Телеканал " Спас " снял фильм к 25-летию Покровской богадельни марта 2021 В поселке Сергиево Александровской слободы по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского в 1903 году было построено церковное здание, принадлежащее благотворительному " Обществу ревнителей веры и милосердия " . В нем разместились храм преподобномученика Андрея Критского и богадельня - приют для престарелых женщин. Благотворительное общество после октябрьской революции 1917 года было ликвидировано, храм упразднен. В 1994 году общине поселка был возвращен храм и часть помещений здания, в котором ранее находилось общество. Первая служба во вновь переданном храме совершилась на праздник Благовещения, 7 апреля 1995 года. Менее чем через год, 22 февраля 1996 года, открылась первая в Санкт-Петербурге богадельня. Для насельников и насельниц обустроен быт, налажен профессиональный сестринский уход, их духовно окормляют священники храма. Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 0:00 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -0:00 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. YouTube unknown error (150) Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 23 июня 2022 15 октября 2020 28 февраля 2015 10 апреля 2024 3 апреля 2024 21 марта 2024 16 марта 2024 8 марта 2024 23 февраля 2024 8 февраля 2024 4 февраля 2024 19 января 2024 10 января 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 18 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Архитектор Алевиз Новый Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV века — первая треть XVI века (1531 год?)) — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы, Посольского портала Бахчисарайского дворца и др. Список храмов, которые построил Алевиз Новый (или с его участием) Владимирская область Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Александровский район, Александров Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1513 г. Москва Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: Алевиз Новый (?) Год постройки: Между 1514 и 1516. 1660-1680; 1689 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1519. перестроена в 1747-50 гг Архитектурный стиль: Барокко Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый (1514-1517), Б.П. Дедушенко (1979-1990 реставрация) Год постройки: Между 1517 и 1519 Кремль. Собор Михаила Архангела Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый, реставрации Ильин В. (Запокровский В.И.),: Рязанец С.Г., Зубов Ф.Е, Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н., Савин С.С., Ушаков С.Ф., Любимова Е.В., Хамцов А.И. Год постройки: Между 1505 и 1508. реставрации в 1652-66, 1970-х годах Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1509 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ваганькове (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Арбат Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1516 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/aleviznovyiy

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748.html

Феодосий рассказал, что ему явилась Пресв. Богородица и попросила спасти от разрушения Ее церковь. Он постриг Илариона в монахи с именем Лукиан, святому было тогда «лет тридесяти и нечто боле». Монахи отремонтировали крышу храма, заготовили лес на строительство мон-ря. Однако архим. Иосиф (Чеус), настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы (Там же. Т. 3. 2020), вывез в свою обитель приготовленные бревна, братию разогнал, а кельи сжег. Л., закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал его перед патриархом, «аки бы не добре жительствует». Л. был сослан «под начал» в Чудов мон-рь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. В Чудове мон-ре подвижник трудился в хлебне. В 1646 г. по рекомендации чудовского архим. Кирилла и по прошению инока архангельского Кожеручского во имя Всемилостивого Спаса муж. мон-ря Тихона патриарх Иосиф рукоположил Л. во иерея и поставил строителем Спасской обители. Однако вскоре из-за ссоры с Тихоном преподобный вернулся в Псковитиново Раменье. Здесь он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Вернувшись однажды из слободы, куда иноки отправились по монастырским делам, Л. и Макарий обнаружили в келье избитого Матфея. Его разорванная мантия висела на кусте. Л. едва успел причастить умирающего инока. Из-за угрозы нападений местных жителей Л. вернулся в Чудов мон-рь. В Москве он познакомился с «царским истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переяславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную и получили разрешение «старый храм разобрать для новаго». В 1649 г. в пустыни был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. Л. был назначен строителем пустыни (список с грамоты: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 16. Л. 12-13). Л. подал челобитную патриарху Иосифу с просьбой разрешить служение в новой церкви и 28 авг.

http://pravenc.ru/text/2110831.html

Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV в. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550-1560-х г.г. пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых. Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 г. он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая. Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе…», а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Постепенно здесь расширялось славянское поселение и распространялось христианство. Во второй половине XI в. к востоку от Никольского погоста была построена деревянная церковь Рождества Христова, а само поселение стало называться Рождественским. Постепенно, по мере развития великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с ней, и фактически церковь оказалась на территории Александровского посада. Пережив немало испытаний вместе с историей Слободы, деревянная церковь Рождества Христова перестраивалась не менее восьми раз. Параллельно перестраивался и расположенный неподалеку деревянный Никольский храм. В 1649 г. после очередного подновления и расширения рядом с ними поселились первые монахини будущего женского Успенского монастыря. Позднее они перешли в Успенский храм на территории бывшего Государева двора. В 1687 г. на службах в церквях Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали братья-царевичи, Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. По указу Петра I в 1696 г. вместо двух деревянных храмов был построен один каменный Рождественский собор с Никольским приделом. Основная часть собора – высокий одноглавый четверик, с широким световым барабаном и мощным шлемовидным куполом – отражал традиционные мотивы древнерусского белокаменного зодчества Владимирской земли. Стены имели аркатурно-колончатый декор, который зрительно увеличивал высоту здания. Верхняя часть фасадов была отделана поясом из крупных кокошников, которые придавали зданию нарядность. В первой половине XIX в. собор Рождества Христова достраивался на пожертвования александровских купцов Барановых. В 1829 г. Ф.Н. Баранов построил каменную колокольню, вместо деревянной. В 1847 г. его дело продолжил сын, И.Ф. Баранов, который на свои средства расширил храм, заново построив северный придел во имя Николая Чудотворца и южный придел во имя Архистратига Михаила. Пристроенные части здания были выдержаны в модном в то время стиле ампир, что особенно было выражено в оформлении главного входа соединенным со стеной портиком и треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=00772

