Претерпел изменения и рисунок самого святого Георгия. В XVIII веке он изображался в виде западноевропейского рыцаря, с ног до головы закованного в доспехи, в шлеме с открытым забралом и с турнирным копьем в руке. Теперь же облик Победоносца был сделан в каком-то смысле более «историчным» и, несомненно, более православным - он предстает в вооружении, условно говоря, «греко-римского» образца, в греческом шлеме с гребнем, а главное - копье святого Георгия теперь увенчано крестом (по описанию - осьмиконечным, но из-за недостатка места мог изображаться и четырехконечный крест). Согласно официальному описанию, московский губернский герб образца 1856 года представлял «в червленом щите, Святого Великомученика и Победоносца Георгия, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающего золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою»; описание городского герба образца 1883 года практически идентично, за исключением сопутствующих гербовому щиту «украшений»: «Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою (обозначавшие столичный статус Москвы. - А. К. )». В таком виде герб просуществовал до 1917 года. - Расскажите, пожалуйста, об ордене Святого Георгия. - Наградная система европейского образца появилась в России опять-таки при Петре I, учредившем ордена апостола Андрея Первозванного и дамский орден великомученицы Екатерины. Император предполагал учредить и специальный воинский орден, закономерно наименовав его в память святого благоверного великого князя Александра Невского, но после смерти Петра воинский смысл этой награды как-то сам собою утратился (да и какие там войны были при его ближайших преемниках?), и она превратилась просто в орден за государственные заслуги, а в сущности - для высших сановников, оставшись таковым до самого конца Российской империи. К мысли о необходимости военного ордена вернулись в «век Екатерины», известный славными победами русского оружия. Первоначально существовал проект и назвать его «Екатерининским орденом», но у Екатерины II хватило мудрости и такта не создавать орден «во имя свое» (именно свое, потому что орден Святой Екатерины уже существовал!), и нашли лучший вариант - 26 ноября (по старому стилю) 1769 года, на «осеннего Егория», было объявлено об учреждении «Военного Святого Великомученика и Победоносца Георгия ордена» в четырех степенях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

По цели деятельности протестантские ордены тоже можно разделить на несколько категорий. 1) Миссионерские. К ним относится упомянутое выше Меланезийское братство. 2) Созерцательные . Туда можно отнести Ораторий Доброго Пастыря (Oratory of the Good Shepherd). Этот англиканский орден был создан в Кембридже в 1913 году. Членами ордена являются как клирики, так и миряне. Члены Оратория Доброго Пастыря обычно не проживают вместе, но они объединены в коллегии, где регулярно встречаются .  3) Благотворительные. К ним относится, например, англиканское Общество святого Иоанна Крестителя (Community of St. John Baptist), живущее по уставу августинианцев . Орден был основан вдовой священника Г. Монселл и священником Т. Т. Картером в Виндзоре в 1852 году. Общество святого Иоанна Крестителя было создано для помощи социально уязвимым женщинам: матерям-одиночкам, бездомным и проституткам. Для них был создан приют с возможностью научиться какому-то ремеслу . У Общества святого Иоанна Крестителя есть облаты , как состоящие в браке, так и холостые. К благотворительным орденам можно протестантские ветви Ордена святого Иоанна (иоаннитов — наследников известного рыцарского ордена): в Германии (Бранденбург, существует с 1538 года), Великобритании, Нидерландах и Швеции. Члены ордена занимаются благотворительностью. Протестантские ветви ордена входят в общее братство иоаннитов и сотрудничают с Мальтийским орденом . 4) Просветительские. К ним относится, например, упомянутый выше Орден святого Луки. 5) Националистические — ордены, созданные для защиты этноконфессиональной группы протестантского вероисповедания. Самый известный орден такого типа — Оранжевый орден (The Loyal Orange Institution, The Orange Order). Он был создан в 1795 году после вооружённых столкновений между католиками и протестантами (т. н. битва при Даймонде). Первоначальное название — Оранжевое общество (англ. Orange Society), в честь короля Вильгельма III Оранского, прозванного «протестантским Давидом», который был призван из Нидерландов протестантской элитой, недовольной политикой короля-католика Якова II.

