В действительной жизни отречение от откровенного учения о цели жизни ведет к безотрадному пессимизму, к потере сознания ценности жизни, разрешающейся иногда самоубийством 233 . 170 Литература по вопросу о происхождении человека имеет преимущественно апологетический характер (против эволюционной теории). – Глаголева С. С. проф. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. Москва. 1894 г. – Сергиевского Н. А. прот. Творение мира и человека. – Кудрявцева В. Д. О первоначальном происхождении на земле рода человеческого (3 т. 2 вып. его соч.). – Орнатского Ф. Происхождение человека (Тр. Киев. Ак. 1881 г. 1 и 4). – Петропавловского И. Д. прот. Древность и происхождение человеческого рода (по Пфаффу) и Геологические исследования о человеке. (Сн. Сб. ст. «В защиту христ. веры, вып. 2. Москва 1897 г.). – Попова В. Несостоятельность Дарвинова учения о происхождении человека (Пр. Соб. 1873 г. I–III т.; 1874 г. II т.). Современное естествознательное учение о происхождении вселенной. – Меньяна. Мир и первоб. человек. 94 стр. и след. – Фабри. Письма против материализма. Спб. 1870 г. Прибавл. 1-ое – Беляева А. Д. проф. Значение повествования пр. Моисея о сотворение человека. Москва. 1882 г. Богородского Я. проф. Происхождение человека, его природа, достоинство и назначение. Прав. Соб. 1903 г. 171 В древности взгляд на это сказание Моисея, как на аллегорию, развивала александрийская школа, особенно Ориген в связи со своим учением о предсуществовании душ. В XVI в. особенно настаивал на аллегорическом его понимании кардинал Кайетан. Не исчезло такое понимание и в наше время. Взгляд на это же сказание, как на вымысел для выражения истины о Боге-Творце человека, высказывается не только в протестантском богословии, но даже и в р.-католическом (особ у Ленормана). В основе такого понимания, лежит та ложная мысль, будто в Писании богодухновенно только вероучение и нравоучение, а все прочее – не богодухновенно. 173 Таковы, напр. объяснения этой истории: Златоуста в Бес. на кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Умер Валентин Ив[анович Оберемко] — посол в Риме. Прошлой ночью. А я хотел его просить приехать в Таормину. Вечер с Норманом у Армандо и Донателлы. Он — торговец оружием, она — монтажер и владелица монтажных, зала озвучания, перезаписи. 3 июля Лора прочла два дня назад, что у меня (по гороскопу) должны болеть зубы. Уже. Сегодня я едва жив. Работали с Франко и Норманом на «Vides». Звонил в Москву Сеньке и ак[адемику] Белоцерковскому насчет его поступления в Физтех. Он, по-моему, меня не помнит. Затем я говорил с Мариной (она была у Сеньки) и объяснил ей, чтобы она через Кочевриных нашла Сашу Медведева, который бы, в свою очередь, нашел кого-нибудь переговорить с Белоцерковским. Марина и сама хочет пойти к нему. Молодец, пусть сходит. Вечером ужинали у Тонино с Клаусом Хельвигом — продюсером, который хочет вложить свою часть денег в «Ностальгию». Ждем, когда ТВ будет готово дать нам возможность начать работать. Здесь сейчас все в ожидании октября — времени, когда или произойдет инфляция, или повысят налоги на всех, кроме рабочих, охраняемых профсоюзными синдикатами. Италия — страна, в которой у рабочих исключительные права. Болит зуб. Принимаю аспирин и ложусь. 4 июля Переехал к Норману в его квартирку-студию. Весь день (уже второй день) мучаюсь с зубом. Болит десна под коронкой — ужасно! Ни о чем не могу думать, так болит зуб. Как-то будет спаться на новом месте? Ложусь, а то рухну. 5 июля Сегодня до обеда был на Cola di Rienzo — тьфу! — на Via del Corco, Piazza di Spagna — устал. Хотел купить себе белые джинсы. Не нашел пока. Сегодня разговаривал с Сенькой. Завтра у него первый экзамен Он нашел какие-то еще связи и забыл о том, что Марина должна была сходить к Белоцерковскому. Теперь она сможет застать его лишь в понедельник. На Мосфильмовскую не дозвонился — никто не брал трубку. Чем дольше знакомство наше с Лорой, тем труднее с ней общаться. Бог с ней. Тут она устроила выяснение отношений по поводу Италии и моей здесь работы. Ну ее! 6 июля Сегодня проспал до одиннадцати утра. Болят зубы, и я чувствую себя совершенно разбитым. Ужасно беспокоюсь за Лару, Анну Семеновну и Сеньку — у него сегодня первый экзамен в Физтех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

