аль – Атгас Сейид Мухаммад Накыб. Концепция образования в исламе: основы построения исламской философии образования: пер. с англ. Сейид Мухаммад Накыб аль – Атгас. Международный институт исламской мысли и цивилизации. аль – Газали Мухаммад. Нравственность мусульманина: пер. с араб. Шейх Мухаммад аль – Газали. Киев: Ансар фаундейшн. Аль – Маудуди, Абу Аль – Аля. Ислам сегодня. Аль – Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремится ей ислам с помощью Корана и сунны./Проф. Мухаммад Али Аль – Хашими. Пер. на рус Владимир Абдалла Нирша. Армур Роллин. Христианство и ислам: непростая история. Пер. с англ.: Анна Гумерова, Юрий Маслов. М. Библейско – богословский инсг. св. ап. Андрея. ал – Маудуди, Абу ал – Аала. Принципы ислама. Аль – Газали Мухаммад (1917 – 1996) Права человека в исламе: Перев. с сокр./Мухаммад Аль – Газали. аль – Калъюби Ш. Комментарий составленный Махалли на книгу Навови «Минхадж – ат – Талибин» [в 4 – х т.]/Маргиналии сост. III. аль – Кальюби. Киев: МППП благотв. фонд. «Милосердие». ал – Кутб Мухаммад Али. Основатели четырех мазхабов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Абу’Абд Аллах Мухаммад ибн Идрис аш – Шафии, Ахмад ибн Ханбал:/Мухаммад Али Алкудб [Пер. с араб. С.Жданов и Н.Романов]. ан – Навави, Мухйи – Д – Дин Абу Закарийа Бин Шариф. Сады праведных: из слов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: наиболее популярный сборник хадисов. Пер. и ком. Владимир (Абдулла) Нирша. Ан – Наим, Абдулл ахи Ахмед. На пути к исламской реформации: (гражданские свободы, права человека и международное право). Пер. с англ. Ольга Фадина. Отв. ред. и авт. послесл. Дмитрий Фурман. ас – Садр Мухаммад Бакир. История Илм Аль – Усул. Мухаммад Ба – кир ас – Садр. Пер. А.Ежовой. Астафьев И.А. Жизнь и описание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует//материал подготовлен научной комиссией института имамов и проповедников м – ва по делам ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовской Аравии. Пер. на рус. яз. Астафьев И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Очевидно, отголосок мусульманских рассказов о встрече юного Мухаммеда с христианским отшельником Бахирой, хотя в мусульманских сказаниях, разумеется, никогда не уточняется конфессиональная принадлежность Бахиры. Среди ранних мусульманских толкователей, начиная с ат-Табари, существовали самые разные и противоречивые версии о том, как Иисусу удалось избежать распятия. Едины они были в том, что распят был вместо него другой человек. Та версия, которую излагает преподобный Иоанн, не встречается в сохранившихся работах мусульманских авторов; вероятно, здесь представлена одна из самых ранних версий толкования Коран 4.157. Khoury считает, что здесь в тексте пропущена сама пословица, на которую ссылается преподобный Иоанн. Он указывает, что Евфимий Зигабен, цитируя это место, дополняет текст следующим предложением: «Человек во сне часто болтает вздор и видит всякую чепуху» (PG. T. 130. Col. 1336 D). О необходимости свидетелей в подобных случаях написано в Коране: 4.15; 5.106–108; 24.2–13; 65.2 и др. От ταιρα – «товарищество», т.е. придающие Богу кого-либо другого; перевод арабского mushrikun . Поскольку, согласно исламу, Христос не был распят, то почитание христианами креста воспринимается мусульманами как кощунство. В одном популярном хадисе Мухаммед утверждает, что, когда Иисус придет перед концом мира, он уничтожит все кресты (Бухари, Муслим и Ибн Ханбал). См.: Wensinck A.J . A Handbook of early Muhammedan Tradition. Leiden, 1927. P. 252–253. Преданий о черном камне у мусульман существует множество; те, которые упомянуты преподобным Иоанном, не являются в настоящее время распространенными. Хотя более поздняя мусульманская традиция стала считать, что в жертву Авраам собирался принести Измаила, ранние толкователи, в частности ат-Табари, говорят об Исааке. Имеется в виду 4-я сура «Женщины». Вопросы, касающиеся брака, упоминаются в Коран 2.226–242; 4.19–21,130; 33.49; 58.1–4; 65.1–7. «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2.230).

