Тоже Епиф. «Против ересей» 30 sect. 16.  –  В то же заблуждение впал Татиан , основатель секты Энкратитов (общества трезвости), по свидетельству Епифания, haer. 46: «Таинства по примеру св. церкви признавал, но при совершении их употреблял только воду», почему ученики его и назывались «идропарастатами», воды приверженцами, потому что они воду вместо вина в евхаристии приносили, как говорит блаж. Феодорит, Haeretic. fab. I, 20 . –  Св. Киприан: «Некоторые новенькое некое установление ввели. При благословении чаши Господней и предложении её народу не делают того, что Христос, учредитель сего таинства , установил и чему научил , состоя учителем». Далее начинает обстоятельно опровергать освящающих одну воду. 138 Словечком «по истине», прибавляя его к «священным Писаниям» христиан, писатель различает их от священных писаний Египтян, Халдеев, Ефиоплян и других. которые хотя и назывались «священными», но на самом деле не были такими. 140 На основании недавнего происхождения христианских религии и учений Греки выводили, что они ложны. Потому-то христианские апологеты доказывали, что установления и учения Иудеев, от которых произошли и христианские, много древнее всякого греческого любомудрия и всех их историй. Эти положения развивал в своей 1-й Апологии и в «Увещании к Эллинам» св. Иустин философ  и мученик, Феофил Антиохийский в своем творении о вере, писанном для Автолика. Вот почему и наш писатель наравне с другими апологетами трудолюбиво вошел в настоящем своем творении в изложение сего предмета. Срав. Лактанция 4:5. 141 За время Инаха, который вскоре после Девкалионова потопа основал в Пелопонессе царство Аргивян, т.е. в древность еще более глубокую, исторические сведения Греков не восходили. Новейшие хронисты считают этого древнегреческого царя современником патриарха Исаака. Может быть. Но может статься, что он жил не позднее, как принимает здесь Климент и как позднее следовал ему Ориген (contra Cels. 4:11). Древнегреческое летосчисление вообще темно и спутано, так что легко в нём, и взад и вперед просчитаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Воистину мудра эта уловка Кира, и труд нужен, чтоб обладать радостью и счастьем. И Сам Христос, желая поселить нас с Собой на небесах и напоить обилием дома Своего, предлагает не другой какой способ, как труд, говоря: « Куплю дейте, дóндеже прииду » ( Лк. 19:13 ). Если б вы спросили здесь, братие, каково житие наше, нужно бы отвечать, что вчерашний день исполнен трудов и скорбей, как сказано: « Тысяча лет пред очами Твоими, Господи, что день вчерашний, истекший» ( Пс. 89:5 ). Как Кир, царь Персидский, не сразу почтил пиром своих подданных, но после труда их, так и Христос, после трудов наших обещает нам пир, которым несомненно насладится всякий подвизающийся в трудах, по неложному слову Христову: « Как завещал Мне Отец Царство, Я завещаю вам пить и есть на трапезе Моей в Царствии Моем» ( Лк. 22:29–30 ). Поэтому, если хотим мы, братие, принять динарий небесной славы, должны мы прежде потрудиться за него. И, еще хотим ли мы наследовать богатство наших духовных врагов, веселиться там, откуда они ниспали, и наслаждаться вечного пира на трапезе Христовой: должно прежде победить нам страсти и похоти плотские, ибо Христос сказал: « Побеждающему дам сесть со Мной на престоле, как победил Я и воссел с Отцом Моим на престоле Его» ( Откр. 3:21 ). Знал это хорошо преподобный отец наш Антоний Печерский, когда, придя со Святой горы, предался труду копания пещеры, не желая взять даром динарий вечной славы, пока трудолюбиво не претерпел за него, в уверенности, что воздаст Господь праведным мзду за труды их. Копая пещеры, он подвизался в том намерении, чтоб в надежде воспринять мзду равную с апостолом Павлом, похвалиться пред Господом: «Господи, больше всех сих я потрудился»! А не иное он дело избрал в труд, как копание пещеры, потому что помнил слова, сказанные инокам преподобным Иоанном Лествичником : «Пусть удаляемся мы в страны смиреннейшие, мало славные, и далекие от всякой мирской отрады»! А какие места могут быть смиреннейшие для иноческого жития, малославнейшими и более далекими от мирской отрады, как не пещеры? Какое может быть веселье или отрада там, где предстоит уму понять о смерти, и никогда не отходит от мысли ответ грешному естеству нашему: «земля ты, и пойдешь в землю». И преподобный отец наш Антоний, чтоб удобнее соблюсти молчание, смирение, благоговение и наставить прочих к тем же