Когда он так иночествовал, его доброй во Христе жизни удивлялись многие, не только иноки, но и простые люди, ибо предавался он подвигам изо дня в день, подобно земле плодородной, пролагая борозды разума и принося Богу разнообразные плоды благоизволения. Ибо прежде всех входил в церковь на молитву и после всех уходил, с пониманием слушая святые повествования и учительные слова и с их помощью просвещался, ведомый к большему любомудрию и большему знанию. Он никогда не бывал праздным, а всегда трудолюбиво делал все своими руками, и святые книги писал искусно, умело и быстро. И по сию пору об этом свидетельствуют многие его книги, которые он, трудолюбиво сочинив, написал своей рукой, и которые являются плодами его трудов. Так у него, хорошо направляемого, и дела направлялись благодатью. И так за многие свои добродетели он был поставлен в дьяконы князем и епископом ростовским Арсением. Впоследствии, по преставлении митрополита Алексия, повелением его наместника Михаила, прозванного Митяем, Стефан был поставлен в пресвитеры епископом коломенским Герасимом. И обучился он сам языку пермскому, и составил новую пермскую грамоту, и сочинил азбуку, ранее неизвестную, для нужд пермского народа, поскольку была в ней необходимость, и книги русские на пермский язык перевел и переложил, и переписал. Желая больше знать, он посредством своего любомудрия выучил и греческую грамоту, и греческие книги изучил и свободно их читал, и постоянно имел их у себя. И умел он говорить на трех языках. Владел также и тремя грамотами: русской, греческой и пермской, так что сбылось о нем то слово, что гласит: «Будут говорить на новых языках», и еще: «И немым языкам дал речь». И крепко овладела им мысль идти в Пермскую землю и просвещать ее. Для этого и язык пермский пытался выучить. Потому и пермскую грамоту создал, что очень стремился и весьма хотел ходить по Перми и учить людей некрещеных, и обращать неверных людей, и приводить их ко Христу Богу, в веру христианскую. Не только задумал, но и в дело претворил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

«И совершеннейший в боговидении Илия, положив голову на колени и тем трудолюбиво собрав свой ум на себе и на Боге, разрешил оную многолетнюю засуху» 74 . Далее святой святогорец рекомендует следующий способ сосредоточения ума: «...взором же не бродить здесь и там, но утвердить его, как на некоем основании, на своей груди или пупке, и расточающуюся вовне силу ума сердечного вновь направлять внутрь с помощью такого положения тела...» (там же) Касаясь образа совершения молитвы, преподобный Григорий Синаит советует: «С утра, усевшись на скамью высотою в пядь, понудь свой ум сойти из владычественного в сердце и держи его в нем. И, с усилием наклоняясь и испытывая боль в груди, плечах и шее, непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! " » Кроме того, он призывает удерживать дыхание, чтобы облегчить сосредоточение ума. «Удерживай и выдох, чтобы не дышать свободно, ибо дыхание, исходящее из сердца, помрачает ум и рассеивает мысль, изгоняя ум оттуда [из сердца]» ( Φιλοκαλα T. Δ. Σ.71–72). Григорий Синаит приводит и свидетельства других святых отцов относительно дыхания (там же, Σ.72, γ). В другом месте тот же святой описывает способ молитвы, помогающий сосредоточению ума, в чем и заключается исихазм в наиболее распространенном смысле этого слова. «Молись по большей части на скамье, чтобы потрудиться, а изредка, по временам, и на ложе, чтобы отдохнуть. Твое сидение должно совершаться в терпении, ради сказавшего: в молитве терпяще ( Рим.12:12 ), и не следует вскоре подниматься из-за многотрудной боли, умного взывания ума и непрестанного пригвождения; ибо, как говорит пророк, болезни прияша мя аки раждающую ( Ис.21:3 ). Но, склонившись вниз и ум собрав в сердце, если оно открыто, призывай Господа Иисуса на помощь. Испытывая же боль в плечах и часто в голове, перенеси это трудолюбиво и рачительно, взыскуя в сердце Господа. Ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ): Сам Господь показал истинный пример усердия в этом и в таковых трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Греч. ученые К. Манафис и Арабадзис реконструируют историю возникновения этого сочинения следующим образом. В 1776 г. прп. Афанасий Паросский и его соратники послали М. Н. пакет документов, содержавший письма, исповедания веры и протоколы собеседований по насущным для колливадов вопросам. Значительный объем этих текстов был посвящен проблеме частого причащения. Именно эти материалы составили основу книги, за переработку которой, по-видимому, по поручению М. Н., подготовившего первоначальный вариант, взялся прп. Никодим Святогорец ( Μανφης, Αραμπατζς. (в печати)). Кроме того, 1-ю часть книги составила переработка сочинения прп. Максима Исповедника «Толкование краткое на «Отче наш»», в оригинале вошедшее в «Добротолюбие». Учитывая, что оно содержится в рукописях, вероятно использовавшихся М. Н. при подготовке обеих книг, не исключено, что переработку и переложение на «простой греческий язык» осуществил сам М. Н. ( Paschalidis. 2016). Об обстоятельствах создания книги и об истории спора о частом причащении см. подробнее в ст. Колливады . Прп. Афанасий Паросский очень высоко оценивал эту книгу: «О, божественнейший отец! Много, очень много книг богоносных отцов, исполненных душевной пользы, ты издал, но эта [книга], «О Божественном Причащении», которую трудолюбиво сочинила твоя горячая ревность, то есть составила и подготовила на основе спасительных источников, может с полным правом именоваться (как и поистине является) источником и кладезем жизни вечной» (ΝΧΛ. Σ. 202). «Новый Лимонарь» Делом всей жизни М. Н. стали составление и подготовка к изданию «Нового Лимонаря». Тем не менее говорить об авторстве М. Н. применительно к этой книге можно лишь с изрядной долей условности, т. к. над ней трудились и др. выдающиеся деятели греч. духовного просвещения, такие как преподобные Никодим Святогорец, Никифор Хиосский и Афанасий Паросский, и она включает сочинения различных авторов. Об этом свидетельствует и титульный лист 1-го издания книги (ΝΛ. 1819), где, несмотря на то что составителем однозначно назван М. Н., ясно указан вклад каждого из работавших над сборником: «Новый Лимонарь, содержащий мученичества древние и новые и жития преподобных, которые были собраны приснопамятным митрополитом, святым Коринфским [т. е. архиепископом Коринфа], господином Макарием Нотарой, к которым приложены и синаксари Триоди и Пентикостариона, переведенные премудроученейшим учителем господином Афанасием Паросским, и к тому же песненные последования различным новомученикам, трудолюбиво составленные всепреподобноученейшим господином Никифором Хиосским».

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Критерием к различению истины объявляется учение пророков. Их Феофил, как и другие апологеты, и считает главным источником вероучения и на них преимущественно ссылается. " (Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910-1911 учеб, г.: Ч. 3, отдел 1. Апологетическая литература II века/Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. - Загорск, 1951 (машинопись). - С. 125). Действительно, сочинение св. Феофила не блещет показной яркостью непродуманных и поспешных выводов, и он не стремится дерзновенно вторгаться в заповедные глубины богомыслия - скорее предпочитает держаться " средних пластов " христианского миросозерцания и трудолюбиво разрабатывать их. Вся история Церкви показывает, что подобные смиренные труженики на ниве Христовой чрезвычайно необходимы и для развития богословской мысли. Удивительный универсум христианской духовности созидается не только выдающимися подвижниками и незаурядными мыслителями, но и такими скромными строителями Царства Божия. Глава VII. Св. Мелитон Сардийский Сведениями об этом святителе, как и о многих других ранних отцах Церкви, мы обладаем очень небогатыми. В основном они содержатся в труде " отца церковной истории. " Именно Евсевий сохранил послание Поликрата Ефесского к папе Виктору (понтификат 189-198/199 гг.), в котором впервые упоминается имя Мелитона. Послание написано в разгар так называемых " споров о Пасхе, " и Поликрат, защищая малоазийский обычай празднования ее 14 нисана, ссылается на " великих светил " (ε οε) малоазийской церкви (Апостолов Филиппа и Иоанна Богослова, св. Поликарпа Смирнского и др.), придерживавшихся данного обычая. Среди прочих " светил " он упоминает и " Мелитона-евнуха " (ο εουο - термин, обозначающий раннехристианских аскетов, воздерживавшихся от брачных отношений), как целиком жившего в Духе Святом, почивавшего в Сардах и ожидавшего пришествия Господа с небес и воскресения из мертвых. По словам Поликрата, все эти " светила " праздновали Пасху 14 нисана, " ничего не преступая и следуя правилу веры " (Церк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Бывший патриарх Александрии Герасим. 