14 Таргум, по Буксторфию, есть translatio sive paraphrasis chaldaica textus hebraici sacri“. Lexic. chald. etc. pag. 1308. Срав. Чт. в Общ. люб. дух. просв. за 1874 г., ч. II, стр. 298. 17 У Вилькия в его Clavis in N. Test. “ (pag 292) это слово объясняется: Legis doctor et interpres“ Lipsiae 1868. 20 Предание (masorah παρδοσις), в отношении к писанному закону, иначе называвшееся устным законом, составляют, по раввинскому определению, объяснения, точнейшие определения на тору, предписания, назначенная для исполнения“ Ewald’s Abodah Sarah“ s. VIII, XII. Conf. Buxtorf. Lexic. pag. 626. Срав. затем Мф. 15, 2. Map. 7, 3, 5, 13· Гал. 1, 14 . Кол. 2, 8 , срав. также Ios. Flavii Antiquit. lib. XIII, 10, 6, pag. 319, t. 2 ed cit. 21 Галаха, по словарю Baal-Aruch, значит предписание, по которому израильтяне поступают, а гаггада – сказание, объяснение“ А. Т ho1uck’s “Das А. Т. im N. Т.“ S. 13. Conf. Buxtorf. Lexic. pag. 68 annot. Эти две стороны иудейского предания легли в основу характера содержания Талмуда. И между тем как галахические определения должны до упомянутой выше скрупулезности, гаггада наполнилась мифическими сказаниями, легендами, субъективными мечтаниями отдельных талмудистов“ А. Олесницкаго : Из талмудической мифологии“ в Труд. киев, д. ак. за 1870 т. 1, стр, 150 и др. Как на доказательство развития галахи и гаггады в до христианское время можно указать на многие правила книги Премудрости сына Сирахова, на сведения о личности Еноха по 4 кн. Ездры (срав. также Сир. 44, 15 ) и др. 22 В последствии предание поставлено было даже выше Писания. Наглядным выражением этого было ходячее раввинское сравните текста писанного Закона ( – микры) с водою, – мишны – с простым обыкновенным вином, а всей гемары, с ароматным вином; см. Диминского цит. соч. стр. 37, также Евальда Abodah Sarah“, S. VII–VIII и др. 23 Дараш, – история, исследование, изыскание (срав. Buxtorf. Lexic. pag. 297, 298), есть уже очевидно более нежели таргум, раньше упоминавшейся. Гаггада уже прямо начиналась там, где оканчивалась буква Писания. Даже и о галах нужно сказать словами Дистеля, что в ней новые законы поставлялись в связь с библейскими местами то более тесную, то более слабую, резко выраженную без натянутого умозаключения, большею же частью с помощью искусственной диалектики“ Geschichte des Alt. Test.“ s. 8. Jena 1869. Рука об руку с этим отношением к Писанию шло ложное убеждение в inspiratio Iitteralis, в том, что каждая буква писанного закона скрывает в себе бездну смысла, как Боговдохновенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Как видим, интеллектуалистический элемент выдвигается здесь довольно настойчиво. Таков был основной состав курса психологии, читанного покойным профессором в 1903–04 году ак. году. К основному составу курса присоединялось подробное изложение следующих материй: а) гипнотизм и внушение, б) сравнительная психология, в) психология человеческого общества, г) история психологии. Эти отделы, отличавшиеся свежестью материала, слушались студентами с особенным интересом. Вообще нужно сказать, что студенты относились к нелегким для усвоения лекциям покойного профессора с большим вниманием, а к его личности с неизменным уважением и глубокими симпатиями, которые нашли свое выражение в живой радости, с какою студенты встретили возведение своего профессора в степень доктора богословия, и в неподдельной скорби, с какою они провожали его в преждевременную могилу. Научно-литературная деятельность Маркеллина Алексеевича стоит в тесной связи с его профессорской деятельностью. Не имея возможности входить здесь в оценку его литературных трудов, даем их перечень по группам соответственно их содержанию. 1 . Книга Екклезиаст. Опыт критико-эксгетического исследования. Магист. Диссертация. Киев, 1873 г. Стр. 596 (первоначально в «Трудах Академии»). 