11. Ибн-Мискавейхи (+1030) 11.1 Восстание в Палестине 11.2 Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. 12. Яхя Антиохийский (+1066) 12.1 Смуты между христианами в Египте 12.2 Разрушение церкви в Аскалане 12.3 Ибн-Раик 12.4 Патриарх александрийский посвящается в Иерусалиме 12.5 Антиохийские патриархи 12.6 Ал-Ихшид 12.7 Патриархи 12.8 Разгром церквей в Египте 12.9 Патриархи 12.10 Смуты в Антиохии. Убиение патриарха Иерусалимского. Разрушение церкви Воскресения. 12.11 Убиение патриарха антиохийского 12.12 Карматы 12.13 Патриархи 12.14 Завоевание Сирии войсками фатимидов 12.15 Карматы 12.16 Антиохийские дела 12.17 Алф-текин 12.18 Абу-Таглиб 12.19 Патриарх Иерусалимский 12.20 Восстание Муфарриджа 12.21 Патриархи 12.22 Ограбление церквей в Египте 12.23 Возмущение Банджу-текина; битва при Аскалане 12.24 Перемирие между царем Василием и ал-Хакимом 12.25 Разрушение церквей в Египте в 393-м году 12.26 Меры ал-Хакима против зиммиев в 395-м году 12.27 Притеснения христиан в 398-м году 12.28 Разрушение храма иерусалимского 12.29 Разрушение Дейр-ал-Кусайра 12.30 Иса-ибн-Нестурас 12.31 Зиммии в 401-м году 12.32 Ярух. Ибн-ал-Джаррах. Храм Воскресения 12.33 Смерть Исы-ибн-Нестураса. Меры против зиммиев в 403-м году. 12.34 Разрешение христианам выселяться 12.35 Ибн-ал-Джаррах 12.36 Зиммии в 408-м году. 12.37 Синайский монастырь 12.38 Патриархи 12.39 Грамота настоятелю Синайского монастыря 12.40 Грамота аз-Захира о веротерпимости 12.41 Хасан-иби-ал-Джаррах и палестинские дела 13. Ат-Туртуший (+1126 или 1131) 13.1 Омар I в Сирии 13.2 Договор Омара с христианами 13.3 Меры ал-Мутеваккиля 13.4 Отношения Омара I и Омара II к зиммиям. 13.5 О положении зиммиев. 13.6 О поголовной подати. 13.7 О церквах. 14. Ибн-ал-Асир (+1233) 14.1 Битва при Му’те. 14.2 Поход в Тебук. 14.3 Поход в Усамы 14.4 Завоевание Сирии 14.5 Рассказ о битве при Ярмуке 14.6 Рассказ о битве при Аджнадейне 14.7 Смещение Халида-ибн-ал-Валида 14.8 Рассказ о взятии Дамаска 14.9 Рассказ о походе на Фихль 14.10 Рассказ о взятие Бейсана и Табарии

