9) Болезни. Да не победит вас в болезни трусость, расслабляющая тело и ум, малодушие и боязнь, достойные малых детей. С какою доблестью подвергают себя мужественно терзанию тела, железом и огнем, в страшных операциях, не только мужчины, но и женщины, чтобы прожить несколько лишних дней, болезненно, на земле. И мы ли не потерпим безропотно временное страдание, чтобы жить вечно со Христом? Силу даст Он же. Будем нести страдания наши в болезнях, покаянным духом, как очистительные жертвы за наши грехи. Будем твердо знать, что мы достойны более строгого осуждения и мук вечных, по неизреченной благости Господа окупаемых этими. Будем благодарственно, в несомненное и великое подкрепление и утешение себе, петь с Пророком: «не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» ( Пс.117:17–18 ). 10) Немощи. Если точно, а не мнимо, не от лени, немощи препятствуют совершать молитвенное правило, петь псалмы стоя, печалиться тут не о чем. Все наши правила, предписываемые собственно для смирения тела, для умерщвления его похотей, требований, его владычества над душою, каковы: долгое стояние, пост, лежание на земле, поклоны, относятся к телу. Но когда оно усмирено самими немощами, когда болезнью приведено в невозможность возмущаться, возблагодарим Бога! немощь сделала то, что мы должны бы были трудолюбиво делать. В этом положении от нас требуется только одно делание терпеливое и с благодарением Господа, безропотное несение болезни и сопутствующих ей немощей. Некоторые теряют зрение; по плоти это конечно чувствительная утрата, но остается око души, которым можно созерцать величие и милосердие Божие, и, знайте, внутреннее это око всегда видит яснее и смотрит пристальнее, когда глаза внешние изменят. Другие теряют слух, орган вряд ли непременно необходимый; мы слышим им в течение жизни гораздо более пустого, суетного и вредного, нежели полезного, и сколько же живет не только глухих, но глухонемых, и не в отшельничестве, а в мире, счастливо и благословляя Бога? Поражаются руки параличом или другою болезнью; но в нашей борьбе с грехом, с врагом души, мы никогда же и не нуждаемся в этих руках, а боремся силою рук душевных с неприятелем нашего спасения. Наконец, если бы и все тело было измождено, то мы должны так жить, чтобы с нами было, как бывает со всеми благочестивыми и Богу угодными людьми, по свидетельству св. Апостола: по мере того, как внешний человек тлеет, внутренний укрепляется все более с часа на час.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий Вел. О немилостивых сказано: «кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан». ( Притч. 16:3 ). Тихо ночка темнокрылая Пролетает над землей, Где-то льётся песнь унылая Омрачённая слезой. Подожди певец тоскующий: Ночка тёмная пройдет, И, воскреснув, день ликующий Людям счастье принесёт. Отдохнет земля усталая И заблещет зорька алая Очарованная сном, В небе ясно-голубом. 18-го июня Прежде всего попекись найти себе наставника и учителя не прелестного и, нашедши его, вполне отдайся ему, как отцу родному сын отцелюбивый, ходя по повелениям его неуклонно и на него взирая, как на Самого Христа. Кто хочет жить сам, т. е. самоугодно, без наставника, тот по слову Лествичника, легко уклоняется в заблуждение и погибает, хотя бы он всю премудрость мира сего исчерпал. Не с советом ходящие ходят будто в сонном мечтании: они много сеют, но пожинают очень мало и вместо пшеницы – увы! собирают плевелы. Каллист патр. Сердце – корень жизни и всех проявлений её. Когда оно возобладано духом, тогда через него дух естественно начинает проникать во весь состав естества нашего и его одухотворять: тогда ум начинает насыщаться Божественною истиною, весь ею проникаясь, во всем её объёме, – воля – святыми настроениями и расположениями, всеми добродетелями; сердце – святыми чувствами; вместе с тем и тело становится воздержно, трудолюбиво, живо, бодренно, целомудренно. Где всё это есть: там падший является вполне восстановленным. Еп. Феофан Стоит только по временам заглядывать в своё сердце, пересматривать свиток своих мыслей, чувств и деяний – и всяк увидит, как он ещё мал духом и нечист сердцем, как далёк от того, чем мог и должен быть. Иннокентий Херсонск . Все, удобно достигаемое – скоро и утрачивается. Всё же, обретённое с болезнью сердца, хранится тщательно. Исаак Сирин. 