Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПИТАЛИТЫ [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане , антониты , братья милосердия (бонифратры), иоанниты (впосл. Мальтийский орден ), тринитарии , братья Св. Духа, орден св. Лазаря, Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии , орден св. Екатерины Александрийской и др.; в широком смысле к Г. принадлежат также светские католич. орг-ции, занимающиеся подобной деятельностью. До появления орденов и конгрегаций Г. приют и помощь странникам, неимущим и больным оказывали в монастырских госпиталях, к-рые стали возникать на рубеже V и VI вв. Определяющую роль для зап. монашества играл устав прп. Венедикта Нурсийского . В пункте 4 среди проч. форм «благих деяний» указывается на необходимость «бедных - насыщать, раздетых - одевать, больных - посещать, мертвых - хоронить» (pauperes recreare; nudum vestire; infirmum visitare; mortuum sepelire). В X-XI вв. под влиянием клюнийской реформы благотворительность и опека нуждающихся в помощи были провозглашены одними из важнейших обязанностей монахов. Большое значение заботе о бедных и немощных придавал возникший в нач. XI в. под влиянием клюнийского движения орден цистерцианцев . Госпитали существовали и в городах, находясь под опекой епископов и кафедральных капитулов. В 836 г. Собор в Ахене предписал каждому городу иметь госпиталь, но до XII в. это постановление носило скорее декларативный характер. В X в. наряду с епископскими госпиталями, к-рые имели частный характер, возникали госпитали при капитулах, к-рые содержались канониками. Оба типа учреждений сочетали функции приюта для всех нуждающихся и клиники. В средние века госпитали и странноприимные дома строились в местах, наиболее посещаемых паломниками. Выделение в особую группу общин Г., впосл.

http://pravenc.ru/text/166293.html

П. стал 1-м предстоятелем ФПЦ, имевшим монашеский постриг. Глубокое внимание уделял монашескому деланию, непрерывно творил Иисусову молитву и учил ей своих духовных чад, строго соблюдал посты. Важным считал ежедневное совершение литургии, в последние годы жизни (после выхода на покой) устроил в своей квартире домовый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы и служил ежедневно. Стремился к молитвенному уединению: с лета 1964 г. все свободное время проводил на даче - на небольшом острове на озере в 40 км от Куопио. Особое попечение оказывал Нововалаамскому мон-рю; по его инициативе в 1975-1977 гг. был возведен и 5 июня 1977 г. освящен каменный Спасо-Преображенский храм мон-ря (до этого монахи служили в храме, устроенном из 2 деревянных амбаров, ныне - Старый храм, или храм Всех святых, на Валааме просиявших). В торжествах участвовали делегации РПЦ, Православной Церкви в Америке и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По окончании литургии выступил хор под упр. П. (ЖМП. 1977. 10. С. 55-56). В 1987 г. учредил празднование в честь чудотворной Валаамской иконы Божией Матери и написал тропарь и кондак празднику (1-е празднование состоялось в 1988). Награды: медаль Зимней войны (1940, Финляндия), Крест свободы с 4 мечами (1943, Финляндия), Большой крест со звездой ордена Святого Агнца (1960, ФПЦ), орден Белой Розы 1-й степени (1964, Финляндия), Золотой почетный орден вмч. Георгия 1-й степени (июнь 1967, Грузинская Правосл. Церковь - ЖМП. 1967. 8. С. 9), орден св. кн. Владимира 1-й степени (23 июня 1967, РПЦ - Там же. С. 2, 9), большой крест ордена «Феникс» (1972, Греция), большой крест ордена ап. Павла (1972, Элладская Православная Церковь), орден св. равноап. Марии Магдалины 1-й степени (1972, Польская Православная Церковь), большой крест ордена Льва (1979, Финляндия), орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (РПЦ; 3 сент. 1981 - Там же. 1981. 11. С. 6) и др. Воспоминания о П. оставили митр. Амвросий (Яаскеляйнен), архиеп. Лев (Макконен), архим. Сергий (Раяполви), прот. Александр Шмеман, Е. Б. Павинская, Э. Карьялайнен, мон. Христодула (Лампи), Э. Пииройнен, Т. Лайтила и др. Труды