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

401 святых (γων) – самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма), а затем и Иерусалимского храма. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета. Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над Ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения Своей воли и заветов. Ковчег Завета, или Ковчег Откровения – ковчег (ларец), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, манна небесная и посох Аарона ( Втор.10:2 ). В православной традиции Ковчег Завета обозначается греческим словом «кивот» (греч. κιβωτς τς διαθκης, «Кивот Завета», от κιβωτς – сундук), отличая его от Ноева ковчега. 408 Иоанн Дамаскин (Ιωννης Δαμασκηνς, ок. 675 –ок. 753), также известный как греч. о Χρυσορρας, то есть «золотой поток»; настоящее имя Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби – христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. VII Вселенский собор подтвердил верность его учения. С именем Иоанна связывают возникновение одного из типов икон Богородицы: по ложному обвинению Иоанн был наказан халифом отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона получила именование «Троеручица». В благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется...» Погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь. В конце VIII в. Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. Память – 4 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Афанасий скончался 25 июля 1724 г. Сошел со сцены последний из участников событий предыдущих пятидесяти лет, и в истории Антиохийской церкви начался новый этап, когда католики стали пожинать плоды своих вековых трудов. Раскол Дальнейшие события вполне укладываются в описанную ранее схему противоборства региональных центров силы. Дамаск, имевший давние связи с Евфимием ас-Сайфи, поддержал претензии на патриаршество его племянника Серафима Таноса. Халеб, долгие годы ориентировавшийся на Афанасия Даббаса, готов был принять человека, предназначенного им в преемники. Это был диакон Афанасия кипрский грек Сильвестр, служивший ранее в Халебе, а в тот момент находившийся на Афоне. Халебцы отписали в Константинополь о своем желании видеть Сильвестра на патриаршестве. Серафим действовал оперативней. На его стороне, помимо прокатолически настроенной части прихожан, стоял дамасский губернатор Усман-паша Абу Таук, покровительствовавший в свое время дяде Серафима Евфимию ас-Сайфи. Один из французских купцов Сайды предоставил Серафиму деньги для оплаты официального утверждения на патриаршестве. 1871 Сохранились документы об избрании Серафима, принявшего на патриаршестве имя Кирилл. Среди подписей выборщиков стоят имена 29 священников, 11 старейшин (аян ат-таифа), 3 диаконов и 287 человек, именовавших себя аянами. Для малочисленной христианской общины Дамаска такое число аянов представляется завышенным; скорее всего, это просто главы семейств. Серафима/Кирилла Таноса поддержали также шесть епископов (тиро-сидонский, эмесский, титулярный халебский, сайданайский, баниасский и епископ новосозданной по этому случаю кафедры Фурзуль) и три настоятеля монастырей (Дейр аль-Мухаллис, Мар Юханна в Шувейре и Мар Сам‘ан под Бейрутом). 1872 19 или 20 сентября 1724 г. Кирилл Танос при содействии паши занял патриархию. В позднейшем православном летописании эти события обросли многими драматическими подробностями, которые должны были, опять же, подчеркнуть не каноничность действий Кирилла. По свидетельству Бейрутской хроники, два находившихся тогда в городе православных епископа, некоторые священники и миряне бойкотировали патриарха-филокатолика. Тогда Кирилл отправил своих людей и мусульманскую полицию паши для поимки этих епископов и священников. Их схватили и потащили по улицам, «совершая над ними всевозможные издевательства на глазах у мимо проходившего народа». 1873 В церкви, заполненной вооруженными солдатами, Кирилл заставил православное духовенство возгласить ему многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 сентября, в день прибытия делегации в Казахстан, состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III, на которой обсуждался широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений двух Церквей. Кроме того, на полях Съезда состоялась встреча митрополита Антония и членов делегации Русской Православной Церкви с Папой Римским Франциском, Президентом Казахстана К.-Ж.К. Токаевым, Председателем Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде, Верховным имамом Университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Тайебом, председателем Организации по культуре и исламским связям Ирана Мохаммадом Махди Иманипуром, главой Сената Парламента Казахстана, руководителем Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий М.С. Ашимбаевым. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ 108 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в работе XI Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей 31 августа – 8 сентября 2022 года в г. Карлсруэ, Германия. Справка: В соответствии с определением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал 14) делегация Московского Патриархата во главе с председателем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополитом Волоколамским Антонием приняла участие в работе XI Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ) на тему «Любовь Христова движет мир к примирению и единству», которая прошла с 31 августа по 8 сентября 2022 года в г. Карлсруэ (Германия). В Генеральной ассамблее приняли участие более пяти тысяч человек из разных стран и континентов. 1 сентября состоялась встреча руководства Всемирного совета церквей с делегацией Московского Патриархата. В ходе встречи было подчеркнуто, что ВСЦ должен оставаться открытой площадкой для диалога всех христиан. В тот же день председатель ОВЦС встретился с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Иоанном X, который прибыл на Ассамблею в качестве ее почетного гостя. Стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, а также перспективы дальнейшего развития сотрудничества между Русской и Антиохийской Православными Церквами.