добродетелям, первый явился вдохновителем копания пещер и жизни в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но кто стяжал дух молитвенный, тот свят, еще будучи на земле; он обладает тою силою, которая преобразует его постепенно от славы в славу. Все другие наши подвиги и все добродетели должны направляться к тому, чтобы водворить в нас дух молитвенный. Существо жизни о Христе Иисусе, жизни духовной – светоносной, состоит в приложении душевнотелесности в духовность, или в одухотворении и просвещении души и тела. Момент, с которого начинается это одухотворение и просвещение, есть зарождение в сердце неотходной теплой молитвы к Господу – знак сочетания его с Господом. Сердце есть корень жизни и всех проявлении ее. Когда сердце возобладает духом, тогда чрез него дух наш естественно начинает проникать во весь состав естества нашего и одухотворять и просвещать его: тогда ум начинает насыщаться Божеств. истиною, весь ею проникаясь, во всем ее объеме, – воля начинает наполняться святыми настроениями и расположениями, – всеми добродетелями, – сердце начинает питаться святыми чувствами; вместе с тем и тело становится воздержно, трудолюбиво, живо, бодренно, целомудренно. Где все это есть, там падший является вполне восстановленным; а это и есть наше преображение по образу преобразившегося Господа. Слабым своим словом я возвел, м. в., ваши умы и сердца на самую высоту Фавора, чтобы, хоть отчасти, показать вам, как велик праздник Преображения Господня и как чрезвычайно важны для нас уроки его. Смотрите же, когда опуститесь отсюда долу и погрузитесь опять в суету житейскую, – не забывайте взятого вами здесь урока. В нем – жизнь; без него смерть. Так, мысленно, восшед на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрев, по силам нашим, славу Преображения Господня, славу яко Единородного от Отца, от света Его приняв свет, и возвышени бывше духом, будем жить жизнию истинно христианской, Троицу Единосущную воспевая во веки. Аминь. Наше преображение Господню славу взирающе, в той же образ да преобразуемся от славы в славу, яко от Господа Духа. Это необходимое для нас Преображение состоит в совлечении ветхаго человека с деяньми его, и облечении в человека новаго, созданного по Богу, в правде и преподобии истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

В этой части книги – священное дыхание великого древнего монастыря Дионисиат. В этом месте Своего удела Пресвятая Покровительница Горы непрестанно взращивает небесные крины. Всегдашний покровитель этой обители и святой Предтеча Христов, и святой Патриарх Нифонт наставляют ее монахов высшему смирению мудрости. Материалы для жизнеописания Старца предоставил Его Высокопреподобие архимандрит Гавриил Дионисиатский, один из старейших и виднейших обитателей Афона; возлюбленный и почитаемый старец Лазарь Дионисиатский, опытный труженик виноградников духовных, предоставил в наше распоряжение свои рукописи; старец-отшельник Варфоломей, исихаст в Божественной Катонакии и другие. Все они подвизались со старцем Исааком и сохранили для нас память о его святой, ангельской жизни. Низкий поклон им за это. Начало пути Юные годы Старец Исаак родился в 1850 году в деревне Каввакли, Адрианополис, недалеко от границы с Болгарией. Его благочестивые родители нарекли его Иоанном Георгием. Маленький Иоанн не получил образования, что не сильно сказалось на развитии ребенка. Если это и не способствовало, то уж и не помешало на прямом пути к совершенству и святости. Родители его были крестьянами, слишком бедными, чтобы дать ребенку образование. Он самостоятельно нашел путь ко Христу, когда, пася на пастбищах в долинах отцовских овец, трудолюбиво по буквам разбирал жития святых. И как же счастлив был маленький пастух, когда выгонял из загона стадо и, радостный, устремлялся в луга, держа в одной руке посох, а в другой – жития святых! Он пробирался по диким зарослям и горным перевалам, дыша ароматом елей и чистым горным воздухом, всегда побуждающим детей гор к душевному подъему. Там, среди птиц и верных собак, стерегших стадо, Иоанн незаметно вырос По мере того, как шли годы, возрастало в душе его желание духовного, всепоглощающее желание стать монахом. Наверное, он читал, что «нельзя стать монахом, если желание стать им не становится всеохватывающим пламенем». Среди холмов северо-восточной Фракии он вел свое стадо на зеленые пастбища и радовался словам Господа: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин.10:11 ), «Азъ есмь пастырь добрый; и знаю моя, и знают Мя моя» ( Ин.10:14 ). Как Иоанн знал своих овец, так и Христос знает Своих: и молодой пастух был в Его божественном стаде. Он был пастухом своих овец и, вместе, благословенной овцой в стаде Господнем. Добрый пастух, Который знает овец Своих, знал сердце Иоанна, его стремления и радости. Иоанн был Его избранным. На лугу души его возрастал дивный цветок–желание мученичества бескровного, крин призвания к монашеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Ценность поста. Пост, согласно свт. Василию, всегда укрепляет человека. Когда пост соблюден строго, он приближает человека ко Господу. Если говорить подробнее, то прежде всего пост позволяет нам преуспеть в духовной жизни. Прочтем, что пишет свт. Василий Великий : «Елей умащает борца на ристалище, а пост соделывает крепким подвижника благочестия. Чем больше ты отнимешь у плоти, тем более воссияет душа духовной светлостью. Бесовские искушения робеют и дрожат перед постником, и Ангелы, стражи нашей жизни, трудолюбиво наставляют тех, кто очистился постом. Червь будет истязать тучную плоть тех, кто не знал меры в насыщении. Ибо разве многочисленные блюда и длительные обеды имеют хоть что-то общее с духовным дарованием? Мглистые воспарения от жирной пищи восходят, как густая завеса, и не дают лучам Духа Святого пробиться в ум». Далее, пост способствует телесному здравию. Пост не только приближает нас к будущей жизни, как подчеркивает глубокий знаток человеческой природы святой Василий, но и весьма полезен самой плоти. Ибо крайнее благополучие превратно и губительно, так как природа человеческая клонится тогда долу, не способная понести тяжесть плоти. Износ пищеварения, который необходимо случается с теми, кто любит вкусно поесть, причиняет страшные телесные заболевания. Ты говоришь, что не можешь поститься? А переедать и разрушать собственное тело гнетущей тяжестью яств ты можешь? И знаю я, что врачи предписывают немощным не разнообразие блюд, но умеренное питание и воздержание. Свт. Василий Великий заключает: «Пост – мать здоровья». Затем – пост приводит жизнь людей к гармонии и согласию. В доме воцаряется мир и тишина. «Муж не ревнует свою жену, когда видит, что жена сожительствует с постом. И жена не сжигаема подозрениями, когда видит, что муж постится... Разве пост хоть раз был разорителен для хозяйства? Подсчитай имущество до поста и после. За пост ничего не уменьшилось, а твой дом только стал богаче». И вообще, пост содействует человеческому общению. «Если бы все приняли пост как условие, то ничто не препятствовало бы воцариться совершенному миру во вселенной, ибо народы не восставали бы один на другой и войска не сходились бы в битвах. He нужно было бы ковать оружие и не нужно было бы созывать суды. Пост обучил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному уклонению и отчуждению от сребролюбия, излишеств и всякого зла. Так что если бы все приняли пост, то ничто бы не препятствовало нам проводить жизнь как в глубокий штиль, в безмятежности душевной».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Они просили только Бога о милости, имея в виду чудесное насыщение, не замечая Его даров в руках ближних. Как бы и нам не впасть в такую опасную «надежду», искушая Господа. Вспомните еще иудейские племена, которые враги вырезали тысячами, пока они «хранили покой дня субботнего» по-своему разумению, а не по истинной заповеди. В Евангелии особенно много внимания уделяется этой проблеме в целом. Что значит для Вас «делать приоритетом военную тренировку»? В клубе «Сокол» приоритет направлен на любовь к Православной Родине, как она выражается – это уже следующий шаг. Учитывая современную угрозу нашей Родине, которую всячески «замазывают», самым логичным проявлением любви станет ее защита. Это важная часть нашей жизни, игнорировать ее явно опасно. При этом ведь никто не исключает других важных частей: сделайте приоритетом, например, сельское хозяйство – хорошие урожаи нам очень нужны. А говорить «Христиане должны подражать Христу. Жить по-христиански, мирно, трудолюбиво, радостно» это очень пространно, на мой взгляд. Здесь уже давно вопрос не «Что?», а «Как?» решать пора. Юрий 30 июля 2009, 20:32 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: 1) " Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны,... " ; 2) " Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. " ; 3) " В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: " Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе " . " ; 4) Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: " Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/31251.html