http://pravoslavie.ru/4090.html

Раббат А. Асар аш-шаркийя. – (Антун Раббат). Асар аш-шаркийя фи макатиб Ба-рис (Восточные документы в парижских библиотеках)/аль-Машрик. VI. 1903. С. 85–90, 501–510. Раббат А. Ат-таваиф аш-шаркийя. – Раббат А. Ат-таваиф аш-шаркийя ва бид‘ат аль-кальвинийин фи-ль-джейль ас-саби‘ ашар (Восточные общины и кальвинистская ересь в XVII века)/аль-Машрик. 1903. С. 971–3; 1904. С. 766–773, 795–803. Райт – Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб. 1902. Рансимен С. – Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М. 1998. Рзянин А.А. – Рзянин А.А. Грузинский вопрос во внешней политике Московского царства в 1 пол. XVII века (1613–1652)/а/р., Тб. 1955. Ришар Ж. – Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002. Родионов М.А. – Родионов М.А. Марониты. Из этно-конфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М. 1982. Рустум А. – Рустум Асад. Каниса мадинат Алла Антакийя аль-‘узма ( Церковь великого града Божия Антиохии). Ч. 3. Бейрут. 1988. Селезнев М. – Путешествие патриарха Досифея, с религиозным и политическим состоянием Грузии до XVII века/Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Кн. 1. СПб. 1847. С. 1–178. Семенова Л.Е. Княжества Валахия и Молдавия. – Семенова Л.Е. Княжества Валахия и Молдавия. Кон. XIV – нач. XIX в. Очерки внешнеполитической истории. М. 2006. Скабаланович Н. – Скабаланович Н. Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии/Христианское чтение. 1878. Ч. II. С. 423–464. Смилянская И.М. Османское провинциальное управление и общественные институты в Сирии XVIII века/Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М. 1984. С. 51–80. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура. – Смилянская И.М. Социально-эко-номическая структура стран Ближнего Востока на рубеже Нового времени. М. 1979. Соколов И.И. Дидаскал Иаков Патмосский. – Соколов И.И. Дидаскал Иаков Пат-мосский. Очерк из истории духовного просвещения в Сирии и Палестине в XVIII веке/СИППО. 1909. С. 321–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Приложении II.1). Третий том «Подвижнического сборника» (Муз-10947) содержит «Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве», которое обозначено как «перевод с иностранного, пересмотренный и добавленный с второго издания». Основная часть текста была составлена в октябре 1859 г., но АТ неоднократно вносил дополнения (до начала 1870 г.), и поэтому «Откровенное послание» содержит описание практики внутренней (Иисусовой) молитвы в течение всей его жизни. Четвертый том «Подвижнического сборника» (Муз-9561), имевший название «Убедительные побуждения к молитве», представляет собой сборник различных писем о внутренней молитве, о безмолвии, о памяти смертной и т. д., которые были составлены АТ в 1834–1859 гг. в различных монастырях (Оптина пустынь, Симонов монастырь, Саввино-Вишерский, Георгиевский Балаклавский, Воскресенский Новоиерусалимский, Пафнутиев Боровский и другие), причем распределение писем по хронологии и по местам составления совпадает с биографическими данными их составителя. Пятый том (Муз-10948) содержит различные тексты аскетического содержания, объединенные под названием «Мысли и наблюдения о внутренной жизни», которые были составлены в 1840–1860-х гг. и в большинстве своем посвящены Иисусовой молитве. В седьмом томе (Муз-10949) находится составленный в марте 1827 г. «Трактат о молитве» в 12 частях, содержащий сведения о различных типах молитвы, описание практики совершения умной (сердечной) Иисусовой молитвы, основанное на текстах из Добротолюбия , а также сведения о ее благодатных последствиях. Восьмой том (Муз-10950) содержит собрание писем аскетического содержания, объединенных под общим названием «О христианском наслаждении жизнию на земле», которое состоит из трех частей. Первая часть представляет собой «отрывки из наблюдений за жизнию», изложенные в виде составленной в июне 1859 г. «письменной беседы о наслаждении жизнию на земле». Вторая часть, «Средства к утешению в скорбех», содержит четыре письма ученика и ответы наставника, написанные в июне 1860 г., а в третьей части находится составленное в 1860–1861 гг. послание под названием «Наслаждение созерцанием любви Божией к человеку». В девятый том (Муз-10951) входят различные материалы, составленные, главным образом, в начале 30-х годов XIX в., в том числе и небольшой трактат «О внутренней молитве» (1831 г.), а также рассуждения о Евхаристии и причащении. Десятый том (Муз-10952) содержит Сводную редакцию рассказов странника, в которую входят Предисловие, семь рассказов и общее Содержание. Одиннадцатый том (Муз-10953) содержит материалы и записи, связанные со Священным Писанием, основу которых составляют относящиеся к 1843–1852 гг. «Записки при чтении Слова Божия по руководству святых отцов церковных».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

