Я говорю здесь, обращаясь преимущественно к великороссам. Для малороссов, или украинцев, не потерявших сознание своей русскости, эта формула получит следующий вид: малорусское, русское, российское. После всего сказанного выше ясна повелительная необходимость оживления, воскрешения Великороссии. Всякий взгляд в прошлое России, всякое паломничество в историю приводит нас в Великороссию, на ее Север, где и поныне белеют стены великих монастырей, хранящих дивной красоты росписи, богословское «умозрение в красках», где в лесной глуши сохраняются и старинная утварь, и старинные поверья, и даже былинная поэзия. Старинные города (Углич, Вологда), древние монастыри (Кириллов, Ферапонтов) должны стать национальными музеями, центрами научно-художественных экскурсий для всей России. Работа изучения святой древности, ведущаяся и в большевистской России, должна продолжаться с неослабевающей ревностью, вовлекая, захватывая своим энтузиазмом все народы России. Пусть Русский Север станет «страной святых чудес», священной землей, подобно Древней Греции или средневековой Италии, зовущей пилигримов со всех концов мира. Для русских и христиан эта земля чудес вдвойне священна: почти каждая волость ее хранит память о подвижнике, спасавшемся в лесном безмолвии, о воине Сергиевскойрати, молитвами державшей и спасавшей страдальческую Русь. Но Русский Север не только музей, не только священное кладбище. По счастью, жизнь не покинула его. Его население – немногочисленное – крепко, трудолюбиво и зажиточно. Перед ним большие экономические возможности.Белое море и его промыслы обещают возрождение целому краю при научном использовании его богатств. Московский промышленный район (здесь: Ярославль, Кострома) устоял в испытании революции. На этой земле «Святая Русь», седая старина бок о бок соседит с современными мануфактурами, рабочие поселки – с обителями учеников преподобного Сергия, своим соседством вызывая часто ощущение болезненного противоречия, но вместе с тем конкретно ставя перед нами насущную задачу нашего будущего: одухотворение технической природы современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

– Декрет ВЦИК будет осуществлен и в Петрограде! – сказал, выступая на заседании Петросовета, Николай Павлович Комаров. Будут приняты все меры, чтобы духовенство само технически выполнило это изъятие! Вообще такого не бывает... Это же чудо управленческой оперативности. Еще вчера только набрасывает Ленин свой дьявольский план наступления на Церковь , а уже сегодня Троцкий утверждает на Политбюро пакет директив по этому плану. И одновременно с Троицким в Москве Зиновьев в Петрограде конкретизирует эти директивы для Петрограда. Никакого рационального объяснения этому чуду не найти, и приходится думать о некоей мистической связи, существовавшей в сообществе Ленин – Троцкий – Зиновьев. Это и не сообщество отдельных лиц, а как бы единый организм. А. Штейнзальц в работе «Кто мы: трагические актеры или самобытная нация» писал о властном зове, что непрестанно звучит в душе каждого еврея, благодаря которому они никогда не растворяются до конца в окружающих их народах. Евреи – это народ, «который можно разорвать на куски, но эти куски останутся живыми и вырастут снова». Сообщество Ленин – Троцкий – Зиновьев вполне может служить пусть и уродливой, но точной иллюстрацией мысли А. Штейнзальца. Все части чудовищной Лентрозины 79 , даже и разобщенные в пространстве, жили и действовали в едином, точно скоординированном ритме. … И мгновенно меняется тон агентурных донесений. Никакой торопливости, никакого нахрапа, никакой импровизации. Трудолюбиво и тщательно обшаривают рассыпавшиеся по городу агенты все, что можно обшарить... «Выписка из рабочей сводки 66. Троицкая улица, дом 10, квартира 15, проживает Борисов Александр Матвеевич, который по вопросу об изъятии ценностей из церкви выразился, что это воровство и дал клятву, что он выйдет на улицу, чтобы препятствовать, как он выразился, «грабежу жидов». Секретарь СОЧ ГПО» 80 . «Агентурный лист. Подпись 3. 17 марта я был командирован для наблюдения за совершением богослужения в церковь . 17 марта церковь была закрыта. 18 – была вечерняя служба. 19 утром была обедня, после которой священник прочел воззвания патриарха Тихона и митрополита Вениамина. Настроение толпы проследить не удалось, так как я неожиданно был встречен в церкви одним из рабочих З.В.В.З., на котором работаю. Пришлось из церкви уйти, не дождавшись выхода всех присутствовавших, так как рабочий довольно громко спросил меня, почему я в православном храме, чем обратил на меня внимание присутствующих. 