http://bogoslov.ru/article/6172735

В русской литературе можно часто встретить слово «КАВАЛЕРИЯ» в значении «орденская лента». Городничий в «Ревизоре», мечтая о генеральской карьере, говорит жене: « А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую? » Можно было бы ответить вместо Анны Андреевны: « Конечно, голубую; ведь это лента высшего русского ордена — Андрея Первозванного ». Однако орден этот выдавался крайне редко, только весьма высокопоставленным особам, а не просто любому генералу. В просторечии «кавалерия» могла означать и один-единственный наградной знак. Нанявшийся в дворники отставной унтер-офицер Грознов («Правда хорошо, а счастье лучше» Островского) хвастается: « Я всегда хорошее жалованье получал, я кавалерию имею ». Речь идет, несомненно, о «солдатском Георгии». Носители орденов назывались КАВАЛЕРАМИ. При Кутузове («Война и мир» Л. Толстого) « почетный караул молодцов-гвардейцев, большей частью кавалеров ». Это значит, что в охране фельдмаршала находились особо отличившиеся воины, удостоенные наград. Орденский крест высокой степени надевался на узкой ленточке на шею, там, где сейчас располагается узел галстука, крест низшей степени — на груди. Нагрудные знаки на мундире крепились на пуговичных петлицах, позднее — прикалывались, но в обиходе по-прежнему чаще говорилось «крест в петлице». Нагрудные кресты носили на ленточке. Если орден был дан за военные подвиги, то это обстоятельство отмечалось особой складкой на ленточке — БАНТОМ. В «Горе от ума» Скалозуб хвалится, что в 1813 году он отличился с братом: « …засели мы в траншею:/Ему дан с бантом, мне на шею ». Эта информация мало что говорит современному читателю и зрителю. Скалозуб получил орден на шею (скорее всего, Владимира 3й степени), а брат его — такой же орден 4й степени, носимый на груди, ленточка которого была отмечена бантом. Лишь один орден Святого Георгия не имел банта, потому что его давали только военным. Погоня за орденами, как и за чинами, была характерной чертой многих дворян и чиновничества. Грибоедовский Фамусов придает орденам огромное значение. Лиза говорит о нем Софье:

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

В 1811 году И.Ф. Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Федорович оказал в подготовке последующих морских экспедиций, которые были совершены в под начальством Отто Ефстафьевича Коцебу (1815—1818), Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (1819-1821), Федора Петровича Литке (1826-1829). И.Ф.Крузенштерн В 1827 году И.Ф. Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса. За пятнадцать лет руководства И.Ф. Крузенштерн создал в Морском кадетском корпусе библиотеку и музей, ввел в обучение ряд новых дисциплин (химия, начертательная геометрия), создал корпусную эскадру учебных кораблей, принял активное участие в создании офицерских классов и отменил телесные наказания кадетов. В 1842 году в звании адмирала Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с учеными Фердинандом Петровичем Врангелем и Федором Петровичем Литке, Иван Федорович принимал непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире. Умер И.Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 года и был похоронен в Домском соборе Таллина. Среди наград Крузенштерна, помимо ордена Святой Анны 2-й степени , орден Святого Георгия IV класса, орден Святого Владимира 3-й степени, орден Святого Александра Невского и Алмазные знаки к нему, орден Святой Анны 1-й степени, прусский Орден «Pour le Mérite» «За заслуги в науке и искусстве». Имя великого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна носит большой парусный барк «Крузенштерн». В честь И.Ф. Крузенштерна были названы 13 географических объектов в разных частях света: 2 атолла, остров, 2 пролива, 3 горы, 3 мыса, риф и губа. В 1873 году на набережной Невы скульптором Иваном Николаевичем Шредером воздвигнут памятник, на котором выбиты слова как знак благодарности: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну».

