В XVIII веке единственный известный нам случай прямого участия священника в битве отражен в «Деяниях Петра Великого». Там говорится, что «олонецкий поп Иван Окулов в 1702 году, собрав охочих людей до тысячи человек, ходил за шведский рубеж, разбил четыре неприятельских заставы, побил до 400 шведов и со взятыми рейтарскими знаменами, барабанами, оружием и лошадьми возвратился в торжестве; чего же забрать не смог с собою, то предал огню». В XIX веке нам известно несколько случаев прямого участия священнослужителей в битвах. В 1854 году монахи Соловецкого монастыря обороняли монастырь от нападения английской эскадры. В том же году священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета Его императорского величества «за содействие в отражении англо­-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». При этом позднее, служа в городе Николаеве отец Гавриил прославился как молитвенник и постник. Во время Первой мировой войны среди духовенства было много желающих добровольцами служить в армии с оружием в руках, и в 1915 году Святейшим Синодом было утверждено определение, категорически запрещающее священникам идти в армию не на духовные должности. В 1914–1917 годах священнослужители часто возглавляли пешие и конные атаки, но без оружия, только с крестом в руках. Во время русско-японской войны погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не меньше 10 человек. Выявленные нами данные говорят о том, что к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек. В Первую мировую войну к 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей. Говоря о наградах духовенства, следует сказать, что к началу XX века порядок наград белых священнослужителей выглядел следующим образом: набедренник; фиолетовая скуфья; фиолетовая камилавка; наперсный крест от Святейшего Синода; орден святой Анны 3-й степени; сан протоиерея; орден святой Анны 2-й степени; орден святого Владимира 4-й степени; палица; орден святого Владимира 3-й степени; золотой наперсный крест из кабинета Его императорского величества; золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его императорского величества; орден святой Анны 1-й степени; митра. Для иеромонахов из вышеперечисленных наград исключались скуфья, камилавка, сан протоиерея и добавлялся сан игумена (дававшийся после получения ордена святого Владимира 4-й степени) и сан архимандрита (дававшийся после получения палицы или ордена святого Владимира 3-й степени). Благодаря наличию «духовных» наград (скуфьи, наперсного креста и т.д.), военные священники могли иметь значительное количество отличий и даже превосходить в этом показателе офицерский состав.

http://pravoslavie.ru/28242.html

Остальные 38 кавалеров, награжденные Петром, были более достойны. Третьим стал бранденбургский посланник Принтцен (1701 г.), четвертым — известный полководец генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметьев (1701 г.), пятым — саксонский канцлер граф Бейхлинг (1703 г.). Сам царь был награжден орденом лишь шестым в 1703 г. за конкретный военный подвиг — захват двух шведских кораблей в устье реки Невы, которым Петр руководил лично в звании бомбардир-капитана. Знаки ордена возложил на царя в походной церкви первый кавалер Ф.А. Головин. За эту же победу в 1703 г. были награждены ближайший сподвижник царя, будущий президент Военной коллегии и генералиссимус, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Меньшиков, будущий Верховный канцлер граф И.А. Головкин. После победы в Полтавской битве 1709 г. Петр хотел учредить для солдат и низших офицеров крест синего цвета с распятием святого апостола Андрея, так как орден был слишком высокой наградой. По рисунку царя было изготовлено семь малых крестов, но ими так никого и не наградили. Солдатам и низшим офицерам вручили лишь медаль «За победу под Полтавой», а немногим военачальникам — орден святого апостола Андрея, в том числе командовавшему русской артиллерией генералу Я.В. Брюсу. Сейчас в Государственном историческом музее (в Москве) хранится звезда ордена Якова Брюса — единственная из сохранившихся звезд русских орденов петровской эпохи. Среди награжденных Петром Великим был его сын царевич Алексей, известный дипломат граф Толстой и другие сподвижники царя. Состоялось и одно секретное награждение. Орден тайно получил за симпатию к России валашский господарь Константин Брынковяну, который даже не был внесен в официальные списки награжденных. После Петра I орден вручался почти также скупо, хотя число кавалеров уже никогда не ограничивалось. При императрице Екатерине I (1725-1727 гг.) было награждено 18 человек, в том числе шесть иностранцев, при Петре II (1727-1730 гг.) — пять человек, при императрице Анне Иоанновне (1730-1740 гг.) — 24. Следует отметить, что Анна Иоанновна первый орден вручила себе и награждала она в основном приближенных к ней немцев: своего фаворита Иоганна Бирона, его сыновей, графов Миниха, Левенвольде и других; русских было награждено лишь четыре человека.

