—42— судить о том, как мог бы он его ещё приумножить, если бы его жизнь не пресеклась так быстро. Он говорил мне не раз, что думает об издании второго тома собранных им памятников, что вернётся опять к византийской древности, и нет ничего невероятного в том, что при отличавшем его трудолюбии и настойчивости он осуществил бы эти намерения и сделал бы ещё многое другое, полезное доля русской науки. Русской науке во многом приходилось брать за образец западноевропейскую. К сожалению, только русские учёные не подражают своим западноевропейским коллегам в долголетии. Долгие годы принесли бы и многие плоды. Но что говорить о том, когда этого не случилось! В лице Сергея Ивановича перед нами скромной неторопливой поступью прошёл бескорыстный и честный работник науки, одарённый и трудолюбивый исследователь, мужественно вступавший в обширные погружения во мрак дебри неизвестного, внося в них своей работой свет знания, потомок древнерусских великороссов поселенцев его родного Залесского края, скромно, без крика о себе, но настойчиво и трудолюбиво просекавших первобытный тёмный лес, чтобы на расчищенных местах распахивать плодородные нивы. И Сергей Иванович не долго, но добросовестно и плодотворно потрудился на русской научной ниве, и только тяжёлая смертельная болезнь пахаря оставила полосу его недожатой. В этой добросовестности его работы, в проникавшей каждый его труд ясности мысли, не сказывалась ли его чистая и честная душа, которая всегда светилась таким тихим и ровным светом в его серьёзном, задумчивом, немного грустном, но всегда прямо смотревшем на собственника взоре? М. Богословский Ποпοв Κ.Μ. Список печатных трудов проф. С.И. Смирнова (1892–1916)//Богословский вестник. 1916. Т. 2. 9. С. 43–58 (1-я пагин.). —43— I. Статьи, исследования и издания, речи и доклады 1 . К семейному положению русской крестьянки. Русская Жизнь.1892, 198. 2 . Значение Печерского монастыря в начальной истории русской церкви и общества. Богословский Вестник. 1890. Т. IV, октябрь, с. 1–23. 2 а. То же. Отдельный оттиск. (Пробная лекция по кафедре Истории русской церкви, читанная в Московской Духовной Академии 19 апреля 1896 года). Сергиев Посад, 1896. С. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мать преп. Феодора Феоктиста отличалась безукоризненной чистотой нравов, самым строгим благочестием и даже некоторой наклонностью к аскетизму. Она хорошо понимала, что служить Богу можно только через служение ближним. Поэтому она была милосердна ко всем страждущим и нуждающимся, в которых видела образ Христа, и ни один праздничный день не проходил без того, чтобы она не приглашала к своему столу кого-либо из бедных 7 . Все эти прекрасные качества своей души Феоктиста прививала и к своим детям. «Детей же своих она, вседобродетельная, – говорит преп. Феодор Студит о своей матери, – воспитывала в наставлениях и назиданиях, то удивляя их разумным наказанием, то ведя и руководствуя в полной заботливости и возводя к более совершенному… Каждый день, когда дети уснут, она сама ложилась не прежде, чем подойдет к ним и сотворит над ними знамение креста; равным образом, после пробуждения, когда поднимет нас от сна, она побуждала к молитве, дабы не только она, но и дети приручались служить Богу» 8 . Принадлежала к такой богобоязненной семье, преп. Феодор Студит воспитывался в духе православия и аскетической морали. В семилетнем возрасте 9 «он передается для первоначального обучения учителю, с которым и занимался весьма охотно» 10 . Последовательно он изучает грамматику, риторику, пиитику, этику, догматику и диалектику 11 . Курс обучения он закончил изучением Священного Писания . Преп. Феодор так «трудолюбиво изучал Богодухновенные Писания и дивно постигал их смысл…, что мог разуметь не только то, что в них открыто для всех, но и то, что лежит в глубине» 12 . «Но несмотря на то, что преп. Феодор получил такое образование, его отличительными чертами были скромность, степенное поведение и попечение о своих нравах. Устремляясь мыслью в горняя, он придает слову и всему прочему второстепенное значение, а все заботы обращает на стяжание добродетелей, ежечасно прилагая попечение и труды к тому, чтобы развить в себе целомудрие и мужество, благоразумие и правдивость, кротость и воздержание и все другие добродетели, вытекающие из главных… Он часто посещал храмы, изнуряя плоть бодрствованием и восстановляя душевную бодрость всенощным бдением. С намерением, чтобы сон не одолел его, он употреблял самую легкую пищу, избегая, как тяжелого и досадного бремени, всего, что обременяет желудок» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Отрок, упав