Воспоминания — это романтика, лирика. Память же, анамнезис Платона и вечная память панихиды, это, говоря философским языком, онтология, а религиозно–церковным — литургия. Вдумчиво и критически вспоминать прошлое — не значит его исследовать. Воспоминания современников не научные работы, а лишь материал для работы будущих историков. Несмотря на таковую мою точку зрения, я прочел почти все мемуары почти всех главных деятелей Февраля и ряд русских и иностранных работ о революции, что видно и из текста моей книги. Кое–какие внешние пробелы памяти были мною, на основании этого чтения, восстановлены. Но восстанавливая, ради цельности картины, забытое, я никогда не изменял твердо запомнившегося и не ретушировал, на основании чужих мнений, своих оценок людей и событий. В заключение просьба к читателю: не упускать из виду датировки отдельных частей моих воспоминаний. Федор Степун Глава I ДЕТСТВО. ДЕРЕВНЯ На высоком берегу, впадающей в Угру Шани, трудолюбиво обслуживающей турбины писчебумажной фабрики, стоит построенный покоем и выкрашенный в желтый цвет просторный двухэтажный дом. Против главного подъезда, за традиционным кругом акации, красуется гордость губернии, построенная, согласно местному преданию, по проекту Растрелли, небольшая церковь. С северо–востока ее охватывает тихий мир прицерковного погоста: деревянные покосившиеся кресты среди густых кустов сирени и жасмина, а в дальнем углу, где из–за кирпичной стены в дождливую погоду хозяйственно попахивает навозцем — крапива да лопух. На конном дворе стоят до шестидесяти лошадей. Те, что помельче, — прилежно работают в доходном прифабричном имении: лесопилка, кирпичный завод, торфяные болота. Громадные же битюги, мерно мотая под тяжелыми дугами, чуть ли не аршинными головами, изо дня в день шагают по ведущему в Москву шоссе, доставляя на Николаевский вокзал тяжелые тюки высококачественной бумаги, главным образом, бристольского картона для игральных карт. Отец — главный директор известных на всю Россию писчебумажных фабрик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Итак, затем Логос собирает все вещи в Себе, будучи и человеком и Богом, и поистине будучи превыше и человечества и Божества. Собираются же первые пять тропов в соответствии с разнообразным созерцанием в практическое, естественное и богословское любомудрие, эти — в свою очередь — в настоящее и будущее, то есть в образ и истину; настоящее и будущее — в сущий в начале Логос, Который сделал для Себя возможным пострадать и быть видимым достойными. Он, ради тех, о ком сказано, что они трудолюбиво пролагают к Нему путь, из Себя как из монады став декадой, как монада Он их оберегает от всякого страстного, естественного и умного движения и в Божественной благодати по общему складу изображает в них естественное свойство Божественной простоты. Следует знать и то, что логос Промысла соответствует естественному, а логос Суда — практическому любомудрию, в соответствии с относящимися к ним логосами, которые проявляются через созерцание сущего и становящегося. Это, как и было сказано, подразумевал тот богомудрый учитель, как я полагаю, подобающе именуя святых из тропоса по роду, достоинству и месту, причисляя к ним великого Иоанна, называя их созерцания. Поэтому великий Иоанн, который был проповедником покаяния и как пустынник является образом делания и бесстрастия, а как левит и священник — гностического созерцания, возрадовавшись Слову еще от чрева матери, есть символ непоколебимости нрава в соответствии с добродетелью и ведением. Святой Давид же как иудей и пастырь изображает собой исповедание практического любомудрия, и как царь Израильский вводится в созерцательное тайноводство. Род же святого Иоанна есть народ и колено, из которого он произошел, достоинство же — проповедь и священство, место — пустыня, в которой он жил. У святого Давида есть также род — народ и колено, есть и занятие, то есть достоинство — пастушеское и царское. Этим каждый из них созерцается соразмерно себе в соответствии с подобающим логосом через сказуемые о нем тропы, тем самым через себя “непреткно­вен­но” являя открываемое таинство. ПИСЬМО ШЕСТОЕ 5 О словах: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39)

http://pravmir.ru/ambigva-37-pismo-shest...