19 вечером священник сказал речь на тему: люби Бога и не забывай Его. Призывов к выступлению против власти не было, но чувствовалось, как со стороны духовных, так и верующих глубокое озлобление» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К. приписывается сочинение, содержащее элементы историографического произведения, светской биографии и панегирика ( Каждан. 2012. С. 149-157; Alexander. 1940. P. 197) и вошедшее в качестве 5-й книги в т. н. Хронику Продолжателя Феофана. Хроника сохранилась в уникальной рукописи Vat. gr. 167 (нач. XI в.) и охватывает события от царствования Льва V (813-820) до царствования Романа II (доведена до 961). Этот текст представляет собой не цельное произведение, а созданную ок. 1000 г. компиляцию неск. сочинений, гл. обр. возникших в окружении К. В Жизнеописании имп. Василия, предположительно составленном в 957-959 гг. (Chronographiae quae Theophanis Continuati nomine fertur. 2011. P. личное участие К. было более значительным, чем в др. частях хроники. Во вступлении к Жизнеописанию он говорит от 1-го лица о замысле написать историю всех визант. императоров, начиная с равноап. Константина I Великого, но, ссылаясь на нехватку времени и сил, решает ограничиться лишь самым ярким примером - биографией императора, при к-ром гос-во пережило наибольший расцвет. К. также упоминает о своем желании продолжить рассказ, описав правление императоров Льва VI, Александра и, возможно, даже свое, если ему позволит слабое здоровье (Ibid. P. 8-10). В нек-рых фрагментах К. упоминается в 3-м лице (напр., в рассказе о взятии Адаты в 947-948 гг.: Ibid. P. 172). Возможно, вступление к Жизнеописанию было действительно создано лично К., а основную часть написал анонимный автор, пользовавшийся материалами, предоставленными К. (Ibid. P. Подобное прочтение подтверждается и заголовком «Историческая повесть о жизни и деяниях славного имп. Василия, которое его внук Константин, император ромеев, в Боге трудолюбиво собрал из различных повестей и представил [настоящему] писателю (τ γρφοντι)» (Ibid. P. 8). В гл. 97 Жизнеописания имп. Василия содержатся сведения о крещении русов при Василии I, предположительно в 963-967 гг. (Ibid. Р. 312-316). Согласно этому источнику, визант. проповедники встретили отпор местного населения и смогли склонить его к принятию крещения только после того, как было явлено чудо: брошенное на неск. часов в горящую печь Евангелие осталось невредимым. Историчность сообщения о визант. миссии к русам при Василии I ставится исследователями под сомнение ( Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 169-172; Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещении Руси в средневек. письменных источниках//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 125-129).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

173–174]. Подобный невольный синкретизм, сопровождаемый определенным произволом в области теоретических построений, не оказался плодотворным и у о. Сергия, поскольку в христианской догматике все-таки очень важны дисциплина мышления и строгость методологии [см.: 60], причем не в силу ее косности, а по причине здорового консерватизма. Перспективы софиологии О. Сергий Булгаков видел в софийной парадигме будущее христианства, утверждая, что «софиология содержит в себе узел всех теоретических и практических проблем современной христианской догматики и аскетики» с. 106], а путь к возрождению культуры и историческому развитию «может быть найден чрез обновление нашей веры в софийный, богочеловеческий смысл истории и творчества» с. 108]. Но уже с первыми полноценными вздохами софиологии, этого излюбленного плода мысли о. Сергия, на ее стороне «не нашлось практически никого из видных представителей православной мысли», несмотря на безусловные уважение и любовь современников к личности о. Сергия с. 166]. По мысли искренне любившего философа прот. Александра Шмемана , все вдохновенные составляющие его творчества, «светлый и пасхальный космизм православия, тайна Богочеловечества, верность Православия… “добро зело” творческого акта», победное ожидание и предвкушение грядущего Царства Христова, отнюдь не нуждаются в Софии с. 12]. Ряд современных западных исследователей в оценке творчества о. Сергия полагает весьма перспективной возможность применения и развития идей и языка софиологии в современном богословии [см.: 65; 68]. Отечественные мыслители обращают внимание на тот факт, что язык булгаковской софиологии находится в других координатах, нежели традиционный догматический язык