южную оконечность их занимает цитадель, Burg; 2. к северу от цитадели лежит дворец Дария I, 3. далее, большая равнина, plateau, и 4. наконец, самый город); но в таком случае непонятно, почему же сирийцы «дом св. Даниила» полагали именно в «ûš» (Себеос, текст 46: š αυš χαλαχι, перев. 51: «в городе Шош»), а не в Шушан-бирте=Шушан-хаб-бира. ббб) или же Шушан-бирта лежала где-либо в другом месте и кто знает? – не на месте ли «больших развалин Sousan»? β) На соборе 410 г. присутствовали и Марута майперкатский (cf. Socr., h. е., VII, 8) и Зука (zuqa) шушский. Следовательно, совсем невероятно, чтобы Марута написал, что развалины города Сус «даже доднесь» засеяны горчицею. (Не вижу оснований предполагать, что агиологический труд Маруты к началу 410 г. был уже написан. Скорее, можно допустить, что именно посольство в Ктисифоне в 409–410 г. и дало Маруте возможность собрать на месте сведения о мучениках персидских). γ) Ат-Табари пишет (Nöldeke, Gesch. d. Pers., 57. 58), что при Шапуре II были построены «в Ахвазе два города, именно Эран-Хурра-Шапур, что значит: «Шапур и его страна», называемый по-сирски Карк (каг χ), и Шуш, город, который он построил подле крепости, где (worin) лежит гроб с телом пророка Даниила». Это известие проф. Нёльдеке исправляет в том смысле, что Шапур II «восстановил», во-первых, Шуш под именем: «êrân-šâhr-šâpûr» («государство Эран-Шапурово»), во-вторых, Карка-д-Ладан [ныне развалины Aïvan-i-Karkh] под именем «êrâu χurrah-šâpûr» («величество Эрана – Шапур. Сам проф. Нёльдеке принимает известие «мученичества Милеса», что Сусы предварительно разрушил сам же Шапур II. Однако, ат-Табари не говорит об этом ни слова. – В свою очередь, в актах св. Шим’она бар-Сабба’е и св. Пусая сказано, что Шапур II (бар-Хормизд) «построил [nota bene – за несколько лет до 28 марта 340 г.!] город Карка-д-Ледан», и что это – «город новопостроенный», mdynta dtayt atbnyt, Bedjan, II, 209. 206, – но нет речи ни о построении Сус, ни об их разорении. δ) Мало того: акты св. Шим’она оставляют читателя под таким впечатлением, что он предрасположен думать, что увенчавшийся в Карка-д-Ледане священномученик, в Карка-д-Ледане же и погребен был – «с честью», b-’îqrâ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Перед вечерней его преосвященство уведомил меня через игумена Архангельского монастыря о.Прокопия, что здешние араво-католики сговорились ограбить меня на дороге в Яффу, и что он, по предосторожности, вызвал из Вифлеема трех православных христиан, хорошо вооруженных, стеречь ночью Архангельский монастырь до выезда моего. А сам-то он дважды предуведомлен был об этом заговоре башкятибом, т.е. производителем дел в магометанском судилище. Странно! А надобно принять меры безопасности. Пишу записку австрийскому консулу, чтобы он у Якуба-паши выпросил конных и хорошо вооруженных солдат для охранения меня и сопровождения до Яффы. После вечерни неожиданно посетил меня здешний эфенди Абдалла вместе с кавасом Святогробского монастыря, и простился со мной очень любезно. Май, 7, пятница. Завтра чуть свет я выеду из Св.Града. Мое дело кончено здесь. С греческим духовенством я ладил так, что патриарх Кирилл поручил мне заведывание всеми православными училищами в Палестине и патриаршей школой в Крестном монастыре. Из числа этих училищ девичье в Иерусалиме и отроческие в Рамле и Лидде открыты и упрочены моим усердием и умением. А бедные церкви в нескольких селениях получили от меня церковные облачения. Туземное арабское племя я за уши тянул к светлому верху. По моему настоянию помещены в патриаршей школе юные туземцы, дабы со временем они послужили наставниками детей в их родных селах. Беднейшие жители Вифлеема ежелетно получали от меня денежные пособия три раза: перед Рождеством Христовым, перед Пасхой и в Успеньев день; и в эти три праздника разговлялись уже не как прежде,– не травкой, сваренной в воде, без молока