• с 2016 г. — член Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями; • с 2016 г. председатель Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Автор книг • Декларация зависимости. — М.: Никея, 2011. — 192 с. • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Фома-Центр, Дар, 2007. — 384 с. (1-е изд. — М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. — М.: Фома-Центр, 2006). • Человек в шкуре дракона. — М.: Никея, 2015. — 208 с. • Церковь, возвышающая голос. — М.: Эксмо, 2018. — 192 с. • Парсуна: откровения известных людей о Боге, о вере, о личном. — М.: Эксмо, 2022. – 416 с. • Время взрослой веры: Как сохранить связь с вечностью/Владимир Легойда, Елена Яковлева — М.: Эксмо, 2022. – 320 с. Автор многочисленных научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы. Награды Церковные • 2023 г. — орден Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени; • 2019 г. — орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени; • 2014 г. — орден свт. Саввы III ст. (Сербская Православная Церковь); • 2013 г. — Золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь); • орден прп. Серафима Саровского III ст.; • орден прп. Сергия Радонежского III ст.; • знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви). Светские • медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (2024) • почетный знак памяти А.А. Дмитриевского (Императорское православное палестинское общество); • знак МИД РФ «За взаимодействие» (2023 г.); • орден Александра Невского (2023 г.). • орден Дружбы (2019 г.); Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения

http://sinfo-mp.ru/legoyda

13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где и прослужил вплоть до своей кончины. Трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Закладку камня в основание собора 21 июля 2016 года совершил Святейший Патриарх Кирилл. Особое внимание владыка Феофан уделял возрождению Казанской духовной академии. К сожалению, этот проект не удалось завершить при жизни архипастыря. В регионе динамично развивался диалог с представителями иных религий, в первую очередь с мусульманами. Митрополит Феофан возглавлял православную часть Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам». Во всех епархиях, где трудился почивший митрополит Феофан, возрождались и основывались монашеские обители, закладывалась база духовного просвещения молодежи, велась активная и масштабная работа по развитию церковно-государственных отношений. Владыка неустанно трудился для поддержания межнацио-нального согласия. Многогранная общественная деятельность архипастыря отмечена высокими церковными и государственными наградами. Среди них орден Преподобного Сергия Радонежского III степени; орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден Святителя Иннокентия Московского II степени; орден Преподобного Серафима Саровского II степени; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством». Посмертной наградой митрополита Феофана стал орден Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени. Владыка был почетным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск. 20 ноября 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан преставился ко Господу. 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялись Литургия и чин отпевания новопреставленного митрополита Феофана. По благословению Его Святейшества заупокойные богослужения возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Митрополит Феофан  погребен в столице Татарстана за алтарем возрожденного усилиями Его Высокопреосвященства Казанского собора.