45.  Потом, когда в том году случилось в лавре бездождие, в самую ночь славного успения святых, их предстательством и молитвою ниспавший великий дождь наполнил и залил все ямы и приемники лавры. Вскоре же Господь сотворил и отмщение за неправедно пролитую кровь рабов Его и воздал соседям нашим седмерицею в недра их по писанию (Псал. LXXVIII, 10, 12). Ибо, когда возникла смертная болезнь, дерзнувшие на невозможное и совершившие нечестивое варвары и вооружившие их на святых и на лавру были истреблены болезнью, голодом и самою жалкою смертью так быстро друг за другом, что не успевали хоронить и предавать установленному погребению своих умерших, но лишь слегка прикрывали их насыпью или бросали в пещеры и ущелья; псы же, откапывая и растерзывая их, делали своею пищею и добычею, так что все дивились поразившей их внезапной гибели и уничтожению, исчезновению беззаконных и скорому отмщению Божию и воспели с пророком Давидом: “Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние встающего "  (Псал. LXXII, 19, 50). 46.  Не скрою еще, что мне рассказал достойный веры пресвитер. Этот добродетельный муж, языком сириец, возымел большое желание изучить еллинский говор и наречие; и вот, с большим трудом  выучив псалтырь, он тщательно и трудолюбиво прилежал к чтению святого писания, жаждая изощрить и приучить свой язык; но с трудом и тяжестью преодолевая изучение чтения, он пал духом. Заснувшему ему явилось видение одного из сих святых отцов, Анастасия протодиакона, о котором мы и помянули; он был другом Папии и спросил (говорит) причину его уныния; он же объяснил, жалуясь на трудность учения. На это святой, улыбаясь, сказал: “Открой рот и высунь мне язык твой " и, вынув у себя некий новый лоскут, обтер язык и, очистив кругом какой-то густой зеленоватый налет, исчез. Спящий пробудился, и пресвитер утверждает, что с того дня он почувствовал такое понимание наречия и легкую подвижность своего языка при чтении и учении, что сам поражался и дивился Божию промышлению и благодати святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

ПРИДВОРНЫЙ УЧИТЕЛЬ Не раз можно слышать мнение, будто Петр был воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. В ответ на это мнение люди первой половины XVIII в., еще по свежему преданию рассказывая о том, как Петра учили грамоте, дают понять, что по крайней мере до десяти лет Петр рос и воспитывался, пожалуй, даже более по-старому, чем его старшие братья, чем даже его отец. Рассказ записан неким Крекшиным, младшим современником Петра, лет 30 трудолюбиво, но довольно неразборчиво собиравшим всякие известия, бумаги, слухи и предания о благоговейно чтимом им преобразователе. Рассказ Крекшина любопытен если не как документально достоверный факт, то как нравоописательная картинка. По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Старший брат и крестный отец Петра царь Федор не раз говаривал куме-мачехе, царице Наталье: «Пора, государыня, учить крестника». Царица просила кума найти учителя кроткого, смиренного, божественное писание ведущего. Как нарочно, выбор учителя решен был человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной, боярином Федором Прокофьевичем Соковниным. Дом Соковниных был убежищем староверья: они придерживались раскола. Две родные сестры Соковнина – Феодосья Морозова и княгиня Авдотья Урусова еще при царе Алексее запечатлели мученичеством свое древнее благочестие: царь подверг их суровому заключению в земляной Боровской тюрьме за упрямую привязанность к старой вере и к протопопу Аввакуму. Другой брат этих боярынь – Алексей впоследствии сложил голову на плахе за участие в заговоре против Петра во имя благочестивой старины. Федор Соковнин и указал царю на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного: то был Никита Моисеев сын Зотов, подьячий из приказа Большого Прихода (ведомства неокладных сборов). Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но прошло довольно времени, поисков о царевиче не было из орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал богослужение, жил чисто и воздержанно, оставаясь в доме епископа. Блаженный Кирилл скончался, и 19 сентября 1261 года из Авраамиевой обители взошел на кафедру Ростовскую святой Игнатий. Петр продолжал жить и при святом Игнатии в кафедральном доме. Продолжая усердно посещать храм Божий и жить благоговейно, по временам забавлялся он соколиною охотой на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на ловле, заснул он у озера. Ему явились во сне, а по пробуждении и наяву святые апостолы Петр и Павел; в ужасе он пал перед ними; они, подняв его, ласково сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя; завтра ты выменяешь три иконы: одну – Богородицы с предвечным Младенцем, другую – святого Николая, а третью – великомученика Димитрия, отнесешь их к епископу и скажешь: «Апостолы Петр и Павел повелевают построить во имя их церковь на указанном ими месте». Затем дали они царевичу два мешка: один с золотом, другой с серебром, – и стали невидимы. Блаженный Петр пробыл в молитве до утра на месте, где явились ему апостолы. Потом нашел в городе у иконописца три указанные иконы, выменял и понес их к епископу. В ту же ночь святому Игнатию явились апостолы и приказали построить во имя их храм. Устрашенный видением, святитель Игнатий утром пригласил к себе князя (Бориса Васильковича) и рассказал ему о видении, недоумевая, где строить храм. В это время они увидели Петра с иконами на руках; епископ и князь поражены были изумлением, откуда Петр-иноземец мог достать такие превосходные иконы, каких не мог написать тогда ни один иконописец в городе. Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились иконам, отслужили перед ними молебное пение, отнесли их в крестном ходе на место явления святых апостолов и здесь поставили в построенной наскоро часовне. По требованию князя Петр решился купить у него довольно большое место для церкви и монастыря на берегу озера; князь приказал протянуть вервь вокруг выбранного места, и Петр потребовал, чтобы выкопали ров, «как бывает в орде, чтобы не пропало то место». Затем царевич начал класть в вырытом рву монеты, вынимая их из мешков апостольских и кладя девять серебряных, а десятую золотую; так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя, не истощались. Целый воз денег достался князю, который принял их, как благословение апостольское, и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. На отведенном месте построен был храм в честь святых апостолов Петра и Павла, и при нем основалась обитель иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Он, Лука, плененный, под воздействием демона, злою страстью зависти, был всецело неудержим, как носивший внутри постепенно разгоравшуюся злобу. Посему, бесстыдно и дерзко возбужденный против учителя, он устроил разбойническое нападение, стал насмешками и оскорблениями — о, законы и правда Божия! — осыпать блаженнейшего и благороднейшего предстоятеля пред Богом и даже безумно бросился на него с мечом, и если бы тотчас сбежавшиеся ученики Амирали, вознегодовав на безумного оскорбителя и обидчика Григория и, можно сказать, Самого Бога и выразив отвращение к его поступку, руками и силою не воспрепятствовали безумному нападению, то несчастный, может быть, впал бы и в грех убийства или же, если нужно сказать правду, подверг бы общество всей вселенной величайшему лишению, намереваясь отнять у него светильник и величайшего провозвестника и учителя слова правды, (проповедовавшего) как бы с самой центральной возвышенности. Он же (Григорий), несравнимый в добродетели и поистине образцовый ученик Христа кроткого и мирного, оказавшись в таком положении, для всех, особенно любящих природу прекрасного, представился любезным и достойным почитания образцом, потому что не только не имел никакой досады на восставшего на него против всякого ожидания, но сначала нисколько и не взволновался: ему и на ум не пришло воздать злом за зло, но он отплатил ему за это такой любовью, что выразил ему и благодарность, как заповедует божественное и священное слово ( Мф.5:38–48 ); ясным доказательством этого служит то, что он ради его [духовной] пользы трудолюбиво написал трезвенные главы, около ста пятидесяти, исполненные наставления в делании и созерцании. Он же (Лука), видя такую незлопамятность святого старца, который не только ему не отмстил, но сделался его благодетелем, стал упрекать себя и, обратившись, от всего сердца покаялся и припал к ногам божественного Григория, прося разрешения в содеянном грехе, а потом сделался и прилежным его учеником и, по благодати Божией, оказался и в прочих отношениях опытным монахом» .