2 . История нравственности и нравственных учений. Ч. I. А. Введение в курсе этики: научная постановка этики. В. Введение в историю нравственности и нравственных учений: идея развития и факторы истории; принцип истории; цель истории. С. История нравственности и нравственных учений: генезис нравственности; дикие народы. Киев, 1882 г., стр. 428 Ч. II. Восточные народы. Киев, 1886 г., стр. 266 (первоначально в «Трудах Академии»). 3 . Нравственный прогресс. Актовая речь. Стр. 34. Киев, 1884 г. (также в «Трудах Академии» и в «Проповедническом Листке»). Выдержала два издания. 4 . Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Составлено применительно к программе для духовных семинарий. Стр. 289. Киев, 1892 г. Выдержало три издания. 5 . Из системы христианского нравоучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

35 Мыны кргн кижи керелеген, оны керелегени чын. Чынды айдып турганын ол билер, слерди де бтсин деп айткан. 36 Анайып, Оны йе-сги сынбас деп, Агару Бичикте айдылган сс бтти. 37 Агару Бичикте база бир айдылганы бар: сайган кижизи крглеер».   Иисусты мкзин кдргени   (Мф. 27:57-61; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56)   38 Мыны кийнинде Аримафейде Иосиф деп кижи Иисусты сгин тжрип аларга, Пилатта сурады. (Ол Иисусты ренчиги болгон, иудейлерде коркып, онызын туткан.) Пилат берди. Онызы барып, Иисусты сгин тжрип алды. 39 Никодим база ого келди. Башкыда ол тнде Иисуска келип Никодим одус килограммга шыдар майды ла алоэни чейинтизин экелди. 40 Олор Иисусты сгин алала, иудейлерди ск чейинтиле сртп, кеден бсл ороп ийдилер. 41 Оны кере тартырган сад болгон, анда кижини сги салылгалак 42 Иудейлерди пятница книне болуп Иисусты сгин ол салып койдылар.   20   Иисус Христосты тирилгени   (Мф. 28:1-10; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-12)   1 Неделени баштапкы книнде табркийде Мария Магдалина ск салган келип, таш ол атарылып калганын крди. 2 Ол Симон-Петрга ла Иисус карузып база бир ренчикке келип, айтты: – Кайраканды ск салар апарган, Оны кайда салганын билбей турубыс. 3 Петр база бир ренчикле кожо ск салган бардылар. 4 Олор экилези кожо бу ренчик Петрда трген ск салган озо ол болды. 5 Эчейип, кеден чуулар крди, ск салган ичине кирбеди. 6 Оны ээчий Симон-Петр келди, ск салган кирип, кеден чуу крди; 7 Оны бажын орогон арчуул дезе кеден бст башка, бойыны трп койгонын крди. 8 Озо ренчик кирип крди, бтти. 9 Ол тирилер деп, Агару Бичикте айдылганын олор аайлабай тургандар. 10 Айдарда, ренчиктер келдилер.   Иисусты Мария Магдалинага крнгени   (Мф. 16:9-11)   11 Мария дезе ск салган ыйлап турган. Ыйлап туруп, ск салган эчейип, 12 карап крз, Иисусты сги ак кийимд эки ангел отурды – бирзи баш бирзи бут 13 – й кижи, сен не ыйлап туру? – деп, олор сурадылар. – Кайраканымды апарыптыр, Оны та кайда салган, билбей – 14 дейле, ол кайра кррд, Иисус турды, Оны Иисус деп таныбады. 15 – й кижи, сен не ыйлап туру? – деп, Иисус ого айтты. – Кемди бедиреп туру? Мария Оны садты ишчизи болор деп, Ого айтты: – ркн, сен Оны мына чыгарган болзо, Оны кайда салганыды меге айдып бер, мен Оны алайын. 16 – Мария! – деп, Иисус айтты. Ол кайра крп, еврейлеп: – Раввуни ! – деди. (Бу сс «редчи» дегени.) 17 – Меге тийбе – деп, Иисус ого айтты. – Мен Адама кдрилгелек инем. карындаштарыма барып, мынайда айт: «Мен Адама, слерди де Адагарга, Кудайыма, слерди де Кудайыгарга р чыгып 18 Мария Магдалина барып, Кайраканды кргнин, мыны ого Ол айтканын ренчиктерге   ренчиктерине крнгени   (Мф. 28:16-20; Мк. 16:14-18; Лк. 24:36-49)   19 Ол кн, неделени баштапкы книни эиринде ренчиктер иудейлерде коркып, эжигин крчектейле отурарда, Иисус келип, олорды ортозына туруп, – Слерге амыр болзын! – деди. 20 Мынайда айдала, олорго Бойыны колдорын ла кабыргаларын кргсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

