Византийский И. – Византийский И. Антиохийский патриарх Мефодий (1823–1850 г)/СИППО. 1905. С. 28–42. Воронов А. Синайское дело – Воронов А. Синайское дело/ТКДА. 1871. 5. С. 330–401 Даббас А. Тарих ат-тиба‘а аль-арабийя. – Даббас А. Тарих ат-тиба‘а аль-арабийя фи-ль-Машрик (История арабского книгопечатания в Машрике). Бейрут. 2008. Дестунис Г. – Дестунис Г. Комментарии/Рассказ и путешествие по святым местам Даниила митрополита Эфесского. СПб. 1884. Джак Т. – Тимуфаус Джак. Ар-рухбанийя аль-басилийя аль-канунийя аль-халябийя аш-шувейрийя (Шувейрский халебский монашеский орден базилианского устава)/аль-Машрик. 1906. С. 891–899. Джак Т. Дейр миляд ас-Сейида фи Рас Баальбек – Тимуфаус Джак. Дейр миляд ас-Сейида фи Рас Баальбек (Монастырь Рождества Богородицы в Рас Баальбеке)/аль-Машрик. 1906. 12. С. 533–540. Дмитриевский А.А. Приезд в Астрахань восточных патриархов. – Дмитриевский АА. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии/ТКДА. 1904. Март. С. 317–358. Дмитриевский А.А. Типиконы. – Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие Типиконы иерусалимский (святогробский) и константинопольский (Великой церкви). Гл. 2/ТКДА. 1901. янв. С. 34–86. Долинина А.А. Невольник долга. – Долинина А.А. Невольник долга. СПб. 1994. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. – Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М. 1992. Жузе П. Епархии Антиохийской церкви. – Жузе П. Епархии Антиохийской церкви/СИППО. 1911. С. 481–498. Зайят Х. – Хабиб аз-Зайят. Хазаин аль-кутуб фи Димашк ва давахиха (Книжные собрания Дамаска и его округи). Каир. 1902. Занемонец А. – Занемонец А. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М. 2010. Зеньковский С. – Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995. Зулалян М.К. – Зулалян М.К. Обстоятельства восстания Абаза-паши в Эрзеруме по армянским источникам/Средневековый Восток. История, культура, источниковедение. М. 1980. С. 151–157. Иванов Н.А. Программа. – Иванов Н.А. Программа курса «История арабских стран». М.1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, по той же улице, большая мечеть Баязида, по-видимому, бывшая церковь Божьей Матери Халкопратийской, на углу громадной площади Сераскерата, сменившего общественные здания Капитолия. На холме Капитолия стоит теперь мечеть Сулеймание, также помещённая на месте церкви св.Евфимии. Улица от Нури-Османие становится всё уже, и в обе стороны ее без конца сменяют кофейни, овощные лавки, хлебопёки, кожевники и медяники. Но едва с этой шумной улицы свернёшь направо, за угол, – жизнь и шум разом стихают: в местности, носящей имя Ак-Серай, с обширной конной площадью Ат-Мейдан, живут исключительно мусульмане. Обширный форум Амастрийский, здесь находившейся и названный по бранному прозвищу пафлагонцев именем города Амастрии, был местом казни и иной расправы; в римскую эпоху он был украшен храмами солнца и луны, в одном из них в древности стояла статуя Зевса работы Фидия, может быть знаменитый хризелефантинный идол Зевса Олимпийского. В 408 году по Р.Х. храм в Олимпии сгорел, и статуя могла попасть в Константинополь, но погибла ли она окончательно здесь или во дворце Лавза, трудно сказать, так как у византийских писателей имя Фидия стало нарицательным. Площадь была полна некогда всяких статуй, фронтонных и иных групп и была предметом суеверного ужаса византийцев. За площадью легко увидеть купола мечети Фенери-Иеса – бывшего монастыря Богородицы Панахранты: церковь стоит осмотреть ради прекрасной ее орнаментики в мрамор. Рис. 23. Водопровод императора Валента Вообще же идущие на север от Ат-Мейдана глухие переулки, столь глухие, что таких даже в Стамбуле мало, полны разных руин и битого мрамора. Маленькие мусульманские кладбища, здесь часто попадающиеся, как прелестные оазисы зелени, непременно окружены разными обломками. Путеводителем служат купола мечетей Шах-Заде и Мехмедие. По дороге увидите прелестную колонну, так назыв. Кыз-Таши, т.е. колонну Девы, уединённо возвышающуюся среди домиков и хижин, на открытой площадке; на пьедестале ее доселе читается надпись в честь императора Маркиана, царствовавшего в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

… Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)). . Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями». Примечания к таблице III По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis ) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита , достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский . «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий ). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», – учит св. Максим Исповедник . Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов ( Иаков. 1:17 ), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, – учит св. Марк Эфесский , – Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать». Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св.

