Первый день. Поучение 1-е. Св. чудотворцы и бессребренники Косма и Дамиан. (О недовольстве своим состоянием). I. Свв. Косма и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был язычник; а мать, Феодотия, исповедывала веру христианскую. Она овдовела в молодости и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица», говорит он, «надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла их в добродетели, и поучала божественным писаниям. Косма и Дамиан с младенчества старались исполнять закон Божий, и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним, они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений, и сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром и давайте» ( Матф. 10, 8 ). За такое безкорыстие Церковь назвала их «бессребренниками». Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтит их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников наших пред Господом Богом. II. В наш век расчета и корысти пример св. бессребренников Космы и Дамиана, ныне празднуемых, особенно знаменателен. Вот люди, не только не полагавшие каких-либо корыстных целей для своей деятельности, но старавшиеся искоренить в себе и мысль о какой-либо даже вполне законной награде за труды свои. «Все для Бога и ближняго, ничего для себя» – вот правило их жизни. Это великие подвижники добра. Это избранники Божии, стремившиеся к высшему совершенству, по указанию Господа. ( Матф. 19, 21 ), и достигшие его. О, хотя бы нам исполнить несравненно меньшее требование апостола: довольствоваться той наградой, какую Господь подаст нам за наш труд, той долей, которую мы от Него имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таково свойство «каинского» духа – нести и трудолюбиво воспроизводить печаль не по Богу. Пс.126:3             Вот наследие Господне – сыны,                         [твоя] мзда – плод чрева. " Мзда» сахар – плата за труд. Господь обетовал Аврааму, что «мзда» его «умножится весьма» ( Быт.15:1 ). «Мзда» человеку – это не богатство и не власть. Чтобы вступить в «наследие Господне», необходимо удерживать сыновство 575 – самому быть сыном Божиим и получить в награду достойных сынов. Твоя награда – плод твоего же чрева. Оторвать детей от родителей – первая забота Каина, отрекшегося от отца ( Быт.4:14,16 ) 576 . Пс.126:4             Что стрелы в руке сильного,                         то сыновья юности [твоей]. «Сыновья юности» – рожденные тобой в юности (BDB); возможно также: сыновья молодые (ТМс). В любом случае верный сын – тот, кого можно пустить как стрелу (стрела – орудие невидимой брани). Пс.126:5             Блажен человек, который наполнит ими колчан свой,                         они не будут постыжены, когда будут говорить с врагами своими во вратах. Почему «блажен» пред Богом отец таких сыновей? Потому что колчан со стрелами в руках такого отца – что колчан со стрелами у Бога: в таком «колчане» у Бога «стрела» – это пророк ( Ис.49:2 ). «Во вратах» – града Божьего, к которому непрерывно приступает враг 577 . «Говорить с врагами во вратах» – вести словесную брань, не пуская врагов внутрь града. Пс.128:1             Песнь [степеней] восхождения.                         Много враждовали на меня от юности моей,                         да скажет Израиль. «Много враждовали» – ср.: «Господи, что умножились враги мои? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге» ( Пс.3:2 ). «Юность» народа Израиль – от Исхода из Египта. «Слова эти указывают на брань с диаволом, предсказвают и будущие частые гонения на Церковь » (ПсСвОт). Пс.128:2             Много враждовали на меня от юности моей,                         но не превозмогли меня… Ср.: «да не скажет враг мой: я превозмог его» ( Пс.13 /12:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Когда бараны были приведены и намеревались заколоть их, преподобный, узнав о сем, немедля пришел на то место, где были бараны, и сказал Игнатию: «Чадо Игнатие, не веси ли ты, яко до дне сего во обители не бысть заколения скотом? И как начало собою восхотел еси сотворити о сем? Воспомяни же, чадо, и сие, яко отнележе пришел еси семо, до дне сего с нами едино брашно с любовию вкушал еси; и како ныне во един день сей всю мзду свою хощеши погубите ради единаго скотскаго заколения? Но да отведутся паки скоты сии, отнюдуже приведени суть». И затем повелел келарю своему, именем Арсений, говоря: «Иди, чадо, скоро, и возьми мрежи, и шед