Кармель с давних пор служила местом подвижничества отшельников. Позже на ней возник монастырь над пещерою Илии. Иоанн Фока видел его в 1185 году уже в развалинах. В 1209 году он был восстановлен и стал принадлежностию кармелитов. Монастырь был неоднократно еще впоследствии разрушаем и возобновляем. Построенный в 1760 году, он служил в 1799 году госпиталем для французской армии во время осады Акры. По удалении французов он был разграблен турками, а остававшиеся в нем раненые перебиты. В 1821 году правитель Акры Абдалла-паша разорил монастырь до основания. Простой кармелит Иоанн-Баптист выхлопотал от Порты фирман на возобновление монастыря и, странствуя по Европе в продолжение четырнадцати лет, собрал необходимую сумму, на которую возведены существующие в настоящее время здания. Образуя большой четырехугольник, они стоят на площади, возвышающейся на двести метров над поверхностью моря. Толстые стены, железные двери и ставни назначены защищать его от внешних нападений. В центре четырехугольника помещается церковь , купол которой, красиво возвышаясь над прочими частями зданий, сообщается воздушными переходами с плоскими их крышами. Церковь основана во имя Кармелитской Божией Матери; алтарь ее помещается над пещерою пророка Илии. Пещера имеет около сажени в вышину и до трех сажен в ширину и в длину. В ней находится престол во имя пророка Илии. Остальные части здания заключают в себе монашеские кельи и помещения для поклонников и путешественников. Перед монастырем, на покатости горы, расположен террасами садик. Южнее видна небольшая часовня и вокруг ее кладбище, обнесенное стенами. Севернее, над самым обрывом горы, устроен французами морской маяк. Отдохнувши по приезде в Каифу, я отправился на гору. Версты полторы нужно пройти по долине, то болотистой, то песчаной, или покрытой оливами и пальмами. Хамелеоны грязного цвета и необыкновенно большие и толстые гекконы черного цвета кишат по стволам и ветвям деревьев. Вид на море постоянно прелестный. На гору поднимаются по весьма крутой тропинке, просеченной зигзагами в каменных скалах. В монастыре приняли меня чрезвычайно радушно и отвели прекрасную комнату, выходящую окнами к морю. Почтенный кармелит с весьма добродушным лицом водил меня по всему монастырю, в котором, кроме упомянутой уже пещеры пророка Илии, нет ничего замечательного. Затем мне была предложена трапеза; простые кушанья были изготовлены очень вкусно. После обеда монах пригласил меня полюбоваться на окрестности в телескоп с террасы зданий. За ужином я получил предостережение не выходить далеко за ворота, ибо вблизи монастырских стен всю ночь шатаются дикие звери. Засыпая, я действительно слышал лай шакалов и рев какого-то зверя, вероятно, пантеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Накануне второго воскресенья рождественского поста мы присутствовали за всенощной, а утром за литургией, в церкви константинопольского патриарха, потому что наш владыка пожелал проститься с ним и продолжать путешествие. После обедни константинопольский патриарх повел нашего владыку к себе в палаты. Они со слезами прощались друг с другом; оба, преклонив главы, один над другим читали молитвы, и константинопольский дал нашему патриарху пространные и прекрасные письма, как к государям, так и к своим подчиненным. Глава XIV. Константинополь. – Босфор. Терапия В понедельник, 29 ноября, мы отплыли из Константинополя в каике н пришли в Неохори, или Ени-Кёй, чтобы нанять судно и плыть по Черному морю в Молдавию. Путешествие сухим путем на Адрианополь было затруднительно для нас по двум причинам: первая та, что потребовалось бы на путевые издержки и наём повозок более 500 пиастров; второю причиной являлся холод и обилие снега и дождя. Этот богаз, или проход Черного моря был проделан в древние времена Александром и плавание по нему весьма затруднительно. От Галаты до Неохори, справа и слева, видны хутора и дома, дворцы и серали, принадлежащее султану, а также сады, виноградники, гульбища, купальни и т. п. Мы остановились в Неохори, в доме Дадьяна Раиса, по прозванию Калокари и Теодори; а сына его зовут Язгаки. Увековечи их, Боже, и продли дни жизни их! ибо их щедрот и благодеяний к нам и к пришельцам вообще не может выразить язык смертного. В третье воскресенье рождественского поста, которое пришлось 5-го декабря и совпало со днем празднования памяти св. Саввы, наш владыка патриарх совершил для упомянутого селения литургию в церкви свв. Георгия и Саввы, а затем во вторник служил вторую обедню в церкви святителя Николая, так как это был день его праздника. После полудня в понедельник, по четвертом воскресеньи рождественского поста, наш владыка патриарх совершил в храме Богоматери за всенощным бдением отпевание, по нашему уставу, усопшей Миры, жены хаджи Абдалла (Феодула), сына священника Мансора, в присутствии её детей, а во вторник утром, 14-го декабря, служил по ней заупокойную обедню. Была по их обычаю поминальная трапеза из кутьи с вином и хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нас ожидал ночлег в Кариет ел-Енабе, у властителя этого места Абугоша. Вымоченные дождем, мы были им радушно приняты и угощены на богатых коврах и мягких подушках. Нам был подан чай в европейских чашках, но хозяин признался нам, что у него нет русского самовара и просил меня, для пользы моих соотечественников и в память о себе, снабдить его оным. Возвратясь в Россию, я исполнил его просьбу, присовокупив к самовару полный чайный сервиз, и получил от него благодарственное письмо, в котором он величает меня своим другом. Это напоминает мне, что в первое мое путешествие я получил от палестинских арабов прозвание Абу Хашаб, т. е. отец деревяшки, по причине моей деревянной ноги. Этим прозванием я был приветствован ныне мусульманским привратником храма гроба Господня, который оказался знакомцем первого моего путешествия, узнавшем меня. Рано поутру, простясь с о. Христофором, возвращавшимся в Иерусалим, мы распростились и с Абугошем. На половине пути нас опять встретил сильный дождь. Выезжая из дефилея гор Иудейских на равнины Рамлэ, наш проводник, драгоман яффского консула Абдалла, вздумал, для сокращения утомительного под дождем пути, направиться не по большой дороге, а прямо через пашни. Эта попытка дорого нам обошлась: мой арабский конь, находясь во главе нашего каравана, начал постепенно вязнуть и, наконец, погряз до живота; я оглянулся, взывая о помощи, но увы! все мои спутники находились в том же положении, как и я. С большим затруднением мы начали один за другим покидать лошадей, но за то сами завязли; облегченные же лошади начали уже сами распоряжаться своим спасением, забрызгивая нас грязью. Наконец, после долгих утомительных усилий, мы выбрались обратно к подошве ближней горы, на скате которой находилось небольшое арабское селение Абу Шуше; там мы принуждены были искать убежища. Удивленные нашим внезапным появлением и жалким положением, в котором мы находились, арабы поместили нас в своем кружку вокруг разведенного на земляном полу их хижины огня и занялись очищать наших лошадей, тогда как мы сами помогали друг другу привести себя в благообразный вид. Мы наградили арабов деньгами и курительным табаком, и, взяв у них проводника, выехали вскоре на твердую, спокойную дорогу, которая привела нас, измученных до крайности и промоченных до костей, в Рамлэ, под кров греческого монастыря. Это было накануне нового 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Это есть купчая подлинная и законная, контракт чистый и достосохранный, содержанием которого выражается и объясняется то, что произошло в честном Мехкеме 791 (Бог да возвысит его!) перед благородным владыкой и господином нашим, судитель– нейшим из судей ислама , властнейшим из властителей мира, полнолунием на небе высоких достоинств, законоправителем, приложившим вверху честную печать свою (да пребывают его отличные преимущества и да умножается его высокость!), а именно, что, вследствие определения высшего меджлиса 792 при иерусалимском губернаторстве, г. Иаков, сын Георгия Халеби, сына Иоанна Халеби 793 , иерусалимский житель и подданный Высокой Порты (победоносною да покажет ее Бог!), купил для себя и на свои, а не на чужие, средства 794 от продавцов Оде и Мусы, детей Салеха, сына Исы, собственников, и от Иосифа, сына Авраама, сына Абдаллы, собственника и вместе полномочного поверенного братьев своих Ханны и Сулеймана и сестры Хельвы и матери Зэйде, дочери Авраама, которого полномочная доверенность относительно сказанной окончательной продажи, получения условленных денег и передачи проданного законным образом подтверждена свидетельством и показаниями старшины Салема, сына Исы, сына Заяда Раабах, Абдаллы, сына Мыслеха, сына Исы, и Салема сына Нассара, сына Мансура Халилиге, и от Саляме, сына Салема, сына Оде Абу-Саад, собственника и частью полномочного поверенного Ханны и Исы, детей брата его Оде, сына сказанного Салема, полномочная доверенность которого относительно нижеозначенной окончательной продажи, получения денег и передачи проданного подтверждена по закону свидетельством сказанных Салема Исина, Абдаллы Мыслеах и Салема Нассар, которые (продавцы) все православного исповедания, жители селения Бетжала, Иерусалимского округа, – то (купил), что они, вместе с ним явившись в Мехкеме, окончательно продали ему из принадлежащего им, заведоваемого ими и бывшего в их полном распоряжении и законном обладании и перешедшего сказанным Оде и Мусе частию по наследству от отца их Салеха и матери Мансуры, получившей в наследство от сказанного мужа своего, и частию по разделу с ее братом Эидом и сестрою Хельвою, детьми сказанного Салеха, как показали они сами, о чем будет сказано ниже, – сказанному Иосифу и братьям его Ханне и Сулейману с сестрою Хельвою и матерью Зэйде – по наследству от упомянутого Авраама, – сказанному Саляме – по наследству от отца его Салема и детям брата его Ханне и Исе – по наследству от отца их Оде, наследовавшего от отца своего Салема, как заверили сказанные Салем Исин, Абдалла Мыслеах и Салем Нассар, и оттоле бывшего во владении сказанных продавцов и сказанных доверителей и тех, от кого они получили по наследству, – крепко, постоянно, невозбранно и бесспорно до самой сей окончательной продажи, – а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