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/18/...

199. Ответ на 198, дед: 1. Бывших офицеров не бывает. 2. Мои предки не были предателями Веры, царя и Отечества. 3. Я потомок поколения Победителей в Мировой войне Антанты и их прислужников-белогвардейцев против молодой Советской Республики и Советского народа в Великой Отечественной войне. 4. В том, что в 1985-1993 гг. был уничтожен не-людями Великий СССР и социалистические завоевания Трудового народа, есть и моя огромная вина.... 198. Ответ на 189, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Вы все время пытаетесь навязать моему Русскому народу какое-то покаяние. Вы отдаете себе отчет в этом? Мои предки, донские казаки-старообрядцы, вынуждены были уйти в Сибирь, спасаясь от романовских гонений. Моего деда, Васькина Матвея Егоровича, 1896 г. р., по приказу белогвардейской сволочи, прогнали через строй солдат, избивая шомполами. У меня спина болит... Я, советский офицер, ничем не обидел Русского солдата. Пайку свою отдавал " молодым " . Меня " дембеля " благодарили... Я тоже бывший советский офицер. И грешник еще тот. Знаю про свою историю, что мои предки не были монархистами в то критическое время. Иначе их бы просто уничтожили до того как родились мои папа и мама. Моим предкам - как предателям Веры Царя и жившим при комуняках есть в чем каяться, - будучи уже Там. Но и всем нам - как потомкам предателей и нынешним грешникам есть в чем каяться! И усердно молиться за усопших сродников. 197. Награды Патриарха Алексия I: четыре ордена Трудового Красного Знамени, орден Ливанского Кедра и Сирийский Орден ОмейядовОрден Святого Владимира III степени (1915). В цеом: четыре ордена Трудового Красного Знамени (16 августа 1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 6 ноября 1967). медаль «За оборону Ленинграда» (1943). медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946); орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (поднесён 15 июля 1961). орден святого апостола Марка (8 марта 1945; Александрийская православная орден «Святой Александр» (27 мая 1946;

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/11/za...

