде и бдении, и безответном, Господа ради, послушании удививый. Темже таковое твое о спасении души зряще тщание, умильно Всесильному Богу поем: Аллилуиа. Икос 3 Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, неврежден явился еси от напасти и препятия, иже злобный враг тебе, Богомудре отче, содела: разжегл бо еси, окаянный, начальника обители тоя завистию к любве, еюже братия почиташа тя за смирение и богодухновенное учение. Ты же, аки адамант, сия злострадания терпеливо понесл еси, с миром изшед в пустынь Лукианову. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, вопием ти хвалебно: Радуйся, непоколебимый столпе терпения; радуйся, пречудный образе кротости и смирения. Радуйся, незлобие Христово смирением стяжавый; радуйся, на обидящия тя евангельски взиравый. Радуйся, всем обидящим тебе вседушно прегрешения простивый; радуйся, многообразный козни лукаваго силою Божиею победивый. Радуйся, Божия произволения о спасении души твоея искавый; радуйся, в угождении Ему единому намерение полагавый. Радуйся, всякое испытание во спасение души своея понести готовый; радуйся, вступивый на путь тернистый и суровый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Через месяц из Александровской Слободы он прислал митрополиту грамоту, в которой клал свой царский гнев не на одних бояр, но и на духовенство, на служилых и приказных людей, на все правящие классы, за их беззакония, мятежи, расхищение государевых земель и казны, нерадение в защите государства от врагов: не терпя их изменных дел, царь и «оставил свое государство» и поехал поселиться, где Бог укажет. Высшему духовенству и боярам, приехавшим из растерявшейся от ужаса Москвы со слезным челобитьем к царю править, как ему угодно, Иван отвечал пространным обвинением бояр в исконной вражде их к его предками, в кознях против него самого и его семейства, но согласился «паки взять свои государства». Согласие дано было под условием, чтобы царю на своих изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать на себя, чтобы духовенство, бояре и приказные люди все это положили на его государской воле, ему в том не мешали и чтоб «учинить ему на своем государстве опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». К сожалению, остается неизвестен хранившийся в одном из ящиков царского архива подлинный «указ об опричнине», и мы знаем его содержание только по изложению летописца. У этого летописца учреждение опричнины поставлено в прямую связь с царским условием свободной расправы с изменниками и новый двор представляется орудием для приведения в действие этого условия. При этом дворе учреждались особые бояре и окольничие, дворецкий, казначеи, дьяки и всякие приказные люди, весь дворовый штат «на всякий обиход». Далее на обиход царя и обоих его царевичей взяты были в разных местах государства, преимущественно центральных и северных, отдельные села, волости и целые города с уездами: все это вместе с дальнейшими присоединениями составляло едва ли не половину всего государства 175 . Точно так же из служилых людей царь отобрал в опричнину тысячу человек князей, дворян и детей боярских, число которых потом было увеличено до 6 тысяч; им даны были поместья в уездах, взятых в опричнину, откуда прежние вотчинники и помещики были переведены на новые земли в неопричных уездах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Церковь находится от консистории в 160 верстах и от благочинного в 60. Церкви принадлежит караулка и дом для помещения школы грамоты с одной комнатой. Оба здания каменные, покрыты листовым железом. В окрестности находятся церкви: поселка Калушкина в 10 верстах, слободы Курнаковой в 15 верстах, слободы Криворожье в 17 верстах, слободы Поздеевой в 17 верстах и слободы Большинской – в 17. 26 июня 1894 года приписана к сей церкви Рождество-Богородицкая церковь поселка Лютова, которая находится от церкви в 20 верстах. Приходское попечительство открыто в феврале 1894 года. В сем приходе находятся двухклассное министерское училище, открытое в 1877 году, школа грамоты, открытое в 1886 году, в поселке Егоровском открыто в ноябре 1889 года школа грамоты и в поселке Александровском. Слободе Ефремово-Степановке вот уж скоро три с полтиной века. Данила Ефремов основал слободу и назвал её в честь своего сына Степана Даниловича Ефремова. Так появилась слобода Ефремово-Степановка. Кирпичная церковь в Ефремово-Степановке на месте старой деревянной была построена в 1864 году на средства войскового старшины Александра Николаевича Ефремова с братьями. В церкви было два престола: Первомученника Апостола и Архидиакона Стефана и святого Николая Чудотворца. Её судьба сходна с судьбой практически любой сохранившейся дореволюционой церкови России. Некогда большой и красивый храм закрыли в 1924 году, 26 июля 1935 года сняли колокола. Строение использовали под хлебохранилище, а позднее под клуб. Священников Ефремово-Степановки коммунисты тоже не жаловали. Зимой 1919 года двух священников, надев им тяжёлые камни на шеи, красноармейцы утопили в реке. 16 июня 1937 года арестовали другого священника, отказавшегося проводить атеистическую лекцию перед жителями слободы. Он был приговорен к расстрелу. Постановление Тройки было исполнено 12 августа того же года в Ростове-на-Дону. Сегодня от храма остались лишь стены. Восстанавливать такую громадину, строившуюся когда-то для многотысячной слободы, теперь, при нынешних единицах (!) прихожан нет ни смысла, ни возможностей. Так как одно только отопление такого помещения потребовало бы довольно ёмкого бюджета, в то время как в былые времена тепловую энергию газа вполне успешно заменяло горячее дыхание тысяч прихожан. Сейчас внутри объёма храма выстроена малюсенькая церковка, пристыкованная западной стеной к старому входу с лестницей. Для оставшихся жителей слободы много и этого…

http://sobory.ru/article/?object=41508

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010