верзи я во озеро во онем месте, и обрящеши тамо множество рыб, елико удовольствоватися будет всей братии; тамо же обрящеши и великую рыбу, юже взем принеси семо». Келарь, исполняя повеление преподобного, взяв мережи, пошел на указанное ему место и кинул их в озеро, а затем, когда вынул их из воды, обрел весьма много рыбы, в числе которой оказалась довольно большая щука, которую келарь едва мог донести в монастырь, чтобы показать преподобному. Преподобный, призвав упомянутого Игнатия, отдал ему большую ту рыбу, говоря: «Приими, чадо, рыбу сию на потребу тебе и сущим с тобою, вместо овна онаго». Игнатий, видев это, ужаснулся о таком преславном чуде преподобного отца и воздал хвалу Господу Богу, творящему дивные чудеса чрез Своего угодника. А прочую рыбу преподобный повелел употребить для братской трапезы; ее в изобилии хватило на несколько дней для всей братии, благодатью Христа Бога и молитвами преподобного Александра Чудотворца. Наконец сей земной ангел и небесный человек, преподобный отец наш Александр, трудолюбиво идя от юности своей по стопам заповедей Господних и приближаясь к возлюбленному им Господу тесным и прискорбным путем, достиг честной и многолетной старости и седины глубокой, благоукрашенной постническими добродетелями. О преставлении преподобного Александра За год до отшествия своего из маловременной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую, вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, приготовленную ему от Бога, проразумев Духом Святым приближающуюся кончину свою, призвав к себе братию, сказал им: «Се уже, братия, конец жития моего приближается, и отшествие ми света сего близ есть: вас же предаю в руце Бога Жива и Пречистей Богоматери. Той да сохранит вас и утвердит в любви Его; Пречистая же Дева Мати Божия, изрядным Своим предстательством, избавит вас от всех навет видимых и невидимых врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Если же кто желает получить два крыла духовного голубя, которых Давид искал, но не нашел, тот пусть трудолюбиво прочитывает эту книгу. Чудесно найдет он в ней одно крыло деяний, все посеребренное, и другое ведений, все златовидное; возвышаясь, с помощию обоих, от всего земного, возлетит он к небесной высоте и, как добрая голубица, поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве. Книга первая Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это напоминание [ 5 ] в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал, с тем чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов. Сам я не имел и не приобрел для себя ни одной книги, но получал их от христолюбивых людей, так же, как и все нужное для тела, ради любви Божией. Прочитывая книги те со всевозможным вниманием, я возвращал их владельцам. Это были книги Ветхого и Нового (Заветов). Ветхого: Псалтирь, четыре книги Царств, шесть книг Премудрости, Пророчества, Паралипоменон; Деяния апостолов, Святые Евангелия [ 6 ]; и толкования всего исчисленного. Отеческие и учительные книги все — великих отцов, как то: Дионисия, Афанасия, Василия, Богослова, Златоуста, Григория Нисского, Антония, Арсения, Макария, Нила, Ефрема, Исаака, Марка, Дамаскина, Лествичника, Максима, Дорофея, Филимона и всех святых жизнеописания и слова. И удостоился я, недостойный, перечитать все эти книги [ 7 ] с полною свободою и со вниманием, ища начала спасения и погибели человека, и — всякое ли начинание или занятие спасает человека или нет? И что есть искомое всеми? И как в древности и в новейшее время люди угождали Богу: в богатстве и в бедности, живя посреди многих грешников и в пустыне; в супружестве и в девстве; и просто: как во всяком месте и начинании находим мы жизнь и смерть, спасение и погибель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Князь Изяслав подарил инокам гору, и здесь на горе была выстроена более обширная церковь с кельями, и все это было огорожено частоколом. Так образовался славный монастырь, который был назван Печерским, как основанный над пещерами. Антоний, хотя и был руководителем иноков, но, по смирению, не принимал сана игумена, а игуменом поставил Феодосия. За святую жизнь Бог прославил Антония даром прозрения и чудотворений. Сама Пресв. Богородица прислала ему из Константинополя четверых зодчих для построения «великой печерской церкви». Она в чудном видении явилась им во Влахернском храме и дала денег и местную икону Успения. Предсказала при этом