I. O жизни ныне прославляемого святителя Иннокентия Иркутского, к сожалению, сохранилось весьма немного подробностей. Он был современником святых Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского, родился в Малороссии и получил образование в Киевском братском училище. Там же он постригся в иноки в Печерском монастыре, после чего был призван в Москву, где его ученость и добродетели обратили на него внимание митрополита Стефана Яворского, который поручил ему преподавание философии в духовной академии. Затем он был посвящен в епископа переяславского; но вскоре новая деятельность открылась ему. При Петре Великом христианская вера быстро распространилась в Сибири, и император Петр, желая усилить деятельность китайской миссии, хотел, чтобы был русский епископ в Пекине. Для этого епископ Иннокентий был назначен и отправился в путь; но переговоры с китайским богдыханом, т. е. императором, не привели к соглашению: он отказался принять в Пекине епископа. Пока велись эти переговоры, в продолжение нескольких лет, Иннокентий пребывал то в Иркутске, то в Селенгинске, и деятельно занимался просвещением язычников: бурят и тунгусов. Чрез несколько лет, уже при императрице Екатерине, он был наименован епископом Иркутским. Живя в Воскресенской обители, он с горячей ревностью трудился для блага общего, проповедовал слово, основал училище, в котором новообращенные учились закону Божию и русскому языку. Много трудов подъял святитель, много было ему огорчений, много он вынес скорбей, и великое достоподражаемое явил в них терпение; в акафисте, сочиненном в Иркутске, славится его достохвальное терпение среди горьких испытаний, которым он подвергался, частью от начальника миссии, частью от неверующих. «Витийство человеческое невозможет изрещи всех скорбей, лишений, унижений, болезней и страданий, ради спасения паствы твоей подъятых; но мы, терпению твоему дивящеся и любовью побуждаемы, с благодарственным чувством вопием: радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, яко ярость неблагомыслящих потерпел еси, гневающихся неправедно; радуйся, угнетенных и страждущих рабов скорое заступление; радуйся, яко корение и терние неверия трудолюбиво посекал еси!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

[Col. 120] Видя, что тогда многие колебали и извращали веру словесными уловками и ложными проблемами, он всячески старался не сообщаться с такими и не вступать в беседы. Ради этого он тщательно остерегался, чтобы не быть и в малом уловленным ими, но чтобы с большим превосходством поражать и отгонять противников и обличать их софистические речи. Но, несмотря на то что он получил такое образование, его отличительными чертами были скромность, степенное поведение и попечение о своих нравах. Устремляясь мыслью в горняя, он придает слову и всему прочему второстепенное значение, а все заботы обращает на стяжание добродетелей, ежечасно прилагая попечение и труды к тому, чтобы развить в себе целомудрие и мужество, благоразумие и правдивость, кротость и воздержание и все другие добродетели, вытекающие из главных. Вместе с тем Феодор трудолюбиво изучал Богодухновенные Писания и дивно постигал их смысл, так что мог разуметь не только то, что в них открыто для всех, но и то, что лежит в глубине. Он часто посещал храмы, изнуряя плоть бодрствованием и восстанавливая душевную бодрость всенощным бдением. С намерением, чтобы сон не одолел его, он употреблял самую легкую пищу, избегая как тяжелого и досадного бремени всего, что обременяет желудок; ибо еще прежде строжайшей [то есть иноческой] жизни хотел приучить себя к совершеннейшим трудам, чтобы впоследствии они легче и без печали переносились. Император Лев Хазар и св. царица Ирина 4. После того как император, много терзавший христиан и бесчестивший, увы, икону Христа, окончил жизнь позорнейшей смертью 9 , власть наследовал сын его Лев, прозванный по матери Хазаром 10 ; и этот во всем подражал отцу и ни в чем не уступал ему. Вскоре и он лишился жизни вместе с царством. Скипетр получает его жена Ирина совместно с сыном Константином. Оправдывая делами свое имя 11 , она освобождает церкви от смуты и печали; как ненавидевшая и прежде зловерных, она дарует церквам мир ( ειρηνην) и радость, возвратив прежнее благолепие и венец, которого они лишились.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010