http://bogoslov.ru/article/564114

3.3.2. большой Регент, или Человек-Царь. Таково было внутреннее устройство ордена. Каждая младшая степень не подозревала о существовании высшей степени. Минервалы не подозревали, что над ними есть Иоаннитское масонство; масоны – о шотландских послушниках и т. д. Главою всего ордена был Генерал. К нему всё стекалось. Сначала это был Вейсгаупт, а после его бегства Боде. Он управлял с помощью «Ареопага». Ареопаг состоял из 12 членов, выбранных из степени малых регентов. После смерти или выхода из ордена одного из них, его место пополнялось другим, тоже выбранным из той же степени. Ареопаг представлял из себя «мудрость ордена, внутренний фактор умственного развития». Орден разделялся на два отдела: мирный и воинствующий. Мирный занимался подтачиванием всех религиозных, государственных и семейно-нравственных основ. Воинствующий не успел начать своё действие: гроза, разразившаяся над Регенсбургом, остановила все его так хитро задуманные планы. Каждое государство имело своего народного директора, вполне зависящего от генерала ордена и получавшего от него приказания (Эккерт, стр. 13, 14, 24). Теперь рассмотрим все степени, за исключением лишь двух последних, как недоконченных самим Вейсгауптом или, вернее, бароном Книгге. Это необходимо для полного выяснения той постепенности в нравственном развращении, которое и составляло цель ордена. Первый класс, минервалы По свидетельству самого Вейсгаупта, он всего охотнее принимал в орден мальчиков, начиная с 15 лет. Это видно из его письма к Мюнхенцам, напечатанного в «Подлинных сочинениях», стр. 262. Для вербовки в орден были учреждены так называемые «братья внушители», на обязанности которых и лежало разыскивать подходящих для целей иллюминатов лиц. Желающий поступить в орден не знал никого из братьев, а только своего учителя; так продолжалось с полгода. Когда учитель находил своего ученика достаточно подготовленным совершалось посвящение в первую степень, т. е. в послушники, и мальчик вступал в орден Минервы или, как его тоже называли, в « церковь Минервалов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