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Святого Афанасия из слова против единомысленников Павла Самосатского и о вере, что Христос один . Апостолы тотчас, изшедши, согласно проповедали Христа Сына Божия. И после несколько: какая нужда вопрошать и состязаться? Верить нужно, почитать и поклоняться. И немного после: я не спрашиваю, каким образом один и тот же страстен и бесстрастен, Бог и человек, дабы, исследуя как и отыскивая способ, мне не потерять предлежащего нам блага. Прежде всего следует верить и славить, а потом просить утверждения этого свыше, а не добиваться его снизу. Во втором или третьем слове против Ариан тот же отец говорит: если кто, задаваясь вопросами о Боге, встретит недоумение, то он не должен и отказываться от веры в Писание: лучше недоумевая молчать и верить, чем не верить ради недоумения. Сказанное я считаю достаточным для напоминания и, немного будет сказать, для удостоверения охотно внимающих божественному и ревнующих о вере. Но каждый из верных и благоразумных, трудолюбиво исследуя эти вопросы, может собрать и больше свидетельств как из священного Писания, так и из священных трудов богоглаголивых отцов наших. Эти свидетельства увещевают к простому образу веры и убеждают бесхитростно с доброю совестью держаться чистоты правых догматов, возвещая получение совершенных наград за таковые труды от Спасителя всех нас и Владыки Христа истинного Бога нашего. 4 4 ρειος ρης – от имени Ареса, бога войны – символ бурной военной ярости и суровой храбрости. 5 Есть известие, что Евсевий во время гонения, заключенный в темницу, принес жертву богам из страха наказания. 12 Объяснение обычая полагать Евангелие на главу рукополагаемого дает между прочим Фотий в своих известных «Амфилохиях» под номером 165. Он говорить, что евангелие возлагается на главу ставленника потому, что когда кто рукополагается главою других, то необходимо, чтобы он имел власть и над своею главою и знак, что, становясь главою других, он и сам находится под общим главой всех Владыкой. 14 Седьмой вселенский собор был в 787 г.; следовательно это сочинение Никифором написано приблизительно в 817 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Ведь и Церковь Христова вот учит тебя: час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшеся, данный тебе талант трудолюбиво делай, окаянная. Уже и секира лежит, как сказано, при корени древа: всякое древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается ( Лк.3:9 ). Припомни, душа, внезапную кончину того, кто заготовил себе добра земного на многие годы и думал только есть, пить и веселиться. Не забудь также о злополучной участи и того, кто жил на земле беспечно, не думая о будущем, одевался в прекрасные одежды и каждый день предавался забавам. Хорошо по понятию сынов века сего, хорошо он здесь жил; но, когда помер и душою низведен был во ад, то, хотя и слезно умолял святого праотца своего, хотя и просил с одною только каплею воды послать к нему Лазаря; но и сего малого утешения не удостоился тот, кто здесь успокоен был всеми земными благами. О, душа, душа моя беспечная! убойся столь страшного в правосудии Своем Бога, лишающего противников Своих и капли воды, тогда как неизмеримая здесь бездна. Убойся же могущего лишить тебя всех временных благ и воврещи еще в дебрь огненную. Ей, – говорит тебе Сам Господь, – того убойся ( Лк.12:5 ). О, ужаснись душа моя, геенского пламени, в коем находящиеся грешники, хотя и возводят из преисподних мест свои взоры к селениям праведников, хотя и жалобно их умоляют: умилосердитесь, святые отцы, над нами, умолите милостивого к вам Бога хотя бы на одно мгновение прекратить наши мучения, хотя бы одну каплю подать нам некоей отрады; но и этот вопль, хотя и весьма громогласен, по причине великого множества грешников, на небе не слышен, и, хотя чрезвычайно смиренно их прошение, однако ж не приносит им никакой пользы. Ибо кончилось для них время, благоприятное к испрошению всяких благ, прошли уже дни спасения их. О, душа! умоляй ты ныне Господа, столь долготерпеливого к тебе и многомилостивого, еще призывай богатую Его милость прежде, нежели Он изрек тебе осуждение и ввергнул в пучину вечных зол, прежде, нежели плоть твоя возвратилась в землю и ты 71 сделалась пищею пламени. О, что ты спишь, душа моя, на краю погибельном, почиваешь, грешная, непробудным сном? Или не видишь, что дние, яко сень, преходят ( Пс.143:4 )? Вот скоро, скоро ты уже будешь в великом страхе! Конец земного странствия твоего в виду, отшествие твое уже близь. Чего же еще ждешь? Быть может, последний