и мяса. Нашему генеральному консулу в Бейруте я служил, как верный вестник. Абиссинцы, сириано-иаковиты и копты видели во мне своего заступника. Армяне уважали меня. Латинам я был не по нутру. Английский епископ Гобат чуждался меня, но и я не хотел знакомиться с ним, потому что мне весьма не нравилось воровство его, а воровал он православные души и загонял их в свою кирку, в которой нет даже Распятия, а стоят две черно-мраморные скрижали с десятью заповедями, как будто он раввин, а не епископ. От местных магометан мне не было ни малейшого оскорбления; напротив, они всегда раскланивались со мною любезно. С подчиненными и с домочадцами своими я жил, как добрый отец с хорошими детьми. Между нами никогда не было и размолвки. Архангельский монастырь, где мы жили и трудились, был подобен улью, в котором каждая пчела вырабатывала, коя свой мед, коя свой сот. Приятно так жить. Приятно будет и воспоминание о таком тихом, правильном, содружественном и, смею сказать, общеполезном житье. Но за все это честь и слава и благодарение Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Афины. 6-го Сентября 1860 лета Господня. Афинский Неофит, Кинурийский Дионисий, Фтиотидский Иаков, Евбейский Неофит, Калавритский Варефоломей». Сущность послания синода Российского: «Синод получил ваше послание от архимандрита Мисаила. Святое намерение ваше соблюдать единство веры и любви.... представляет святой православной церкви Господа единственное священное ручательство. Ибо сия церковь , при всем нападении на нее многих врагов, пребыла непоколебимою от того, что твердо сохраняла и исполняла учение апостолов, святых отцев и вселенских и поместных соборов. «Выслушав таковое намерение ваше, Российский синод соутверждает самоглавие Еллинской церкви, признает священный синод ее верховным начальством, от души целует членов его настоящих и будущих, на всех их призывает в молитвах своих богатство благодати Христовой и обещается иметь каноническое общение с ним во всех делах, какие только приличествуют единой, святой, соборной и апостольской церкви». «При таком условии, при таком обещании и на таких началах, Российский синод умоляет священный синод и Еллинскую церковь , да будут утверждены в том же разумении и в той же мысли (Кор. 1:10) касательно веры и отеческих и соборных постановлений, и просит не забывать и его в молитвах своих». «Выразив сие согласие наше, и молитвы, и желания, и прошения, и расположение наше, подтверждаем истинность всего этого нашими подписями. Никанор митрополит Новгородский, Григорий Казанский, Евгений Астраханский, Николай Тамбовский, Духовник Василий Важанов, Обер-священник Василий Кутневич». Примечание: синодальный свиток о признании независимости Эллинской церкви начертан был в Цареграде 1850 года, Июня 29 дня. День 18. Боль в ноге прекратилась, а ступить ею не могу, потому что жилы расслаблены. Вице-консул Марабути возвратился из Иерусалима, как говорится, ни с чем. Шех Абдалла сказал ему наотрез, что он тогда только отдаст в наем помещение свое над Святогробским храмом, когда будет исходатайствовано позволение на то великого визиря. А наш посланник в Константинополе не только не намерен просить его об этом деле, но даже велел внушить сему шеху, что если визирь узнает о сделке его с нами и будет недоволен ею, то контракт наш потеряет свою силу, и хозяин опять займет нанятое нами помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сверх буйного духа самарян, непостоянство их обнаруживалось во все времена. Когда Александр Македонский даровал большие льготы иудеям в Иерусалиме, самаряне называли себя иудеями, но при перевороте счастья против иудеев они не называли себя потомками Ефраима и Манассии, а чужеземцами, сидонянами. История передала нам их письмо к Антиоху Епифану. Надпись письма была следующая: «Царю Антиоху богу от Сидонян живущих в Сихеме». Просьба их состояла в том, чтоб им дозволено