близкую кончину свв. Антония и Феодосия. Св. Антоний скончался в 1073 году 7-го мая, будучи 90 лет. Мощи его остаются доселе сокрытыми. Не раз хотели откопать их, но огонь или вода выходили из земли и тем останавливали копавших. Тропарь, глас 4-й. От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси: и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище горы Афона достигл еси, отнюду 329 же благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбиво жизнь совершив, отечество свое просветил еси: и множеству монашествующих стезю 330 , ведущую к небесному царствию, показав, Христови 331 сия привел еси. егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша. Молитва св. Антонию и вместе Феодосию чит. 3-го мая. 11-е число. Преставление Блаженной Ольги, княгини Росссийской, в крещении Елены. Она была супругою 3-го из русских князей – Игоря и бабкою 5-го из князей – св. Владимира. По смерти мужа, за малолетством сына Святослава, правила русскою землею. Правила очень мудро, так что называли ее мудрою. Народ любил и чтил свою княгиню. В это время уже некоторые из киевлян были христианами. Из разговоров с христианами она поняла своим умом, что языческая религия есть ложная, а христианская – истинная, и решилась сделаться христианкою. Для крещешя, с великою пышностию, отправилась она в Константинополь, столицу греческого царства. Тут приняли и крестили княгиню с большою торжественностью: сам император Константин Багрянородный был воспреемником ее, а совершал крещение сам патриарх Полиевкт, славный святостию жизни и образованием. «Благословенна ты между российскими женами, приветствовал новокрещенную княгиню патриарх. Ты оставила тьму и возлюбила свет. Сыны России не перестанут благословлять тебя в роды родов», и дал ей христианское наставление. Вместе с Ольгою крестились некоторые и из сопровождавших ее родственниц и жен боярских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

С юных лет уклонялся блаженный Иона от всякой привязанности житейской и даже от дома родительского, любви ради Христовой, и благодушно предпочел всем благам мира сего постническое житие; едва только исполнилось ему двенадцать лет, как он уже облекся в иноческий образ, в одной из обителей Галицкой страны; когда же пришел в возраст, произволением Божиим, переселился в Москву в обитель Богоматери, что на Симонове, ибо оттоле надлежало воссиять сему светильнику. Там трудолюбиво подвизался во всех тяжких послушаниях монастырских, являя ко всем нелицемерную любовь; свет благодати воссиял в сердце его, во исполнение всякой добродетели иноческой, и Господь даровал ему слово утешения и разум старческий еще в юные годы. Великое имел попечение инок Иона о благочинии монастырском, вместе с другими подвижниками обители Симоновой, блаженным Варфоломеем, Иваном Златым, Игнатием иконником; не допускали они никакой смуты между братиею, не дозволяя даже самому настоятелю, в то время слабому, нарушать строгий устав общежития, хотя и часто терпели от него оскорбления за свою ревность, но славы ради Божией все благодушно переносили. Блаженный Иона, оградив себя страхом Божиим, укреплялся чтением божественных книг, чтобы ничто земное не могло отвлечь его от небесных благ; таким образом, чрез очищение разума своего, непрестанно приближаясь к Богу, уготовал сердце свое в жилище Пресвятой Троицы и Господь Иисус, по слову евангельскому, вселился в него со Отцем и Духом ( Ин.14:23 ) и назнаменовал его своим избранником, чрез другого угодника Божия. – Пришел однажды святой Фотий, Митрополит всея Руси, по обычаю своему в обитель Пречистой, благословить настоятеля и братию и взаимно насладиться духовною беседою. После церковной молитвы хотел обойти Святитель всю обитель, чтобы благословить и тех братий, которые трудились на различных послушаниях; пришел он и в пекарню, где приготовлялись хлебы, и там увидел блаженного Иону, уснувшего от великого утомления и прилежного труда в непрестанной молитве, но выражение сей молитвы осталось и на лице его и в самом положении его тела: благоговейно покоилась глава его на согбенной деснице, персты коей были согнуты как бы для благословения. Изумился Святитель, взирая на чудный лик спящего инока, и не велел нарушать труженического покоя, но исполненный духом прозорливости предсказал о нём: «разумейте, о чада, что инок сей будет великим Святителем в странах земли Русской и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением многих и в разум истины приведет; сему же царствующему граду Москве и многим другим градам будет истинный пастырь и учитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Летом собирались на Корфу, к святителю Спиридону. В свете последних событий, я так понимаю, что мы не можем участвовать в литургии у мощей святителя, т.