в ноги старцу, безгласен, как камень, ничего другого не мог сказать, только «помилуй меня». Старец же поднял его: «Встань, – сказал, – чадо, Господь наставит тебя на путь заповедей своих. Потому я говорил тебе все это, что сам грешен, хотя и воспринял служение делу Божьему. Ныне желание твое исполнится». И сказав это, помолился и облек его в святой ангельский образ. И учил он его добродетелям, и наставлял, как служить Богу, наполняя мужеством и крепостью его разум, и во всем собою показывая ему пример. , пока блаженный Никон находился у него, он предавался молитвам, преуспевал в добродетелях, в посте, и в бодрствовании, и в чистоте, был нравом смирен и образом кроток, и Божественным Писаниям трудолюбиво поучался, постигая их всем своим разумом. В мыслях же к большему стремился, и, избрав целомудрие, все старания прикладывал к тому, чтобы научиться добродетели; только этого он всегда желал и очень заботился, как бы ему преуспеть во всех добродетелях. Афанасий же, видя, что он так усерден, внимательно подмечал это и сохранял в своем сердце, по-отечески оберегал его, побуждал к дальнейшему и, к любому делу или помыслу благочестно и легко подводя, искусно наставлял его во всем иноческом житии. Когда же он достиг совершеннолетия, тогда дивный этот муж Афанасий по решению братии почтил его саном священства и как достойного слугу перед Богом его поставил. Доблестный Никон после поставления на священство большей благодати удостоился и больше о благом стал заботиться, в себе размышляя, как восприимет достоинство такой благодати, что не только земным, но и небесным силам страх внушает. И благодаря этим размышлениям душой он к высшему поднимался и к Богу приближался, непрестанно обращаясь к нему в песнопениях и молитвах. Пробыл некоторое время в этой обители, и внезапно охватывает его сильное желание увидеть великого старца преподобного Сергия и получить его благословение, ибо была у него вместе с другими добродетелями и способность точно распознавать тех, кто совершает труд следования благому. С мольбой великой обращается он к Афанасию, чтобы сподобиться от него благословения, – и был отпущен с миром. Когда это произошло, пришел он в лавру чудесного Сергия и, увидев великого отца, прослезился от сильного влечения и любви и с жаром припал к честным его ногам, благословения прося. Святой посмотрел на него с радостью на лице и сказал ему: «Хорошо, что пришел ты, сын мой Никон!» Он же почтительно слова со смиренным видом принимает, затем и в келью к нему проходит, радуясь, что позвал тот его, и лобзания его удостоился, с трепетом прикоснувшись к честному телу святого, и был с любовью благословлен им. Не угостил его совсем преподобный, как обычно других приходящих угощал, но, скоро и милостиво приняв, приказал ему служить братии со всяческим усердием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На сей раз, сочтя возможным в интересах дела употребить более мягкий подход к подчиненным, патриарх не объявил их сторонниками унии. Он лишь потребовал от митрополита Гедеона, архиепископа Лазаря и архимандрита Варлаама порознь, " хоть собственноручно, хоть синодально " , прислать в Москву " не нерадивое, но тщательное " подтверждение приложенного к патриаршим грамотам " Обличения " на продававшуюся в те времена в Москве " тетрадь " (книжечку) " Выклад о церкви " . Иоаким, конечно, не забывает указать, что приведенное в " Выкладе " мнение о пресуществлении есть " латинское прельщение " , которое распространяют " плевелосеятели-униаты, пачеже сами иезуиты — искоренители нашего благочестия " . Но " восписание, согласное мысли нашей " , просит прислать " не ради какого-либо о вас сомнения [ибо ведаем ваше во всем непревратное последование... Восточной церкви...], но ради подтверждения истины, отражения лжи и ради посрамления несмысленных неких, или больше говоря развратников и мятежников, разглашающих и множащих той тетради лжесловие, и вам, киево-печерским монахам честным, приписывающих сей порок " . Патриарх доходит до такой любезности, что приписывает издание " Выклада " иезуитам, коварно поставившим на книжечке выходные данные Киево-Печерской типографии. " Ибо как могли бы, сынами будучи православными и благочестия поборниками, монахи печерские противность такую матери своей Церкви восточной издать?! " Что могли " восписать " в ответ украинцы? Ведь " тетрадь " , присланная им с грамотой патриарха (как честно ответил Лазарь Баранович), — вовсе не схизматический подкоп, но " составлена мужем в житии святом свидетельствованном и премудром, почившем уже о Господе Феодосией Сафоновичем, игуменом