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

К-1881: Ума моего не хватает, понятия – тоже, растолковать некому… Начну в другой раз читать так же, авось Господь и вразумит как-нибудь… (с. 40). К-1883: Ума моего не хватает, понятия – тоже, растолковать некому… Начну докучать Господу молитвою, авось Господь и вразумит как-нибудь… (с. 37). Письма свт. Феофана: и паче всего прибегайте к Господу и докучайте Ему молитвой ( Феофан Затворник . 1899а: 153 (письмо 693)); докучать надо Господу и святым Его ( Феофан Затворник . 1901б: 164 (письмо 1428)). Тогда же из вступительных слов странника к повествованию о мальчике, который научился Иисусовой молитве под угрозой наказания («еще случилось мне узнать, как самосущная сила молитвы во Имя Иисуса Христа ясно и живо открывается и в бессознательно занимающихся ею»//К-1881: 104), свт. Феофан удалил ключевое для АТ слово «самосущная» (К-1883: 101). 12.5. Наиболее значительные изменения свт. Феофан внес в тексты АТ, следовавшие за рассказами странника, где были исключены «Замечания при повторении чтения отцов о внутренней молитве» и «Записка о внимании», а в «Трех ключах ко внутренней молитвенной сокровищнице» был сокращен текст третьего «ключа» и исправлены тексты первого и второго «ключей». Конспективное «Извлечение художественных способов ко внутренней молитве из описаний отцов Церкви» свт. Феофан заменил пространными выдержками из соответствующих текстов: краткое перечисление основных наставлений Симеона Нового Богослова было заменено им на пространное изложение раздела о третьем образе молитвы из опубликованного в 1882 г. русского перевода LXVIII слова Симеона Нового Богослова (Симеон Новый Богослов. 1882: 168–173), краткое изложение наставлений Григория Синаита , Никифора монашествующего, Каллиста и Игнатия было заменено на фрагменты соответствующих текстов, переведенные на русский язык из первой и второй частей славянского Добротолюбия, после которых были опубликованы фрагменты других аскетических текстов, однако дважды упоминаемое «Сказание о старце Филимоне» (К-1883: 5, 111) напечатано не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

С другой стороны, высокую награду от Аллаха человек может получить только за одно желание стать шахидом: «Передают со слов Сахля ибн Хунайфа, что посланник Аллаха сказал: ”Того, кто искренне попросит Аллаха Всевышнего [дать ему возможность] погибнуть [в сражении] за веру,  Аллах возвысит до положения шахидов, даже если [этот человек] умрет в своей постели ”» . А ан-Навави приводит хадис, в котором пророк Мухаммад уравнивает в достоинстве воина-шахида и мирно скончавшегося скромного труженика, прожившего добродетельную жизнь. «Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал: “Лучшим (образом) жизни для людей является (образ) жизни (такого) человека, который крепко держится за поводья своего коня на пути Аллаха и всякий раз летит  на нем (туда, откуда до него) доносятся пронзительные крики,  стремясь (вступить в) бой или ( найти )  смерть  там, где можно ее найти,  или (образ жизни такого) человека, который вместе со (своими) немногочисленными овцами будет находиться на одной из этих вершин или в одной из этих долин, совершая молитвы, выплачивая закят, поклоняясь своему Господу до тех пор, пока не  придет к нему смерть , и не (поддерживая) с людьми (связей) на в чем, кроме благого” . (Муслим)» . 5.2. О прощении грехов шахида Есть хадисы, согласно которым погибшему воину-шахиду прощаются все грехи и обещаны великие награды: «Передается в хадисе Пророка который рассказал аль-Микъдам бин Ма’ди Карб: “Шахид у Аллаха имеет семь особенностей:  прощаются его грехи с первой пролившейся кровью , ему будет показано его место в Раю, он будет избавлен от испытаний могилы, он будет в безопасности в День Великого Страха (Судный день), на его голову наденут корону, один рубин которого лучше, чем этот мир и все, что находится в нем, он будет женат на семидесяти двух гуриях, и будет ходатайствовать (шафа’а) за семьдесять своих родственников”. Этот хадис передал ат-Тирмизи который сказал, что этот хадис хасан (хороший). Так же хадис передали Ибн Маджа в “Сунан” Абд ар-Разакъ в “аль-Мусаннаф”, ат-Табарани в “аль-Кабир” и Саид бин Мансур в “Сунан”» .