96 Надо полагать, однако, что эта перемена не была слишком уж резкой, так как и раньше Александр Васильевич давал Невоструеву ответственные поручения, которые тот с успехом выполнял. Напр., еще в 1849 г. он, по желанию Александр Васильевич , изложил свой общий взгляд на списки библии, „подвел их под классы“ и т. д. См. письма Капитона Ивановича к А.В. Горскому от XI, 4 и XI, 15 1849 r. 97 Письмо Александра Васильевича к Капитону Ивановичу от 27 января 1850 г. Надо, впрочем, признать, что укоры Александра Васильевича были иногда и справедливы, так как Капитон Иванович действительно выписывал много лишнего. См. напр. письмо Александра Васильевича к Капитону Ивановичу от 26 сент. 1849 г. 99 Намек на увольнение, которое Невоструев просил у митрополита весною этого года. См. письмо Капитону Ивановичу к Александру Васильевичу от 3 мая 1854 г., в архиве Горского. 100 Не митрополит ли здесь причиной? Конец письма делает это очень, вероятным. Здесь, на предложение А.В., по совету Владыки, воспользоваться семинарской больницей, Капитон Иванович раздраженно отвечает: „благодарю Вас покорно, но в сем. больницу я не пойду и от Владыки, аще что прииму, забвена буди десница моя“. 101 Недоразумение состояло в том, что в отчете обер-прокурора Св. Синода за 1855 г. описание было приписано лишь Горскому, а Капитон Иванович обвинил в этом именно Александра Васильевича. Однако, последний утверждал, что он тут ни при чем, и Капитон Иванович должен был извиниться. (Его письмо к А.В. от 29 янв. 1857 г.). 102 Действительно мы знаем, например, из письма Александра Васильевича к Капитону Ивановичу от 14 февр. 1850 г., что он посоветовал последнему «не гнаться за всем: чего нет у нас под руками, предоставим сделать другим“ – писал он ему. 114 Там же. Ср. Ист. М. Дух. Ак., стр. 498. А оно вышло прекрасным так что по нему можно продуктивно работать, не справляясь с самыми рукописями. 116 Измаил Иванович неоднократно приезжал в Москву для ученых работ и останавливался у Капитона Ивановича, имея, таким образом, полную возможность судить о характере и качестве работы Невоструева. См., напр., письмо К.И. к А.В. от 26 июля 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

т. IX); 4) Заметки о греческих рукописях канонического содержания в Московской Синодальной библиотеке (ibid. т. XVI): 5) Отрывки греческого текста канонических ответов русскаго митрополита Uoahha II (XI в.), изданные параллельно с современным славянским переводом и снабженные объяснительными примечаниями (Изд. Ак. Н.); 6) Письмо к академику Броссе (теперь покойному) о грузинском номоканоне (ibid.), и 7) Замечания на программу издания в русском переводе толкований на церковные правила, принадлежащих греческим канонистам XII в. Аристину, Зонаре и Вальсамону (3. Н. Ун. т. XVI)». В это же время у A. С. созрел план составления полной истории византийского права и рецепции его в России, как свидетельствует о том сам A. С. в предисловии к т. наз. «Книгам законным» 18 . A. С. предполагал начать с критического издания славянских текстов, в которых были приняты и в продолжение многих веков употреблялись у славян источники византийского права, вместе с чем, должна была идти разработка и так наз. внешней их истории, т. е. разрешение вопросов о времени и месте появления того или другого источника в славянском переводе, о способах его распространения и употребления в данной стране и о тех переменах, каким он подвергался при этом в своем составе и редакции; затем уже должна была следовать т. наз. внутренняя история, задача которой объяснить – насколько юридические нормы, содержащиеся в том или другом источнике иноземного права, привились к жизни принявшего их народа и какое вообще влияние оказали они на развитие и установление местной юридической жизни 19 . Какую грандиозную задачу ставил себе великий русский ученый! Какой важный пробел в нашем юридическом образовании был бы восполнен, в случае осуществления хотя бы в некоторых частях, этой задачи! Новороссийский Университет высоко ценил научную деятельность A. C.: доказательством этого служит то, что Совет Университета, по единогласному ходатайству юридического факультета, в заседании 28 марта 1873 г. избрал A. С. почетным доктором канонического права «во внимание к неутомимой и истинно-полезной и важной его научно-литературной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