златоглавного Михаила, киевским. Да и не едина она являет сие (мнение о пресуществлении), но и в многоразличных не с латинского, но с истинного греческого языка через богомудрых и... праведных сынов российских трудолюбиво на славянский язык переведенных и не в одной Киево-Печерской типографии, но и иных благочестно печатью изданных книгах то же единомыслие обретается " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Этот старец, умирая, предсказал скорое отступление от обители англичан, тогда стоявших у монастыря. Тем же путем шел ко спасению старец Адам, учителем которого был схимонах, его родной дядя, Андрей, муж высоко святой жизни. Старец Михаил 24 года кротко и трудолюбиво занимался кузнечеством и скончался еще очень молодым, но уже совершенным в духовной жизни. А старцы Макарий, Матфей и Иероним, будучи киновитами и подчиняясь всем требованиям общежития, тем не менее, жили в своих кельях как истинные пустынножители. Первые два – один из духовного звания, а другой из крестьян. Последний же был близко знаком с Фотием, впоследствии юрьевским архимандритом, а тогда законоучителем кадетского корпуса, узнал от него о распространении масонства и донес правительству. За это был посажен в Петропавловскую крепость, оттуда в 1830 году был переведен под строгий надзор на Соловки и здесь скончался 82 лет, 23 сентября 1841 года, любимый и уважаемый всеми за удивительный дар слова и святую жизнь. V. Старец Наум Наиболее же полным выразителем этого направления, подобно Феофану в пустынножительстве, был старец Наум. Старец Наум был карел. Родители его Пахом и Мавра, были простые и бедные поселяне. Они скоро умерли, но Бог не оставил сироту Наума. Еще в самом раннем детстве у мальчика проявлялось стремление к монашеству. «Мне часто являлись, – рассказывал он впоследствии, – в сновидениях добрые старцы в монашеском одеянии, которые звали меня куда-то с собою. Я не видал еще в то время иноков, но, побывав в монастыре, узнал, к какому чину принадлежали являвшиеся мне таинственные посетители и куда они меня приглашали». Это влечение нашло себе исполнение, когда Науму было 14 лет (в 1791 г·). Его взял к себе один богатый карел, ловивший рыбу у Реболдской губы (по аренде). Наум приехал на промысел, работал лето, а на зиму ушел в монастырь, откуда уходил только на лето, для помощи благодетелю. Так протекло несколько лет, наконец, монастырское начальство взяло на себя уплату государственных податей за Наума, и Наум стал послушником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Дорогие! Кто всем сердцем отвечает на воззвание Христа, тот отдает себя целиком, обретая в этом великую радость. Принося себя в жертву Господу, нужно отбросить все прежние привычки, ибо, по словам апостола Павла, ученик Христов не должен ходить на «кумирище зла». В нынешнее время Церкви нужны такие пастыри, которые вслед за св. апостолом могли бы сказать: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:24 ). И пусть эти слова будут эпиграфом к вашей будущей пастырской деятельности. Вы теперь переживаете весну своей жизни. Никогда не будет для вас более приятного и отрадного времени. Цените его, берегите, как драгоценную жемчужину. Со всех сторон вас окружают искушения, враг рода человеческого хочет сорвать цвет вашей жизни прежде, чем он расцветет полным цветом. Будьте благоразумны и внимательны. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» ( Сирах 6,18 ). Учитесь здесь здравомыслию, ибо должны будете отличать добро от зла. Пусть целью вашей жизни будет Христос, служба Ему и Его верным чадам. Используйте весну вашей жизни, трудолюбиво готовясь к великому делу, к которому призвал вас Господь. Следите, чтобы ваше тело не восставало против духа, а дух — против правды Божьей. Сегодня, обращаясь к Пресвятой Деве Марии, будем просить, дабы по Ее святым молитвам Господь влил в наши души страх Божий, вселил в наши сердца твердую веру и любовь ко всем, дабы мы достойно прошли предназначенное нам поприще. Аминь. Рождество Христово «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»  ( Лк.2:10-11 ). Так Ангел Господень возвестил всей грешной земле пришествие Спасителя, в ту холодную, для обычно знойной Палестины, декабрьскую ночь. О, как же не радоваться, когда на землю явился Сам Христос — Бог, Свет миру! Кто из нас не ценит солнечного света! Согласимся, что без него не было бы жизни на земле. Когда наступают вечерние сумерки, человека, особенно находящегося вдали от селений, охватывает тревога. А тот, кому довелось пережить на море штормовую ночь, хорошо знает цену солнечному свету спокойного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