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Ваше Святейшество, для меня большая, огромная честь отметить Ваши заслуги, труды на благо Родины и вручить Вам высшую награду России — орден святого апостола Андрея Первозванного, особо почитаемого просветителя и проповедника христианской веры. Еще раз от души поздравляю Вас с юбилеем. Желаю доброго здоровья, успехов в Вашем благородном служении. Патриарх Кирилл: Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Я сердечно благодарю Вас за те слова, которые Вы сейчас сказали, отметив мой скромный труд, и, конечно, за этот высший орден России. Орден Андрея Первозванного — это государственная награда, но неслучайно эта высшая награда установлена в честь апостола Андрея. Он был одним из двенадцати апостолов, который просветил светом Христовой истины ту землю, которая сегодня является значительной частью России. И поэтому, конечно, этот орден является в каком-то смысле не только высшим государственным знаком отличия, но и святыней, потому что на нем изображен святой Андрей Первозванный. Отталкиваясь от того факта, что высшим орденом современной России является орден Андрея Первозванного, просветителя нашей земли, я бы хотел сказать о том, как изменилась жизнь нашего народа за последние десятилетия, как изменились люди. Известно, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», — так говорит мудрость церковная. Но и нет ни одного человека, который бы прожил жизнь, не ошибаясь. Бывают и коллективные ошибки, и мы знаем, что в истории нашего народа и страны были такие ошибки. На излете XX века и в начале XXI века таким удивительным образом выстроилась наша жизнь — государственная, общественная, личная жизнь огромного количества людей, — что мы сознаем, что живем в счастливой стране. И хотя много проблем, и они всем нам знакомы, мы имеем самое главное — мы свободны, мы независимы, мы сохранили нашу культуру, мы сохранили нашу веру. Сохранился наш народ, несмотря на тяжелейшие перипетии XX века. Сегодня Россия с большим запасом прочности идет по своему историческому пути, и в этот особый период нашей истории Вы возглавляете Отечество наше.

http://radonezh.ru/2021/11/20/prezident-...

Знаки ордена — звезда, крест, лента — остались прежними. Изменилась лишь цепь, на которой в особо торжественных случаях носится орден. Теперь она состоит из 17 чередующихся звеньев трех видов: государственного герба Российской Федерации, картуша с вензелем Петра I и розетки, покрытой красной эмалью, разделенной золочеными полосками в виде сияния. Новшеством также стало то, что лента без ордена на гражданской одежде носится в виде розетки, а на форменной одежде — на планке. Первым кавалером возрожденного ордена стал знаменитый петербургский филолог и историк академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, затем конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Промыслительно, что Святейший Патриарх, трудами которого на Ленинградской кафедре было положено начало возрождения соборного храма ордена апостола Андрея на Васильевском острове, стал кавалером этой высочайшей награды. А в 2002 г. орденом наградили известного православного митрополита Московского Патриархата в Великобритании Антония (Блюма). В 1988 г. в России появился и самостоятельный церковный орден святого апостола Андрея Первозванного. Он был учрежден в качестве высшей награды Русской Православной Церкви определением Священного Синода от 28 декабря 1988 г. в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси. Орден имеет одну степень, и награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Орден святого апостола Андрея представляет собой серебряный с позолотой овальный знак, в котором в технике «Ростовская финифть» на фоне неба в рост изображен святой, держащий в правой руке большой четырехконечный крест. Изображение обрамлено тонким коричневым ободком, который окружен по периметру алмазами, за ними — две пальмовые ветви, на которых вправлены четыре рубиновых камня. Вверху находится корона с тремя алмазами, носится орден на широкой муаровой зеленой ленте через левое плечо. Существует и восьмиконечная алмазная звезда ордена, представляющая собой круг, наложенный на алмазный ромб. В центре круга — монограмма с вензелем С.А. и надписью по окружности «Аз есмь свет миру», в нижней части — крест и две дубовые ветви. Круг унизан по всему периметру алмазами и носится на правой стороне груди.