" Вообще, отношение Бога к миру и особенно к человеку должно объясняться исходя из начал Божественной любви. И со стороны человека богопознание его может быть основано и развито лишь силой любви. О любви Божественной мы знаем гораздо более, чем о прочих свойствах и совершенствах Его существа, ибо в любви выражается существо и жизнь Божества особенно широко. А потому и само Божественное Откровение есть слово любви о любви же " 5 . Как увидим далее, " сама любовь человеческая есть не только отображение, но даже проявление Божественной жизни любви в человеке. Любовь в Боге есть не действие одной только свободы, но натуральная необходимость и жизнь Его, равно как и свобода Его. Любовь есть стремление к тому, чтобы содержание существа Духа и жизнь Его получили место в жизни иных личностей и тварей. А все это совершается не ради самолюбия, но ради самообщения для развития жизни и блаженства. В любви же сокрыто стремление и ко взаимообщению для сохранения единства жизни в мыслях и чувствах " 6 . Таковы свойства Божественной жизни любви. 1. Т ак объясняют любовь психологи и философы последнего времени. 2. Беляев. Любовь Божественная. С. 86. 3. Саблуков. Об именах Божиих. С. 33. 4. Блаженный Августин. Беседы о Св. Троице. 5. Беляев. Любовь Божественная. С. 96. 6. Там же. БОЖЕСТВЕННАЯ СВОБОДА Божественное Существо совершенно свободно, т.е. открыто проявляет Свои совершенства и не встречает никаких препятствий для самораскрытия и проявления свойств и сил во всей их совокупности. Божественная жизнь свободно проявляется, созидает все и вместе с тем сохраняет созидаемое в единстве жизни с собой. Свободное, беспрепятственное стремление Божественной жизни к самооткровению и самопроявлению тождествено с волей Бога. Это стремление и воля в Боге едины, т.е. проявляют только прекрасные свойства Существа Божия и совершенства Его, или самую жизнь Его. Хотя иногда говорят, что Бог делает, что хочет: Бог все, что захотел, сотворил (Пс. 113:11), - и будто может сотворить все, но здесь нужно разуметь, что Бог хочет лишь сокрытого в Его Существе и сродного свойствам Его, и это проявляется в Его жизни любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

321 Большая часть его заимствована из греческого чина: «Отречение еретиков армян», составленного в XII в., по случаю сношений православной Церкви с армянскою, на основании, впрочем, в некоторых статьях, более древнего чина, и из «обличительного слова на армян» Исаака кафоликоса, которое у греков обыкновенно помещалось вслед за означенным чином. Следовательно, чин приятия хвалисян и др. еретиков составлен в России, хотя на основании греческих источников. 322 Составлен он не ранее конца XIV или начала XV в., когда в южных областях России начали селиться близ моря Каспийского (Хвалынского) некоторые армяне (хвалисяне), для которых, судя по содержанию чина и заглавию, 323 он преимущественно и написан. 324 Но так как армяне в древности подозревались в монофизитстве, а монофизиты изображали на себе крестное знамение одним перстом, то в противовес им составитель и внес статью: «иже не крестится двема персты, яко же и Христос, да будет проклят». В греческих же памятниках, как тех, на основании которых составлен чин, так и других, этой статьи нет. 325 Защитники троеперстия увидели в ней протест против употребляемого ими перстосложения и, в свою очередь, в статье «от апостольских заповедей», помещенной в Паисиевском сборнике (библ. Спб. д. ак. 4 – 1081), написали: «аще кто не крестится 3-ми персты, да будет проклят». Но ни в том, ни в другом виде статья эта не может быть признана правильною, так как проповедует, что будто бы И. Христос изображал на Себе крестное знамение двумя или тремя перстами. Не говоря уже о том, что для такого утверждения совершенно нельзя найти какого-нибудь основания ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в святоотеческих писаниях, вероятно ли это сколько-нибудь? 326 Странность подобной мысли чувствовали сами старообрядцы, и Денисов, в своих Поморских ответах, решительно отвергает её, стараясь истолковать означенные слова в смысле указания «на христотворное благословение» (44 отв.). В конце XIV и начале XV в. у нас происходили сильные споры о перстосложении и ревнители троеперстия и двуперстия стали искать доказательств, каждый в свою пользу, но нашли только сказание о Мелетии, которое и протолковали, одни в пользу троеперстия, а другие – двуперстия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010