106 Представленный документ имеет очень важное значение для уяснения вопроса об избрании александрийских патриархов рассматриваемой эпохи и вводит исследователя в самый процесс этого сложного акта. Прежде всего, письменное отречение патриарха Герасима сообщает об александрийской практике указания преемника правящему патриарху из наличного состава иерархов православной церкви в Египте. Почин в этом деле принадлежал самому патриарху Герасиму, который был удручен болезнью и старостью и решил удалиться на покой. Предвидя затруднения для церкви, которые могли возникнуть в связи с возведением на престол нового патриарха, блаженнейший Герасим пожелал при своей жизни обеспечит церкви благополучие и мир путем избрания достойного преемника себе. Таким диадохом он наметил ливийского митрополита Самуила. Факт этот был отмечен, между прочим, в одном «Патриаршем каталоге александрийских патриархов», – хотя и с ошибками в других отношениях 107 . Самуил Капасули был одним из выдающихся современных греческих иерархов, о котором имеются и достаточные исторические сведения. Он родился 1 августа 1661 года на острове. Хиосе, в семье священника 108 , 1 января 1677 года был назначен анагностом к церкви св. Василия на этом острове, по воле и распоряжению местного митрополита Григория, – 17 сентября 1679 года был вызван с Хиоса в Александрию блаженнейшим патриархом Парфением, 9 ноября того же года рукоположен им в сан диакона, в 1682 – 1683 годах путешествовал в Москву по делам православной Александрийской церкви, 30 января 1687 года был рукоположен во священника, а 2 февраля того же года был назначен протосинкеллом александрийского патриаршего престола; 20 января 1697 года Самуил был хиротонисан в митрополита Ливии в храме св. Николая в Каире, причем хиротонию совершали патриарх Герасим, архиепископ Синайской горы Иоанникии и митрополит Газы Христодул 109 . В звании ливийского митрополита Самуил Капасули оказал Александрийской церкви разнообразныя услуги. По свидетельству историка Кесария Дапонте, Самуил был человек ученый (σοφς) 110 . Другой писатель – Димитрий Прокопиу, современник Самуила, характеризует его следующим образом: «Самуил, патриарх Александрии, хиосец, муж, с юных лет воспитанный в благочестии и богоугодной жизни, просвещенный и многоученый, проповедник, образованный в области науки светской и богословской, способный исследовать глубину Священного Писания , которое он трудолюбиво и непрерывно – днем и ночью – и изучал и из которого заимствовал духовныя поучения, руководя христоименный народ к благочестию и к жизни праведной и богоугодной; впрочем, ученостью и многознанием несравненно превосходит Самуила его предшественник, патриарх Александрии кир Герасим» 111 . Самуил известен и различными сочинениями, из которых одно – «Сокращенное руководство к риторическому искусству» было им составлено еще в 1686 году 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Ювеналий, Архиепископ Литовский и Виленский25 августа 1901 г. Вильна См.: Συναξαριστθ των δδεκα μηνων. Τμοθ κτοθ. Εν Κονσταντινουπουλει. 1842. С. 38, 39. См.: О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865. С. 28. См.: Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 3. § 310. С. 436. См.: Житие и писания старца Паисия. М., 1847. С. 221. Предисловие подлинника Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это – не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.) Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную,– общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1440...