http://bogoslov.ru/article/564114

Сир. А. конгрегации св. Ефрема, орден, основанный сир. католиками, перебравшимися после смерти сир. католич. патриарха Андрея Ахиджяна (1677) в Ливан, где они в 1706 г. основали мон-рь св. Ефрема. В 1785 г. католич. патриарх Михаил Джарвих построил в Шарфе мон-рь Богородицы, к-рый был признан папой Пием VI . В период первой мировой войны орден фактически распался. Последние сир. А. подвизались в окрестностях Мардина (Турция), в 1934 г. насчитывали всего 5 священнослужителей. Арм. А., орден в составе Армянской католической Церкви. Был основан в 1715 г. в Ливане для армян-католиков по образцу маронитских А. (приняли их устав в 1739); предполагалось, что члены созерцательного ордена также будут участвовать в распространении католичества в Армении. Одобрен папой Климентом XIII . Расцвет деятельности ордена приходится на кон. XVII-haч. XIX в., когда многие католикосы Армянской католической Церкви и католич. патриархи Антиохии принадлежали к А. В кон. 60-х гг. XIX в. в результате конфликта руководства А. с Римской курией орден был фактически распущен папой Пием IX , нек-рые монахи перешли в Армяно-григорианскую Церковь. В нач. XX в. был только один мон-рь арм. А. в р-не Ортакёй в Стамбуле. Халдейские А. св. Хормизда (Ordo Antonianus S. Hormisdae Chaldaeorum), орден Халдейской католической церкви, основанный в 1808 г. по образцу маронитских А. в мест. Алкош вблизи Мосула; одобрен в 1845 г. папой Григорием XVI . Члены ордена, ведя созерцательный образ жизни, принимают участие в миссионерской, педагогической и проповеднической деятельности. Резиденция генерала ордена - мон-рь св. Антония в Багдаде (Ирак). В 1996 г. в 9 мон-рях халдейских А. подвизалось 54 монаха. Лит.: Advielle V. Histoire de l " ordre hospitalier de St. Antoine. P., 1883; Karalevskij C., Tournebize F. Antonins//DHGE. T. 3. Col. 860-873; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 1. S. 101-105; Bd. 2. S. 38-39; Handbuch der bayerischen Geschichte/Ed. M. Spindler u. a. Münch., 1974. Bd. 2. S. 202-207; Mischlewski A. Grundzüge der Geschichte des Antoniusordens bis zum Ausgang des 15. Jh. Köln; W., 1976; Родионов М. А. Марониты. М., 1982. С. 34; An. Pont. 1999. P. 1450-1451, 1518.

http://pravenc.ru/text/114042.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святейший Патриарх Кирилл - защитник и хранитель духовных ценностей Православия Известный ученый о награждении Предстоятеля Русской Церкви орденом Александра Невского 10.01.2011 2743 Время на чтение 3 минуты Вручение Дмитрием Медведевы м Святейшему Патриарху Кириллу ордена Александра Невского является весьма важным шагом. Во-первых, это знаменует преемство эпох, эпохи Древней Руси, когда жил и действовал святой благоверный князь Александр Невский, Московского Царства, когда он был прославлен, Петровской эпохи, когда был учрежден Императорский орден Александра Невского и, наконец, советской эпохи, когда этот орден был возрожден в страшное время Великой Отечественной войны, когда омерзительные потомки псов-рыцарей едва не уничтожили историческую Россию, а вместе с ней и Святую Русь. В то время русский народ был призван Святейшим Патриархом Сергием встать под знамена святого князя Александра Невского и отразить безбожных оккультистов-нацистов. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях неоднократно выявлял истинный смысл Великой Отечественной войны, как войны за жизнь русского народа, исторической России и за спасение Православия. Полагаю, что в этом плане этот орден весьма значим. С другой стороны, это боевой орден, который вручался офицерам. Сейчас идет иная война: информационная, и, глубже того, война духовная. В этой войне Святейший Патриарх является защитником и хранителем духовных ценностей Православия. И, как было подчеркнуто, орден дается за сохранение духовных и культурных традиций. Этим подчеркивается консервативный смысл деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх, еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, являлся автором проекта «Александр Невский - имя России». Не случайно именно его сейчас наградили орденом святого Александра Невского. Это награждение есть признание заслуг не только Святейшего Патриарха, хотя они и весьма велики, но, прежде всего, это признание заслуг всей Русской Православной Церкви в деле сохранения традиций, духовно-нравственных ценностей, в деле сохранения нашего исторического культурного достояния, в деле сохранения и спасения общественной нравственности. Это признание заслуг иерархов, клириков и простых скромных тружеников-мирян, тех «белых платочков», на которых и зиждется Церковь. Это всегда легче и удобнее сделать через личность Предстоятеля Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/10/di...