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Императорский орден «Святой Анны», учреждённый в 1735 году как династическая награда герцогства Гольштейн-Готторпского, в 1797 году введён указом императора Павла I b наградную систему Российской империи для отличия духовных лиц, военных, гражданских и придворных чинов, а также иностранцев. Имел 4 степени; низшая, 4я степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден). Офицерам, награждаемым 4й степенью ордена за боевые отличия, вводилась дополнительно надпись: «За храбрость» на эфес холодного оружия и темляк из орденской ленты на эфес, а сам орден официально стал именовался «Орден Святой Анны 4й степени с надписью: «За храбрость». По орденскому Статуту, орден 4й степени представлял собой «красный финифтяный крест в золотом поле, заключённом в красном же финифтяном кругу; над крестом золотая корона. Знак сей прикрепляется к военной шпаге, сабле, полусабле, палашу, кортику (к последнему на верхушке рукоятки). К знакам ордена «Святой Анны», когда он жалуется за военные, против неприятеля, подвиги, присоединяются по два, накрест лежащих, меча: посредине креста и звезды». Награда эта обеспечивала личное дворянство и 50 или 40 рублей ежегодной пенсии. Лицам, награждённым 4й степенью за небоевые отличия, надписи не полагалась. По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена «Святого Владимира». Орденский праздник – день святой Анны Пророчицы (3 февраля ст.ст.), орденский храм – во имя свв. Симеона и Анны-пророчицы в Санкт-Петербурге (где с 1829 года заседала Кавалерская дума ордена «Святой Анны»). После Октябрьской революции орден прекратил своё существование как российская награда, однако продолжил существовать как династическая награда Дома Романовых в эмиграции. Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира (сокр. орден Святого Владимира) в четырёх степенях учреждён в 1782 году Екатериной II в честь князя Владимира Святого и вручался за особые заслуги перед Отечеством и за выслугу лет. Девиз ордена – «Польза, честь и слава». День празднования – 22 сентября. До 1917 года являлся наградой для широкого круга военных в чине от подполковника, а чиновникам среднего ранга вручался за гражданские заслуги. В 1789 году Екатерина II особым указом определила как дополнительное видимое отличие для знака ордена Св. Владимира IV степени, получаемого за военные подвиги, бант из орденской ленты. Первым кавалером ордена Св. Владимира IV степени с бантом стал капитан-лейтенант Д.Н. Сенявин, вторым – М.Б. Барклай-де-Толли.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Григорий Турский в произведении «In Gloria Martyrum» (О славе мучеников) (PL. 71. Col. 792-793) описывает чудеса Г. и упоминает перенесение мощей этого святого в Лимож и в Ле-Ман. По свидетельству Венанция Фортуната, к-рый в 5 двустишиях прославляет подвиг великомученика, в Майнце в сер. VI в. в честь Г. была построена базилика (Carm. II 16//PL. 88. Col. 107). В VI-VII вв. церкви, посвященные вмч. Георгию, существовали в Майнце, Меце, Шеле, Сен-Боэре и, возможно, в Суасоне, Париже, Бордо и Арле. В 852 г. Петр из Испанской марки упоминает о перенесении в Испанию мощей Г. и св. Аврелия (Marca Hispanica. P., 1688. Barcelona, 19982. Col. 357). В Англию культ Г. проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 г. ц. св. Георгия в Донкастере. Во время 3-го крестового похода (1189-1192) Ричард I Львиное Сердце, к-рый видел Г. в блистающих доспехах во главе христ. войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого. Видимо, с этого времени флагом англ. армии становится знамя св. Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV в. Г. был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 г. англ. кор. Эдуард III учредил орден св. Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 г. день памяти святого 23 апр. считался 2-м по значимости праздником после Рождества Христова. На совр. флаге Великобритании изображен Георгиевский крест. Г. является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Среди религ. и военных орденов Г. посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, орден Подвязки, арагонский орден Калатрава и др., а также существующий до наст. времени Свящ. Константиновский военный орден св. Георгия (назван в ср. века орденом золотого всадника), легендарным основателем к-рого считается визант. имп. Константин Великий. Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 г. имп. Исааком II Ангелом . В 1690 г. Андреа Флавио, последний из имп. рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герц. Пармскому, к-рый в свою очередь передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, к-рый и дал ордену совр.