19-го июня Преподобный Зинон чудотворец, подвизавшийся на Синае в IV веке, завещал всем последователям Христа Спасителя мудрое правило весьма пригодное и для сестёр милосердия. Известно, сколько бывает в общежитиях случаев, когда из-за пустого недоразумения люди таят неприязнь друг к другу, отчего страдают не только дух и нервы, но и общее настроение всех, кому приходится прийти с ними в соприкосновение. Дабы не дать погибнуть нашим добрым делам, устраним от себя все искушения при помощи молитвы: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал его, тот, когда станет пред Богом и прострёт руки к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца помолиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чём бы он ни молился». Так учит преподобный Зинон.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Вознесенский Печёрский монастырь начинался с нескольких пещер, выкопанных в крутом берегу Волги. К последней трети XVI века это была уже дивно украшенная белокаменная обитель. Но стихия в одночасье уничтожила всё, что создавалось веками, и монастырю пришлось фактически " родиться заново " . Но для этого стоит возвратиться на несколько веков назад. В конце 1320-х годов в окрестностях Нижнего Новгорода появился монах Дионисий, пришедший из Киево-Печёрского монастыря. На крутом берегу Волги он решил обосноваться в выкопанной им пещере. Произошло это, вероятно, между 1228 и 1330 годами. В " Степенной книге " говорится: " В трёх поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь " . Монах Дионисий (в будущем - архиепископ Суздальский) продолжил традицию, заложенную ещё основателями Киево-Печёрского монастыря: его монастырь произрос из пещеры, почему и получил, как и киевская обитель, название " Печёрский " . К Дионисию вскоре стала стягиваться братия. Поначалу насельники нового монастыря копали себе кельи неподалёку от Дионисиевой пещеры, но через некоторое время пещерное житьё пришлось оставить. Земляные помещения были тесны, сыроваты и холодны. Далеко не каждый мог существовать в таких условиях. И вот, выше по склону началось строительство деревянного монастыря с церковью в честь Вознесения Господня. Настоятель монастыря Дионисий был возведён в сан игумена, а затем - архимандрита. Известно, что Вознесенский Печёрский монастырь чуть не с самого своего основания (то есть, вероятно, с момента постройки необходимых деревянных зданий) жил по общежительному уставу. Всё имущество было общим, иноки не имели ничего своего и не выходили за ворота обители без благословения игумена. Кормились насельники монастыря трудами рук своих. Общежительный устав способствовал процветанию Печёрского монастыря. Уже к последней трети XIV века он стал одним из важнейших духовных и культурных центров " Низовского края " , именно здесь - с благословения святителя Дионисия, чья резиденция с 1374 года находилась в Нижегородском кремле, - создавалась Лаврентьевская летопись.

http://sobory.ru/article/?object=00896

Тогда же и в тот же день убил он уже названного прославленного добротой и самого светлого в роду князя Владимира Курлятева. И тогда же вместе с ним зарезал он Григория Степанова, сына Сидора, из рода великих сенаторов рязанских. А тот-то Степан, отец Григория, был муж, прославившийся добродетелями и искусный в богатырских делах. Служил он много лет – годов до восьмидесяти – весьма верно и трудолюбиво святорусской империи. Потом прошло лишь около недели, напали на эту новую крепость поганые измаильтяне со своими царевичами, числом тысяч десять. Но христианские воины твердо противустали им, защищая от внезапного нападения поганых крепость и бедных христиан, живущих при крепости. И при этой обороне, храбро сражаясь, одни тяжело ранены, другие же, сражаясь до смерти, изрублены погаными. И вдруг после этой битвы, дня через три, – ужасно и удивительно не только говорить, но и слышать! – случилось нечто тягостное и бессмысленное: вдруг внезапно от этого свирепого зверя и губителя святой русской земли, от этого сына и сотоварища антихриста, напали вышеназванные опричники на оставшихся христианских воинов, которых они надеялись еще захватить после резни и измаильского побоища. Рассказывают, что прискакали они в город, вопя как бесноватые, рыская и кружа по домам или ставкам: «Где такой-то князь Андрей Мещерский и князь Никита, брат его, и Григорий Иванов, сын Сидора (двоюродного упомянутому)?» И хотя слуги показывали им тела мучеников, только что убитых измаильянами, они как безумные, надеясь, что те еще живы, вломились в их дома с приготовленными пыточными орудиями, чтобы резать. И, увидев их мертвыми, помчались тут же, посрамленные, к зверю, чтобы доложить об этом. Подобное произошло и с одним моим братом, из нашего рода, князем ярославским, которому было имя Андрей, по прозванию Аленкин, внуком названного славного князя Федора Романовича. Ему пришлось оборонять один город или крепость из северских крепостей от внезапного нападения врага, и был он застрелен из огненной пращи