То, что в евхаристии совершается Церковью «в воспоминание» о Христе 1358 , одновременно представляет собой «в полноте явленное знание», «участие в божественных тайнах» и послушание «заповеданному божественным преданием» 1359 . Божественное предание нашло свое самобытное выражение в творениях Иоанна Дамаскина . В его «Источнике знания» собраны философские предпосылки, изложено полемическое историческое развитие и дано православное выражение самобытных восточных религиозных догматов. «Подобно пчеле, – пишет он, – я должен собрать все сообразующееся с истиною, отыскивая помощь даже в сочинениях наших врагов… Я предлагаю вам не мои заключения, но трудолюбиво добытые известнейшими богословами, тогда как я лишь собрал их и, насколько это возможно, свел в одну книгу» 1360 . Прибегая к помощи философии и основываясь на предании, он сводит воедино результаты христологических споров, восточный взгляд на ангелов, святых и иконы, а также решение этических и практических проблем. Его труды стали классическим изложением восточной догматики, и вплоть до Реформации их влияние сказывалось на почти всех известных богословах Востока и Запада, хотя, правда, отмечалось, что «на Западе влияние Дамаскина, вероятно, было больше, чем на Востоке, в силу одного обстоятельства, которое, конечно, в каком-то смысле было случайным, и которой заключалось в том, что его «Изложение», переведенное сравнительно рано, стало одним из тех немногих мостов, благодаря которым схоластика получила доступ к литературному наследию греческих отцов» 1361 . Особое значение имело то, каким образом это изложение (вместе с другими, которые за ним последовали) соотносило икону и воплощение, поклонение и догмат, благочестие и богословие. Основываясь на предании, литургическое богословие находится в неразрывной связи с вероучительными положениями и обычаями православного прошлого. Обычай коленопреклонения утверждается, например, потому, что он унаследован «от отцов» 1362 . Верность отцам и их преданию предполагала проведение различия между тем, что имело «подтверждение в догматической формуле», и тем, что представляло собой лишь «воззрение, пусть даже изложенное святым», хотя и оно, конечно, имело некоторую силу, так как было унаследовано из того же предания 1363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод: Бденными молитвами и потоками слез ты напоил пустыню и стенаниями из глубины ее уплодородил, жизнь твоя была постнической и подобной Ангельской, ты претерпел борьбу и страдания от бесов и грубых людей и стал собеседником Ангелам, быв насадителем Божественного винограда, и, оставив временную жизнь, ты переселился в Небесное жилище. Потому почитаем тебя, преподобный отче наш Сергий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Сергию и Герману, Валаамским чдтвв., глас 4 Евангелия Христова истиннии послушницы/явистеся, преподобнии,/мир и вся яже в нем, яко не сущая,/преобидевше любве ради Христовы/и в морский остров вселистеся,/и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/постом, бдением же и всенощным стоянием/плоти своя духу мудру повинули есте./Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте./И ныне Пресвятей Троице предстояще,/молитеся, всеблаженнии отцы, Сергие и Германе,/сохранитися в мире отечеству нашему//и спастися душам нашим. Перевод: Евангелия Христова настоящие послушники явились, преподобные, мир и все, что в нем, как несущественное, презрели ради любви Христовой, и поселились на морском острове, и трудолюбиво на нем подвизались против козней невидимых врагов, постом, бдением же и всенощным стоянием вы благоразумно подчинили плоть свою духу. Потому из правой руки Вседержителя получили достойные венцы и сейчас, предстоя Пресвятой Троице, молитесь, всеблаженные отцы Сергий и Герман, о сохранении в мире Отечества нашего и о спасении наших душ. Силуану Афонскому , глас 2 Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю,/и Иеремии, о народе плачущему,/усердный подражателю,/всеблаженне отче Силуане ,/ты зову Матере Господа сил внемляй,/змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси,/и в гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/идеже в трудех и молитвах со слезами/благодать Святаго Духа обильно стяжав,/еюже сердца наша воспламени/и с тобою умильно взывати укрепи:/Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,//спаси мир и нас от всяких лютых.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