Православия Прот. Павел Ходзинский определяет язык Булгакова как «изложение богословских истин с помощью категориального аппарата эпохи модерна» с. 23] и называет его относительным, с чем мы можем согласиться после сделанной попытки рассмотрения основных догматических элементов системы философа. Православная мысль всегда была открыта к применению новой терминологии, терпеливо и трудолюбиво проясняя смыслы нововводимых слов и при этом никогда не считая возможным разработать всеохватывающий и окончательный мировоззренческий словарь (об «эллинско-византийском» богословском мышлении и языке как единственно возможных и истинных писал, например, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Именно это и случилось в государстве византийцев. Ибо оно, возненавидев истину и справедливость гражданской власти и усвоив себе несправедливость и ложь, обеими руками распахнуло свои двери перед нечестием. А поскольку дьяволу для этого нужно было тело и подходящий для него инструмент, то он нашел теперь Паламу – человечишку, как я слышал и еще лучше убедился из его писаний, жалкого и ничего здравого не знающего, кроме как тщеславиться и по этой причине держаться зловерия, – внушил находящимся у власти поддерживать его и, говоря вкратце, собрал в настоящее время все нечистые и чуждые учения, которые он в другие времена внедрял в церковь Божию, и засеял против церкви Христовой ниву, дающую богатый урожай зла. Ибо несчастный [Палама] научил не только многобожию, но прибавил к нему еще и безбожие, а кроме того арианство и иконоборчество, и совершенное отрицание домостроительства во плоти Сына и Слова Божия. И что за нужда говорить о каждом [лжеучении] по отдельности, когда можно на основании святых книг божественных отцов изобличить тех, кто точно следует всем [им сразу]?» Книга 25, раздел 14 И когда этот мудрый и боголюбивый муж говорил такое в моем присутствии одно за другим, а иногда приносил и книги, которые он сам трудолюбиво собрал из всего божественного Писания, чтобы предоставить тамошним благочестивцам оружие [против ереси], и которые опубликовали иные из живших по соседству ученых православных мужей, открыто противоречивших злославным учениям 69 Паламы, то внимание киприотов обратил на себя рассказ о том, как император Кантакузин ночью тайно вошел в Византий 70 и завладел царской властью автократора с помощью Паламы и его коварных предуготовлений, пообещав ему заранее со страшными клятвами, что поддержит и утвердит его многобожие и все нечестивые новые учения, которые он излил против церкви Божией. Иначе говоря, он поклялся Богом, от Которого пообещал отречься. Это очень расстроило того мудрого мужа, Георгия Лапифа – не то, что Кантакузин захватил царство, a то, что он заранее связал себя этими клятвами и таким образом сделался заложником нечестия Паламы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор Преподобных отцев Киево-Печерских, в дальних пещерах Преподобного Феодосия почивающих Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 28 авг. и во 2-ю Неделю Великого поста Во время бесчисленных войн, которым подвергался Киев, погибли почти все жития печерских угодников. Упомянем почивающих в пещере прп. Феодосия, о ком имеются краткие сведения, указав дни, в которые память совершается особо. 1. ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ, архимандрит Печерской обители (20 дек.) Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал литургию. 2. ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН схимник (10 июня и 10 июля) Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил. 3. ПРЕПОДОБНЫЙ АГАФОН чудотворец (20 февр.) Его надгробная надпись гласит «Яко пророк, будущая возвещали, яко врач, возложением рук своих, немощныя исцеляяй, яко свят, на небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребываяй» 4. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗИНОН постник (30 янв.) 5. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ диакон (19 янв.) Был отдан в монастырь в детстве по обету, за исцеление его от неизлечимой болезни Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг 6. ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА диакон (4 янв.) Питался одной просфорой в неделю 7. ПРЕПОДОБНЫЙ ИПАТИЙ целебник (31 марта) Питался хлебом и водой Служил больным и исцелял их возложением рук. 8. ПРЕПОДОБНЫЕ МЕРКУРИЙ (4 и 24 нояб.) и ПАИСИЙ (19 июля) Единомысленные по духу и любви Христовой, они были погребены, по их просьбе, в одной могиле. 9. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ затворник (29 янв.)