http://radonezh.ru/2023/04/24/nemychenko...

Пункт об обоюдном прекращении военных действий, очевидно, касался только Александрии, а не всего Египта, так как в промежутке между заключением договора и его исполнением завершилось завоевание Дельты и Верхнего Египта. Кир не мог подписывать договор от всего Египта уже хотя бы потому, что в нем не было единого главы администрации, им управляли два августала – Верхнего и Нижнего Египта 470 . В изложении событий у Иоанна Кир не выглядит носителем какой-либо светской власти. Подписывая договор с Амром, патриарх бросал остальной Египет на произвол судьбы. В воспоминаниях арабской стороны Кир/ал-Мукаукис предстает главой всего Египта и заключает договор от всего Египта, а дальше идет уже домысливание: если джизья была по 2 динара с человека, а в Египте будто бы насчитали 6 или 8 млн. взрослых мужчин, то вся подать, собранная Амром, равнялась 12 млн. динаров 471 . У ат-Табари названа другая цифра – 50 млн. но без указания денежной единицы 472 . Если здесь подразумеваются динары (как и должно ожидать в византийской провинции), то сумму следует признать фантастической. Если же она выражена в дирхемах, то по курсу того времени она составит 4,16 – 5 млн. динаров – что соответствует общей сумме налогов Египта за год в IX-XIII вв. Заслуживает доверия и указание, что эта сумма соответствует наиболее благоприятному паводку и уменьшается в худших условиях. Но отсутствие общего договора заставляет думать, что у ат-Табари отражено состояние налогообложения Египта в IX в., а не сумма дани в первые годы после завоевания. Дань же Александрии составляла от 13 до 22 тыс. динаров в год 473 , т. е. на каждого взрослого александрийца приходилось не более 1 динара в год 474 ; такая дань не была слишком дорогой ценой за год спокойной жизни. Вернувшись в Александрию, Кир познакомил с результатами своих переговоров сначала только Феодора и Константина, начальника городской милиции, затем, заручившись их одобрением, сообщил августалу Феодору и городскому патрициату. Народ о совершившемся ничего не знал. Понятно, что когда 10 декабря 641 г. (1 мухаррама 21 г. х. – эту дату Ибн Абдал-хакам считает днем захвата города) 475 у стен ничего не подозревавшей Александрии появилась арабская армия, то город охватила паника. Феодор и Константин успокаивали горожан, что им ничто не угрожает, а сопротивление только приведет к бесполезному кровопролитию. Возмущенная вероломством Кира толпа чуть не растерзала его, но горожане оказались обезглавлены, и сопротивление невозможно было организовать 476 . Арабы получили дань и спокойно ушли, не потревожив горожан, в полном соответствии со своими обязательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Hieronimus Dalmata fuerit literas slavicas exogitasse Cyriltum,non vero Hieronimum, res est certo certior. 456 «Прежде Словене не имяху книг, но чретами и резями чьтяху и гадаху погани суще... Бог посла им св. Константина философа, нарицаемого Кирилла, мужа праведна и истина, и сотвори им письмена, оваже по словеньстей речи. Калайд., Иоанн, экз. болг. стр. 191. 457 Начаста (св. солунские братья) составлявати письмена азбуковная словенски, и преложиста Апостол и Евангелие, пи ради быша словене, яко слышаша величие Божие своим языком. Кенигсб. сп. стр. 21. 459 Шлецер (Его Нестор т. 2, гл. 10) Добровский (Кирилл и Мефодии 100– 101), Шафарик (Слав. Древности § 30), Востоков (о древн. пам. слав, письменности), Бодянский (Жури. Мин. Н. Пр. 1838 г. майск. кн. и 1843 г. июн. кн. 137), Пр. Макарий (ист. христ. в России до св. Владимира); Новицкий (о переводе книг св. II. 1837 г.), Априлов (Болг. книжники. Одесса. 1841 г.). 