Одновременно в Иерусалиме был основан и орден тамплиеров . Девять французских рыцарей под начальством Гугона де Пайена объединились в общество и, кроме монашеских обетов, приняли на себя еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя такое общество полезным для своего государства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломона или вблизи его. Отсюда они получили название тамплиеров (храмовников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплиеров как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил сочувствие на западе, и к нему также, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство обоих орденов было одинаково. После завоевания Иерусалима, а потом Птолемаиды, тамплиеры переселились на о. Кипр, а потом вскоре перешли в западную Европу и проживали в своих богатых поместьях. Центром для них был Париж. Король Филипп Красивый, опасаясь замыслов рыцарей против государства и желая отнять у них громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на них страшные обвинения. Затем он конфисковал орденское имущество и направил против рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньоне и находившийся в полной зависимости от Филиппа, был вынужден содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен. Для обвинения королем Филиппом IV тамплиеров были немалые основания. Подобные же ордена и с подобными названиями стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. был основан орден меченосцев в Лифляндии. Богослужебные новшества в Римо-католической церкви Римская церковь продолжала свои отступления от порядков богослужения. Таинство Крещения стало совершаться через обливание или окропление, а не через погружение. Это применялось еще в некоторых местах в 8 веке, но окончательно установлено на западе не ранее 12 века. Этим Римская церковь узаконила практику, допускавшуюся только в исключительных случаях (крещение больных, заключенных) и отступила от общей церковной практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Да, много здесь можно посеять добра! И не знаешь, когда и каким путем сеется оно! Но несомненно одно, что Владыка Архиепископ Николай в своей немощи из гроба проповедовал много сильнее, чем когда-либо при своей жизни. И вся процессия среди сотен тысяч язычников была самым блестящим проповедническим собранием, какое когда-либо приходилось ему устроить. К 6 часам вечера я возвратился в Миссию. Одиночество было бы сегодня ужасным. Но Бог послал нам из Кореи о. Архимандрита Павла, которого любил Владыка и который почитал Владыку. С родной душой я чувствовал себя куда легче. А на улице стонал ветер. Начался дождь, и крупные капли его били в стекла. Так совершилось погребение Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского. 1 Церемониал погребальной процессии Высокопреосв. Архиепископа Николая: 1. Фонарь. Катех. Абе. 2. Хоругви. Катех. Ино и Иидзука. 3. Хор воспитанниц и воспитанников, с пальмовыми ветвями в руках. 4. Орден св. Анны 1-й ст.: свящ. Косияма. 5. Орден св. Владимира 2-й ст.: свящ. Есида. 6. Орден св. Александра Невского: свящ. Накадзима. 7. Орден св. Александра Невского с бриллиантами: свящ. Касаи. 8. Орден св. Владимира 1-й ст.: свящ. Уцида. 9. Хор воспитанниц и воспитанников, с пальмовыми ветвями в руках (вторая половина). 10. Запрестольный Крест: диак. Саоаки. 11. Запрестольная икона: диак. Исида. 12. Напрестольное Евангелие: священники Морита и Такаи. 13. Напрестольный Крест: прот. П. И. Булгаков. 14. Хоругви: катех. Моги и Оокава. 15. Венки, несомые представителями христиан и катехизаторами. 16. Четыре катехизатора в стихарях, старейшие. 17. Иереи, не названные выше и ниже, младшие впереди, в облачениях. 18. Епископ Сергий, в полном облачении, с посохом. 19. Протодиакон Д. К. Львовский и посошник Епископа. 20. Посох почившего Владыки: катех. Кагета. 21. Лампадчик, исат. Усуи. 22. Клобук почившего: свящ. Ямагаки. 23. Малый омофор: свящ. Циба. 24. Крест почившего: свящ. Метоки. 25. Панагия почившего: прот. Сим. Мии. 26. Митра почившего: свящ. Фукуи. 27. Икона Божией Матери Смоленская: свящ. Судзуки. 28. Напрестольный Крест большой: Архимандрит о. Павел. 29. Венок Японского Императора. 30. Диаконы Такахаси и Кано с кадилами. 31. Иподиаконы Узава и Сайтоо с ршшдами. 32. Колесница с гробом почившего Святителя, везомая 4 лошадьми. 33. По сторонам гроба дежурство из воспитанников семинарии, японцев и русских. 34. Иподиаконы Исида и Совада с дикирием и трикирием. 35. Представитель России, секретарь посольства А. И. Щербацкой. 36. Члены посольства, консульства, члены Русской колонии, представители инославных Церквей. 37. Представители церковных общин. 38. Христиане, христианки и все прочие, провожавшие Владыку до могилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

7) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. 8) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. 9) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали.   4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви. ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего отечества. Статут ордена святого Апостола Андрея Первозванного . 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом святого Апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Звезда ордена носится с правой стороны в верхней части груди. 5. Знак ордена крепится на плечевой ленте и располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже. Описание ордена святого Апостола Андрея Первозванного . Знак ордена.   Знак ордена представляет собой Андреевский крест, образованный четырьмя зелеными гранеными камнями в оправе в виде жгута. В центре знака — овальный медальон с образом святого Апостола Андрея Первозванного. Святой изображен в полный рост на фоне креста и гористого пейзажа; правая рука — благословляющая, в левой — развернутый свиток. По сторонам, на уровне плеч святого, надпись: справа — С. АНДРЕЙ, слева — АПС. ПЕРВ. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона — позолоченный рант в виде жгута и 24 бесцветных прозрачных страза. Крест наложен на серебряный оливковый венок. По вертикальным и горизонтальным осям на венок наложены четыре красных граненых камня. Венок наложен на 28 позолоченных двугранных лучей. В оглавии знака — позолоченная корона, увенчанная крестом и украшенная тремя стразами. У основания короны расположена позолоченная лента.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Понятно, что при таких условиях ещё при жизни Франциска его орден заметно изменился, приблизившись к традиционным организациям. Сам святой, чувствуя своё бессилие, отказался от руководительства им, предоставив всё министрам и низведя себя на положение простого брата, хотя фактически и обладавшего большим авторитетом. Примером своей жизни старался подействовать Франциск на забывший своё святое призвание орден. Вместе с близкими учениками он соблюдал устав во всей его строгости, и вновь переживало себя в разросшемся ордене первичное братство. Но надежды Франциска на великую силу примера были наивны. Орден, руководимый искусною рукою чтивших Франциска, но не следовавших его примеру «учёных», шёл своею новою дорогой. Ближайшие ученики Франциска жались около своего учителя, после смерти – около старейших и авторитетнейших его братьев, собирали слова, сказанные серафическим отцом, легенды о нём; растили негодование на новых братьев, но оставались относительно незначительной и медленно пополняющейся, хотя и полной энтузиазма группой. Отношения между ними и руководящими слоями всё обострялись. Но в ордене существовали и другие противоречия. Сильно было течение к ослаблению устава, встречавшее сопротивление не только со стороны верных учеников Франциска – «ревнителей», или «зилотов», но и со стороны «учёных» (litterati), совсем не желавших идти в смягчении устава далее пределов требуемого их идеалом. Наконец, в демократическом по составу своему ордене всплыло противоречие между клириками и мирянами, временно при генеральном министре Илье захватившими власть, но потом подавленными первыми. Многие заветы Франциска были забыты. Несмотря па прямое его запрещение, орден получил папские привилегии. Вопреки воле святого устав был подвергнут толкованию со стороны ближайшего друга его – Папы Григория IX. Идеал бедности подвёргся ограничениям. Земельных владений у францисканцев действительно не появилось, по движимое имущество ордена, хотя официально и признанное имуществом Церкви, приняло значительные размеры; доходы братьев, прикрытые именем милостыни, возросли; появились удобные каменные дома в городах и гордый готический храм поднялся на окраине Ассизи. В идее братья были нищими, потому что собственником всего их имущества считалась Римская Церковь. По-прежнему они были апостолами, но проповедь уже давно разрешалась не всем, а только тем, кого признавал для этого пригодным министр. По-прежнему братья бродили, но уже в ограниченных пределах и под бдительным надзором орденских властей. Случайные приюты братьев-странников превратились в постоянные общежития. То, что прежде было существом, в значительной степени стало внешностью, прикрывающей близкий к традиционному орден.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИАНЕ [базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к-рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов - уставом свт. Василия Великого . Одно из важных направлений деятельности В.- развитие отношений с вост. христианством. В наст. время в католич. Церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албан. обряда), василианский орден св. Иосафата (укр. и румын. обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (мелькитского обряда). В средние века Название «В.» использовалось в Зап. Европе для обозначения всех вост. монахов, к-рые руководствовались общежительным уставом свт. Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в рим. папской канцелярии в XIII в. применительно к греч. мон-рям Юж. Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итал. истории. Сами монахи никогда не называли себя «В.» Из 369 актов, опубликованных Ф. Тринкерой, имеется только одно упоминание в акте, происходящем из еп-ства Локри (Калабрия) от 27 авг. 1101 г.,- «τς τξεως το γου Βασιλου» (чина св. Василия) (Syllabus graecarum membranarum/Ed. F. Trinchera. Napoli, 1865. P. 88). Возможно, термин «В.» употреблялся для того, чтобы отличать греч. монахов вост. обряда от появившихся здесь же к кон. XI в. лат. монахов. Несмотря на отсутствие в вост. монашестве орденских организаций, греч. монахов тем не менее в эпоху утверждения папского влияния в Юж. Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «В.» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих правосл. Востока, причем независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания о том, что основателем мнимого «василианского ордена» был свт. Василий Великий, а все вост. монахи живут по составленному им в IV в. уставу.

http://pravenc.ru/text/150475.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010