Мы уже видели, что Конрад отплатил Романовичам за услугу, соединившись с их врагами; Даниил за это навел на него литовского князя Миндовга и русского Изяслава новогрудского (новгородского). Этот Конрад знаменит в истории Восточной Европы как виновник события, имевшего важное влияние на последующие судьбы ее. В то время, когда западные русские области терпели от опустошительных набегов литвы, волости польские, преимущественно Мазовия, терпели еще больше от набегов единоплеменных ей пруссов. Конрад доведен был до отчаяния этими набегами, ибо не имел никаких средств вести не только наступательный, но и оборонительной войны с варварами: мы видели уже, как повиновались ему подданные на войне. Однажды шайка пруссов пришла к нему требовать лошадей и платья; Конрад не смел не исполнить требование и между тем не имел средств удовлетворить его. Что же он сделал в таких обстоятельствах? Зазвал к себе на пир знатнейших панов своих с женами и во время пира велел отобрать их лошадей и верхнее платье и отослать пруссам. Но не всегда же можно было употреблять подобные средства, и поэтому Конрад начал думать о других. В это время в Ливонии рыцари Меча успешно действовали против туземцев. Конраду пришла мысль учредить подобный рыцарский орден на границе своих владений для постоянной борьбы с пруссами; орден был учрежден под именем Христова ордена, и Конрад дал ему во владение замок Добрынь. Пруссы, сведав о новом враге, несколько раз подступали к замку, взять его не могли, но зато нагнали такой страх, что четверо или пятеро язычников спокойно грабили под самыми валами Добрыня, и никто не смел остановить их. Конрад видел, что на подвиги добрыньских рыцарей плохая надежда, и поэтому обратился к другому, более знаменитому своею храбростью ордену. В 1192 году, во время последних попыток христиан удержаться в Палестине, Тевтонский орден рыцарей Богородицы получил окончательное утверждение. Новые рыцари носили черную тунику и белый плащ с черным крестом на левом плече; кроме обыкновенных монашеских обетов они обязывались ходить за больными и биться с врагами веры; только немец и член старого дворянского рода имел право на вступление в орден. Устав его был строгий: рыцари жили вместе, спали на твердых ложах, ели скудную пищу за общею трапезой, не могли без позволения начальников выходить из дому, писать и получать письма; не смели ничего держать под замком, чтоб не иметь и мысли об отдельной собственности; не смели разговаривать с женщиной. Каждого вновь вступающего брата встречали суровыми словами: «Жестоко ошибаешься, ежели думаешь жить у нас спокойно и весело; наш устав – когда хочешь есть, то должен поститься; когда хочешь поститься, тогда должен есть; когда хочешь идти спать, должен бодрствовать; когда хочешь бодрствовать, должен идти спать. Для Ордена ты должен отречься от отца, от матери, от брата и сестры, и в награду за это Орден даст тебе хлеб, воду да рубище».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В результате революции 1917 г. имп. ордена были упразднены, в Советском гос-ве учреждались новые ордена, к-рыми духовные лица до Великой Отечественной войны на практике не награждались, а после нее если и награждались, то не за церковные заслуги. В наст. время широко применяется практика награждения духовных лиц гос. орденами за их общественные заслуги. В 1958 г. в РПЦ был учрежден орден, приуроченный к 40-летию восстановления Патриаршества (юбилей этот праздновался с опозданием на один год - не в 1957, а в 1958). Это был орден св. кн. Владимира 3 степеней. Первоначально он, однако, назывался не орденом, но «нагрудным знаком в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался в основном для награждения представителей братских православных, а также инославных Церквей. Определением Синода от 10 окт. 1978 г. был учрежден орден прп. Сергия Радонежского, также 3 степеней. 10 лет спустя определением Синода от 27-28 дек. 1988 г. были учреждены церковные ордена св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой, св. равноап. кнг. Ольги 3 степеней и св. блгв. кн. Даниила Московского, также 3 степеней. Позже, в 90-х гг. XX в. и в 2000-х гг., появился еще ряд церковных орденов. Последним по времени учреждения является орден св. равноап. Николая, архиеп. Японского (6 сент. 2012). В наст. время в РПЦ имеются следующие ордена: св. ап. Андрея Первозванного; св. равноап. кн. Владимира; орден Славы и Чести (как правило, им награждаются за заслуги перед Православной Церковью миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, в т. ч. иноверцы); свт. Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси; прп. Сергия Радонежского; св. блгв. кн. Даниила Московского; св. равноап. кнг. Ольги 3 степеней; прп. Серафима Саровского; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; свт. Макария, митр. Московского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; св. равноап. Николая, архиеп. Японского; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона; св. блгв. царевича Димитрия.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