http://mospat.ru/ru/news/89714/

Пройдя Колыму, в жизни, в материальном ее измерении, он уже мало чего боялся – не боялся скорбей, голода, смерти, тюрьмы, угроз, давления – все это не могло разлучить его с Богом. Ссылка нанесла отпечаток на его характер и поведение – в исключительных случаях в бытовой жизни Владыка, уже Иркутский архиерей, мог использовать в качестве шутки непонятные для простых людей слова, он видел подоплеку поступков и событий, в которых большая часть людей ничего бы не поняла. Например, митрополит Вениамин (Пушкарь), в юности служивший иподиаконом у Владыки Вениамина (Новицкого) вспоминает, что во времена хрущевских гонений, в одном из приходов обширной Иркутско-Читинской епархии, его, архиерея, отслужившего торжественную службу, кто-то мягко попросил выйти из храма через боковой выход, не привлекая внимания и не задерживая людей для благословения. На это Владыка ответил такой фразой: «А мы что, ворованные?!» И торжественно, с иподиаконами вышел из алтаря в храм, чтобы достойно попрощаться и благословить паству, как подобает архиерею. С 1954 года начались амнистии заключенным по 58 статье. Срок заключения Владыки был сокращен с 15 до 10 лет. 15 августа 1955 года Владыка был освобожден из Севвостлага и направлен на проживание в поселок Верхний Ат-Урях Магаданской области, работал в конторе, освоив бухгалтерский учет. А через год он получил предварительное разрешение «отбыть в распоряжение Московской Патриархии»… Святая Русь жива! Через всю Сибирь шел поезд – из Хабаровского края в сердце России, Москву . Он вез скромного человека пятидесяти пяти лет, который был молчалив, внутренне сосредоточен и почти ни с кем не общался. Видно было, что лишь недавно начала отрастать его борода. Опытный взгляд мог определить, откуда едет человек – из магаданских лагерей. В сумерках он часто стоял у окна несущегося поезда, смотрел на мелькавшие поселения, поля и таежные просторы Сибири и тихо молился. Проехав через всю Сибирь, он не увидел ни одного купола церкви, ни одного сияющего креста. Возникал вопрос: где ты, Святая Русь, жива ли? Негромкий ответ приходил свыше и рассеивал всякие сомнения – жива!..

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе поездки председатель Отдела внешних церковных связей, в частности, встретился с примасом Венгрии кардиналом Петером Эрдё, вице-премьером Правительства Венгрии Ж. Шемьеном и государственным секретарем по делам религий Венгерской Республики Л. Сасфалфи. С 3 по 6 июня 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей посетил Германию. 3 июня в Дрездене владыка Иларион принял участие в дискуссии «Справедливый мир одна из утопий?», проходившей в рамках работы Кирхентага. Немецкий евангелический Кирхентаг крупное ежегодное массовое мероприятие, организуемое комитетом из различных земельных протестантских церквей Германии. В 2011 году участниками Кирхентага в Дрездене стали 120 тысяч человек. От Русской Православной Церкви в этом форуме принимал также участие архиепископ Берлинский и Германский Феофан. В тот же день состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с председателем Совета Евангелической церкви в Германии презесом Николаусом Шнайдером и руководителем Отдела по экуменизму и работе за границей Евангелической Церкви в Германии епископом Мартином Шиндехютте. Кроме того, владыка Иларион провел беседу с председателем католической Немецкой епископской конференции архиепископом Фрайбургским Робертом Цолличем. 4 июня митрополит Иларион и архиепископ Феофан посетили русский православный храм преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене. 6 июня в берлинском Воскресенском кафедральном соборе председатель Отдела внешних церковных связей и архиепископ Берлинского и Германского Феофана совершили Божественную литургию. С 12 по 13 июня 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей посетил Арабскую Республику Египет. Митрополит Иларион встретился с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором. В беседе обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений Александрийского и Московского Патриархатов, и темы общеправославного значения. Помимо этого председатель Отдела внешних церковных связей побывал в исламском университете Аль-Азхар, где состоялась его встреча с Верховным имамом университета шейхом Ахмадом Ат-Таибом. В беседе была подчеркнута важность развития диалога между учеными Аль-Азхара и православными богословами из России. Также владыка Иларион встретился с преподавателями и студентами университета и выступил с лекцией на тему «Мусульмане и христиане в современном мире».

http://patriarchia.ru/md/db/text/1586153...

