11-го февраля 1798-го года Святейшим Синодом сделан был запрось всем епархиальным архиереям об имеющихся в их епархиях достойных кандидатах в соборные 3879 . Митрополит Гавриил представил в августе 1798-го года из состоявших в Александро-Невской Академии учителей иеромонахов Дамаскина и Амвросия и иеродиаконов Амвросия и Моисея 3880 . В октябре 1798-го года Святейший Синод определил быть соборными в Александро-Невской Лавре 4-м кандидатам, представленным митрополитом, и, кроме того: Казанской Академии префекту, иеромонаху Антонию и учителю, монаху Гервасию, Тамбовской Семинарии префекту, иеромонаху Мисаилу и Морского Кадетского Корпуса иеродиакону Анатолию. Во всех 3-х обителях оказался некомплект соборных. Все они были оставлены при своих должностях и разница их положения по сравнению с прежними выражалась только в назначении им новых окладов 3881 . Монах Гервасий, по посвящении во иеромонаха, был определен 28-го апреля 1800-го года строителем Казанского Иоанновского Монастыря 3882 . Митрополит Гавриил недолго оставался у кормила власти в новое царствование. Он как бы сжился с прошлым царствованием – Екатерины Великой – и теперь уступил место другим. Когда Императрица 4-го ноября опасно заболела, митрополит почти не покидал дворца, пребывая в дворцовой церкви, в которой накануне кончины Государыни провел всю ночь. После кончины Екатерины Великой 6-го ноября 1796-го года он первый принос присягу наследнику Престола, ставшему Императором, Павлу Первому. Новый Государь благоволил к старому митрополиту. Желая изъявить ему знак особенного внимания, Государь пожаловал ему в 1796-м году, 8-го ноября, орден святого апостола Андрея Первозванного, – первый орден, пожалованный духовному лицу. До того времени духовные лица орденов не получали. После коронации Государь пожаловал митрополиту алмазные знаки этого ордена и, согласно орденскому статуту, 1-й поместий, положенных кавалерам ордена, – 14 сел в Лужском уезде. В 1797-м году митрополиту был пожалован и орден святого Александра Невского. Государь пожаловал митрополиту и Мальтийский орден святого Иоанна Иерусалимского, но митрополит не решился принять этот орден, как инославный.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В конце концов в 1542 году Павел III созвал в Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542–1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I согласился на открытие Тридентского собора. Папы времен Тридентского собора (1545–1563) Реформация вынудила папство вновь стать духовной движущей силой, подключившейся к историческому развитию. Еще до созыва Тридентского собора началась реформаторская работа в Испании и Италии, которая и определила характер собора. Реформация, которая была процессом гораздо более широким и глубоким, чем просто католическое обновление, проходила в двух направлениях: с одной стороны, она имела теологически-религиозно-нравственный характер и, с другой – организационно-церковный и дисциплинарный. Католическая реформа затрагивала те же самые теоретические и организационные проблемы, что и Реформация, только с противоположным знаком. В то время как острие Реформации было направлено против монашеских орденов и папства (она лишала монашеские ордена их сферы деятельности и отрицала папство), католическая реформа началась с монашеских орденов и вела к укреплению принципа абсолютного авторитета папства. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу. Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в новом духе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Орден Андрея Первозванного 30 ноября 1698 Петром I была учреждена первая и награда России - Орден св. Андрея Первозванного. Орден выдавался и за боевые подвиги, и за гражданские отличия, считался главным среди российских орденов. Его присуждали за чрезвычайные заслуги перед Отечеством лишь офицерам чином не ниже генерала, видным государственным деятелям и представителям духовенства. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из собственно знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в ее центральном медальоне девизом ордена " За веру и верность " . Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи (см. фото). Первым кавалером ордена стал дипломат Федор Головин в 1699. Вторым - тут заметна ирония судьбы - гетман Иван Мазепа, получивший его из рук Петра I в 1700. В царствование Петра ордена были удостоены еще 38 человек, в том числе получивший эту награду тайно - за симпатии к России - " валашский господарь " Константин Брынковяну, который не был внесен в официальные списки награжденных. Среди кавалеров ордена Св. Андрея полководцы Петр Румянцев-Задунайский и Александр Суворов, государственные деятели Федор Апраксин и Григорий Потемкин. Павел I первым начал жаловать орденами лиц духовного звания. Узаконено было Павлом и награждение всех без исключения младенцев мужского пола - великих князей орденом Андрея при крещении, а князей императорской крови - по достижении совершеннолетия. К слову, отсюда пошел обычай перевязывать младенцев мужского пола лентой голубого цвета. В 1807 ордена были удостоены Наполеон I, его брат Жером Бонапарт, маршалы Бертье и Мюрат, князь Талейран. В 1815 - знаменитый английский полководец герцог Веллингтон. Орден был упразднён в 1917 году. Спустя 300 лет, в 1998, этот орден в России был возрожден указом президента Ельцина. Первыми кавалерами стали академик Дмитрий Лихачев, изобретатель автомата Михаил Калашников и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/13/...

Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жизни идеалы жизни истиннохристианской продолжаются и теперь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мирскую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV веках, более замечательны следующие. Орден цистерцианский или бернардинский. Он основан был в 1098 году одним дворянином из Шампани, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден цистер­цианский. Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктинского устава – Это полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалис II (1099–1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел немного членов. Орден цис­терцианский начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знаменитый Бернард Клервосский (прозванный так от принадлежащего ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к этому почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По легенде, тщеславный чудак особенно мечтал получить орден святой Анны, не имея никаких наград. А ему хотелось отличиться с такими-то капиталами! Орден сей учредила императрица Анна Иоанновна: он представлял собой равноконечный крест из темно-рубинового стекла с круглым медальоном, в котором находилось изображение святой Анны. Концы креста были соединены ажурным орнаментом. Со временем Аннинский орден был полузабыт, и только Павел I восстановил его в день своей коронации в 1797 году. По преданию, одним из первых император наградил этим орденом Николая Дурасова. И будто бы, получив вожделенную награду, «свежий кавалер» купил Люблино и пригласил архитекторов Родиона Казакова и Ивана Еготова, которые тогда работали в Кузьминках, увековечить свою мечту в камне: выстроить дворец, символически запечатлевший орден святой Анны. В план трехэтажного дома положен равноконечный крест с кругом посередине, а концы креста соединены круглой колоннадой. Внутренняя планировка вторит общему замыслу сочетания креста и круга: в центре первого этажа находится круглый парадный зал, на втором этаже – такой же зал, но поменьше. От круглых залов с четырех сторон, как стороны креста, отходят боковые комнаты. Здание завершал большой купол, увенчанный статуей Аполлона – покровителя искусств, к которым был весьма склонен хозяин имения. Уникальность расположения и планировки дворца состояла и в том, что из всех его окон открывались дивные дальние панорамы: видны были Коломенское, Николо-Перервинский монастырь, Москва-река и даже кремлевские башни с куполами соборов. Дурасов не стал строить себе домовой церкви. Рядом был монастырь, а главное, хозяин не собирался здесь жить: по преданию, он даже ни разу не заночевал здесь. Он построил сугубо увеселительный дворец, «богатый приятностями и гостеприимством», где задавал свои роскошные пиры и балы. Ученые считают, что легенду про орден придумали следующие владельцы имения уже после смерти Дурасова – для привлечения публики в Люблино. Под сомнение ставят даже сам факт награждения Дурасова этим орденом, хотя и не опровергают его. Реальными прототипами люблинского дворца называют и сельские дома около Рима, и творения итальянца Андреа Палладио, и переработанный проект «храма изящных искусств» теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, и даже проект «салона Аполлона» в Версале, созданный Никодемусом Тессином Младшим для короля-солнца Людовика XIV. И особенно «русский Версаль» – императорский Павловск.

http://pravoslavie.ru/4344.html

По степени связанности с общежительным монашеством англиканские ордены можно разделить на следующие группы: 1) традиционные ордены, то есть сплочённые сообщества, проживающие вместе; 2) рассредоточенные общины — их члены придерживаются монашеских обетов, в ряде случаев — безбрачия, живут по одному, реже группами по два-три человека; 3) т. н. признанные общины — их члены живут, принимая адаптированные монашеские обеты; 4) экуменические общины, созданные англиканами, но открытые и для других христиан . 2. Лютеранские ордены . Один из примеров — Общество святой Троицы (Societas Trinitatis Sanctae), созданное в 1997 году для общения, молитвы и поддержки лютеранских пасторов консервативных деноминаций (Лютеранская церковь Миссури-Синод, Лютеранская церковь Северной Америки, Евангелическо-лютеранская церкви в Америке и Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде) . 3. Кальвинистские ордены . К ним относится орден Созерцателей (Ordre des Veilleurs, другое название — Fraternité Spirituelle des Veill). Он был основан сыном пастора У. Моно в 1923 году. Во время учёбы в протестантском вузе Моно, потрясённый суетной жизнью студентов, совершенно не похожей на жизнь будущих служителей церкви, испытывал острую потребность сохранять навык молитвенной жизни. Став пастором, Моно организовал группу собратьев, чтобы регулярно вместе молиться. Сейчас орден существует не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Канаде. С 2012 года главой ордена впервые стала женщина — пастор К. Ко-Берту . 4. Методистские ордены . К ним относится Орден святого Луки (Order of Saint Luke). Он был основан методистом Р. П. Маршаллом в 1946 году. Маршалл интересовался исторической литургикой и задался целью литургического обновления своей церкви . Хотя орден и был создан как методистский, однако сейчас включает представителей других протестантских деноминаций. Орден святого Луки сосредоточен на литургических исследованиях и образовании. В это сообщество входят священнослужители и миряне, женатые и холостые. Члены ордена не проживают вместе, но стремятся организовать центр на определенной территории . 