В крае, некогда считавшемся оплотом атеизма, Церкви возвращены многие святыни, среди них чудотворные Боголюбская и Жадовская иконы Пресвятой Богородицы. Ежегодно по области проходит крестный ход с Жадовским образом. Обустроено место явления Святителя Николая в р.п. Сурское. Причислены к лику святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и многие другие новомученики и исповедники Симбирские. Развивается миссия Церкви в информационном пространстве. Издается газета «Православный Симбирск», выходят приходские издания, действуют официальные сайты епархий Симбирской митрополии, открываются сайты приходов, в сети Интернет организован миссионерский проект «Батюшка онлайн». Владыка Прокл всегда подчеркивал, что все это – труды всех православных священнослужителей и мирян Симбирской земли. Но без молитвенной поддержки Его Высокопреосвященства, без его мудрых слов, непосредственного участия во всех сферах церковного служения, эти усилия не могли бы принести столь обильные плоды.   Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска (пер. Гоголя, 11). По предварительной информации, отпевание и погребение Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла будут совершены в среду, 26 марта 2014 года.   Награды Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла: Церковные: 1979 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III степени; 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского II степени; 2007 г. — орден преподобного Серафима Саровского II степени; 2013 г. – орден благоверного князя Даниила Московского II степени. 2007 г. – медаль серебряная «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» братство во имя Всех Святых г. Москвы; 2008 г. – медаль юбилейная «10 лет прославления Св. блаж. Андрея Симбирского Христа ради юродиваго»; 2013 г. – орден «Алгыс» («Благодарность») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Светские: 1965 г. – медаль памятная «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-45 гг.»;

http://pravmir.ru/o-mitropolite-prokle-d...

Орден иоаннитов, или Рыцарский орден госпитальеров, возник в 1120 году в Иерусалиме. Назван по иерусалимскому госпиталю Святого Иоанна, где члены ордена ухаживали за больными. Создан он был в 1099 году как монашеский орден и позднее (в 1120 году) преобразован в рыцарский орден. Иоанниты помимо тройственного обета приняли четвертый - уход за больными. Их устав сходен с уставом тамплиеров, он был утвержден папами Евгением III и Луцием II. Они носили плащи черного или красного цвета с белым крестом. Позже иоанниты стали фактически вооруженными защитниками Святой земли и вплоть до падения Акки (1291) упорно сражались с турками. Эти два рыцарских ордена были организованы и руководимы французами. Включение Германо-римской империи в крестовые походы привело к созданию Немецкого рыцарского ордена (германские рыцари не хотели отставать от французов). Немецкий рыцарский орден сформировался в 1198 году из германских рыцарей, сражавшихся в Святой земле; они воспользовались уставом тамплиеров. Члены ордена носили на своих белых плащах черный крест. Центр тяжести их деятельности вскоре был перенесен в Европу. В начале века борьба между папой и императором за инвеституру вспыхнула с новой силой. Папа в 1102 году на Латеранском соборе возобновил запрет на светскую инвеституру. Нарушившего этот запрет императора Генриха и его окружение папа отлучил от церкви. Поражение Генриха IV было ускорено тем, что папе вновь удалось восстановить против императора его собственных сыновей. Но так как Рим находился в руках антипапы, то папа Пасхалий II (1099-1118) уехал во Францию. Установлению хороших отношений с французами способствовало то, что король Филипп I отказался от инвеституры перстнем и пастырским посохом, не потеряв при этом решающего влияния на избрание высших чинов церкви. В 1107 году в Сен-Дени французский король и папа заключили союз, который на столетие обеспечил папам благосклонность со стороны Франции. В схватках пап и антипап венгерские короли также занимали позиции то на стороне одного, то на стороне другого.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