О совращении человека дьяволом написано множество книг. И все-таки история Александра Ивановича Введенского могла бы достойно украсить эту литературу... Еще в детстве Александр Иванович увидел приехавшего в Витебск святого отца Иоанна Кронштадтского . Служба, которую совершал он, поразила гимназиста Введенского. Ему захотелось стать таким же, как отец Иоанн Кронштадтский . Само по себе желание благое, но, конечно, из разряда тех, которыми мостится дорога в ад. Тем более, что Александр Иванович собирался усвоить лишь манеры отца Иоанна Кронштадтского , а не сущность его святости. Ему хотелось вести себя так, как это делал святой, не будучи святым, не утруждая себя никаким внутренним деланием... Из этого и не могло ничего получиться кроме обновленчества. В помрачении дерзостной гордыни Александр Иванович решил заменить внутреннее личностное делание борьбой за внешнее переустройство Церкви. Замысел воистину сатанинский. Не самому расти, чтобы стать верным сыном Православной Церкви, а Церковь переделать так, чтобы удобнее было осуществляться в ней. Как показывает история дальнейшей жизни Александра Ивановича, в своих сатанинских планах он весьма преуспел. Не принимая монашеского пострига и даже не прерывая семейной жизни, Введенский примет вначале сан архиепископа, затем митрополита и, в конце концов, объявит себя первоиерархом, причислит к лику святых собственную мать, эту «провинциальную даму среднего буржуазного круга, незлую и неглупую», нарожает кучу детей, и, конечно же, лишится Церкви... Обновленческая церковь , трудолюбиво возведенная ГПУ, рассыплется, как только ГПУ перестанет поддерживать ее... В 1945 году Введенский вел долгие переговоры о возвращении в настоящую Церковь . Вначале он просил принять его в сане епископа и изъявлял готовность переменить свое семейное положение. Но епископ Введенский был не нужен Русской Православной Церкви, и Александр Иванович согласился на должность профессора Духовной академии. Однако и профессором Введенского тоже не взяли. Патриарх Алексий не повторил ошибки, совершенной им в 1922 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому он, с одной стороны, давал плоти необходимое и столько, сколько нужно лишь для ее поддержания, с другой – всячески заботился о соединенной с ней душе, как бы освободить ее от материи и как бы покорить худшее лучшему. Иногда же, избегая суетной славы, он вкушал все предлагаемые яства, чтобы сотрапезникам не показалось, что он не употребляет таких яств и чтобы не подумали, что он является выше прочих. Ради этого находившиеся при нем, следуя его поведению, как закону, старались соревновать и подражать ему, насколько возможно. Первым между ними был его брат, по естеству и произволению, прекрасный Иосиф, который благодаря добродетели сделался предстоятелем Фессалоникийской церкви, получив престол в награду за благочестие. Потом следуют Афанасий и Навкратий, славный Евфимий 17 , Тимофей и многие другие из сподвижников. Все они, единодушно избрав его своим руководителем и наставником в лучшем, украсили свою жизнь величайшими добродетелями и сияли [ими]. Преп. Феодор – почитатель Св. Писания и Св. Предания 13. Но так как служитель Божий Феодор вместе с прочим прилежно занимался изучением всего Писания, Ветхого и Нового, а также с исследованием творений всех отцов, памятников, какие каждый из них оставил, и всего как подобает, что трудолюбиво изложено божественными отцами, то под руководством Духа и изучил это, слагая все в своей многообъемлющей мысли. Больше же других он любил слова Василия Великого и приправлял ими свою речь, признавая его за мужа, глубокомысленнейше рассуждающего о Божественном и красноречивейшего из всех, когда-либо бывших. Хотя он с чувством высокого почтения внимал и другим его книгам и от каждой почерпал много наслаждения, однако нельзя и выразить, как высоко он ценил и любил ту, которая написана им для монашествующих 18 ; он всецело пользовался ею и точно сообразовал с ней всю жизнь, так что из любви к ней не считал истинными монахами тех, кои хотя мало уклонялись от нее, и думал, что таким не следовало бы брать на себя обета. Тогда находились некоторые, преступавшие многие из правил этой книги, пренебрегавшие нестяжательностью и простой жизнью и занимавшиеся коммерческими делами, подобно мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