460 Вот для примера несколько стихов из первой главы Евангелия от Иоанна на современном болгарском наречии: 1. От начало-то беше Слово-то, и Слово-то беше с Бога, и Слово-то беше Бог. 2. Той беше от креш с Бога. 3. Сички двсе те (твари) чрез Него бидоха, и без Него нипито нибиде от ониа, что-то бидоха. Или вот на болгарском наречии молитва Господня: Отче наш , кой-то си на небеса-та, да ся святи име-то твое, да прииде царство-то твое, да баде воля-та твоя, какво-то на небо-то, така и на земя-та,– хлеб-ат наш катадневны-ат ни го дишс и прости ии долгове ти наши, какво-то и ние ги прощаваме на нашн-те далжници, п не воведи вы в напасть, но избави ны от лукавые-т. Амин. 463 Калайд. Иоанн, экз. болг. Востоков: «о древн. памятниках старо-слав. письменности». – Известно, что еще русский князь св. Владимир получил из Болгарии иереи учены и книги довольны, в XIII в. рус. митр. Кирилл получил от терн, патриарха Игнатия слав. Кормчую; в XIV в. русский митр. Киприан привез из Болгарии много книг. Макуш. 97. Пр. об. 1870 г. июн. кн. 971. 464 Таковы, наприм., 1, Вопросы Иоанна богослова, что вопроси Господа на горе Елеонстей (изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Шарун К. Тараблюс. – Шарун К. аль-Ускуфият аль-манута би курсий Сур. Тараблюс (Епархии, зависимые от Тирского престола. Триполи)/аль-Машрик. 1907. С. 401–407. Шарун К., Шейхо Л. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут. – Шарун К., Шейхо Л. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут (Бейрутская греко-католическая епархия)/аль-Машрик. 1905. С. 193–202. Шейхо Л. Кирилл VIII – Шейхо Л. Би гыбта ас-сейид аль-батрирк Кириллус ас-Самин (Блаженнейшему господину патриарху Кириллу VIII)/аль-Машрик. 1902. С. 625–630. Шейхо Л. Мин Райяк иля Хама. – Шейхо Л. Мин Райяк иля Хама (Из Райяка в Хаму)/аль-Машрик. 1902. С. 951–952. Шейхо Л. Михаил аль-Бахри. – Шейхо Л. Михаил аль-Бахри/аль-Машрик. 1900. С. 10–22. Шейхо Л. Никулавис ас-Саиг – Шейхо Л. Никулавис ас-Саиг/аль-Машрик. 1903. С. 97–111. Шейхо Л. Тарих фанн ат-тиба‘а. – Шейхо Л. Тарих фанн ат-тиба‘а фи-ль-Машрик (История книгопечатания на Востоке)/аль-Машрик. 1900. С. 78–85, 174–180, 251–257, 355–362, 501–508. Шейхо Л. Хабар икуна Сайданайя. – (Шейхо Л.). Хабар икуна Сайданайя аль-‘аджиба. (Предание о чудотворной Сайданайской иконе)/аль-Машрик. 1905. 10. С.461–467. Шестопалец Д.В. – Шестопалец Д.В. Сведения арабских источников об исламизации христиан Ближнего Востока в XIII–XV вв./Проблемы историографии, источниковедения и истории Востока. Луганск. 2008. С. 151–161. Яламас Д.А. – Яламас Д.А. Грамота иерусалимского патриарха Досифея об издании греческих книг в Москве/Славяне и их соседи. Вып. 6. М. 1996. С. 228–238. Яред Г. – Яред Г. Анфим, патриарх Иерусалимский/Странник. 1867. 10. С.5–25. Abdul-Rahim Abu-Husayn. – Abdul-Rahim Abu-Husayn. Provincial Leaderships in Syria 1575–1650. Beirut. 1985. Arbel B. – Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant, 1473–1570/Cyprus and the Crusades. Nicosia. 1995. P. 159–185. Atiya A. – Atiya A. A History of Eastern Christianity. L.1968. BacelP. – BacelP. Abdallah Zakher/Echos d’Orient. T. 9. 1908. P. 218–226, 281–287, 363–372. Bakhit M.A. – Bakhit M.A. The Christian Population of the Province of Damascus in the Sixteenth Century/Christians and Jews in the Ottoman Empire. N.Y.-L. 1982. P. 19–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16.1. Рассмотренные материалы приводят к выводу, что АТ составил четыре рассказа странника в ноябре–декабре 1859 г., а в апреле 1860 г. прибавил к ним Предисловие (Первоначальная редакция четырех рассказов, В январе–марте 1863 гг. были составлены три дополнительных рассказа (Первоначальная редакция трех дополнительных рассказов, представленные в рукописи Опт-б/н, в которые вскоре были внесены исправления и дополнения, в результате чего появилась Распространенная редакция трех дополнительных рассказов Затем АТ объединил четыре основных рассказа в Первоначальной редакции и три дополнительных рассказа в Распространенной редакции, разделил текст на параграфы и добавил Содержание, в результате чего была создана Сводная редакция (СР), сохранившаяся в автографе Муз-10952. 