И в древней России существовали свои приемы для охранения чистоты, целости и неповрежденности веры, нравственности и церковного чина. Та же цензурная забота и притом как бы с удвоенной энергией давала себя чувствовать в то время, когда открыто проповедовались неправые мнения, потрясавшие основы церковного верования. Собор 1492 г. по поводу изданной новой Пасхалии на восьмую тысячу лет, в осуждение существовавших и в предупреждение возможных суемудрых мнений постановил: «Смиренный Зосима. Митрополит всея Руси трудолюбиво потщався на осьмую тысячу лет... И аще где обрящется новыя слогы, кроме отеческих преданий и не по благословению нашего смирения и всего освященнаго Собора сим не согласны и развратны, да отвратятся и не приемлются и от Святыя Соборныя и Апостольския Церкви да отлучатся таковая мудрствующие» 13 . В этом постановлении намечены условия, при соблюдении которых всякое письменное произведение может быть признано правильным и принято – это верность отеческим преданиям; в том же постановлении указаны и органы, от суда и одобрения которых зависит принятие письменных произведений – это всероссийский митрополит и весь освященный Собор. Практика в действительных фактах показывает, что авторитет митрополита и собора были необходимым решителем и при принятии и при осуждении того и другого письменного произведения. Из примеров укажем наиболее известный с Максимом Греком . Его «Толковая» Псалтирь великим князем Василием Ивановичем была передана тогдашнему митрополиту Варлааму для соборного рассмотрения и была собором одобрена как источник благочестия 14 . Равным образом и рассмотрение заблуждений того же Максима происходили на многих соборах, бывших на Москве и кончившихся тем, что Максим послан был в Иосифский Волоколамский монастырь и заключен в темницу с запрещением, что бы он там никого не учил, ничего не писал и не сочинял, ни к кому не посылал и не от кого не получал посланий 15 . Для уяснения состояния церковной письменности в древней России, и тех начал, которыми руководилось правительство в делах книжных, довольно остановиться на рассуждениях по сему предмету Стоглавого Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(О грехе сребролюбия) I. Cbb. Косма и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был язычник; а мать, Феодотия, исповедовала веру христианскую. Она овдовела в молодости и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица, – говорит он, – надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла их в добродетели и поучала божественным писаниям. Косма и Дамиан с младенчества старались исполнять закон Божий и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним, они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений, и сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром и давайте» (Мф. 10, 8). За такое бескорыстие Церковь назвала их бессребрениками. Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтит их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников наших пред Господом Богом. II. В наш век расчета и корысти пример св. бессребреников Космы и Дамиана, ныне празднуемых, особенно знаменателен. Св. бессребреники Косма и Дамиан, безмездно врачевавшие больных, научают нас избегать страсти сребролюбия, которая, овладев нашею душою, может окончательно погасить у нас любовь к Богу и ближним и лишить нас вечной жизни. а)  Св. отцы сильно обличают порок сребролюбия . Так, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Сребролюбие ужасный зверь, великое зло. Оно сделало Иуду и святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд» («Сборник бесед», с. 255). И еще тот же святитель говорит: «Сребролюбие есть страсть, ужаснейшая всех страстей. Отселе гробокопатели (раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника); отселе убийцы; отселе войны и битвы; отселе всякое зло» (стр. 256). «Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды к ближним; ни страха геенны, ни стыда пред людьми, ни милосердия, ни сострадания нет в них, но бесстыдство, наглость и презрение ко всему будущему. Корыстолюбцы внутри демоны, а извне – звери и даже хуже зверей. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы» (стр. 571).