91 ...и царь пошел подслушивать. – Как и в Александровской слободе, где Иван IV устроил мрачную травестию монастыря, он берет здесь на себя одну из обязанностей игумена. 93 веселятся, все пьяны, ссорятся; или: играют в азартную игру, все пьяны, расплачиваются щелчками по голове; 95 «Бес-де не может... и от добра ко злу». – «Старец» цитирует по памяти фрагмент из «Богословия» Иоанна Дамаскина , известный автору повести, скорее всего, по одной из отечественных компиляций или из другого вторичного источника. 96 ...возрев на церковь ... – Из контекста следует, что речь идет о церкви Св. Троицы. Мизансцена эпизода полностью соответствует расположению построек на плане Троице-Сергиева монастыря, выполненной между 1637 и 1655 г. 98 ...все до конца. – Формула, означающая, что персонаж полностью произносит псалом или молитву. 99 И по сем прощение полное получися... – Автор разделяет распространенное среди русских людей XVII в. убеждение, что искреннее покаяние (хотя бы и единичное) обеспечивает спасение грешнику. Можно догадаться, что о полученной ими «прощении полной» старцы узнали по чувству внутреннего умиления. 100 И царь пошел... к столу в Александрову слободу... – Царь продолжает традициопный осенний «объезд». Приглашение им троицких монахов в Александровскую слободу не нарушает исторического правдоподобия: монахи другого, также традиционно приближенного к царской семье монастыря, Кирилло-Белозерского, посещали страшную опричную столицу по нескольку раз в году. 101 ...а быть ему... ни в платье и ни нагу. – Использована сказочная формула «обусловленного прихода». Наиболее близкую параллель находим в сказках о детстве царя Соломона. 102 ...близь Слободы и двора церковнаго... – В Александровской слободе второй половины XVI в. было три церкви, но после Смуты и до середины XVII в. функционировала только одна – соборная Покровская. 105 ...веле ся оболочи... за кукорки, переменяясь. – Это исполнение «неисполнимого задания» находит аналогии в сказках о «мудрой деве» и о детстве Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе. Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние " фряжской " архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.

http://sobory.ru/article/?object=00080

http://kazanskiy-gagino.cerkov.ru Село Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки. В конце XIX века оно относилось к Рогачёвской волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров. Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя московского Василия Тёмного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: " ... да в Берендееве село Ростовцовское с деревянями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть " . Речь идёт о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское - это первое название Гагино, впервые упомянутое в документах под 1623-1624 гг. как старинная вотчина стольника С.И. Велико-Гагина. В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Димитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом. Ещё в начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение к князьям Велико-Гагиным. Русский дворянский род Гагиных вёл своё начало то же с XVI столетия. Село получило двойное название - " Тимофеевское, Гагино тож " . Название сохранялось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1722 году (он утонул во время купания). После его смерти род Гагиных пресёкся. В округе село стали именовать просто Гагиным. При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована государыней своему любимицу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Фёдора Фёдоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам. Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитриевской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса на средства В.И. Чулкова (1760-е гг.). На купол храма был установлен позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. К основному объёму церкви позже пристроили трёхъярусную колокольню одного стиля с храмом.

http://sobory.ru/article/?object=38630

Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 6, 6а, 9; Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 586. Л. 49; 600. Л. 1-3, 5-6, 10-11, 50а; Ф. 195. Ед. хр. 616. Ист.: Грамота, данная Переславскому Федоровскому мон-рю//Владимирские ГВ. 1844. 14. С. 55-56; Монастырский летописец, или Сказание об основании Успенской девичьей обители// Леонид (Кавелин), архим. Ист. и археол. описание первоклассного Успенского жен. мон-ря в г. Александрове (Владимирской губ.). СПб., 1884. С. 11-33; То же// Морозов Б. Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе//ВЦИ. 2006. 4. С. 13-31; Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы//Там же. 2007. 1(5). С. 5-30. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 99-102; Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.)//Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. 13. С. 61-64; 15. С. 69-72; Ключевский. Древнерусские жития. С. 345-346; Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст. Владимир, 1893; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Романова А. А. Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 524-527; Неклюдова О. В. Свято-Успенский жен. мон-рь г. Александрова, Владимирская и Суздальская епархия: 20 лет возрождения обители: Б. м., 2011; Акафист прп. Корнилию Александровскому. Александров, 2013. А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко Иконография Изображений К., созданных до его прославления, неизвестно. При реставрации в нач. 90-х гг. XX в. живописной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. (на основе росписи 1828?) на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского жен. монастыря, один из коленопреклоненных схимников был подписан как прп. Лукиан, другой наименован К. Однако, судя по тексту свитка в руке святого, помещенного слева, в росписи были изначально изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010