При восшествии нового хана на престол, князья и пастыри наши обыкновенно ходили на поклон к новому хану. Так было и при Бергае, – он взошел на престол после брата своего в 1257 г. 518 Ласково принятый Бергаем, блаж. Кирилл, по его желанию, рассказал ему о св. вере как распространил ее св. Леонтий в Ростове, какие чудеса совершаются при мощах его во славу имени Христова и силою Христовою. В числе слушателей беседы епископа с ханом быль юный племянник Бергая, сын брата его. Слово о вере Христовой пало на добрую почву – на сердце доброго юноши. Он был сильно поражен тем, что слышал о св. вере и стал уверяться в пустоте своей языческой религии – поклонения солнцу, звездам, огню. В том же году, у хана захворал сын и хан, вспомнив рассказы ростовского епископа об исцелениях, совершающихся при гробе св. Леонтия, вытребовал Кирилла к себе дли исцеления сына. Святитель после теплой молитвы к Богу и пресвятой Богоматери молил чудотворца Леонтия оправдать дело св. веры пред заблудшими. Прибыв в орду, он исцелил больного царевича молитвою и освященною водою. Щедро, одаренный ханом ростовский епископ отправился в отечество. Юный племянник хана во время вторичного пребывания епископа у хана решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять св. веру. Не смея открыть своих намерений матери, боясь власти дяди, он тайно ушел из орды и, догнав на дороге епископа со слезами просил взять его с собою. Святитель согласился. В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение и все его приводило в восторг. Тогда в кафедральном храме епископа, говорит древний повествователь, «на левом клиросе пели по-гречески, а на правом по-русски». Царевич просил крестить его. Епископ опасался, не навлечь бы гнева ханского на Ростов за царевича. – Но прошло довольно времени; поисков о царевиче не было из орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал богослужение храма, жил чисто и воздержно, – оставаясь в доме епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзнутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзнется небо. А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатью поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью. «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Аминь. Неделя пред Рождеством Христовым святых отец Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова. Церковь возгласит о явлении миру света разума рождением Христа. Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение. День этот настолько велик, что Святая Церковь установила длительное приготовление к нему сорокадневным постом и пятидневным предпразднеством. За пять дней до праздника церковные песнопения уже пронизаны предощущением предстоящего праздничного ликования. День этот велик тем, что исполнилось в нем величайшее обетование Божие, данное людям о грядущем Спасителе мира. А в предпраздненственные дни вспоминается все, что предшествовало великому событию явления Бога во плоти на земле. Человечество готовилось к рождению Спасителя еще со времен Адама. Получив в раю наказание за преступление, оно в лице Адама получило и обетование о имеющем некогда совершиться великом событии, когда «семя жены сотрет главу змия» и человек вновь обретет утраченный рай. Два последние предпраздничные воскресенья Святая Церковь молитвенно вспоминает святых праотцев и отцев — праведников Ветхого Завета, кои, приняв обетование о грядущем Искупителе, терпеливо, трудолюбиво и неустанно шли Ему навстречу, становясь соучастниками в великом деле спасения мира. И недаром сегодня в Святом Евангелии были перечислены имена, составляющие родословную Спасителя мира — Христа, а апостольское послание раскрыло перед нами основу их богоугодной жизни — подвиг веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Доживая в Оптиной пустыни свой век, отец Феодот подавал братии назидательный пример своим усердием к молитве и к церковному богослужению, своим смирением, простотой, искренностью и нестяжательностью. Иеросхимонах Феодот почил мирной христианской кончиной 8 марта 1873 года. Любовь некоторых духовных чад его и расположенных к нему особ воздвигла ему памятник, внутри которого день и ночь теплилась лампада пред образом Спасителя. Иеросхимонах Флавиан (Маленков) (†30 мая/12 июня 1890) В начале 80-х годов XVIII столетия жили в городе Орле шесть братьев, дети Матвея и Степаниды Маленковых. Все они торговали рыбой