310 Гнойные (Мусорные) ворота Старого города, ведущие от Храмовой горы, Стены плача и Магрибского квартала на юг – в долину Кедрона и арабскую деревню Силоам. 311 «Молва» – политическая, экономическая и литературная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1879–1881 гг. 314 Игумен греческого монастыря во имя св. Харалампия, расположенного близ храма Гроба Господня в Иерусалиме. 325 Фр. ‘уровень моря’. Отметка уровня моря на дороге между Иерусалимом и Иерихоном (Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже уровня моря). 326 Странноприимный дом, построенный Антонином на приобретенном им участке в Иерихоне («Иерихонская Московия»). 335 Мислех (в других документах Мыслех) – рабочий-каменотес, житель селения Бет-Джала, сосед о. Антонина по приобретенному им в Бет-Джале участку, на котором была им позже основана школа (сын Мыслеха Абдалла выступал свидетелем при оформлении купчей 1866 г.). 337 Краевский Яков Иванович – генерал-майор, участник Крымской войны и присоединения Средней Азии, сподвижник Кауфмана и Черняева, отличившийся при взятии Ташкента. Получил отличное образование, считался способным военачальником. Выйдя в отставку, приехал в Иерусалим, где прожил около года, одно время на Русских Постройках, затем на частной квартире. Решив провести остаток жизни на Востоке, отшельником в пустыне, выучил арабский язык и, не внимая советам и предостережениям, в июле 1880 г. отправился в иорданскую пустыню и поселился в уединении, в пещере на Сорокадневной горе. 8 сентября был найден в своей пещере мертвым, сидящим, прислонившись к скале. Архимандрит Антонин считал, что «с ним случился солнечный удар, от которого особенно его предостерегали тут, или – еще проще – разрыв сердца» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима//Церковный Архимандрит Антонин (Капустин). Дневник. Год 1881 вестник. 1880. 41. С. 20–22. То же: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. М., 2009. С. 286–287). 340 Так называемый «Царский курган» (Тель-ес-Султан) – тель древнего Иерихона. Высота кургана достигает 21 м. Работа нескольких поколений археологов (от разведок знаменитого Ч. Уоррена во второй половине XIX в. до фундаментального обследования, проведенного Кэтлин Кеньон в 1952–1958 гг.) позволили выявить на территории теля последовательные напластования двадцати трех разновременных городских поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В Назарете будет воздвигнут самый высокий крест в мире . В городе Назарет ведется подготовка к возведению креста высотою в 60 м, который встанет недалеко от местной христианской больницы. Средства на этот проект собирают через добровольные пожертвования. Рядом с крестом планируют создать целый комплекс зданий, в том числе церковь, дом для паломников, учебный центр и музей 2000-летней истории христианства. Проект разрабатывался пять лет в строгой тайне из-за опасения протестных акций со стороны мусульман. За последние десятилетия Назарет потерял значительную часть христианского населения, которое еще полвека назад составляло здесь большинство. Хорошо, что теперь появится знак, который будет виден со всех концов города и напоминать всем о христианском значении Назарета. Иорданский король подарил Русской Православной Церкви гектар земли на восточном берегу реки Иордан . Во время визита в страну Президента России Владимира Путина иорданский король Абдалла II передал участок земли на берегу реки, где крестился Господь Иисус Христос, в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Хотя большинство населения Иордании составляют мусульмане, здесь есть немало и православных арабов, находящихся в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Кипрская Православная Церковь У кипрских священников появится своя больница и дом престарелых . Кипрская Православная Церковь построит больницу и дом престарелых для пожилых и немощных священников, о чем сообщил архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. По его мысли, услугами этих заведений могут пользоваться и миряне, хотя главное их предназначение – забота о священниках. Строительство будет вестись за счет Церкви. Замечательный пример заботы Церкви о своих служителях. Элладская Православная Церковь В Греции будет создан официальный православный телеканал . Этот проект был идеей предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Христодула, и в минувшем году стало известно, что правительство страны дало согласие на предоставление частоты в цифровом диапазоне, который принадлежит государственной телевизионной сети. Шаг этот, безусловно, в высшей степени насущный для единственного в мире официально православного государства.