было построить на их священной горе Гаризиме храм Юпитеру Геллениусу! Известны их бесчеловечные поступки при сем случае против иудеев. Гиркан, иудейский первосвященник, разрушил впоследствии это идольское капище, существовавшее с лишком 2000 лет. Упорность защиты самарян против оружия Веспасьянова доказала их мужество. Юстиниан испытал от них не меньшее сопротивление. В новейшее время отряд Бонапартовой армии под начальством Жюно, состоявший из 1500 человек, был ими почти истреблен. Абдалла и Ибрагим испытали жестокие потери при их покорении. Законоучители самарийские, которых глава должен всегда пребывать в Сихеме, производят себя от роду Аарона; поэтому Сирах назвал жреца Санаваллата Ааронитянином. Самарян упрекали, будто они поклоняются тем идолам, которые Рахиль похитила у отца своего Лавана и которые Иаков скрыл под теребинтом Сихемским 121 ; это, конечно, один из расколов учения самарийского, но не сущность. Они строго держатся обрядов Моисеева Пятикнижия в отношении обрезанья, браков, очищений и проч. В отличие от обряда иудейского, они не возжигают огня в день субботный. Их главные празднества суть Пасха, Пятидесятница и водружение Скинии Завета. Полагают, что древнейший самарийский список Моисеева Пятикнижия хранится в Сихеме. Издание самарийского текста в полиглоте Иоанна Морина едва ли согласно со списком, хранящимся в Сихеме. Хотя здешние законоучители выдают списки своего Пятикнижия для общего употребления, но в этих списках находятся, как сказывают, изменения против древнего текста. Блаженный Иероним нашел много изменений в Пятикнижии самарийском; самаряне во многих местах исказили собственные имена мест и лиц 122 . Переписка Скалигера с самарянами довольно известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Епископы США не остались равнодушны к призыву своего нигерийского собрата. Так, епископ Абдалла Элиас Зайдан (Abdallah Elias Zaidan), глава маронитской епархии Богоматери Ливанской в Лос-Анджелесе и председатель Международного комитета за мир и справедливость ( International Justice and Peace Committee ) при Конференции епископов США, выслушал речь Анагбе и заверил, что епископы США весьма обеспокоены нарастающими преследованиями христиан в Нигерии. «Наши епископы постоянно отслеживают ситуацию с гонениями в стране, и нам очень важно слышать достоверную информацию из первых уст, от наших собратьев на местах, — заявил Зайдан в интервью CNA. — Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и фотографии в подкрепление историй, которые мы увидели и услышали, раскрыли нам во всем ужасе зверства, тяготы и страшные испытания, которым подвергаются наши тамошние братья и сестры. Церковь в Нигерии определенно нуждается во всевозможной поддержке — не только финансовой и духовной, но и политической, и особенно в нашей могучей солидарности как Церкви». Зайдан заверил, что Католическая служба помощи ( Catholic Relief Services ) не прекращает работы на местах, стремясь облегчить страдания христиан в Нигерии, и при этом собирает свидетельства от Анагбе и других информаторов среди духовенства и мирян, дабы точно оценить ситуацию и найти пути наиболее эффективного выхода из кризиса. «Мы собираем данные с мест, обобщаем их в центре, рассматриваем, изучаем и ищем наилучшие способы преодоления подобных ситуаций, — заверил епископ Зайдан. — Нам повезло жить в этой стране, где свобода вероисповедания уважается заметно выше, чем во многих других странах мира. Однако именно это привычка к уважению оборачиваются нашей слабостью. И потому очень хорошо, что нам, благополучным, открывают глаза, обращают наши сердца и умы к бедам и страданиям наших братьев и сестер по всему миру. Каждый из нас, обращаясь к своему сердцу, разуму и душе, ищет, что еще можно и нужно сделать для наших ближних, ежечасно тревожится о них, поддерживает и молится за них».

http://patriarchia.ru/db/text/6100384.ht...