с Дону, воском, медом, волошскими орехами и подобною мелочью. Жили они порознь, особыми семьями, но торговля была сначала общая. Третий из шести братьев — родитель отца Флавиана — Матвей Матвеевич родился 17 февраля 1792 года. Супруга Матвея Матвеевича, Прасковья Александровна, была из семейства Александра Ивановича и Мавры Ивановны Дьяконовых. Кроме детей, умиравших в раннем возрасте, у Матвея Матвеевича было три сына: Николай, Иван и Феодосий Матвеевичи и две дочери: Любовь и Глафира. Младший сын Матвея Матвеевича Феодосий Матвеевич родился 24 марта 1823 года. " Моя матушка Прасковья Александровна, — вспоминал отец Флавиан, — была благочестивая и богобоязненная женщина; вставала рано и подолгу молилась, потом всех нас, бывало, разбудит и заставит тоже молиться. Держала нас строго, не допускала с нашей стороны никаких шуток, шалостей и грубых, неприличных слов. Когда скончалась моя матушка, мне было лет 9–10, и я ходил в школу. Вскоре батюшка мой, Матвей Матвеевич, получил место управляющего у Абазы и у Нарышкина, и мне пришлось быть с ним у Нарышкина на винном заводе, а также побывать и в Харькове " . Оставшись по отъезде в Оптину пустынь Матвея Матвеевича почти ребенком, Феодосий Матвеевич жил в семействе своего брата Николая. По примеру благочестивых родителей и сестры-монахини, он вел себя скромно и трудолюбиво: ходил часто на церковные службы и в школу. Войдя несколько в силы, занимался на рыбных ловлях. Невестка, жена его брата, очень недолюбливала Феодосия Матвеевича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1253 году Кирилл, епископ Ростовский, ходил в Орду, к хану Бергаю, для ходатайства о нуждах церковных. Ласково принятый царем, красноречивый святитель рассказал ему, как Ростов просвещен св. крещением во дни великого Владимира, как подвизался в обращении язычников Ростовских св. епископ Леонтий, как, по преставлении сего угодника Божия, совершаются неоскудно при гробе его чудеса и исцеления. В числе слушателей поучительной беседы Кирилла с ханом находился юный племянник Бергая, сын брата его. Слово о вере Христовой, как доброе семя, пало на сердце юноши, как на плодоносную землю: он был глубоко тронут, в уединенных прогулках стал размышлять о суете язычества, поклонения солнцу, месяцу, звездам, огню, и всем сердцем пожелал познать истинного Бога. В том же году у хана занемог сын, и хан, вспомнив повествование епископа об исцелениях, случающихся при гробе св. Леонтия, послал в Ростов, требуя, чтобы Кирилл опять пришел к нему и исцелил сына его. Святитель повиновался. Принеся теплую молитву к Богу и пречистой Богоматери, испросив ходатайство св. чудотворца Леонтия, и заповедав совешать молебные пения, он снова пустился в путь, прибыл в Орду и исцелил недужного царевича молитвою и кроплением священною водою. После того епископ, щедро одаренный ханом, отпущен в отечество. Между тем, юный племянник царский замыслил идти с епископом в Ростов и там принять св. веру Христову. Не имея возможности исполнить явно своего намерения, боясь убеждений матери и власти дяди, он тайно ушел из Орды и, догнав блаженного Кирилла, со слезами умолял его взять его с собою. Святитель согласился, радуясь и славя Бога. В Ростове юный царевич ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение и все его приводило в восторг. Тогда в кафедральном храме епископа, говорит древний повествователь, «на левом клиросе пели по-гречески, а на правом по-русски». Царевич просил крестить его. Епископ опасался, как бы не навлечь гнева ханского на Ростов за царевича. Но прошло довольно времени; поисков о царевиче не было из Орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился Русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал богослужение храма, жил чисто и воздержно, оставаясь в доме епископа Кирилла, а по кончине его, при преемнике его, св. Игнатии. По временам забавлялся он соколиною охотою на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на этой охоте, заснул он у озера. Ему явились во сне, а по пробуждении и на яву, свв. апостолы Петр и Павел; в ужасе он пал пред ними и они, подняв его, ласково сказали: «не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Итак, его мать стала монахиней. Надев рясу, она сразу помолодела и стала красивей. В своё время она, пропитанная духом марксизма, была категорически против выбора своего сына. Как-то раз она открыла моряцкий сундук