493 ...Борисъ же Межибожьскый свтомъ Доброславълимъ и Збыславлимъ...– Борис Межибожский – болоховский князь; В. Т. Пашуто предполагает, что он – сын Мстислава Ингваревича, который в 6735 (1227) г. захватил Перемиль и Межибожье. Доброслав, Збыслав – см. выше. 496 ...торкы... со торки...– тюркское племя, жившее в Болоховской земле (на южной границе Киевской земли, на р. Росе); в ркп. торцькы. 497 ...крижевникомь Тепличемь, рекомымь Соломоничемь.– Имеется в виду Тевтонский орден (существовал с XIII в. по 1525 г.), католический рыцарский орден, в задачу которого входило распространение католичества в Прибалтике. Русские и польские князья, а также литва, ятвяги, пруссы, жмудь постоянно воевали с немецкими рыцарями, защищая независимость своей земли. Кроме собственно Тевтонского ордена, был еще орден Меченосцев (основанный в 1202 г.), который присоединился к Тевтонскому в 1237 г., после разгрома его новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. На территории Польши существовал еще орден «Добжинские братья», который слился с Тевтонским в 1235 г. в один Ливонский орден. Рыцари-монахи (летопись называет их «божии дворяне» или «немци-братья») назывались крижевниками (крестоносцами) из-за нашитого на их одежде креста, или тепличами (темплиерами), потому что в основу их устава был положен устав палестинского ордена темплиеров (храмовников); с этим же связано название соломоничи. 500 ...пошелъ бяше Фридрихъ царь на грцика войною...– Фридрих II – император германский, и Фридрих Воинственный – герцог австрийский (см. выше). 501 ...приде Ярославъ Суждальскый...– Ярослав Всеволодович Суздальский (1190–1246) – сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, отец Александра Невского. В 6743 (1235) г. он захватил Киев, в 6752 (1244) г. был у Батыя «с честью», в 6754 (1246) г. умер по пути из Орды (считается, что татары его отравили). 502 Пискупу же Артмью и дворьскому Григорью...– Артемий – епископ галицкий (1235–1240), сторонник князя Ростислава Михайловича. См. также рассказ 6749 (1241) г. Григорий Васильевич – боярин галицкий, дворский; см. о нем также под 6748 (1240) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. 8) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. 9) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви . ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего отечества. Статут ордена святого Апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом святого Апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Звезда ордена носится с правой стороны в верхней части груди. 5. Знак ордена крепится на плечевой ленте и располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже. Описание ордена святого Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена. Знак ордена представляет собой Андреевский крест, образованный четырьмя зелеными гранеными камнями в оправе в виде жгута. В центре знака – овальный медальон с образом святого Апостола Андрея Первозванного. Святой изображен в полный рост на фоне креста и гористого пейзажа; правая рука – благословляющая, в левой – развернутый свиток. По сторонам, на уровне плеч святого, надпись: справа – С. АНДРЕЙ, слева – АПС. ПЕРВ. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона – позолоченный рант в виде жгута и 24 бесцветных прозрачных страза. Крест наложен на серебряный оливковый венок. По вертикальным и горизонтальным осям на венок наложены четыре красных граненых камня. Венок наложен на 28 позолоченных двугранных лучей. В оглавии знака – позолоченная корона, увенчанная крестом и украшенная тремя стразами. У основания короны расположена позолоченная лента.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

7) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. 8) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. 9) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви . ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего отечества. Статут ордена святого Апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом святого Апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Звезда ордена носится с правой стороны в верхней части груди. 5. Знак ордена крепится на плечевой ленте и располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже. Описание ордена святого Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена. Знак ордена представляет собой Андреевский крест, образованный четырьмя зелеными гранеными камнями в оправе в виде жгута. В центре знака – овальный медальон с образом святого Апостола Андрея Первозванного. Святой изображен в полный рост на фоне креста и гористого пейзажа; правая рука – благословляющая, в левой – развернутый свиток. По сторонам, на уровне плеч святого, надпись: справа – С. АНДРЕЙ, слева – АПС. ПЕРВ. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона – позолоченный рант в виде жгута и 24 бесцветных прозрачных страза. Крест наложен на серебряный оливковый венок. По вертикальным и горизонтальным осям на венок наложены четыре красных граненых камня. Венок наложен на 28 позолоченных двугранных лучей. В оглавии знака – позолоченная корона, увенчанная крестом и украшенная тремя стразами. У основания короны расположена позолоченная лента.

http://religare.ru/2_97142.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010