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

И ты начал говорить: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, и видимого всего и невидимого... Подожди, сказал я, немного, и узнай, каким образом [в Типосе] уничтожается вера никейцев. Ведь Бог не был бы Творцом, будучи лишен природного воления и действия, если конечно по воле, а не по принуждению, сотворил небо и землю, как истинно говорит в Духе Давид: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс 134:6 ). Если же ради устроения [мира] вместе с зловерием уничтожается спасительная вера, то такого рода так называемое устроение [мира] есть совершенное отделение от Бога, а не единение. Ведь завтра и гнусные иудеи скажут: устроим мир друг с другом и объединимся, мы уничтожим обрезание, а вы крещение, и уже не станем враждовать между собою. Это ариане некогда предлагали письменно при Великом Константине, говоря: уничтожим выражения «единосущие» и «иносущие», и объединяться между собой церкви 458 . Но не приняли богоносные отцы наши; напротив, предпочли подвергаться преследованиям и смерти, чем замолчать выражение, представляющее единое Отца и Сына и Святого Духа пресущное Божество, и это [при том, что] великий Константин согласился с теми, которые предложили это, как повествуется многими, трудолюбиво описавшими тогдашние события 459 . И никто из царей не был в силах средними 460 [обоюдными] речениями убедить богоносных соединиться с бывшими при них еретиками, но они воспользовались ясными, точными и соответствующими [каждому] обсуждавшемуся догмату словами, ясно высказав, что дело священников – делать исследования и определения относительно спасительных догматов кафолической Церкви, а не царей 461 . И ты сказал: что же? Разве всякий царь христианин не есть и священник? Я ответил: не есть, ибо не предстоит алтарю ни после освящения Хлеба не возносит его со словами «святая святым», не крестит, таинство мира не совершает, не рукополагает и не поставляет епископов, пресвитеров и диаконов, не помазует храмы, не носит знаков священства – омофор и Евангелие, как знаками царства служат корона и порфира. И ты сказал: как же Писание называет Мелхиседека царем и священником ( Пс 109:4 ; Евр 5:6 )? Я ответил: Единого по природе Царя, Бога всяческих, ставшего ради нашего спасения первосвященником, один был прообраз – Мелхиседек; если же по чину Мелхиседека другого назовешь и священником, то дерзни сказать и прочее, именно: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр 7:3 ), и смотри, какое из этого возникает зло: ведь таковой окажется другим Богом воплотившимся, священнодействующим наше спасение по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

«Природа соделала лицо наше зеркалом души, оттеняющим на себе образы, подобные расположениям, какие душа возбуждает внутри себя... Так скорбь облачается грустным лицом; радость узнается по лицу веселому, раздражение выражается суровостию, и невозможно на лице изобразиться другому виду, кроме того, какого требует то, чем занят ум» 11 . «Лицо – образ души, ясно выражающий внутреннее ее расположение и не искуственная личина, которая наружно показывает обыкновенно иные черты, а не сокрытые в глубине души» 12 . «Однажды, – говорит св. Исидор Пелусиот , – встретил я святого мужа, которого око, когда он поучал, было страшно и полно мудрости... и весь он, так сказать, дышал назидательностью, смотрящим на него внушая сильную любовь к божественной мудрости» 13 . «Душа поучающих право и трудолюбиво... прежде всего выказывает благоговение в очах…, потом бровями придает значение и смыслу уроков» 14 . О св. Антонии Афанасий Великий пишет: «Лицо его имело великую и необычайную приятность. Приял же Антоний от Спасителя и сие дарование: если бывал он окружен множеством монахов, и кому-нибудь, незнавшему его прежде, желательно было видеть его, то желающий, миновав других, прямо подходил к Антонию, как бы привлекаемый «взором» его. От других же отличался Антоний не высотою роста и взрачностью, но благонравием и чистотою души. Поскольку душа была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущаемыми; и потому, от душевной радости весело было и лице, и по движениям телесным можно было ощущать и уразумевать спокойствие души, согласно с написанным: «сердцу веселящуся, лице цветет, в печалех же сущу сетует» ( Притч.15:13 ), Так, Иаков узнал, что Лаван замышляет худое, и сказал женам своим: «Несть лице отца вашего, якоже вчера и третьего дне» ( Быт.31:5 ). Так Самуил узнал Давида, потому что радостотворны были очи его… Так узнавали и Антония, потому что, при душевном спокойствии, никогда он не возмущался и при радостном состоянии духа никогда не бывал мрачен» 15 Подобное сему читаем у Св. Димитрия Ростовского : «Лукиан святый... бяше умерщвлением плоти изможден, терпением украшен, в чудном смирении утвержден, исполнен кротости… Отсюду бысть ему то, яко всегда лицем светел и любезен зряшеся … и весь : образ его бяше земного Ангела, небесного же человека» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