В Москве здание уч-ща принадлежит Мин-ву обороны, в помещении храма устроен киноконцертный зал. Подавляющее число награждений Е. с. о. было обусловлено принадлежностью женщин к определенному роду или заслугами мужа. Всего было произведено 734 пожалования. Орденом 1-й степени награждались гл. обр. императрицы, принцессы, члены владетельных и королевских домов. Российские вел. княжны получали орден 1-й степени при крещении, а княжны имп. крови - по достижении совершеннолетия. Статут предусматривал принятие в орден помимо членов имп. фамилии «12 дам Большого креста» и «94 дам Малого креста» (на практике это правило не соблюдалось). Российские подданные (помимо членов имп. фамилии) награждались, как правило, орденом 2-й степени, 1-й степени очень редко. Среди получивших орден были княгини Е. Р. Дашкова, Е. И. Голенищева-Кутузова, Е. И. Барклай-де-Толли и др. В 1745 г. орден 1-й степени получила аббатиса Ольденбургская Мария Елизавета, принцесса Гольштейн-Готторпская. Статут 1797 г. предполагал возможность награждения рус. духовных особ. С 1797 по 1917 г. Е. с. о. было награждено 6 игумений: в 1797 г.- Елпидифора (Кропотова); в 1801 г.- кнж. Анфия (Козловская), настоятельница московского во имя Алексия, человека Божия, мон-ря , и кнж. София (Болховская), настоятельница казанского Богородицкого мон-ря ; в 1809 г.- Назарета (Шванвичева), настоятельница казанского Богородицкого монастыря, и кнж. Пульхерия (Шаховская), настоятельница киевского в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра мон-ря ; в 1840 г.- Максимилла (Шишкина), настоятельница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Награждения этих игумений скорее всего были обусловлены их высоким происхождением и связями с имп. двором. Игум. Назарета переписывалась с имп. Марией Феодоровной. Помимо ордена в 1804 г. она была пожалована золотыми часами из Кабинета Е. И. В., украшенными бриллиантами и жемчугом, в 1808 г.- золотым наперсным крестом из Кабинета Е. И. В. В 1809 г. Александр I пожертвовал казанскому Богородицкому мон-рю ризницу и дал беспроцентную ссуду на обустройство. В 1820 г. его супруга имп. Елизавета Алексеевна также пожертвовала монастырю ризницу «в благоволение к личным достоинствам и заслугам» игум. Назареты. Игум. Максимилла в 1817 г. была восприемницей при миропомазании вел. кнг. Александры Феодоровны, супруги буд. имп. Николая I. При ее игуменстве новгородский Духосошественский монастырь постоянно посещали члены имп. фамилии. В 1834 г. по ее ходатайству мон-рь был возведен в 1-й класс.