http://pravoslavie.ru/5066.html

В мае 1961 г. его приглашал в Москву епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) . Председатель ОВЦС считал такой шаг «крайне полезным» . Митрополит Киприан позиционировался другом Русской Церкви, в лице которого ожидалось встретить поддержку инициативам Москвы. Председатель ОВЦС рассматривал иерарха как возможного участника первого Всехристианского мирного конгресса, запланированного в Праге на июнь 1961 г. Митрополит Киприан в составе делегации Александрийского Патриархата, в которую входили также архимандриты Никодим (Галиатсатос) и Ириней (Таламбекос), в июле 1968 г. посетил Москву по случаю 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. В ноябре 1971 г. митрополит Киприан наградил председателя ОВЦС митрополита Никодима Золотым крестом Центральноафриканской митрополии, сопроводив награду собственноручным письмом. За свои симпатии к Московскому патриархату, которые нашли отражение в том числе на страницах подготовленной митрополитом Киприаном после его посещения СССР и опубликованной книги «О жизни Русской Православной Церкви», иерарх лишился финансовой помощи со стороны греческих властей. Другим иерархом Александрийского патриархата, выражавшим свои сердечные чувства в адрес Русской Церкви и ее предстоятеля, был митрополит Аксумский Николай (Абдалла). Митрополит Николай оказывал гостеприимство делегации Русской Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым), находящейся в Адисс-Абебе в марте 1966 г. в ходе турне по африканским странам. Иерарх в качестве жеста доверия и открытости собственной позиции направил в адрес Святейшего Патриарха Алексия копию своего обращения государственному секретарю Святого престола кардиналу Амлето Джованни Чиконьяни на тему ответственности евреев прошлого и современности за распятие Иисуса Христа . В своей переписке с председателем ОВЦС греческий иерарх демонстрировал добросердечность, пользовался случаем, чтобы передать небольшие подарки в виде эфиопского ладана и харарского кофе. В апреле 1963 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

E. По мнению австрийского консула, здешняя больница должна быть не французская, не австрийская, а католическая, так что и Сардиния, если бы пожертвовала суммы на содержание ее, имела бы право наблюдать за нею в свои шесть месяцев. Здешние французы домогаются, чтобы из придела католического, что в храме Гроба Господня, открыть ход в соседний дом Абдаллы чрез смежное здание, которое некогда было августинским монастырем. Но Абдалла колеблется. F. Консул Базили говорил с секретарями здешнего синода Анфимом и Никифором о том, как бы возвратить патриарха Кирилла из Константинополя. Остановились на мнении, что здешний народ должен подать просьбу в Константинополь о возвращении его и подать тайно, дабы архиереи, которым лучше здесь без патриарха, не узнали о сем и не воспрепятствовали. Я дал понять консулу, что по уложению православной церкви патриарх есть не что иное, как исполнитель воли его синода и народа, имеющий, однако, право подавать и свой голос. Переводчик вверенной мне миссии поведал мне: 1 . Что заиорданские христиане из Сцалта привели сюда молодого мущину, лет 22, для рукоположения, что он едва, едва разбирает арабскую грамоту, и что его учат в здешней арабской школе, но он не хочет учиться и говорит: «Довольно знать одно Евангелие, один кондак». 2 . В Иерусалиме молвят, что русский архимандрит (т. е. я) переселился еще ближе к патриархии, дабы со временем перейти в нее и овладеть греческим монастырем. Дай Бог ему успеха! Ибо греки лестию взяли у арабов Св. места; пусть же русские лестию возьмут их у греков. 3 . Другие говорят, что патриарх надул русских, не согласившись строить для них новый дом в саду Архангельского монастыря. Пусть де они живут в его доме. Я известил консула о ссоре учителя Дионисия Клеопы с камарашем и патриархом и о том, что для училища лиддского имеется в виду три наставника: Георгий Дада, сын учителя Фираха и Ханна. 26, Пятница. Есть в Иерусалиме православное семейство Абу-Селями, состоящее из 13 душ, больше женского пола. Когда жив был отец Димитрий Абу-Селями и занимал должность писца при святогробском греческом монастыре, это семейство кормилось. По смерти его, сын Михаил Абу-Селями, любя одну турчанку (при жене своей), промотал свою лавку торговую. Семейство впало в нищету. Тогда наместник патриарха, чтобы поддержать его, в нынешнем году дал этому Михаилу должность отца его с жалованьем 150 пиастров в месяц, но когда патриарх Кирилл возвратился сюда, то сменил его (три дня назад тому), разгневавшись будто бы на то, что Селямское семейство просило его заплатить долги.