527 Под летописью Новгородских владык разумеем ту их летопись, позднейшая редакция которой помещена в приложении к 2 Новгородской летописи, – Собрание летописей III, 179 (в Духовном Вестнике 1862г., Март, стр. 56, напечатан более древний, сокращённый список). 528 Говоря о преемнике первого Новгородского епископа Иоакима, он пишет: „И бе в его место ученик его Ефрем и благословен бысть епископом Иоакимом, иже ны учити, понеже Руская земля внове крестися” (Собрание летописей. III, 179), по другому чтению: и бяше ученик его Ефрем, иже ны учаше”. 529 Составитель Степенной книги, собственно говоря, был человек очень почтенный, трудолюбиво собиравший сведения из всяких источников наподобие нынешних учёных историков. Но, во-первых, он собирал сведения без всякой критики, относясь с одинаково полной верой ко всему, что находил. Во-вторых, по обычаю всех людей, не вполне надлежащим образом понимающих историю, он позволял себе поступать так, чтобы свои простые предположения выдавать за положительные факты (после так делал у нас Татищев). И, наконец, в-третьих, подобно всем сейчас указанным людям, он смешивал историю с поэзией и материал, собранный в источниках, не затруднялся дополнять е suo ventre. 530 „Крестися Володимер и взя у Фотия патриарха у Царьградского первого митрополита Киеву Леона”.... „Володимер посла (из Корсуни) в Греки к преосвященному Фотию патриарху Цареградскому и взят от него первого митрополита Михаила Киеву”.... 532 Весьма вероятно думать, что это послание Фотия было переведено Болгарами на славянский язык, вместе с посланием патриарха к их царю Михаилу, в весьма древнее время. Что оно было известно в нашей средневековой письменности, видно из того, что выдержка из него приводится в Степенной книге, – I, 81. 533 А могло быть и так, что стоявшее в летописи имя действительного патриарха, при котором мы приняли христианство, было ошибочным образом заменено именем Фотия, или даже и так, что уже сам начинатель летописи не знал имени действительного патриарха и сам поставил вместо него имя Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Просматривающий же трудолюбиво книгу святого Григория Синаита, найдет там не что иное, как название самочинием и единоборством такого уединенного и необщительного жительства. И автор жития этого святого специально показывает, что никому из учеников его не допустил он жить в келье одному, поблизости ли, или вдалеке от других, но, в трех лаврах и двух башнях множество иноков старых и юных собрав, дал он им чин отсечения воли и послушания. И всех их поучал он умному деланию, говоря: «Научить иных не всегда легко, но можно научить даже грубых и некнижных, только настоящих послушников, поскольку послушание всем добродетелям причастно благодаря смирению. Непокорным же обучение не дается, да не прельстятся, — грубы ли они, или разумны. Ибо самочинник не может избежать ашомнения»,  — и прочее. И сам же этот блаженный старец Нил многие и страшные слова изрек в адрес уединенно жить хотящих, пребывающих страстными, и, путь зело похваливъ, глаголетъ чинъ и уставъ сему быти во святей горе Афонской, идеже и доднесь самое древнее и новое пост- аки живый образъ, всемъ показуетъ царскаго пути. Аще бо съ или колибы кроме церкве, все на двохъ или а не на единаго имутъ. Но что есть слово таковыхъ: «Да не прогневаю, — рече, — ни же прогневаюся на брата, уклонюся же и единъ живущи»? — Не веси ли, друже, яко ихже реклъ еси, и подобная симъ смиряютъ паче и посрамляютъ человека, а не возвышаютъ? Якоже реша отцы, яко юности полезно есть падати, же и и лукавство и симъ подобная дмутъ и напыщаютъ. Сего ради лучше есть, живущи съ братомъ, познавати свою немощь и меру и за себе зазирающи, молитися, кающися пред Господомъ, и очищатися вседневною Христовою, якоже речеся уже о семъ, нежели и съ лукавствомъ вънутрь носящи, прикрывати и питати уединеннымъ ихъже ради ни следъ уеди- неннаго повелеваетъ Лествичникъ со всеми великими отцы видети. И самое же уединенное немалъ вредъ обыче притвори- ти страстному. бо, — рече вину весьма похвалив царский путь, говорит, что этот чин и устав существует в Святой горе Афонской, где доныне самое и древнее и новое построение келий, как живой образ, всем указывает царский путь. Будь то келии с церковью, или хижины вдали от церкви, все они на двоих или на троих, а не на одного вместимость имеют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010