к. храм находится в подчинении у Константинопольского патриархата, Мы можем только после окончания службы приложиться к мощам? Александр 19 октября 2018, 18:30 Святитель Спиридон, помоги нам, пожалуйста, жить духовно, просто, искренне, свято, трудолюбиво, ответственно, Христу - Богу угодно, мирно, тихо, кротко, смиренно, послушно святой Истине - православной Вере и святой православной Церкви, защищая Правду, святую Русь! Благодарю! Да будет воля Твоя святая и милосердная, Господь Бог Триединый - Пресвятая и Преблагая Троица во всем и всегда! Дивен Христос - Бог во Святых своих! Раба Божия Татиана 19 октября 2018, 09:01 Святитель Спиридон, моли Господа Бога нашего, Пресвятую Троицу, и Божию Матерь, Пречистую Приснодеву Марию, о спасении душ наших, помощи в житейских делах, послушании (труде), молитве, духовной жизни! Помоги нам вынести наш крест, который Господь Иисус Христос, Сын Божий, нам как благословение вручил. Слава и благодарение Триединой Пресвятой Троице, Господу Богу нашего Милосердному и Благому, за все и всегда! Аминь. Лариса 18 октября 2018, 11:25 Святитель Спиридоне , помолись о сыне моем рабе божием Данииле, чтобы работа спорилась, чтобы долги его закрылись, чтобы с жильем получилось . Прошу твоих молитв святителю Спиридоне! Раб Божий Алексий 18 октября 2018, 11:19 Святитель Спиридон, помоги нам спасти свои души, будь милостив и благ, как всегда! Ольга 18 октября 2018, 11:18 Преподобный отче Спиридоне, моли Бога о нас! Раба Божия Мария 17 октября 2018, 18:59 Святитель Спиридон, моли Господа Бога нашего, Пресвятую Троицу, и Пресвятую Богородицу, Пречистую Приснодеву Марию, о спасении душ наших, помощи в житейских делах, проблемах, покаянии, умилении, просвещении, умудрении, примирении друг с другом и прощении грехов! Аминь. Будь милосердным и благим! Благодарю! Слава и благодарение Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божиему, и Его Пречистой Матери, Приснодеве Марии, за все!

http://pravoslavie.ru/116529.html

Каждый монастырь старался копить в своих стенах мудрые наставления и летописи, но такая богатая и известная обитель как Свирский монастырь, могла позволить себе приобретать рукописи редчайшие. Удивительным было и то, что помимо богословских книг здесь хранили древние трактаты на греческом, латинском, немецком языках. Здесь были книги из Греции, Египта, со святой горы Афон и даже дощечки с непонятными знаками, которые хранили отдельно, в надежде когда-нибудь перевести, ибо по преданию они принадлежали славянам, записавшим священные тексты еще задолго до составления Кириллом и Мефодием алфавита… Так же были трудолюбиво собраны летописи по истории Руси (особенно Серафим любил перечитывать удивительный «синопсис» и не так давно доставленную «Густынскую летопись») и огромное собрание «распевов» — рукописных духовных песнопений… Следуя за образованными святителями Григорием Богословом, Иоанном Златоустом и Василием Великим, изучал мудрость эллинскую, законность римскую и историю византийскую, истории древних государств, их религии и философию. Изучая — сравнивал, а сравнивая — анализировал, и все больше поражался величию и мудрости того мироустройства, которое принесло православие. Бог приходит к ищущем Его самыми необычными путями. К волхвам — звездочетам путеводной звездой (что было бы немыслимо для религии иудейской, запрещавшей астрономию), снизойдя к добрым стремлениям их сердец и ведя их на поклон к Царю Вечности легендарной «Вифлеемской звездой». К иудеям пришел Мессией (тем Чудом, которое до сих пор не в силах оценить и осознать все человечество: ведь ждали пророка, вождя, «нового Моисея», ведущего за собой к Богу, а пришел Сам Творец…) К ревностному хранителю иудаизма и неутомимому гонителю христиан — образованнейшему Савлу, ученику знаменитого Гамалиила — обратился лично, как когда-то призывал Моисея… «Стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной», — это сказано для ищущих Бога. Через знания вера Серафима приобрела удивительные формы: «отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои».