Было и такое: Мухаммед, сообщая полученное откровение, вдруг объявил языческих богинь ал-Лат, ал-Уззу, и Манат истинными заступницами, «на чье заступничество должно уповать». Как гласит мусульманское предание, вечером Джибрил (Гавриил) явился и сказал ему, что слова эти исходили от сатаны. Мухаммед испугался, но Джибрил успокоил его уверением, что сатана якобы всегда пытается вмешаться в божественные откровения, и дал ему правильный текст, в котором, напротив, осуждались эти ложные богини (Коран 53: 21–23). Эта история записана почти во всех ранних биографиях Мухаммеда (кроме одной). Ее можно найти в работах Ибн Исхака, ал-Вакиди, Ибн Саада, ал-Балазури, ат-Табари и аз-Замахшари. Кроме того, для оправдания Мухаммеда в Коране говорится: «И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения» (Коран 22: 52). Но всякий, знающий Божественное откровение, засвидетельствует, что как раз напротив – никогда ни у одного подлинного пророка Божия, когда он изрекал откровения или видел божественные видения, не было таких происшествий, ибо сатана боится подступить к нему и бессилен повредить делу Божиему. Ни один пророк Божий никогда не подвергался воздействию бесовскому так, чтобы грезить наяву и видеть то, чего не было. Для христианина и образы «откровений» Мухаммеда, и его действия очень напоминают состояния духовной прелести, возникающие в результате воздействия на человеческую природу падших духов. Многие православные подвижники предупреждали об этой опасности. Вот, например, что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Когда злой дух прелести приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит» . А вот слова преподобного Григория Синаита: «Прелесть, говорят, в двух видах находит – в виде мечтаний и воздействий… Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления… Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение… Второй образ прелести в виде воздействий вот каков: начало имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения … Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтательными идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего … В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные» .

http://pravoslavie.ru/3479.html

    68 24 октября 1926 г. – Ходатайство православной общины села Пичкасс о сохранении за нею храма и причтового дома   В Народный комиссариат церк[овно]-приходского совета с[ела] Пичкасс Спасского у[езда] Татреспублики Заявление. 1926 г. июня 13 дня наша «староцерковническая» община заключила договор с Спасским ВИКом, по которому в пользование нашей общины перешел местный храм со всем имуществом. В настоящее время образовалась обновленческая группа в количестве 20-30 человек, которая тоже заключила договор с Спасским ВИКом на тот же самый храм. В силу этого договора Спасский ВИК предлагает нам произвести раздел как храма, так и его имущества с обновленческой группой или производить поочередное с ней служение. Принимая во внимание, с одной стороны, многочисленность нашей общины до 4-х тысяч человек, с другой стороны, малочисленность обновленческой группы, имеющей только 20-30 членов, проживающих притом не в Пичкассах, месте нахождения храма, а в приходских деревнях, а также и то, что наша община первая заключила договор на пользование всем Пичкасским храмом, мы находим несправедливым раздел храма между группами и просим Нар[одный] ком[иссариат] внутр[енних] дел от лица всех прихожан расторгнуть обновленческий договор на наш храм и предоставить его в пользование только нашей общины. А обновленческой группе предоставить в пользование находящиеся при церкви две часовни, по своему устройству и размерам вполне пригодных для совершения в ней молитв[енных] собраний и достаточных для вмещения всех членов обновл[енческой] группы, причем часть богослужебного имущества им будет предоставлена. Предлагаемый же нам раздел храма крайне стеснит нашу многочисленную общину в отправлении ее молитвенных собраний в особенности в большие праздники и может вызвать излишнее озлобление населения против обновленцев и повести к всевозможным скандалам и эксцессам. Предлагаемое же нам поочередное служение в одном и том же храме с обновленцами невозможно по духу нашей религии и по смыслу церковных канонов, ибо обновленцы не одного с нами толка . Ввиду всего этого и просим Нарком[ат] внутр[енних] дел расторгнуть обновленческий договор и предоставить храм в силу нашего договора в пользование нашей общине.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010