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Духа часто использовались папами для решения экономических и политических задач, к-рые стояли перед Папским гос-вом; с 1870 г. банк стал светским ( Ponti E. Il Banco di S. Spirito et la sua funzione economica in Roma papale (1605-1870). R., 1951). В 1625 г. франц. отд-ние ордена провозгласило себя независимым от Рима, было упразднено во время Французской революции 1789-1999 гг. В Венгрии и Португалии орден просуществовал до 1834 г., когда религ. конгрегации были секуляризированы. В Италии, после того как в 1656 г. папа Александр VII расформировал общину регулярных каноников при рим. госпитале Санта-Мария ин Сассия, поскольку к тому времени руководство госпиталя никак не было связано с Г. Св. Духа, а избиралось среди знатных горожан, орден стал приходить в упадок. Папа Лев XII предпринял попытку реформирования ордена, в 1829 г. он одобрил новый орденский устав и назначил нового главу ордена. Однако к 1841 г. в Риме к ордену принадлежало только неск. каноников, не занимавшихся госпитальной работой. Буллой папы Пия IX «Inter plurima» от 1 июля 1847 г. орден был упразднен. Г. Богоматери милосердия [франц. Hospitaliers de la charité Notre-Dame], орден, основанный в кон. XIII в. гр. Ги де Жуанвилем вместе с госпиталем в Бушромоне (еп-ство Шалон). Позднее им же был организован др. госпиталь - в Париже, переданный под упр. ордена Г. Богоматери милосердия. Папа Бонифаций VIII утвердил орден в 1300 г., изъяв его из юрисдикции местного епископа и постановив, что во главе каждого из госпиталей будет поставлен священник - член ордена, получивший всю полноту власти в управлении своим учреждением. Папа Климент VI буллой от 27 июля 1346 г. утвердил для ордена Устав блж. Августина. К XVII в. орден пришел в упадок. В 1631 г. кармелиты получили в управление мон-рь в Париже. В 1652 г. последний мон. ордена Алексис Ланго передал приорство Бушромон ордену францисканцев-терциариев. Официально орден был упразднен королевским эдиктом в 1672 г., его имущество передавалось ордену св. Лазаря. Г.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Орден Александра Невского. Орден был задуман Петром I за воинские заслуги, но стал использоваться для поощерения гражданских лиц. 3674 факта награждения. Орден Георгия. И вот самый славный орден Св. Георгия. Он был учережден Екатериной II, она стала гроссмейстером ордена, Председательствовала на всех заседаниях ордена, на которых решалось, кого удостоить чести носить этот орден. Орден давался за личную доблесть, проявленную в бою не взирая на сословия и чины. Награжденным полагалась пенсия. Екатерина II повелела: «…сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный преобретается.» В 1723 году Царем Петром был издан указ о продаже муки, круп по весу, а не по мере. Причем использовать можно было, только проверенное оборудование, на котором было клеймо с государственным орлом. За применение поддельных весов Царь серьёзно штрафовал обманщиков. На территории Петропавловской крепости было  построено несгораемое депо образцовых мер и весов, куда торговцы должны были приносить торговое оборудование и измерительные приборы на проверку. Была введена единая система мер и весов и созданы эталоны, которые хранились здесь в этом здании. Сам Император ходил с тростью, на которой были указаны эталонные величины – это Медный аршин – 711 мм Полуаршин - Сажень – 3 аршина А сейчас мы с Вами немного поиграем на то, кто больше всех знает о деньгах. А теперь мои дорогие, мы с Вами отправимся в путешествие по внешней стороне крепости. Окончание экскурсии А сейчас ребята мы с вами через Никольские ворота выйдем к Кронверкскому проливу. Посмотрите с этой стороны крепости сохранились старые стены, напоминая нам, что связь времен неразрывна и мы по нему все время путешествуем. Помните мы вам рассказывали, как царь Петр Алексеевич самолично закопал ящик с золотом в старой крепости? Хотелось бы чтобы отыскать его повезло именно нам, ведь небываемое бывает. Вот это удача! Какая команда нашла клад? Об этом событии должны напечатать во всех газетах. «Клад найден!» А сейчас как настоящие знатоки денег мы определим, не фальшивые ли они? А как мы будем проверять? Правильно, на зубок.

http://azbyka.ru/deti/e-kskursiya-po-pet...

12) Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, трех степеней; 13) Орден равноапостольного Николая, архиепископа Японского, трех степеней; 14) Орден преподобного Андрея Иконописца, трех степеней; 15) Орден мученика Трифона, трех степеней; 16) Орден благоверного царевича Димитрия, трех степеней; 17) Орден святителя Луки, архиепископа Крымского, трех степеней. Святейший Патриарх при интронизации на Всероссийский Патриарший Престол возлагает на себя знаки ордена апостола Андрея Первозванного и иными орденами Русской Православной Церкви не награждается. Орден апостола Андрея Первозванного, выполненный в одном экземпляре, передается от Патриарха к Патриарху. 3.4.      Об общецерковных медалях и знаках Русской Православной Церкви 3.4.1.           В Русской Православной Церкви, помимо орденов, существуют иные Патриаршие награды, которые по своей значимости располагаются в следующем порядке: 1) Общецерковные медали (медали соответствующих орденов, медаль " Патриаршая благодарность " , медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны). 2)      Патриаршие знаки; 3)      Патриаршая грамота; 4)      Патриаршие юбилейные медали и юбилейные знаки. 3.4.2. В Русской Православной Церкви существуют следующие общецерковные медали: 1)                  медаль ордена равноапостольного князя Владимира, одной степени; 2)                  медаль ордена Славы и чести, одной степени; 3)                  медаль ордена преподобного Сергия Радонежского, одной степени; 4)                  медаль ордена благоверного князя Даниила Московского, одной степени; 5)                  медаль ордена равноапостольной княгини Ольги, одной степени; 6)                  медаль ордена преподобного Серафима Саровского, одной степени; 7)                  медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, одной степени; 8)                  медаль ордена благоверного князя Димитрия Донского, одной степени; 9)                  медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского, одной степени;

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

христианской Церкви на Католическую и Православную. 118 Прозелитизм (от греч. proselytos, букв.: пришелец) – стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания. 119 Тевтонский орден (от старонем. teutones – названия германского племени) – военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя («дома св. Марии») для германских крестоносцев. Отсюда его полное название – Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198 г. В начале XIII в. обосновался в Северо-Восточной Европе. Орден осуществлял политику католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили политику насильственной германизации и окатоличивания населения. Агрессия ордена встретила сопротивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержанных русским и другими славянскими народами. В 1410 г. польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену. В XVI в., когда Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свою военную мощь и политическое значение. В качестве весьма малочисленной церковной организации орден существует до сих пор в ФРГ. Ливонский орден меченосцев, основан в 1202 г. в Риге епископом Альбертом Буксгевденом. В 1237 г. объединился с Тевтонским орденом. Появление лютеранства в XVI в. ослабило позиции ордена; окончательно он распался в 1561 г. 120 Альбигойцы и вальденсы – последователи еретического движения во Франции, в Италии и Германии в вв. против Католической Церкви. Одним из центров движения был г. Альби (французская провинция Лангедок). Альбигойцы отвергали догмат о Триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя Католическую Церковь «дьявольской силой». Преданные папой анафеме, они создали свою церковь , объявив ее независимой от католицизма. Папа Иннокентий III в 1209 г. предпринял против альбигойцев крестовый поход, который окончился их разгромом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