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Отягощённый неприятностями по должности ректорской, осенью 1853 г. отбыл навсегда в С. Петербург, где вступил в светское звание податей и сборов. В 1852 г. Костромского кафедрального Успенского собора поручено тамошнему священнику Павлу Фёдоровичу Островскому, который трудолюбиво предался делу и, кончив описание, напечатал оное в 1855 году отдельным изданием, украсив его гравированным видом собора из-за Волги с западной стороны. Что касается до отца Николая, то принялся ли он описывать порученный предмет – не известно, кроме того, что по случаю перемещения в 1853 году преосвященного Леонида из Костромы он с ним отбыл в Екатеринославскую епархию. К случаю упомянуть здесь, что добрый и попечительный владыка Леонид Дмитрию Фёдоровичу и мне, из девяти экземпляров печатной программы, присланных из Святейшего Синода поручил по три с тем, чтобы к общему труду пригласить и прочих из духовенства; но ни он, ни я не нашли сочувствия и любви к полезному делу. Между тем преосвященнейшим Леониду, и его почтеннейшему преемнику архипастырю Филофею представлены мною замечания на печатные описания: а) Костромского Успенского собора, соч. протоирея Иакова Арсеньева, троекратно напечатанное, сначала в Отечественных Записках 1819 года Павла Петровича Свиньина потом отдельными книжками 1829 и 1837; б) на описания монастырей Ипатьевского, Унженского и Луховского Тихонова, напечатанные 1832, в 1835 и 1836 гг.; в) Исторические исследования о соборных церквах и сёлах, известных по их исторической давности. В представлении этих моих заметок руководствовался я единственно искренним желанием, чтобы участвовавшие в деле епархиальной комиссии не повторили ошибок, допущенных теми издателями, особенно протоиереем Арсеньевым, по пословице: правда светлее солнца. Именно но чувству этого желания в продолжении этого времени представлена мною для комиссий прочих епархий поверка иерархических каталогов с древними летописями: по Новгородской епархии его высокопреосвященству Никанору, митрополиту С.-Петербургскому и Новгородскому, по Казанской архиепископу Григорию Казанскому и Свияжскому, по Ростовской Евгению, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, по Тверской – Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому, по Суздальской – Иустину, епископу Владимирскому и Муромскому, – и по Екатеринославской некоторые исследования – Екатеринославскому владыке Леониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Поэтому все они, добрые, от одного получали добрые плоды добрых дел, затем, лучшие всходы слагая в сердце и снова обогащаясь многими добродетелями, покрывали предшествующие подвиги последующими. Многие же из них, кроме деятельной философии 43 , усердно занимались и словесной, заботясь, насколько было нужно, об образовании, и становились литературными деятелями; составив собственные произведения, они оставили после своей жизни многоценную память. Иные из них, трудолюбиво изучив Божественные Писания и тщательно исследовав заключающийся в них смысл, обогатились Божественным знанием, восшедши далее [чем другие] и постигнув то, что доступно немногим. А другие, в свою очередь, посвятив себя, насколько могли, церковным песням, мелодиям и прочим употребительным в Церкви псалмопениям (а мы знаем, что и они приносят великую пользу, если в рифме, порядке, красивом и согласном пении выражается почти весь церковный строй), не только с пользой для себя прилагали к этому доброе трудолюбие, но и всех других делали участниками их пользы. Мало того, эти прекрасные труженики занимались и всеми другими ручными ремеслами, считая и низшее из них многоценным, чтобы этим приобретать больше смирения, так как душа принимает отпечаток сообразно с деяниями, а также чтобы самим добывать себе, что потребно, и не делать частых выходов [из монастыря], что обычно делают многие ради приобретения нужных вещей, между тем как от этого бывает великий вред и часто блуждание вне [монастыря] делает ум нетвердым. Поэтому они дома занимались всяким нужным ремеслом: зодческим, медничным, ткацким и сапожным, теми, которые имеют дело с производствами из веревки или при посредстве горнила; каждый из них, работая руками, уста же посвящал песнопениям и распевал слова Давида, так что и те получали большую пользу, кто только взирал на них, видя, как дивные и при рукодельях приятно соблюдали важность и скромность, постоянство нравов и строгое благоповедение. Слава студийских монахов Но вместе с добродетелью [росла] и слава их; распространяясь больше и больше, она наполнила почти всю вселенную, как мы сказали в начале слова, тем более что некоторые из них, удалившись в очень многие места или потому, что этого требовала нужда, или потому, [Col.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010