Дела Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята у тебя и отдана другому и чтобы другой не прославился твоим богатством, к твоему унижению (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. ...Ничего не делать по рвению и тщеславию, но ради Бога и в угодность Ему... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. ...Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Христианин, всякое действие маловажное и важное соображая с волею Божиею, и действие свое благоукрашает тщательностью... (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...При всяком будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему (свт. Василий Великий , 9, 149). ...Не надобно перебегать от одного дела к другому, потому что природа наша не способна вдруг успевать во многих занятиях; трудолюбиво заняться одною работою полезнее, чем слегка касаться многих дел (свт. Василий Великий , 9, 155). Источник. Ничего не должно делать напоказ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца; потому что Бог знает сокровенное и тайное... (прп. Ефрем Сирин , 30, 593). Источник. Что ты ни делал бы, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в возражение сопротивнику, укажи на какое-либо подобное ремесло. И что ты ни производил бы делом, или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 304–305). Делающий по ревности и зависти бывает таков: когда видит, что другой благоденствует, а сам он находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда под видом благочестия начинает клеветать на благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим обеспеченным положением. ...Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о своем спасении, не будет другому полагать претыкания или соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы угодить Господу... (прп. Ефрем Сирин , 32, 52–53).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И действительно, первым вошедши в храм, он последним, по выходе всех, уходил из него. Пищей же для него служил небольшой хлебец и немного воды, так чтобы только можно было от этого жить: таким изнурением он желал и прежде кончины разрешить союз плотского естества. 5 . Но кто может достойно изобразить его служение, в течение трёх или даже более лет, в должности повара и пекаря, на которую он был назначен, а также необыкновенное смирение, которое он обнаружил в это время? – Он никогда и в мыслях не имел, что служит людям, но – чину ангельскому, и считал место служения престолом и жертвенником Божьим. Кроме того, как бы воздавая должную дань оному великому боговидцу Моисею, с которым в видении и не в гаданиях беседовал Бог, он не отказался и от желания неоднократно подниматься почти на самую честную и священную вершину Синая и совершать благоговейное поклонение там, где чудесно исполнились великие оные знамения. Священный этот муж имел и искусные в каллиграфии 473 ( Ссылка на прим. 5 ) руки, и весьма был предан чтению, как днём, так и ночью, трудолюбиво, как некоторая усердная пчела, собирая цветы Божественного Писания, разумею – Ветхого и Нового – и, предаваясь размышлению, так что я и не знаю, изучил ли его так тщательно кто-либо другой. Он, Григорий, всех тамошних обитателей превосходил и побеждал многознанием. При таких обстоятельствах лукавому нельзя было оставаться спокойным, но, как враг и противник человеческого рода изначала, он возбуждает среди монахов страсть зависти и, как сеятель плевелов, рассевает среди них немалое смятение и беспорядок. Узнав о зависти, ученик кротости и мира (Григорий) удалился из монастыря и взял с собой почтенного оного Герасима, прибывшего с острова Еврипа, по происхождению же родственника тамошнего правителя Фаца 474 ( Ссылка на прим. 6 ). Он, Герасим, ещё раньше оставил все изобилие богатства и величие славы, так как, по великому Апостолу (Флп. III, 8), признал это как уметы (сор) для имеющего в будущем открыться богоявления праведникам и, взяв на рамена свои крест, сам прибыл на гору Синай. Здесь, узнав божественного Григория и изумившись преизбытку его добродетели, он сделался одним из его учеников, а потом, при содействии и помощи Божией, он был возведён на высшую степень делания и созерцания, так что после него, Григория, сделался для прочих примером и образцом всех благ. И вот, отсюда они (Григорий и Герасим) отправились в Иерусалим для поклонения Животворящему Гробу и, обошедши все тамошние святые места и поклонившись, тотчас отплыли на остров Крит в некоторую местность, называемую «Хорошие Пристани», 475 ( Ссылка на прим. 7 ) где короткое время и оставались, вследствие морского волнения и бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Обыкновенным занятием его после этого явления Ангела было плетение циновок. И все вообще отшельники