и сказала сыну: – Дай-ка сюда свои руки. Опусти их в сундук. Вдруг она резко захлопнула крышку и, удерживая её, стала безжалостно избивать своего сына, чтобы тот и думать не смел о монастыре. Но ни побои, ни другие наказания не охладили в нём стремления к монашеству. В конце концов, получилось так, что не сын пошёл за матерью, но мать стала на путь сына, и игумен постриг её с именем Феоктиста в честь преподобной, мощи которой покоятся на её острове. В приёмном зале монастыря, как принято в таких случаях, было предложено угощение в честь новопостриженной. В то время, пока все желали ей доброй кончины, игумен спросил, довольна ли она тем, что её сын стал иеромонахом. И вдруг эта старушка как-то очень дерзко крикнула: «Нет!» Воцарилась мёртвая тишина, положение получилось очень неудобное. Все сидели с раскрытыми ртами, никто не издавал ни звука. Каждый думал: «Если ты этим недовольна, то зачем тебе было принимать монашество?» Так как на лицах у всех был написан немой вопрос «Почему?», то она закончила: «Я была бы рада, если бы он остался таким, как есть, до конца». Минуло совсем немного лет, и все увидели, насколько точным оказалось предсказание неграмотной матери. Её сын не только не остался таким, каким был тогда, но даже стал нападать на христианскую веру, как второй Казандзакис 92 . Не знаю, насколько хорошей была кончина матери, но её урок о том, что мать лучше всех знает своего ребёнка, я усвоил. С тех пор я всякий раз прибегаю к нему, когда кто-нибудь приходит, чтобы остаться в моём монастыре и посвятить свою жизнь служению Богу. О том, как ухоженные руки священников могут губить души людей Одним холодным вечером в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе наш старец, человек учёный и большой любитель аскетической литературы, из одной старинной книги читал мне разные истории о подвигах отцов. Много историй я тогда услышал, а та, что особенно запомнилась, была о Василии Великом . Когда он подвизался в Понтийском имении своих родителей, то, кроме всего прочего, трудолюбиво и старательно возделывал землю. Этот участок, который годами никто не обрабатывал, стал совсем диким. Прежде всего, ему нужно было вырубить колючие кусты и бесплодные деревья, а потом уже заниматься почвой, и эти благословенные труды так изранили его руки, что он, стоя в церкви, прятал их под фелонью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Покаяться и отказаться от всего душевредного могут все люди, но в первую очередь монахи. И семейные люди могут соблюдать чистоту своей души, но для этого им приходится прилагать гораздо больше усилий. Поэтому те, кто стремится к спасению, кто чает жизни будущего века, избирают безбрачие. Посколысу наше тело само по себе «трудно удержимо и трудно склонимо к добродетели», то еще труднее это сделать, когда мы связаны со многими телами. Трудно избежать забот, когда необходимо заботиться о многих людях. Женатым людям попечительность не возбраняется, но она недопустима для живущих в безбрачии 361 . Святой Григорий Палама разъясняет свое учение о безбрачии в послании монахиням, избравшим девственную жизнь, и им он говорит о свободе от попечений и чистоте души. Это ни в коей мере не означает умаления брака во Христе. В своих гомилиях, произнесенных в Салониках, Григорий Палама говорит о христианском браке и подчеркивает его аскетический характер. В послании монахиням Григорий Палама цитирует апостола Павла: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся« 362 . По мнению святого Григория, женатому христианину труднее бороться со страстями, чем безбрачному: «жизнь в девстве гораздо исполнимее и малотруднее жизни брачной». Опыт также показывает, что пост удобнее воздержания в пище и питии 363 . Вступив на путь безбрачия, монахиня должна жить трудолюбиво и плодотворно. Григорий Палама напоминает Ксении слова Христа: «Я есмь виноградная лоза, вы ветви, а Отец Мой виноградарь. Всякую ветвь, приносящую плод, Он очищает, чтобы более принесла плода» 364 . Девственница – это невеста Христова, ветвь виноградной лозы жизни, и поэтому, с одной стороны, она должна радоваться любви к Жениху, а с другой – должна отвечать на нее послушанием ( τ ν επεθεια). Девственница не должна желать мирской жизни, потому что это – бесчестие. Люди мира сего мертвы для Бога, «а невесте жизни какое сродство с мертвыми?» 365

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010