и на другой день умер. А на третий день прискакали опричники от тирана, чтобы зарезать его, нашли его уже мертвым и поскакали к зверю докладывать. А кровожадный и ненасытный зверь после смерти святого подвижника отнял у жены и детишек вотчину и все имущество и, переселив их с их родины в дальние земли, там, говорят, всех всей семьей в притеснениях уничтожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любовь получает свое начало в благожелательстве и сострадании, радуется с радующимися, плачет с плачущими. “ Любовь не завидует ” (1Кор. 13:4). в)  От ленности воли. Пусть будут прилежны и нравственны и заслужат в школе бóльшую похвалу, чем их товарищи, хотя и даровитейшие, но ленивые и распущенные. Пусть трудолюбиво обрабатывают свое поле и ведут везде порядок, и труды их, с Божьего благословения, увенчаются таким же успехом, как и соседа. Пусть запасаются знанием, опытом, честно ведут себя, приобретают любовь сограждан, и им удастся достигнуть почета в обществе и т. д. 3. Как безумна зависть? Между всеми грехами это — самый безрассудный. а)  Завистью ничего не приобретают. Завидуемый сохраняет свое положение, а завидующий не получает ничего, кроме скорби и огорчения. “ Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть ” (Иак. 4:2). При гордости, скупости, невоздержанности приобретают хоть что-нибудь, хотя бы и только воображаемое и преходящее; а при зависти? б)  Много теряют. То мир, то честь, то здоровье, то добрую совесть и проч. “ Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей ” (Прит.14:30). Зависть снедает сердце, сокрушает тело, мучит дух, разрушает спокойствие совести, изгоняет всякую радость из души. в)  Делаются даже на веки несчастными. Завистливый никак не годится для неба: потому что там также существует различие; он не радовался бы, а отравлял еще блаженство других. Для царства любви годны только любящие! Куда же пойдут тогда завистливые? К отцу зависти, в царство скорби. “Зависть — невыносимое зло, верный залог предстоящего наказания, путь к аду. Вера Иисуса Христа в борьбе с грехом, царящим в мире “ И наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу ” ст. 18. Вера Христова при самом начале своего распространения должна была вступить в борьбу с миром. “ Множество мужчин и женщин ,” убеждаемые проповедью апостолов и поражаемые их сверхъестественными знамениями и чудесами, “ присоединялось к Господу ” (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Целых семь греческих церквей были предоставлены морякам и солдатам Ушакова. Почему? Потому что все молились! Необходимость прославления Феодора Ушакова мы обсуждали с владыкой Варсонофием, тогда епископом Саранским, а ныне митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Я говорил владыке: «Святой он! Все факты есть, есть святые останки». Владыка мне: «Ходатайствуйте!» Я написал письмо патриарху Алексию II. Святейший принял меня. Я изложил все факты. И патриарх сказал: «Если наш флот получит такого небесного покровителя – это будет чрезвычайно важно». А в то время у нас беда была с флотом: мы потеряли Балтику, мы потеряли Черноморский флот в Севастополе. Потом патриарх добавил: «Не только православный флот, но и все православные люди обрадуются». Прославление Феодора Ушакова как святого поддержал и почитаемый всеми старец Иероним, подвизавшийся в Санаксарской обители. И вот 5 августа 2001 года митрополит Кирилл – это тоже очень промыслительно: будущий Святейший Патриарх Русской Церкви – отслужил чин прославления святого праведного Феодора Ушакова. – Расскажите о последних годах жизни святого. – Выйдя в отставку, Ушаков уехал из Петербурга. Вельможа, богатый! Казалось бы, зачем уезжать из столицы? А он уехал в глушь. Построил дом возле Санаксарского монастыря. Как писал владыка Тамбовский, Феодор Ушаков «по целым седмицам проводил в келлии». Так что фактически он свою жизнь теперь посвящал Богу. Он был великий милоститворец. Раздал свои богатства женам убитых офицеров, солдат, отставным, создателям госпиталя. И вот за это еще Феодор Ушаков был в 2001 году официально прославлен как святой Русской Православной Церкви: память его мы празднуем 2/15 октября. И я вам первым расскажу о великом открытии. Мы обнаружили прижизненный портрет Ушакова! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1766 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 15 октября 2021, 11:27 Спаси Господи за Ваши труды Ольга 15 октября 2018, 18:58 Святой праведный воин Феодоре! Моли Бога об отроке Кирилле! Помоги сыну моему честно, усердно и трудолюбиво учиться в кадетском училище!!! Помоги ему, ведь сам ты был кадетом. Будь примером для воспитания юношей!!!