А именно: урочища Хирбет Рабиа (на юг от «теремка» (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.61622 35.24419)), Хирбет ат-Тина (примерно 2,5 км на юго-запад от Хирбет Рабиа (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.60261 35.23154)), Каср Антар (на юго-запад от «теремка» (GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.62705 35.22944)) и Умм эль-Аммед (на юго-восток). Все четыре урочища расположены примерно в 2-3 км от предполагаемого места «теремка» (Хирбет ат-Тина чуть подальше), во всех четырех сохранились развалины небольших пустынных монастырей киновиального типа V-VI веков постройки. Хирбет Рабиа и Каср Антар оба предположительно идентифицируются на альтернативной основе как монастырь аввы Романа (но ко времени паломничества Даниила Игумена, т.е. спустя 600-700 лет после их основания, это, скорей всего, могло быть прочно забыто). Однако только в описываемом нами объекте имеется большая крипта, вполне подходящая под описание пещеры, приводимое Даниилом Игуменом. Это позволяет предположить, что урочище Умм эль-Аммед и есть описанная Даниилом Игуменом церковь Свв. Пророков. Предположение это подкрепляется тем, что первая из двух упомянутых древних дорог проходила примерно через то место, где при Данииле был «теремок», и, поднявшись туда от Суккийской лавры, Даниил, скорее всего, проследовал дальше по дороге, а не по пересеченной местности. Дорога же вела именно в Умм эль-Аммед, оставляя в стороне три остальных урочища. (Сохранился участок этой дороги, GPS-koopдuhamы (WGS84): 31.63336 35.22944) Если полученная идентификация верна, то из нее следует, что монастырь еще существовал в начале XII столетия и, вне зависимости от того, был ли он обителью аввы Дионисия и аввы Феодосия в IV веке, в XII-м был известен под именем церкви Свв. Пророков. Монастырь представлял собой комплекс, включавший церковь, сторожевую башню, водяную цистерну, братские корпуса из ряда келий и три внутренних двора. Со всех сторон монастырь окружала стена, выстроенная снаружи из тесаного камня, а изнутри из утрамбованного щебня и мелких камней. Снаружи от монастырского комплекса, в выходах кремниевых пород ниже по склонам, сохранились высеченные в скале небольшие пещеры, часть из которых, по всей вероятности, служила кельями для живших при киновии анахоретах (известная в V-VII веках практика: так, Савва Освященный в 468-473 гг.