http://pravenc.ru/text/189641.html

Проводивши владык к царской трапезе, я возвратился крайне утомленный в свою келью к своему скромному обеду. Закусивши кое-чего, я поспешил снова во дворец, чтоб опять провести чрез Синодальную библиотеку архиереев. Когда окончился царский стол, Государь и обе Императрицы тем-же порядком, каким вошли в Грановитую палату, изволили возвратиться в свои внутренние апартаменты; а митрополит и прочие архиереи проведены были мною прежним путем в Мироварную палату, – за что Московский владыка изъявил мне свою благодарность. День священного коронования и миропомазания ознаменован был для высших духовных особ следующими наградами: Московскому митрополиту Филарету, главному деятелю и распорядителю по части церковной при настоящем —277— торжестве, Высочайше пожалован золотой жезл, украшенный драгоценными камнями. 2204 Новгородскому митрополиту Никанору пожалован орден св. равноапостольного князя Владимира 1-й степени. Литовский митрополит Иосиф награжден орденом св. Андрея Первозванного. Архиепископ Казанский Григорий возведен в сан митрополита. Архиепископу Варшавскому Арсению пожалован алмазный крест для ношения на клобуке. Архиепископу Ярославскому Нилу пожалована панагия, украшенная алмазами. Архиепископ Херсонский Иннокентий удостоен звания члена св. Синода. Архиепископы Рязанский Гавриил и Полоцкий Василий получили алмазные знаки святого благоверного в. князя Александра Невского. Епископу Костромскому Филофею пожалована панагия, украшенная драгоценными камнями. Епископу Дмитровскому Алексию, викарию Московскому, пожаловал орден св. Анны 1-й степени. —278— Духовник Их Величеств, протопресвитер В.Б. Бажанов награжден орденом святого Александра Невского. Член Св. Синода, главный священник армии и флотов, протопресвитер В.И. Кутневич получил орден св. Владимира 2-й степени. Наместники лавр: Троицкой архимандрит Антоний и Киево-Печерский архимандрит Иоанн награждены панагиями, украшенными драгоценными камнями. 2205 Примечание. В тот-же день удостоены были некоторые из преосвященных архиереев, не присутствовавших в Москве на торжестве коронации, следующих наград: 1) митрополит Киевский Филарет († 1857 г.) награжден бриллиантовыми знаками ордена св. апостола Андрея Первозванного; 2) экзарх Грузии, архиепископ Исидор возведен в сан митрополита; 3) архиепископ Курский Илиодор († 1861 г.) – награжден орденом свят. Александра Невского; 4) епископы: Воронежский Иосиф (с ноября 1864 г. пребывавший на покое в Воронежском Митрофаниевом монастыре и скончавшийся в 1892 г.), Оренбургский Антоний († 1871 г.), Самарский Евсевий († 1883 г.) – получили орден св. Владимира 2-й степени; 5) епископы: Архангельский Антоний († 1878 г.), Томский Парфений († 1871 г.), Саратовский Иоанникий († 1877 г. в сане архиеп. Херсонского) и Одесский, викарий Херсонский, Поликарп († 1867 г.) – орден св. Анны 1-й степени; 6) архиепископам: Рижскому Платону († в 1891 в сане митроп. Киев.) и бывшему Ярославскому Евгению († 1871 г.) пожалованы драгоценные панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К годовщине кончины архидиакона Андрея Мазура мая 2019 Отец Андрей прожил долгую и непростую жизнь. Родился в 1926 году в селе близ Почаевской лавры на Западной Украине, которая до 1939 года входила в состав Польши. Рано потерял мать. Пережил немецкую оккупацию. После освобождения был призван в Красную Армию, закончил войну под Берлином. Всю последующую жизнь он посвятил служению Богу. В этой жизни было много радостей, было и горе - отец Андрей похоронил двух сыновей. Большую часть своей жизни отец Андрей вел подробные дневники, в которых описывал каждую свою службу и поездку. Он много фотографировал и снимал на видеопленку и в итоге создал и сохранил большой архив записей, фото- и видеоматериалов, являющихся сегодня ценными документами по истории Русской Православной Церкви второй половины XX века. Незадолго до кончины отец Андрей передал свой архив пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла руководитель патриаршей пресс-службы иерей Александр Волков, сотрудники пресс-службы Олег и Елена Варовы приехали к отцу Андрею и его супруге матушке Иулиании в их небольшую квартиру в Санкт-Петербурге. Публикуемый материал - запись состоявшейся во время этой встречи беседы. Возможно, это самая продолжительная из записанных бесед отца Андрея за всю его долгую жизнь, во всяком случае - это самое большое из последних его интервью. Патриарший архидиакон встретил гостей в своей небольшой квартире, обнял их, справился о том, как добрались в Санкт-Петербург, и повел в комнату. - Вот что я хочу показать вам, - отец Андрей достал свои награды. - Это только часть, тут еще две новых коробки. Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II степени, орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, орден святого преподобного Серафима Саровского III степени. Вот последний орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени дал мне Святейший в связи с 90-летием со дня рождения. А вот орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, которого я удостоился, вообще мало у кого есть.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Студентами назывались молодые люди, предназначавшиеся для поступления в орден, если они проявят требуемые качества. Далее мы увидим, как истолковали иезуиты эти правила о нищете и каким образом орден, в основании которого лежит нищета, стал самым богатейшим из когда-либо существовавших в Церкви. В представленном папе изложении, Павел III увидел лишь благочестие и святость, и дал свое разрешение, предоставив новым монахам право по своему благоусмотрению создавать учреждения, которые будут ими сочтены полезными для ордена; он ограничил шестьюдесятью число членов, которые могли быть приняты в новый орден или состоять при нем в качестве присоединенных (agrégés). Заметьте, что устав иезуитов не был еще написан, когда Павел III разрешил их орден, о котором он мог судить только по общему изложению, отличавшемуся от уставов других монашеских орденов только в одном: в обете повиновения папе. Утверждая новый орден, папа имел ввиду лишь создание для Святого Престола преданного и дисциплинированного воинства, помощь которого могла оказаться необходимой при тех исключительных обстоятельствах, в которых находилась тогда Церковь . Протестанты вели тогда с нею тем более опасную борьбу, что на их стороне были общественное мнение и ученые. Для последних, как и для народа, реформа являлась социальной необходимостью, и во имя этой реформы, протестанты вступили с католическим обществом, вообще, и с Римским двором, в частности, в беспрерывную и жестокую борьбу. Павел III понимал, что в их нападках заключалось кое-что истинное и справедливое, иначе он не поручал бы комиссии раскрыть злоупотребления и указать способы к их пресечению; но по какой-то роковой причине представители папской власти, как и вообще, большинство правителей, почти никогда не являлись инициаторами преобразований. Самых рассудительных пап, хорошо понимавших необходимость реформ, удерживали тысячи частных соображений и интересов; они откладывали преобразования на неопределенное время, пока, наконец, утомленный страданиями народ не поднялся во всей своей мощи, разбил все преграды, насильно вырвал то, в чем ему отказывали, и перешел пределы, которых в более спокойном состоянии, он не переступил бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010