Во времена крестоносцев Птолемаида (въ тринадцати верстах от Кайфы) была обращена в крепость Сен Жан д’Акр. Весною 1799 г., эта крепость остановила победоносное шествие Наполеона, как некогда Тир задержал Александра Македонского на семь месяцев. Но Наполеон не располагал ни средствами, ни временем великого завоевателя Востока и потому, после восьми безуспешных приступов, в продолжение семидесятидневной осады, должен был отступить от крепости. Всех своих больных и раненых он оставил на попечение кармильских монахов; но губернатор Акры, Джеззар-паша, безжаластно приказал перерезать их. Монахов разогнали, а монастырь подожгли. В 1821 году, Абдалла-паша, взорвал минами остатки монастыря, и Кармил снова обратился в пустыню на некоторое время. В небольшом монастырском саду теперь стоит памятник над собранными костями французов. Недалеко от монастыря высится Кармильский маяк, видимый с моря за тридцать миль. Приятно было бы осмотреть окрестности монастыря и вместе с тем башню св. Елены, школу пророков, источник Илии, но сегодня мы должны засветло попасть в Назарет, а потому поспешили спуститься с Кармила и по прежней дороге вернулись в город. В этот час он был оживлен торговцами, моряками, приезжими феллахами и колонистами более, чем утром. Я шел с диаконом и поторапливал его покончить скорее с бесконечными приценками к разным товарам на базаре. Вдруг он вынимает сотенный билет и хочет разменять его у уличных менял. Я насилу удержал диакона этого не делать. К нашему приходу были наняты для нас большие тарантасы. Консульский агент не делал нам особенной любезности: за лодку, за помещение, за тарантасы и проч. он брал с нас деньги. Но хорошо было то, что все это было определенно, без неприятной возни с арабами и их безконечным попрошайничеством. Товарищ мой снял свое осеннее пальто и надел бедуинский костюм. Удивительно прост покрой платья бедуинов! Например, что такое верхний плащ, или аба по-арабски? Это– две прямоугольные полки, пришитые к квадратному куску полосатой материи с боков и сверху. Ни рукавов, ни воротника, ни карманов, ни петель, ни пуговиц. Только в верхних углах плаща не дошито, чтобы в оставленные отверстия можно было просунуть руки. Штаны тоже своеобразного покроя. Сшивают два прямоугольных куска бумажной материи с боков и снизу, так что получается мешок, не глубокий, но очень широкий. Внизу по углам оставлены недошитые места для ног, а верхний край мешка стягивается шнуром около талии. Головной убор, или кефие, опять-таки представляет простой квадратный платок, стянутый вокруг головы шерстяным жгутом. Только кумбаз, род халата или подрясника, кроится несколько в талию, с рукавами, с карманами и на подкладке. Кумбаз стягивается пестрым кушаком. На ногах красные сафьянные туфли, с выступающей по краям подошвой, для защиты их от каменистой почвы. Я пробовал надевать такие туфли и поражен был их удобством для путешествия в Палестине. Благодаря толстой составной подошве, можно было безболезненно ступать по насыпанному щебню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они не довольны были соблазнительным поведением иеромонахов соседнего униатского монастыря дер-Мухаллес и потому возлюбили древнюю доброту православия. то же самое подтвердил и здешний униатский иеромонах, знакомый с моим переводчиком. Август. День первый. С первого дня сего месяца я начал выходить из келии и прогуливаться по монастырскому помосту, но с трудом. В этот День арабы-тамариты, вооруженные, закрались в виноградники вифлеемские с намерением порезать для себя сочные грозды. Стражи тотчас уведомили своих хозяев о нежданных гостях. Вифлеем вооружился. Произошла сшибка. Шех тамаритский был ранен дробью в лицо. Победа осталась на стороне христиан. Но они сняли свой виноград, еще не вызревший совершенно, дабы он не достался неприятелям, и от того потерпели убыток. По их жалобе, иерусалимский паша