много в этом упражнялись, так как, производя этот труд сидя, они могли легче сохранять внутреннюю сосредоточенность. Но он также иногда возделывал землю и работал в садах. Мы уже видели, что он принимал пищу лишь после захода солнца. Он проводил время от времени по пяти дней без всякой пищи и после столь долгого поста довольствовался маленьким хлебом, который размачивал в соленой воде. Когда он состарился, ученики добились от него позволения приносить ему ежемесячно олив, зелени и масла. Часто ему случалось проводить в молитве всю ночь; или, отдохнув до полуночи, он подымался и молился с воздетыми руками до восхода солнца или даже до трех часов вечера. Он находил столько радости в этом святом занятии, что, когда наступал день, он восклицал: — Солнце, солнце, зачем встаешь ты развлекать меня своими лучами, как будто ты выплываешь только для того, чтобы скрыть от меня блеск Истинного Света! Касьян, передающий эту черту из жизни Антония, прибавляет, что преподобный говорил: молитва инока несовершенна, когда, молясь, он чувствует и сознает сам, что молится. Это доказывает, насколько в своих молитвах Антоний поднимался выше чувств. Сладость, которую он тогда испытывал, внушала ему такое равнодушие к заботам о плоти, что он смотрел на пищу и на питье как на грустную необходимость, которой он уступал с сожалением. Ему даже было стыдно чувствовать, что он не может совсем убить ее в себе. И иногда, готовясь сесть за стол с братией, он оставлял их или для того, чтобы вовсе ничего не есть, или чтобы принять пищу одному, смущаясь делать, это перед другими. Все течение жизни его было сурово и трудолюбиво. Но это не мешало ему относиться очень снисходительно к другим, особенно относительно телесных подвигов, хотя он считал их весьма полезными. Он хотел, чтобы их принимали на себя с осторожностью, особенно молодые отшельники; и говорил при этом, что если действовать без такой рассудительности и руководиться в назначении подвигов собственным мнением, они подвергаются опасности впасть, в прелесть. Во время одного совещания его с несколькими пустынными старцами был возбужден вопросе добродетели, наиболее способной предохранить пустынника от козней врага и наиболее верным путем довести его до совершенства. Одни говорили, что это — посты и бдение; другие — равнодушие ко всем предметам; третьи — удаление в глубь пустыни; наконец, четвертые утверждали, что это есть милосердие к ближнему. Выслушав всех их, преп. Антоний решил, что эта добродетель есть смиренная тайна своих подвигов.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

«И тако на степень священства возведеся (в Угорницком монастыре); но по многом же времени. серафимский на ся восприят образ, (в том же монастыре); и оттоле уже прославися трудолюбиво и добродетельное житие его... Наипаче же Константин князь Острожский и Дубенский моли игумена, да пошлет сего трудолюбца, во обитель честного и животворящего Креста Господня (в Дубне); где не по многом времени избран во игумена от братии», и т.д. Для всех этих обстоятельств достаточно не более двух-трех лет, а такой именно срок мы и получаем, полагая переход пр. Иова во обитель Дубенскую и избрание его во игумена около 1582–83 года, т.е. чрез два-три да по его рукоположении, (совершившемся, как мы сказали, примерно около 1581 года). 314 7 . Как бы то, впрочем, ни было, началось ли служение пр. Иова в сане Дубенского игумена годом раньше или позже 1582 года, во всяком случае то не подлежит сомнению, что он был уже Святокрестским настоятелем в Дубне в последние два десятилетия XVI века, и здесь проходил свое служение до первых годов XVII столетия. А при таком положении дела на его долю пришлось пережить в Дубне самое замечательное и критическое время в истории юго-западного края России. Это время церковной, брестской унии 1596 года и последовавших за тем гонений на православие и русскую народность в пределах Волыни, Подолии и Украины. Правда под защитою мужественного князя Константина Острожского († 1608) преподобный Иов мог не испытать непосредственно всех тех ужасов, коими церковная уния разразилась по своем появлении. Но все это, однако, не мешало ему принимать эти ужасы сердцем, тем более, что зло, порожденное унией, тотчас же начало проявляться так явственно и в таких поразительных фактах, что их не могли не видеть и не сознавать одни только разве мертвые, да иезуиты и обольщенная их шляхта. 8 . Преподобный Иов с полнотою глубокого сердечного чувства отнесся ко всем этим бедствиям и страданиям. «Строгий подвижник», он твердо боролся с скорбями времени, и жестокие страдания, переносимые православием от иезуитов и прельщенной ими шляхты, не только не ослабили его благочестия, напротив возвышали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010