http://pravoslavie.ru/86769.html

Так же и Никита Стифат , и иные многие. Потому блаженный Григорий Синаит не только отшельников и живущих в уединении учил трезвению и безмолвию, то есть блюдению ума, но и пребывающим в общежитиях повелевал внимать этому и об этом заботиться, зная, что все святые обрели благодать Духа исполнением Христовых заповедей, прежде телесно, а потом [и] умно. Ибо без того не обретается это чудное великое дарование, – сказали святые отцы. И блаженный Исихий Иерусалимский также говорит: «Как невозможно жить в этой жизни без еды и питья, так невозможно душе чего-либо духовного достигнуть без хранения ума, каковое называется трезвением, если кто и понуждает себя из страха мук, дабы не согрешать». Ибо истинный делатель Божиих заповедей, – сказали отцы, – не только на деле должен исполнять их, но и в уме остерегаться преступать заповеданное. «Великое же это, и всепрекрасное, и светородное делание, – сказал Симеон Новый Богослов , – многим от научения приходит; редкие же то без научения, понуждением к деланию и теплотою веры от Бога приняли». Так же говорит и Григорий Синаит , и иные святые. Однако немалый подвиг, сказали, обрести этому чудному деланию наставника непрельщенного (непрельщенным же назвали они того, кто имеет делание и мудрование, соответствующие Божественным Писаниям, и духовное рассуждение стяжал). И еще сказали святые, что и тогда едва можно было обрести учителя таковых вещей непрельщенного; ныне же, при крайнем их оскудении, подобает искать трудолюбиво. Если же [такого] не найдется, повелели святые отцы научаться из Божественных Писаний, слыша Самого Господа, говорящего: Исследуйте Писания и в них обретете жизнь вечную (см. Ин.5,39 ). Ведь все, что писано было прежде во Святых Писаниях, написано нам в наставление ( Рим.15,4 ), – говорит святой апостол. Поскольку святые, подвизавшись телесно, и умно трудились в винограднике сердца своего и, очистив ум от страстей, обрели Господа и стяжали разум духовный, а нам, разжигаемым пламенем страстей, повелели почерпать живую воду из источника Божественных Писаний, способную опаляющие нас страсти угасить и на истинное разумение во всем наставить, того ради и я, многогрешный и неразумный, собрав от Святых Писаний, что сказали об этом духоносные отцы, написал для напоминания себе (однако не в качестве исполнителя этого на деле – я, нерадивый и ленивый, ибо [сам я] никогда не сделал ничего доброго, но пуст был духовно и телесно, [не имея] никакой добродетели, был словно неким купленным рабом неподобающих страстей, во всем им покорным).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это - не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.) Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную, - общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою (Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо - круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов, - собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братии наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/954/...

отцами во св. из монастырях и лаврах, т. е. Евфимием Великим, Саввою Освященным († 532), Феодосием Киновиархом († 529), Герасимом Иорданским, которому послужил зверь, Харитоном Исповедником и Кириаком отшельником († 556 г.), каковой устав великий в патриархах Софроний († ок. 640 г.) записал для последующих поколений. Когда же варвары сожгли лавру великого Саввы, и запись, сделанная блаженным Софронием, стала жертвою огня, премудрый Иоанн Дамаскин, как трудолюбивая пчела, вновь предал его своим преемникам, и он сохраняется даже до ныне» [ 537 ]. Ту же мысль высказывает и св. Симеон Солунский (XV b.): «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от свв. Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона. Когда же этот устав (διατπωσις), как известно, по разорении того края варварами был уничтожен, тогда иже во святых отец нас Софроний, патриарх святого града, трудолюбиво изложил, а после него божественный отец наш Иоанн Дамаскин, опытный в богословии, возобновил и записал» [ 538 ]. Можно, конечно, сомневаться во всех частностях этой генеалогии, особенно если она хочет сказать, что Иерусалимский устав во всем том составе своем, который он имел в XIII–XV b. и который очень близок к нынешнему его составу, исходит от прп. Харитона, Евфимия, Феоктиста и Герасима; но в основе этого предания, уже чтобы оно возникло, должно было лежать историческое зерно. Богослужебные порядки исчисленных палестинских лавр должны были заметно разниться от практики других монастырей, отвечая всему их своеобразному устройству. И прп. Иоанн Кассиан, наблюдавший жизнь палестинских монастырей в настоящую эпоху, как и несколько других известий о них из той же эпохи, позволяют не только определить общий характер из тогдашнего богослужения, но и видеть, что общего было в нем с позднейшим и нынешним иерусалимским уставом. Предупредив, что вообще правила египетских монастырей неисполнимы на Западе (в Галлии) «по суровости воздуха или по трудности и «разности нравов», и что он будет заменять эти правила из в своих наставлениях о киновиальных жизни «правилами монастырей палестинских или месопотамских» [ 539 ], прп.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но, получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа (Ср.: Пс 1, 2–3). Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это — не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще б ольшие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.) Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную, — общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу в едений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою («Добротолюбием»), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо: круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов, — собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010