требовал к суду тамаритского шеха; но пастухи не выдали его. Ослушание их осталось ненаказанным. День 5 . Жители Вифлеема в разладье с тамаритами. Удальцы заиорданские поколотили, пограбили иерихонцев. В окрестностях Набулуза продолжается междоусобие Сулеймана бека и шеха Абд-ель-Гади. В Иерусалиме все вздорожало, и от того бедные плачут, богатые сердятся. Из Дамаска получено неприятное известие. Тамошние христиане, разгневавшись на своего патриарха Иерофея за то, что он не удалил от себя неугодного им архимандрита Агафангелла и не дал на перестройку старой патриаршей церкви 40000 пиастров, завещанных ей предместником его Мефодием, сломали крышу сей церкви. По этому делу ездил туда наш консул Базили, но только подлил масла к огню. День 6 . На днях из Карака приехал сюда православный шех Абдалла за тем, чтобы собрать и возвратить в сей город своих земляков и единоверцев, ушедших оттуда по случаю голода назад тому несколько лет и работавших в разных мусульманских деревнях около Хеврона. Бог благословил его доброе предприятие. Ему удалось собрать всех, числом сто пятьдесят душ. Сегодня он принял благословение мое в обратный путь, получил от меня несколько десятков пиастров в добавок к вспоможению, оказанному преосвященным Мелетием возвращающимся домой духовным чадам его, и дал мне честное слово привести обратно малолетнего сына своего в здешнее арабское училище, взятого для свидания с материю.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сказание о мученичестве святых отцов в лавре преп. Саввы. – Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы/Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб. 1907. С. 1–48. Сказание о Сирийской унии. – Сказание о Сирийской Унии/ТКДА. 1874. 9. С.491–553. Соловьев С. Монастырь св. Георгия. – Соловьев С. Монастырь св. Георгия в Сирии/СИППО. 1905. С. 547–555. Тарих хавадис аш-Шам ва Любнан. – Тарих хавадис аш-Шам ва Любнан ав тарих Михаил ад-Димашки. 1782–1841. Ли муалляф маджхуль (История событий в Сирии и Ливане, или история Михаила ад-Димашки. 1782–1841. Неизвестного автора). Димашк, 1981. Трад А. – Абдалла ибн Трад аль-Байрути. Мухтасар тарих аль-асакифа аллязин раку мартаба риасат аль-каханут аль-джалиля фи мадина-т Байрут. (Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута). Байрут. 2002. Трифон Коробейников. – Хождение Трифона Коробейникова. 1593–1594. СПб. 1889. Феофан. – Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М. 1884. Фрескобальди Л. – Фрескобальди Л. Путешествие во Святую землю/Записки итальянских путешественников XIV в. М. 1982. Ханания аль-Мунайир. – Ханания аль-Мунайир. Китаб хури Ханания аль-Мунайир аль-хутый (Книга многогрешного священника Ханании аль-Мунайира)/Тарих Ахмад баша аль-Джаззар. Байрут. 1955. С. 351–516. Хрисанф.-Хрисанф. История и описание Святой земли и святого града Иерусалима. СПб. 1887. Юханна аль-‘Уджайми. аль-Худжа ар-рахина фи хакыкат асль аль-маварина (Непреложное доказательство истинного происхождения маронитов). Каир. 1900. Яхья – Eutichii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars posterior. Accedunt Annales Ya-hia Ibn Said Antiochensis/Ed. L. Sheikho. Beryti, Parisiis, 1909. Arculf. – The Travels of Bishop Arculf in the Holy Land/Early Travels in Palestine. N.Y. 1969. P. 1–12. Atanasie Dabbas. – Atanasie Dabbas. Istoria Patriarhilor de Antiohia/Biserica Ortodoxa Romana. T. 48 (1930). P. 851–864, 961–972, 1039–1050, 1136–1150. T. 49 (1931). P. 15–32, 140–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выше примеч. 191). 