http://bogoslov.ru/article/6172735

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла руководитель Пресс-службы священник Александр Волков , сотрудники Пресс-службы Олег и Елена Варовы приехали к отцу Андрею и его супруге матушке Иулиании в их небольшую квартиру в Санкт-Петербурге. Публикуемый материал — запись состоявшейся во время этой встречи беседы. В последние годы отец Андрей дал несколько интервью. Возможно, это самая продолжительная из записанных бесед отца Андрея за всю его долгую жизнь, во всяком случае — это самое большое из последних его интервью. Но это не интервью в обычном понимании слова, а разговор радушных хозяев с желанными гостями, в который время от времени энергично вступает матушка, в котором нет определенного сценария, но много деталей и эпизодов, нехарактерных для интервью в строгом смысле. Отец Андрей обладал большим певческим даром, но в деталях этой беседы проявляется особый человеческий дар и самого отца Андрея, и его жертвенной жены — дар искренней и непоколебимой веры в сочетании с сердечной простотой и любовью. Отчасти поэтому при подготовке данного материала было принято решение публиковать его в целом в том виде, в каком он поступил в редакцию, без существенных правок и сокращений. Душа человека, большой талант или положение которого общепризнаны, часто бывает отравлена высокомерием и самомнением. В отце Андрее не было и тени надменности. Неизменные добродушие, скромность, простосердечие Патриаршего архидиакона и его верной спутницы жизни матушки Иулиании располагали к ним всех, кому посчастливилось тесно общаться с ними. Сочетание этих черт с глубокой верой и талантом позволили приснопамятному отцу Андрею стать одним из самых любимых в народе священнослужителей Русской Православной Церкви.   Патриарший архидиакон встретил гостей в своей небольшой квартире, обнял их, справился о том, как добрались в Санкт-Петербург, и повел в комнату. — Вот что я хочу показать вам, — отец Андрей достал свои награды. — Это только часть, тут еще две новых коробки. Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II степени, орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, орден святого преподобного Серафима Саровского III степени. Вот последний орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени дал мне Святейший в связи с 90-летием со дня рождения. А вот орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, которого я удостоился, вообще мало у кого есть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5430208...