571 Recollecti fratres, т.е. «состоящие в духовном общении», – конгрегации внутри ряда орденов, в т.ч. францисканцев, августинцев, цистерцианцев, которые соблюдают строгий устав монашеской жизни. 572 Ordo fratrum praedicatorum – братьев–проповедников – основан Домиником де Гусманом в Тулузе в 1214 г. Устав ордена, сочетавший августинские правила и некоторые положения устава премонстрантов, был утвержден папой Гонорием III в 1216 г. На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 г. орден объявляется нищенствующим: Доминик вводит постановление о совершенной нищете, в соответствии с которым не только орденские братья не могут иметь никакого имущества, но и орден в целом не должен иметь прав собственности ни на монастыри, в которых живут монахи, ни на огороды, ни на что–либо другое (это постановление, как не соблюдаемое вполне, отменено папой Мартином V в 1425 г.). Сборник статутов ордена издал его третий генерал Раймунд де Пеньяфорт в 1238 г. 573 Образован папой Иннокентием IV в 1256 г. путем объединения итальянских общин, живших по указаниям блаж. Августина, – тосканских эремитов, бритинианцев и др., – на основе т.н. «Правил св. Августина»; устав был расширен в 1580 г.; в 1567 г. папа Пий V причислил августинцев к числу нищенствующих орденов; Фома де Хесус (ум. 1582) основал в Португалии орден босых августинцев, отличавшийся строгостью жизни и постничеством, особый устав которого утвердил Григорий XV в 1622 г.; в 1845 г. Эммануэль д’Альзон основал ветвь ордена под названием августинцев–ассумпционистов, или августинцев Успения Божией Матери. 574 Оставив в стороне предание о том, что основателем ордена был еще ветхозаветный пророк Илия, укажем, что ок. 1156 г. Бертольд Калабрийский основал общину отшельников у источника Илии–пророка на г. Кармил; строгий устав ордена написал в 1209 г. иерусалимский католический патриарх Альбрехт, а в 1224 г. этот устав был утвержден папой Гонорием III; с 1245 г. кармелиты именуют себя «Орденом братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель»; в 1247 г. от папы Иннокентия IV орден получил менее строгий устав и вошел в состав нищенствующих орденов; смягчение устава происходило также в 1431 г. при папе Евгении IV и в 1459 гг. при Пие II (тогда орден раскололся на обсервантов, или босоногих, желавших соблюдать прежний устав, и конвентуалов, или обутых, живших по более мягким уставам), а в дальнейшем в структуре ордена возникли еще несколько отделений с особыми уставами и генералами, подчинявшихся непосредственно Риму, в частности – « Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель», основанный в 16 в. Терезой Авильской и Хуаном де ла Крус.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преобразованных в монашеские ордены, конгрегации и религ. братства, деятельность к-рых была непосредственно связана с оказанием помощи больным, традиционно связывается с эпохой крестовых походов , с одной стороны, и с расцветом и распространением в XII-XIII вв. каноникатов, сочетавших созерцательную и деятельную жизнь,- с другой. Как правило, Г., общины регулярных каноников, следовали Августина уставу . Старейшим из рыцарских госпитальных орденов является орден св. Иоанна Иерусалимского (иоанниты, или госпитальеры), к-рый был основан во 2-й пол. XI в. рыцарями и купцами в Иерусалиме для опеки больных паломников. В 1118/19 г. в Иерусалиме был создан и орден рыцарей храма Гроба Господня ( тамплиеры ), распространивший сеть госпиталей по всей Европе. Члены ордена крестоносцев Гроба Господня в Иерусалиме (сепулькринцы, орден основан в 1122) заботились о паломниках в Св. земле, затем и о нищих в своих госпиталях. Во время 3-го крестового похода рыцари и горожане из Любека и Бремена создали орден Г. св. Девы Марии (Немецкий, или Тевтонский, орден). Госпитальные ордены и братства помогали паломникам и в Европе. Члены госпитального рыцарского ордена св. Иакова совместно с братствами св. Иакова предоставляли приют паломникам, направлявшимся в Сантьяго-де-Компостела. [лат. Hospitalis S. Spiritus, Congregatio S. Spiritus], орден регулярных каноников, основанный в посл. трети XII в. в Монпелье. В 1180 г. сын гр. Монпелье Гийома VII, Ги (франц. Guy; итал. Guido di Montpellier), открыл госпиталь Св. Духа и собрал группу людей, вместе с ним готовых ухаживать за больными. Светское братство было преобразовано в общину регулярных каноников и получило устав, выработанный на базе правил ранее возникшего ордена иоаннитов, в основе к-рых в свою очередь лежал Устав блж. Августина. Папа Римский Иннокентий III буллой «Religiosam vitam eligentibus» от 23 авг. 1198 г. одобрил создание ордена и осуществляемую им деятельность - кормить голодных, одевать нищих, лечить больных (Die Register Innocenz III./Hrsg.

http://pravenc.ru/text/166293.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010