http://sobory.ru/article/?object=15748

Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община - лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра ). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104). План мон-ря Хирбат ат-Дайр План мон-ря Хирбат ат-Дайр Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы ( Бейт-Сахур ). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов ( I dem. Vita Theod. S. 235-241). Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия ( Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Короче говоря, мусульмане сами признают, что «нет ничего достоверного в шариате относительно произнесения слов азана и икъама в ухо новорожденного ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого – либо из числа саляфов. По этой причине передается, что имам Малик порицал этот поступок» 257 . Тем не менее, это действие считается дозволенным, несмотря на свою крайне слабую основу (слабые хадисы). Другой известной в исламе традицией является – ат – тахник. Эта церемония включает в себя разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба младенца. Это делается либо сразу после рождения, либо через некоторое время после него. Считается, что так делал сам Мухаммед. Согласно словам Айши, к нему приносили новорожденных младенцев, и Мухаммед протирал им нёбо разжеванным фиником (Муслим). Если под рукой нет сушеного финика, то можно использовать свежий или что – нибудь сладкое (Ибн Хайр. См.“Фатхуль – Бари” 9/588). При этом, упоминая о призывании на младенца благословения Аллаха, о смысле самого протирания фиником ничего не говорится. Вероятно, необходимость этого действия вызвана только лишь примером Мухаммеда (сунной). Нарекать имя ребенку в исламе принято на седьмой день после его рождения: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нарекать именем ребенка на седьмой день после рождения...” (ат – Тирмизи 2832. Хадис хороший). Имя должно быть красивым и достойным по своему значению. «Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с ‘Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имен Аллаха. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абду – Ллах (раб Аллаха) и ‘Абдур – Рахман (раб Милостивого)». (Муслим 2/1682) 258 . Предпочтение в выборе имен обычно отдается именам пророков либо сподвижников Мухаммеда, а также вообще достойных людей. К запрещенным именам относятся те, которые содержат указание на многобожие или принадлежность кому – либо, кроме Аллаха, например: Абдун – Набий (раб пророка), ‘Абдур – Расуль (раб посланника) и т.п. Также мусульманам запрещено носить имена, характерные для немусульман (неверующих), например: Аркадий, Джордж, Сьюзен и т.д. Категорически запрещено давать имена христианских апостолов: Иоанн, Павел, Петр, Матфей. Недопустимо, с точки зрения ислама, использование имен тиранов и злодеев, известных своей порочной жизнью, а также имен, несущих в себе отрицательный смысл. К допустимым именам относятся имена ветхозаветных пророков, а из Нового Завета – Иисус и Мария. Но произношение должно быть исключительно арабским: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

76 Там же. С. 185. В одном из вариантов этого хадиса говорится, что при совершении казни через побивание камнями в лицо известного мусульманского военачальника Халида ибн Валида брызнула кровь жертвы и он обозвал ее, на что Мухаммад сказал: «Помедленней, Халид! Ибо, я клянусь Тем, в руке Которого моя душа – она совершила покаяние такое, что если б так же покаялся и должник, то ему прощено было бы обязательно» (Муслим) (Раджм// http://hutba.org/slovar/radzhm). 77 Естественно, что сама эта женщина раскаялась в своем грехе (см., напр.: Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 8 вып. М., 1899. Вып. 6. С. 966). 85 V порода глагола от закяа, однокоренное с закят – очищение, чистота, праведность, налог на имущество (см.: Гиргас В. Ф. Указ. соч. С. 333–334). Закят () – третий столп (догмат) ислама. По вероучению ислама, закят служит проявлением веры, добрых дел, а также очищает от грехов (см.: Зину Мухаммад Ибн Джамаль. Указ. соч. С. 97). 89 Иоанн Шанхайский , свт. За что был помилован благоразумный разбойник?// http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/ iz_propovedey_ioanna_shanhaiskogo_08-all.shtml. Похожую мысль высказывает и свт. Иоанн Златоуст (см.: Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. М., 1994. Т. 2. Кн. 1. С. 445–448). «Он не осмелился сказать прежде: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”,– чем сложил чрез исповедание тяжесть грехов. Видишь, что значит исповедание? Исповедал – и отверз (себе) рай ; исповедал – и получил столь великое дерзновение, что просит царства после разбоя» (Там же. С. 448). 93 На основании этих слов Корана, в шиитском исламе ради личной безопасности и во имя интересов общины мусульманин обязан прибегнуть к «благоразумному утаиванию веры», что обозначается термином ат-такийа. В суннитском исламе некоторые богословы не придавали этому принципу обязательного значения, но считали его допустимым в случае смертельной опасности мусульманину (см.: Прозоров С.М. ат-Такийа// Ислам : Энциклопедический словарь. С. 221). 95 Киприан Карфагенский, свшмч. Книга о падших//Отцы и учители Церкви III века. Антология: В 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 284.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОНН НИСИБИНСКИЙ [Нана; сир.  ,   или  ; арм. ; араб.   или  ] († после 862), архидиакон Сирийской яковитской Церкви , богослов, апологет и экзегет. Биография Биография Н. Н. реконструирована А. ван Руем на основе многочисленных сир., арм. и араб. источников (см.: Roey. 1948. P. 3-25). Н. Н. был архидиаконом в г. Нисибин (ныне Нусайбин в Юго-Вост. Турции). Ок. 815 г., будучи еще молодым человеком, по поручению сиро-яковитского арабоязычного богослова Хабиба Абу Раиты ат-Такрити († ок. 835), с к-рым состоял в кровном родстве, Н. Н. принял участие в публичных прениях при дворе арм. кн. Ашота Мсакера († 826). (В своих письмах Абу Раита называет Н. Н. «Ильян» (  ), что, по-видимому, следует читать как «ан-Нан»:   - точная калька сир. формы имени Нана с заменой сир. артикля на арабский.) В этих дебатах, посвященных христологии и проводившихся, по всей вероятности, на араб. языке, Н. Н. отстаивал доктрину, согласно к-рой во Христе признавалась одна слитная природа, состоящая из двух - божественной и добровольно воспринятой человеческой. Его оппонентом, защищавшим халкидонское вероучение, выступил знаменитый арабо-правосл. богослов Феодор Абу Курра , еп. Харранский, специально для этого приглашенный в Армению. Согласно ряду арм. и сир. антихалкидонитских источников (хроники Вардана Великого, Михаила Сирийца и др.), Н. Н. удалось полностью опровергнуть аргументацию еп. Феодора и добиться его изгнания из Армении. В 827-828 гг. Н. Н. наряду с Абу Раитой ат-Такрити участвовал в Решайнском Соборе в качестве одного из обличителей Нисибинского еп. Филоксена (о содержании обвинения достоверно ничего не известно). Н. Н. принимал активное участие в полемике против мусульман и иудеев. Согласно караимскому автору аль-Киркисани (X в.), Давуд ибн Марван аль- Мукаммас , первый иудейский богослов, писавший по-арабски, долгие годы был учеником Н. Н. и под его влиянием даже перешел в христианство, однако впосл. вернулся в иудаизм. Аль-Киркисани также сообщает, что Н. Н. был не только знаменитым философом, но и «врачом по профессии», однако эта информация не находит подтверждения в др. источниках (см.: Da   wu   d ibn Marwa   n al-Muqammis . Twenty Chapters (‘Ishru  n Maqa  la)/Ed., transl., annot. S. Stroumsa. Leiden, 1989. P. 15-16). Косвенным свидетельством участия Н. Н. в антимусульм. полемике является то, что в годы гонений против христиан он оказался в числе видных христ. богословов и архиереев, заключенных в тюрьму в Самарре по приказу халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Н. Н. провел в заточении неск. лет, но не отрекся от христ. веры. После убийства аль-Мутаваккиля Н. Н. был освобожден и в 862 г. уже присутствовал на Ширакаванском Соборе Армянской Апостольской Церкви . Точная дата его кончины неизвестна. Сочинения