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1%, друзов - менее 0,1%. Имеются приверженцы суфийских братств. Христиане проживают в основном в городах (Аммане, Эс-Салте, Мадабе, Эль-Караке и Фухайсе) и составляют ок. 5,3% населения страны. Еще в сер. XX в. их было до 38% населения страны, впосл. количество их резко уменьшилось за счет эмиграции в Зап. Европу и Сев. Америку. Христианство исповедует и часть арабов-бедуинов в Эс-Салте, Эль-Караке, Мадабе и др. городах. Из них католики как латинского, так и вост. обрядов составляют 2,9%, православные - 1,3, нехалкидониты (диаспоры монофизитов армян и коптов, а также несториан, выходцев из Ирака) - 0,8%, остальные христиане - представители различных протестант. орг-ций. Новые религ. движения представлены адептами Бахаи религии , количество которых не превышает 0,2% населения. Офиц. учет конфессиональной принадлежности населения не ведется. Статистических данных относительно числа лиц, не являющихся приверженцами к.-л. религ. верований, нет. Православие представлено в И. общинами Иерусалимской Православной Церкви : ок. 37 приходов в составе Патриарших территориальных управлений (эпитропий) в Аммане, Ирбиде и Мадабе. Численность верующих, по разным данным, составляет от 60 до 80 тыс. чел. В февр. 2007 г. король Абдалла II передал России в бессрочное и безвозмездное пользование земельный участок в историко-культурном заповеднике Магтас, у р. Иордан, на к-ром ведется строительство храма и паломнического центра РПЦ. Коптская церковь в Аммане К Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в И. принадлежит Амманское вик-ство Иерусалимского Патриархата. Юрисдикция Патриархата распространяется на И., Палестинские территории и Израиль. Численность местной арм. общины существенно возросла в кон. XIX в., а также после первой мировой войны в результате прибытия значительного числа беженцев, спасавшихся от геноцида 1915 г. в Анатолии. ААЦ имеет 7 тыс. чел. верующих в 10 общинах. В состав сирийской яковитской Церкви на территории И. входят общины митрополии Иерусалима и Иордании. Численность верующих ок.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Инициативу Патриарха Феофила начали дружно приветствовать наши церковные чиновники. Это понятно, им нужно как-то реагировать, а в этой ситуации другого пути, кроме одобрения, не придумать. Но ведь, наверняка, перед визитом главы Иерусалимского Патриархата согласовывался не только протокол его приёма, но и эта его инициатива. И была возможность всё как-то скорректировать. Не сделали. Не скорректировали... Всеправославное совещание по преодолению раскола в мировом Православии должно проходить не в Аммане, где всех встретит гостеприимный мусульманин король Иордании Абдалла, а в Москве, где Предстоятелей Церквей радушно встретит Глава России православный Президент Владимир Путин . Во-первых, хотя бы потому, что именно Русская Церковь, пострадавшая от разбойничьих действий Константинопольского Патриархата, стремится сохранить единство мирового Православия и каноническое устройство, как его главное условие. И вполне логично, что совещание будет проходить в Москве. Во-вторых, Константинопольский патриарх не заинтересован в созыве такого совещания и с такой повесткой дня, а традиционно именно он считается вправе созывать синаксисы. Ситуация тупиковая. Преодолеть этот тупик можно только путём обращения к исторической практике Ромейской империи, к которой и апеллирует Константинополь. Соборы созывали не патриархи, а Императоры. Поэтому открытие Всеправославного совещания Главой самого крупного православного государства - Третьего Рима - выглядит более чем уместным. Могут возразить, что главы Православных Церквей, особенно греческих, не поедут на синаксис в Москву. А вот тут должен поработать наш МИД. Почему госсекретарь США регулярно встречается с главами Православных Церквей, а наш Сергей Лавров стесняется этого? Если Президент России поручит Сергею Викторовичу объехать столицы всех Православных Церквей и побеседовать с их Предстоятелями, а глава МИД пригласит с собой в эти поездки нашего «церковного министра иностранных дел» митрополита Иллариона, наверняка, удастся решить все вопросы.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/23/po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010