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Амбигва 37. Письмо шестое Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 На слова святителя Григория Богослова: “А теперь почти чревоношение, и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении Киота” 1 Великий Иоанн Креститель есть не только образец покаяния к бесстрастию в соответствии с практическим любомудрием и гностического созерцания, с одной стороны, вестник и Креститель, с другой стороны — как пустынножитель и устранившийся во всем от мира, как левит и священник и Предтеча Бога Слова, но и символ неизменности, так как он сохранил неизменным настрой души в одном и том же от материнской утробы и до самой смерти. Давид же есть образец делания и созерцания как происшедший из Иудиного колена и прежде пастух, а после — царь и истребитель иноплеменных, однако он не является символом неизменности и пребывания нравом в одном и том же. Ибо после познания Бога он впадал в человеческие страсти и нрав добродетели и ведения не сохранил непреложным. Поэтому, как написано, было так, что он не от чрева матери возрадовался, как великий Иоанн, но только после совершенного истребления иноплеменных и установления Ковчега, то есть после удаления от страстей и возвращения на путь познания Бога. Иоанн есть образ всех тех, кто рождается в духе по добродетели и ведению через покаяние и до конца сохраняет один и тот же нрав в преуспеянии; Давид же — образ всех после познания Бога отпавших и снова через покаяние возращающих себе по добродетели и ведению благодатную радость и “взыграние” души. Итак, хотя и кратко в словах, но умозрительно распространив духом широту разума, великий учитель 2 изобразил высотой Божественных речений великих Иоанна и Давида через нрав каждого из двоих как единый для них. Как я полагаю, в соответствии с тропосом, даваемым от каждого из них, для каждого из благочестиво живущих и откликающихся на призыв к добродетельной жизни, они очень ясно возглашают, чтобы вы все, в ком через покаяние, добродетель и ведение зачинается Бог Слово, или как великий Иоанн от начала до конца через преуспеяние имеют взыграние души в себе, совершенно ни в чем не отступая в порок мыслью или неведением, или как блаженный Давид, если и случится с вами что-нибудь невольное на Божественном пути, постарались трудолюбиво через покаяние вернуть себе добродетель и ведение с помощью напряжения терпения и упражнения в Божественных словесах, и леностью это Божественное в себе, я говорю о добродетели и ведении, не предавали страстям, оставляя Киот, иначе павши навзничь у ворот храма в Силоме, претерпите страсть первосвященника Илия и погибнете, сокрушая хребет делания (см.

http://pravmir.ru/ambigva-37-pismo-shest...

Узнав об этом, собралась братия и взяла тела святых страдальцев; и похоронили их с честью в пещере Варяжской, в которой они трудолюбиво и богоугодно подвизались. Потом они были перенесены в пещеру преподобного Антония, где и доныне лежат нетленно, в окровавленных одеждах и власяницах, тоже остающихся нетленными. Вскоре после блаженной их кончины сбылось предсказание преподобного Василия: князь Мстислав Святополкович застрелен был во Владимире на стене, сражаясь с князем Владимиром Игоревичем; и тогда, узнав стрелу свою, которой он ранил блаженного Василия, сказал: " Вот, я умираю теперь из-за преподобных Феодора и Василия " . Итак, злой убийца получил отмщение по делам своим. Преподобные же страдальцы, как победители диавола, побеждающего сребролюбием, увенчались не тленным серебром и золотом, но славой и честью вечной, и получили венец от Честного Камня, Который есть Христос. Ему честь и слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезного (7 августа) Он всю свою жизнь с чувством благодарности лежал в болезни и пострижен ангелами в иноческий образ. Взявшись рассказывать о блаженном этом Пимене, будем повествовать о мужественном его страдании, чтоб узнать, как с благодарностью нужно доблестно переносить болезни, и как сила Божия в немощи совершается. Блаженный Пимен родился на свет больным, больным и вырос; но эта телесная болезнь не дала в нем развиться душевной болезни. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не познал скверного греха. Часто просил он родителей отдать его в монастырь, чтобы постричься в иноческий образ, но они, как чадолюбивые родители, желая по смерти своей иметь его наследником, препятствовали ему. Однажды (так Бог мудро промыслил) блаженный изнемог чрезвычайно, и не думали, что он будет жив. Тогда принужденные необходимостью родители принесли его в Печерский монастырь, прося живущих в нем преподобных отцов молиться о сыне их, чтоб исцелился он от недуга. Преподобные те отцы, потрудившись много в молитвах, ничем не облегчили больного, потому что сам он не просил себе у Господа здоровья, но, скорее, усиления болезни, чтобы, если выздоровеет, не быть взятым родителями из монастыря и не лишиться, чего желает.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010