http://pravenc.ru/text/2577947.html

С течением времени это привело ко все увеличивавшейся нравственной пропасти. Для большинства из тех, кто стремился не связываться с правовой системой, равно как и не желал иметь ничего общего с солдатами и преступниками, долг оставался основой социального общения. Но те, кто трудился в правительственных учреждения и в крупных торговых домах, постепенно стали смотреть на вещи совсем по-иному: для них обмен наличностью был нормой, а вот долг приобретал все более преступный оттенок. Обе точки зрения превратились в негласные теории, объясняющие природу общества. Для большинства жителей английских деревень настоящим средоточием социальной и нравственной жизни была не церковь, а местная пивная, а общинность выражалась прежде всего в народных празднествах вроде Рождества или Майского дня со всеми их атрибутами: совместными удовольствиями, общностью взглядов и физическим воплощением того, что называлось добрососедством. Основой общества считались в первую очередь любовь и приязнь среди друзей и родственников, находившие выражение во всех формах повседневного коммунизма (помощь соседям в повседневных делах, обеспечение пожилых вдов молоком или сыром), которые из этого проистекали. Рынки не противоречили этой этике взаимопомощи, а, напротив, были ее продолжением — по той же причине, на которую указывал ат-Туси: рынки действовали исключительно на основе доверия и кредита . В Англии не было великих теоретиков вроде ат-Туси, но те же самые утверждения можно обнаружить в трудах большинства ученых-схоластов, например в трактате «О государстве», получившем широкое распространение в Англии после 1605 года, когда он был переведен на английский. «Приязнь и дружба, — писал Боден, — суть основания любого человеческого и гражданского общества», они представляют собой ту «подлинную, естественную справедливость», на которой должна непременно выстраиваться вся правовая структура контрактов, судов и даже управления . Подобным же образом мыслители, размышлявшие об истоках денег, писали о «доверии, обмене и торговле» .

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010