551 Мера веса (в том числе сыпучих тел), определявшаяся в разных странах Востока по-разному: от 45 до 140 кг. 552 «Нива» – популярный иллюстрированный еженедельный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге издательством А. Ф. Маркса в 1870–1917 гг. В библиотеке арх. Антонина находились все выпуски журнала с приложениями с 1870 по 1889 г. ( Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 295); «Огонек» – иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1879–1883 гг. 553 Имеется в виду иудейская Пасха, время которой (14 нисана) определяется по лунному календарю и приходится на период с середины марта до середины апреля. По церковным канонам православная Пасха (Пасха благодати) всегда бывает позже Пасхи ветхозаветной (законной). 554 Очевидно, речь идет о подзорной трубе, приобретенной архимандритом Антонином в Афинах, где он жил в период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., в связи с эвакуацией РДМ из Палестины. О подзорной трубе см. также в записях от 11 марта, 2 апреля, 21 мая и др. 555 «Стрекоза» – юмористический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1875–1918 гг. 557 Имеется в виду присяга новому императору Александру III. В Иерусалиме русские подданные приводились к присяге 23 марта 1881 г. В связи с тем, что большая часть богомольцев находилась в это время в паломничестве в Назарете (к празднику Благовещения, 25 марта), для них повторная церемония присяги была проведена 3 апреля. 563 Абдалла – араб, сторож русского участка на Елеоне, где в это время строился храм Вознесения Господня. 565 Речь идет о политическом кризисе в отношениях Греции и Турции 1880–1881 гг. Требуя выполнения обещаний Берлинского конгресса 1878 г., Греция была готова начать войну, и мировым державам стоило больших усилий предотвратить вооруженный конфликт. Сначала Греции предъявили ультиматум с требованием разоружить иррегулярные отряды, проникавшие на территорию Турции, и демобилизовать армию. Греки отказались. Блокада побережья флотом великих держав с 10 мая по 7 июня 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Таким образом, мало-помалу, угасали в ней сии мирные обители, которые процвели с такою славою в пятом и шестом столетии; и сколько еще подвигов великих отшельников остались нам неизвестными, во мраке сих печальных времен; ибо никому не пришло на мысль описать житие их, как некогда Кириллу, Иоанну Мосху и Софронию. Однако еще держались первостепенные обители, служившие рассадниками прочим: лавры Фаранская и Сухумская Харитония, и обители Евфимия и Феоктиста, монастырь Феодосия Киновиарха, и особенно Великая и Новая лавры освященного Саввы; имена их изредка проявляются, то в летописи, то в послании какого-либо святителя или аввы. Самый Иерусалим, как и вся Сирия, бывшие предметом междоусобий упадавшей династии халифов Оммиадских, переходили из рук в руки. Последний халиф из сего рода, Мерван, обрушил его стены; и по свидетельству патриарха Досифея 181 , в течение сего смутного времени император Константин семь раз отнимал Св. гроб у сарацин, однако не мог удержать в своей власти. Непрестанные сии осады могут дать понятие о бедственном его состоянии; но, ко благу Церкви, посреди беспорядков внешних долголетствовали патриархи Иерусалимские, и от того не опустела их кафедра; после 35 летнего правления Феодора Илия заступил его место на столько же лет. XX. Халифат Аббасидов В половине восьмого века произошел важный переворот в могущественном халифате арабском, который имел влияние и на судьбу христиан восточных, ибо с переменою династии изменилась и столица, перенесенная из Сирии дальше на восток 182 . Племя Оммиадов, девяносто лет занимавшее престол халифов, по внутренним своим раздорам должно было уступить более сильному племени Аббасидов, которое происходило от дяди лжепророка, Аббаса. Абдалла Сафи, старший в роде сем, был провозглашен халифом в Аравии и вооружился против последнего халифа Оммиадов, Мервана. Сирия, Палестина и Египет сделались поприщем кровопролитных битв, от которых много пострадали христиане. Наконец, Мерван, взятый в плен своим соперником, был умерщвлен, и с ним прекратился род Оммиадов; одна только отрасль его возникла в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010