16.2. К Первоначальной авторской редакции четырех рассказов восходит I Афонская редакция (IAP), представленная в рукописи Пант-141, а также афонская редакция Михаила (Козлова) (АРМК), текст которой отражен в рукописи Мух-293. На основе I Афонской редакции была составлена II Афонская редакция (IIAP), представленная в Пант-4959, к которой, в свою очередь, восходит III Афонская редакция (IIIAP), содержащаяся в Серг-57, а также в Пант-095 и Пант-4960, являющихся частями одной рукописи. В результате внесения изменений в текст III Афонской редакции была создана IV Афонская редакция (IVAP), представленная в Пант-127 и Пант-273, при сокращении которой появилась Сокращенная афонская редакция (САР), напечатанная в 1882 г. (М-1882). 16.3. К редакции Михаила (Козлова) восходит как Оптинская редакция (ОР), текст которой содержится в Опт-455 и Опт-456, так и исправленный текст, напечатанный игуменом Паисием (Ериным) в Казани (К-1881). Новое издание было подготовлено при участии свт. Феофана Затворника (К-1883), и его текст сразу же был переиздан (К-1884). К изданию 1884 г. восходит парижское издание под редакцией Б. П. Вышеславцева (П-1930) и его переиздание (П-1933). 16.4. Текст Распространенной редакции трех дополнительных рассказов со внесенными в него изменениями был напечатан в 1911 г. (С-1911а, С-1911б), а позднее С-1911б было положено в основу словацкого издания (В-1933).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

7.9 Рассказ о Бейсане 7.10 Табария 7.11 Изложение Рассказа Ибн-Исхана о Ярмуке 7.12 Присяга Му’авии 7.13 Отравление Абд-ар-Рахмана-иби-Халида 7.14 О кафедре Мухаммеда 7.15 Восстание в Палестине 7.16 Присяга Мервану 7.17 О битве при Мердж-Рахите 7.19 Сулейман-ибн-Абд-ал-Мелин. 7.20 Омар-ибн-Абд-ал-Азиз. 7.21 Язид-ибн-Абд-ал-Мелик 7.22 Хишам-ибн-Абд-ал-Мелик.. 7.23 Ал-Валид-ибн-Язид и Язид-ибн-ал-Валид. 7.24 Восстание в Палестине и Урдунне. 7.26 Бегство Мервана. 7.27 Последние усилия Омейядов. 7.28 События при правлении аббасидских халифов. 7.29 Восстание Абу-Харба. 7.30 Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. 7.31 Битва при ат-Тавахине. 7.32 О карматах. 8. Евтихий (+940) 8.1 Наступление Арабов. Осада Газзы. 8.2 Спор Софрония с Киром, патриархом александрийским. Софроний избран патриархом Иерусалимским. 8.3 Битва при ал-Якусе 8.4 Осада Дамаска 8.5 Сдача Иерусалима. Омар в Палестине 8.6 Запрещение совершать хаджж в Мекку 8.7 Разрешение строить новые церкви 8.8 Постройки ал-Валида в Иерусалиме и в Дамаске 8.10 Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам. 8.11 Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами. 8.12 Обновление купола церкви Воскресения в Иерусалиме. 8.13 Ма’мун. Разрешение построить новые церкви. 8.14 Меры ал-Мутеваккиля против христиан 8.15 Сражение при ат-Тавахине 8.16 Разрушение церквей 8.17 Разгром храма Воскресения в Иерусалиме. 9. Ибн-Абд-Раббихи (+940) 9.1 Приезд Джебеллы-ибн-ал-Айхама к Омару-ибн-ал-Хаттабу на поклон 9.2 Омар в Сирии 9.3 Мерван II 9.4 Перевод диванов 9.5 Омар II 9.6 Ибрахим-ибн-Мухаммед 9.7Избиение при реке Абу-Футрусе 10. Ал-Масудий (+956) 10.1 Нава и Джаулан 10.2 Мертвое море 10.3 Бейсан 10.4 Иерусалим 10.5 Самаритяне 10.6 Назарет 10.7 Яковиты 10.8 Фанан 10.9 Описание Сирии 10.10 Арабы в Палестине 10.11 Праздник в Иерусалиме 10.12 Церкви в Антиохии 10.13 Мута 10.14 Наставление Фбу-Бенра вождям 10.15 Абу-Убейда 10.16 Халид-ибн-ал-Валид 10.17 Ибн-аз-Зубейр 10.18 Мерван 10.19 Абд-ал-Мелик 10.20 Валид 10.21 Мерван III 10.22 Аббасиды

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010