уже день проводишь здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Часто бывал большой друг отца – вдовый священник, другой профессор университета, о. Михаил Михайлович Зефиров – один из самых восхитительных людей, совершенно благородной, исключительной прямоты ума и доброты сердца. Семьями мы были знакомы мало. Наша семья состояла из отца с матерью и детей – трех братьев и четырех сестер. Мы жили очень небогато, только на скудное жалованье отца. С 1866 года вся семья помещалась в небольшой квартире на университетском дворе против библиотеки. Жилось довольно тесно, но дружно и потому весело. Рояль Дидерихса стоял в комнате, где помещался я с братом Василием. Отдельная комната была у отца, в которой он вне службы проводил свою чрезвычайно регулярную жизнь. Гости у нас бывали чрезвычайно редко, так как друзья нашей семьи понимали стеснение всех из-за тесноты нашей квартиры, когда собиралась молодежь. Поэтому мы жали преимущественно своей семьей, тихо, трудолюбиво, в зависимости от школьных порядков. Утром, за уходом всех в школу, а отца на службу, собирались к моей матери ее подруги или она уходила к ним. К двум с половиной-трем часам собирались все дети и вскоре после обеда и отдыха садились готовить уроки к следующему дню, занимаясь до ужина. В десять часов вечера мы всегда ложились спать, вставали в шесть и семь и так привыкли к этому, что почти вся наша семья до сих пор держится этого порядка. Другим старым, испытанным другом моего отца был с конца сороковых годов Александр Поликарпович Владимирский, профессор Казанского университета, перешедший затем, как первый студент первого курса и уже заслуженный профессор, в ректоры родной ему Казанской духовной академии. Старец этот, ныне доживающий свой век в Казани, глубоко любил и моего отца, и нашего друга (второй номер первого же выпуска) и своего товарища Н.И. Ильминского . Елену Яковлевну Владимирскую я помню с малых моих лет в самой наивной обстановке в моей семье. Она со своими двумя сестрами и моя мать с двумя же сестрами (тетей Катей и тетей Ксетой, приезжавшей к нам из богоспасаемого захолустного Кашина Тверской губернии) часто сходились вместе то у той, то у другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Сочинение состоит из двух обширных частей: исагогической и экзегетической. Первая часть предваряется обстоятельно —217— и умно составленным изображением отличительных особенностей духовной природы св. Ап. Петра в лике других апостолов по свидетельствам Нового Завета и церковного предания (стр. I–CII). Затем следуют отделы или главы: а) об основании малоазийских церквей, к которым написано послание, и об участии в сем деле св. Ап. Петра (стр. 1–48); б) кто были первые и непосредственные читатели послания – христиане из иудеев или из язычников? (стр. 48–80); г) внешнее и внутреннее состояние читателей, повод и цель написания послания (стр. 81–125); д) место написания послания (Вавилон египетский, – стр. 126–156); с) время написания (стр. 157–221); ж) подлинность послания, удостоверяемая внешними свидетельствами христианской древности и внутренними признаками, самого послания по сравнению их с особенностями личности св. Ап. Петра (стр. 222–314). Вторая часть представляет подробный и всесторонний комментарий послания, разделенный автором на следующие главы: а) вступление (1 гл. 1–12 ст.; стр. 321–447); б) спасение, даруемое человеку Христом, в отношении к ветхозаветным пророчествам (1:10–12; стр. 448–480); г) первая группа нравственно-практических увещаний (1:13–2:10; стр. 481–602); д) вторая группа нравственно-практических увещаний (2:11–4:11; стр. 603–630); е) все сочинение оканчивается отдельным и обстоятельным богословско-экзегетическим трактатом о сошествии Христа в ад, христианском крещении и вознесении Господа на небо (3:16–22 и 4:5–6; стр. 630–716). «Для составления труда автор трудолюбиво изучал и дельно пользовался не только всеми лучшими новейшими пособиями как обще-экзегетическими, так и специальными-филологическими и догматическими, но и, что заслуживает особенной похвалы, обнаруживает широкое знакомство с древними догматико-экзегетическими трудами св. Златоуста (параллельные места в беседах на евангелие от Иоанна и на послание к Евреям), св. Афанасия Александрийского , св. Кирилла Александрийского , Климента Александрийского (adumbrationes in primam opistolam Petri), Дидима Александрийского (enarrationes in 1 P.), Августина, Икумения, Феофилакта, Евфимия Зигабина а других по катенам Крамера и по Sanctae Scripturae cursus completus Миня. В особую похвалу