Мы уже знаем, что иезуиты боролись со своим благодетелем Карлом Барромеем и презирали власть этого племянника Пия IV. В то же самое время, они тиранствовали в Испании, под защитой лицемерного Филиппа II. Карл V не был особенно предан иезуитам. Бобадилья, сопровождавший армию, высланную Карлом V против протестантов, и присутствовавший при Мюльбергской битве, высказался против него, когда он своим перемирием прекратил враждебные действия. Иезуиту хотелось войны не на живот, а на смерть, и он старался возмутить католиков. Утомившись государственными делами, Карл V удалился в Испанию, в монастырь Св. Юста. Его посетил там Франциск Борджиа, который кончил тем, что поступил в орден и сделался его генералом. Франциск Борджиа носил имя, опозоренное в летописях Церкви, но иезуиты закрывали глаза на нечестие Александра VI и видели в своем новом члене лишь богатого принца с сильными связями, который мог быть полезен ордену, в особенности, в Испании. Приглашенный Карлом V в Сан-Юст, Борджиа расхвалил ему орден и расположил его в пользу иезуитов. Карл V одобрил орден и тем, приобрел ему новых покровителей, так как, хотя и удалившись от мира, старый император имел большое влияние на двор Филиппа II, своего преемника в Испании. Сам Филипп руководился советами Франциска Борджиа. Он лучше всякого другого ценил политику ордена Иисуса, ибо это была его собственная политика. Некоторые косвенные обвинения, направленные против иезуитов, возбудили лишь легкие подозрения в этом человеке, по природе своей склонном повсюду видеть врагов. Поэтому, в его царствование, орден расширился: появились коллегии в Толедо, Окане, Монтелле, Паленции, Сеговии, Бельмаре и Мадриде. Университет в Алькале превратился во вспомогательное заведение иезуитов, по выражению одного из их последних апологетов. Тридцать четыре доктора этого университета были занесены в списки ордена с 1558 года… В Португалии орден оставался могущественным по-прежнему: Франциск Борджиа был оракулом при тамошнем дворе. Иезуиту Гонзалесу де Камара было поручено воспитание молодого короля Себастиана, наследника Uoahha III ; государь этот причинил Португалии много зла и был причиной падения своей династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Но были и исключения. Оформление ордена Пеликана во имя «святого рыцаря Георгия», основанного в 1444 году курфюрстом-пфальцграфом Рейнским Людвигом IV Добрым, напоминало лишь о мученичестве. Согласно древней легенде, пеликаны – самоотверженные родители, готовые в голодное время накормить птенцов собственной плотью. В христианской традиции символ пеликана оказался связан прежде всего с крестными страстями Христа, но также и с мученичеством и исповедничеством вообще. Согласно житию, мученичество Георгия поистине «напитало» очевидцев, многие из которых приняли христианскую веру или утвердились в ней. Избрав знаком своего ордена пеликана в гнезде, курфюрст желал показать, что главная рыцарская добродетель, заповеданная Георгием – это готовность жертвовать собой. Среди множества иных рыцарских орденов, посвященных Победоносцу, следует прежде всего упомянуть Константиновский орден святого Георгия в Королевстве Обеих Сицилий, одноименный орден герцогства Пармского, баварский и ганноверский ордена святого Георгия, греческий королевский орден святых Георгия и Константина, а также военный орден святого Георгия в герцогстве Луккском, основанный в подражание российскому. Некоторые из этих орденов существуют до сих пор как династические. В Британии существует, помимо ордена Подвязки, также орден святых Михаила и Георгия. Приложения Приложение I О почитании святого Георгия в Грузии Святой великомученик Георгий является самым почитаемым святым в Грузии и вместе с Пресвятой Богородицей считается небесным покровителем этой страны. В Историко-этнографическом музее в Зугдиди хранится часть мощей святого Георгия (сустав колена великомученика). В иконе святого Георгия из церкви в Бочорме заключен локоть святого. Вахушти Багратиони пишет, что в Грузии не было ни одного холма или возвышенного места, на котором не стояла бы церковь во имя Георгия, поэтому в средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией. Просветительница Грузии равноапостольная Нина завещала посвящать храмы, которые захотят воздвигнуть в ее честь, великомученику Георгию, который приходился ей родственником (по одной из версий, двоюродным братом по отцовской линии). По преданию, первый храм, построенный в Грузии в честь святого Георгия, был заложен святым царем Мирианом в год кончины равноапостольной Нины (335) на месте ее погребения в Бодбе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

К василианам относятся: Орден итальянских василиан монастыря Гроттаферрата (лат. Ordo Basilianus Italiae, seu Cryptoferratensis; Криптоферратский монастырь основан в 1004 г. монахом Нилом Росанским в 18 км от Рима; после Великого раскола этот и ряд других монастырей Южной Италии продолжали практиковать византийскую литургию и жить по уставу Василия Великого , находясь в общении со Св. Престолом в составе Итало–греческой, позднее Итало–албанской восточнокатолической церкви; в 1579 г. на основе греческих монастырей в Центральной и Южной Италии папа Григорий XIII основал единый орден итальянских базилиан с центром в Гроттаферрате; в 1937 г. Пий XII возвёл аббатство Гроттаферрата в статус территориального аббатства с прямым подчинением Ватикану), Итало–албанская католическая церковь ; Орден василиан святого Иосафата (лат. Ordo Basilianus Sancti Josaphat, укр. Чин Святого Bacuлiя Великого и Bacuлiяhcьkuй Чин святого Йосафата, основан в 1617 г. на основе украинских и белорусских монастырей, принявших Брестскую унию 1596 г., первоначально именовался Орденом Св. Троицы и был утвержден папой Урбаном VIII в 1631 г., впоследствии переименован в Честь св. Иосафата Кунцевича; деятельность ордена способствовала переходу в католичество восточного обряда православного населения Речи Посполитой; с 1720 г. все грекокатолические монастыри в Речи Посполитой принадлежали василианам, до конца 18 в. практически все грекокатолические киевские митрополиты были василианами), Украинская грекокатолическая церковь ; Мелькитские ордена Св. Спасителя (лат. Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum, основан в 1684 г. в Ливане, утверждён Св. Престолом в 1717 г.), св. Иоанна Крестителя (лат. Ordo Basilianus Sancti Johannis Baptistae Melkitarum, также называемый Орден шувайритов; основан в 1712 г. в Ливане, в поселке Шувайр, утвержден Св. Престолом в 1757 г.) и орден алеппинцев (лат. Ordo Basilianus Aleppensis Melkitarum, основан в 1829 г. в Ливане, ответвился от шувайритов; утвержден Св. Престолом в 1832 г.), Мелькитская грекокатолическая церковь . Все василианские ордена имеют также женские ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010