автору следует вменить также и то, что он, где надо, умело пользуется церковно-богослужебными книгами и св. Димитрием Ростовским . Жаль, что автор скупится на буквальные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Только накануне весь народ приходил в храм слушать Христа, первосвященники и книжники с Иудой искали случая втихомолку, «не при народе» схватить его. А тут вдруг оказывается, что «весь народ» против Христа и требует Его казни». Во–первых, выражение «весь народ» относится не к многочисленному населению Иерусалима, а к кучке людей, подстрекаемых архиереями. Во–вторых, это не «евангельское противоречие», а свидетельство крайнего непостоянства толпы, примеров чему мы находим в истории множество. Часто народ с тем большим ожесточением обрушивается на своего недавнего героя, чем восторженнее превозносил его перед тем…   Такой же поверхностный характер носят и другие «противоречия». Чаще всего они выдуманы тенденциозной критикой, чтобы вызвать недоверие к Евангелиям. Конечно, есть в текстах и действительные расхождения. Например, две родословных Иисуса. Какая из них подлинная? И откуда они почерпнуты? Известно, что иудеи тщательно хранили свои родословные записи. Евангелисты могли воспользоваться ими, тем более что вплоть до IV века в разных городах еще жили родные Иисуса. [ 98 ] По–видимому, наиболее точна генеалогия у Луки, поскольку у Матфея она носит явно схематический и символический характер. Перечисляя предков Иисуса, Матфей лишь хотел наглядно изобразить Его царское происхождение. Да и сами по себе разногласия не говорят против евангелистов. Когда описание одних и тех же фактов делается разными людьми независимо, неизбежны противоречия и вариации, связанные с особенностями рассказчика и другими частными причинами. И уж, конечно, неудивительно, если один человек сообщает то, о чем другой не говорит. Он мог не знать этого факта, не придать ему значения или опустить его в силу неизвестных нам мотивов. Именно это мы находим в Евангелиях. Иоанн и Марк, например, не говорят о детстве Иисуса, Матфей сообщает о нем лишь некоторые подробности, а Лука говорит даже о событиях, бывших до Рождества. «Противоречия» в учении в свое время трудолюбиво собрал и представил в виде таблицы А. Немоевский в своей книге «Бог Иисус». [ 99 ] Главным пороком его перечня является нежелание рассматривать слова Иисуса в контексте. Он, не смущаясь, выдирает фразы из связной речи и тем делает сравнение бессмысленным. Вот несколько образцов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1. Мф. 5, 19 : Аминь глаголю вам… кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 2. Иак. 1, 19; 3, 2 : Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. 3. Притч. 23, 9 : В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. 4. Сир. 21, 19 : Речь глупого – как бремя в пути, в устах же разумного находят приятность. 5. Сир. 8, 9 : Не презри повести премудрых и в притчах их живи. 6. Свт. Василий Великий : Как бы несоразмерностью речи не сделать нам бесполезным трудолюбиво сочиненное. Рассудок, не имея сил охватить всё разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, при излишестве насыщения не способное переварить предоставленное ему. 7. Напротив того, знаем, что лучше другим, искуснейшим вручить бразды правления над собой, нежели быть несведущими правителями других, что лучше приклонять благопокорное ухо, нежели двигать ненаученный язык. 8. Свт. Григорий Богослов : Безгласное дело лучше неисполненного слова. Никто не бывал уважаем без [достойной] жизни, Но многие – без суетной словесной трескотни. Либо не учить, либо учить примером. Болтать непристойности бесчестнее, чем слушать. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Ученики с особенной ревностью подвизаются о благе тогда, когда их учителя подают им примеры. 10. Небезопасно слушание, когда не бывает дополнения посредством дел. 11. Есть знание без слова и есть знание со словом. Ибо есть многие, знание имеющие, а слова не имеющие. 12. Преп. Нил: Излишне всякое слово к исправлению, когда направленное к худшему рвение слушающих располагает их против высказываемого в наставление. 13. Дидим: Тогда достигнет своей цели учитель и будет убедителен в речах, когда будет учить своими делами, в соответствии с тем, как и Иисус делал и чему учил от начала ( Деян. 1, 1 ). 14. Исократ : Тела соразмерными трудами, а душа усердными учениями возрастают обыкновенно. 15. Демокрит : В зеркалах – внешнего облика, в беседах – души отражение видится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010